Как называлось движение за избирательную реформу в англии?

8 ответов на вопрос “Как называлось движение за избирательную реформу в англии?”

  1. Aurigda Ответить

    Чартизм – движение за избирательную реформу.
    http://www.ru.znanija.com>task/26968541
    =============================================
    Причины:
    Промышленные кризисы 1825 и 1836 годов
    Безработица 1825-1830 и 1836-1840
    Цели:
    Чартисты надеялись, что реформированный, согласно их желаниям, парламент сумеет найти верные средства для устранения социальных бед, против которых они протестовали.
    Результат:
    Реформа 1832 года и хартия 1842.
    ===
    Чартизм – движение за избирательную реформу
    http://www.ru.5istoriya.net>…CHartizm…izbiratelnuju-reformu.html
    =================================================
    «Последствия промышленного переворота в Англии» – В конце XVIII в. в Англии возникает машиностроение. Особенности социально-экономического развития Германии в XIX в.. Паровой двигатель стал использоваться на транспорте. Экспорт английских хлопчатобумажных товаров. Создание более совершенной упряжи. Содержание и последствия промышленного переворота для мировой экономики. Становление капитализма в Западной Европе. Технические нововведения. В 1784 г. Дж. Уатт создал паровую машину.
    «Промышленный переворот и его последствия» – Создание международных монополистических союзов. Преобладание вывоза капиталов. Эшелоны модернизации. Последствия кризисов. Социальные последствия индустриализации. Признаки империализма. Источник энергии. Сборочный конвейер. Модернизация. Территориальный раздел мира. Монополия. Промышленный переворот и его последствия. Слияние банковского и промышленного капитала. Промышленная революция и изменения в обществе.
    «Англия в начале 19 века» – Англия – конституционная монархия. 1830 г. – приход к власти партии вигов. Процесс модернизации в Англии. Чартистское движение. Начало Викторианской эпохи. Королева Виктория (1819-1901). Причины упадка чартизма. Чартисты везут Хартию в парламент. Викторианская эпоха. Чартизм – движение за избирательную реформу. Англия в первой половине Х1Х века. Внешняя политика. Британская империя. Итоги чартистского движения.
    «Чартизм» – Чартизм. Смысл позиции. 1838 – программа чартистов («Народная хартия»): Всеобщее. Экономическое развитие Англии. Шествие чартистов. Расскажите о внутренней политике Наполеона. Англия. Столкновение чартистов с войсками. Восстание чартистов. Движение за избирательную реформу. Чартистская демонстрация. Чартисты выдвигают петиции. Внешняя политика Англии. Билль о реформе.
    «Годы промышленного переворота» – Переход от ручного труда к машинному и от мануфактуры к фабрике. В 1765 г. Дж. Механическая прядильная машина. Хронологическая таблица «Промышленный переворот в Англии». Инновации. Зависимые крестьяне. Рабочим телом в таких машинах является водяной пар. Первый паровоз Стеферсона. Паровая машина Т. Севери. паровая машина Ньюкомена. Феодалы. Утверждение капитализма в сельском хозяйстве. Производительность труда выросла в 20 раз.
    «Создание Британской империи» – Партия либералов поставила перед собой цель провести реформы. Термины. Доминион. В 1830-1840-е годы завершается промышленная революция. Содружество, или Содружество наций. В 1900 г. был создан “Комитет рабочего представительства”. Доля Англии в мировом промышленном производстве. Выводы. В чем причины замедления темпов развития промышленности. Англия превратилась в: «мастерскую мира». В конце XIX века правительство столкнулось с серьезным вопросом.

  2. CYZEKA Ответить

    Феодальное английское право эволюционно преобразовывалось в буржуазное и капиталистическое, не было никакой революционной смены правовых институтов, даже в годы политической революции.
    Так, феодальное условное держание было постепенно преобразовано в сокаж, т. е. ничем не обремененный феод, по сути объект частной собственности в феодальные по форме институты было «вставлено» буржуазное содержание.
    Устойчиво сохраняет свое значение прецедентное право.Основная масса источников права – нормы судебных прецедентов. В XVII в. Вильгельм III Оранский установил, что в случае коллизии нормы прецедента и нормы закона действует прецедентная норма. Таким образом закон был поставлен в зависимость от судебных властей.
    Со времен Якова I сохраняется дуализм норм права,раздельно существуют «право справедливости» (нормы которого вырабатывались судом справедливости лорда-канцлера) и «общее право». Единая судебная система, при которой единые высшие судебные учреждения применяли одновременно и общее право, и право справедливости, была создана лишь в результате реформ 1873–1875 гг. Тогда же начинается выработка общих норм прецедентного права.
    Систематизация правав Великобритании в XIX–XX вв. осуществляется в виде издания консолидированных законов, кодификация не происходит, в результате этого не достигается полная согласованность правовых норм и адекватное восполнение возникающих пробелов в праве.
    46. РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ АНГЛИЙСКОГО ПРАВА В XVII–XX вв.
    В самом начале английской буржуазной революции были отменены феодальные монополии, т. е. исключительные привилегии дворянства. В 1646 г. специальным парламентским ордонансом рыцарские держания были преобразованы в частнособственнические владения (сокаж).Однако не возникло крестьянской собственности на землю. Крестьяне оставались в положении арендаторов. Было разрешено произвольно прерывать аренду земли крестьянином. Феодал (лендлорд) стал полноправным частным собственником земли. Основная масса феодального крестьянства стала арендаторами, затем – сельскими наемными работниками.
    Так как Англия в средневековье не подверглась рецепции римского права, в ней не было деления вещей на движимые и недвижимые.Зато закрепился другой подход: выделялась реальная собственность (например, недвижимость и права на нее) и вещи во владении (например, иски, авторское и патентное право). С развитием частного права выделяется акционерное право.В XIX в. оформляется траст– институт доверительной собственности.
    В семейно-правовых отношенияхнеравенство мужчины и женщины, характерное для средневековья, постепенно преодолевается. В XIX в. супруги получают право на раздельное жительство, позже разрешается развод, но лишь при доказанной виновности супруга. В XX в. такие оговорки при разводе ликвидируются.
    С XIV в. в Англии оформляется репрессивная традиция отношения к наемному работнику.За невыход на работу к работникам применялись санкции вплоть до смертной казни, причем по таким делам действовала презумпция виновности работника. После того как крестьянские земли в результате «огораживаний» в массовом порядке стали превращаться в пастбища, безземельные крестьяне хлынули в города, где образовался переизбыток дешевой рабочей силы. Профессиональные союзы работников (тред-юнионы)были запрещены (Закон против рабочих коалиций 1799 г.), любые выступления работников жестоко подавлялись, в том числе с помощью уголовно-репрессивных мер.
    Однако уже в начале XIX в. рабочее законодательство либерализуется. Для молодежи и женщин ограничивается продолжительность рабочего дня. Законодательно регулируются условия найма на работу. Запрещается ночной труд для женщин. В начале 20-х гг. XIX в. были разрешены тред-юнионы (Закон о рабочих коалициях 1825 г.), которые к концу XIX в. стали реальными участниками экономических и политических процессов в Великобритании (Акт о тред-юнионах 1871 г.).
    В Англии вплоть до начала XIX в. применяла такие квалифицированные (с мучениями) виды смертной казни,как, например, колесование. В XIX в. Великобритания активно гуманизирует свое уголовное право. В частности, впервые появляется институт условно-досрочного освобождения. Совсем смертная казнь (за исключением наказания за военные преступления) была отменена в Великобритании в 60-е гг. XX в.

  3. Tujas Ответить

    По существовавшей в Англии избирательной системе каждый город или область могли послать в палату депутатов определенное количество голосов. К началу XIX в. некоторые города обезлюдели и получили название «гнилых местечек», но число мест в парламенте для них оставалось прежним. Распоряжался этими голосами лендлорд, на земле которого находились эти городки. Таким «гнилым местечкам» принадлежала половина мест в парламенте; в то время как представители промышленной буржуазии, рвавшейся к власти, такой возможности были лишены.
    Движение за реформу начали рабочие, и у них появился мощный союзник в лице промышленной буржуазии. В 1830 г. к власти пришла партия вигов, которая и возглавила эту борьбу. В 1832 г. парламент был вынужден провести избирательную реформу. Ликвидировалось большинство «гнилых местечек». Дополнительно было представлено 143 мандата. Избирательным правом стали пользоваться 250 тыс. англичан, хотя по-прежнему сохранялся высокий избирательный ценз.
    Реформа 1832 г. дала толчок преобразованию центрального государственного аппарата. Так, в министерстве финансов были упразднены должности, сохранившиеся со средних веков и потерявшие значение; было значительно упрощено военно-морское министерство, усилилась роль министерства внутренних дел и министерства торговли. В целом реорганизация государственного аппарата привела к значительному расширению и оживлению деятельности центральной администрации.
    Была осуществлена и реформа городского самоуправления, в частности, созданы советы городов, которые управляли городским имуществом, заведовали полицией, издавали постановления для охраны порядка. Положение в графствах и приходах нс изменилось, там по-прежнему царило самоуправство мирового судьи и помещика.
    Чартистское движение. Реформа 1832 г. не удовлетворила трудящихся Великобритании, принимавших активное участие в борьбе за ее проведение. В 1836—1838 гг. экономика Англии была потрясена кризисом перепроизводства, который вызвал новое ухудшение положения рабочих. Это послужило толчком к возникновению в Англии политического рабочего движения — чартизма.
    В 1836 г. в Лондоне была создана ассоциация рабочих, которая выдвинула требования:
    — всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе не менее шести месяцев;
    — отмены имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента;
    — равного представительства и уравнения избирательных округов;
    — ежегодных выборов в парламент;
    — вознаграждения труда депутатов;
    — тайного голосования.
    Эти требования были очень популярны среди рабочих, считавших, что, завоевав всеобщее избирательное право, они смогут добиться коренного изменения условий их труда и жизни.
    Кроме рабочих, за демократизацию политического строя выступали и буржуазные либералы. Участники движения решили предъявить парламенту свои требования в виде петиции о народной хартии (чартер), что и дало название всему движению.
    В 1838 г. чартисты выработали первую национальную петицию о народной хартии, содержавшую шесть требований, выдвинутых Лондонской ассоциацией рабочих. Палата общин отвергла эту петицию, применив репрессии к участникам движения. Осенью 1839 г. начался временный спад чартистского движения.
    Начало 1840-х гг. было отмечено новым подъемом чартизма, сопровождавшегося усилением революционных настроений среди рабочих. В мае 1842 г. чартисты внесли в парламент вторую петицию о народной хартии, которую подписали 3 млн 300 тыс. человек. Основу этой петиции составляли те же шесть требований, которые содержались в первой петиции о народной хартии. Английский парламент отверг и эту петицию.
    В третий раз чартисты пытались штурмовать парламент в 1848 г. Они решили 10 апреля 1848 г. подать в парламент петицию и провести в тот же день в Лондоне массовую народную демонстрацию в ее защиту. Но правительство, призвав войска, сорвало проведение демонстрации. В июле 1848 г. парламент в очередной раз отверг петицию о народной хартии, а правительство перешло к массовым репрессиям против чартистов.
    Несмотря на свое поражение, чартизм вынудил английскую буржуазию и лендлордов пойти на политические реформы последующих десятилетий.
    Борьба за новую избирательную реформу. В 50—60-е гг. XIX в. утвердилось политическое господство промышленной буржуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Палата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент получила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследованных еще от средневековья законов и обычаев.
    В конце 40-х гг. XIX в. в партии консерваторов произошел раскол, что привело к ее упадку, и на длительное время у власти укрепились либералы. Эту партию возглавляли крупные государственные деятели, которые умели своевременно идти на необходимые уступки широким слоям средней и мелкой буржуазии. Тем не менее, они упорно сопротивлялись дальнейшему расширению избирательного права.
    В борьбе за избирательную реформу объединились разнородные силы. Буржуазия, став мощной экономической силой, пришла к решению взять в свои руки всю полноту политической власти в стране, расширив рамки первой парламентской реформы.
    Еще в 30-е гг. XIX в. из партии либералов выделилась группировка радикалов, возглавлявших борьбу за отмену хлебных законов. Теперь они выступили за новую избирательную реформу.
    С поражением чартистов рабочее движение в Великобритании на некоторое время потеряло самостоятельность и было направлено в русло легальной борьбы за чисто экономические требования.
    Именно в этот период сложилась в общих чертах центральная организация тред-юнионов — профессиональных рабочих союзов, объединявших хорошо оплачиваемых квалифицированных рабочих. Совет тред-юнионов не хотел вступать в политическую борьбу и нс имел политической программы, но под давлением рабочих масс был вынужден допустить участие рабочих организаций в борьбе за новую избирательную систему. Участие рабочих обусловило успех этой борьбы.
    Тред-юнионы надеялись, что увеличение числа рабочих-избирателей усилит их влияние на палату общин, которое обеспечит эффективность экономической борьбы с предпринимателями. При этом политические права рабочих не связывали с их доступом в парламент.
    Обе партии, напуганные народным движением, понимая необходимость проведения реформы, оспаривали друг у друга инициативу ее осуществления. В конце концов, был принят проект, предложенный главой консервативного кабинета Б. Дизраэли, с поправками, выдвинутыми радикальной частью либералов.
    В 1867 г. была проведена вторая избирательная реформа. В результате было уничтожено еще 38 «гнилых местечек», а освободившиеся места представлены Манчестеру, Ливерпулю, Лондону и другим крупным городам. Снижен был имущественный ценз до 10 тыс. фунтов стерлингов в год; право голоса получили дополнительно более миллиона человек. Число избирателей в целом по стране к 1868 г. достигло 2,4 млн. человек (что не превышало 10% от общего количества населения страны). Было введено тайное голосование, а также публичный экзамен для получения хорошей должности. Отметим, что он действует в Великобритании и сейчас.
    Третья избирательная реформа была проведена в 1884 г., в результате чего избирательное право получили около 6 из 30 млн человек. Таким образом, было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам, расширялись права голоса среди бедного мужского населения.
    Следует отметить, что проведенные парламентские реформы в Англии решили целый ряд проблем. Историки справедливо считают, что именно в эпоху королевы Виктории в Англии оформился «законченный парламентский режим». Уже с 40-х гг. XIX в. палата общин не только контролировала правительство, но и могла смещать его, вынося решение о недоверии. В стране сформировались основы правового государства и гражданского общества.

  4. Agamardred Ответить

    Самым значительным элементом английской политической системы к началу XIX в. был парламент. Особую роль играла палата общин – именно здесь осуществлялось сотрудничество буржуазии и аристократии. Между тем палата общин была феодальным представительством. Старая, дореволюционная система выборов обеспечивала в парламенте господство аристократии и буржуазии. Это стало причиной борьбы за реформу избирательного права, и весь XIX в. в Великобритании прошел под знаком этой борьбы.
    Борьба за избирательную реформу. После окончания наполеоновских войн экономика Англии переживала временный спад. Экспорт товаров из Англии значительно уменьшился, а это привело к сокращению их производства и к росту безработицы.
    Кроме того, упали цены на хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Лендлорды опасались, что ввоз хлеба из-за границы еще больше снизит цены и приведет к падению земельной ренты. Стремясь обеспечить себе и впредь получение больших доходов, лендлорды настояли на принятии в 1815 г. парламентом хлебных законов, запрещавших ввоз хлеба в Англию, если цена на зерно в этой стране упадет ниже 80 шиллингов за четверть. В дальнейшем парламент снизил предельную цену зерна до 66 шиллингов за четверть. Доступ хлеба в Англию из других стран оставался фактически закрытым. Промышленные и сельскохозяйственные рабочие стали бороться против хлебных законов, надеясь, что их отмена приведет к удешевлению хлеба. Английская промышленная буржуазия также враждебно относилась к этим законам, поскольку высокие цены на хлеб мешали дальнейшему снижению заработной платы рабочих и обогащали лендлордов укрепляя тем самым их господство в парламенте.
    Англия была охвачена народными волнениями, в которых участвовали рабочие, батраки, разоряющаяся мелкая буржуазия. В 1817 г. правительство временно приостановило действие Хабеас корпус акта и применило репрессии. Но когда в следующем году этот закон снова вошел в действие, народные волнения возобновились.
    Мелкая буржуазия и рабочие требовали демократизации политического строя и введения всеобщего избирательной права. Движение за избирательную реформу поддерживала и промышленная буржуазия.
    Политическая борьба обострилась в 1830 г., чему в известной мере способствовала Июльская революция во Франции. Парламентские выборы 1830 г. принесли победу сторонникам реформы.
    В 1831 г. палата общин приняла Билль о реформе, внесенный вигским правительством Грея, но палата лордов отвергла этот Билль. В ответ на это в стране поднялась волна революционных выступлений. В 1832 г. лорды были вынуждены уступить и утвердить Билль о реформе.
    Избирательная реформа 1832 г. и ее значение. Закон о парламентской реформе лишил 56 «гнилых местечек» права представительства в парламенте, 30 «гнилых местечек» могли впредь посылать в парламент по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города получили право парламентского представительства. Таким образом, в результате реформы мандаты были перераспределены.
    Закон о реформе предоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21 года, уплачивающим налог на бедных и имеющим недвижимость (в графствах – это была земля, в городах – строение), дающую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. В результате реформы право голоса получили земельные арендаторы (до того времени лишенные избирательного права), имеющие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов. Установлен был и ценз оседлости – 6 месяцев.
    В результате реформы число избирателей увеличилось до 652 тыс. Однако рабочие и мелкая буржуазия, так упорно боровшиеся за избирательные права, не получили их. Не было ликвидировано крайнее неравенство избирательных округов и сохранялось открытое голосование. Парламентская реформа 1832 г. обеспечила представительство в парламенте промышленной буржуазии. Эта реформа явилась результатом компромисса землевладельческой аристократии и промышленной буржуазии.
    Реформа 1832 г. была значительным событием в жизни Англии. Она рвала с феодальными традициями представительства и способствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечивала доступ промышленной буржуазии в парламент, включив таким образом ее в компромисс с аристократией. Изменения в составе палаты общин позволили кабинету окончательно избавиться от королевской зависимости, так как стоящая за спиной короля аристократия не могла обеспечивать кабинету необходимое большинство в палате общин. В это время корона лишилась последних остатков власти и королевская прерогатива была передана в фактическое владение кабинета. Произошло укрепление принципа ответственности правительства, выработанного в XVIII в.: министерская власть механически переходит в руки той партии, которая располагает парламентским большинством. Уступая место лидерам нового большинства, кабинет занимает положение руководителя парламентской оппозиции. В связи с понятием ответственного правительства в этот период сложился принцип, определяющий положение короны: король царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является важнейшей основой английского парламентаризма.
    Важным следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли смысл, и тори переименовались в партию консерваторов, виги – в партию либералов. С течением времени либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения, ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного общества и государства.
    Изменились не только названия партий, изменилась и их структура. После принятия реформы появилась необходимость регистрировать избирателей, составлять избирательные списки. Эти функции взяли на себя постоянные члены партий, объединившиеся на местах в партийные организации.
    Реформа 1832 г. дала толчок преобразованию центрального государственного аппарата. Так, в министерстве финансов были упразднены должности, сохранившиеся со средних веков и потерявшие значение, было значительно упрощено военно-морское министерство, усилилась роль министерства внутренних дел и министерства торговли. В целом реорганизация государственного аппарата привела к значительному расширению и оживлению деятельности центральной администрации.
    Была осуществлена и реформа городского самоуправления, в частности, были созданы советы городов, которые управляли городским имуществом, заведовали полицией, издавали постановления для охраны порядка. Положение в графствах и приходах не изменилось, там по-прежнему царило самоуправство мирового судьи и помещика.
    Чартистское движение. Реформа 1832 г. не удовлетворила трудящихся Великобритании, принимавших активное участие в борьбе за ее проведение. В 1836 – 1838 гг. экономика Англии вновь была потрясена кризисом перепроизводства, который вызвал новое ухудшение положения рабочих. Это послужило толчком к возникновению в Англии политического рабочего движения – чартизма.
    В 1836 г. в Лондоне была создана ассоциация рабочих, которая выдвинула требования:
    Всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе не менее шести месяцев;
    Отмены имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента;
    Равного представительства и уравнения избирательных округов;
    Ежегодных выборов в парламент;
    Вознаграждение труда депутатов;
    Тайного голосования.
    Эти требования были очень популярны среди рабочих, считавших, что, завоевав всеобщее избирательное право, они смогут добиться коренного изменения условий их труда и жизни.
    Кроме рабочих за демократизацию политического строя выступали и буржуазные либералы.
    Участники движения решили предъявить парламенту свои требования в виде петиции о народной хартии (чартер), что и дало название всему движению.
    В 1838 г. чартисты выработали первую национальную петицию о народной хартии, содержавшую шесть требований, выдвинутых Лондонской ассоциацией рабочих. Палата общин отвергла эту петицию, применив репрессии к участникам движения. Осенью 1839 г. начался временный спад чартистского движения.
    Начало 40-х гг. отмечено новым подъемом чартизма, сопровождавшегося усилением революционных настроений среди рабочих. В мае 1842 г. чартисты внесли в парламент вторую петицию о народной хартии, которую подписали 3 млн. 300 тыс. человек. Основу этой петиции составляли те же шесть требований, которые содержались в первой петиции о народной хартии. Английский парламент отверг и эту петицию.
    В третий раз чартисты пытались штурмовать парламент в 1848 г. Они решили 10 апреля 1848 г. подать в парламент петицию и провести в тот же день в Лондоне массовую народную демонстрацию в ее защиту. Но правительство, призвав войска, сорвало проведение демонстрации. В июле 1848 г. парламент в очередной раз отверг петицию о народной хартии, а правительство перешло к массовым репрессиям против чартистов.
    Несмотря на свое поражение чартизм вынудил английскую буржуазию и лендлордов пойти на политические реформы последующих десятилетий.
    Борьба за новую избирательную реформу. В 50-60-е гг. XIX в. утвердилось политическое господство промышленной буржуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Палата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент получила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследованных еще от средневековья законов и обычаев.
    В конце 40-х гг. XIX в. в партии консерваторов произошел раскол, что привело к ее упадку, и на длительное время у власти укрепились либералы. Эту партию возглавляли крупные государственные деятели, которые умели своевременно идти на необходимые уступки широким слоям средней и мелкой буржуазии. Тем не менее они упорно сопротивлялись дальнейшему расширению избирательного права.
    В борьбе за избирательную реформу объединились разнородные силы. Буржуазия, став мощной экономической силой, пришла к решению взять в свои руки всю полноту политической власти в стране, расширив рамки первой парламентской реформы.
    Еще в 30-е г. XIX в. из партии либералов выделилась группировка радикалов, возглавлявших борьбу за отмену хлебных законов. Теперь они выступили за новую избирательную реформу.
    С поражением чартистского движения рабочее движение в Великобритании на некоторое время потеряло самостоятельность и было направлено в русло легальной борьбы за чисто экономические требования.
    Именно в этот период сложилась в общих чертах центральная организация тред-юнионов – профессиональных рабочих союзов, объединявших хорошо оплачиваемых квалифицированных рабочих. Совет тред-юнионов не хотел вступать в политическую борьбу и не имел политической программы, но под давлением рабочих масс был вынужден допустить участие рабочих организаций в борьбе за новую избирательную систему. Участие рабочих обусловило успех этой борьбы.
    Тред-юнионы надеялись, что увеличение числа рабочих-избирателей усилит их влияние на палату общин, которое обеспечит эффективность экономической борьбы с предпринимателями. При этом политические права рабочих не связывали с их доступом в парламент.
    Обе партии, напуганные народным движением, понимая необходимость проведения реформы, оспаривали друг у друга инициативу ее осуществления. В конце концов, был принят проект, предложенный главой консервативного кабинета Б. Дизраэли, с поправками, выдвинутыми радикальной частью либералов.
    Новое избирательное право. Реформа 1867 г. предусматривала новое перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранили право выбора лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим промышленным городам и графствам.
    Новый закон значительно изменил избирательное право жителей городов: оно предоставлялось всем владельцам или съемщикам домов, уплачивающим налог в пользу бедных, и квартиронанимателям, уплачивающим в год не меньше 10 фунтов стерлингов арендной платы (при цензе оседлости один в год).
    В графствах право получили землевладельцы, имеющие не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода, а также наниматели или владельцы помещений с доходностью не ниже 12 фунтов стерлингов.
    Наиболее важным новшеством реформы была оговорка о том, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается и тот, кто этот налог, как все многочисленные наниматели небольших квартир, вносит не сам, а через своего домовладельца, который до сих пор рассматривался как единственный налогоплательщик. Благодаря этому в избирательные списки попадали не только домовладельцы, но и все их жильцы. Таким образом, избирательные списки расширились за счет мелкой буржуазии, ремесленников и рабочих.
    В результате реформы 1867 г. общее число избирателей увеличилось больше чем на миллион. Однако две трети мужского населения Англии – основная масса рабочих, не говоря о женщинах, – по-прежнему были лишены избирательных прав. До 1872 г. сохранялось открытое голосование. Сохранялось и старое, неравномерное распределение избирательных округов.
    Реформа 1867 г. подвела итог тридцатилетнего пути развития английского конституционализма, который вел к росту реальной политической власти промышленного капитала.

  5. Arashizil Ответить

    Отставка Пиля ясно показала, что консерваторы смогут прийти к власти, лишь получив большинство мест в палате общин. В дальнейшем все усилия Пи-ля были подчинены решению этой задачи.
    Главной тактикой в парламенте, где была сконцентрирована политическая жизнь страны, Пиль считал не противостояние правительству, а усиление и объ-единение разрозненных консервативных сил. Важнейшим направлением дея-тельности консерваторов стала активизация работы вне парламента. В это вре-мя политическая борьба перестает быть прерогативой лишь избранной привиле-гированной группы; 30-40-е гг. – время беспрецедентной внепарламентской агитации в интересах различных слоев и групп, время широких общественных движений. В стране создавались многочисленные ассоциации, общества, что от-ражало возрастание роли общественного мнения в жизни страны, политизации широких слоев населения. Как правило, в своей деятельности они опирались на прессу, которая к этому времени становится важным фактором в политической жизни, не только отражая, но и формируя общественное мнение. К середине 30-х гг. как столичные, так и все провинциальные издания, за исключением специ-альных коммерческих, имели свою определенную политическую направлен-ность. В каждом крупном городе выходило по крайней мере по одной либераль-ной и одной консервативной газете. Кроме выпуска газет, журналов, различного рода памфлетов и листовок, лидеры движений и партий активно разъезжали по стране для выступлений на митингах, собраниях и банкетах.
    Недолгое существование кабинета Пиля явилось стимулом для создания консервативных организаций в провинции. К 1836 г. по всей стране была раз-вернута сеть ассоциаций, обществ и клубов. Они устраивали регулярные собра-ния и обеды, собирали по подписке средства. Каждое общество имело секрета-ря и казначея. Главным направлением их деятельности стали подготовка и про-ведение выборов. Они подбирали кандидатов, оказывали им материальную поддержку, участвовали в регистрации избирателей. По реформе 1832 г. изби-ратели были обязаны ежегодно вносить свое имя в избирательные списки, уп-лачивая при этом определенную сумму, что создавало почву для злоупотребле-ний и покупки голосов избирателей. Консерваторы раньше своих политических противников оценили те “возможности”, которые предоставляла регистрация, и ежегодно активно участвовали в ней. Вслед за ними так же стали поступать и виги и радикалы.
    Тактика консерваторов оказалась успешной. К 1841 г. им удалось вернуть почти всех своих сторонников, отошедших от них в ходе борьбы за реформу 1832 г. Главной их опорой оставались аграрные графства, та часть землевладель-цев, которая в меньшей степени была вовлечена в процесс промышленного про-изводства или в другие несельскохозяйственные предприятия в отличие от земле-владельцев-вигов. На их стороне были “старые” коммерческие структуры, заин-тересованные в сохранении протекционистской политики. Кроме того, Пиль су-мел преодолеть предубежденное отношение к нему молодой королевы Викто-рии, политическим советником и руководителем которой в первые годы ее пра-вления был лорд Мельбурн. Существенно расширить социальную базу Пиль не сумел, тем не менее каждые выборы приводили к постепенному увеличению чис-ла депутатов-консерваторов – от 150 в 1832 г. к 313 в 1837 г. Весной 1841 г. за от-ставкой правительства последовали выборы, на которых консерваторы получи-ли большинство мест палате общин. Правительство вновь возглавил Пиль.
    Победа консерваторов означала приход партии к власти в современном смысле слова, так как она стала результатом длительной и целенаправленной по-литической кампании, которую консерваторы вели в обществе. Впервые был сформирован кабинет, опиравшийся на большинство своей партии в палате об-щин, которого она добилась на выборах, сумев привлечь на свою сторону элек-торат. Консерваторы победили благодаря тому, что во главе стоял талантливый политик и организатор Роберт Пиль. Вместе с тем корни победы консерваторов лежат и в разочаровании политикой кабинета Мельбурна, и в экономических кризисах, сотрясавших в эти годы страну, и в социальном напряжении тех лет. Фермеры, напуганные размахом деятельности “Лиги борьбы против хлебных законов” и чартистского движения, безоговорочно перешли на сторону консерва-торов и поддержали их на выборах. Политика Пиля в кабинете строилась на тех же принципах, что и во времена его оппозиции к правительству вигов. Он был вынужден провести ряд реформ, прежде всего экономического характера. Пос-тепенно снижая таможенные тарифы, консерваторы в 1846 г. пошли на отмену “хлебных законов”. Но курс, проводимый Пилем, вызвал острые разногласия в обществе, объединение оказалось непрочным, и в 1846 г. произошел раскол кон-сервативной партии.
    Период с середины 20-х до конца 40-х гг. в истории Великобритании отли-чался небывалым общественным подъемом и массовыми движениями. Разнооб-разные по своим целям, задачам, составу участников и размаху, они имели и не-которые общие черты. Появление той или иной идеи вело к созданию обществ или ассоциаций с единым центром, который руководил деятельностью по ее осу-ществлению. В агитации использовались демократические права граждан – сво-бода прессы, собраний, митингов, шествий и обращения с петициями в парла-мент. Общества издавали газеты, памфлеты, организовывали лекции (нередко используя платных ораторов), проводили митинги. Особая роль отводилась обра-щению к законодательному органу, парламенту, и к королю через петиции, сбор подписей под которыми также становится важной частью агитации. Когда идея находила значительную поддержку в обществе, ассоциации проводили своих де-путатов в парламент, где они использовали каждую возможность для отстаива-ния интересов движения. Наиболее крупными, повлиявшими на ход развития страны движениями были: борьба за реформу парламента, за отмену рабства в британских колониях, за переход к свободе торговли (фритред), борьба диссентеров за свои социальные права, за фабричное законодательство, чартизм, коопе-ративное движение.
    Наряду с борьбой за реформу парламента в формировании гражданского общества в Великобритании важную роль сыграло движение аболиционистов. Великобритания, крупнейшая колониальная держава, активно использовала рабский труд на плантациях в своих владениях и занимала ведущее место среди стран, участвовавших в работорговле. И именно в ней зародилось и добилось успеха самое мощное аболиционистское движение. К началу 30-х гг. аболи-ционисты, используя тактику давления на правительство петициями, сконцент-рировали свою пропаганду в стенах парламента и довольно быстро добились ус-пеха. Так, 30 мая 1832 г. был создан парламентский комитет для изучения поло-жения рабов.
    После 1832 г., когда вест-индские плантаторы потеряли значительную часть своих мест в парламенте, неизбежность освобождения рабов стала очевидной. Плантаторы и связанные с ними торгово-финансовые и промышленные круги не смогли противостоять натиску аболиционистов, вопрос состоял лишь в пути раз-решения этой проблемы. Соответствующий билль был принят летом 1833 г. По его условиям, хозяева обязывались предоставить свободу рабам, которые, одна-ко, должны были пройти так называемый срок “ученичества” и в течение его продолжать работать на своих господ. Дети, не достигшие шестилетнего возрас-та ко времени утверждения закона, объявлялись свободными с момента его всту-пления в силу. Плантаторы получили компенсацию в 20 млн ф.ст., которая в ос-новном пошла на уплату их долгов английским кредиторам. В 1838 г. отменена и система “ученичества”; рабство в английских колониях, таким образом, было окончательно упразднено.
    Вывод: Принятие этого закона ознаменовало победу мощного общественного дви-жения, выдвинувшего на первый план идеи гуманизма, прав и свободы личности. Однако деятельность аболиционистов не прекратилась, они создавали новые ко-митеты, которые ставили задачу отмены рабства и работорговли во всем мире.

  6. Fegal Ответить

    сохранила общее количество мест в палате общин – 658. При этом нормы представительства регионов были скорректированы. Реформа уничтожила 56 «гнилых местечек», в которых проживало менее 2 ООО человек. Еще 32 города с населением до 4 ООО жителей, стали избирать по одному депутату парламента вместо двух. Освободившиеся 144 парламентских места распределились между городами (такими крупными промышленными центрами, как Манчестер, Лидс, Бирмингем, Шеффилд и др.) и графствами; всего было образовано
    Реформа 1832 г. нанесла первый существенный удар по устаревшей системе представительства, по ее результаты не следует переоценивать.
    К середине XIX в. число избирателей не превышало в Британии 800 тыс. человек. Подавляющая часть населения по-прежнему была отстранена от участия в политическом процессе. Если в ходе парламентских выборов 1831 г. в голосовании приняло участие 344 250 человек, то на первых выборах, состоявшихся после реформы, в 1834 г., их численность составила 620 тыс.:! при общем количестве населения до 24 млн.
    Чартисты несут петицию в парламент (1842 г.)
    Ограниченный характер реформы 1832 г. вызвал новый подъем народных выступлений. На этот раз во главе борьбы за парламентскую реформу выступили профсоюзы. В 1833 г. по инициативе Лондонской ассоциации рабочих был составлен и обнародован проект билля об избирательной реформе – «Народная хартия» (the charter). Соответственно, английское общественное движение 3040-х гг. XIX в. получило название «чартизм». Чартисты требовали предоставить право голоса всем мужчинам, достигшим 21 года, ввести тайное голосование, разделить Британию на равные избирательные округа, делегирующие по одному представителю в парламент, ежегодно проводить парламентские выборы, отменить имущественный ценз для кандидатов в депутаты, ввести денежное вознаграждение для членов палаты общин.
    Правительство выполнило лишь одно из этих требований. В 1858 г. было отменено требование ценза для депутатов палаты общин от графств (600 фунтов) и городов (300 фунтов).
    Во второй половине XIX в. мощное профсоюзное движение, охватившее Великобританию, заставило правительство признать правомочность народных требований и начать реальную избирательную реформу. В поддержку ограниченных демократических преобразований выступили известные политики, в частности, Рассел и Гладстон360. В 1865 г. Рассел стал премьер-министром, лидерство в парламенте принадлежало Гладстону. В 1866 г. Гладстон внес в парламент билль о реформе, но он не был поддержан. Кабинет Рассела подал в отставку. Новое правительство сформировал консерватор лорд Дерби. Неудача при прохождении билля о реформе вызвала широкий резонанс в обществе, консерваторы сознавали, что возможности для политического маневра исчерпаны, и 18 марта 1867 г. министр финансов Бенджамин Дизраели361 внес в палату общин проект билля о реформе. 15 августа 1867 г. «Акт о народном представительстве» был принят.
    Сущность реформы 1867 г. заключалась в более равномерном распределении избирательных округов: в результате очередного наступления на «гнилые местечки» освободилось 45 депутатских мандатов, перераспределенных между городами, графствами и Лондоном. Но диспропорции парламентского представительства не были окончательно устранены. Промышленные центры с населением около пяти миллионов чело-
    век избирали в совокупности меньше депутатов, чем 66 небольших городов с численностью 450 тыс. человек.
    В городах важным критерием для приобретения избирательных прав являлось наличие у лица постоянного жилья, квартиры – собственной, арендованной, нанятой на срок за плату. Лицо, занимающие в течение 12 месяцев жилое помещение, обложенное налогом па содержание бедных, или даже его частью, признавалось избирателем (при соблюдении иных требований – возрастных и др.). Если жилое помещение не было обложено указанным налогом, по квартиросъемщик платил в год не менее 10 фунтов, данное лицо также получало права избирателя. В графствах избирательные права получили собственники и долгосрочные арендаторы земель с годовым доходом от 5 фунтов.
    В результате реформы 1867 г. круг избирателей Великобритании расширился, во многом за счет городских рабочих, и составил до 4, 5 млн. человек1.
    В 1884 г. парламент принял новую редакцию «Акта о народном представительстве». В этом документе избирательные права англичан были сформулированы следующим образом: «Во всем Соединенном королевстве будет установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов. Каждый мужчина, имеющий квалификацию домовладельца или квартиронанимателя в том случае, (1) если помещение, дающее избирательное право, находится в графстве Англии или Шотландии, будет иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя и, будучи зарегистрирован, голосовать на выборах от такого графства; (2) если помещение, дающее право голоса, находится в графстве или городе Ирландии, будет иметь право зарегистрироваться в качестве избирателя и, будучи зарегистрирован, голосовать на выборах от такого графства или города… Каждый мужчина, владеющий в графстве или городе… землей или помещением, приносящим ежегодный доход не менее десяти фунтов стерлингов, может быть зарегистрирован как избиратель и, будучи зарегистрирован, голосовать на выборах в таком графстве или городе… Избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве»-.
    «Акт о народном представительстве» 1884 г. предоставил избирательные права в графствах владельцам земли или иной собственности с годовым доходом не менее 10 фунтов, а в городах всем домовладельцам и квартиросъемщикам. На графства распространялись избирательные нормы, установленные в 1867 г. для городов. Право голоса приобрели сельскохозяйственные рабочие и большое число рабочих, трудившихся на промышленных предприятиях, расположенных вне городов. Благодаря этому закону число избирателей в Великобритании увеличилось более чем на 2 млн. человек и в конце XIX – начале XX в. составляло до 16 % населения362.
    После реформ 1867 и 1884 гг. в Великобритании сложилась достаточно пестрая система групп избирателей, имеющих различные основания для приобретения права голоса на парламентских выборах. Наиболее
    Избирательные реформы XIX века в Великобритании
    Перераспределение
    избирательных
    округов
    1832 г.
    1867 г.
    1884-1885 гг.
    1. Лишены представительства «гнилые» и «карманные» местечки.
    2. Города с населением 20004000 жителей – только 1 депутат.
    3. Освободившиеся места – городам и графствам.
    1. Лишены представительства мелкие города.
    2. Города с населением 20004000 жителей – только 1 депутат.
    3. Освободившиеся места – городам и графствам.
    1. Лишены представительства небольшие города.
    2. Города с населением 1500050000 жителей – только 1 депутат.
    3. Освободившиеся места – городам и графствам.
    4. Избирательный округ -1 депутат.
    Расширение
    избирательного
    корпуса
    Графства Собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф. ст. в год.
    Графства Собственники и арендаторы земли с доходом 5 ф. ст. в год или подлежащие обложению налогом в 12 ф. ст. в год и выше.
    Графства Владельцы земли или помещения с доходом в 10 ф. ст. в год.
    Города
    Собственники и арендаторы домов и других строений с доходом 10 ф. ст. в год.
    Города
    Квартиросъемщики, уплачивающие за квартиру 10 ф. ст. в год.
    Города Все
    домовладельцы или
    квартиронаниматели.
    многочисленной среди них была группа домовладельцев или арендаторов жилья – «occupiers» и «householders» (до 86 % от всех избирателей Соединенного Королевства). В городах избирателями являлись лица, снимающие жилье и вносящие за него квартплату в сумме не менее 10 фунтов в год – «lodgers» (таких избирателей было до 3 %) и те горожане, которые участвовали в выборах на основе традиционных норм, записанных в королевских грамотах, хартиях и т. п. (всего до 30 ООО человек). Кроме того, правом голоса обладали сельские арендаторы («owners»).
    Около 40 тыс. британцев имели право голосовать в пяти особых университетских избирательных округах.
    Принятие новых избирательных законов позитивным образом сказалось на развитии политической жизни Великобритании. Избирательное законодательство перестало быть объектом ожесточенных политических конфликтов. Однако в конце XIX – начале XX в. в Британии продолжалась борьба за демократизацию политической системы. Здесь развернулось активное общественное движение, требующее распространения избирательного права на женщин. Среди других лозунгов либеральной общественности, можно указать «one man – one vote»: требование отмены права множественности голосов на основании собственности («double- entry») и снижение возраста, дающего право участвовать в парламентс- • ких выборах.
    Традиция постепенной, последовательной демократизации избирательного законодательства Британии была продолжена в XX в. В период с 1918 по 1983 гг. было издано пять «Актов о народном представительстве». Согласно Акту 1918 г. избирательное право получили замужние
    женщины, достигшие возраста 30-ти лет, не ограниченные в правах и владеющие недвижимостью, приносящей годовой доход от 5 фунтов стерлингов. В 1928 г. право голоса получили все подданные (мужчины и женщины) достигшие 21 года, прожившие в округе не менее 3 месяцев, владеющие в нем недвижимостью или «помещением для деловых занятий». Право быть зарегистрированными в качестве избирателей впервые получили лица, получающие пособие по бедности. Таким образом, в Великобритании было введено всеобщее избирательное право. В 1948 г. было устранено право множественности голосов на основании собственности. Закон 1969 г. распространил статус активного избирательного права на лиц, достигших 18 лет.
    Британская избирательная система приобрела современный облик после принятия «Акта о народном представительстве» 1983 г.363

  7. M a s u d N a t u e v Ответить

    Избирательная реформа 1867г. предусматривала:
     Новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 – ограничили свое представительство до 1 депутата).
     Снижение имущественного ценза.
     Ценз оседлости был увеличен до 1 года.
    Главным итогом реформы стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Однако сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, непредоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.
    В 70-90-е годы совершился переход от домонополистического капитализма к империализму, главными чертами которого явились концентрация производства и централизация капитала. Английский империализм складывался как империализм колониальный. В конце XIX – начале XX века основой английского капитализма стала не промышленная и торговая монополия, а колониальная и финансовая, что привело Англию к потере первенства в промышленном производстве. Переход к империализму отразился на политическом режиме и государственном строе Англии конца XIX – начала XX веков.
    Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. В последней четверти XIX в. в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права. В 1872 г. с целью избежания злоупотреблений во время выборов вводится тайное голосование; в 1883 г. принимается законопроект, предусматривающий наказание за подкупы избирателей во время выборов; в 1889 – закон, требовавший от избирательных агентов публичного отчета о потраченных средствах и ограничивавший расходы на проведение выборов. Среди избирательных законов этого периода особое место занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов, составившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями реформы явилось:
     Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза – установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов;
     Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей).
    Проведение реформы значительно расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительное большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами. Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский труд ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии.
    Вместе с расширением избирательных прав происходит и некоторая демократизация политической жизни Англии: профсоюзы рабочих добиваются легального существования; отменяется уголовное наказание за организацию забастовок; признаются свобода слова и свобода совести. Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX – начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий. В 1883 г. возникла Социал-демократическая федерация, в 1884 г. – Фабианское общество – организация социалистической направленности; в 1893 г. появилась Независимая партия труда. На базе различных рабочих организаций в 1906г. была образована единая Лейбористская партия Великобритании, ставшая представлять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии. Традиционные партии либералов и консерваторов до конца XIX в. сохраняют свои позиции. Однако наблюдается постепенное стирание различий между ними. Консервативная партия превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а либеральная теряет свою социальную опору и вообще сходит с политической арены.
    Подъем рабочего движения в 90-е годы XIX в. в условиях экономического спада вызвал в политической сфере кризис парламентаризма, проявившийся в усилении органов исполнительной власти и бюрократизации аппарата управления. Росту авторитета правительства способствовал ряд обстоятельств. Расширение избирательного корпуса вызвало увеличение социальной базы парламента, что заставило правящие классы подумать о необходимости контроля над ним и ограничении его полномочий. В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы. Развитие партийной дисциплины способствовало превращению палаты общин в орудие правительства, которое располагало большинством в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие депутатами палаты общин, часто были солидарны с лидером своей партии, возглавлявшим кабинет министров.

  8. капелюшка Ответить

    Мелкая буржуазия и рабочие требовали демократизации политического строя и введения всеобщего избирательного права. Движение за избирательную реформу поддерживала и промышленная буржуазия. Избирательная реформа 1832 г. Проведение реформы стало возможным благодаря активным действиям рабочих, которые вышли на улицу с оружием, готовые сражаться за избирательную реформу. Палате лордов пришлось уступить, и в июне 1832 г. Билль о реформе утвержден. Закон лишил 56 «гнилых местечек» права представительства в парламенте, а 30 «гнилых местечек» могли впредь посылать в парламент по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города получили право парламентского представительства. В результате реформы мандаты были перераспределены. Закон о реформе предоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21 года, уплачивающим налог на бедных и имеющим недвижимость, дающую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. Право голоса получили земельные арендаторы. В результате число избирателей увеличилось до 652 тыс. Парламентская реформа 1832 г. обеспечила представительство в парламенте промышленной буржуазии. Эта реформа явилась результатом компромисса землевладельческой аристократии и промышленной буржуазии. Избирательная реформа 1867 г. Реформа 1867 г. предусматривала новое перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранить право выбора лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим промышленным городам и графствам. Новый закон значительно изменил избирательное право жителей городов: предоставлялось всем владельцам или съемщикам домов, уплачиваемых налог в пользу бедных, и квартиронанимателям, уплачивающим в год не менее 10 фунтов стерлингов арендной платы. Важным новшеством реформы стала оговорка о том, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается не тот, кто этот налог, как и все многочисленные наниматели небольших квартир, вносит не сам, а через своего домовладельца, который до сих пор рассматривался как единственный налогоплательщик. В результате реформы общее число избирателей увеличилось более чем на миллион. Путем избирательной реформы произошло перераспределение власти внутри правящей элиты, и промышленная буржуазия пришла к власти эволюционным путем, без каких-либо серьезных потрясений. Избирательная реформа 1884-85 гг. В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная реформа, призванная исправить недостатки первых двух реформ, в частности устранить пестроту избирательных цензов. Законом 1884 г. в городах отменялся имущественный ценз, а в графствах право голоса получили мелкие арендаторы на условиях, предъявляемых городским жителям реформой 1867 г. В результате этой реформы число избирателей увеличилось вдвое. Закон 1885 г. произвел новое перераспределение мест: 105 «местечек», имевших менее 16 тыс. жителей, лишилось самостоятельного представительства; города с населением менее 57 тыс. жителей получили пот одному месту; более крупным городам число мандатов было увеличено. Города и графства были разделены на округа, выбиравшие по одному депутату. В итоге реформа не устранила недостатки системы: сохранялась диспропорция между числом избирателей и количеством мандатов; лица, занимавшие в нескольких округах помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов, тогда как значительная часть населения не имела избирательных прав.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *