Как можно показать экологические связи с помощью модели дерево и заяц?

8 ответов на вопрос “Как можно показать экологические связи с помощью модели дерево и заяц?”

  1. Мамина радость Ответить

    На этих схемах показаны три группы экологических связей. Стрелки показывают, что связь всегда взаимная.
    Первая группа — это связь между живой природой и неживой природой. Солнце дарит тепло и свет растениям, это прямая связь “Неживое-живое”. Растения отмирают и удобряют почву. Это обратная связь “Живое-неживое”
    Вторая группа — это связь между растениями и животными. Растения дают животным пищу, животные поедают листья, плоды, семена. Это прямая связь “Растения — животные”. Но животные переносят семена и помогают расселяться растениям на новых территориях. Это обратная связь “Животное-растение”.
    Третья группа — это связи между человеком и природой. Человек получает от природы еду, питье, воздух, и поэтому живет. Это прямая связь “Природа-человек”. Но человек своей деятельностью может отравлять воду и землю. Это обратная связь “Человек-природа”.

    3. С помощью рисунка расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей их среды.

    Окружающая среда для растения — солнце, воздух, земля, вода, животные, человек
    Окружающая среда для животного — солнце, воздух, земля, вода, растения, человек.
    Окружающая среда для человека — солнце, воздух, земля, вода, город, растения, животные.

    Пример модели, показывающей связи организмов и окружающей среды:

    1. Трава прорастает из земли, пьет воду, использует солнечный свет для роста и питания. (“Неживое-живое”)
    2. Отмирая, трава удобряет землю (“Живое-неживое”)
    3. Корова поедает траву и дает молоко (“Растение-животное”)
    4. Поедая траву, корова ускоряет ее рост (“Животное-растение”)
    5. Человек пьет молоко (“Природа-человек”)
    6. Человек сеет траву, чтобы корове было чем питаться. (“Человек-природа”)

    Проверь себя

    1. Что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов, изображённых на схеме.

    Все, что окружает живое существо и есть окружающая среда. На схеме мы видим, что зайца окружает лес, а значит для него лес — окружающая среда. Но и сам заяц является частью окружающей среды для леса.

    2. Что изучает наука экология?

    Экология изучает связи между живыми существами и окружающей средой.

    3. Какое значение для людей имеет экология?

    Экология помогает понять закономерности развития природы, научиться ее беречь и сохранять, учит жить в согласии с природой.

    4. Как можно показать экологические связи с помощью модели?

    Экологические связи можно обозначить стрелочками. Причем, стрелочки будут направлены в обе стороны. Потому что экологические связи всегда обоюдные.

    Задания для домашней работы

    1. Запиши в словарик: окружающая среда, экология.

    Окружающая среда —все, что окружает живое существо, с чем оно взаимодействует
    Экология —наука о связях между живыми существами и окружающей средой.

    2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.

    Сообщение по книге по экологии для 3 класса
    Сообщение по книге Эрики Файве “Мусорная революция”.
    Мы все знаем, что человек может сильно загрязнять окружающую среду, наносить ей вред. Но при этом мы думаем только о заводах, автомобилях, фабриках и совсем забываем о других источниках загрязнения.
    А ведь оказывается, что все те предметы, которыми мы пользуемся постоянно, также могут стать источниками загрязнения окружающей среды.
    Кто из нас думал о том, куда уходят обертки от конфет, рваные футболки, старые ручки и тетради?
    Все эти вещи мы выбрасываем в мусор и забываем о них. Но в этой книге рассказывается, как именно перерабатывается разный мусор, и как люди стараются сделать окружающую среду чище.
    Книга поднимает важный вопрос переработки отходов, без которого невозможно сохранить чистоту окружающей среды.
    Но также в книге рассказывается о том, как именно производятся те или иные вещи. И часто оказывается, что этот процесс наносит вред гораздо больший, чем сами отходы.
    Так, в книге описано, как при производстве хлопка для джинсов, в окружающую среду попадают ядовитые химикаты, отравляющие землю и воду.
    Книга заставляет задуматься о том, как скоро человечество сможет использовать экологически чистые производства.

    На следующем уроке

    1. Какие правила поведения необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинять ей вреда?

    Нельзя мусорить, ломать деревья и кустарники, топтать траву, ловить насекомых, разорять птичьи гнезда и муравейники, шуметь.

    2. Какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?

    Я участвую в субботниках по озеленению пришкольного участка, помогаю собирать мусор.

  2. Ishnlv Ответить

    Схема “живое – неживое”. Факторы неживой природы, воздействующие на живые организмы, называются абиотическими. Факторы живой природы, воздействующие на неживые и живые организмы, называются биотическими. Приведем некоторые примеры:
    Живое —> неживое: дрожжи сбраживают сахарное сусло; коровы вытаптывают почвы.
    Неживое —> живое: солнечный свет вызывает загар у человека и запускает фотосинтез у растений, холодные температуры вызывают оцепенение у земноводных.
    Схема “растения – животные”. Очень сложно представить природную систему (да и не только) без различных взаимодействий растений и животных. Общее взаимодействие растений и животных называется биотическим, так как и растения и животные – живые организмы. Отношения могут быть нейтральными, конкурентными или взаимовыгодными. Рассмотрим примеры:
    Растения —> животные: заяц есть капусту, дятел живет на дереве.
    Животные —> растения: собака переносит семена лопуха, пчела опыляет клевер.
    Схема “человек – природа”. Факторы, которые воздействуют на природу, вызванные хозяйственной деятельностью человека, называются антропогенными. Примеры различных воздействий:
    Человек —> природа: человек создает искусственные агроэкосистемы, человек на законодательном уровне осуществляет охрану заповедных зон.
    Природа —> человек: природа дает человеку природные ископаемые (нефть, газ и прочее), природа – место обитания и пищи для человека.

  3. Shalirus Ответить

    Для лесных сообществ характерны все виды экологических связей – трофические, топические,
    Между различными популяциями, обитающими в лесу могут быть следующие взаимодействия:
    Нейтрализм. В случае нейтрализма наличие одной популяции никаком образом не влияет на другую популяцию. Живые организмы не ощущают ни положительных, ни отрицательных моментов совместного существования.
    Симбиоз. При симбиозе предполагается тесная связь между представителями разных видов. Вопреки распростаненному убеждению, что симбиоз выгоден обоим, лишь один вид не может обойтись без другого. Второму виду такое сотрудничество ничего плохого не приносит, но и без него жить можно. Ярчайший пример симбиоза в лесу – лишайник (водоросль+гриб) и микориза (гриб+корни растений).
    Частные случаи симбиоза:
    Мутуализм – взаимная выгода для обоих видов (жвачное животное и бактерии желудка)
    Паразитизм – один вид использует другой в качестве пищи или места жительства (различные грибы, разрушающие стволы деревьев)
    Комменсализм – одному виду хорошо, второму безразлично (мхи на стволах деревьев)
    Протокооперация. Обеим популяциям отношения приносят выгоду, однако они способны существовать и без них. Например птица-носорог, которая питается инжиром, помогает фиговому дереву разносить с экскрементами семена по лесу.
    Конкуренция за общий ресурс. Между волками и лисами, например.
    Аменсализм. Такой вид взаимодействия, при котором один вид подавляет другой. Типичный лесной пример – вытеснение елью светолюбивых растений.
    Хищничество. Один вид нападает на другой. Но при этом хищник не может жить без жертвы. В лесу есть все виды хищников: плотоядные, растительноядные, всеядные.

  4. привет Ответить

    В природе существует четыре вида связей и между всеми есть свои. Разберем каждую из них:
    Живая и неживая природа. К живой природе относятся животные, растения, люди, грибы. К неживой природе относятся вода, воздух, почва, камни, космические тела. Первая связь – животным, растениям, людям и грибам нужен воздух, чтобы “дышать”. Вода нужна всей живой природе для питания и очищения. Почва нужна людям, чтобы выращивать на ней продукты растениеводства (для еды и бытовых нужд), животные используют почву для хранения продуктов, для изготовления жилищ. Растения и грибы растут в почве, используют ее для питания. Камни нужны людям и животным для изготовления жилищ, для различных бытовых нужд. Космические тела (солнце, луна) обогревают и освещают живую природу.
    Взаимосвязь растений и животных заключается в следующем: растения являются питанием животных (зерна, орехи ягоды – для птиц, желуди – для кабанов, корнеплоды – для кротов, водоросли для рыб, трава – для копытных).
    Связь между животными – это питание, например, медведи ловят рыбу, снежные барсы – косулей и баранов, лисы – мышей, щуки – мальков, ласточки – комаров, пауки – мух.
    Природа и человек тоже связаны между собой. Человек греется на солнце, дышит воздухом, пьет воду, кушает растения, возделывает землю, выращивает растения для еды и бытовых нужд. Человек садит растения, заводит домашних животных, ухаживает за ними, заботится о них. Человек является пищей некоторых животных: клещи, комары, оводы.

  5. DIC3 Ответить

    Татьяна Латухина
    Использование моделей в разных видах деятельности по экологии


    Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик “Экология“.

    Дом, домик- это то,что очень любят дети, они их рисуют, строят, в домике играют. Вот и пришла идея смастерить зеленый домик, который направляет детей к осознанию единства человека и природы.
    В домике мы помещаем фотографии, отражающие общение детей с природой, иллюстрации деревьев и кустарников, рисунки животных, зарисовки признаков времен года, проводим дидактические игры, создаем и размещаем модели.
    Модели создаем вместе с детьми.
    Что такое модель?
    Модель– это краткое описание рассматриваемого объекта-оригинала с помощью схем, знаков.
    При создании моделей я придерживаюсь трех правил:
    модель отражает обобщенный образ и подходит к целой группе объектов;
    модель раскрывает самое существенное в объекте;
    модель создается вместе с детьми, проводится обсуждение, чтобы она была им понятна.
    Например, создаем модель “живое”, у которого есть свойство дышать.
    Рассуждаем, все живые организмы поглощают кислород из воздуха, который является многокомпонентным. Выделяем из воздуха только кислород. (Даю информацию, что это химический элемент, его обозначение О2). Кислород обозначаем как маленький кружок или букву “О”, и в квадратике размещаем маленькие “о”,детям становится понятно свойство “дышать”.
    Модели, в основном, использую информационные: наглядно-образные или логико-символические. Можно их сопровождать кратким текстовым описанием.


    Модели многофункциональны: я их использую на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. Они помогают обобщать представления детей о природе. На их основе вместе с детьми придумываем дидактические игры. Модели “Времена года” размещаем в уголке природы и в домике “Экология“.



    Дидактическая игра “Домики”.
    Домиком является большая карта-модель, у каждого ребенка своя: растения, птицы, рыбы. Ведущий (им может быть ребенок) достает из мешочка картинки с изображением птиц, зверей, рыб, насекомых, растений, а дети должны определить, в какой домик нужно разместить эту картинку.
    Дидактическое упражнение “Расскажи, а мы послушаем”.

    Дети по очереди берут одну из перевернутых на обратную сторону карт-моделей, смотрят, вспоминают, какому объекту соответствует эта карта.
    На первом этапе рассказы детей краткие, а по мере изучения темы более полными и содержательными.
    Дидактическое упражнение “Дорисуй, чего не хватает”.
    На выданных картах-моделях закрыт один квадратик, отражающий признак объекта. Дети думают, рисуют недостающий признак и проверяют, совпал ли их рисунок с моделью.
    Очень нравятся детям игру-путаницы. Педагог заранее размещает на картах-моделях по несколько картинок, часть из которых не соответствует данной модели. Дети должны определить, что не так и исправить ошибку.
    Дети с удовольствием играют в лото с элементами моделирования. У нас 3 вида такого лото:
    “Кто во что одет”;

    “Кто где живет”;

    “Кто как двигается”.

    Буду рада, если представленный мной материал понравится. Желаю удачи!
    Методическая литература:
    1. О. А. Воронкевич “Добро пожаловать в экологию“;
    2. Н. Н. Кондратьева “Мы”. Программа экологического образования детей.

  6. Aridor Ответить

    Занятие по экологии, с применением ИКТ технологий, в подготовительной группе «Экологические цепочки».                      Воспитатель- Данилова Татьяна Олеговна, МБДОУ Д/С№8, группа  подготовительная «Б»,«Русалочка».
    Разработка занятия по  образовательной программе “Игровая экология” на  тему: “Экологические цепочки” . К разработке прилагается презентация «Экологические цепочки».
    Тема: «Экологические цепочки»
    Цели:
    Познакомить детей с экологической цепочкой; убедить детей в полезности всех видов животных и растений; совершенствовать экологические знания;
    Развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия. Развивать внимание, память, логическое  мышление, активизировать словарь детей, развивать связную речь, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
    Воспитания интереса  и любви к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
    Расширение кругозора детей о жизни животных леса.
    Задачи образовательной деятельности
    Образовательные:
    Дать
    знания о том, что животные леса по виду корма делятся на
    травоядных, хищников и всеядных.
    Формировать
    элементарные представления о взаимосвязях обитателей
    леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
    Развивающие:
    Развивать
    умение составлять экологические цепочки, аргументировать
    свои действия.
    Стимулировать
    познавательный интерес детей.
    Воспитательные:
    Воспитывать
    добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.
    Воспитывать
    бережное отношение к природе.
    Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные нашего леса» ,картины художника Шишкина «Утро в сосновом лесу»,экскурсия в лес  на территории д/сада, дидактическая игра «Пищевые цепочки»,чтение детской энциклопедии на тему «Дикие животные леса»,рисование на тему «Пожар в лесу»,лепка из пластилина и природного материала « Лесные звери на поляне»;сбор, совместно с родителями, природного материала для занятий, в лесу; беседы на тему- «Планета Земля в опасности!», «Берегите природу !»;
    открытки о животных? чтение произведений Е. Чарушина о животных.
    Материал: посылка, наполненная яблоком, листом дуба, желудями, семечками,
    сухими грибами, мелкими животными? картины с животными леса и
    карточки схемы с кормом для животных ? картина леса с цепочкой питания
    животных? настольная игра «Пищевые цепочки»? фланелеграф с фигурками
    травы, зайца и волка.
    Оборудование: компьютер,  проектор, экран, презентация  «Экологические цепочки», бумажные квадратики зеленого, желтого, голубого и розового цветов (по количеству детей).
    Этапы НОД:
    1
    Организационный момент
    Ребята,
    послушайте загадку:
    Город этот непростой, а дремучий и густой. (Лес)
    Сегодня на занятии я хочу поговорить с вами о лесе. Ведь лес – это
    особенный прекрасный мир, который состоит из множества деревьев и
    животных. (дети слушают и отгадывают загадку)
    2 Показ посылки
    (Рассматривание посылки)
    Нам пришла посылочка от старичка Лесовика на них написано «Корм для
    животных». Хотите узнать, какая пища в этих посылочках? Давайте
    заглянем (открываю коробку).
    Ребята,
    Посмотрим, что там, в посылке? (семечки, орехи, яблоко, веточка, лист
    дуба, шишки, веточка, мышь) (Дети выкладывают на тарелку корм и
    называют.)
    3
    Рассказ воспитателя с показом картин с животными и карточки со схемами
    Вы знаете, какие животные этим  питаются в лесу?
    Сейчас
    я вам расскажу о животных, которые питаются этим кормом.
    В лесу живет заяц.Чем он питается ? Ответы детей (травой, веточками деревьев, корой
    Деревьев).Правильно,ребята, Заяц питается растениями, поэтому относится к группе животных
    травоядных. На карточке у зайца стоит зеленый кружок, это обозначает
    травоядное животное.
    Лось чем питается в лесу?( грибами, ягодами,
    корой деревьев). Он тоже питается
    растениями,это  травоядное животное.
    Белка чем питается ?( питается орехами, ягодами, грибами, шишками) Это травоядное
    животное.
    Дети,мы с вами назвали
    Животных, которые питаются растениями, это
    травоядные.
    Повторите как называются животные, которые питаются растениями?
    Есть в лесу животные, которые питаются мелкими  животными, а иногда и крупными.
    Волк чем питается? Ответы детей:
    (питается зайцами, оленями, кабанами). Это животное- хищник
    и
    отмечен красным кружком.
    Лиса
    (питается мышками, зайцами). Она тоже хищница.
    Рысь
    живет в нашем лесу и питается зайцами, северными оленями, лосями,
    Тоже отмечено на карточке красный кружок – хищник.
    Дети,
    животные, которые питаются другими животными- хищники.
    Повторите, как называются эти животные?
    Дети,
    но есть животные, которые кушают и растения и животных и
    называют их всеядные.
    Медведь чем питается? Ответы детей :
    (питается: грибами, ягодами, травой, корешками,
    Мышам). Еж питается орехами,
    орехами, яблоками, корешки, мышами-всеядное.
    II. Актуализация знаний. Дидактическая игра «Экологическая цепочка».
    – Ребята, давайте поиграем. Я вам предлагаю сделать свой выбор: на столе лежат бумажные цветные квадратики голубого, зеленого, желтого и розового цветов. Подойдите к столу и выберите тот цвет, который вам нравиться. С помощью скотча прикрепите цветной квадратик к вашей одежде. Все, кто выбрал квадратики зеленого цвета – это  листочки, желтого – гусеницы, голубого – птицы, розового – кошки.
    Задание: определите,  кто, чем питается, и согласно своему выбору постройтесь, положив руки на плечи своей пище.
    – Объясните, почему вы так построились и с чем схоже получившееся  построение?  (Ответы детей:  листья поедают гусеницы; гусеницами  питаются птицы;  на птиц охотятся кошки. Построение напоминает цепочку).
    – Ребята в ходе игры у нас с вами действительно получилась цепочка. Такую цепочку называют экологической. Сегодня мы с вами поговорим об экологических цепочках. «Экологические цепочки».
    – Подумайте и скажите, а что произойдет, если мы из этой цепочки уберем гусеницу? (ответы детей: погибнут птицы). Следовательно,  нарушиться цепь питания или как мы говорим экологическая цепочка.
    В доказательство я  вам приведу такой пример: в 1958 г в Китае была проведена акция по уничтожению воробьев. Представители проводимой акции посчитали, что воробьи массово пожирают зёрна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток. Зная, что воробьи в полете не могут проводить более 15 минут крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать шестами и тряпками, стоя на крышах домов – чтобы напугать воробьёв и не дать им укрытия. Утомлённые птицы падали на землю замертво. В результате за 10 месяцев был уничтожен 1 млрд. воробьёв. Спустя год урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. Ранее популяции гусениц и саранчи регулировалась воробьями. В результате нашествия саранчи урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, от которого погибло 30 миллионов человек. Акция потерпела провал. Для восстановления популяции воробьёв в страну пришлось завозить этих птиц из Канады и СССР. В начале XXI века в Китае началась массовая кампания по защите воробьёв.
    – Ребята, какой вывод можно сделать из приведенного примера?  (В природе все находится в тесной взаимосвязи и нуждается в бережном отношении).
    Мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.
    В июне 1980 г в нашей стране принят закон об охране природы. Учитывая тот факт, что в природе все тесно взаимосвязано, подумайте, как мы можем помочь природе?
    Выполнив пальчиковую гимнастику, нарисуйте свой экологический знак «Помощь природе». (Дети  на бумаге рисуют экологические знаки и объясняют их).
    Пальчиковая гимнастика «Червячки и ворона»
    Раз, два, три, четыре, пять,        (Ладони лежат на коленях или столе)
    Червячки пошли гулять.            (Пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)
    Вдруг ворона подбегает             (По поверхности идут указательным и средним пальцами)
    Головой она кивает,                    (Сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)
    Каркает: «Вот и обед!»               (Раскрыть пальцы веером, большой – отвести вниз)
    Глядь –                                          (Развести руками)
    А червячков уже и нет!              (Сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)
    Физкультминутка – динамическая пауза «Покажи верно»
    Дети становятся в круг и поют: «друг за другом мы идем, дружно весело поем, надо думать, не зевать, только верно показать»: медведя, птицу, дерево, кузнечика.
    Дидактическая игра «Накорми животных»
    На слайде презентации показаны картинки животных и корм.
    Детям предлагается каждому животному подобрать корм.
    (Картинки: медведь, малина, рыба, белка, заяц, дятел, корова,
    волк, лиса, гриб, жук, сено, мышь).
    – Молодцы, животных накормили, а какой вывод из этой игры можно сделать?
    1. Животные, питающиеся растительной пищей – растительноядные (заяц);
    2. Животные, питающиеся насекомыми – насекомоядные (дятел);
    3. Животные, питающиеся и растительной и животной пищей – всеядные (медведь);
    4. Животные, питающиеся другими животными – хищники (волк, лиса).
    Загадки о животных.
    Воспитатель загадывает загадки о животных, а дети отгадывают животных и объясняют, к какой экологической группе они относятся: растительноядные, насекомоядные, всеядные или хищники.
    ******
    Вот иголки и булавки
    Вылезают из-под лавки
    На меня они глядят
    Молока они хотят. (Ежи)
    ******
    Они крикуны ужасные,
    На ножках ласты красные. (Утки)
    ******
    Зеленые мы, как трава,
    Наша песенка: “Ква-ква”. (Лягушка)
    ******
    Вьется веревка, на конце – головка. (Змея)
    ******
    Хозяин лесной, просыпается весной,
    А зимой, под вьюжный вой,
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)
    ******
    Белый на белом написал, где бегал.
    Рыжая прочтет, белого найдет. (Заяц и лиса)
    ******
    На шесте дворец,
    Во дворце певец,
    А зовут его…. (Скворец).
    ******
    Кто с высоких темных сосен
    В ребятишек шишку бросил?
    И в кусты через пенек
    Промелькнул, как огонек? (Белка)
    ******
    Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. От нас зависит судьба братьев наших меньших. Поэтому давайте будем беречь и любить природу!
    1  Ребёнок:
    Любите родную природу –
    Озера, леса и поля.
    Ведь это же наша с тобою
    Навеки родная Земля.
    На ней мы с тобой родились,
    Живем мы с тобою на ней.
    Так будем же, люди все вместе
    Мы к ней относиться добрей!
    ******
    2 Ребёнок :
    Берегите Землю!
    Берегите
    Жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стебле повилики,
    На тропинке солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над пустыней тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите Землю! Берегите!..
    III. Итоги .
    – На какие группы делят всех животных. На  каком главном  признаке основано это деление? Приведите примеры.
    – Почему нужно беречь каждый вид животного или растения? Докажите.
    – Расскажите о правилах поведения в природе.

  7. Bladeraven Ответить

    Людмила Седова
    Многофункциональное дидактическое пособие «Экологическое дерево»
    Авторское многофункциональное дидактическое пособие Экологическое дерево“.
    Воспитатель Седова Людмила Владимировна
    МБДОУ д/с№4 город Вичуга Ивановская область
    Предлагаю вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие «Экологическое дерево», которое изготовила для своих малышей. Это пособие для дидактических игр по изучению времен года.

    Цель пособия:
    • учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;
    • формировать представление детей о чередовании времен года;
    • расширять и обогащать словарный запас;
    • расширять представление о животных, насекомых, птицах;
    • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
    Идея появилась при оформлении центра природы. Вначале было изготовлено маленькое дерево, немного пофантазировав, решила изготовить более многофункциональное пособие, которое вмещало бы в себя большее количество дидактических игр. И вот получилось такое яркое и интересное пособие, которое очень нравиться детям.
    Данное пособие изготовлено из картона, обклеено белыми салфетками, раскрашено гуашевыми красками в зависимости от времени года.

    А дальше фантазия!
    Старалась каждое время года оформить красочно и эстетично.
    Такое дерево – пособие способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей.
    – зимой на дереве можно увидеть снежинки и снегиря, кормушку с зернышками; медведь впадает в спячку, заяц меняет окрас, под деревом лежит снежный сугроб. Так же здесь можно отображать темы по календарно тематическому планированию, например «Зимние забавы».

    – весной дерево нежно – зеленого цвета и на нем распускаются цветочки, прилетают в скворечник скворцы, появляются насекомые, на молодой травке распускаются первоцветы. Воспитывая любовь и бережное отношение к природе, можно поиграть в такую игру, как «Посади елочку».
    Елочки приклеены к прищепкам.

    – летом дерево покрыто зеленой листвой, на месте весеннего цвета краснеют наливные яблочки, летают бабочки, ползают божьи коровки, в гнездах появляются птенцы, светит солнышко. Играем в такие игры «Посади пчелку на цветок», «Помоги зверям собрать урожай».

    – осенью фон становиться желто – оранжевым и на дереве появляются разноцветные листочки, поспели фрукты, ягоды, овощи. С детьми играем в игру «Что где растет».

    Дерево можно использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Сюжетный макет привлекает детей яркостью, мобильностью, с ним можно играть как на столе, так и на коврике, многофункциональностью, простотой в использовании.
    Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя:
    – ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;
    – расширение и обогащение словаря детей: названия птиц, ягод, цветов, насекомых, животных;
    – ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; под – над;
    – формирование элементарных математических представлений: различение понятий много, мало, один; большой, маленький.
    Игра может обновляться новыми деталями: фигурками животных, (например, медведь и ёж-закрепление животных, которые впадают в спячку, заяц и белка – меняют окрас и т. д., фигурками птиц, а так же сезонными атрибутами в использовании дидактических игр.
    В работе с макетом можно использовать методические приемы: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, насекомых, птицах, деревьях. Можно использовать в качестве наблюдения за погодой.
    Чтобы пособие было как можно более многофункциональным придумала экологическую дорожку. Дорожка прикладывается к дереву и присоединяется контактной лентой. Внутри данной дорожки вложены авторские подвижные игры, к каждой авторской подвижной игре сделаны атрибуты, в виде медалек. На каждое время года составлены рассказы. Есть отдельные карманы, для сделанных дидактических игр к данному пособию и дидактических игр по календарно – тематическому планированию. Также здесь лежат самодельные удочки, о которых расскажу позже.

    А чтобы дети смогли играть с этим пособием на нее прикладываются полотна в соответствии с цветом времени года.
    Вот, например, осенью решила сшить полотно желтого цвета, на котором находятся и карман, и контактная лента. Здесь мы можем поиграть в такую игру, как «Подарки осени». В зависимости, от цели которую ставим перед собой, мы и наполняем данный карман муляжами (фрукты, овощи, природные материалы, фрукты и овощи вместе). Играем в такие игры как «Угости зайчика морковкой» (большому зайчику большую морковку; маленькому зайчику маленькую морковку); «Найди такой же листочек». Играем с малышами в игру «Покорми животных». Предлагаю ребенку посмотреть, что лежит в красном кармашке, затем ребенок решает, кто из животных любит это кушать. В этой игре закрепляем и названия животных, и кто что ест, развиваем доброжелательное отношение к животным и при этом развиваем сенсорные эталоны.

    В зимние месяцы играем в такие игры «Что лежит под снегом», знакомлю детей со мхом, сухой травой, шишками, камнями. Есть еще игра «Подбери такую же снежинку» (игра на усложнение: найди маленькие снежинки, большие снежинки, найди пару, много-мало). Аналогично можно поиграть в игру «Найди такую же птичку», «Найди маму».

    Для лета связала зеленую полянку. На ней можно поиграть в игры «Укрась полянку», «Кто спрятался в траве». У детей в данной игре развивается внимание, усидчивость, потому что на такой яркой полянке надо найти всех насекомых, которые там находятся. С помощью этой игры знакомлю детей с насекомыми, а затем закрепляем эти знания в игре «Кто спрятался под камушком». Играем в игру «Посади бабочку на цветок, закрепляем при этом сенсорные эталоны и прививаем любовь к живой природе.

    Весной тает снег и поэтому я сделала полотно синим цветом, символизирующим реку. Играем в игру «Кто живет в воде». Знакомлю детей с обитателями водной фауны. Ребята сами ручками залезают в понравившийся им кармашек и ищут, кто там спрятался. На первых занятиях рассказываю и знакомлю с водными обитателями. Играем в игру «Подбери пару льдинке». Ну и конечно же играем в игру «Собери мусор». Помогаем природе, делаем ее чище. Вот у нас появляется очень много мусора. Задаем детям вопрос, хорошо ли, что так много мусора. Нет…А для этого у нас есть специальные удочки, с помощью которых мы достаем его.

    В дальнейшем работа с данным пособием будет продолжена, буду создавать и наполнять его новыми дидактическими играми по временам года.
    Спасибо за внимание!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *