К какому веку относится образование древнерусского государства в киеве?

10 ответов на вопрос “К какому веку относится образование древнерусского государства в киеве?”

  1. Stonewalker Ответить

    Объединение славянских племен для противостояния более могущественным соседям: В начале 9 века славянские племена были окружены более сильными государствами. На юге раскинулось большое средневековое государство – Хазарский каганат, дань которому были вынуждены платить северяне, поляне и вятичи. На севере выносливые и воинственные норманны требовали откупа от кривичей, ильменских словене, чудь и меря. Только объединение племен могло изменить существующую несправедливость.
    Разрушение родового строя и родовых связей: Военные походы, освоение новых земель и торговля привели к тому, что в родовых общинах, основанных на имущественном равенстве и ведении хозяйства сообща, появляются более сильные и богатые семьи – родовая знать;
    Общественное расслоение: Разрушение родового и общинного строя у славян привело к появлению новых слоёв населения. Так образовался слой родовой знати и дружинников. К первым относились потомки старейшин, которые сумели нажить больше богатства. Ко вторым, дружинникам – молодые воины, которые после военных походов не возвращались к земледелию, а становились профессиональными воинами, защищавшими правителей и общину. Слой простых общинников в знак благодарности за защиту воинам и князьям преподносили дары, которые в дальнейшем превратились в обязательную дань. Кроме того, выделился и слой ремесленников, которые отошли от земледелия и обменивали свои «плоды» труда на продукты. Появились и люди, живущие исключительно за счёт торговли – слой купцов.
    Развитие городов: В 9 веке большую роль в развитии общества играли торговые пути (сухопутные и речные). Все новые слои насления – знать, дружинники, ремесленники, купцы и земледельцы стремились селиться в поселках, стоящих на торговых путях. Таким образом, количество жителей увеличивалось, менялся общественный строй, появлялись новые порядки: власть князей превращалась во власть государственную, дань – в обязательный государственный налог, небольшие города – в крупные центры.

    Рис. 2. Дары дружинникам за защиту от врагов

    Два центра

    Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине 9 века к образованию на карте современной России двух центров – двух ранних древнерусских государств:
    на севере – Новгородский союз племён;
    на юге – объединение с центром в Киеве.
    К середине 9 века князья Киевского союза – Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство – Русь или Киевская Русь.

  2. Kazrajora Ответить

    2. Второй (вторая половина X – первая половина XI в.) – время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;
    3. третий период – вторая половина XI – начало XII в., переход к территориально – политической раздробленности.
    «Вещий» Олег (882-912) – совершил знаменитые походы на Константинополь (Царьград) в 907 и 911 гг, по результатам которых были заключены выгодняе торговые договоры между странами (безпошлинная торговля русских купцов в городе0. Поход 907 г в летописи описывается очень ярко – Олег повесил щит на ворота.

    Преемником Олега стал Игорь (912 – 945), по летописи, сын Рюрика.
    Князь Игорь в 941 г. совершил новый поход на Константинополь. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве (русские корабли были сожжены “греческим огнем”).

    Тогда в 944 г. киевский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз до сражения не дошло и был заключен новый мирный договор, несколько менее выгодный для Руси, чем договор Олега.
    В 945 г. при сборе дополнительной дани с древлян Игорь был убит.
    Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам, убив их послов и уничтожив столицу древлян Искоростень.
    Она же отменила опасное “полюдье”, установив твердый размер дани (“уроки”), сроки ее сдачи и место сбора (“погосты”). Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.
    Княгиня Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 г. (этот вопрос спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство.
    Сын Ольги и Игоря– Святослав (945 – 972) уделял мало времени внутренним делам государства и прославился своими военными походами (против хазар)

    Святослав (он оставался язычником, несмотря на уговоры матери) после разгрома Хазарию в 965 г.
    По договоренности с византийским императором выступил против Дунайской Болгарии. Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае. Отсюда он начал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые едва не взяли Киев. Святослав разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь он начал войну с Византией и вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю.
    В 971 г. византийский император перешел в наступление. Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийской дипломатией печенеги устроили засаду, и Святослав был убит. Из его черепа по легенде хан сделал себе чашу.

    После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два его старших сына – Ярополк и Олег погибли. Победителем стал младший сын Святослава (от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги) – Владимир (980 -1015 гг). Именно в этот период завершилось становление древнерусской государственности.
    При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.
    К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи – объездах, исходящих из Киева. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя – наместника. Территории управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость.
    С формированием древнерусской государственности было тесно связано и принятие христианства, ставшее крупнейшим событием в политической и культурной жизни Руси. Сохранившиеся следы былой независимости племен стали неприемлемы для центральной власти. Пережитками старины оказывались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения.
    Религиозная реформа: сначала он попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном – богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата.Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира.
    Причина: Провозглашение монотеизма (единобожие) укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию. Наконец, христианство формировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную.
    Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне (дочь византийского императора).
    988 год принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам в Херсонесе, крестил своих бояр, а затем и весь народ.

    Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно – потребовалось 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Во главе православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.
    Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. С христианством на Русь приходит распространение грамотности, строятся замечательные архитектурные памятники – церкви и храмы, развивается живопись, литература.
    После смерти в 1015 г. Владимира между его детьми вспыхнула рознь, в результате которой власть в Киеве перешла к княжившему до этого в Новгороде Ярославу (1019 – 1054).
    Этот князь, получивший прозвище Мудрый, был известен как образованный человек, знавший несколько иностранных языков и имевший богатую библиотеку. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества.
    Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор – храм, посвященный мудрости. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси.

    При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Династические браки: Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода – Владимир Мономах.
    Написал первый свод законов – «Русскую правду» состоит из – «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» написанная потомками.

  3. FixxxPlayTv Ответить

    Ас­си­ми­ля­ция ва­ря­гов в Се­вер­ной Ру­си шла мно­го мед­лен­нее, чем в Юж­ной, что объ­яс­ня­лось, оче­вид­но, по­сто­ян­ным при­то­ком но­вых скан­ди­нав­ских групп, гл. за­ня­ти­ем ко­то­рых, как и на юге, слу­жи­ла ме­ж­ду­на­род­ная тор­гов­ля. Упо­мя­ну­тые мес­та кон­цен­тра­ции скан­ди­нав­ских ар­хео­ло­ги­че­ских древ­но­стей (от Ла­до­ги до Гнёз­до­ва) но­си­ли яр­ко вы­ра­жен­ный ха­рак­тер тор­го­во-ре­мес­лен­ных по­се­ле­ний с эт­ни­че­ски сме­шан­ным на­се­ле­ни­ем. Мно­го­чис­лен­ные и по­рой ог­ром­ные кла­ды араб­ско­го мо­нет­но­го се­реб­ра на тер­ри­то­рии Се­вер­ной Ру­си, фик­си­руе­мые с ру­бе­жа 8–9 вв., по­зво­ля­ют ду­мать, что имен­но стрем­ле­ние обес­пе­чить се­бе дос­туп к бо­га­тым вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ной араб­ской се­реб­ря­ной мо­не­той рын­кам Волж­ско-Кам­ской Бул­га­рии (в мень­шей сте­пе­ни – к да­лё­ким при­чер­но­мор­ским рын­кам по вол­хов­ско-днеп­ров­ско­му пу­ти «из ва­ряг в гре­ки») влек­ло во­ен­но-тор­го­вые дру­жи­ны ва­ря­гов в Вос­точ­ную Ев­ро­пу. О том же сви­де­тель­ст­ву­ет и дру­гой яр­кий факт: имен­но араб­ский дир­хем лёг в ос­но­ву древ­не­рус­ской де­неж­но-ве­со­вой сис­те­мы. Не­со­мнен­но, мо­биль­ные, спло­чён­ные и хо­ро­шо воо­ру­жён­ные груп­пы ва­ря­гов бы­ли наи­бо­лее дея­тель­ным эле­мен­том в ор­га­ни­за­ции ме­ж­ду­на­род­ной тор­гов­ли в Се­вер­ной Ру­си. При­зва­ние Рю­ри­ка по­влек­ло за со­бой, ве­ро­ят­но, по­ли­ти­че­скую кон­со­ли­да­цию Се­вер­ной Ру­си, что и сде­ла­ло воз­мож­ным её объ­е­ди­не­ние под вла­стью сев. ва­ряж­ской ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей с бо­лее вы­год­но в тор­го­вом и во­ен­но-стра­те­ги­че­ском от­но­ше­ни­ях рас­по­ло­жен­ной Юж­ной Ру­сью.
    Ук­ре­п­ле­ние го­су­дар­ст­ва. По­хо­ды на Кон­стан­ти­но­поль, ор­га­ни­зо­ван­ные в 907 и 941 князь­я­ми Оле­гом и его пре­ем­ни­ком Иго­рем, рав­но как и за­клю­чён­ные в ре­зуль­та­те мир­ные до­го­во­ры 911 и 944, обес­пе­чив­шие рус. куп­цам ис­клю­чи­тель­ные тор­го­вые при­ви­ле­гии на кон­стан­ти­но­поль­ском рын­ке, сви­де­тель­ст­ву­ют о рез­ко воз­рос­ших во­ен­но-по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских воз­мож­но­стях Древ­не­рус­ско­го гос-ва. Сла­бев­ший Ха­зар­ский ка­га­нат ли­шил­ся воз­мож­но­сти со­би­рать дань с се­ве­рян и ра­ди­ми­чей, не мог пре­пят­ст­во­вать на­бе­гам рус. мор­ских дру­жин на бо­га­тые го­ро­да Юж­но­го При­кас­пия (ок. 910 при Оле­ге и в 940-х гг. при Иго­ре). Ви­ди­мо, в это вре­мя Русь за­кре­пи­лась в Тму­та­ра­ка­ни и Кор­че­ве (Керчь). Во­ен­но-по­ли­ти­че­ские уси­лия Ру­си бы­ли на­прав­ле­ны так­же вдоль су­хо­пут­но­го тор­го­во­го пу­ти на сред­ний Ду­най: в дан­ни­че­скую за­ви­си­мость от Кие­ва по­па­ли сла­вян­ские пле­ме­на во­лы­нян и да­же ленд­зян (к за­па­ду от вер­ховь­ев Бу­га). По­сле ги­бе­ли Иго­ря во вре­мя вос­ста­ния древ­лян (по­сле 945) прав­ле­ние ока­за­лось в ру­ках его вдо­вы – кня­ги­ни Оль­ги, глав­ные уси­лия ко­то­рой, по­сле уми­ротво­ре­ния древ­лян, бы­ли на­прав­ле­ны на внут­рен­нюю ста­би­ли­за­цию Древ­не­рус­ско­го гос-ва. Ак­тив­ная во­ен­ная экс­пан­сия во­зоб­но­ви­лась в прав­ле­ние Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча (по­сле 960–972): под власть Ру­си бы­ли при­ве­де­ны вя­ти­чи, в 965 раз­гром­лен Ха­зар­ский ка­га­нат, по­сле че­го он ока­зал­ся в за­ви­си­мо­сти от Хо­рез­ма, а вско­ре во­об­ще со­шёл с по­ли­ти­че­ской аре­ны. Два кро­во­про­лит­ных ду­най­ских по­хо­да 968 и 970–71 не при­ве­ли к же­лан­ной це­ли – за­кре­п­ле­нию Ру­си на ниж­нем Ду­нае. По­ра­же­ние от войск ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Иоан­на I Ци­мис­хия за­ста­ви­ло Свя­то­сла­ва ле­том 971 под­пи­сать мир­ный до­го­вор, ко­то­рый за­мет­но ог­ра­ни­чи­вал по­ли­ти­че­ское влия­ние Ру­си в Се­вер­ном При­чер­но­мо­рье. По­сле ги­бе­ли Свя­то­сла­ва вес­ной 972 Русь ока­за­лась по­де­лён­ной ме­ж­ду тре­мя Свя­то­сла­ви­ча­ми: Яро­пол­ком, кня­жив­шим в Кие­ве (972– 978), Оле­гом, по­лу­чив­шим зем­лю древ­лян, и Вла­ди­ми­ром, стол ко­то­ро­го на­хо­дил­ся в Нов­го­ро­де. По­бе­ди­те­лем из на­чав­шей­ся вско­ре меж­до­усо­би­цы вы­шел Вла­ди­мир, в 978 за­хва­тив­ший Ки­ев. Прав­ле­ние Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча (978–1015) от­кры­ва­ет эпо­ху подъ­ё­ма Древ­ней Ру­си в кон. 10 – сер. 11 вв.
    По­ли­ти­че­ский и эко­но­ми­че­ский строй Древ­не­рус­ско­го гос-ва в прав­ле­ние пер­вых ки­ев­ских кня­зей вы­ри­со­вы­ва­ет­ся лишь в об­щих чер­тах. Пра­вя­щая вер­хуш­ка со­стоя­ла из кня­же­ско­го ро­да (оче­вид­но, до­воль­но мно­го­чис­лен­но­го) и су­ще­ст­во­вав­шей за счёт кня­же­ских до­хо­дов дру­жи­ны кня­зя. Гос. за­ви­си­мость вхо­див­ших в со­став Древ­ней Ру­си пре­иму­ще­ст­вен­но сла­вян­ских пле­мён вы­ра­жа­лась в вы­пла­те ре­гу­ляр­ной (ве­ро­ят­но, еже­год­ной) да­ни и в обя­зан­но­сти уча­ст­во­вать в во­ен­ных пред­при­яти­ях ки­ев­ских кня­зей. В ос­таль­ном со­хра­ня­лись и пле­мен­ной быт, и власть пле­мен­ных кня­зей. Ле­то­пис­ные вост.-сла­вян­ские пле­ме­на 10 в. пред­став­ля­ли со­бой объ­е­ди­не­ния с дос­та­точ­но вы­со­кой по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей. Ос­та­ёт­ся не­яс­ным, бы­ли или нет ча­стью Древ­не­рус­ско­го гос-ва су­ще­ст­во­вав­шие в 970-х гг. на вост.-сла­вян­ских зем­лях по­ли­ти­че­ские об­ра­зо­ва­ния под вла­стью дру­гих (по­ми­мо Рю­ри­ко­ви­чей) ва­ряж­ских ди­на­стий (ди­на­стии кня­зя Рог­во­ло­да в По­лоц­ке, кня­зя Ту­ры в Ту­ро­ве) и ко­гда они воз­ник­ли. Сбор да­ни осу­ще­ст­в­лял­ся в фор­ме по­лю­дья – объ­ез­да дан­ни­че­ской тер­ри­то­рии в те­че­ние осен­не-зим­не­го се­зо­на кня­зем или ли­цом, ко­то­ро­му князь ус­ту­пал её сбор, с дру­жи­ной (в это вре­мя дан­ни­ки обя­за­ны бы­ли так­же за свой счёт со­дер­жать их). Дань взи­ма­лась как на­ту­раль­ны­ми про­дук­та­ми (в т. ч. то­ва­ра­ми, пред­на­зна­чен­ны­ми для экс­пор­та – ме­ха­ми, мё­дом, вос­ком), так и мо­не­той, гл. обр. араб­ско­го че­ка­на (еже­год­ная дань с Нов­го­ро­да со­став­ля­ла, напр., 300 гри­вен, т. е. ок. 60 кг се­реб­ра). С име­нем кня­ги­ни Оль­ги от­ра­зив­шее­ся в ле­то­пи­си пре­да­ние свя­зы­ва­ет ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-дан­ни­че­скую ре­фор­му сер. 10 в., со­сто­яв­шую, как мож­но ду­мать, в том, что да­ни, объ­ём ко­то­рых был пе­ре­смот­рен, те­перь сво­зи­лись са­ми­ми дан­ни­ка­ми в по­сто­ян­ные пунк­ты (по­гос­ты), где пре­бы­ва­ли пред­ста­ви­те­ли кня­же­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции. Дань под­ле­жа­ла раз­де­лу в оп­ре­де­лён­ной про­пор­ции ме­ж­ду сбор­щи­ком да­ни и субъ­ек­том гос. вла­сти, т. е. кня­же­ским се­мей­ст­вом: пер­во­му шла 1/3, по­след­не­му – 2/3 да­ни. Сре­ди важ­ней­ших ком­понен­тов эко­но­ми­че­ско­го ме­ха­низ­ма бы­ли сна­ря­же­ние и от­прав­ка еже­год­ных тор­го­вых ка­ра­ва­нов с со­б­ран­ны­ми в хо­де по­лю­дья то­ва­ра­ми вниз по Днеп­ру на ме­ж­ду­на­род­ные рын­ки При­чер­но­мо­рья и др. – про­це­ду­ра, под­роб­но опи­сан­ная в сер. 10 в. в со­чи­не­нии ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го «Об управ­лении им­пе­ри­ей». В Кон­стан­ти­но­по­ле рус. куп­цы пре­бы­ва­ли по неск. ме­ся­цев в го­ду, име­ли соб­ст­вен­ное под­во­рье при мо­на­сты­ре Св. Ма­ман­та и по­лу­ча­ли де­неж­ное со­дер­жа­ние из им­пе­ра­тор­ской каз­ны, ко­то­рая бра­ла на се­бя так­же рас­хо­ды по сна­ря­же­нию об­рат­но­го пла­ва­ния. Внеш­не­тор­го­вая на­прав­лен­ность эко­но­ми­ки Древ­ней Ру­си оп­ре­де­ли­ла на­ли­чие осо­бой со­ци­аль­ной груп­пы – за­ня­то­го ме­ж­ду­на­род­ной тор­гов­лей ку­пе­че­ст­ва, ко­то­рое ещё в сер. 10 в. бы­ло, как и кня­же­ский род, пре­иму­ще­ст­вен­но ва­ряж­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. Су­дя по то­му, что пред­ста­ви­те­ли этой со­ци­аль­ной груп­пы уча­ст­во­ва­ли в за­клю­че­нии до­го­во­ров Ру­си с Ви­зан­ти­ей, она име­ла са­мо­стоя­тель­ный го­лос в де­лах гос. управ­ле­ния. Дан­ные ар­хео­ло­гии по­зво­ля­ют ду­мать, что имен­но та­кое ку­пе­чест­во со­став­ля­ло со­ци­аль­ную и иму­ще­ст­вен­ную вер­хуш­ку в древ­не­рус­ских тор­го­во-ре­мес­лен­ных по­се­ле­ни­ях 10 в. ти­па Гнёз­до­ва или Ти­ме­рё­ва.

  4. Ballasius Ответить

    Древнерусское государство возникло в результате объединения большей части восточнославянских племен в единую державу со столицей в Киеве. Древнерусское государство часто называют термином «Киевская Русь», который ввели историки ХIХ в. Древнерусское государство просуществовало с IX до первой половины XIII в.
    Образование государства у восточных славян — закономерный итог разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Благодаря развитию хозяйства внутри общин сформировалась их зажиточная часть — родоплеменная знать (князья). Для поддержания своего господства и подчинения рядовых общинников князья начали создавать государственные структуры управления: дружину (армию) для защиты территории и чиновников для сбора дани (налогов). Начальную форму древнерусской государственности представляли собой восточнославянские союзы племен.
    Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия, инициировавшая процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие дань скандинавским племенам варягов (норманнов), изгнали их. В Новгороде началась междоусобная борьба племенной верхушки за власть. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими сторонами. В 862 г. варяжский князь Рюрик (862-879 гг.) и его братья Синеус и Трувор были призваны на Русь новгородцами. Они положили начало русской княжеской династии Рюриковичей.
    Легенда о призвании варяжских князей славянами в качестве правителей послужила основанием для создания норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами этой теории были немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, приглашенные в XVIII в. в Россию для работы с древними документами. Они считали восточных славян «дикими» и «отсталыми» и пытались доказать их неспособность самостоятельно создать управленческие структуры.
    Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686- 1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании княжить на Руси трех братьев-варягов. Советские исследователи М. Н. Тихомиров и Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных личностей. Рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманском происхождении княжеской династии.
    Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег (879-912 гг.), захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив киевских князей Аскольда и Дира, Олег впервые объединил северные и южные славянские земли в составе единого государства. Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе племена древлян, северян и радимичей. Столица была перенесена из Новгорода в Киев.
    Причиной победы Новгорода над Киевом было военное превосходство варяжских дружин новгородского князя. В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье с центром в Киеве обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, он находился на перекрестке торговых путей, что сделало его центром экономической жизни Древнерусского государства.
    Князь Олег сосредоточил в своих руках власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась федерация племенных княжеств во главе с великим киевским князем. Олег опирался на славяно-норманнских дружинников. В 907 и 911 гг. он возглавил успешные военные походы на Византию, в результате которых были подписаны выгодные для Руси торговые договоры.
    Князь Игорь (912-945 гг.) присоединил к Киеву земли уличей, тиверцев, древлян (отсоединились после смерти Олега). В 941 г. предпринял неудачный военный поход на Константинополь. Следующий поход на Византию в 944 г. закончился победой, и русские купцы получили существенные налоговые льготы. Погиб князь Игорь во время восстания древлян, недовольных повторным сбором полюдья (дань с подвластных племен на содержание Киева, князя и его дружины).
    Княгиня Ольга (945-962 гг.) жестоко подавила восстание древлян: уничтожила их родовую знать и сожгла древлянскую столицу — город Искоростень. Ольга провела первую на русских землях реформу налогообложения, установив точные размеры полюдья, сроки и периодичность их уплаты — оброки, уроки. Ввела систему погостов — центров торговли и обмена, в которых упорядоченно происходил сбор податей. Положила начало каменному градостроительству на Руси. Первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги.
    Во внешней политике Ольга отдавала предпочтение дипломатии, а не военным походам. В 957 г. посетила Константинополь и приняла христианство. Ее крестным отцом стал император Византии Константин Багрянородный. Этим шагом она обезопасила Русь от военных вторжений со стороны Византии.
    Сын Игоря и Ольги князь Святослав (962-972 гг.) был выдающимся полководцем. Русский историк Н. М. Карамзин называл его «Александром Македонским нашей древней истории». С 964 г. он совершал походы из Киева на Оку, Поволжье, Северный Кавказ и Балканы. Присоединил к Киеву земли вятичей. Воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский каганат. В 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско-византийскую войну 970-971 гг. Был убит печенегами у днепровских порогов.
    По существующей в то время традиции киевский княжеский престол, как самый главный, наследовался старшим княжеским сыном. После смерти Святослава киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-978 гг.), древлянским князем — другой сын Святослава, Олег (ум. в 977 г.), новгородским — Владимир (970-978 гг. — новгородский князь; 978-1015 гг. — киевский князь). Между братьями началась междоусобная война за право княжить в Киеве. Владимир Святославович вышел из нее победителем, уничтожив всех своих братьев как возможных претендентов на киевский престол.

  5. Aventador Ответить

    Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства. Если кратко, основная из них такова:
    Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.
    Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.
    Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.
    1. У славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.
    2. Славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.
    3. Экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).
    Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Но, как ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг говорит только о происхождении русских князей.
    Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
    Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 веке, укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.
    Именно в 9 веке в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.
    Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в городе Новгороде). В середине 9 века этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879 гг.). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862-й.
    https://5-ege.ru/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva-kratko/
    Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 веке немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).
    М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.
    Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 веках учеными-историками.
    Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 годов. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. В 9 веке Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.
    Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
    В 907 году Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 годах.
    Олег умер в 912 году, и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 году он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда, в 945 году в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 году при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.
    Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.
    Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 году он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.
    Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 веке обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.
    Рекомендуем:
    Периодизация истории России
    Годы правления князей, царей, президентов в России

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *