Как называются знаки которыми на письме обозначают звуки речи?

9 ответов на вопрос “Как называются знаки которыми на письме обозначают звуки речи?”

  1. Umthis Ответить

    Звуки речи – класс звуков, образуемых в результате произносительной деятельности человека.
    Это – часть того множества акустических колебаний, которые воспринимаются слуховой системой человека. В отличие от других звуков живой и неживой природы, они используются для образования более сложных комплексов, служащих специфическими «оболочками» значимых единиц – морфем или слов.
    Все буквы русского языка делятся на гласные и согласные.
    Гласных букв 10:
    A Е Ё И О У Ы Э Ю Я
    Согласных букв 21:
    Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Ч Ц Ч Ш Щ
    Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке называется алфавитом. Слово “алфавит” происходит от названий двух первым букв греческого алфавита: a – альфа, b – бета (по-новогречески – вита).
    В современном русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет печатный или рукописный, прописной и строчный варианты.
    Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).
    В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл).
    В русском алфавите 33 буквы:
    Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я».
    Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.
    В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.
    То есть все буквы русского язык делятся на три группы:
    1) буквы, которые звуков не обозначают;
    2) буквы, обозначающие два звука;
    3) буквы, обозначающие один звук. К первой группе относятся буквы ъ, ь, которые не обозначают никаких звуков: день – [д’эн’], объем – [/\бй’ом]. Ко второй группе относятся буквы е, ё, ю, я. К третьей – все остальные.
    В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.
    Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
    [и] – и (милый).
    [ы] – ы (мыло).
    [а] – а (май) и я (моя).
    [о] – о (мой) и ё (ёлка).
    [э] – э (это) и е (мeл).
    [у] – у (куст) и ю (юла).
    Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
    1) а, о, э, у;
    2) я, ё, е, ю.
    Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук.
    После гласных букв, в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный:
    Я – [jа], е – [jэ], ё – [jо], ю – [jу].
    Например:
    1. после гласных: жуёт
    2. после разделительных ъ и ь
    3. в начале слова
    Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:
    после гласных и на конце слова – буквой й;
    в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;
    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.
    Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ].
    Неразделительный ь:
    1) указывает на мягкость предшествующего согласного
    2) выполняет грамматическую функцию.
    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.
    Кроме того, одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква м может обозначать звуки [м] и [м’]: мил – [м’ил], мыл – [мыл]. Буквой б могут быть обозначены звуки [б], [б’], [п], [п’]: буду – [буду], бить – [б’ит’], дуб – [дуп], Обь – [оп’].
    Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им глухие согласные: будка – бу[т]ка, приказ – прика[с]. Такое явление называется оглушением.
    Глухие согласные перед звонкими (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им звонкие согласные: молотьба – моло[д’]ба, просьба – про[з’]ба. Такое явление называется озвончением .
    Сильными позициями по глухости-звонкости для согласных звуков являются положения перед гласными и перед р, л, м, н, й, в. Орфографические ошибки чаще всего допускаются, когда согласный находится в слабой позиции.
    Один звук может обозначаться и сочетаниями букв, например:
    – [ш’] – сч, зч, жч: счёт – [ш’]ёт, счастье – [ш’]астье, возчик – во[ш’]ик, мужчина – му[ш’]ина;
    – [ц] – тц, дц, тс, тьс: отца – о[ц]а, тридцать – три[ц]ать, умывается – умывае[ц]а, договориться – договори[ц]а;
    – [ц] – тс, дс: братский – бра[ц]кий, городской – горо[ц]кой:
    – [н] – нн: удивленный – удивле[н]ый.
    Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Обозначение звуков речи буквами на письме называет графика (от греч. «графа» – пишу).
    Чтобы отличить при изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. Например, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л] и т.д
    Однако буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква может обозначать разные звуки, например, в словах дом – д[о]м, дома – д[а]мА (мн.ч.) буква о обозначает звуки [о] и [а].
    Один звук может обозначаться разными буквами: в словах клад и плот в конце слова произносим один и тот же звук [т], а обозначают его разные буквы: д и т.
    Нужно различать звуковой и буквенный состав слов.
    Так, звуковой и буквенный состав слова дом соответствует друг другу, а в форме дома есть несоответствие: пишем букву о – произносим звук [а]: в слове винегрет в безударных слогах пишем буквы и и е – произносим почти одинаковый звук [и].
    Количество букв и звуков в слове иногда не совпадает. Например, в слове честный пишется 7 букв, а произноситься 6 звуков. Буква т не обозначает звука (непроизносимый согласный). По нормам орфоэпии при стечении согласных в некоторых словах звуки [и] [д] [л] [т] не произносятся, а буквы пишутся: солнце, сердце и др.
    В соответствии со способом производства, получаемым эффектом и воспринимаемыми характеристиками говорят об артикуляции (физиологии), акустике и восприятии (перцепции) 3. р Артику-ляционно каждый 3. р. образуется в результате сложных движений произносительных органов. Акустически 3. р., как и всякие другие звуки, могут быть определены как колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Источниками звука служат: модуляция выдыхаемого воздуха колебаниями голосовых связок – голосовой источник; препятствия, создаваемые воздушной струёй в речевом аппарате,- полное смыкание артикулирующих органов (смычка) или их значительное сближение (щель) – шумовые источники. В образовании каждого 3. р. участвуют один, два или три источника: гласные образуются при участии только голосового источника, глухие взрывные согласные – при участии шумового импульсного источника (шумовой импульс возникает при резком раскрытии смычки, в результате к-рого выравнивается давление за местом смычки и атмосферное), звонкие взрывные – при участии голосового и импульсного источника, глухие щелевые – при участии турбулентного шумового источника (турбулентный шум – шум трения воздушной струи, вызванного сужением артикулирующих органов), звонкие щелевые – при участии турбулентного и голосового источника и т. д. Акустические свойства 3. р. зависят не только от характеристик источника, но и от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонаторов: в зависимости от того, какое положение занимают язык, губы, мягкое нёбо, в надгортанных полостях возникают и усиливаются колебания различной частоты и интенсивности, так что слышимые нами 3. р.- это сложные акустические образования, возникающие в результате наложения акустических характеристик надгортанных полостей на акустические характеристики источников звука.

  2. Fezragore Ответить

    Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.
    Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.
    Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.
    Звук – это наименьшая звуковая единица слога.
    Буквы – это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.
    Звук — это то, что мы слышим и произносим.
    Буква — это то, что мы видим и пишем.
    При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
    Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.
    Гласные звуки
    Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.
    Фонетический разбор
    Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:
    1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
    2. Определить количество слогов, указать ударный.
    3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
    4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
    5. Указать количество букв и звуков.
    6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
    гласный: ударный/безударный;
    согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.
    Образец фонетического разбора:
    его [j’и-вo] 2 слога, второй ударный
    [j’] согласный, звонкий, мягкий
    е— [и] гласный, безударный
    г— [в] согласный, звонкий, твердый
    о— [о?] гласный, ударный
    3 буквы 4 звука
    В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.
    Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.
    Могут быть предложены следующие типы упражнений:
    найдите слова, в которых:
    – количество букв больше, чем звуков;
    – количество букв меньше, чем звуков;
    – все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
    – есть звук [б’] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
    – звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например: шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

  3. Feloghma Ответить

    Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением.
    В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) , звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл) .
    Смыслоразличительная функция звука проявляется в том, что он может служить для различения слов (том и дом) .
    Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:
    1. Одна буква может обозначать один звук: шов [шоф] ; это соотношение имеет место тогда, когда гласный стоит после непарного по твёрдости / мягкости согласного и гласная буква обозначает только качество гласного звука: так, например, буква о в слове стол [стол] не может быть иллюстрацией этого однозначного соотношения, так как в этом случае она обозначает не только звук [о] , но и твёрдость согласного [т] .
    2. Одна буква может обозначать два звука: яма [й’?ама] (буквы я, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков) .
    3. Буква может не иметь звукового значения: местный [м’?эсный’] (непроизносимый согласный) , мышь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твёрдости / мягкости согласных) .
    4. Одна буква может обозначать признак звука: конь [кон’], банька [б?ан’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова) .
    5. Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: мял [м’ал] (буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).
    6. Две буквы могут обозначать один звук: моется [м?оица] , нёсся [н’?ос’а] .
    Может показаться, что три буквы также могут обозначать один звук: мыться [м?ыца] , однако это не так: звук [ц] обозначен буквами т и с, а ь выполняет грамматическую функцию — указывает на форму инфинитива.
    Раздел языкознания, изучающий буквы, называется ГРАФИКА.
    Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами) .
    Графика определяется как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.
    Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й’] и употребления графических знаков. Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей) .

  4. Auririus Ответить

    Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка), набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка), последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк).

    Какие звуки бывают?

    В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
    Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

    Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

    Как произносятся звуки?

    Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

    Транскрипция слова

    Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь > [дв’эр’], колючка > [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.
    Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

    Цветовая схема

    В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
    Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
    Гласные
    а о у э и ы я ю е ё
    Согласные
    ц ш ж
    б в г
    д з к
    л м н
    п р с
    т ф х
    ч щ й
    ь, ъ
    ь ъ
    Обозначения:
    — гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
    Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

  5. Gririn Ответить

    Все темы данного раздела:

    Фонетика. Графика. Орфоэпия. Акцентология
    Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, за
    Звуки речи
    Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова.
    Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении
    Гласные и согласные звуки
    В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При обр
    Гласные и согласные звуки
    1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально.
    Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть
    Согласные звуки
    В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных
    Звонкие и глухие согласные звуки
    В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и : [б], [в], [г
    Твердые и мягкие согласные звуки
    Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е . Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, наприм
    Звуки речи и буквы. Алфавит
    Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке наз
    Звуки речи и буквы
    1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные.
    Гласных букв 10:
    Транскрипция
    Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:
    [ ] – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.
    Гласные и согласные звуки
    Звуки делятся на гласные и согласные.
    Гласные– это звуки
    Способ образования согласных
    Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согл
    Звонкие и глухие согласные
    По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.
    Обозначение мягкости согласных на письме
    Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
    В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-м
    Место образования согласных
    Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:
    · глухость-звонкость,
    · твердость-мягкость,
    · способ образования: смычка-щель.
    Важен последний, ч
    Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
    Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно. Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной
    Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
    Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не
    Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
    В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюд
    Уподобление согласных
    Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.
    Выучи список:
    [c] и [ш] >[ш:] – сшить
    Упрощение групп согласных
    Выучи список:
    вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздно здц – [сц]: под уздцы лнц – [нц]: солнце
    Буквы и звуки
    Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэ
    Ударение
    Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е
    Ударение
    Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
    В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с больше
    Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей
    1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.
    Во французском языке ударение всегда па
    Произношение гласных
    1. Гласные под ударением произносятся отчетливо: бор – [бор], сад – [сат]. 2. В безударном положении гласные звуки, ка
    Произношение согласных
    1. Согласные, парные по глухости-звонкости, могут менять свое качество в зависимости от положения в слове. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются, т.е. произно
    Произношение сочетаний согласных
    1. Сочетания сж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж], [ш]: сжать – [ж]ать, везший – ве[ш]ий, н
    Произношение окончаний -ого -его
    В окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго – добро[в
    Произношение заимствованных слов
    1. Перед буквой е во многих заимствованных словах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна – ан[тэ]нна, модель – мо[дэ]
    Некоторые акцентологические нормы современного русского языка
    1. У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова

  6. Opibor Ответить

    Звуки речи  отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
    Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со  словом, словосочетанием   и предложением. Но, в отличие  от них, звук   не имеет  смыслового значения.  Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке.  Звуки создают  звуковую оболочку слов и этим  помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое:  сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).
    Слова различаются:
    количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт ;
    набором звуков:
    различие в одном звуке: лимон [л’имон] — лиман [л’иман];порт [порт] — торт [торт], лук [лук] — сук [сук];
    различие в нескольких звуках: загар [загар] — забор [забор]; фасоль [фасол’] — пароль [парол’];
    последовательностью расположения звуков: куст [куст] — стук [стук]; нос [нос] — сон [сон];
    звуки в словах могут  полностью не совпадать: школа [школа] — учитель [учитель]; карась [карас’] — сом [сом], дом [дом] — хата [хата].

    Образование звуков и их классификация.

    Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость.  Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.
    В образовании звуков речи участвуют тоны (голос)  и шумы.  Когда  выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные  голосовые связки,   что вызывает  ритмические  колебания связок,  возникает голос (тон).  Шум образуется в ротовой полости,  когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.
    Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки.   Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а],  [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.
    Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум.   Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос  преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные.  Глухие звуки создаются только шумом  без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

    Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

    гласные: [а],  [о], [у], [и], [ы], [э]  —  в их образовании участвует только голос;
    звонкие:
    сонорные согласные:  [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’],  [й’] —  голоса больше, чем шума,  всегда звонкие, непарные звонкие;
    шумные звонкие согласные:  [б],  [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’],  [з], [з’],  [ж]  — шума больше, чем голоса, парные  звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]:  жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
    шумные глухие согласные:  [п],  [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’],  [с], [с’],  [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] — состоят только из шума.
    Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума,  по способу образования  (встречаются  или не встречаются  препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).
    Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется.
    Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.
    Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются  также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).
    Согласные  звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

    Буквы

    Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.
    Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем.
    Точная запись звуков речи называется транскрипцией, обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘].  Например, корова — [карОва], буква к передает звук [к], буква р обозначает звук [р] и т.д.

    Как соотносятся буквы и звуки?

    Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.
    Все звуки  в слове могут соответствовать своей букве: стол [стол] .
    Одна буква может обозначать разные звуки:
    в словах плод [плот],  плоды [пладЫ] буква о использована для обозначения звуков [о], [а], а буква д — для обозначения звуков [т] и [д].
    Буквы могут  не обозначать звуков:
    буквы Ь и Ъ не обозначают звуков: молЬ [мол’], сЪезд [сй’эзд];
    при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы пишутся:
    чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].
    Одна буква может обозначать два звука:
    буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].  Звуков  е, ё, ю, я в русском языке не существует.
    буквы  б, в, г, д,  з,  к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков  обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие:  мел — мол.
    Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики. Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а слог, т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука [й].
    Один звук может передаваться разными буквами:
    в словах циркуль [цыркул’ ], улыбаться [улыбаца ] звук [ц ] передается буквой ц и буквами тс (тьс).
    Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков,  их звучание и написание.  Между буквами и звуками нет однозначного соответствия.  Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова.
    Всего 33 буквы:
    10 гласных букв:  а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
    21 согласная буквы:  б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
    Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.
    Звуков — 42 :
    6 гласных звуков: [а],  [о], [у], [и], [ы], [э],
    36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
    Различие количества согласных букв и звуков  связано со  способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.
    Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом  могут не совпадать.

    Использованная литература:

    Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
    Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
    Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
    Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011
    Похожие темы:
    Фонетическая шпаргалка
    Согласные.
    Гласные
    Фонетический разбор. Начальная школа.
    Слог

  7. Zular Ответить

    Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Современное письмо на различных этапах развития имело различные формы и виды и по-разному соотносилось со звуковым языком.
    Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, т.е. письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком. Пережитком пиктографии в быту являются, например, сохранившиеся кое-где вывески торговых и ремесленных заведений в форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать, например, вывеску-рисунок «Сапог» по-разному: «Сапожник», «Здесь живет сапожник», «Починка обуви» и т.д.
    На следующем этапе развития письма – в идеографии – рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак – иероглиф. При таком письме начертания передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а значения слов (ср.: дорожные знаки как идеограммы: зигзаг – «поворот», крест – «перекресток», восклицательный знак – «осторожно!» и т.п.).
    Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков – букв.
    Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями – буквами, называется звуковым или речевым.
    Русское письмо – звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, математические знаки (+, – , ?, : , ? и т.п.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами, кавычки, прописные буквы после точки и в именах собственных, вопросительный знак.
    Письменная форма современного русского литературного языка не просто передает звуковую сторону языка посредством букв, а связывается при этой передаче с понятием правильности, норм литературного языка. Иначе говоря, письменная форма речи обусловлена как графической системой языка, так и орфографической.
    Графика представляет инвентарь, которым пользуются при письме (буквы алфавита, условные обозначения: стрелки, отточия, скобки и т.п. знаки препинания). Орфография регулирует средства графики при письменной передаче речи.
    Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.
    Графика русского языка и графика латинского языка различны, хотя имеют значительное число букв, внешне сходных. Внешне сходные буквы в русской и латинской графике обозначают различные звуки. Поэтому слова, написанные по-русски, читаются по-латыни по-иному: русские слова репа, сироп, роса могут быть прочитаны по-латыни как пена, купон, пока.

  8. Swordwing Ответить

    Анализ текста.
    Определение темы текста: падают листья осенью, листопад
    Тип речи текста: повествование
    Определение стиля данного текста: художественный стиль
    Билет №3
    1) Устное задание: тема: Омонимы, Синонимы, Антонимы.
    Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова, морфемы и другие единицы языка. тройка” (лошадей) и “тройка” (отметка).
    Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. Смелый — храбрый.
    Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»
    Употребление синонимов.
    Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность – стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка – просторечные; оплошка – разговорное; ляп – профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.
    Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
    При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами (см. Лексическая сочетаемость).
    Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут – это ведет к речевой ошибке.
    Пример: Вчера мне было печально. Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье….
    Употребление омонимов.
    Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
    Пример: Экипаж находится в отличном состоянии. Экипаж – это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.
    Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ
    Билет №6
    1) устное задание: тема: Исконно русские и заимствованные слова
    Исконно русские слова и заимствованная лексика. Эта группа слов отражает особенности их происхождения. В состав исконно русской лексики входят те слова, которые образовались непосредственно в русском языке. Среди исконно русских слов выделяются слова общеславянские (мать, пастух, двор, каша, квас, береза, поле, утро), восточнославянские (дядя, племянник, ложка, овраг, цветок) и собственно русские (бабушка, дедушка, вилка, сказка, теленок, утка). В русском языке много заимствованных слов. По подсчетам ученых, примерно каждое десятое слово — заимствованное. Заимствованные слова отражают исторические изменения в жизни государства, в науке, технике, экономике, искусстве.
    2) практическое задание
    Солнце, спрятавшись за узкое облако, золотит его края.
    Несмотря на разницу характеров, братья крепко любили друг друга.
    Вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор, фонетический разбор слова, морфологический разбор.
    Синтаксический разбор:Я приготовился стрелять, но птица из кустов не вылетела.
    Предложение: повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, ССП.
    Фонетический разбор: Птица
    Пти´ца – слово из 2 слогов, 1-й ударный
    п – [п] — согл., глух., тв.
    т – [т’] — согл., глух., мягк.
    и – [и´] — гл., ударн.
    Ц – [ц] — согл., глух. непарн., тв. непарн.
    а – [ъ] — гл.. безуд.
    Морфологический разбор: кустов
    Начальная форма: КУСТ
    Часть речи: существительное Грамматика: множественное число, мужской род, неодушевленное, родительный падеж
    Формы: куст, куста, кусту, кустом, кусте, кусты, кустов, кустам, кустами, кустах
    Билет №7
    1) устное задание: старославянизмы.
    Старославянизмы — слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг.
    Классификация по группам:
    Восходящие к общеславянскому языку Старославянизмы, имевшие восточнославянские варианты, отличавшиеся своим звучанием или аффиксальным оформлением: злато, нощь, рыбарь, ладья, врата, чреда (очередь), плен (полон)
    Семантические
    2) практическое задание:
    На митингах, мы, газетчики, узнавали много новостей.
    Лютейший бич небес, природы ужас – мор свирепствует в лесах.
    Билет №8
    1) устное задание: Диалектные слова. Слова-термины
    Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности называют диалектом.
    Термин – это определенное слово, обозначающее специальное понятие, которое относится к той или иной области техники, науки, искусства и т. д. (технический термин, научный термин, религиозный термин) . Термин не может иметь двойного значения. Используется в специализированной литературе, тематических беседах и т. д.
    2) практическое задание.
    Самолет, наряду с пассажирами, захватил и почту.
    Кто, кроме охотника, испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам?
    Билет №9
    1) устное задание: тема: источники пополнения лексики.
    2) практическое задание.
    Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог.
    Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.
    Фонетический разбор: Минут
    м [м’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
    и [и] – гласный, безударный
    н [н] – согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
    у [`у] – гласный, ударный
    Билет №13
    1) Устное задание……..
    2) Практическое задание
    Сложно подчинённое предложение. такие предложения соединяются подчинительными союзами (например: когда, что, чтобы, который …)_______________________________________________
    Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
    Я увидел, как звезды стали туманиться и терять всю свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
    Анализ текста
    Тема: отец и сын пошли в лес на охоту
    Тип речи текста: повествование
    Стиль текста: художественный.
    Билет №14
    1) Устное задание: Гласные о и е после шипящих
    1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:
    а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирaжем – в фотографии, пейзажем, престижем, типaжем, тоннaжем, хронометрaжем; плaчем; апaшем, плю?шем; oвощем; дaчей, нoшей, пuщей);
    б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужoго, большoго (ср. безударные окончания: ры?жего, хорoшего);
    в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка);
    г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый), -он (с беглым о: смешон);
    д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо.
    2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится о:
    а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт;
    б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать;
    в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый);
    г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр;
    д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость;
    е) в предложном падеже местоимения что: о чём, на чём; в словах причём, нипочём.
    2) практическое задание
    Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой:
    1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.
    Любите книгу, она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
    Сыр выпал, с ним была плутовка такова.
    Анализ текста
    Тема: наступила осень.
    Тип речи текста: описание
    Стиль текста: художественный
    Билет №15
    1) устное задание
    В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
    2) практическое задание
    на Влияние Гоголя русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.
    Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.
    Употребление антонимов.
    Очень часто используется поэтами для придания образа. Пример: Они сошлись, вода и пламя.
    2) Практическое задание.
    Расставить знаки препинания в предложениях:
    Павел подошел к двери, толкнув ее рукой, спросил кто там?
    Вам бы вступиться за Павла – то воскликнула мать, вставая, ведь он ради всех пошел.
    Фонетический разбор: лег
    Лег – слово из 1 слога,
    л [л’] – согл., зв. непарн., мягк.
    е – [э] —гл., ударный.
    г – [х] —согл., глух. непарн., тв.
    Анализ текста.
    Определение темы текста: жизнь ежика
    Тип речи текста: повествование
    Определение стиля данного текста: художественный.
    Билет №4
    1) Устное задание: тема: использование изобразительно-выразительных средств языка.
    олицетворения— когда неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ: Улыбнулись сонные березки…
    сравнение: пример:Лес, как будто расписной терем, переливался багряными, золотыми, оранжевыми цветами.
    Луна, как огромный холодный шар, светилась высоко в небе.
    Озеро блестело, как чёрное зеркало.
    Лёд, словно тающий сахар, лежит на студеной речке.
    Щёчки у Машеньки были, как наливные яблочки.
    эпитеты, которые характеризуют предмет, подчеркивают его качества, свойства, создают определенный образ: ветер — буйный, бродячий.
    Гипербола – стилистическая фигура или художественный приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает (например, у Н. В Гоголя: “шаровары шириной в Чёрное море”)
    Антитеза –стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий: Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем.
    2) практическое задание
    Я то засыпаю, то пробуждаюсь, открываю глаза.
    Стол, кресло, стулья все было самого тяжелого и беспокойного свойства.
    Прямо против окна, на противоположной стороне, высился красивый барский дом.
    Анализ текста
    Тема текста: осина
    Определение типа речи текста: рассуждение
    Определение стиля: …………
    Билет №5
    1) устное задание: Словари русского языка
    Словари русского языка– Вселенная в алфавите- Антропонимические словари- Диалектные (областные) словари- Грамматические словари- Словари сочетаемости слов- Идеографические, семантические и ассоциативные словари- Лингвострановедческие и культурологические словари- Морфемные и словообразовательные словари- Обратные словари- Орфографические словари- Орфоэпические словари- Синонимические словари- Словари антонимов- Словари лингвистических терминов- Словари названий жителей- Словари неологизмов- Словари омонимов- Словари паронимов Наступила – Словари эпитетов, сравнений и метафор- Словари сокращений- Словари социальных диалектов: жаргонов, арго, сленга – Словари языка писателей и отдельных произведений- Словари-справочники трудностей русского языка- Терминологические словари- Толковые словари.
    2) практическое задание
    Наступила дождливая, грязная темная ночь.
    Длинный товарный поезд уже давно стоит на полустанке.
    Билет №10
    Фразеологизм, фразеологическая единица— устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).
    2) Практическое задание
    Друзья, прекрасен наш союз.
    О чем ты думаешь, казак?
    Анализ текста
    Тема текста: развитие культуры речи
    Тип речи: рассуждение
    Стиль текста: публицистический
    Билет №11
    1) устное задание: тема: Использование формул речевого этикета.
    Речевой этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием.
    2) Практическое задание
    Ах, как это солнце ярко.
    Нет, не покинул я тебя.
    Да, время летит очень быстро.
    Анализ текста
    Тема текста: ежедневные записи
    Тип речи текста: повествование
    Стиль текста: художественный.
    Билет №12
    Приставка– это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.
    Суффикс — Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение
    Корень — это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными)
    2) Практическое задание
    Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
    Он знак подаст – и все хохочут.
    Анализ текста
    Тема: человек должен быть интеллигентным
    Тип речи текста: рассуждение
    Стиль текста: разговорный
    Анализ текста
    Тема: искусство как воспитание
    Тип речи текста: рассуждение
    Стиль текста: художественный.
    Билет №16
    1)
    2) практическое задание
    Уж было поздно и темно, сердито бился дождь в окно, и ветер дул печально воя.
    Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось в реку.
    Фонетический разбор: Водой
    в [в] – согласный, твердый, звонкий, парный
    о [`о] – гласный, безударный
    д [д] – согласный, твердый, звонкий, парный
    о [а] – гласный, ударный
    й [й’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
    Анализ текста
    Тема: Пищевые запасы бурундука
    Тип речи текста: повествование
    Определение стиля данного текста: художественный стиль
    Билет №17
    1)
    2)практическое задание
    А он, мятежный, просит бури.
    Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
    Анализ текста
    Определение темы текста: падают листья осенью, листопад
    Тип речи текста: повествование
    Определение стиля данного текста: художественный стиль
    Билет №18
    1)
    2)практическое задание
    На лавке у окна сидел отец.
    Во время сильных дождей река разливается по – весеннему, бурно и шумно, и тогда дает себя знать.
    Анализ текста
    Определение темы текста: жизнь ежика
    Тип речи текста: повествование
    Определение стиля данного текста: художественный.
    Билет №19
    1)
    2) практическое задание
    Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.
    Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.
    Анализ текста
    Тема текста: осина
    Определение типа речи текста: рассуждение
    Определение стиля: …………
    Билет №20
    1) устное задание
    Конспект – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
    Реферат– доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т.п.
    2) практическое задание
    Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. Запятая при вводном слове.
    Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.
    Фонетический разбор: лег
    Лег – слово из 1 слога,
    л [л’] – согл., зв. непарн., мягк.
    е – [э] —гл., ударный.
    г – [к] —согл., глух. непарн., тв.
    Анализ текста
    Тема текста: поиски растения калган
    Тип речи текста: рассуждение
    Стиль текста: художественный
    Билет №21
    1) устное задание
    Фонема– это кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем.
    День– 4 букв, 3 звук
    д [д’] – согласный, мягкий, звонкий, парный
    е [`э] – гласный, ударный
    н [н’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
    ь []
    Подъем 6 букв, 6 звуков
    п [п] – согласный, твердый, глухой, парный
    о [`о] – гласный, безударный
    д [д] – согласный, твердый, звонкий, парный
    ъ []
    ё [й’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
    [о] – гласный, безударный
    м [м] – согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
    2) практическое задание
    О, я его отлично понимаю. Грамматическая основа – я понимаю
    Ночка сегодня морозная, ясная. Грамматическая основа – сегодня ночка
    Фонетический разбор: Минут
    м [м’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
    и [и] – гласный, безударный
    н [н] – согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
    у [`у] – гласный, ударный
    т [т] – согласный, твердый, глухой, парный
    Анализ текста
    Тема текста: умение человеческих рук
    Тип речи текста: рассуждение
    Стиль текста: художественный
    Билет №22
    1) устное задание
    2) практическое задание
    Павел подошел к двери, толкнув ее рукой, спросил кто там?
    Вам бы вступиться за Павла – то воскликнула мать, вставая, ведь он ради всех пошел.
    Фонетический разбор: клювом
    Клюв — слово из 1 слога 4 буквы, 4 звука.
    к-[к] – согл., глух., тв.
    л-[л’] – согл., зв. непарн., мягк.
    ю-[у] – гл., ударн.
    в-[ф] – согл., глух., тв.
    Билет №26
    1) устное задание:
    2) практическое задание
    Ах, как это солнце ярко.
    Нет, не покинул я тебя.
    Да, время летит очень быстро.
    Анализ текста
    Тема: человек должен быть интеллигентным
    Тип речи текста: рассуждение
    Стиль текста: разговорный
    Билет №27
    1)
    2) Практическое задание
    Сложно подчинённое предложение. такие предложения соединяются подчинительными союзами (например: когда, что, чтобы, который …)_______________________________________________
    Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.
    Я увидел, как звезды стали туманиться и терять всю свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
    Анализ текста
    Тема: отец и сын пошли в лес на охоту
    Тип речи текста: повествование
    Стиль текста: художественный.
    Билет №28
    1) устное задание:
    Приставка– это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня.
    Суффикс — Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение
    Корень — это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными)
    2) Практическое задание
    Влияние Гоголя русскую на литературу было огромно, указывает В.Г. Белинский.
    Язык, отмечает А.П. Чехов, должен быть прост и изящен.
    Анализ текста
    Тема: наступила осень.
    Тип речи текста: описание
    Стиль текста: художественный
    Билет №29
    1) устное задание:
    2) Практическое задание
    А он, мятежный, просит бури.
    Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
    Фонетический разбор: Водой
    в [в] – согласный, твердый, звонкий, парный
    о [`о] – гласный, безударный
    д [д] – согласный, твердый, звонкий, парный
    о [а] – гласный, ударный
    й [й’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
    Анализ текста
    Тема: искусство как воспитание
    Тип речи текста: рассуждение
    Стиль текста: художественный.
    Анализ текста
    Тема текста: Россия – мать
    Тип речи текста: рассуждение
    Стиль текста: художественный
    Билет №23
    1) устное задание
    2) практическое задание
    Наступила дождливая, грязная темная ночь.
    Длинный товарный поезд уже давно стоит на полустанке.
    Анализ текста
    Тема текста: яблоня
    Определение типа речи текста: рассуждение
    Определение стиля: …………
    Билет №24
    1) устное задание: старославянизмы.
    Старославянизмы — слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг.
    Классификация по группам:
    Восходящие к общеславянскому языку Старославянизмы, имевшие восточнославянские варианты, отличавшиеся своим звучанием или аффиксальным оформлением: злато, нощь, рыбарь, ладья, врата, чреда (очередь), плен (полон)
    Семантические.
    2) практическое задание
    На митингах, мы, газетчики, узнавали много новостей.
    Лютейший бич небес, природы ужас – мор свирепствует в лесах.
    Фонетический разбор: Птица
    Пти´ца – слово из 2 слогов, 1-й ударный
    п – [п] — согл., глух., тв.
    т – [т’] — согл., глух., мягк.
    и – [и´] — гл., ударн.
    Ц – [ц] — согл., глух. непарн., тв. непарн.
    а – [ъ] — гл.. безуд.
    Анализ текста
    Тема: человек должен быть интеллигентным
    Тип речи текста: рассуждение
    Стиль текста: разговорный
    Билет №25
    1) устное задание: Диалектные слова. Слова-термины
    Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, в русских народных говорах существуют слова «барка» (льдина), «браный» (вытканный узорами, узорчатый), «девъё» (девушки), «зыбка» (подвесная колыбель), «мряка» (сырая, тёмная погода с моросящим дождём). Речь жителей той или иной местности называют диалектом.
    Термин – это определенное слово, обозначающее специальное понятие, которое относится к той или иной области техники, науки, искусства и т. д. (технический термин, научный термин, религиозный термин) . Термин не может иметь двойного значения. Используется в специализированной литературе, тематических беседах и т. д.
    2) практическое задание
    Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог.
    Берег, как я уже сказал, был низкий песчаный.
    Анализ текста
    Тема: ежедневные записи
    Тип речи текста: повествование
    Стиль текста: публицистический
    Билет
    1) устное задание:
    2) Практическое задание
    На лавке у окна сидел отец.
    Во время сильных дождей река разливается по – весеннему, бурно и шумно, и тогда дает себя знать.
    Анализ текста
    Тема текста: поиски растения калган
    Тип речи текста: рассуждение
    Стиль текста: художественный
    Билет №1
    Звуки речи. Гласные и согласные звуки
    Человеческая речь состоит из звуков речи.
    Звуки речи — это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.
    Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).
    В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а?], [о?], [и?], [ы?], [э?], [у?].
    При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.
    В русском языке 36 согласных звуков:
    Это все согласные звуки только твердые и мягкие.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *