Как можно показать экологические связи с помощью модели?

4 ответов на вопрос “Как можно показать экологические связи с помощью модели?”

  1. Andro Ответить

    ?
    Что же изучает наука экология
    С.27.
    1. Вопрос: назовите группы экологических связей, которые представлены схемами. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает? Приведите примеры связей каждой группы. В своем ответе учтите направления стрелок.

    1. Экологические связи: абиотические, биотические и антропогенные.
    1) Абиотические – влияние неживой природы на живую. Живые организмы не могут обойтись без воздуха и воды, почвы, тепла.
    2) Биотические – влияние одних живых организмов на другие живые организмы. Животные питаются растениями, их плодами. Но без животных многие растения могут исчезнуть с лица Земли. Например, насекомые – опылители помогают растениям размножаться, а птицы уничтожают насекомых – вредителей, портящих листву деревьев.
    3) Антропогенные – влияние человека на живые организмы. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От поведения человека, от его хозяйственной деятельности зависит её сохранность и красота.
    2. Вопрос: С помощью рисунка расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей среды.
    Все, что оказывает влияние на живой организм называют окружающей средой. Для растения окружающую среду составляют солнце, вода, другие растения, животные, человек.
    Для животного – солнце, вода, растения, животные, человек.
    Для человека – солнце, вода, растения, животные, другие люди и продукты их жизнедеятельности.
    Проверь себя:
    1.Вопрос: что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов изображенных на схеме.

    Ответ: окружающая среда — природные условия местности и ее экологическое состояние. Окружающая среда включает объекты живой и неживой природы.
    2. Вопрос: что изучает наука Экология?
    Ответ: экология изучает связи между живыми существами и окружающей их средой.
    3. Вопрос: какое значения для людей имеет экология?
    Ответ: экология занимается исследованием закономерностей организации живой природы и потому она позволяет:
    – создать научную основу использования биологических ресурсов.
    – прогнозировать изменения природы под влиянием деятельности человека и управлять процессами, протекающими в биосфере.
    – сохранить среду обитания человека, восстановить нарушенные природные системы. Сохранить заповедные участки биосферы.
    4.Вопрос: как можно показать экологические связи с помощью модели?
    Ответ: Модели могут быть различными. Связи – абиотические и биотические.

    Задание для домашней работы:
    Задание 2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.

    Ответ: История развития Экологии как науки.
    Термин «Экология» происходит от двух греческих слов «ойкос» – дом и «логос» – наука. Этот термин впервые ввел в науку Эрнст Геккель в 1866 г. Со времен Э. Геккеля термин претерпел существенное изменение. Чаще всего считается, что экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. В последние годы в условиях глобального экологического кризиса в термин «Экология» связывают с охраной и сохранением природы.
    Задачи экологии:
    – исследование закономерностей организации жизней;
    – регуляция численности животных и растений;
    – прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;
    – восстановление разрушенных природных систем;
    – сохранение эталонных участков биосферы.
    Экология связана с биологией, химией, математикой, правом и другими дисциплинами. Главным объектом изучения экологии являются природные сообщества.
    В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:
    1-й этап: до 1866г.
    2-й этап: 1866 – 1936гг.
    3-й этап: 1936 – 1976гг.
    4-й этап: 1976 – по настоящее время.
    На первом этапе в сочинениях Аристотеля имеется описание м особенностей строения животных в зависимости от среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. Достоверных сведений крайне мало, так как было велико давление церкви. С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.
    На втором этапе большое значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.
    Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин «Экология» прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (например, Ч. Элтон «Экология животных»).
    Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всеобщий характер и эта наука стала социально значимой и необходимой. Во всех вузах и школах России введена дисциплина «экология». Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, например Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелей, государственных деятелей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.
    На следующем уроке
    С.28
    1. Вопрос: какие правила поведения необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда?

    Ответ: памятка «Правила поведения на природе»
    1. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста – соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
    2. Не оставляй костёр непотушенным.
    3. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:
    а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;
    б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;
    в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;
    г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;
    д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.
    4. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.
    5. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток – птенчиков, зверушек; не пугай их.
    6. Не трогай птичьи яйца в гнезде – птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
    7. Не разоряй гнёзд – не губи малых деток наших пернатых друзей.
    8. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
    9. Не ломай деревья – они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез – им тоже больно.
    10. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – это может быть последний экземпляр на всей земле.
    11. Не рви цветы – пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
    12. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.
    13. Не ешь незнакомые ягоды и плоды, не собирай неизвестные грибы, они могут оказаться ядовитыми и можно получить отравление.
    14. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы – ими лечатся лесные жители.
    15. Не разоряй муравейник! Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
    2.Вопрос: какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?
    Ответ: бытовой мусор из нашей квартиры, мы помещаем в разные контейнеры, которые расположены во дворе нашего дома на специальной площадке; осенью мы развешиваем кормушки для птиц и сыпем туда семечки и зерно для того, чтобы птицы могли лучше пережить холодное время года; во дворе нашего дома высажены молодые деревца, мы их поливаем, чтобы они быстрее прижились; когда выезжаем в лес, то не оставляем после себя бытовой мусор.

  2. Fearlessflame Ответить

    Схема “живое – неживое”. Факторы неживой природы, воздействующие на живые организмы, называются абиотическими. Факторы живой природы, воздействующие на неживые и живые организмы, называются биотическими. Приведем некоторые примеры:
    Живое —> неживое: дрожжи сбраживают сахарное сусло; коровы вытаптывают почвы.
    Неживое —> живое: солнечный свет вызывает загар у человека и запускает фотосинтез у растений, холодные температуры вызывают оцепенение у земноводных.
    Схема “растения – животные”. Очень сложно представить природную систему (да и не только) без различных взаимодействий растений и животных. Общее взаимодействие растений и животных называется биотическим, так как и растения и животные – живые организмы. Отношения могут быть нейтральными, конкурентными или взаимовыгодными. Рассмотрим примеры:
    Растения —> животные: заяц есть капусту, дятел живет на дереве.
    Животные —> растения: собака переносит семена лопуха, пчела опыляет клевер.
    Схема “человек – природа”. Факторы, которые воздействуют на природу, вызванные хозяйственной деятельностью человека, называются антропогенными. Примеры различных воздействий:
    Человек —> природа: человек создает искусственные агроэкосистемы, человек на законодательном уровне осуществляет охрану заповедных зон.
    Природа —> человек: природа дает человеку природные ископаемые (нефть, газ и прочее), природа – место обитания и пищи для человека.

  3. Ba3uJluH Ответить

    Елена Зеленова
    Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников
    Моделирование в экологическом воспитании дошкольника.
    Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла глобальные масштабы. Каждый человек в настоящее время должен иметь определенный уровень экологической культуры и экологического сознания. Формирование этих основ начинается в раннем дошкольном детстве. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируются начальные основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
    Экологическое воспитание включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основная задача экологического воспитания заключается в формировании у дошкольников элементарного экологического сознания.
    Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой.
    Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования
    Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Воспринимая природу, ребенок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. К ним мы можем отнести вопросы взаимосвязей существующих в природе, например: взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования или взаимосвязи между ростом растений и водой, светом, теплом.
    Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным и наглядным. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Важно в процессе деятельности, дать ребенку возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
    Что такое модель и моделирование?
    Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.
    Исследования ученых психологов (Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А), доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом.
    В детском саду в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.
    Метод моделирования используется тогда,когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношения объектов в реальности. Многообразие природных явлений, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдения, но пугливость, скрытый образ жизни многих животных, растянутость во времени изменчивости развития организмов или сезонных явлений природы, рождают объективные трудности для дошкольной мыслительной деятельности, которая находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых объектов, явлений природы.
    Таким образом, моделирование и модели позволяют демонстрировать существующие экологические связи в природе. Процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического восприятия.
    Модель-это предметное, графическое изображение чего-либо, а процесс создания моделей- называется моделирующая деятельность. Например: глобус –это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
    Главной характеристикой модели, является то, что она отображает и содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделирующего объекта.
    С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшую роль в экологическом воспитании играет календарь природы. Сначала происходит его создание, (моделирование предметов и явлений, а затем использование его в учебном и воспитательном процессе.
    Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
    В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей:
    -предметные. (в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей объектов. Технические игрушки, модели построек.)
    -предметно-схематические. (В них признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.)
    -графические. (графики, схемы. Передают условные признаки, связи и отношения явлений.)
    Цель моделирования в экологическом образовании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.
    Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решать следующие задачи:
    – Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдения, умения сравнивать.
    – Учит выделять признаки предметов, классифицировать их, выделять противоречивые свойства.
    – Наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире.
    – Способствовать развитие речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольников.
    Особую роль в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления; преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при полном или частичном графическом воспроизведении.
    Работа состоит из нескольких этапов:
    1. Рассматривание и разбор таблицы.
    2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
    3. Пересказ;
    4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
    5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе.
    В заключении можно напомнить китайскую пословицу: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
    Использование моделирования является тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
    Используемая литература:
    Романенко О. Г., Данилова Л. И., Дорошина Т. В. Метод моделирования в экологическом воспитании детей. Актуальные задачи педагогики: материалы 2 международной научной конференции. (г. Чита, июнь 2012г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.- С. 60-62.
    Николаева Н. С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М. ,1995г.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *