Как называется часть храма где в древности молились?

7 ответов на вопрос “Как называется часть храма где в древности молились?”

  1. Balanim Ответить

    Главный светильник (люстра) храма называется паникадило (от греч. [поликандилон] — многосвечник). Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 100 и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров. В Греческой Церкви в некоторых случаях центральное паникадило раскачивают из стороны в сторону, так чтобы блики от свечей двигались по храму: это движение, наряду с колокольным звоном и особенно торжественным мелизматическим пением, создает праздничное настроение.
    Сидения. Некоторые полагают, что характерным отличием православного храма от католического или протестантского является отсутствие в нем сидений. На самом деле все древние богослужебные уставы предполагают наличие в храме сидений, так как во время некоторых частей Богослужения по уставу положено сидеть. В частности, сидя слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета и из Апостола, чтения из творений отцов Церкви, а также некоторые христианские песнопения, например «седальны» (само название песнопения указывает на то, что слушали его сидя). Стоять считалось обязательным лишь в наиболее важные моменты Богослужения, например при чтении Евангелия, во время Евхаристического канона. Литургические возгласы, сохранившиеся в современном Богослужении — «Премудрость, прости», «Станем добре, станем со страхом», — изначально были именно приглашением диакона встать для совершения определенных молитв после сидения во время предыдущих молитв. Отсутствие сидений в храме является обычаем Русской Церкви, но отнюдь не характерно для греческих храмов, где, как правило, предусмотрены скамьи для всех, кто участвует в Богослужении. В некоторых русских православных храмах, впрочем, имеются сиденья, расположенные вдоль стен и предназначенные для пожилых и немощных прихожан. Однако обычай садиться во время чтений и вставать только в наиболее важные моменты Богослужения для большинства храмов Русской Церкви не характерен. Он сохраняется лишь в монастырях, где для монахов вдоль стен храма устанавливаются стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем и высокими подлокотниками. В стасидиях можно как сидеть, так и стоять, опираясь руками на подлокотники, а спиной на стену.

  2. Голосуй_За_Меня Ответить



    Православный
    храм. Фото:
    http://www.spiritualfragranceinc.соm

    Формы храма.В древности
    православные молитвенные дома были разными. Они
    имели разные формы. Древние
    храмы имели круглую и восьмиконечную
    форму.Насегодняшний
    день наиболее распространенными являютсяпродолговатые и крестообразные храмы.
    Купола храма.
    Каждая церковь должна иметь хотя быодин
    купол.Есть
    храмы с тремя, пяти, семи и тринадцати куполами.Купол символизирует горящее пламя свечи, пламя молитвы и
    стремление христианина к Богу.
    Церковные колокола.Православный дом для молитвы должна иметь колокол.Церковные колокола оповещают верующих
    о начале богослужения, о самых важных моментах церковной службы и так
    далее.
    Крест на храме. На
    куполе на каждой церкви есть крест. Крест бывает четырехугольной формы – это
    традиционный крест с одной вертикальной и одной горизонтальной балки. В нижней части вертикальной балки, которая пересекает
    горизонтальную балку она длиннее, чем
    верхняя.

    Внешнее
    устройство церкви. Фото:
    http://www.nesterov-cerkov.ru
    Шестиугольныйкрест –
    он похожий на четырехугольный крест.
    Но на нижней вертикальной части есть
    еще одна наклоненная балка,
    левый его конец приподнят, а правый опущен вниз. Эта наклонная балка символизирует
    подставку для ног на Кресте Господнем. Восьмиконечный крест – он выглядит как шестиугольный крест, но на верхней
    вертикальной балке есть еще одна небольшая
    табличка, поставленная во время распятия Иисуса Христа. На табличке, на которой
    на трех языках на еврейском,
    греческом и латинском, следующие слова: „Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Так
    же, мы можем видеть и восьмиконечный крест с полумесяцем в нижней части вертикальной балки.
    Согласно церковному толкованию полумесяц – это якорь, который в эпохе раннего
    христианства символизировала духовное спасение человека.

    Паперть.
    Внешний притвор. Фото:
    http://www.nesterov-cerkov.ru
    Внешний притвор.Над входом в Божьем доме, как правило, есть икона или
    настенный образ покровителя, чье имя он носит. Перед входом в каждую церковьестьвнешняя площадка. Эта площадка, еще
    называется внешним притвором. Сам вход перед храмом называется
    папертью.

    Церковный двор. Собор Архангела Михаила в Сочи. Фото: http://www.fotokto.ru
    Церковный двор.Каждый православный молитвенный дом имеет свой церковный двор. На его территории
    может находиться церковное кладбище, где захоронены священнослужители, ктиторы,
    известные верующие люди, принесшую свою
    лепту в жизни и делах храма. Кроме того, во дворе у церкви может находиться
    библиотека, воскресная школа, хозяйственные постройки и др.

    Части
    православного храма. Фото:
    http://www.nesterov-cerkov.ru


    Внутренняя
    структура церкви

    Каждый
    храм делится на три части: притвор, среднию часть и алтарь.

    Притвор храма. Фото: http://www.prihod.org.ua
    Притвор:Первая часть храма называется внутренним притвором. В древности, в первой части
    церкви стояли оглашенные, то есть те люди, которые готовились принять Св. Крещение и те христиане, которые совершили
    большие грехи, были отлучены от молитвенного участия и принятии Св. Причастия.
    Стены притвора покрыты церковными фресками и иконами.

    Средняя
    част храма (наос). Фото:
    http://www.hram-feodosy.kiev.ua

    Средняя часть храма: Средняя
    часть церкви предназначена для верующих. Она еще называется наосом или кораблем.
    Здесь они молятся во время богослужения, возносят молитвы к Богу, зажигают
    свечи, целуют иконы и так далее.

    Престольная
    и праздничная иконы в церкви. Фото:
    http://www.nesterov-cerkov.ru
    В
    наосе есть аналои (подставки для икон) с
    иконами Сына Божия, Девы Марии, Св. Троицы,
    святых и др. Также, в средней части храма есть два аналоя с престольной
    иконой и праздничной иконой или так называемой иконой дня.
    Престольная икона – это икона, на которой написан образ святого
    и событие праздника, чье имя носит данный православный Божий дом. Икона дня – это икона, изображающая
    праздник или того, чья память отмечается в этот день. Обычно, аналой с этим
    образом находится в середине наоса.

    Паникадило.http://www.nesterov-cerkov.ru

    А
    еще, на в середине потолка закреплен
    большой висячий подсвечник с множеством свечами. Он зажигается во время важных
    моментов богослужения. Этот подсвечник называется паникадилом. В болгарских
    церквях он называется греческим словом полиелей. Обычно в храмах в Болгарии
    есть два паникадила – большой и поменьше. Для удобства в современных православных
    храмах свечи заменены специальными электрическими лампочками. Они имеют форму
    горящего пламени свечи или форму церковного куполка.

    Канун. Фото: http://www.nesterov-cerkov.ru
    Канун.В православном молитвенном доме есть место, где мирянин может поставить свечку
    и молится о своих почивших близких. Это место называется кануном. В русских церквях канун представляет
    маленькую поставку с крестом с изображением распятого Иисуса с множеством
    углублениями для свечей. В Болгарии церковный канун переставляет большой сосуд,
    напоминающий глубокий дискос наполненный мелким песком.



    Иконостас
    в храме. Фото:
    http://www.nesterov-cerkov.ru

    Иконостас.Алтарь и среднюю часть церкви отделяет
    иконостас. Слово „иконостас” происходит от греческого языка и переводится как
    „подставка для изображения”, который обычно представляет собой деревянную
    перегородку с иконками, красивыми резными орнаментами, а сверху, в центре
    иконостаса находится крест с человеческим черепом. Крест на иконостасе имеет
    двойной смысл. Он реально представляет
    собой место смерти Спасителя и символизирует небо.

    Северные и южные врата иконастаса. Фото: http://www.nesterov-cerkov.ru
    Иногда
    иконостас может представлять только
    поставку с иконой. Первые девять веков никогда не перекрывала святую святых в
    православном храме, но была только низкая деревянная перегородка с иконками.
    „Поднятие” подставки для изображения началось после 10-го века, и в течение
    веков приобрела свой нынешний вид. Вот как толкует смысл иконостаса и его
    предназначение средневековый греческий
    церковный архиерей, известный православный литургист и учитель Церкви
    Св. Симеон Солунский: „С антропологической точки зрения алтарь символизирует
    душу, наос – тело, а иконостас, в действительности, отделяет две части храма и делает одну
    видимую и другую часть невидимой для
    человеческого глаза.

    Царские врата. Фото: http://www.nesterov-cerkov.ru
    С
    космологической точкой зрения иконостас отделяет небо и землю, так как храм
    символизирует мир. В этом смысле иконостас представляет собой перегородкой
    между видимым и невидимым миром, а святые на нем являются посредниками к
    невидимому миру, так как они являются связующим звеном между двумя мирами”.
    Иконостас
    имеет три входа с дверьми. Через
    два не больших входа заходят и выходят
    священнослужители и их помощники во время некоторых моментах Литургии,
    например, во время совершении Малого и Великого входа. А центральный более
    большой вход, между алтарем и средней
    части церкви называется Царскими вратами.
    Кроме Царских врат средний вход на иконостасе есть и завеса из ткани. Обычно
    она красная. Иконы иконостаса идентичны во всех православных храмах. На Царских
    вратах всегда находится икона с
    изображением сцена, повествующая как Ангел сообщает Деве Марии, что Она избрана Богом и что
    зачнет от Св. Духа ребенка, который
    станет Спасителем мира. На правой стороне иконостаса расположены иконы Сына Божия и Святого Иоанна
    Крестителя, на другой стороне помещены
    икона Девы Марии с младенцем и образ того, чьем именем названа церковь. Для
    остальных икон нет точного определения того, какие образа будут там находиться
    и какое расположение они займут на
    иконостасе.

    Певница, клирос (клырос). Фото: http://www.nesterov-cerkov.ru
    Клирос, клылос,
    цевница.
    Перед
    иконостасом, слева и справа находятся
    места, где поет церковный хор. Эти места
    называются клиросами или певницами. В русском просторечии певницы называются крылосами.
    Хоругви.Обычно в болгарских храмах рядом с клиросами находятся хоругви. Это специальные
    церковные знамена с иконками на длинных
    деревянных шестах. Они используются по время церковных процессий. Хоругви стали использоваться в Св. Православной Церкви
    с 4-го века и символизирует победу христианства над язычеством.

    Хоругвь. Фото: http://www.yapokrov.ru

    Солея и амвон. Поднятое одной или несколькими
    ступеньками пространство между цевницами и алтарем называется солеей, а его
    центральная часть в центре перед алтарем называется амвоном. Здесь священники
    возносят молитвенные возгласы, произносят проповеди и т. д.

    Солея.
    Амвон. Церковная
    лавка.

    Фото: http://www.nesterov-cerkov.ru

    В
    православном Божьем доме есть место для продажи свечей, православнойлитеретуры, икон,нательных крестиков и др. А также здесь подаются записки о здравии и об
    упокоении, заказать отслужить какую-либо церковную требу. Оно находится в
    притворе или средней части храма. Это место называется церковной
    лавкой.
    Окончание
    следует.


    Виталий Чеботар,
    магистр богословия

    Поддержите наш сайт


    Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

  3. Manos Ответить

    Несмотря на то, что все православные храмы различаются по своим размерам, отличительным особенностям архитектуры, а также видам материалов, которые были использованы для их постройки, — все они имеют одинаковое внутреннее устройство.
    Поэтому, где бы ни был расположен православный храм, он состоит из одних и тех же функциональных частей. Каждая из частей внутреннего устройства храма имеет свое особое , четко продуманное практическое назначение. Также все части имеют собственные названия, берущие свои истоки из глубины веков.

    К тому же, наряду с функциональным предназначением, каждая часть во внутреннем  устройстве храма несет важное символическое значение, которое должно быть понятно каждому верующему, который приходит в храм для совершения молитвы. В этой статье мы рассмотрим основные части внутренней конструкции православного храма, а также узнаем значение некоторых слов из церковной терминологии.

    При входе в православный храм нас встречает паперть — это крыльцо или небольшая открытая терраса, накрытые сверху крышей. Над входными дверями обязательно находится икона с изображением святого, определенного события или праздника, в честь которого и был возведен данный храм.

    Интересен тот факт, что в храм ведут три двери. И этот обычай берет свое начало с древних времен раннего христианства, когда мужчины и женщины еще не могли входить в храм через одну и ту же дверь. Эта давняя традиция в архитектурном экстерьере храмов сохранилась и на сегодняшний день.

    Части внутреннего устройства храма.

    Внутренняя конструкция каждого православного храма делится на три основные части, каждая из которых несет свою собственную определенную функциональную и смысловую нагрузку. Среди них можно назвать следующие:
    притвор;
    средняя часть — это, собственно, и есть само помещение храма, значение которого подчеркивает соответствующее оформление интерьера;
    алтарь.
    Рассмотрим более подробно, какими признаками характеризуется каждая из этих конструкционных частей и какое функциональное назначение она выполняет. В христианской религиозной традиции мало что изменилось с древнейших времен, и поэтому можно смело говорить о том, что такое же устройство имели православные храмы, построенные еще несколько веков назад.

    Роль притвора в храме.

    В древние времена в притворе могли находиться те посетители, кто еще на успел принять христианское вероисповедание. Они просто могли приходить и смотреть на богослужение, но в середину храма им не было доступа. Это была мера предосторожности для того, чтобы в храм не проникали темные, неведомые силы и он не осквернялся. Но в то же время нужно было привлекать людей и наставлять их на путь христианского вероисповедания.

    Именно в притворе ранее размещалась купель — специальный сосуд, предназначенный для проведения обряда крещения. И только после совершения над ним обряда крещения новоиспеченный христианин мог войти в храм, чтобы присутствовать на богослужении в качестве полноправного прихожанина. После этого ему был открыт доступ в среднюю часть храма, где он мог подойти и поклониться иконам, а также выслушать проповедь батюшки — православного священника.

    Для крещения младенцев использовались купели небольшого размера, а вот для крещения взрослых прихожан впоследствии стали делать довольно вместительные купели, которые были искусно украшены изображениями из мозаики на религиозную тематику. И на сегодняшний день купели в некоторых храмах стали настоящими произведениями искусства.

    В наши дни  притвор во многом утратил свое изначальное назначение, и представляет собой обыкновенное преддверие, через которое каждый желающий может попасть в среднюю часть храма. В праздничные дни, когда посетителей в храме очень много, в притворе толпятся те люди, которые пришли позже других, и поэтому не успели зайти внутрь храма.

    Раньше православный храм  был условно разделен на три части небольшими деревянными решетками — перегородками, потому что считалось, что во время богослужения и молитвы мужчины и женщины не могут находиться вместе.
    В наши дни храм представляет собой единое, просторное помещение, центральное место в котором занимает иконостас. Он представляет собой практически сплошную стену, украшенную множеством икон православных святых, которые размещены в четко установленном порядке.

    Устройство солеи.

    Перед иконостасом находится солея, которая представляет собой приподнятую на одну ступеньку часть храма, которая предназначена для того, чтобы верующие имели возможность лучше видеть и слышать богослужение.

    Средняя часть солеи выступает вперед и называется амвоном —  с него православный священник произносит проповедь, а дьякон читает Евангелие. Эта выступающая часть выполняет роль своеобразной сцены, с которой прихожанам лучше видны все действия священника и слышны его слова.

    Также на солее находятся отгороженные места, которые называются » клиросы» — именно там во время богослужения размещается хор. Клиросы расположены с правой и с левой стороны. Это сделано затем, что некоторые церковные песнопения должны исполняться двумя хорами одновременно.

    Назначение церковных светильников.

    Также на солее находится большое количество самых разнообразные светильников, каждый из которых имеет свое собственное название и функциональное назначение. Обычные подсвечники ставятся на пол, а паникадила подвешиваются к потолку.
    На первый взгляд паникадило по своей конструкции напоминает очень красивую люстру, имеющую несколько ярусов, на каждом из которых горят зажженные свечи. Впрочем, в наши дни их зачастую заменяют электрическими лампочками.

    Перед иконами подвешиваются лампады — светильники небольшого размера, наполненные маслом. Когда в них горят свечи, то их пламя, колеблющееся от малейшего движения воздуха, создает в храме атмосферу нереальности и таинственности всего происходящего. Это ощущение многократно усиливается посредством игры света и тени на многочисленных блестящих деталях иконостаса.

    С точки зрения христианской религии, огонь выражает пламенную любовь верующих к Богу и конкретно к тому святому, перед ликом которого и поставлена свеча. Именно поэтому свечи принято ставить перед изображением того святого, к которому верующие обращается с просьбой о помощи или содействии в решении жизненных вопросов.

    Во время проведения богослужения священник использует еще один светильник, который он носит в руках и осеняет им верующих. Он состоит из двух перекрещенных свечей и называется дикирием. Когда службу проводит священник более высокого сана — архиерей или патриарх, то используется светильник в тремя свечами — он называется трикирий.

    Важной частью богослужения является обряд использования кадила. В кадиле с древнейших времен сжигались особые ароматические вещества. Этот обычай сохранился и до наших дней в православной церковной традиции.

    В кадило, которое представляет собой небольшой сосуд с щелями, предназначенными для прохождения воздуха, вкладываются тлеющие угли и кусочки ароматической смолы — ладана, который издавна используется в православных богослужениях. Во время службы священник раскачивает кадило и окуривает благовонным дымом ладана верующих, иконы и святые дары. Поднимающиеся вверх облачка ароматного дыма являются символом святого духа.

    Устройство иконостаса.

    Иконостас представляет собой стену, которая отделяет основное помещение храма от алтаря. Это одна из самых красивых частей во внутреннем убранстве православного храма, потому что вся стена иконостаса украшена иконами многочисленных христианских святых. Каждая икона изображает определенного святого или великомученика, и все они размещаются в строгом порядке.
    В иконостасе расположены три двери. Две из них небольшие, и они находятся с правой и с левой стороны. А в центре расположена главная дверь — так называемые Царские врата.

    Название этой двери означает, что сам Бог ( в христианской религиозной традиции его еще величают Царем) незримо входит в эту дверь во время проведения богослужения. Поэтому обычно Царские врата закрыты. Проходить сквозь них имеют право только священники.

    Составные части алтаря.

    Однако важнейшей частью каждого православного храма является алтарь. Это закрытая, последняя часть внутреннего устройства храма, в которую запрещен доступ верующих. Поэтому право входить туда имеют только священнослужители, которые совершают там определенные ритуальные действия для проведения церковной службы по всем канонам христианской религии.

    Центральное место  в алтаре занимает престол, который по сути является обыкновенным столом. Он накрыт антиминсом — шелковым платком, на котором вручную вышито изображение сцены положения Иисуса Христа в гроб. На антиминсе также делается надпись о дате освящения данного храма. Освященный патриархом антиминс присылается в храм, и только с этого времени с ним можно совершать обряд богослужения.

    Антиминс накрыт одеждами — сначала тонкой, которая называется срачицей, а сверху еще одной — индитией. Индития по своему внешнему виду напоминает скатерть из дорогой парчи, которая спускается до самого пола.

    На престоле находится крест, Евангелие в богато украшенном переплете, а также дарохранительница — это специальный сосуд, который предназначен для хранения освященной просфоры.

    С левой стороны от престола устанавливается еще один стол, который называется жертвенником. На нем хранятся священные сосуды — потир и дискос. На жертвеннике также совершается приготовление святых даров для проведения богослужения.

  4. Ceresida Ответить

    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
    Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.
    Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.
    Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.
    Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

    Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.
    Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.
    Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.
    Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.
    Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.
    Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
    Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
    Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
    По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.
    В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.
    Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.
    О необходимости посещать храм Божий
    О устройстве храма
    О поведении в храме
    О богослужениях, совершаемых в храме
    О смысле всенощного бдения и Божественной литургии
    О поклонах и крестном знамении
    О священническом благословении
    О поминовении
    О просфоре, антидоре и артосе
    О святой воде
    О церковной свече
    О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон
    Твои первые молитвы

  5. Voodoojas Ответить

    Внутреннее устройство храмов определяется ещё с глубокой древности
    целями христианского богослужения и особой символикой.
    По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим
    отражением мира невидимого, духовного.
    Храм – есть образ присутствия Царства Небесного на земле,
    и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного
    .
    Храм – есть также образ Вселенской Церкви, ее основных
    принципов и устройства.
    Символика храма объясняет верующим сущность храма как
    начала будущего Царства Небесного,
    ставит перед ними образ
    этого Царства
    , пользуясь видимыми архитектурными формами и
    средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным
    нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.
    Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять
    тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения:
    для священнослужителей, совершавших богослужение,
    для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан;
    для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение),
    и кающихся.

    Сообразно этому, как в ветхозаветном
    храме было три отделения “святая святых”, “святилище”
    и “двор”, так и христианский храм издревле разделялся
    на три основные части:
    алтарь,
    средняя часть храма, или собственно “церковь”,
    притвор.
    Более подробное описание внутреннего устройства
    храмов:


    Алтарь
    Средняя часть храма
    Притвор
    Иконостас
    Престол
    Жертвенник
    Горнее место
    Ризница
    Солея
    Амвон
    Клиросы
    Пономарка
    Паперти
    Крыльцо и колокольня
    Свечные ящики
    Алтарь
    [1] — главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей
    и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь
    являет собой образ Рая, духовного мира, божественную
    сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа
    .
    “Небо на земле” – ещё одно название алтаря.
    Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное
    благоговение и при входе в него верующие должны делать земной
    поклон, а лица воинского звания — снимать оружие.
    Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол [5], жертвенник
    [6] и горнее место [7].
    Иконостас ([4], пунктиром)
    — перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от
    алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон.
    В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не
    было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою
    и завесою. Однако с течением времени алтарные преграды претерпели
    значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения
    алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что
    примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом
    отдельности Бога и Божественного от всего тварного
    , превращается
    постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем
    – Господом Иисусом Христом
    .
    Иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов,
    или рядов икон, каждый из которых имеет свое значение.
    Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами, а боковые
    — северными и южными. Иконостас обращен своей лицевой стороной,
    иконами на запад, к молящимся, к средней части храма, носящей
    название церковь. Алтарем храмы обыкновенно направляются
    к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены
    к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

    Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это
    означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо
    и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою
    и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников.

    Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его
    части помещаются Царские врата – двустворчатые, особо украшенные
    двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому,
    что через них в Святых Дарах исходит Царь Славы Господь Иисус
    Христос для преподания причастия людям во время входов с Евангелием
    и на великом входе за литургий в предложенных, но еще не пресуществленных
    Честных Дарах.
    При богослужении в иконостасе открываются Царские (Главные,
    центральные) врата, давая возможность верующим созерцать святыню
    алтаря – престол и все происходящее в алтаре.
    На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты
    в течение семи дней.
    Кроме того, Царские врата, как правило, делаются не сплошными,
    а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих
    врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в
    такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.
    Ризница [8] – хранилище священных сосудов, богослужебных
    одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для
    ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений.
    Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается
    в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются
    устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре
    у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы,
    приготовленные к очередному богослужению.
    Духовно ризница прежде всего символизирует ту таинственную
    небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные
    дары Божии, потребные для спасения и духовного украшения христиан.

    Средняя часть
    храма [2], называемая иногда нефом (кораблем), предназначается
    для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение, которые при
    восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся
    искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. В этой
    части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.
    Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть
    храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит
    вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия,
    тварный, чувственный мир, мир людей, но уже оправданный, освященный,
    обоженный.
    Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части
    храма – начало человеческое, входящее в теснейшее общение
    с Богом
    . И если алтарь получил значение верховного неба,
    “Неба Небесе”, где пребывает только Бог с небесными
    чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего
    обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле,
    причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая
    просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается
    нарушенный грехом порядок Вселенной.

    При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого
    начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо
    Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых
    первых времен христианства такое отделение строго соблюдается.
    Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим
    совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе
    с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице
    Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней.
    Солея [9] — возвышенная перед иконостасом часть храма,
    как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название
    происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение.
    В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.
    Амвон [10] — полукруглый выступ в середине солеи, против
    царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри
    алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина
    в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается
    таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читаются
    ектении, Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства
    Причащения требует и возвышения места, с которого преподается
    причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу
    внутри алтаря
    .
    В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл.
    На самом деле Алтарь не оканчивается преградой – иконостасом.
    Он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность
    всем понять, что все совершающееся в алтаре творится для
    людей, стоящих в храме.

    Это значит, что алтарь отделяется от молящихся не потому, что
    они менее, чем священнослужители, которые суть сами по себе
    такие же земнородные, как и все, достойны находиться в алтаре,
    а для того, чтобы явить людям во внешних образах истины о
    Боге, небесной и земной жизни и порядке их взаимоотношения
    .
    Престол внутренний (в алтаре) как бы переходит в престол внешний
    (на солею), уравнивая всех пред Богом.

    Клиросы [11] — конечные боковые места солеи, предназначающиеся
    для чтецов и певцов.
    К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся
    церковными знаменами.
    Клиросы символизируют пение ангелов, восхваляющих Славу Божью.
    Притвор [3] есть преддверие к храму.
    В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные,
    т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.
    В притворе, как правило, находится церковный ящик – место для
    продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных
    предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят
    люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника,
    а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают
    себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма.
    Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое,
    но и духовно-практическое значение.
    Паперти [13]
    Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти.
    Папертью называется площадка перед входными дверями храма,
    на которую ведут несколько ступеней.
    Паперть является образом того духовного возвышения, на котором
    находится Церковь среди окружающего мира.

    Паперть – это первое возвышение храма.
    Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие
    Церковь воинствующую и ангельские лики, – это второе возвышение.
    Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в
    богообщение, – это третье возвышение.
    Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням
    духовного пути человека к Богу:

    первое – это начало духовной жизни, самый вход в нее;

    второе – подвиг воинствования против греха за спасение
    души в Боге, длящийся всю жизнь христианина;

    третье – это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном
    богообщении.


    К началу страницы

  6. Trueshaper Ответить

    Венчает иконостас распятие, а рядом образа Богородицы и святого Иоанна Богослова. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.
    Основная идея оформления иконостаса — представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами. Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.
    О молитве в храме:
    Почему недостаточно верить в душе и не ходить в храм
    Можно ли ходить в храм во время беременности
    Как правильно вести себя в храме детям

    Алтарь

    Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря.Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.
    Главная часть алтаря — святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.
    Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно — каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *