Как можно выявить объем предмета на техническом рисунке?

8 ответов на вопрос “Как можно выявить объем предмета на техническом рисунке?”

  1. Kajikazahn Ответить

    Техническим рисунком называют наглядное изображение, об­ладающее основными свойствами аксонометрических проекций или перспективного рисунка, выполненное без применения чер­тежных инструментов, в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорций и возможным оттенением формы.
    Технический рисунок можно выполнить, используя метод цен­трального проецирования, и тем самым получить перспективное изображение предмета, либо метод параллельного проецирования (аксонометрические проекции), построив нагляд­ное изображение без перспективных искажений.
    Технический рисунок можно выполнять без выявления объема оттенением, с оттененнем объема, а также с передачей цвета и материала изображаемого объекта.
    На технических рисунках допускается выявлять объем пред­метов приемами шатировки (параллельными штрихами), шраффировки (штрихами, нанесенными в виде сетки) и точечным оттенением .
    Наиболее часто используемый прием выявления объемов предметов — шатировка.
    Принято считать, что лучи света падают на предмет сверху слева. Освещенные поверхности не заштриховыва­ются, а затененные покрываются штриховкой (точками). При штриховке затененных мест штрихи (точки) наносятся с наи­меньшим расстояние» между ними, что позволяет получить бо­лее плотную штриховку (точечное оттенение) и тем самым пока­зать тени на предметах. В таблице 1 показаны примеры выяв­ления формы геометрических тел и деталей приемами шатировки.

    Рис. 1. Технические рисунки с выявлением объема шатировкой (а), шраффировкой (б) и точечным оттенением (e)
    Таблица1. Оттенение формы приемами шатировки

    Технические рисунки не являются метрически определенными изображениями, если на них не проставлены размеры.
    Пример построения технического рисунка в прямоугольной изометрической проекции (изометрия) с коэффициентом искажения по все осям равным 1. При отложении истинных размеров детали по осям, рисунок получается в 1,22 раза больше реальной детали.

    Способы построения изометрической проекции детали:
    1.Способ построения изометрической проекции детали от формообразующей грани используется для деталей, форма кото­рых имеет плоскую грань, называемую формообразующей; ши­рина (толщина) детали на всем протяжении одинакова, на боко­вых поверхностях отсутствуют пазы, отверстия и другие элемен­ты.
    Последовательность построения изометрической проекции заключается в следующем:
    · построение осей изометрической проекции;
    · построение изометрической проекции формообразующей грани;
    · построение проекций остальных граней посредством изо­бражения ребер модели; обводка изометрической проекции (рис. 1).

  2. blak_boy Ответить

    Рефлекс — высветление собственной тени за счет освещения теневой стороны предмета отраженными лучами от окружающих освещенных предметов или поверхностей данного предмета.
    Блик
    Контур собстбенной тени
    Рефлекс

    Контур падающей тени
    Тень собстденная
    На техническом рисунке светотень обычно изображают упрощенно. Предмет, как правило, изображают на условном фоне изолированно от окружающей обстановки; свет на предмете изображают светлым пятном, не учитывая зависимость освещенности частей предмета от угла падения лучей света и удаления от источника света. Пример такого упрощенного изображения светотени показан на рисунке 6.19, б.
    Иногда технический рисунок выполняют с еще большим упрощением: показывают только собственную тень, а падающую нигде не показывают. Такое упрощение сильно облегчает построение, но при этом теряется выразительность изображения.
    Таким образом, для выполнения светотени на рисунке необходимо знать законы построения теней. Каждая тень имеет свою геометрическую форму, построение которой можно выполнить, используя методы начертательной геометрии. Для построения контуров теней необходимо знать характер лучей света и их направление.
    При выполнении технических рисунков принято пользоваться солнечным освещением, когда лучи параллельны друг другу, а направление их сверху, слева направо. Такое направление соответствует естественному, когда свет на рабочее место падает с левой стороны.
    Для единообразия в построении лучи света обычно направляют по диагонали куба, как показано на рис. 6.21, где дано направление лучей света 5 для изометрической (рис. 6.21, а) и двух диметричес-ких проекций с «правой» (рис. 6.21, б) и «левой» (рис. 6.21, в) системой координат.
    Построение контура собственной тени (линии, отделяющей освещенную часть поверхности от неосвещенной) сводится к постро-

    а)
    2

    5)
    Рис. 6.21
    2

    6)
    ению линии МЫЬ касания лучевой поверхности 5 с поверхностью предмета (рис. 6.22), а построение контура падающей тени — к построению линии М N Ь пересечения лучевой поверхности 5 с плоскостью Р (или с поверхностью какого-либо предмета).
    Под лучевой поверхностью (или плоскостью) понимается поверхность, обертывающая данное тело, с образующими, проведенными параллельно лучам света.
    На рисунке 6.23, а, б, в, г показано построение контуров тени для призмы, пирамиды, цилиндра и конуса. Для этих построений необходимо знать не только направление лучей света, но и направление 5 их вторичных проекций. Построение контура падающей тени сводится к построению точек пересечения лучей света, проведенных через контур предмета, с горизонтальной плоскостью, на которой стоит предмет.
    Например, точка Лр контура падающей тени призмы построена как точка пересечения луча 5 со вторичной проекцией 5 этого луча.
    Две плоскости Т и 0, касательные к цилиндру, позволяют построить контур собственной тени Л В и контур падающей тени В А . Падающую тень от верхнего основания цилиндра строят по точкам / 2
    Для построения контура собственной тени АВ конуса сначала нужно построить падающую тень на плоскость его основания (построить точкуАр), а затем провести касательную/!^ из этой точки


    Рис. 6.23
    к основанию конуса. Точка В=Вр и определяет образующую Л В конуса, которая является контуром собственной тени.
    Если на пути лучевой поверхности (или плоскости) находится другой предмет или поверхность, то контур падающей тени строят на этом предмете так, как показано на рис. 6.24, где падающая тень построена на плоскости основания призмы и на части цилиндрической поверхности (9. Порядок построения ясен из чертежа.
    Светотень можно передавать карандашом, пером (тушью) или отмывкой (разведенной тушью или акварелью). В техническом рисовании обычно пользуются карандашом, выполняя штриховку, тушевку или шраффировку.
    Штриховка заключается в покрытии различных частей рисунка штрихами (не пользуясь чертежным инструментом). Желаемого тона добиваются частотой и толщиной штрихов. Длина штрихов

    не должна быть очень большой, так как длинные штрихи проводить трудно. На рис. 6.25, 6.26 показаны примеры выполнения штриховки на различных поверхностях.
    Направление штрихов должно быть согласовано с формой изображаемого предмета (см. рис. 6.25, а, б, в, г), так как штрихи, наложенные «по форме», помогают передавать и воспринимать эту форму.
    Тушевка является разновидностью штриховки, когда штрихи накладывают очень близко друг к другу так, что они сливаются. Иногда штрихи растирают пальцем или растушевкой.
    Шраффировка является особым видом штриховки, выполненной с помощью чертежных инструментов. Этот способ выполнения светотени наиболее часто применяют в техническом рисунке, несмотря на то что, пользуясь им, невозможно получить плавные переходы от светлого к темному на кривых поверхностях. Примеры шраффировки на различных поверхностях показаны на рис. 6.27, 6.28, 6.29, 6.30, на рис. 6.28 — только аксонометрическое изображение.
    Следует заметить, что средством передачи объема нужно пользоваться в технических рисунках осторожно и экономично, не делая такое изображение самоцелью. На рис. 6.28 приведен пример передачи формы предмета без нанесения тени.


    Рис. 6.26

    Рис. 6.29

    Рис. 6.30

  3. Daladred Ответить

    Чтобы быстро и наиболее наглядно передать форму предмета, пользуются техническими рисунками.
    Техническим рисунком называют изображение, выполненное на глаз и от руки по правилам аксонометрии.
    При выполнении технических рисунков оси необходимо располагать под теми же углами, что и для аксонометрических проекций, а размеры предметов откладывать вдоль осей.
    Выбор аксонометрической проекции, на базе которой будет выполнен технический рисунок, зависит от формы детали.
    Фронтальная диметрическая проекция удобна для изображения деталей, криволинейные очертания которых расположены в плоскости, параллельной плоскости xОz (см. рис. 92 и 93). Изометрические проекции предпочтительнее при изображении деталей, криволинейные элементы которых расположены в разных плоскостях.
    Технические рисунки удобно выполнять на бумаге, разлинованной в клетку. На рис. 103 показаны способы, облегчающие работу карандашом от руки.
    Угол 45 легко построить разделив прямой угол пополам (рис. 103, а). Для построения угла 30 нужно разделить прямой угол на три равные части (рис. 103, б).
    Правильный шестиугольник можно нарисовать в изометрии (рис. 103, в), если на оси, расположенной под углом 30°, отложить отрезок, равный 4я, а на вертикальной оси – 3,5а. Так получают точки, определяющие вершины шестиугольника, сторона которого равна 2а.
    Чтобы описать окружность, сначала нужно на осевых линиях нанести четыре штриха, а затем между ними еще четыре (рис. 103, г).
    Овал нетрудно построить, вписав его в ромб. Для этого внутри ромба наносят штрихи, намечающие линию овала (рис. 103, д), а затем обводят овал.

    Рис. 103. Построение, облегчающее выполнение технических рисунков
    Чтобы придать техническим рисункам объемность, на них наносят штриховку (рис. 104). При этом предполагают, что свет падает на предмет сверху слева. Освещенные поверхности не заштриховывают. На затененные поверхности наносят штриховку, которая тем чаще, чем темнее поверхность.

    Рис. 104. технический рисунок со штриховкой
    Можно наносить штриховку не на всю поверхность, а только в местах, подчеркивающих форму предмета (рис. 105).

    Рис. 105. Технический рисунок с упрощенной штриховкой
    Для выявления внутренних очертаний предметов на аксонометрических проекциях и технических рисунках применяют разрезы (рис. 106, а), которые выполняют плоскостями, параллельными плоскостям проекций. Линии штриховки сечений наносят, как показано на рис. 106, б, т. е. параллельно диагонали проекций квадратов, построенных на осях х и z, х и у, у и z
    При нанесении размеров выносные линии проводят параллельно аксонометрическим осям, а размерные линии параллельно измеряемому отрезку (рис. 106, а и рис. 87, г).

    Рис. 106. Разрезы в аксонометрических проекциях
    Ответьте на вопросы

    1. В чем отличие технического рисунка от аксонометрической проекции?
    2. Как располагают оси при выполнении технических рисунков?
    3. Каковы правила штриховки технических рисунков с целью выявления объема предмета?
    4. Как располагают выносные и размерные линии при нанесении размеров на аксонометрических проекциях?

    Задания к §15 и главе III

    Упражнение 47

    Постройте от руки на клетчатой бумаге: а) углы 45 и 30°; б) оси фронтальной диметрической проекции (см. рис. 85, в); в) оси изометрической проекции (см. рис. 85, в); г) окружность диаметром 30 мм; д) три овала, изображающие в изометрической проекции окружность диаметром 40 мм (один овал расположите перпендикулярно оси х, другой – оси у, третий – оси z). Выполните технические рисунки деталей, представленных на рис. 107: для примеров на рис. 107, а и б – на базе фронтальной диметрической проекции, для примеров на рис. 107, в – Э – на базе изометрической проекции. Размеры определите по числу клеток, считая, что сторона клетки равна 5 мм. Оттените поверхность деталей.

    Рис. 107. Задания на выполнение технических рисунков
    Упражнение 48

    Возьмите в фильмотеке училища диафильм “Построение наглядных изображений” и повторите материал темы.

    Оветы к упражнениям к главе III

    К § 12.
    1 – объект проецирования; 2 – проецирующие лучи; 3 – плоскость проекции; 4 – проекция.
    К упражнению 40
    Последовательность выполнения упражнения приведена на рис. 275.

    Рис. 275. Ответ к упражнению 40
    К упражнению 41
    Целесообразна последовательность выполнения изометрической проекции правильной треугольной призмы, показанной на рис. 276.

    Рис. 276. Ответ к упражнению 41
    К упражнению 42
    Первый ромб расположится на левой боковой грани куба, второй – на верхней, третий – на первой боковой грани. Плоскость первого ромба будет перпендикулярна оси х, второго – оси z, третьего – оси у.
    К упражнению 43
    Плоскость первого овала перпендикулярна оси х, второго – оси z, третьего – оси у. Окружности изображены в изометрической проекции.
    К упражнению 44
    В примерах 1, 3 и 4 окружности изображены в изометрической проекции, а в примере 2 – во фронтальной диаметрической проекции.
    Плоскость овала I перпендикулярна оси у, овала 3 – оси х, овала 4 – оси z. В примере 2 плоскость окружности перпендикулярна оси у, поэтому она показана без искажения формы.
    К упражнению 45
    Геометрические тела изображены в изометрической проекции. В примерах 7 и 5 высота предмета параллельна оси у, в примерах 3 и 4 – оси х, а в примере 2 – оси z.


  4. Moogugrel Ответить

    Гипермаркет знаний>>Черчение 9 класс>>Черчение: Технический рисунок
    Технический рисунок — наглядное изображение предмета, выполненное по правилам аксонометрических проекций без чертежных инструментов (от руки), в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорциональных соотношений размеров.
    Форма предмета на техническом рисунке выявляется с помощью оттенения. Оно осуществляется приемами шатировки (штрихами), шраффировки (штриховка в виде сетки) и точечным оттенением (рис. 99).
    При выполнении оттенения принято считать, что свет падает на предмет слева сверху. Освещенные поверхности не заштриховываются, а затененные покрывают штриховкой. Чем темнее часть поверхности, тем более частой должна быть штриховка.

    Приемы выявления объема
    Вопросы и задания
    1. Какой рисунок называется техническим?
    2. Чем отличается технический рисунок от академического рисунка и аксонометрического изображения (рис. 100)?
    3. Какие способы оттенения применяются в техническом рисовании?



    4. Выполните на бумаге в клетку технический рисунок одной из деталей (рис. 101), используя правила построения какой-либо аксонометрической проекции и любого приема оттенения.
    Н.А.Гордеенко, В.В.Степакова – Черчение.,9 класс
    Отослано читателями из интернет-сайтов

    Содержание урока
    конспект урока
    опорный каркас
    презентация урока
    акселеративные методы
    интерактивные технологии
    Практика
    задачи и упражнения
    самопроверка
    практикумы, тренинги, кейсы, квесты
    домашние задания
    дискуссионные вопросы
    риторические вопросы от учеников
    Иллюстрации
    аудио-, видеоклипы и мультимедиа
    фотографии, картинки
    графики, таблицы, схемы
    юмор, анекдоты, приколы, комиксы
    притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
    Дополнения
    рефераты
    статьи
    фишки для любознательных
    шпаргалки
    учебники основные и дополнительные
    словарь терминов
    прочие
    Совершенствование учебников и уроков
    исправление ошибок в учебнике
    обновление фрагмента в учебнике
    элементы новаторства на уроке
    замена устаревших знаний новыми
    Только для учителей
    идеальные уроки
    календарный план на год
    методические рекомендации
    программы
    обсуждения
    Интегрированные уроки

    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

  5. Manandis Ответить

    Учебник для 7-8 класса


    Черчение

    § 9. Технический рисунок
    Для упрощения работы по выполнению наглядных изображений часто пользуются техническими рисунками.
    Технический рисунок — это изображение, выполненное от руки, по правилам аксонометрии с соблюдением пропорций на глаз. При этом придерживаются тех же правил, что и при построении аксонометрических проекций: под теми же углами располагают оси, размеры откладывают вдоль осей или параллельно им.
    Технические рисунки удобно выполнять на бумаге в клетку. На рисунке 70, а показано построение по клеткам окружности. Сначала на осевых линиях от центра на расстоянии, равном радиусу окружности, наносят четыре штриха. Затем между ними наносят еще четыре штриха. В заключение проводят окружность (рис. 70, б).
    Овал легче нарисовать, вписав его в ромб (рис. 70, г). Для этого, как и в предыдущем случае, сначала наносят штрихи внутри ромба, намечающие форму овала (рис. 70, в).

    Рис. 70. Построения, облегчающие выполнение технических рисунков
    Для большего отображения объемности предмета на технических рисунках наносят штриховку (рис. 71). При этом предполагается, что свет падает па предмет слева сверху. Освещенные поверхности оставляют светлыми, а затененные покрывают штриховкой, которая тем чаще, чем темнее поверхность предмета.

    Рис. 71. Технический рисунок детали со штриховкой
    Чем отличается технический рисунок от аксонометрической проекции?
    Как можно выявить объем предмета на техническом рисунке?
    Нарисуйте в рабочей тетради: а) оси фронтальной диметрической и изометрической проекции (по примеру на рисунке 61); б) окружность диаметра 40 мм и овал, соответствующий изображению окружности в изометрической проекции (по примеру на рисунке 70).
    Выполните технический рисунок детали, два вида которой даны на рисунке 62.
    По заданию учителя выполните с натуры технический рисунок модели или детали.

  6. Nedal Ответить


    Все горизонтальные поверхности должны оттеняться светлее, чем вертикальные, так как угол наклона лучей света к ним больше, чем к боковым поверхностям.

    Оттенение на все поверхности многогранников наносят тонкими параллельными прямыми линиями. После этого проверяют параллельность линий штриховки. Затем обводят с постепенным утолщением в теневой части предмета. Грани заштриховываются неравномерно: ближе к ребрам, со стороны более освещенной грани, штрихи реже (светлее), а с теневой стороны гуще и толще (темнее). Таким образом, ребро кажется выпуклым. В каждом законченном рисунке должны быть четко видны все оттененные поверхности, причем контуры предмета необходимо нарисовать так, чтобы они не выделялись, а сливались с общим тоном рисунка. На поверхностях вращения нет резких переходов от света к тени, как на поверхности многогранников. На круглых телах свет мягко и постепенно переходит в полутон, а затем в тень. Поэтому, чтобы правильно нанести светотень, надо хорошо понять условно принятую схему распределения светотени на круглых телах: цилиндре, конусе, шаре.
    Распределение светотени на цилиндре. На цилиндрической поверхности штриховку наносят в виде образующих различной толщины. Для распределения светотени выполним следующее построение. Большую ось эллипса верхнего основания цилиндра (рис. 112) разделим на три равные части точками 3 и 4 и проведем через них тонкие прямые на поверхности. Левую часть эллипса А – 3 и правую 4 В разделим на три части точками 1, 2 и 5, 6 (рис. 113).

    Затем через все шесть точек проведем образующие цилиндра, которые определят места расположения светотени на цилиндре. После этого приступим к нанесению штриховки.
    Как правило, штриховку наносят с самой темной части предмета, т. е. с того места, где на рис. 113 указано слово «тень». Затем заштрихуем тонкими прямыми линиями места для получения рефлекса, света, оставив не заштрихованным место для блика. Далее проведем, по намеченным прямым, в теневой части яркие штрихи с постепенным ослаблением их в местах для полутонов, света и рефлекса (рис. 114). На рис. 115 показано распределение светотени для других положений цилиндра.

    Распределение светотени на конусе. На конической поверхности штриховку наносят в виде образующих конуса (рис. 116). Большую ось основания конуса разделим на три равные части точками 3 и 4, а затем левую и правую части эллипса еще на три равные части точками 1, 2 и 5, 6, через которые проведем образующие. Штрихи на вершине конуса должны быть тоньше, чтобы не получилось темного пятна (рис. 117).

    Распределение светотени на шаре. Через центр шара (рис. 118) приведем два взаимно перпендикулярных диаметра АВ и CD, наклоненных к горизонтальной прямой под углом 45°. Диаметр АВ разделим на 4 равные части точками 4,8 и 9 и нарисуем эллипс по четырем точкам С, 4, D, 9. Затем разделим верхнюю половину диаметра АВ на восемь равных частей точками 1, 2, … , 8 . Отрезок 9В разделим на три равные части точками 10 и 11. Нарисуем тонкой линией эллипс, проходящий через точки С, 1, D, 11.

    Нижняя часть этого эллипса определит границу рефлекса (рис. 119). Далее нарисуем еще три эллипса, малые оси которых будут равны отрезкам 13, А—5, А8. Через середины этих отрезков проведем тонкими линиями перпендикуляры к АВ, на которых отложим размеры больших осей эллипсов. Затем нарисуем каждый эллипс по четырем точкам. Между нарисованными пятью эллипсами выполним на глаз рисунки нескольких промежуточных эллипсов так, чтобы расстояние между ними было примерно 1—2 мм. Блик на шаре расположится на эллипсе, проходящем через точки 1-3. В теневой части шара нарисуем эллипсы яркими штрихами с постепенным ослаблением их в более светлых местах (рис. 120).

    Шраффировка
    Шраффировка — это штриховка сеткой, или двойная штриховка. Шраффировку наносят на многогранниках и поверхностях вращения аналогично штриховке, учитывая форму предмета. Оттенение шраффировкой оснований многогранников выполняют наклонными штрихами, параллельными осям x и y (рис. 121).

    Потом рисуют на гранях тонкие вертикальные штрихи и штрихи, параллельные осям x или y. Затем штрихи обводят более ярко с постепенным переходом к светлым местам предмета. Горизонтальные поверхности должны быть светлее поверхностей вертикальных, расположенных в теневых частях предмета (рис. 122). Наклонные плоскости заштриховывают прямыми, параллельными линии ската плоскости и наклонными линиями, параллельными контуру. На цилиндре и конусе шраффировку выполняют сначала штрихами в виде эллипсов, касательных к очерковым образующим (рис. 123, 125), затем проводят вертикальные и наклонные штрихи (рис. 124, 126).

    На конусе у вершины линии штриховки должны быть тоньше и менее яркими, чтобы вершина не была темным пятном.

    Для оттенения шраффировкой сферической поверхности на наклонных осях АВ и CD сначала строят эллипсы, как показано на рисунке 118. Горизонтальные штрихи – эллипсы наносят по тому же принципу, что и наклонные (см. рис. 128).

    Промежуточные эллипсы рисуют на глаз тонкими линиями между основными, а затем определяют элементы светотени и, начиная с самого темного места, обводят линии утолщенными кривыми с постепенным ослаблением их толщины по мере приближения к свету. В процессе работы над рисунком штрихи могут получиться яркими, для уменьшения яркости используют мягкий и чистый ластик. Его прикладывают как промокательную бумагу, не растирая линии, иначе рисунок получится смазанным.
    Оттенение торовых поверхностей. При шраффировке поверхности тора, наносят штрихи-эллипсы и штрихи-меридианы, а затем обводят линиями различной толщины, в зависимости от падения света (рис. 129, 130, 131).


    Штрих-эллипсы – плавная линия, идущая вдоль эллипса, разъединенная в любом месте (в данном случае, на месте блика).
    Штрихи-меридианы – плавная линия, идущая вдоль образующих линий контура торовой поверхности (в данном случае эллипсы), разъединенная в любом месте (в данном случае, на месте блика).
    Оттенение точками
    Выявление объёма способом нанесения точек, основывается на том, что светотень наносят с помощью точек, расположенных на соответствующем расстоянии друг от друга и имеющих разную толщину. Схема распределения светотени на предметах при этом такая же, как и при других методах оттенения. В теневой части предмета точки должны быть крупнее и располагаться чаще, а в слабоосвещенных местах – реже, на освещенных поверхностях – совсем редко. Контур предмета, как правило, не обводится линией. Оттенение точками чаще всего выполняют карандашом марки М и 2М. Главное, при таком способе оттенения – выдержать плавный переход от темного места к светлому. Точки следует наносить так, чтобы они не сливались друг с другом, особенно в теневой части предмета, поэтому следует наносить их одновременно на все затененные части, постепенно сгущая их в теневых местах, а затем переходят к полутону и свету. Таким образом, выдерживается общая тональность рисунка, четкий объем предмета. Такой способ оттенения чаще всего используют на рисунках, содержащих изображение необработанных деталей, а также неметаллических материалов. Примеры оттенения точками разных поверхностей показаны на рис. 132.


    6.4. Контрольные вопросы
    1. Способы передачи светотени на техническом рисунке. Что такое свет, блик, падающая и собственная тень, рефлекс, полутон? Какие способы нанесения теней применяются в техническом рисовании?
    2. Метод оттенения – штриховка. Штриховка поверхностей многогранников. Привести примеры оттенения многогранников.
    3. Распределение светотени на поверхностях вращений. (Цилиндр, конус, шар).
    Литература

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *