Как называется произведение в котором есть рифма?

12 ответов на вопрос “Как называется произведение в котором есть рифма?”

  1. Comix Ответить

    Смотреть что такое “рифма” в других словарях:

    рифма?ч — рифмач, а, ом … Русское словесное ударение
    Рифма — звуковой повтор в конце ритмической единицы: «Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, Он уважать себя заст|авил И лучше выдумать | не мог» (Пушкин). Выделенные слоги на концах строк связаны между собой звуковыми повторами,… … Литературная энциклопедия
    РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
    РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
    Рифма —     РИФМА «отмечает сходным звучанием слов определенное место (большей частью конец) в метрических и евфонических звукорядах». (Валерий Брюсов, «О рифме», «Печать и Революция», кн. I, 1924 г.) Отсюда к рифме прежде всего должно подходить со… … Словарь литературных терминов
    Рифма — (происхожд. спорно: от греч. ruJmoV или древненемецк. rim,число) созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время какв аллитерации главная роль принадлежит согласным, а в ассонансе гласным, полнота созвучия. в Р. требует тожественности … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
    РИФМА — (от греческого rhythmos складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему 1 сложные, 2 сложные и т.д.; по месту… … Современная энциклопедия
    РИФМА — (от греч. rhythmos складность соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской… … Большой Энциклопедический словарь
    РИФМА — жен., греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коротких слогов. Но вот, трещат уже морозы…. читатель ждет уж рифмы: розы, на вот, возьми ее! Пушкин … Толковый словарь Даля
    рифма — эпифора, ассонанс, консонанс, созвучие Словарь русских синонимов. рифма сущ., кол во синонимов: 6 • ассонанс (2) • ви … Словарь синонимов
    Рифма — (от греческого rhythmos складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему 1 сложные, 2 сложные и т.д.; по месту… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  2. MR_Xaker Ответить

    В.В. Онуфриев “Словарь разновидностей
    рифмы”
    1 2 3 4 5 6 7 8 9
    АБСОЛЮТНАЯ РИФМА – рифма,
    состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением
    ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом).
    Слог – слёг, завяленный – заваленный, оброк-
    обрёк, мыло – мило, блуза – блюза, томный
    – тёмный, забыть – забить, ложа – лёжа, метр
    – мэтр, грозы – грёзы, минёр – минор, потомки
    – потёмки, простыл – простил, томен – тёмен,
    слыть – слить, выселится – виселица, клон –
    клён..
    Чернилами я не марал бы пальцы,
    Не засорял бумагою чердак,
    И за бюро, как девица на пяльцы,
    Стихи писать не сел бы я никак.
    (А.С. Пушкин)
    Уважаемые товарищи потомки!
    Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме,
    наших дней изучая потёмки,
    вы, возможно, спросите и обо мне.
    (В. Маяковский)
    Вперёд одна
    в надежде томной
    Не жди меня средь ночи тёмной.
    (А.С. Пушкин)
    АБСТРАКТНАЯ РИФМА
    рифма, не привязанная к какому-либо конкретному стиху; рифмованные слова сами
    по себе.
    АВТОРИФМА
    случайная рифма; созвучие слов, непреднамеренно вставленное автором в текст или
    литературное произведение и не влияющее на его художественную ценность и
    восприятие. Авторифма присуща как разговорной речи, так и литературной прозе и
    поэзии. В стихах с привычной конечной рифмой авторифма может быть только в
    начале или внутри строки. В отличие от начальной и внутренней рифмы,
    сознательно вставленной автором в произведение, случайное созвучие рождается
    стихийно и не является приёмом. “Такая рифма может быть, а может и не
    быть” (Д. Самойлов). Авторифмы можно встретить как у древнегреческих поэтов,
    не знавших регулярной рифмы, так и в классической и современной европейской (в
    т.ч. и русской) поэзии и прозе. Наиболее часто такая рифма встречается в белых
    стихах. В примерах ниже «неумолимых –
    непостижимых» и «весна – нужна»
    – авторифмы, отсутствие которых не отразилось бы на восприятии стихов.
    Я знал красавиц недоступных,
    Холодных, чистых как зима,
    Неумолимых, недоступных,
    Непостижимых для ума.
    (А.С.
    Пушкин)
    Недаром наши странники
    Поругивали мокрую,
    Холодную весну.
    Весна нужна крестьянину
    И ранняя и дружная,
    А тут – хоть волком вой!
    (Н.А. Некрасов)
    АВТОРСКАЯ РИФМА
    – авторская находка; оригинальная
    составная рифма с использованием нестандартных
    сочетаний слов или их частей.Как правило, является единственной в своём роде: исповедь – избы ведь, большевиков –
    больше веков, жизнь с кого – Дзержинского, наново я – банановая, Цезаря – лице заря, Киева –
    старики его – распни его, лёд щеки – лётчики, та ли я – талия, почему ж бы – службы, бьют
    об двери лбы – не поверил бы …
    Господа поэты, неужели не наскучили
    пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам?
    Если такие, как вы, творцы –
    мне плевать на всякое искусство.
    (В. Маяковский)
    Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
    Не версты, не мили, солнце – радиусы, светогода!
    Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я, –
    Не докинул никто их до звёзд никогда!
    (В. Брюсов)

    АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА
    – рифма, состоящая из слов, ритмические окончания
    которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно – конечно, красавица – кудрявиться,
    ящик – оснастчик, рыться – злится,
    существо – ничего, снова – младого
    К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке – от точных до
    приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные.
    Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и
    воспринимаются всеми одинаково: мышь
    – рыж, слуг
    – стук, сыр – пир, вот – комод, поп
    – лоб, локти – когти, рад – ряд, нас
    – раз
    Также: Детский – немецкий,
    колоться – колодца, страстный – красный, бросче
    – роща, множится – кожица…
    «Не спится, няня: здесь так душно!
    Открой окно да сядь ко мне». –
    «Что, Таня, что с тобой?» – «Мне скучно,
    Поговорим о старине»…
    (А. Пушкин)
    Вещи и люди нас
    окружают. И те,
    и эти терзают глаз.
    Лучше жить в темноте.
    ( Й. Бродский)
    Как призрачно мое существованье!
    А дальше что? А дальше – ничего
    Забудет тело имя и прозванье,-
    Не существо, а только вещество.
    (С.Маршак)
    Субъективные
    акустические рифмы – созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном
    восприятии.
    Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для
    других.
    Ступа – рупор, ваши – фальши,
    они – раним, сласти – счастье, длинный – дивный…
    Объективные
    акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные
    – к приблизительным.
    АССОНАНСНАЯ РИФМА – созвучие в словах гласных звуков при полном
    или частичном несовпадении согласных.
    Ровно – поздно, ветер – лебедь, звезда – трава… Людская молва,
    что морская волна.
    Я сегодня до зари встану,
    По широкому пройду полю.
    Что-то с памятью моей стало
    Всё, что было не со мной,
    помню.
    (Р. Рождественский)
    БАЗОВАЯ
    РИФМА
    – наиболее многочисленная группа рифм в русском языке. Все рифмы
    делятся на базовые и окончательные. К базовым относятся более 99 % всех
    рифм, к окончательным – менее 1%. Окончательные рифмы – рифмы с ударением
    на последнем звуке в слове (ружьё –
    моё, мечта – суета, окно – темно, пою – твою…) Окончательные
    рифмы не имеют послеударных звуков. Базовые рифмы – рифмы с послеударными
    звуками или слогами: мех – смех,
    поле – доля, трактор – реактор, бурный
    – бравурный, равнина – кручина, тише – услышу, радостный – сладостный… В
    стихах ниже присутствуют оба типа рифм: базовая “отечества – человечества” и окончательная “бою-пою”. Подробне о базовых и
    окончательных рифмах см. Лаборатория
    .
    И я, как весну человечества,
    рождённую в трудах и бою,
    пою моё отечество,
    республику мою!
    (В. Маяковский)
    БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов,
    наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам
    относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою
    свежесть. Тем не менее, по причине часто крайне малого рифмословарного
    запаса у таких слов и, в то же время, их незаменимой смысловой нагрузки, такие
    рифмы, несмотря на свою «заезженность» и банальность, обречены на извечное
    использование в русской поэзии.
    Вновь – любовь – кровь. Ночь – дочь –
    прочь. Тебя – любя. Трудный – чудный.
    Поздравляю – желаю. Радость – младость.и т п.
    Старинный
    звук меня обрадовал и вновь
    Пою мечты, природу и любовь.
    (А.С. Пушкин)
    В огромном городе моём – ночь.
    Из дома сонного иду – прочь
    И люди думают: жена, дочь, –
    А я запомнила одно: ночь.
    (М.И. Цветаева)
    Не пой! Не пой мне! Пощади.
    И так огонь горит в груди.
    Она пришла как к рифме «вновь»
    Неразлучимая любовь.
    (С. Есенин)
    Банальные рифмы с незапамятных времён
    широко обыгрывались в фольклоре. В русской поэзии появились на заре её развития
    – в 17 веке, и с тех пор неизменно присутствуют в стихах практически всех
    поэтов.
    Дом благий пущает до себя всякаго человека
    и исполняет благостыню до скончания века.
    Вина всяким добродетелям – любовь,
    не проливает бо ся от нея никогда кровь…
    (Алексей Романчуков, 1638 год)
    БЕДНАЯ РИФМА
    недостаточная рифма, в
    которой созвучны только ударные гласные, например: звезда – волна, вино – легко, пою – люблю, заря – звеня, доля –
    море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.
    Твоих лучей небесной силою
    Вся жизнь моя озарена.
    Умру ли я, ты над могилою
    Гори, гори, моя звезда!
    (слова народные)
    Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых
    грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень
    велик. Так, в силу своей
    незатейливости – подобрать такую рифму не составляет труда – бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например,
    на “ать” (в словаре более 5500 слов): летать – стонать – читать – знать – играть – писать – держать…;
    рифмы из прилагательных на “ой” (свыше 1200 слов): большой – простой – сухой – немой – степной –
    озорной…; рифмы из существительных на “ание” (более 1000
    слов): гадание – желание – знание –
    венчание – сверкание – сияние – щебетание… Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.
    Как ни
    парадоксально, но среди бедных рифм могут быть и богатые, если в словах
    созвучны предударные звуки или слоги:
    дышать – мешать, хотеть
    – лететь, лесной – запасной, пение – сопение,
    рация – федерация, звание – призвание
    БОГАТАЯ РИФМА
    рифмосочетание слов с совпадением опорных
    предударных звуков. Чем больше сходство, тем
    богаче и созвучней рифма.Раб – араб, буду – позабуду, чары – янычары,
    дядья – бадья, ведь – медведь, клоп – циклоп, живая
    – призывая, мир – кумир, взор – позор, волен
    – доволен, друг – вдруг, награда – винограда,
    порога – дорога, тятя – дитятя
    Так связан, съединен от века
    Союзом кровного родства
    Разумный гений человека
    С творящей силой естества.
    (Ф.Тютчев)
    Отговорила роща золотая
    Берёзовым, весёлым языком
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    (С. Есенин)
    ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – рифма,
    образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы.
    «Я ждал, я звал, я верил
    в чудо…»
    Мне голос был, он звал утешно,
    Он говорил: «Иди сюда»…
    ( А. Ахматова)
    ВОСЬМИСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов с ударением на восьмом слоге от
    конца.
    Второе название – супергипердактилическая рифма. В поэтической практике не
    применяется.
    Выдрессировавшиеся – выгравировавшиеся….
    В.В. Онуфриев “Словарь разновидностей рифмы”
    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
    – рифма из слов с ударением
    на четвёртом или пятомслогах от
    конца. Второе название четырёхсложных и пятисложных
    рифм. Оприходованный – изуродованный,
    похрапывание – раскапывание, тиражирование – цитирование…
    и опять кряхтят они:
    любят ямбы редактора лающиеся.
    А попробуй
    в ямб
    пойди и запихни
    какое-нибудь слово,
    например, «млекопитающееся»…
    (В. Маяковский)
    Идёт Балда, покрякивает,
    А поп, завидя Балду, вскакивает…
    (А.С. Пушкин)
    Снег сетями расстилающимися
    Вьет над днями забывающимися…
    (Валерий Брюсов)
    ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА
    разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем –
    страдаем, стараться – волноваться… По причине того, что придумать такую
    рифму не составляет труда (особенно для глаголов неопределённой формы, каких в
    русском языке – тысячи), такие рифмы называют ещё и бедными: петь – гореть – шуметь -лететь..
    Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут.
    ( М.В.Ломоносов)
    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали;
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали...
    (В.А Жуковский)
    А вот парадокс: среди таких бедных могут
    быть и богатые рифмы, если в словах совпадают предударные звуки или слоги:
    парить – говорить, пастись – запастись, вернуть
    – завернуть
    Кто на лавочке
    сидел,
    Кто на улицу глядел,
    Толя пел,
    Борис молчал,
    Николай ногой качал.
    (Сергей Михалков)

    ГЛАСНАЯ РИФМА – вид окончательных рифм, состоящих из слов с
    ударением на последнем звуке. В гласных рифмах последнему ударному гласному
    предшествует гласный звук или мягкий знак:
    Даю – налью, твоя
    я, бои – соловьи, портье– колье, ружьё
    – моё, боа – амплуа

    К гласным рифмам также
    относятся слова «фойе» и
    «райя».

    Гласные рифмы – самая
    малочисленная группа рифм в русском языке (всего около 1000 слов).
    ГЛУБОКАЯ РИФМА
    рифма из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги.
    Вода – провода, полей – тополей,
    бывать – забывать, пора – топора, попей – эпопей, мотив
    – локомотив, хожу – нахожу, полам – пополам,
    лабораторииоб оратории, этический – поэтический
    В более широком понимании, глубокая рифма может рассматриваться как
    рифма из слов, предударные части которых имеют большее звуковое сходство
    и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.
    Бог тебя благослови;
    Вот за то тебе, лови!
    (А.С. Пушкин)

    ГРАММАТИЧЕСКАЯ РИФМА
    – см.
    Параллельная рифма.
    ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов, окончания которых совпадают по
    написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии,
    графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в
    наши дни почти не применяется. Большого
    – немного (ово-ого), утес – лес (ёс – ес), срочно
    нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый
    – веселый (елый – ёлый) …
    Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдет,
    (И.А. Крылов)
    Он с лирой странствовал на свете;
    Под небом Шиллера и Гете.
    (А.С. Пушкин)
    Наш медик в рот больным
    без счету капли льет,
    Однако от того ни капли пользы нет.
    (М.М. Херасков)
    Да здравствуют прогулки в полвторого,
    проселочная лунная дорога,
    седые и сухие от мороза
    розы черные коровьего навоза!
    (А. Вознесенский)- совпадает и по написанию,
    и по звучанию. Основным свойством графически-акустических рифм является
    безукоризненное совпадение клаузул. К этому типу относятся исключительно точные
    рифмы:
    лунный – струнный, света – карета, носим – бросим, море – горе, точный –
    порочный, знаем – раем..
    ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА
    второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на
    третьем от конца слоге. Операция
    – демонстрация, велено – побелено, валенки – маленький,
    видывать – завидовать, признание – венчания, болтающих
    – погибающих…
    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.
    (М.Ю. Лермонтов)
    Запад гаснет в дали бледно-розовой
    Звёзды небо усеяли чистое,
    Соловей свищет в роще берёзовой,
    И травою запахло душистою.
    (А.К. Толстой)
    Сила народная,
    Сила могучая –
    Совесть спокойная
    Правда живучая!
    (Н.А. Некрасов)
    Термин “Дактилическая
    рифма” произошёл от трёхсложного стихотворного размера – дактиля (–),
    состоящего из одного ударного и последующих двух безударных слогов. Так, слова “пение”, “родина”,
    “особенный”, “вечером” в силу своей
    трёхсложности уже сами по себе являются одностопными дактилями.
    Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в русских народных
    песнях и былинах, поэтому вплоть до конца 18 века считалась
    неблагородной и не пригодной для лирики высокого стиля. Такому отношению к
    дактилической рифме способствовало и влияние европейской поэзии, где
    дактилические рифмы были не в ходу. Первые примеры дактилических окончаний
    появлялись у русских поэтов в подражаниях народному эпосу и фольклору. В
    высокой лирике дактилическая рифма получила признание только в 19 веке –
    сначала благодаря творчеству Жуковского, а позже и других поэтов. Но особенно
    часто дактилической рифмой пользовался Н.А. Некрасов, прочно закрепивший
    трёхсложные клаузулы в русском стихосложении. Невероятно, но факт: в стихах
    А.С. Пушкина вообще нет дактилических рифм.
    ДВОЙНАЯ РИФМА – рифма из двух слов в строфе. Самая
    распространённая рифма в стихосложении. В примере ниже – две двойных рифмы «знамя-пламя» и «меч – обжечь».
    Ты
    должен быть гордым, как знамя;
    Ты
    должен быть острым, как меч;Как Данту, подземное пламя
    Должно тебе щеки обжечь.
    (В. Брюсов)
    Бывают также рифмы из трёх слов, четырёх,
    пяти и т.д. См. также тройная,
    четверная, пятерная, шестернаярифма.
    – рифма наиболее
    близкая по звучанию к родным. В таких рифмах клаузулы слов имеют незначительные
    расхождения – противостояние глухих и
    звонких звуков одной родовой пары (омофонические рифмы), противостояние твёрдых
    и мягких звуков (твёрдо-мягкие рифмы). Так, слово “красный” имеет точные рифмы, как: громогласный, всечасный и пр. Это – точные родные рифмы (полное
    совпадение написания и звучания). Слово “красный” имеет и различные приблизительные рифмы: важный, главный, страстный, праздный,
    ранний, грязный и пр. Однако степень точности этих слов по отношению к
    слову “красный”
    различна. Двоюродные рифмы по определению наиболее близки по звучанию к родным
    и в словаре объединены: слова “грязный,
    страстный, праздный” находятся в одном ряду со словами “красный, громогласный…”
    . Таким образом, невзирая на различия внутри клаузул, подобные слова
    являются родственными с точки зрения рифмы, и объединение их в словаре позволяет
    видеть полную картину рифмующихся слов. Ещё примеры: “гроза – глаза” – родная рифма, а
    “гроза – роса” –
    двоюродная. Дополнительные примеры двоюродных рифм: проест – проезд, полный – стольный, горка – горько, видно – слитно,
    хожу – спешу, ложатся – терзаться, муз – бьюсь, плачь – палач, уста – узда …
    Такие слова также подаются по соседству (в смежных рифморядах) в силу своих
    близких родственных связей.
    Немало зрю в округе я доброт:
    Реки твоей струи легки и чисты
    Студен воздух, но здрав его весь род:
    Осушены почти уж блата мшисты.
    (В.К.Тредиаковский)
    Как растают морозные
    Голубые снега,
    Воды вешние, грозные
    Принимает река.
    (Владимир Солоухин)
    Мерзнет девочка в автомате,
    Прячет в зябкое пальтецо
    Всё в слезах и губной помаде
    Перемазанное лицо.
    (Андрей Вознесенский)
    Вытянись вся в длину,
    Во весь рост
    На полевом стану
    В обществе звёзд.
    (Борис Пастернак)
    Условно к двоюродным относятся усечённые/надстроечные и добавленные рифмы:
    коса – парусах, темно – одном… Слова,
    образующие такие рифмы, имеют незначительные расхождения на концах их клаузул и
    могут быть расположены в различных рифморядах. Классификация по родственным
    отношениям.
    ДВОЯКАЯ
    РИФМА
    – разновидность
    надстроечных(усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм – две
    фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову
    потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо
    основного, когда клаузулы совпадают полностью).
    1. Табор –
    рапорт. В данной рифме
    «т» может скрадываться.
    2. Запад – рапорт. В
    данной рифме «р» выпадает.
    Верес
    ксерокс, скатерть – богоматерь, крест – реестр,
    мылить – милость, смелость – пелось… Подробнее см. «Полирифмия».
    Русской женщины
    тихая прелесть,
    И откуда ты силы берёшь?
    Так с тобой до конца и не спелись
    Чужеземная мода и ложь.
    (И. Уткин)
    ДВУХСЛОЖНАЯ РИФМА– рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе
    название – женская рифма.
    Новый –
    готово, горы – взоры, радость – младость, верю
    – потеря, здравый – славой, безоружный – нужно,
    тихо – лихо,
    бьётся – несётся, весть я – поместье…
    Есть речи – значенье
    Темно иль ничтожно,
    Но им без волненья
    Внимать невозможно.
    (М.Ю. Лермонтов)
    ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА
    самая объёмная рифма в русском языке, в составе которой девять слогов начиная с
    ударного. Второе название – супергипердактилическая рифма. Выкристаллизовавшиеся – выбаллатировавшиеся.
    В поэзии не применяется.
    ДИССОНАНСНАЯ РИФМА
    условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные
    звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам): парус – пелось, бублики – яблоки, страстный
    – грозный, норов – коммунаров, плавно – словно, слушать – лошадь
    … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть –
    капать, розовый – разовый, Сократ – сокрыт,
    мечети – мечите, полочка – пилочка…
    Гриб-грабь-гроб-груб
    (В.Маяковский). Один из древнейших русских консонансов: семо и овамо.
    Было: социализм – восторженное слово!
    С флагом, с песней становились слева,
    и сама на головы спускалась слава.
    Сквозь огонь
    прошли, сквозь пушечные дула.
    Вместо гор восторга – горе дола.
    Стало: коммунизм – обычнейшее дело.
    (В. Маяковский)
    В блеске зимней ночи тающая,
    Обрати ко мне твой лик.
    Ты, снегами тихо веющая,
    Подари мне лёгкий снег.
    (А.А. Блок)
    Когда земное склонит лень,
    Выходит стенью тени лань
    С ветвей скользит, белея, лунь,
    Волну сердито взроет линь.
    (Н.Н. Асеев)
    ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность двоюродных рифм; ударная гласная в
    пассивном слове является последней, а в активном слове к ней добавляется ещё
    согласный звук (чаще глухой), который скрадывается (приглушается) при
    произношении.
    Скажи
    зажим, трюмо – умом, строфафакт,
    тополям – поля, мирка – сверкав, весна – снам,
    прочёл – горячо, капюшон – хорошо, пора- дарам
    , конце – концерт, бревноноль, прогул
    врагу…Добавленные рифмы
    представляют собой интересные сочетания слов, принадлежащих к противоположным
    рифмотипам: базовые–закрытые и окончательные–открытые.
    Каждый прогул
    Радость врагу.
    (В. Маяковский)
    Тихие гитары,
    стыньте, дрожа:
    синие гусары
    под снегом лежат!
    (Н.Н. Асеев)
    Я земной шар чуть не весь обошёл, –
    и жизнь хороша, и жить хорошо.
    (В. Маяковский)

    ДОСТАТОЧНАЯ РИФМА
    – см. Недостаточная рифма– второе название псевдорифмы; рифма, состоящая из
    слов с общими ударными гласными и характерными концовками, но
    различными послеударными согласными или слогами. Слова в таких
    рифмах не состоят в родственных связях друг с другом, но близки по
    звучанию. Основная масса дружественных рифм – трёхсложные и
    четырёхсложные. Разновидность ассонанса. Подробней см. Псевдорифма.
    Преданность – уверенность,
    бабушка – дубравушка, девочка – времечко,
    творческий – воинский
    Мне легше, чем всем, –
    я Маяковский.
    Сижу и ем
    Кусок конский.
    (В.
    Маяковский)
    Вернуться к списку

  3. TheFantaPlay Ответить

    Смотреть что такое “РИФМА” в других словарях:

    рифма?ч — рифмач, а, ом … Русское словесное ударение
    Рифма — звуковой повтор в конце ритмической единицы: «Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, Он уважать себя заст|авил И лучше выдумать | не мог» (Пушкин). Выделенные слоги на концах строк связаны между собой звуковыми повторами,… … Литературная энциклопедия
    РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
    РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
    Рифма —     РИФМА «отмечает сходным звучанием слов определенное место (большей частью конец) в метрических и евфонических звукорядах». (Валерий Брюсов, «О рифме», «Печать и Революция», кн. I, 1924 г.) Отсюда к рифме прежде всего должно подходить со… … Словарь литературных терминов
    Рифма — (происхожд. спорно: от греч. ruJmoV или древненемецк. rim,число) созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время какв аллитерации главная роль принадлежит согласным, а в ассонансе гласным, полнота созвучия. в Р. требует тожественности … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
    РИФМА — (от греческого rhythmos складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему 1 сложные, 2 сложные и т.д.; по месту… … Современная энциклопедия
    РИФМА — жен., греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коротких слогов. Но вот, трещат уже морозы…. читатель ждет уж рифмы: розы, на вот, возьми ее! Пушкин … Толковый словарь Даля
    рифма — эпифора, ассонанс, консонанс, созвучие Словарь русских синонимов. рифма сущ., кол во синонимов: 6 • ассонанс (2) • ви … Словарь синонимов
    Рифма — (от греческого rhythmos складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, так называемая внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифмы различают: по объему 1 сложные, 2 сложные и т.д.; по месту… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  4. Nizil Ответить

    Определение таланта у поэта, это довольно-таки абсурдное и глупое занятие. Я, например, не понимаю того, когда поэта упрекают в “простой рифме”. Подобная мысль была в фильме “Общество мертвых поэтов”, где учитель литературы говорил о том, что поэзию нельзя измерять числами и графиками, а надо чувствовать ее. Все эти “кровь-любовь-морковь” очень даже полезные штуки, которые могут передать и эмоцию, и настроение автора или героя произведения.
    Но все-таки некоторые вещи даже у меня, любителя всей поэзии, вызывают отвращение. Например, глагольная рифма, которую называют “бедной” из-за ее элементарной простоты. Например, “прыгать-бегать”, “быть-любить” и прочее. Данная рифма указывает на проблемы поэта с фантазией, что ставит под сомнение его талант, и ставит его в разряд обычных бумагомарателей и графоманов. Если взять “быть-быт” или “нить-любить” вместо “быть-любить”, то стихотворение выглядит уже красивее, и в нем видно попытки поиграть с рифмой.
    В русской литературе я не силен (не мой профиль, pardonez moi), так что сделаю небольшой экскурс в англоязычную поэзию. Взять хотя бы Эдгара По с его адовым хороводом рифм. Многие критики упрекали его за излишнюю музыкальность, что может показаться бредом, так как в классическом понимании, стих – это малая литературная форма, в которой прослеживается рифма, ритм и определенный размер. Но критикам только дай откыть рот.
    В качестве примера приведу отрывки из его поэмы “Lenore”.
    “Ah, broken is the goldenbowl! the spirit flownforever!
    Let the bell toll!—a saintly soul floats on the Stygian river”.
    “Ах, златой сосуд разбит! Дух ввысь летит отсюда навсегда!
    А колокол уже звенит! И душу быстро поглотит Стигийская река”. (перевод мой).
    Тут прослеживаются следующие рифмы:
    forever-river – конечная рифма строк, которая является самой главной в классическом стихосложении;
    bowl-soul – внутренняя рифма стихотворения (именно этот прием любил По, что делает его стихи более мелодичными);
    broken-golden – простая внутренняя рифма, которая, будучи в начале произведения, задает темп всей поэме;
    bowl-flowntoll-soul – помимо основных внутренних рифм(bowl-soul) тут присутствуют еще два похожих по звучанию слова, которые в данном случае дают произведению музыкальность и звучание.
    Огромное количество рифм показывает на то, что поэт настолько серьезно отнесся к своему делу, что обычному человеку это может показаться излишеством и фанатичностью, но именно эта сложная мелодика делает стихотворения данного автора уникальными. Но, как видите, даже излишняя рифмованность произведений, может вызвать недовольство критиков и поставить талант поэта под сомнение.
    Вывод: талант поэта состоит не в одном жонглировании рифмами, а в благоприятном сочетании идеи произведения, использованных тропов и стилистических фигур и многого другого. И стоит помнить, что очень многих поэтов, особенно новаторов, в свое время называли абсолютными бездарями, что делает дефиницию таланта поэта еще более трудным делом.
    Спасибо за вопрос).

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *