Как называются флаги с помощью которых моряки передавали?

9 ответов на вопрос “Как называются флаги с помощью которых моряки передавали?”

  1. Mik-Mac Ответить

    Источники:
    Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г.
    Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др.
    Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.
    В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г.
    Военно-морской флот использует для передачи между кораблями донесений, распоряжений, оповещений систему сигналов. Среди них видную роль занимают флажные сигналы. Передача сигнала осуществляется подъёмом на рее одного или нескольких флагов. Сигнальные флаги изготовляются из шерстяной материи – флагдука. Каждый корабль ВМФ имел на борту специальные сигнальные книги (Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов. Двухфлажный и трёхфлажный своды сигналов появились еще во времена Российской империи (3-хфлажный – ок.1904 г.).
    Свод военно-морских сигналов состоял из нескольких разделов: “общие сигналы”, “Географические наименования”, “Наименования кораблей, частей, соединений, учреждений, воинских званий и должностей”, “Таблицы времени, угловых мер, линейных мер, чисел и их долей”. В каждом разделе содержалось множество трехфлажных сигналов и их расшифровка. Так как множество сообщений военного флота не должны быть понятны противникам, то и книги, содержащие расшифровку флажных сигналов были секретными. Например, т.н. “Боевой эволюционный свод сигналов” (БЭС), “Свод эволюционных сигналов” (СЭС).
    Отдельные трёхфлажные сигналы могут образовавать “фразу”, когда такие сигналы поднимаются одновременно на нескольких фалах. Чтение такой фразы начинается с сигнала на фале правого нока верхнего рея, затем – левого нока верхнего рея, затем – правого нока нижнего рея, затем – левого нока нижнего рея, затем – фала, расположенного между правым ноком нижнего рея и мачтой … и т.д. На кораблях, оснащенных штагкарнаком (т.е. леером между фок-мачтой и грот-мачтой) сигнальные фалы крепятся к штагкарнаку. При этом первым фалом считается ближний к фок-мачте фал, а последним – более удаленный от фо-мачты фал. Соответственно происходит и чтение поднятых на этих фалах сигналов.
    Для переговоров с иностранными судами или гражданскими судами используется Международный свод сигналов.
    В Российской империи, а затем и в СССР существовали буквенные сигнальные флаги, 10 цифровых флагов, 4 дополнительных и 13 специальных флагов (количество флагов по данным на 1992 год). Эта же система с незначительными изменениями воспринята и ВМФ России. Сигнальные флаги использовались военными кораблями СССР в качестве “флагов расцвечивания”, то есть декорировали корабль в торжественных случаях.
    32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита:
    А, Аз
    Флаг обозначал отрицательный ответ: “Нет. Не согласен. Не имею. Не разрушею. Не нуждаюсь” и т.п. Если флаг “А” поднимался одновременно с некоторым сигналом, но на отдельном фале, то это придает сигналу обратное значение.
    Б, Буки
    ВМФ СССР: “Сняться с якоря”, “Дать полный ход”. РИФ 1901: “Больше ходу. Дать ход”.
    В, Веди
    РИФ 1901, ВМФ СССР: “Курс ведёт к опасности”
    В таблице 1901 года флаг «В» был аналогичным современному. В таблице 1911 года букве «В» соответствовал треугольный флаг из 4 частей: чёрной, жёлтой, белой и красной.
    Г, Глаголь
    Значение в ВМФ СССР: “Обнаружены корабли противника по пеленгу … в расстоянии … каб”. Он же использовался как брандвахтенный флаг, он же – корабль обозначает отмель [1901]
    Д, Добро
    Значение в ВМФ СССР и по книге 1901: “Да. Согласен. Имею”, “Разрешаю”

    В таблице 1901 года флаг «Д» такой же как и поныне – прямоугольный жёлтый. В таблице 1911 года – жёлтый треугольный, но в таблице 1911 года сохранен и прямоугольный жёлтый флаг, но без присвоенной ему буквы, а с названием «Карантинный», т.е. обозначающий корабль в карантине.
    Е, Есть
    Обозначал положительный ответ, “Действовать самостоятельно или согласно инструкции”. 1901: “Что случилось?”. В СССР имел буквенное значение.
    В ВМФ СССР сигнал “Е” представлял собой треугольный жёлтый флажок с синей каёмкой. В таблицах начала ХХ века (1901, 1911 гг.) этот сигнал обозначался другим флажком – желтым с продольной синей полоской и двумя косицами.
    Ж, Живете
    ВМФ СССР: “Дать средний ход”
    В ВМФ СССР сигнал “Ж” представлял собой квадратный белый флаг с красным ромбом. В таблицах начала ХХ века (1901, 1911 гг.) этот сигнал обозначался другим флажком – красным треугольным с тремя продольными белыми полосами.
    З, Земля
    ВМФ СССР: “Дать задний ход”. 1901: “Имею задний ход. Дать задний ход. Меня дрейфует”.
    И, Иже
    Значение в ВМФ СССР: “Общесудовая тревога”, “Боевая готовность №…”
    В ВМФ СССР сигнал “И” представлял собой треугольный флаг из жёлтых и красных половин. В таблицах начала ХХ века (1901 г.) этот сигнал обозначался другим флажком – красным треугольным с белым кругом в центре. Его значением было “Ясно вижу”. В таблице 1911 года литере “И” соответствует красный треугольный флажок с белой каймой.
    Й, И краткое
    Значение в ВМФ СССР: “Обнаружил мину по пеленгу … в расстоянии … каб”
    В таблице 1901 года литера «Й» отсутствует. В таблице 1911 года литере “Й” соответствует красный треугольный вымпел с белым крестом. Его значение «Атаковать правый или головной неприятельский фланг» [1911]
    K, Ка
    Значение в ВМФ СССР: “Выхожу из строя (ордера). Не могу управляться”, 1911: “Не могу управляться”
    В ВМФ СССР сигнал “И” представлял собой флаг из синей и красной горизонтальных полос. В таблицах начала ХХ века (1901, 1911 гг.) этот сигнал обозначался другим флажком – красным с белой вертикальной полосой. Его значением было “Ясно вижу”
    Л, Люди
    Значение в ВМФ СССР “Поворачиваю влево”. РИФ 1901: “Держать левее”. РИФ 1911: “Держать левее. Курс меняется влево”, “Разворачиваюсь влево при помощи машины” (при постановке на якорь или съемке с якоря).
    M, Мыслете
    Значение в ВМФ СССР: “Дать малый ход”. 1901: “Меньше ходу”, 1911: “Меньше ход. Уменьшить ход”
    Н, Наш
    Значение в ВМФ СССР: “Веду огонь”, “Гружу боеприпасы”
    1901: “Гружу порох. Стреляю в цель. Упражняюсь с минами”. Поднятый на ноке рея или гафеле обозначал – производятся водолазные работы [1901].

    В таблице 1911 года флаг «Н» другой – красно-белый с косицами. Обозначал “Атаковать левый или концевой неприятельский фланг” [1911]. При этом в таблице 1911 года сохранен и красный двухвостый флаг, но ему не присвоена буква, а только сохранено значение «Гружу порох. Стреляю в цель. Упражняюсь с минами», поднятым до половины на мачте – «Временно прекратил стрельбу», поднятым до половины на ноке – «Водолазные работы» [1911]
    O, Он
    Значение в ВМФ СССР: “Следовать за мной”, “Прошу разрешения …” 1901: “Прошу позволения. Отдых”, 1911:. «Следовать за мной”.
    В ВМФ СССР сигнал “О” представлял собой жёлтый треугольный флаг с красной вертикальной полосой. В таблицах начала ХХ века (1901, 1911 гг.) этот сигнал обозначался белым треугольным вымпелом с пятью (1901) или четырьмя (1911) вертикальными синими полосками.
    П, Покой
    Значение в ВМФ СССР: “Повернуть вправо”, “Поворачию вправо”. РИФ 1901: “Держать правее”.
    Р, Рцы
    В ВМФ СССР флаг имел буквенное значение. Поднятый на левом ноке рея означал “Дежурный корабль”, РИФ 1901: “Поворот”
    С, Слово
    Значение в ВМФ СССР: “Застопорить машины”. РИФ 1901: “Стоп машины”
    T, Твердо
    Значение в ВМФ СССР: “Иметь ход … узлов” 1901: “Так держать”.
    В таблице 1901 года черный прямоугольник расположен вверху у древка. В таблице 1911 – вверху у фала уже жёлтый треугольник.
    У, Ухо
    Значение в ВМФ СССР: “Терплю бедствие, нужна немедленная помощь”. В 1901 году – значения не имел.
    Ф, Ферт
    Значение в ВМФ СССР: “Отмена”. 1901: “Отменительный”.
    В ВМФ СССР сигнал “Ф” представлял собой жёлтый треугольный флаг с черным кругом. В таблицах начала ХХ века (1901, 1911 гг.) этот сигнал обозначался жёлтым прямоугольным флагом с синим прямоугольником в центре. Если флаг “Ф” поднимается одновременно с некоторым сигналом, но на отдельном фале, это означает, что сигнал отменяется.
    Х, Ха
    Значение в ВМФ СССР: “Конец учения”
    В советском флоте литеру “Х” обозначал белый флаг с красным крестом. В Российской империи этот флаг кроме буквенного значения “Х” назывался также “Молитвенный” и обозначал “Богослужение на корабле” (данные таблицы 1901 г.). Обычай поднимать на адмиральском корабле на кормовом флагштоке белый с красным крестом молитвенный флаг во время молитвы появился еще при Петре I. В таблице 1911 года литере “Х” соответствует совсем другой флаг – черный с красным треугольником, имеющим белую кайму (в советское время он был сигнальным флагом “газ”)..
    Ц, Цепочка
    Значение в ВМФ СССР: “Возвратиться к своему соединению”
    Ч, Червь
    Значение в ВМФ СССР: “Человек за бортом”
    Ш, Шапка
    Значение в ВМФ СССР: “Дать полный ход”, вместе с цифровым флагом обозначал широту места. В таблице 1901 г. – значение не определено.
    Щ, Ща
    В советском флоте “Щ” обозначал белый треугольный флаг с красным крестом. Имел только буквенное значение. В Российской империи литеру “Щ” обозначал другой флаг (1901) – бело-красный, который имел значение «исполнительный», а позднее стал “исполнительным флагом”. В таблице 1911 года литере «Щ» соответствуте флаг из равных красной, белой и синей вертикальных полос.
    Ъ, Твердый знак
    В таблице 1901 года флага для этой буквы не существовало. В таблице 1911 года – для «Ъ» указан синий флаг с 4 жёлтыми диагоналями.
    Ы, Еры
    В таблице 1901 года флага для этой буквы не существовало. В таблице 1911 года – для «Ы» указан треугольный флаг с синим треугольником имеющим белую и красную кайму (тот самый, что в таблице 1901 года и ныне считался\ считается флагом «В»
    Ь, Мягкий знак
    В таблице 1901 года флага для этой буквы не существовало. В таблице 1911 года – для «Ь» указан прямоугольный флаг с косицами, часть у фала белая, у косиц – синяя (тот самый, что в таблице 1901 года соответствовал «1»)
    Э, Э оборотное
    В Российской империи такого сигнального флага не существовало.
    Ю, Юла
    1901: значение не определено.
    Я, Яко
    Значение в ВМФ СССР: “Дать самый малый ход”. РИФ 1901: значение не определено.
    В Российской империи существовали также специальные флаги для позднее упраздненных букв. Для литеры “Ять” – прямоугольный синий белым прямоугольником в центре, на который наложен малый красный прямоугольник (флаг “Уиски” Международного свода сигналов). Для буквы “Фита” предусматривался флаг в виде гюйса с белой каёмкой. Для буквы “Ижица” предусматривался флаг в виде жёлтого прямоугольника с 5 красными диагоналями (1901) или красного прямоугольника с 5 желтыми диагоналями (1911). Позже, в ВМФ СССР, эти флаги стали называться 1-м, 2-м и 3-м дополнительными.
    Для обозначения цифр существуют специальные флаги. Они использовались в таком виде и в Российской империи (таблица 1901 года), и в СССР, используются и поныне.

    1 – бело-синий треугольный флаг с двумя косицами;
    2 – синий треугольный флаг с белым кругом; (в таблице 1901 года этому флагу указано дополнительное значение «Прошу крепость не салютовать»).
    3 – треугольный флаг из красной, белой и синей вертикальных полос;

    4 – красный треугольный флаг с белым крестом;
    5 – треугольный флаг из вертикальных жёлтой и синей полос;
    6 – флаг, разделённый по-диагонали на красный и жёлтый треугольники;

    7 – флаг из вертикальных красной, белой и синей полос;
    8 – флаг из четырёх красных и белых прямоугольников;
    9 – белый флаг с синим крестом;

    0 – флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольники.
    Правда, в таблице сигнальных флагов за 1911 г. нами обнаружена совершенно другая система цифровых флагов:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
    Следующая группа флагов – дополнительные и специальные. Ниже представлены флаги ВМФ СССР:
    Дополнительные (заменяющие) флаги использовались для замены буквенных или цифровых флагов, когда чтобы набрать требуемый сигнал не хватало имеющихся комплектов буквенных или цифровых флагов. Первый дополнительный флаг заменял первый буквенный или цифровой флаг в сигнале, второй дополнительный заменял второй флаг в сигнале и т.д.

    1-й дополнительный – красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
    2-й дополнительный – красные косые полосы на жёлтом фоне;
    3-й дополнительный – по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
    4-й дополнительный – четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
    гюйс – повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение “Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии”);
    газ – чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
    дым – белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
    телеграфный – флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу “телеграфом”, т.е. один флаг соответствует одной букве. Если “телеграфный” флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В “Справочнике сигнальщика” Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что “телеграфный” флаг также является первым заменяющим флагом.
    шлюпочный – синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В “Справочнике сигнальщика” Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что “шлюпочный” флаг также является вторым заменяющим флагом.
    воздушный – белый флаг с синим прямоугольником в центре; В “Справочнике сигнальщика” Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что “воздушный” флаг также является третьм заменяющим флагом.
    норд – белый флаг с красным треугольником сверху;
    зюйд – белый флаг с чёрным треугольником снизу;
    ост – белый флаг с чёрным ромбом;
    вест – флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
    вопросительный – флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим – длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
    ответный – красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают “до места”. Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
    исполнительный – флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины; Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. “лоцманский флаг” – национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг – “Да” – жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг – “Нет” – прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    “Компасный флаг” – длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    “Дежурный флаг” – зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    “Отменительный флаг” – длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    “Молитвенный флаг” – белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом – новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже – в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по “Шлюпочной сигнальной книге”. Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    – вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале – позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    – перед сигналом флагами, без позывных – “сигнал предназначен для всех шлюпок”.
    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно “Шлюпочной сигнальной книге”:
    А – «Не согласен, не разрушаю»
    Б – «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В – «Курс ведет к опасности»
    Г – Брандвахтенный
    Д – «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е – «Что случилось?»
    Ж –
    З – «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И –
    К – «Не могу управляться»
    Л – «Держать левее»
    М – «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н – «Грузу или имею боевой запас»
    О –
    П – «Держать правее»
    Р –
    С – «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т – «Так держать»
    У –
    Ф – Отменительный
    Х – «Конец учения или занятия»
    Ч – «Человек за бортом»
    Ш –
    Щ –
    Ъ – «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы –
    Ь –
    Э –
    Ю –
    Я –
    Цифры – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 – «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» – Румб норд
    «Зюйд» – Румб зюйд
    «Ост» – Румб ост
    «Вест» – Румб вест
    «Телеграфный» – «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» – «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» – «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»
    В “Шлюпочной сигнальной книге” приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).
    Источник – “ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР”, Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.
    ***
    источник:http://www.vexillographia.ru/signalUS.htm
    Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

  2. Metd Ответить

    Флаг призван отображать единство в разнообразии, красоту и радость ЛГБТ-сообщества. Он является олицетворением концепции «гей-прайда» и открытости. Автор радужного флага художник Гилберт Бейкер так описал его значение:Первоначальная идея радужного флага — освобождение. Возможность вырваться на свободу, выйдя за рамки, созданные страхом и стремлением «соответствовать нормам», право заявить о своей сексуальности без стыда и боязни возмездия со стороны тех, кто диктует «этические законы».
    Любая революция начинается со слова «нет». Нет несправедливости, нет насилию, нет дискриминации, нет притеснениям, нет рабству, нет существованию под гнётом постоянного страха. Да — любви. Дерзкие цвета нашего флага поддерживали эту идею в течение тридцати лет.
    Радужный флаг жив потому, что представляет всех нас во всём нашем разнообразии и красоте… Каждый флаг символизирует идею. Радужный флаг — это здравый смысл и храбрые действия.Изначально по замыслу художника флаг состоял из восьми полос. Бейкер присваивает определенное значение для каждого цвета, но позже были убраны два цвета : бирюзовый и розовый появился флаг из шести полос (Есть несколько предположений, почему в дальнейшем с флага были убраны розовая, а затем бирюзовая полоса, и при этом индиго был заменен на синий. Отмечается, что после убийства 27 ноября 1978 года политика и открытого гея Харви Милка с последующими выступлениями протеста популярность флага резко возросла. По официальной версии, изменения были внесены из-за экономических и технических сложностей массового производства. Другие источники указывают, что один из магазинов, чтобы удовлетворить возросший спрос, стал продавать со складов излишки флагов организации «Rainbow Girls», которые не имели розовой полосы. Удаление бирюзовой полосы, по одной из версий, произошло при подготовке к сан-францисскому гей-прайду 1979 года, когда в результате дизайнерского решения флаг «расщепили» чтобы сделать обрамление шествия с двух сторон улицы, но для этого он должен был иметь чётное число полос.)Радужный флаг периодически становится мишенью так называемых «войн флагов». Так, в 2011 году власти Минска не разрешили его на первом в Белоруссии санкционированном пикете в защиту прав ЛГБТ, мотивировав запрет отсутствием у него регистрации.Некоторые религиозные группы, указывая на библейскую символику, обвиняют ЛГБТ-сообщество в «краже радуги».В 2011 году депутат парламента Санкт-Петербурга Елена Бабич обвинила людей, использующих изображение радуги, в «пропаганде гомосексуализма» и угрозе вымирания нации.Держи самый первый флаг ЛГБТ- сообщества и его обозначение:Подслушано ЛГБТ+12

  3. z1dancer1z Ответить

    Фото: Depositphotos После Первой мировой войны его доработали, и сейчас используется свод сигналов версии 1931 года. Существуют также национальные флажные коды, в том числе российский, созданный на основе ци. Но принцип пользования этими кодами один и тот же.
    Сигнальные флаги вывешиваются на мачтах вертикально и читаются сверху вниз. Флаги закрепляют на специальном тросе, сигнальном фале, и поднимают. Для этого требуется некоторое время. Кроме того требуется время и для того, чтобы сигнал заметили и прочли на соседних кораблях. Поэтому сигнальные флаги не используют для передачи быстро меняющейся информации. Для этого есть радио, радиотелеграф, семафорная азбука, в конце концов.
    Поднятые сигнальные флаги — вроде вывешиваемых на длительный срок объявлений: «двигаться с осторожностью», «ремонтные работы», «огнеопасно». Окружающие корабли обязаны просигналить о том, что они флаговое сообщение, во-первых, увидели, а во-вторых, прочли.
    Сигнальные цветные флаги хранятся в специальном шкафу на корабле
    Фото: Источник Чтение сигнальных флагов — это отдельная наука. Международный свод включает 39 флагов: 26 буквенных, 10 цифровых и 3 заменяющих. Заменяющие флаги позволяют передавать сигналы, содержащие повторяющиеся символы, если на борту имеется только один набор сигнальных флагов.
    Заменяющий флаг № 1 читается как самый верхний из уже вывешенных флагов, заменяющий флаг № 2 читается как второй из вывешенных флагов. Заменяющий флаг № 3 копирует третий сигнальный флаг. А более трех флагов на мачту не поднимают.
    Наличие буквенных флагов совсем не означает, что с их помощью составляются какие-либо внятные сообщения, которые может прочесть любой, кто выучил 39-символьную флажную азбуку. Один, два или три флага на сигнальном фале — это код, значение которого следует искать в специальной кодовой книге.
    Так, флаг с двумя вертикальными полосами, белой и красной, соответствует английской букве «H». Но его появление на сигнальной мачте означает: «У меня на борту лоцман».
    Поднятие флага, соответствующего английской букве «K» (желтая и синяя вертикальные полосы), вместе с одним из цифровых флагов означает, что капитан судна желает связаться со встречным кораблем одним из заранее обусловленных способов (семафорной азбукой, через мегафон, по радио и т. д.).
    В своде сигналов российского военно-морского флота прямоугольный флаг желтого цвета соответствовал букве «Д». В старорусской азбуке все буквы назывались словами («Аз», «Буки», «Веди», «Глаголь», «Добро»). Сигнальный же флаг, соответствующий этой букве, обозначал: «Да», «Разрешаю», «Согласен». Отсюда в русском морском языке появилось словосочетание «Давать добро», то есть соглашаться. А из языка флотского оно довольно быстро перебралось на сушу. Благодаря фильму «Белое солнце пустыни» в народ ушла фраза: «Таможня дает добро».
    Впрочем, цифровые или буквенные флаги используют и по прямому назначению — если требуется передать имя корабля, географическое название или курс, которым должен следовать тот, кому сообщение адресуется.
    Фото: Марк Блау, личный архив Самое славное сообщение, переданное когда-либо с помощью цветных флагов — это обращение адмирала Нельсона (Horatio Nelson; 1758 — 1805) к морякам своего флота перед Трафальгарской битвой. Оно было вывешено на мачтах линейного корабля «Victory», которым командовал славный адмирал.
    «England expects that every man will do his duty». («Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг».) Если кто-либо из любопытных читателей отыщет эту фразу, представленную с помощью сигнальных флагов (Википедия им в помощь), и попытается сопоставить ее с современным Международным флажным кодом, его постигнет неудача. В чем причина?

  4. Venrok Ответить

    Навеял сам себе одним из предыдущих постов и занырнул в историю флажного свода.
    Итак, система морской флажной сигнализации была внедрена французами во второй половине XVIII века, а потом подхвачена моряками всех флотов. Сперва пользовались только цифровыми флагами, но уже через полвека был основан Международный Свод сигналов, состоящий из 26 буквенных флагов, 10 цифровых вымпелов и нескольких специальных флагов, с помощью которых можно было подать сигнал и даже составить сложное сообщение. Вот как выглядел знаменитый сигнал Нельстона перед Трафальгарской битвой 21 октября 1805 года. Это реконструкция сигнала на корабле Нельсона Victory в честь 200-летия битвы. Как мы видим, всю фразу даже не смогли разместить. Утеряны навыки, увы…

    Вообще же для того, чтобы тебя понимали, в передаче сигнала нужно было проявлять быстроту и смекалку. Количество одинаковых флагов на борту было ограничено, поэтому были введены заменяющие флаги, которые в зависимости от места могли заменять любой из уже использованных. 1-й заменяющий читается как верхний в группе, второй – как на один ниже и т. д.

    Техника набора флагов в группу тоже совершенствовалась. Связывание узлов затрудняла работу сигнальщика, особенно с мокрыми и обледенелыми фалами. В 1888 г. Эдвард Инглефилд, флаг-лейтенант командующего английской эскадрой изобрёл специальную скобу, значительно упрощавшую набор. Его корабль моментально стал победителем всех сигнальных соревнований и с 1900 года это нехитрое приспособление используется на флоте.
    На корабле флаги хранились в специальном сигнальном ящике с ячейками, сложенными специальным образом. Набранный трёхфлажный сигнал поднимался на мачте до места в сложенном состоянии, а потом одним рывком все флаги разворачивались.
    Помимо Международного Свода сигналов каждый военно-морской флот имел свой свод и один флаг мог иметь в них разное значение. Сигальщикам военных кораблей приходилось учить по два свода. Флоты стран НАТО унифицировали свои коды, свод ВМФ РФ до сих пор особый, впрочем как и алфавит.
    Как же управляли маневрами кораблей при помощи флагов? Допустим, корабли идут в строю кильватера и флагман подаёт команду: “Повернуть всем вдруг вправо на 90°”. Для этого он поднимает на мачте сигнал (здесь и далее все сигналы из свода британских ВМС).

    Корабли соединения поднимают ответный вымпел до половины, когда видят сигнал и до места, когда сигнал разобран. Если дальние мателоты не могут разобрать сигнал флагмана, промежуточные корабли его репетуют.

    Когда все корабли разобрали сигнал, флагман быстро спускает флаги, что является моментом начала исполнения маневра.
    Нередки были и досадные оплошности, когда сигнальщик упускал фал и весь комплект флагов нечитаемо развевался по ветру. Тогда сигнал быстро перенабирался на фале другого борта, а упущенные флаги ловили специальным приспособлением.

    Отсюда ясно насколько важным элементом боевой подготовки была тренировка сигнальщиков. Поэтому их действия отрабатывали до автоматизма на суше, прежде чем допустить до сигнального мостика.

    Тем не менее случались трагические аварии, причём по вине не только сигнальщиков, но и адмиралов. В 1893 году британский средиземноморский флот действовал под командованием вице-адмирала Джоржа Трайона.
    Адмирал был великим изобретателем, умудрённым в маневрировании и любил устравиать проверки своим командирам, а также испытывать на своих кораблях новые идеи. Как и большинство адмиралов того времени он носил бороду, был грозным, решительным и имел непререкаемый авторитет среди подчинённых. Его заместителем был контр-адмирал Маркхам, который командовал вторым дивизионом.
    К началу маневра флот шёл в двух кильватерных колоннах подивизионно. Замысел командующего был таков: 1-й дивизион поворачивает последовательно вслед за своим флагманом влево, а 2-й вправо. После того, как флагманы сравняются, обе колонны поворачиваю “все вдруг” влево и становятся на якорь на рейде Триполи. Проблема была в том, что дистанция между кильватерными колоннами была всего 6 кабельтов, а диаметр циркуляции кораблей – около 4 кабельтов. Для того, чтобы безопасно выполнить подобный маневр дистанция должна была быть не менее 10 каб. Подчинённые адмирала пытались робко обратить его внимание на этот факт, но тот отрезал что-то вроде “Я сказал!” После этого все заключили, что жираф большой, ему видней, и на мачту взвились флажные сигналы.

    Другие корабли подняли ответные вымпелы до половины. Все они поняли, что маневр невозможен, но как и адмиральский штаб в конце концов заключили, что старший начальник знает, что делает, и подняли вымпел до места. Кроме младшего флагмана, ан котором контр-адмирал Маркхам всё ещё размышлял, что делать. Тогда адмирал Трайон использовал стандартный метод для приведения в чувство зазевавшегося подчинённого. Он передал семафором: “Чего вы ждёте?”. После этого Маркхам настолько успокоился, что подтвердил ясность сигнала, и по исполнительной команде корабли начали поворот навстречу своей судьбе.

    В конце циркуляции “Кампердаун” протаранил “Викторию”, которая затонула через 20 минут, унеся с собой 400 моряков во главе с виновником – адмиралом Тайроном. Говорят, что последними его словами были “Это я во всём виноват”. Тем не менее, если бы хотя бы один корабль не поднял ответный вымпел до места, катастрофы не случилось бы.
    Одним из знаменитых флажных сигналов был тот, которым начался главный этап знаменитого Ютландского сражения. Гранд Флит в составе 24 линкоров шёл в строю шести кильватерных колонн под командой адмирала Джона Джеллико. Того самого, который, будучи лейтенантом, спасся с утонувшей “Виктории”. В 18.14 31 мая 1916 г. он получил доклад от командира эскадры линейных крейсеров Битти: «Заметил линейный флот противника по пеленгу SSW». Прямо по курсу эскадры стояла полоса тумана, а за ней была цель – Хохзеефлит, шедший на северо-восток. Джеллико моментально принял решение перестроиться в одну кильватерную колонну и произвести “охват головы” немецкого строя. Уже через минуту на мачту флагманского линкора «Айрон Дьюк» взвился сигнал всего из 3-х флагов, который точно описал назначенное перестроение. Великолепный манёвр, вошедший в анналы военно-морской истории, дал Гранд Флиту возможность произвести охват головы флота противника и отрезать его главными силами от базы.


    Широко использовались сигнальные флаги и для всякого рода шуток. Часто ими передвались номера псалмов или главы из Библии, которые имели отношение к эпизоду.
    Справа – брошь, которую подарил шалунишка-король Эдвард VII своей любовнице Алисе Кэппел после их совместного плавания на яхте, где они прилежно изучали флажные сигналы. На ней морским языком передано сообщение:
    “Ясно вижу цель, готов выпустить торпеду Уайтхеда (при другом прочтении – белоголовую торпеду) прямо по курсу”. История умалчивает о том, как часто надевала девушка королевский подарок, особенно в присутствии морских офицеров.
    И, наконец, существует и давняя традиция вывешивать т. н. “вымпел джина” перед открытыми барами. Причём, если в русском языке туда ходят “налево”, то англичане выбрали для обозначения злачного места флаг, обозначающий “поворот вправо”. Что поделать, между нами и вправду лежит культурологическая пропасть!

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *