Как быстро выучить таблицу сложения до 10?

13 ответов на вопрос “Как быстро выучить таблицу сложения до 10?”

  1. Люфтер Ответить

    Первый этап. Не используем запись числа
    Первостепенная задача — научить считать до 10, не используя соответствующие цифры. На первый план выходят действия с предметами. Например, была одна ложка, положили еще одну — стало две ложки. Потом можно увеличивать количество ложек, говоря название числа.
    Помогут в решении этой задачи практические задания. Например, чаще спрашивать у ребенка о количестве чего-нибудь: сколько тарелок, сколько тапочек, сколько птиц на той ветке. Считать можно что угодно, даже ступеньки лестницы.
    Второй этап. Знакомство с самими цифрами.
    В первом классе сначала изучается цифра 1, 2, 0, а потом уже 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Обусловлено положение нуля тем, что ученику на первых порах сложно понять, почему пустота обозначается цифрой. И тогда, когда уже практикуются действия с цифрами, становится понятно, зачем нужен нуль. Например, было пять яблок на столе, пять съели. Осталось — ничего, то есть ноль.
    Еще вариант: Показываются эти рисунки, и спрашивает учитель у детей: «Что изменилось?». Они отметят: «Ничего».

    На втором образце показано, что если в одном квадрате три точки убрать совсем, то будет пустой квадрат и точек вообще не останется.


    Главное правило, которые должны понять дети при счете до десяти: каждая цифра меньше последующей на один и больше прошлой цифры на один.

    Приемы обучения счету до десяти:

    Игра в паровозик. Распространенная тренировка заучивания цифр, проводимая в первом классе. Выходит перед классом один ученик, он говорит, что он — вагон первый. После этого выходит еще один, и говорит: один и еще один будет два. И так продолжается до десяти. Потом операция делается в обратном порядке. Вагоны “распадаются” по одному. Цель этого упражнения — запоминание порядка чисел в прямом и обратном порядке.
    Показ на линейке. Это устаревший метод, основанный на механическом запоминании и наглядном доказательстве порядка чисел.
    Счет на пальцах. Традиционный и самый легкий для детей. Можно использовать на первой поре, пока ребенок не будет порядок цифр. Потом надо отучать от пальцев, рассказывая «секреты» превращений цифр.
    Использование смешных стихов и мультиков о числах. Интересно будет посмотреть мультик «Как козленок учился считать» или проговаривать считалки.

    Стихотворения-запоминалки для изучения счета

    Ягодный счет
    По опушке шла лисичка:
    — Раз, в корзинке земляничка,
    Два — как небо голубика,
    Три — румяная брусника,
    А четыре — вот морошка,
    Пять — смородины немножко,
    Шесть — как бусинка калина,
    Семь — как солнышко рябина,
    Восемь — в лапке ежевика,
    Девять — синяя черника,
    Десять — сочная малина.
    Вот и полная корзина!
    * * *
    Раз — рука, два — рука —
    Лепим мы снеговика!
    Три — четыре, три — четыре,
    Нарисуем рот пошире!
    Пять — найдем морковь для носа,
    Угольки найдем для глаз.
    Шесть — наденем шляпу косо.
    Пусть смеется он у нас.
    Семь и восемь, семь и восемь,
    Мы сплясать его попросим.
    Девять — десять — снеговик
    Через голову — кувырк!
    Ну и цирк!
    * * *
    Пошли пальчики гулять,
    А вторые догонять,
    Третьи пальчики бегом,
    А четвертые пешком,
    Пятый пальчик поскакал,
    И в конце пути упал.
    Игра “Назови соседей числа”. Например, нужно назвать соседей числа 4.
    Упражнение «Цифры заблудились». Нужно разложить по порядку беспорядочно разложенные картинки с цифрами. Есть другая интерпретация этого упражнения: Баба-Яга перепутала все цифры. Помоги расставить их правильно.
    Чтобы научиться считать до десяти, полезно считать числа не только единицами, но и двойками, тройками и пятерками. Для этого предлагаются такие задачки:
    Под забором было видно 10 лапок цыплят. Вопрос: сколько всего цыплят? — Счет двойками: 2, 4, 6, 8, 10 — пять цыплят.
    Сколько сапог надо подарить троим гусятам? Аналогично предыдущей задачке.
    Считать пятерками удобнее всего, наблюдая за часами.

    Как выучить таблицу сложения и вычитания в пределах десяти?

    После того как ребенок знает порядок числительных, полезно применять задания на состав числа. Можно, конечно, зазубрить состав числа 5, например, но лучше использовать игровые действия с предметами с параллельной установкой на запоминание.
    Например:
    В одной тарелке было 4 апельсина, а в другой — 2. Сколько всего апельсинов? (Задача на нахождение суммы)
    Всего 6 яблок, а друзей — трое. Разделите каждому поровну, одинаково.
    Сочетать с простыми задачами можно и маленькие схемы, которые легко применять на уроке и дома.
    На переместительный закон сложения не сложно привести такой пример: одна тарелка с двумя яблоками лежит на столе, а другая тарелка с четырьмя яблоками — лежит рядышком, если поменять их местами, то все равно общее количество яблок останется неизменным.

    Как научить ребенка складывать и вычитать с переходом через десяток?

    В первом классе ученик учится считать полными десятками с помощью пучков палочек. И только после этого он знакомится с таблицей сложения и вычитания с переходом через десяток.
    В приведенном ниже примере, чтобы сложить числа 8 и 5, второе слагаемое раскладывается так, чтобы дополнить первое слагаемое до десяти, а потом остаток прибавляется к десяти.

    Что касается вычитания, то тут раскладывается уменьшаемое по разрядному составу. На примере 15 минус 8 мы видим, что число 15 раскладывается до своих разрядных единиц. В итоге всегда получается 10 и разрядные единички — 5. Теперь: вычитаемое надо разложить на слагаемые. Первым слагаемым будут разрядные единицы от 15-ти, а второе слагаемое подбирается (дети знают состав числа 8). Теперь остается от 10-ти отнять второе слагаемое от восьмерки. И ответ готов. Немного потренировавшись, можно будет легко решать подобные примеры в уме.

    Для ребенка начальной школы важны только три таблицы:
    сложение и вычитание до десяти;
    с переходом через десяток;
    таблица умножения.
    Зная эти три таблицы, легко учиться дальше математике в средних классах. Поэтому первый счет ребенка — первые его шаги в мир математики. И желательно, чтобы эти шаги были в игровой форме, потому что интересная и наглядная форма упражнений помогает быстрее учиться считать и с большей мотивацией грызть гранит науки математики.
    Читайте также:
    Как научить ребенка выразительно читать?
    Фото: Елена Чулихина.

  2. Truefang Ответить

    Опции темы
    Версия для печати
    Подписаться на эту тему…
    07.10.2012, 22:35
    #1
    #1
    Миссис Сойер
    Просмотр профиля
    Сообщения на форуме
    Личное сообщение

    Хранитель

    Регистрация 19.06.2009
    Сообщений 10 281

    Математики, учителя и просто знающие! Про заучивание таблицы сложения.

    Сыну задали выучить таблицу сложения. Первый класс.
    Ладно, я пережила рисование в учебниках, ребусы вместо задач и буквы вместо цифр. Но помню, что заучивали мы – таблицу умножения и позже – таблицу квадратов. Сложение же сначала считалось на пальцах-линейках-палочках, пока не запоминался принцип “2+3 будет 2 скакнуть через 2 цифры на третью” или визуально – как на домино: 3 точки и 2 точки – это 5 точек.
    Но не зубрили цифры, как стихи!
    Это не возмущение, однако, а вопрос. Может, заучить проще и лучше? Сын, правда, очень плохо заучивает всякую абракадабру. Или всё же лучше плюнуть на задание “выучить” и идти от понимания? Но это может быть дольше, чем у других в классе.
    У кого как было или есть?
    Сын, нежным голосом: “Мама! Пойдём со мной гулять! Я тебе дохлую кошку покажу!”
    “У нас еще все впереди, главное понять где этот перед.”(с)Огурцы



    Цитировать

    07.10.2012, 22:55
    ответ для Миссис Сойер , на сообщение « Математики, учителя и просто знающие!… »
    #2
    #2
    Jelly
    Просмотр профиля
    Сообщения на форуме
    Личное сообщение

    Ветеран

    Регистрация 26.07.2009
    Адрес м. Академическая
    Сообщений 792
    Мы принципиально отказались от заучивания. Потому что опора ИМХО должна быть не на заучивание, а на опыт, “чувство числа”, зрительное представление. Когда всё происходит на заучивании, без понимания и прочувствования – 1) никаких хороших эмоций и интереса это не вызывает, 2) на таком шатком фундаменте сложно строить качественное освоение математике дальше.
    Наш базовый метод – игры, где нужно оперировать числами. И покупные, и самолепные. Сыну шесть, считает в десятках (большие числа не “в лёт” – но от души, с пониманием), умножение до пяти знает. Наизусть никогда не учили – да и не стал бы он добровольно это делать.


    Цитировать

    08.10.2012, 00:09
    ответ для Миссис Сойер , на сообщение « Математики, учителя и просто знающие!… »
    #3
    #3
    Болтай Ш.
    Просмотр профиля
    Сообщения на форуме
    Личное сообщение

    Элита

    Регистрация 25.08.2009
    Сообщений 2 228
    Таблица сложения-это состав числа-основа всей математики. Чем быстрее ребенок автоматизирует счет, тем легче ему будет дальше.Учите, не пожалеете. Скучно таблицу-учите в виде домиков, елочек чего угодно, но без нее не обойтись. Видела в продаже электронную таблицу сложения типа “знаток”.


    Цитировать

    08.10.2012, 00:20
    ответ для Болтай Ш. , на сообщение « Таблица сложения-это состав… »
    #4
    #4
    Миссис Сойер
    Просмотр профиля
    Сообщения на форуме
    Личное сообщение

    Хранитель

    Регистрация 19.06.2009
    Сообщений 10 281
    Сообщение от Болтай Ш.

    Скучно таблицу-учите в виде домиков, елочек чего угодно…
    Выдали таблицу елочки-домики мне самой ближе и они – не зубрежка слов, а работа с множествами, то есть ближе к пониманию, а не заучиванию. Нет?
    Сын, нежным голосом: “Мама! Пойдём со мной гулять! Я тебе дохлую кошку покажу!”
    “У нас еще все впереди, главное понять где этот перед.”(с)Огурцы



    Цитировать

    08.10.2012, 00:28
    ответ для Миссис Сойер , на сообщение « Выдали таблицу:073: елочки-домики мне… »
    #5
    #5
    Болтай Ш.
    Просмотр профиля
    Сообщения на форуме
    Личное сообщение

    Элита

    Регистрация 25.08.2009
    Сообщений 2 228
    Сообщение от Миссис Сойер

    Выдали таблицу елочки-домики мне самой ближе и они – не зубрежка слов, а работа с множествами, то есть ближе к пониманию, а не заучиванию. Нет?
    Да без разницы как учить, главное, чтоб “от зубов отскакивало”. Действительно, многим детям понятнее визуальное разделение на части числа, а таблицу в виде квадрата пугаются, путаются куда смотреть.


    Цитировать

    08.10.2012, 00:37
    ответ для Миссис Сойер , на сообщение « Математики, учителя и просто знающие!… »
    #6
    #6
    calcifer
    Просмотр профиля
    Сообщения на форуме
    Личное сообщение

    follow me

    Регистрация 24.02.2005
    Адрес the universe
    Сообщений 34 411
    Вообще то предполагается, что у ребенка уже достаточный опыт устного счета в пределах 10, что он и так все помнит уже… Т.е стольео раз считал, что приобрел навык. Если нет, то имеет смысл расписать состав чисел. И изучить закономерность, и трениповаться в устном счете. Я думаю это и будет выучить… Второй раз вижу на форуме про заучивание… Дети считать перестали?


    Цитировать

    08.10.2012, 02:32
    ответ для Миссис Сойер , на сообщение « Математики, учителя и просто знающие!… »
    #7
    #7
    Ненагляда
    Просмотр профиля
    Сообщения на форуме
    Личное сообщение

    Элита

    Регистрация 04.06.2006
    Сообщений 1 590
    иные числа проще запомнить, чем всю жизнь пересчитывать)


    Цитировать

    08.10.2012, 07:10
    ответ для Jelly , на сообщение « Мы принципиально отказались от… »
    #8
    #8
    no remorse
    Просмотр профиля
    Сообщения на форуме
    Личное сообщение

    Давно я здесь

    Регистрация 20.07.2006
    Сообщений 69 584
    Сообщение от Jelly

    Мы принципиально отказались от заучивания. Потому что опора ИМХО должна быть не на заучивание, а на опыт, “чувство числа”, зрительное представление. Когда всё происходит на заучивании, без понимания и прочувствования – 1) никаких хороших эмоций и интереса это не вызывает, 2) на таком шатком фундаменте сложно строить качественное освоение математике дальше.
    Наш базовый метод – игры, где нужно оперировать числами. И покупные, и самолепные. Сыну шесть, считает в десятках (большие числа не “в лёт” – но от души, с пониманием), умножение до пяти знает. Наизусть никогда не учили – да и не стал бы он добровольно это делать.
    по сути дела все равно происходит заучивание таблицы до 30 как я понимаю, только смотря каким способом, либо тупо по таблицам либо в игре
    я принципиально ничего не даю заучивать, но имхо мой ребенок просто помнит все наизусть
    чувство числа и зрительные представления у моей присутствуют


    Цитировать

    08.10.2012, 07:12
    ответ для calcifer , на сообщение « Вообще то предполагается, что у ребенка… »
    #9
    #9
    no remorse
    Просмотр профиля
    Сообщения на форуме
    Личное сообщение

    Давно я здесь

    Регистрация 20.07.2006
    Сообщений 69 584
    Сообщение от creature

    Вообще то предполагается, что у ребенка уже достаточный опыт устного счета в пределах 10, что он и так все помнит уже… Т.е стольео раз считал, что приобрел навык. Если нет, то имеет смысл расписать состав чисел. И изучить закономерность, и трениповаться в устном счете. Я думаю это и будет выучить… Второй раз вижу на форуме про заучивание… Дети считать перестали?
    ну если они первый класс фигней страдают, а арифметику никто не отменял, вот они вывешивают таблицы и учат наизусть


    Цитировать

    08.10.2012, 07:13
    ответ для Миссис Сойер , на сообщение « Математики, учителя и просто знающие!… »
    #10
    #10
    no remorse
    Просмотр профиля
    Сообщения на форуме
    Личное сообщение

    Давно я здесь

    Регистрация 20.07.2006
    Сообщений 69 584
    если считать числа больше 30 то есть арифметика Перельмана, там есть способы упрощающие считать в уме большие и много чисел и главное быстро
    для первоклассника и второклассника вполне доступно


    Цитировать

    Вверх

  3. MrNight Ответить

    Правило №1

    Заниматься математикой нужно не менее 30 минут в день. При этом занятия должны длиться не более 5-10 минут. Иначе ребенок просто не сможет запоминать большой объем информации.

    Правило №2

    Повторение – мать учения. Повторять нужно обязательно. НО в случае с математикой повторение не должно полностью включать пройденный материал. К выученной информации нужно возвращаться только в контексте новых более сложных заданий. Например, не нужно постоянно зубрить, что 3+4 = 7. Если ребенок это усвоил, достаточно вернуться к этому только тогда, когда будете считать длину отрезков, или решать более сложные арифметические задачки.

    Правило №3

    Если ребенок не понимает, как решить пример, ни в коем случае нельзя на него кричать и ругаться. Просто сразу упрощайте задание. Нет ничего плохого в том, чтобы повторить с ребенком самый простой пример много раз и запомнить его, вместо того, чтобы решить десять сложных, которые ребенок тут же забудет.

    Правило №4

    Математика должна стать частью жизни ребенка. Не думайте, что ежедневные получасовые занятия с учебными пособиями и специальным материалом сделают из ребенка математика. Вы же знаете, что дети любят все щупать и пробовать. Их восприятие мира работает именно так, а не иначе.
    Вам только остается под него подстроиться. Поэтому считайте с ребенком все, что видите. От машин на улице, до количества продуктов, которые Вы покупаете в магазине. И обязательно объясняйте ребенку, зачем Вам нужен счет. Возможно, простые примеры из жизни помогут Вам заинтересовать малыша больше, чем красочные картинки в книжке.

    Правило №5

    Психологи утверждают, что любое обучение, предполагающее осмысленное запоминание, проходит в сознании ребенка три последовательных этапа – привыкание (к терминологии, к логике предмета), понимание сути предмета и, наконец, запоминание информации. Не нужно торопиться и требовать от ребенка запоминания результатов сложения и вычитания. Начинайте потихоньку.
    Сначала просто разговаривайте с ребенком, сравнивайте предметы, какой больше, какой меньше, какой тяжелее, какой легче и т.д. Потом начинайте упоминать в разговоре числа. Пусть малыш даже и не понимает, что означает пять тарелок, три ложки и две вилки. Но ежедневно накрывая вместе с Вами на стол, он быстренько разберется, в чем дело, и уже очень скоро сам будет привычно рассказывать Вам, сколько приборов стоит на столе.

    Как научить считать быстро?

    Чтобы обучение было эффективным, оно должно быть легкими и интересным. Обязательно играйте с ребенком в математические игры — лото, домино и другие. Малышу будет на много легче запомнить цифры, если они будут ассоциироваться с картинками. А прибавлять числа на много проще, если представлять, как перепрыгивают по клеточкам фишки в детской игре — путешествии.

    Начинайте с самого простого.
    Прибавляйте сначала один. Ребенку, который владеет порядковым счетом, легко объяснить, что если к трем яблоками прибавить четвертое, то получится четыре. А вместе с пятым будет пять. Вводите термины плюс и минус позже, когда малыш хорошо понимает суть сложения и вычитания.

    Считаем примеры

    Дети хорошо запоминают яркие предметы и все то, что вызывает у них положительные эмоции. Никогда не придумывайте скучные примеры. Всегда старайтесь создать смешную и интересную задачку, которая бы заинтересовала ребенка. Выдумывайте вместе разные математические игры и головоломки.
    Счет предполагает запоминание ребенком состава числа. Например, 10 состоит из 5 + 5, 6 + 4, 7 + 3 и т.д. Вы конечно можете постоянно повторять эти комбинации, но намного проще разобраться с составом числа, нарисовав дом и крышу. Ребенку будет интересно нарисовать высокий дом 9 и маленькую крышу 1. И дальше экспериментировать с их размерами.
    И, напоследок, хочется напомнить об одной из самых распространенных ошибок родителей при занятиях математикой с детьми. Многие мамы и папы пытаются решать с ребенком примеры, и злятся, когда ребенок не в состоянии выполнить простейших действий. Но они совершенно не обращают внимания на то, что простая задача описана такой сложной терминологией, что ребенок просто не может понять, что происходит в задаче, и что от него требуют посчитать.
    Поэтому перед тем, как начать решать задачу, всегда объясняйте ребенку смысл каждого слова. И тогда Ваши занятия обязательно дадут нужный результат, и уже очень скоро Вы будете гордиться знаниями и умениями Вашего малыша.
    [Источник: http://bambinostory.com/%5D

    Что еще стоит знать

    Эксперты утверждают: учить детей счету нужно еще с садовского возраста. Тем более, что младшему дошкольнику, при правильной организации такого занятия, оно придется по душе. Но тут родители могут столкнуться с другой проблемой. Научить малыша складывать и вычитать на бумаге может быть и не так сложно. Но как научить ребенка считать в уме – задачка потруднее. Есть ряд нюансов, которые позволят решить ее побыстрее и попроще.

    С чего начинается счет

    Начинать занятия стоит с раннего детства. Так, например, основы счета можно закладывать у малыша, когда ему исполнилось 3-4 года. Для начала родителям требуется научить ребенка находить как один, так и сразу несколько предметов. Это могут быть любимые игрушки, продукты питания и т.д.
    Затем следует обучить ребенка понятиям «больше», «меньше», «одинаково». После можно переходить к обучению соотношения чисел и предметов. Так, вы подготовите малыша к счету, и ему будет проще освоить такую науку, как математика.
    Чтобы научить ребенка считать про себя, нужно для начала развивать в нем активное проговаривание (когда он вслух, поштучно считает, сколько предметов видит перед собой), затем он должен делать это шепотом, а после и вовсе про себя, вслух выдавая только конечный результат. Психологи уверяют: в этом случае главное – заинтересовать малыша, тогда ему будет нескучно осваивать счет.
    С малышом осваивать счет можно и на улице. Так, например, можно считать количество проехавших машин. Усложните задачу и группируйте их по цвету. Например, проехало 3 черных, 5 серых, 1 красная. Также можно пересчитывать птичек на тротуаре, людей на остановках. Цифры в номерах машин и все, что попадется на глаза. Так ребенку в разы проще будет усваивать информацию. Ведь все дублируется еще и зрительной памятью.

    Обучение счету дошкольника

    Как можно научить ребенка быстро считать в уме? Прислушиваться к советам профессионалов. Они утверждают, что для малышей, которые ходят в садик обучение должно проходить в виде игры и желательно в 3 этапа.
    Проще всего подготовить специальных помощников, например, фишки. Это могут быть на ваше усмотрение счетные палочки, спички, шашки и другие одинаковые фигурки. Одинаковые в данной ситуации ключевое понятие, т.к. малыш не должен отвлекаться. Как правило, дошкольнику проще усваивать счет до 5. После того, как он обучится ему, можно переходить к решению проблемы: как научить ребенка считать до 10.

  4. Arcaneweaver Ответить

    Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?
    Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.
    А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.
    Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:
    “Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5”; “- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2”.
    Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.
    Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.
    И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета “по линеечке”:
    “Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5”;
    “Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2”.
    Этот способ счета с использованием такого примитивного “калькулятора”, как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.
    На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.
    На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.
    Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.
    Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание “примеров” с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.
    Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия “больше” и “меньше”. Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.
    Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически “с чистого листа”. Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.
    Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.
    Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

  5. Beazelv Ответить

    Научить ребенка складывать и вычитать является не из легких задач для родителей. Взамен куклам и машинкам приходят веселые цифры, знаки в виде магнитов в форме фруктов, с цифрой. Некоторые приобретают музыкальные коврики, настенные плакаты. Обучение переходит в игровую форму, легче усваивается малышом.

    Что должен уметь ребенок перед обучением?

    Приблизительный возраст начала обучение от 3 лет. Не секрет, что сейчас рождаются более развитые дети, чем несколько десятилетий назад. Поэтому обучение лучше начать раньше:
    ребенок должен знать цифры на слух, не первый раз видеть;
    должен уметь собирать предметы в целое, разбирать по частям;
    во время прогулки можно использовать, считать птичек, камешки, листики;
    должен решать логические задачи,подходящие по возрасту, а именно различает предметы по форме, размеру, цвету. Если предложить убрать лишний предмет по значению, ребенок должен сам сделать.
    Пример: вычитание лишнего предмета, где лежит 2 яблока, один огурец. К 4 годам ребенку предлагают настольные игры, тем самым развивают мышление. Понятие больше, меньше в данном возрасте также актуально. Например:
    игра «Угадай число». Взрослый загадал число от 1 до 10, малыш угадывает. Так запоминается последовательность чисел;
    в освоении вычитания, сложения поможет игра «Школа», малыш учится слушать, делать задания. Тем самым вырабатывается усидчивость, логическое мышление.
    Формируется первый навык. Важно учитывать время, отведенное на обучение, для данного возраста составит 20 минут.

    Как научить ребенка складывать до 10

    С ребенком можно пойти в игровой буфет, что-то продать или купить. Тем самым учится вычитать в пределах 10 количество товаров, которые нужно складывать. Пример: на игровой витрине один банан и два лимона, считаем сколько всего фруктов на витрине. Называют цифры по порядку от одного до трех, показывая на предметы. Предлагают озвучить самостоятельно, повторяют несколько раз. Затем прибавляют фрукты, овощи, постепенно доходя до 10. Важно не торопиться, повторять пройденный счет.

    Как научить ребенка вычитать до 10

    В качестве игрового предмета берется кукла. Родитель, к примеру, достает 3 куклы, считает вместе с ребенком. Потом убирает одну, говоря, что кукла пошла погулять. Сколько кукол осталось в доме? Если ребенок затрудняется ответить, повторяем схему еще раз. Аналогично увеличиваем цифру, начиная с 10 до 0. Ведем счет уже в обратном порядке. Или другой пример: взято десять магнитных карточек, ребенок рассматривает, из десяти вычесть одну, пересчитать остаток без вычитаемой цифры. Вычитание двух карточек, трех и по порядку.

    Как научить счету в уме

    Один из навыков, требуемых при поступлении в школу, умение вычитать в уме. У детей данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление. Легко назвать любимого героя из сказки связав со счетом. Ребенок запоминает образы, возвращаясь к ним во время счета. Нужно делать вычитание из общего количества, раскладывать на две группы предметы. Отнимать единицу от общего количества. Пример на вычитание:3-2, ребенку объясняют, из чего состоит цифра 3, 2. Раскладывают число на составные части. В дополнение могут использоваться раскраски с цифрами, песенки со счетом, а также сказки. Так постепенно ребенок научится вычитать и прибавлять.

    Как научить ребенка решать примеры

    Работа с двузначными числами ведется постепенно, вычитать в пределах 20. Берут домино с наглядными цифрами, составляют примеры, где нужно вычитать и прибавлять. Простое правило, чтобы вычитать двузначные числа, сначала вычитают из десятков десятки, из единиц единицы. Пример на вычитание:35-12=23. 30 отнять 10 равно 20, и 5 отнять 2 равно 3. Итого получим 23.

    Вычитание столбиком

    Производить вычитание двузначных чисел намного проще столбиком. Ребенок может вычитать столбиком на листе бумаги.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *