Как научить ребенка жевать пищу в 1 год?

15 ответов на вопрос “Как научить ребенка жевать пищу в 1 год?”

  1. IceOneBro Ответить

    А у нас в пять-шесть месяцев было уже 6 зубов. Я яблоко очищала от кожуры и давала «зубки почесать». Супы-борщи немного вилкой разминала и всё, не доводила до однородной консистенции… Ну и корочки хлеба, сушки, сухарики… Что ещё? Макаронины длинные сахаром посыпала и разрешала руками в них «повозить», естественно, что-то в рот попадало. До-о-о-о-олго сидел смаковал макаронины кусочек. А в год мы тоже ели всё не перетёртое, а кусочками.
    Буськина
    http://www.stranamam.ru/post/3342277/
    Мы начали с банана в ниблере в 7 месяцев, так она поняла, что дёснами нужно молоть пищу. Потом дали огурец в 8 месяцев, когда зубы только резались. Она его сосала и немного мяла дёснами, потом перешли на хлебушек «свойский», я ей по чуть-чуть мякушку давала, она уже хорошо жевала, ну а потом сушки купила обычные, яблоки твёрдые обрезала, чтобы в руку ложились… Если откусывает большой кусок и понимает, что прожевать не может, то выплёвывает без тени сомнения. Вот так постепенно ребёнок понял для чего ей дёсны и зубки… Я сама боялась, но муж настоял, что пора и был прав. Но тут надо за ребёнком наблюдать постоянно, быть начеку каждую секунду и смотреть, готов ли ребёнок к следующему этапу…
    Евгения
    https://www.babyblog.ru/community/post/baby_food/1615668
    Мелкому год и 2 месяца, примерно месяцев с 11 ребёнкиных у меня было нечто вроде лёгкой паники, как только дело касалось жевания или чего-нибудь погрызть, муж ругался, говорил, что так сын никогда не начнёт жевать сам. Но это скорее была моя психологическая неготовность к научению дитя жеванию — из-за того, что старший в своё время очень сильно подавился в таком возрасте). Начинали с сушек (покупала не такие, которые легко грызутся, а которые «размусоливаются» во рту), детского печенья «Агуша». Супы сначала на блендере, потом толкушкой толочь стала, овощи постепенно не в пюре, а кусочками, сначала помельче, потом всё крупнее и крупнее. Сейчас жуём и откусываем (хотя в 11 месяцев было 6 зубов, а сейчас на 1 больше — я думала что неудобно дитю с таким количеством зубов жевать, ан нет — ещё как грызёт всё. Ни в коем случае куски не запихиваю: усаживаю за стол, ставлю перед ним тарелку с едой, даю детскую вилку и ложку — сам выбирает в процессе чем есть будет, не исключено, что руками. В итоге сейчас даже супы уже может кушать сам. Правда, не без потерь — всё кругом в еде, но мастерство придёт со временем.
    Olga_V_A
    https://www.u-mama.ru/forum/kids/1–3/279098/index.html
    Мой тоже очень долго давился, приучались на кашах Любопышки (Хайнз) (там шарики маленькие воздушные) плюс макароны звёздочки тоже Любопышки. А вообще, нам уже 2,6, едим уже практически всё, а той едой, которая не нравится (борщ, гречка) до сих пор может давиться. А вот с конфетами, вафлями и печеньем таких проблем нет.
    Uyliya
    https://www.u-mama.ru/forum/kids/1–3/279098/index.html
    У нас тоже долгое время давилась и её рвало при этом. Но потом как-то само прошло. Одно время давала ей фрукты в ниблере. Сейчас ей полтора года, кушает детские печеньки (они во рту подтаивают), любит корочку хлеба, кушает банан (он мягкий), может погрызть немножко грушу или яблоко, огурчик (без кожуры). Варёные овощи я давлю вилкой, остаются кусочки, но не огромные, ест с удовольствием.
    НеБука
    http://www.stranamam.ru/post/3342277/

  2. Remer Ответить

    Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:
    Позднее введение прикорма;
    Некоторые родители оттягивают момент знакомства малыша со взрослой пищей, полагая, что ему вполне хватает грудного молока (читайте статью по теме: Таблица прикорма ВОЗ>>>).
    Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.
    Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;
    Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).
    Безусловно, это расслабляет и никак не способствует тому, чтобы ребёнок научился жевать пищу. Изучите статью Как давать первый прикорм малышу>>>.
    Регулярное кормление через бутылочку, а не с ложки также зачастую приводит к лени и сложному привыканию к твёрдой пище;
    Чрезмерная активность ребёнка. Непоседе сложно усидеть долго на одном месте и сосредоточиться на пережёвывании пищи (о том, как найти подход к активным деткам, можно узнать из статьи Ребенок-холерик>>>);
    Нежелание родителей уделять много времени вопросам кормления и обучения малыша навыкам жевания;
    Кормление через силу. Когда ребёнка принуждают есть то, что он не хочет, то, вследствие отсутствия аппетита, он может пытаться быстрее проглотить пищу.

    Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу?

    Хорошо пережёванная пища лучше усваивается организмом;
    Чем лучше еда пережёвана и смочена слюной, тем легче проходит процесс пищеварения;
    Чем тщательнее малыш жуёт, тем лучше ощущает вкус еды, что поддерживает его пищевой интерес и формирует вкусовые пристрастия;
    Вместе с умением жевать, ребёнок приобретает навыки глотания. Он учится определять, какой объём пищи сможет съесть за один приём и, если что-то пошло «не туда», то избавиться от лишнего количества;
    Тренировка челюстно-лицевых мышц способствует развитию речи. Чем больше малыш жуёт, тем лучше это сказывается на произношении им звуков и слов.
    Изучите статью Как правильно кормить ребенка?>>>

    К чему приводит неумение ребёнка жевать пищу?

    Затрудняется процесс переваривания пищи, поскольку она попадает в организм недостаточно измельчённая и смоченная слюной. Вследствие этого, ферменты и желудочный сок не вырабатываются в нужном количестве;
    Происходит ослабление зубов. Они могут стать более шаткими и выпасть раньше срока;
    Отсутствует тренировка мышц языка, что может привести к замедлению развития речи (узнайте, когда ребенок начинает говорить?>>>);
    Закрепляется стойкая привычка есть полностью однородную пищу, малыш ленится жевать и отказывается от твёрдых кусочков.

    Способы приучения ребёнка к жеванию

    Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?
    Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.
    Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».
    При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
    Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
    Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
    В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.
    Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>
    Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.
    Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.
    Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;
    Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.
    Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
    Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
    Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
    Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.
    Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.
    Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.
    Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>
    Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
    Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
    Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.
    Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.
    Читайте также:
    Ребенок плохо ест прикорм
    Педагогический прикорм
    Мясо для первого прикорма

  3. DEKIFOWO Ответить


    Картофель

    Кабачки

    Цветная капуста

    Брокколи

    Огурцы

    Помидоры

    Морковь

    Свекла

    Лук

    Капуста

    Перец

    Шампиньоны

    Яблоки

    Бананы

    Груши

    Клубника

    Виноград

    Киви

    Гранат

    Ананас

    Абрикосы

    Мандарин

    Хурма

    Чернослив

    Апельсины

    Вишня

    Малина

    Клюква

    Шиповник

    Орехи

    Хлеб

    Суп

    Каши

    Бобовые

    Макароны

    Рыба

    Креветки

    Мясо

    Яйца

    Творог

    Кефир

    Коровье молоко

    Козье молоко

    Компот

    Кисель

    Какао

    Чай

    Кофе

  4. хочу звездочку с неба Ответить


    Родители детей до года и после сталкиваются с множеством трудных ситуаций. Один из часто задаваемых педиатрам вопросов: «Как научить ребенка жевать твердую пищу?» В нашей статье собраны самые полезные советы по этой теме. Они обязательно помогут в решении непростой задачи.

    Почему ребенок не хочет жевать

    Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.
    К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:
    Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
    Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
    Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
    Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.
    К внутренним причинам относятся:
    Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
    Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
    Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
    Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.
    Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

    Почему важно научить


    Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость. Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

    Положительные стороны жевания

    Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
    Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее. Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.
    Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
    Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

    Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

    Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
    Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
    Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
    Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
    Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло — за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.

    Когда ребенку можно давать твердую пищу

    Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:
    Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
    Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
    Ниблер. Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки. Ест и чешет десны одновременно.
    Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.
    Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.
    Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.
    Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.

  5. Шизо-Пряник Ответить

    Моему сыну 1,5 года, и у нас полная беда с питанием. Ребенок совсем не умеет жевать и накормить его очень тяжело. Опишу ситуацию:
    1. Ребенок ест, но пищу из блендера и только строго определенный набор блюд. Суп любой, но в виде пюре. Кашу практически всякую, но только без комочков и достаточно жидкую, чтоб можно было без труда проглотить. Причем кашу “из коробочек” мы не любим, она слишком сладкая. Я варю крупу сама, измельчаю и перетираю всё. Из питья только компот из сухофруктов из бутылочки с соской.
    2. Весь март и апрель этого года мы очень тяжело болели. Острая кишечная инфекция, потом она сменилась герпесной ангиной, которой мы переболели аж 2 раза очень тяжело, потом полезли зубы, и мы были у стоматолога-хирурга, нам прорезали десны, после чего ребенок совсем не ел 2 дня вообще ничего. После этого ребенок отказался от всей еды, и весь прикорм я вводила заново. Сейчас май, и мы кое-как вышли в рацион до болезни.
    3. Чтобы накормить ребенка, необходимо соблюсти ритуал. Надо сесть на стульчик, привязать слюнявчик, на столе увидеть любимую посуду. Если по каким-то причинам что-то не сделали, еды не будет. Едим мы строго в определенное время. Никаких перекусов, только питьё компота, потому как носимся как сумашедшие, потеем сильно и писяемся.
    4. Пробовали усадить ребенка за общий стол. Мамина еда, будь ты хоть триджы голоден, вызывает жуткое отвращение по форме, содержанию, на ощупь, по запаху. Ни за что на свете он её в рот такую гадкую не затолкает. При этом у ребенка жуткое выражение лица, когда он докасается до любого кусочка: хлеб, сушка, кусочек яблока, огурец. В общем, чем бы вы не предлагали позабавить малыша за общим столом, я уже это делала неоднократно. У нас полное равнодушие, безразличие к пище. За своим столиком то же самое. Еда в виде кусочка в руках не вызывает ничего, кроме отвращения.
    5. Личный пример ни к чему не приводит. Показываю, как надо есть. Сын выхватывает у меня их рук еду и начинает меня ею докармливать. Пытаюсь отвернуться или объяснить, что это твое, тут же скандал – ешь и всё.
    О том, что надо жевать, речи не идет. Чуть более густое пюре вызывает жуткий дискомфорт. Ребенок бы и рад проглотить, но ему тяжело. Морщится, но глотает. А потом отказывается от еды.
    Еще мы находимся на гв. Пока бросать не хочется, потому что у нас не вылезли все зубы, а во рту опять все разбарабанило. В прошлый раз во время голодовки ребенок грудь сосал. Поэтому если прекратить гв, то мы можем совсем остаться без еды в случае, если опять придется прорезывать десны.
    В быту сын практически ничего в рот не толкает. Было время, что кубики обсасывал. Теперь вообще ничего во рту не находится. Палец иногда свой посасывает и все.
    У меня два вопроса:
    1. Как научить ребенка двигать ртом, чтоб что-то мусолить?
    2. Как вызвать интерес к пище, чтоб хоть что-то в нас заталкивалось?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *