Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования?

32 ответов на вопрос “Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования?”

  1. Fordrelace Ответить

    Возможно, произнося без каких-либо пояснений мудрёные словечки, профессионалы-ракетчики (и причисляющиеся к ним) видят себя отдельной интеллектуальной кастой. Но как быть обычному человеку, который, интересуясь ракетами и космосом, пытается слёту овладеть статьёй, пересыпанной непонятными сокращениями? Что такое БОКЗ, СОТР или ДПК? Что такое «мятый газ» и почему ракета «ушла за бугор», а носитель и космический корабль — два совершенно разных изделия — носят одно имя «Союз»? Кстати, БОКЗ — это не бокс по-олбански, а блок определения координат звёзд (в просторечии — звёздный датчик), СОТР — не яростное сокращение выражения «в порошок сотру», а система обеспечения теплового режима, а ДПК — не мебельный «древесно-полимерный композит», а самый что ни на есть ракетный (и не только) дренажно-предохранительный клапан. Но что делать, если ни в сноске, ни в тексте нет никаких расшифровок? Это проблема… Причём не столько читателя, сколько «написанта» статьи: второй раз его читать не будут! Чтобы избежать сей горькой участи, мы взяли на себя скромный труд по составлению краткого словарика ракетно-космических терминов, сокращений и названий. Разумеется, он не претендует на полноту, а в каких-то местах — и на строгость формулировок. Но, мы надеемся, он поможет читателю, интересующемуся космонавтикой. И кроме того, словарик можно дополнять и уточнять бесконечно — ведь космос бесконечен!..

  2. Gak Ответить

    Под многоразовым космическим кораблём подразумевается такой аппарат, конструкция которого позволяет повторно использовать весь корабль или его основные части. Первым опытом в этой сфере стал «космический челнок» Space Shuttle. Затем задачу создания аналогичного аппарата поставили советским учёным, в результате чего появился «Буран».
    В обеих странах проектируют и другие аппараты. На данный момент самым заметным примером проектов такого типа является частично многоразовый Falcon 9 от компании SpaceX с возвращаемой первой ступенью.
    Сегодня поговорим о том, зачем подобные проекты разрабатывали, как они показали себя с точки зрения эффективности и какие перспективы у этого направления космонавтики.

    История космических челноков началась в 1967 году, до первого пилотируемого полёта по программе «Аполлон». 30 октября 1968 года НАСА обратилось к американским космическим компания с предложением проработать многоразовую космическую систему с целью снижения затрат на каждый пуск и на каждый килограмм полезного груза, выведенного на орбиту.
    Правительству предложили несколько проектов, но каждый из них стоил не менее пяти миллиардов долларов США, так что Ричард Никсон отверг их. Планы у НАСА были крайне амбициозные: проект подразумевал работу орбитальной станции, на которую, и с которой, челноки постоянно возили бы полезные грузы. Также челноки должны были запускать и возвращать спутники с орбиты, обслуживать и ремонтировать спутники на орбите, проводить пилотируемые миссии.
    Финальные требования к кораблю выглядели так:
    Грузовой отсек 4,5х18,2 метра
    Возможность горизонтального маневра на 2000 км (маневр самолета в горизонтальной плоскости)
    Грузоподъёмность 30 тонн на низкую околоземную орбиту, 18 тонн на полярную орбиту
    Решением стало создание шаттла, инвестиции в который должны были окупиться благодаря выводу на орбиту спутников на коммерческой основе. Для успеха проекта было важно максимально снизить стоимость вывода каждого килограмма груза на орбиту. В 1969 году создатель проекта говорил о снижении стоимости до 40-100 американских долларов за килограмм, в то время как для Сатурн-V этот показатель составлял 2000 долларов.
    Для запуска в космос шаттлы использовали два твердотопливных ракетных ускорителя и три собственных маршевых двигателя. Твердотопливные ракетные ускорители отделялись на высоте 45 километров, затем приводнялись в океан, ремонтировались и использовались повторно. Главные двигатели используют жидкий водород и кислород в подвесном топливном баке, который отбрасывался на высоте 113 километров, после чего частично сгорал в атмосфере.
    Первым прототипом «Спейс Шаттла» стал «Энтерпрайз», названный так в честь корабля из сериала «Звёздный путь». Корабль проверяли на аэродинамичность и тестировали на способность приземлиться при планировании. В космос первым отправилась «Колумбия» 12 апреля 1981 года. Фактически это тоже был испытательный пуск, хотя при этом на борту находился экипаж в составе двух астронавтов: командира Джона Янга и пилота Роберта Криппена. Тогда всё сложилось удачно. К сожалению, именно этот шаттл потерпел крушение в 2003 году с семью членами экипажа, на 28 пуске. Такая же судьба была у «Челленджера» — он выдержал 9 пусков, а на десятом — потерпел крушение. 7 членов экипажа погибли.
    Хотя НАСА в 1985 году планировали по 24 запуска ежегодно, за 30 лет использования шаттлов они взлетали и вернулись 135 раз. Два из них — неудачно. Рекордсменом по количеству пусков стал шаттл «Дискавери» — он пережил 39 стартов. «Атлантис» выдержал 33 пуска, «Колумбия» — 28, «Индевор» — 25 и «Челленджер» — 10.

    «Челленджер», 1983 год
    Шаттлы «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор» использовались для доставки грузов на Международную космическую станцию и на станцию «Мир».
    Стоимость доставки грузов на орбиту в случае со Спейс шаттлами оказалась самой высокой за всю историю космонавтики. Каждый пуск стоил от 500 миллионов до 1,3 миллиардов долларов, каждый килограмм — от 13 до 17 тысяч долларов. Для сравнения, одноразовая ракета-носитель «Союз» способна выводить в космос грузы по цене до 25 тысяч долларов за килограмм. Программа «Спейс Шаттл» планировалась как самоокупаемая, но в итоге стала одной из самых убыточных.

    Шаттл «Атлантис», готовый к экспедиции STS-129 по доставке оборудования, материалов и запчастей на Международную космическую станцию. Ноябрь 2009 года
    Последний полёт по программе «Спейс Шаттл» состоялся в 2011 году. 21 июля того года Землю вернулся «Атлантис». Последняя посадка «Атлантиса» ознаменовала собой конец целой эпохи. Подробно о том, что планировали, и что получилось в программе «Спейс Шаттл», читайте в этой статье.

    В СССР решили, что характеристики «Спейс шаттла» позволяют похищать с орбиты советские спутники или целую космическую станцию: челнок мог выводить на орбиту 29,5 тонн груза, а спускать — 14,5 тонн. С учётом планов в 60 пусков в год это 1770 тонн ежегодно, хотя на тот момент США не отправляли в космос и 150 тонн за год. Спускать предполагалось 820 тонн в год, хотя обычно с орбиты ничего не спускалось. Чертежи и фото шаттла позволяли предположить, что американский корабль может с помощью ядерных боеприпасов атаковать СССР из любой точки околоземного пространства, находясь вне зоны радиовидимости.
    Для защиты от возможного нападения на станциях «Салют» и «Алмаз» установили модернизированную автоматическую 23-миллиметровую пушку НР-23. А чтобы не отставать от американских братьев в военнизированном космосе, в Союзе начали разработку орбитального корабля-ракетоплана многоразовой космической системы «Буран».
    Разработка многоразовой космической системы началась в апреле 1973 года. Сама идея имела множество сторонников и противников. Руководитель института Минобороны по военному космосу подстраховался и сделал сразу два отчёта — в пользу и против программы, и оба эти отчёта оказались на столе Д. Ф. Устинова, Министра обороны СССР. Он связался с Валентином Глушко, ответственным за программу, но тот отправил на встречу вместо себя своего сотрудника в «Энергомаше» — Валерия Бурдакова. После разговора на тему военных возможностей «Спейс Шаттла» и советского аналога, Устинов подготовил ршение, по которому разработка многоразового космического корабля получила самый высокий приоритет. За создание корабля принялось созданное для этих целей НПО «Молния».
    Задачами «Бурана» по плану Минобороны СССР были: противодействие мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях, решение задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки, проведение военно-прикладных исследований и экспериментов с использованием оружия на известных и новых физических принципах, а также выведение на орбиту, обслуживание и возвращение на землю космических аппаратов, космонавтов и грузов.
    В отличие от НАСА, которое рискнуло экипажем во время первого пилотируемого полёта шаттла, свой первый полёт «Буран» совершил в автоматическом режиме с помощью бортового компьютера на базе IBM System/370. 15 ноября 1988 года состоялся пуск, ракета-носитель «Энергия» вывела космический корабль на околоземную орбиту с космодрома Байконур. Корабль совершил два витка вокруг Земли и произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный».
    Во время посадки произошло происшествие, которое показало, насколько умной получилась автоматическая система. На высоте 11 километров корабль совершил резкий манёвр и описал петлю с разворотом на 180 градусов — то есть сел, зайдя с другого конца посадочной полосы. Это решение автоматика приняла после получения данных о штормовом ветре, чтобы зайти по наиболее выгодной траектории.
    Автоматический режим был одним из главных отличий от шаттла. Кроме того, шаттлы садились с неработающим двигателем и не могли несколько раз заходить на посадку. Для спасения экипажа в «Буране» предусмотрели катапульту для первых двух пилотов. По сути конструкторы из СССР скопировали конфигурацию шаттлов, чего не отрицали, но сделали ряд крайне полезных нововведений с точки управления аппаратом и безопасности экипажа.
    К сожалению, первый полёт «Бурана» стал последним. В 1990 году работу приостановили, а в 1993 — полностью закрыли.

  3. Hemera Ответить

    Под многоразовым космическим кораблём подразумевается такой аппарат, конструкция которого позволяет повторно использовать весь корабль или его основные части. Первым опытом в этой сфере стал «космический челнок» Space Shuttle. Затем задачу создания аналогичного аппарата поставили советским учёным, в результате чего появился «Буран».
    В обеих странах проектируют и другие аппараты. На данный момент самым заметным примером проектов такого типа является частично многоразовый Falcon 9 от компании SpaceX с возвращаемой первой ступенью.
    Сегодня поговорим о том, зачем подобные проекты разрабатывали, как они показали себя с точки зрения эффективности и какие перспективы у этого направления космонавтики.

    История космических челноков началась в 1967 году, до первого пилотируемого полёта по программе «Аполлон». 30 октября 1968 года НАСА обратилось к американским космическим компаниям с предложением проработать многоразовую космическую систему с целью снижения затрат на каждый пуск и на каждый килограмм полезного груза, выведенного на орбиту.
    Правительству предложили несколько проектов, но каждый из них стоил не менее пяти миллиардов долларов США, так что Ричард Никсон отверг их. Планы у НАСА были крайне амбициозные: проект подразумевал работу орбитальной станции, на которую, и с которой, челноки постоянно возили бы полезные грузы. Также челноки должны были запускать и возвращать спутники с орбиты, обслуживать и ремонтировать спутники на орбите, проводить пилотируемые миссии.
    Финальные требования к кораблю выглядели так:
    Грузовой отсек 4,5х18,2 метра
    Возможность горизонтального маневра на 2000 км (маневр самолета в горизонтальной плоскости)
    Грузоподъёмность 30 тонн на низкую околоземную орбиту, 18 тонн на полярную орбиту
    Решением стало создание шаттла, инвестиции в который должны были окупиться благодаря выводу на орбиту спутников на коммерческой основе. Для успеха проекта было важно максимально снизить стоимость вывода каждого килограмма груза на орбиту. В 1969 году создатель проекта говорил о снижении стоимости до 40-100 американских долларов за килограмм, в то время как для Сатурн-V этот показатель составлял 2000 долларов.
    Для запуска в космос шаттлы использовали два твердотопливных ракетных ускорителя и три собственных маршевых двигателя. Твердотопливные ракетные ускорители отделялись на высоте 45 километров, затем приводнялись в океан, ремонтировались и использовались повторно. Главные двигатели используют жидкий водород и кислород в подвесном топливном баке, который отбрасывался на высоте 113 километров, после чего частично сгорал в атмосфере.
    Первым прототипом «Спейс Шаттла» стал «Энтерпрайз», названный так в честь корабля из сериала «Звёздный путь». Корабль проверяли на аэродинамичность и тестировали на способность приземлиться при планировании. В космос первым отправилась «Колумбия» 12 апреля 1981 года. Фактически это тоже был испытательный пуск, хотя при этом на борту находился экипаж в составе двух астронавтов: командира Джона Янга и пилота Роберта Криппена. Тогда всё сложилось удачно. К сожалению, именно этот шаттл потерпел крушение в 2003 году с семью членами экипажа, на 28 пуске. Такая же судьба была у «Челленджера» — он выдержал 9 пусков, а на десятом — потерпел крушение. 7 членов экипажа погибли.
    Хотя НАСА в 1985 году планировали по 24 запуска ежегодно, за 30 лет использования шаттлов они взлетали и вернулись 135 раз. Два из них — неудачно. Рекордсменом по количеству пусков стал шаттл «Дискавери» — он пережил 39 стартов. «Атлантис» выдержал 33 пуска, «Колумбия» — 28, «Индевор» — 25 и «Челленджер» — 10.

    «Челленджер», 1983 год
    Шаттлы «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор» использовались для доставки грузов на Международную космическую станцию и на станцию «Мир».
    Стоимость доставки грузов на орбиту в случае со Спейс шаттлами оказалась самой высокой за всю историю космонавтики. Каждый пуск стоил от 500 миллионов до 1,3 миллиардов долларов, каждый килограмм — от 13 до 17 тысяч долларов. Для сравнения, одноразовая ракета-носитель «Союз» способна выводить в космос грузы по цене от 4 242 до 11 265 долларов за килограмм. Программа «Спейс Шаттл» планировалась как самоокупаемая, но в итоге стала одной из самых убыточных.

    Шаттл «Атлантис», готовый к экспедиции STS-129 по доставке оборудования, материалов и запчастей на Международную космическую станцию. Ноябрь 2009 года
    Последний полёт по программе «Спейс Шаттл» состоялся в 2011 году. 21 июля того года на Землю вернулся «Атлантис». Последняя посадка «Атлантиса» ознаменовала собой конец целой эпохи. Подробно о том, что планировали, и что получилось в программе «Спейс Шаттл», читайте в этой статье.

    В СССР решили, что характеристики «Спейс шаттла» позволяют похищать с орбиты советские спутники или целую космическую станцию: челнок мог выводить на орбиту 29,5 тонн груза, а спускать — 14,5 тонн. С учётом планов в 60 пусков в год это 1770 тонн ежегодно, хотя на тот момент США не отправляли в космос и 150 тонн за год. Спускать предполагалось 820 тонн в год, хотя обычно с орбиты ничего не спускалось. Чертежи и фото шаттла позволяли предположить, что американский корабль может с помощью ядерных боеприпасов атаковать СССР из любой точки околоземного пространства, находясь вне зоны радиовидимости.
    Для защиты от возможного нападения на станциях «Салют» и «Алмаз» установили модернизированную автоматическую 23-миллиметровую пушку НР-23. А чтобы не отставать от американских братьев в военнизированном космосе, в Союзе начали разработку орбитального корабля-ракетоплана многоразовой космической системы «Буран».
    Разработка многоразовой космической системы началась в апреле 1973 года. Сама идея имела множество сторонников и противников. Руководитель института Минобороны по военному космосу подстраховался и сделал сразу два отчёта — в пользу и против программы, и оба эти отчёта оказались на столе Д. Ф. Устинова, Министра обороны СССР. Он связался с Валентином Глушко, ответственным за программу, но тот отправил на встречу вместо себя своего сотрудника в «Энергомаше» — Валерия Бурдакова. После разговора на тему военных возможностей «Спейс Шаттла» и советского аналога, Устинов подготовил решение, по которому разработка многоразового космического корабля получила самый высокий приоритет. За создание корабля принялось созданное для этих целей НПО «Молния».
    Задачами «Бурана» по плану Минобороны СССР были: противодействие мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях, решение задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки, проведение военно-прикладных исследований и экспериментов с использованием оружия на известных и новых физических принципах, а также выведение на орбиту, обслуживание и возвращение на землю космических аппаратов, космонавтов и грузов.
    В отличие от НАСА, которое рискнуло экипажем во время первого пилотируемого полёта шаттла, свой первый полёт «Буран» совершил в автоматическом режиме с помощью бортового компьютера на базе IBM System/370. 15 ноября 1988 года состоялся пуск, ракета-носитель «Энергия» вывела космический корабль на околоземную орбиту с космодрома Байконур. Корабль совершил два витка вокруг Земли и произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный».
    Во время посадки произошло происшествие, которое показало, насколько умной получилась автоматическая система. На высоте 11 километров корабль совершил резкий манёвр и описал петлю с разворотом на 180 градусов — то есть сел, зайдя с другого конца посадочной полосы. Это решение автоматика приняла после получения данных о штормовом ветре, чтобы зайти по наиболее выгодной траектории.
    Автоматический режим был одним из главных отличий от шаттла. Кроме того, шаттлы садились с неработающим двигателем и не могли несколько раз заходить на посадку. Для спасения экипажа в «Буране» предусмотрели катапульту для первых двух пилотов. По сути конструкторы из СССР скопировали конфигурацию шаттлов, чего не отрицали, но сделали ряд крайне полезных нововведений с точки управления аппаратом и безопасности экипажа.
    К сожалению, первый полёт «Бурана» стал последним. В 1990 году работу приостановили, а в 1993 — полностью закрыли.

  4. Каждому своё Ответить

    Откуда такая цена взялась? Сайт Теслы заявляет 7500 с установкой.https://www.greentechmedia.com/articles/read/is-teslas-power… – пример цен.
    сайт теслы заявляет ОТ 7500, а не 7500. для США, а не всего мира. при этом стоит пометка
    Total cost excludes sales tax, permitting, fees, and solar power system
    Installations begin in January 2017 for USA
    т.е. даже ОТ 7500 в США это только ориентировочная цена, которая не включает в себя налоги, сборы, источник зеленки, а включает 1 батарейку, монтаж и инвертор. при этом КУПИТЬ нельзя -можно только разместить ЗАКАЗ и внести депозит. и это для квартиры (по сайту теслы всего с 2 спальнями)
    дальше – под монтажом ни в коей мере не понимается полная переделка подводки электричества к дому/квартире для того, чтобы привести проводку под напряжение батарейки, которое составляет 350 V вместо стандартных 220-230 в Европе/России/СНГ. это вам не просто автомат поменять с 32 ампер на 50 – это очень приличные итоговые затраты, время и согласование с ЖКХ и другими органами.
    и еще не забудьте делать полностью раздельную проводку по типу техники – роутер с вайфаем в одну линию на батарейку, а чайник и микроволновку в другую (что подразумевает под собою похеренный ремонт, штробление стен и укладку новой раздельной проводки – под кондер например отдельную линию кидать будете мимо батарейки, а потом снова ремонт и т.д. и т.п.)
    Что же у вас за чайник такой
    вы никогда не пользовались электрическим чайником что ли?
    http://www.bork.ru/eShop/Kettles/k502/ – модель которая у меня дома. 2-2.4 киловата.
    http://www.bork.ru/eShop/Irons/i604/ – утюг. 2.4 КВт
    http://www.bork.ru/eShop/Microwave-Ovens/w503/ – микроволновка. 1.4 Квт
    http://www.bork.ru/eShop/Vacuum-Cleaners/v703/ – пылесос. 2.1 Квт
    кондер я еще в квартиру не поставил. а потребляемая мощность приличного кондера достигает 4 КВт.
    А поставить две батареи – и будет в пике уже.
    а давайте сразу 3 батареи? че уж экономить то? ведь “илитное” электричество не денег стоит и обладание им нельзя мерить финансово. за финансами следят только лохи и неудачники. подумаешь – фигня жи еще ОТ 7500 выкинуть на ветер, чтобы экономить полцента на киловате. с таким подходом вам всей жизни не хватит, чтобы на экономии на ночном тарифе в плюс выйти. или давайте не будем вешать на батарейку самые прожорливые приборы, а будем экономить на ноубуке и роутере с теликом. глядишь лет через 50 наэкономим на стоимость батарейки, которая давным давно сдохла…
    Сейчас на сайте заявлена гарантия в 10 лет, ограничения числа циклов не наблюдается.
    в условиях гарантии ограниченное кол-во циклов перезарядки обязательно будет вписано мелким шрифтом, так как элемент 21600 не вечен и имеет свой ресурс. и ксати пользуется им давно весь мир – нихрена это не разработка теслы, а общеизвестный элемент, который в паверволе теслы продается за десятикратную цену по сравнению с обычными упаковками.

  5. LEX.TV Ответить

    1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К. Э. Циолковский)
    Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935) – учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
    2. Изобретатель первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королев)
    Сергей Павлович Королев (1906 -1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
    3. В каком году состоялся первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 г. )
    4. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
    5. Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
    6. Как назывался космический корабль Ю. А. Гагарина? (“Восток”)
    7. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
    8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
    9. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
    20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле “Аполлон-11” осуществили посадку на Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.
    10. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? (“Буран”, “Шаттл”)
    “СПЕЙС ШАТТЛ” (англ. Space Shuttle – космический челнок) – многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Первый полет с астронавтами – апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней – “Колумбия”, “Челленджер”, “Дискавери”, “Атлантис”, “Эндевер”.
    “БУРАН” – воздушно-космический корабль многоразового использования. Выполнен по самолетной схеме типа “бесхвостка” с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя “Энергия”, спуск и посадка по “самолетному” режиму. Первый беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.
    11. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде с момента старта? (“Челленджер”)
    12. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г. )
    13. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (“Луноход”)
    “Луноход” – автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, – советский “Луноход-1” (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат – американский луноход “Ровер” (1971).
    14. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? (“Вега”)

  6. Nuadandis Ответить

    26 июля 2005 года состоялся запуск шаттла “Дискавери”, космический корабль вышел на расчетную орбиту. После старта было зафиксировано, что от топливного бака оторвался неопознанный крупный фрагмент. Если в НАСА придут к выводу, что он мог повредить обшивку корабля (именно из-за этого потерпел катастрофу шаттл “Колумбия”), возвращаться на Землю на нем астронавтам запретят. В этом случае беспрецедентная спасательная операция по эвакуации экипажа с орбиты может продлиться больше месяца.
    В нынешнем году из-за технических неполадок старт “Дискавери” трижды откладывался. В последний раз это случилось 13 июня. Тогда у космического корабля отвалилось защитное покрытие одного из иллюминаторов, а за час до старта обнаружились проблемы с одним из топливных датчиков. Последующая работа так и не дала ответа на главный вопрос – удалось ли американским специалистам обезопасить челноки от обломков льда, отрывающихся при старте от холодной поверхности внешнего топливного бака. Угроза “ледяной” пробоины признавалась накануне старта независимой рабочей группой во главе с бывшими астронавтами.
    Старт шаттла “Дискавери” (114-й полет в рамках программы “Спейс шаттл”) стал первым после катастрофы “Колумбии”. В состав нынешнего экипажа шаттла входит семь человек: Айлин Коллинз – первая в истории США женщина-командир шаттла, пилот шаттла Джеймс Келли, а также специалисты по операциям на орбите – японский астронавт Соити Ногути и американцы Уэнди Лоуренс, Стивен Робинсон, Эндрю Томас и Чарлз Камарда. Им предстоит испытать несколько новых технологий, обеспечивающих безопасность полетов, пристыковаться к МКС и доставить на нее воду и другие грузы, а также совершить три выхода в открытый космос.
    Стыковка с МКС намечена на 28 июля. Девять дней на станции будут работать девять человек. 5 августа, если все будет идти в штатном расписании, “Дискавери” отстыкуется от станции, а 7 августа он должен будет приземлиться. В случае плохих погодных условий в США “Дискавери” сможет сесть на один из трех запасных аэродромов: на юге Франции, а также на территории Испании – в Сарагосе и Мороне.
    Программа “Спейс шаттл” (в переводе “космический челнок”) по запуску в космос кораблей многоразового использования была разработана Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США и одобрена американским президентом Ричардом Никсоном в январе 1972 года. На эти цели было выделено 5,5 млрд долларов, однако за десять последующих лет расходы на программу возросли вдвое. По замыслу создателей, космические корабли многоразового использования должны были значительно удешевить космические полеты.
    Шаттл представляет собой гибрид самолета и космического корабля. Его масса около двух тысяч тонн, длина – около 56 метров. В первой ступени располагаются ракетные двигатели и топливо. Вторая представляет собой орбитальную крылатую пилотируемую ступень, которая после схода с околоземной орбиты способна совершать спуск в “самолетном” режиме.
    Отсек экипажа имеет три уровня. На летной палубе, самой верхней, во время взлета и приземления находятся командир, пилот и два специалиста по операциям. Здесь расположены десять иллюминаторов. На средней палубе находятся кухня, система переработки отходов, спальное помещение и основание шлюзовой камеры, через которую космонавты выходят из корабля при проведении работ в открытом космосе. Боковой люк средней палубы служит для входа и выхода экипажа, когда корабль находится на Земле.
    В грузовом отсеке могут располагаться космический аппарат или лабораторные модули до пяти метров в диаметре и 18 метров в длину. Вес полезной нагрузки зависит от высоты и наклонения выбранной орбиты полета корабля. Корабли могут выводить на околоземную орбиту до 25 тысяч килограммов. До 15 тысяч килограммов возвращают на Землю.
    Всего в космос летали пять шаттлов: “Колумбия”, “Челленджер”, “Дискавери”, “Атлантис”, “Индевор”. Первый полет шаттла “Колумбия” был совершен 12-14 апреля 1981 года.
    Всего у НАСА сейчас осталось три работоспособных шаттла: “Дискавери”, “Атлантис” и “Индевор”. Первый полет “Дискавери” состоялся 30 августа 1984 года, последний – 10 августа 2001 года. С сентября 2002 года этот корабль находился на капитальном ремонте. В ходе его модернизации было внесено 107 изменений в конструкцию, из них 17 впервые на этом корабле. Первый полет “Атлантиса” состоялся 3 октября 1985 года, последний – 7 октября 2002 года. “Индевор” в первый раз отправился в космос 7 мая 1992 года, последний – 7 декабря 2002 года. Кроме того, был еще шаттл “Энтерпрайз”, который стал музеем, так и не побывав в космосе.
    В истории челночных кораблей первая катастрофа произошла 28 января 1986 года. На 73-й секунде полета “Челленджер” взорвался, все семь членов экипажа погибли. Тогда полеты были прерваны более чем на два года.
    Вторая катастрофа произошла 1 февраля 2003 года. Ее причиной явилось повреждение теплозащитного слоя корпуса шаттла “Колумбия”. Все семь астронавтов погибли. С февраля 2003 года НАСА ввело мораторий на использование шаттлов.
    Всего в рамках программы “Спейс шаттл” состоялось 113 полетов. С борта челноков осуществлялись запуски космических аппаратов, экипажи проводили сложные научные эксперименты. Полеты использовались также в интересах Министерства обороны США.
    С декабря 1998 года американские шаттлы выполняют полеты к Международной космической станции, участвуют в ее строительстве, доставляют экипажам постоянных экспедиций необходимые грузы. С февраля 2003 года по июль 2005 года российские корабли “Союз” и “Прогресс” были единственным средством ротации экипажей и доставки грузов на МКС.
    В соответствии с новой национальной космической стратегией, обнародованной президентом США Джорджем Бушем в январе 2004 года, три оставшихся космических челнока будут списаны к 2010 году, их заменит новый космический корабль многоразового использования, рассчитанный не только на полеты на околоземную орбиту, но и на межпланетные экспедиции.
    По материалам агентства ИТАР-ТАСС, газет “Коммерсантъ”, “Российская газета”, “Газета”.

  7. Magic Wolf Ответить

    Орион (Orion) — многоразовый многоцелевой космический корабль способный совершать межпланетные перелеты. Махина, жилой дом, диаметром 5 метров. Это не «проект» и не «перспективная разработка». Этот корабль уже создан, уже совершил свой первый полет в космос, но пока не эксплуатируется, так как программы межпланетных перелетов (к Луне и к Марсу) начнутся только в 20-х годах. А потребности «ближнего космоса» сейчас вполне покрываются «Драконами». Впрочем, чтобы проект не «простаивал зазря» планируется, что корабль Orion все же будет летать к МКС в ближайшие годы.
    Боинг CST-100 Starliner —многоразовый корабль узкого назначения, для полетов на орбитальные станции, близкий аналог первого «Дракона», но в отличие от него может брать на борт экипаж из семи человек. Создан по заказу НАСА. Ну просто потому, что НАСА сочла, что помимо арендованных у частного подрядчика «Драконов», в лице SpaceX, у нее должны быть и собственные корабли. Характерной особенностью Старлайна является то, что его можно установить практически на любую существующую ныне ракету.

    Boeing CST-100 Starliner
    Но главный цимес, благодаря чему все эти корабли будут действительно, а не условно «многоразовыми» — это конечно проект «Сокол» (Falcon), многоразовые ракеты, которые будут выводить (и уже сейчас выводят) все эти многоразовые корабли в космос и возвращаться на землю. Благодаря чему в обозримом времени стоимость вывода груза на орбиту будет сравнима со стоимостью израсходованного топлива.
    Falcon— это модульная линейка ускорителей, которые могут соединяться между собой на манер конструктора Lego, наращивая мощности и возможности получаемых ракет до физических пределов технологии. Причем после реализации задачи, все кубики этого конструктора возвращаются на землю путем мягкой посадки для повторного использования.
    В настоящее время самая мощная ракета серии, Falcon Heavy (первый запуск осенью 2016 года), способна вывести на низкую опорную орбиту 55 тонн груза, что в два с половиной раза больше чем самая мощная российская ракета Протон и в полтора раза больше чем пока еще несуществующая, но заявленная российская Ангара-7.
    Теперь давайте посмотрим, что там «нового космического» в активе Российской Федерации.
    Ни-че-го!
    Все те же Союзы-Прогрессы, которые безнадежно устарели, летают аж с 60-х годов, но есть явные признаки, что в обозримом будущем летать перестанут.
    Да есть еще «Протон», из тех же, 60-х, который по российской документации проходит как «тяжелая» ракета, но по выводимой на орбиту массе относится к средним. Самая аварийная, очень опасная, летающая на чрезвычайно ядовитом гептиле ракета. Запускать которую можно только из одного места в мире, с Байконура, и которая всецело зависит от импортных (в том числе, украинских) комплектующих, с которыми сейчас… ну вы сами понимаете. Собственно, «Протон» планировали снять с производства еще в 80-х и заменить «Энергией». Но, «Энергия» не состоялась, и Протон сейчас летает (постоянно взрываясь) лишь потому, что других «тяжелых» ракет у России нет.
    А как же «Ангара»? — спросите вы. — Которой российские СМИ прожужжали нам все уши.
    А вот давайте об «Ангаре» и поговорим.
    Тем более, что есть с чем сравнивать — «Ангара» в какой-то мере аналог «Falcon». Та же модульная конструкция — кубики Лего — из которых собирается ракета нужной мощности. Но на этом — сходство и кончается!
    Прежде всего отличие состоит в том, что Falcon’ы уже летают, а когда начнет летать Ангара — большой вопрос.
    Давайте сравним:
    Проект Falcon стартовал в 2002 году, а спустя уже 6 лет, в 2008 началась коммерческая эксплуатация ракет. Проект Ангара стартовал в 1995 году, и сейчас спустя 21 (двадцать один!) год совершенно непонятно, когда же начнется эксплуатация этих ракет.
    В принципе одного этого факта уже достаточно, чтобы понять все про Ангару, но давайте продолжим для полноты картины.
    За 8 лет эксплуатации на «Falcon» сменилось ТРИ (!) поколения двигателей, это не считая «модернизаций». Последнее поколение двигателей, Мерлин 1D+, позволило перевести «легкую» ракету Falcon 9 в класс «средне-тяжелых», без какой-либо модернизации, просто за счет замены двигателей.
    На Ангаре используются якобы «новейшие» двигатели РД-191 — которые на самом деле представляют собой просто упрощенную «четвертинку» (одна камера, вместо четырех) двигателей РД-170, которыми оснащалась ракета «Энергия», но которые были разработаны для ракет «Зенит» (Южмаш, Украина) аж в конце 70-х.
    Предельная нагрузка, которую сможет вывести на низкую опорную орбиту самая тяжелая Ангара-7 (к разработке которой еще даже не приступили, в работе сейчас Ангара-5) — 35 тонн. Для Falcon верхний предел не ограничен, но самая тяжелая на сегодняшний день модификация, Falcon Heavy, выводит на низкую опорную орбиту 55 тонн.
    Falcon стартует практически с любого подходящего по размерам стартового комплекса, для запуска Ангары требуется построенный специально для нее сложный комплекс, который сейчас имеется только в Плесецке, откуда коммерческие запуски — невозможны.
    Falcon — многоразовый, Ангара — одноразовая.
    Ну и главное, повторюсь. Falcon летает уже восемь лет, а когда полетит Ангара — неизвестно. Но известно — другое, в момент начала эксплуатации (если она начнется) — это будет уже безнадежно устаревшая система.
    Ну и мой рассказ будет неполным, если я не упомяну «перспективный» российский проект «Федерация», который в какой-то мере является аналогом упоминавшегося выше американского «Ориона», только по размерам и грузоподъёмности уступает Ориону в 4 раза. Ситуация тут ровно такая же: «Орион» уже летает, а что касается «Федерации», то на сегодняшний момент, спустя одиннадцать лет (!) после запуска проекта в работу (2005 год) работы находятся на стадии «начата разработка рабочей документации».
    Ситуацию с «Федерацией» предельно кратко обрисовал бывший космонавт Сергей Крикалев, а ныне — первый заместитель главы ЦНИИмаша на заседании экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ в 2014 году: «Если продолжать всё делать как сейчас, мы новый корабль не построим вообще никогда, даты всё время переносятся, утвержденного системного графика создания корабля нет, когда будет создана ракета для него, также неясно».
    Это было в 2014 году. С той поры экономика России сильно просела, а санкции сделали недоступными технологии, без которых «Федерация» вряд ли состоится.
    На этой специфической ноте и закончим.

  8. ..:::КнОпосьКа::: Ответить

    Я делала викторину о космосе, материал остался. Вопросы подгонишь для своей аудитории!
    Викторина «О космосе» на день Космонавтики в мл. классах
    1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К. Э. Циолковский)
    2. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
    3. Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
    4. Как называется летательный аппарат, на котором совершаются в настоящее время полеты в космос? (космический корабль)
    5. К какому классу небесных тел относится Солнце? (звезда)
    6. Кто из героев древних мифов впервые преодолел силу земного притяжения и полетел? (Икар)
    7.Кто сказал слова: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
    8.Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты (космодром) .
    9. Как назывался космический корабль Ю. А. Гагарина? («Восток» )
    10. Что сказал Гагарин в первую секунду полета? (Поехали)
    11.Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной (Луна) .
    12.Одна из планет Солнечной системы, похожая на Луну, на ней свирепствуют пыльные бури страшной силы, в мифологии – является богом войны (Марс) .
    13. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
    14. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
    15. Граждане какой страны впервые побывали на Луне? (американцы)
    16. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран» , «Шаттл» )
    17. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г. ) Как он назывался? (Спутник1)
    18. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? («Луноход» )
    19. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп? (Галилео Галилей, 1610 год. )
    20. Назовите планеты солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. )
    21.Кого называют астронавтами?
    22. Планета солнечной системы, название которой начинается на букву «М» , она имеет два спутника – Фобос и Деймос. (Марс)
    23. Название этой планеты начинается на «П» и заканчивается на букву «Н» . (Плутон)
    24. Планета солнечной системы, которая имеет биосферу, т. е. населена жизнью. (Земля)
    25. Название этой планеты созвучно с названием красивого женского имени. (Венера)
    26. Название этой планеты начинается на букву «Ю» и заканчивается на букву «Р» . (Юпитер)
    27. Небесное тело, похожее на большой огненный шар. Одним из таких же тел является Солнце. (Звезда)
    Кто были первыми в космосе? Белка и Стрелка
    Первый космонавт? Юрий Гагарин
    Ближайшая к Земле звезда? Солнце
    Сколько планет в Солнечной системе? 9
    Спутники Земли? Луна

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *