Как определить мягкость или твердость согласного звука?

18 ответов на вопрос “Как определить мягкость или твердость согласного звука?”

  1. nemec758 Ответить

    Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
    Типичная ошибка:
    Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
    Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
    Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

    Отличительные признаки мягких и твердых звуков

    Какой звук стоит после согласного:

    Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
    Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
    Отработка на примерах:
    В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
    В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
    Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
    Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
    Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
    Всегда мягкие – й, ч, щ.
    Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

    Мягкий знак и твердый знак

    Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
    Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

    Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

    При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
    При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

    Таблица признаков твердых и мягких звуков

    Твердые:
    Перед а,о,у,э,ы.
    В конце слова перед согласным.
    Ж, ц, ш.
    Мягкие:
    Перед гласными е,ё, и, ю, я.
    Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
    Й, ч, щ.

    Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

    Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

    Звонкие и глухие согласные звуки

    В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
    Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

    Таблица звонких и глухих звуков


    Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
    Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

    Примеры заданий для детей

    Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):

    Задания на различие пары согласных Г/К

  2. drontstyle Ответить

    Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
    Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].
    Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:
    Группы согласных
    Парные
    Непарные
    Твёрдые
    [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]
    [ж], [ш], [ц]
    Мягкие
    [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’]
    [й’], [ч’], [щ’]
    На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) – парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].
    Мягкость согласных звуков на письме обозначается:
    мягким знаком ь – мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
    гласными буквами е, ё, и, ю, я – пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].
    Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными – з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’].
    Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.
    Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
    Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
    Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
    Например:
    [ж] – жара [жара], жёлтый [жолтый’]
    [ш] – шар [шар], шью [шй’у]
    [ц] – цапля [цапл’а], цирк [цырк]
    Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
    Например:
    [й’] – йогурт [й’огурт], мой [мой’]
    [ч’] – час [ч’ас], чек [ч’эк]
    [щ’] – щука [щ’ука], щель [щ’эл’]

  3. 1Speede1 Ответить

    Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит. Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.
    Содержание
    Разделение на гласные и согласные звуки
    Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки
    Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду
    Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?
    В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.

    Разделение на гласные и согласные звуки

    В первую очередь ребенок должен узнать, что все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что звуки делятся на гласные и согласные. Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

    Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки

    Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что существуют согласные твердые и мягкие.
    Начать следует с исключений, рассказав историю о 6 упертых буквах: эти буквы ни за что на свете не хотят меняться. Например, существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые согласные звуки, которые не хотят становиться мягче.


    Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменно мягкие и твёрдые согласные звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

    Мягкие и твёрдые согласные звуки (таблица)

    Всегда мягкие звуки в русском языке

    Всегда твердые звуки в русском языке

    [Ч’], [Щ’], [Й’]
    [Ц], [Ж], [Ш]

    Далее следует рассказать, что мягкие согласные в русском языке образуются:

    если за ним следует мягкий знак, например, ЛЬВЯТА ([л’]);
    в случаях, когда после согласного (кроме всегда твердых) идут такие гласные, как Е, Ё, И, Ю, Я, к примеру, СНЕГИРЬ ([н’], [г’]), МЁД ([м’]), ЛЮДИ ([л’]), МЯЧ ([м’]).

    Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:

    как определить мягкость или твердость по гласной,
    какие звуки всегда мягкие,
    только звук, а не буква, бывает мягким или твердым.
    Например, спросите у ребенка: буква Ч мягкая или твердая в словах ЧУЧЕЛО и ЧЕЛОВЕК?

    Дальше малышу следует больше узнать про твердые согласные звуки и, что они таковыми становятся, когда находятся перед:

    твердым знаком, к примеру, ПОДЪЕЗД ([д]);
    гласными А, О, У, Ы, Э: КУКЛА ([к], [л]), ДЫМ ([д]), ДОМ ([д]);
    согласным звуком: ТОРТ ([р]);
    а также в конце слова, если звук не относится к тем, что всегда мягкие: ШАР ([р]).

    Для лучшего восприятия необходимо проговорить с ребенком вслух пары слов, в одном из которых будет мягкий согласный звук, а в другом – твердый:

    [б] – [б’]
    бал – белка
    [в] – [в’]
    волк – вилка
    [г] – [г’]
    год – гиря
    [д] – [д’]
    дом – детки
    [з] – [з’]
    зонт – зима
    [к] – [к’]
    кот – кит
    [л] – [л’]
    лото – лето
    [м] – [м’]
    мука – миска
    [н] – [н’]
    нос – низ
    [п] – [п’]
    пыль – пёс
    [р] – [р’]
    род – ряд
    [с] – [с’]
    сыпь – сеть
    [т] – [т’]
    таз – тир
    [ф] – [ф’]
    фон – филин
    [х] – [х’]
    ход – хит
    Первоклассник должен запомнить, что звук мягкий или твердый, так как за ним идет определенный гласный.

    Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду

    За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознать мягкие и твердые согласные по положению губ.
    Если, произнося слоги, ребенок улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такие слоги содержат в себе мягкие согласные звуки. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то на пути малыша встретился твердый согласный. Так учить мягкие и твердые звуки станет проще и веселее.

    Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

    Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?

    Записав пары слов, включающих в себя мягкие и твердые согласные, можно попросить ребенка выделить определенные звуки следующими цветами:
    гласные – красным;
    твердые согласные – синим цветом;
    мягкие звуки – зеленым.
    Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их на слух определить твёрдые и мягкие согласные звуки в них. Для первых попыток следует подбирать слова из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков определения мягких и твердых звуков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.
    Можно модифицировать предыдущую игру, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого согласного Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ОБЕРТКА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).
    Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации согласных звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету звук в слове мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

    Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать твердый или мягкий знак.

    Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

    Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее слово. Таким образом, схема: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ» соответствует слову «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
    Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета – десять. Согласные мягкие и твердые в сумме составляют 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
    Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
    Для детишек, только начинающих свой путь в фонетике русского языка, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

    В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый игрок называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает это слово, называя степень каждого согласного звука (мягкий он или твердый). Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.
    Как только станет понятно, что с основами разбора согласных звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по типу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.
    Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет различать твердые и мягкие согласные звуки в 1 классе не хуже своих одноклассников.

    Твёрдые и мягкие согласные — Шишкина школа

  4. swdalex Ответить

    Мягкие согласные по-научному называются палатализованными.
    При образовании мягких согласных дополнительно к основной артикуляции добавляется участие твёрдого нёба. По-латыни “твёрдое нёбо” будет palatum, отсюда и название “палатализованные”. Явление смягчения называется “палатализация”.
    Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая?
    Как известно, всегда мягкими в русском языке являются согласные Ч, Щ, Й.
    В остальных случаях мягкую согласную можно определить по следующей за ней букве.
    Как правило, согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук, если за ней следует одна из следующих шести букв: Е, Ё, И, Ю, Я, Ь.
    Примеры:
    лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое), мята (М мягкое), конь (Н мягкое).
    Но при этом нужно быть внимательными:
    1) Согласные Ж, Ш, Ц являются всегда твёрдыми! Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е.
    2) В некоторых иностранных словах согласные перед буквой Е не смягчаются. К сожалению, универсального правила на сей счёт просто не существует. Например, произносится тЕкст, однако тЭст, тЭмп; дЕспот, однако дЭмпфер; нЕрв, однако фонЭма. Так что здесь придётся только зубрить и запоминать каждое слово.
    3) Если после согласной идёт мягкая согласная, то предшествующая согласная может смягчаться, но может оставаться твёрдой. Можно сформулировать следующие правила:
    а) смягчается согласная Н перед мягкими Т, Д: бантик, ундина. Кроме того, буква Н всегда смягчается перед Ч, Щ: лимончик, гонщик.
    б) смягчаются согласные Т, Д перед мягким Н: работник, всадник.
    в) смягчаются согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н: мостик, безделье, песни, возня. (Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются! смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.)
    В остальных случаях согласные перед другими согласными обычно остаются твёрдыми.

  5. Dmitrysokl99 Ответить

    Наталия Чернышова
    Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»
    ЗАНЯТИЕ №12.
    Тема. Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.
    Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.
    Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
    Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

    Ход занятия:

    Дружно улыбнемся,
    За руки возьмемся.
    Друг другу руки мы протянем,
    Тепло сердец своих подарим.
    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
    1. Беседа.
    – Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
    – На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
    – Какие звуки мы называем гласными?
    – Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ – ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).
    -Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком)
    – Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).
    -Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?
    – Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)
    – Расскажите стихи о гласных и согласных звуках.
    – Какие это звуки: [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.
    -Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ)
    2. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
    3. Проверка выполнения задания.
    Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны? Почему?
    Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны, что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?
    Произнесите первый звук в слове кот ([к]). Понаблюдайте за вашим язычком.
    Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?
    2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
    Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.
    3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    1. Сообщение учителя.
    В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь. Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА.)
    Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки
    2. Игра «Озорники».
    Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.
    Корабль сел на мел.
    В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
    (Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)
    Девочка поставила веник в уголь.
    Исправьте ошибку.
    Хорь пел весело и звонко.
    Кто такой хорь?
    (Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
    3. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)
    Составим звуковую модель слова лук.
    А теперь звуковую модель слова люк.
    Сравните наши модели. Что заметили?
    Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки, мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками.
    4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем».
    Давай с тобой попрыгаем,
    Попрыгаем, попрыгаем,
    И ножками подрыгаем,
    подрыгаем, подрыгаем,
    В ладоши мы похлопаем,
    Похлопаем, похлопаем,
    И ножками, потопаем,
    Потопаем, потопаем.
    4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
    1. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите рисунок. Что вы видите?
    Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)
    Слова звучат одинаково: коса.
    А что они значат?
    2. Игра «Поймай звук».
    Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый, разведите руки. Если мягкий, хлопните в ладоши.
    Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…
    Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.
    Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…
    3. Физкультминутка «Сова».
    По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
    6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
    1. Игра «Волшебники».
    Я бросаю мяч и называю согласный звук. Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости.
    (Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]).
    2. Игра «Ремонт слов».
    Попробуйте починить слова:
    Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …
    3. Беседа.
    – Что вы знаете о звуках?
    -Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот?
    7. Итог занятия
    -Что нового вы узнали на занятии?
    – Чему научились?
    Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии.
    Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.
    Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.
    Воспитатель: А теперь попрощаемся с вами.
    «До свидания, до свидания.
    Приходите к нам ещё.
    Мы вас любим горячо».

  6. Deathstorm Ответить

    Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
    Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.
    Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.
    Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.
    Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.
    Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
    ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
    люк – звук[л’] – лук – звук [л]
    мял – звук [м’] – мал – звук [м]
    Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
    Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:
    [б]
    [б’]
    [в]
    [в’]
    [г]
    [г’]
    [д]
    [д’]
    [з]
    [з’]
    [к]
    [к’]
    [л]
    [л’]
    [м]
    [м’]
    [н]
    [н’]
    [п]
    [п’]
    [р]
    [р’]
    [с]
    [с’]
    [т]
    [т’]
    [ф]
    [ф’]
    [х]
    [х’]
    Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
    Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц];
    Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
    На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
    Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.
    Как надо действовать во время письма слов:
    — Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
    — Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
    — Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
    вернуться на страницу “Русский язык 1 класс” >>>
    Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

  7. Цифросервіс Ответить

    Все буквы русского языка (за исключением Ь и Ъ) обозначают какой-либо звук. Он может быть либо гласным, либо согласным. Согласные звуки, в свою очередь, могут обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки.
    Важно слышать разницу в произношении между твёрдыми и мягкими звуками. Начинать нужно со слов с открытыми слогами (теми, что оканчиваются на гласный звук).
    Например, МАМА, ПАПА, МОЛОКО. В подобных словах после твёрдых согласных звуков имеются гласные, которые и показывают твёрдость звука. К таким гласным относятся А, О, У, Э, Ы.
    Несколько гласных букв Е, Ё, И, Ю, Я и Ь показывают на письме, что перед ними стоит буква, обозначающая мягкий согласный.
    Например, ТЁТЯ, ЛЁЛЯ, ЛЯЛЯ – все согласные мягкие.
    Получается, что одна и та же буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный. Такие согласные буквы называют парными.
    Однако есть ряд звуков, которые всегда или твёрдые, или мягкие. Вот эти звуки нужно запомнить.
    Всегда твёрдые: [Ж], [Ш], [Ц].
    Всегда мягкие: [Й], [Ч], [Щ].

    Таблица твердых и мягких согласных

    Твёрдые/мягкие
    Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х
    Только твёрдые
    Ж, Ш, Ц
    Только мягкие
    Й, Ч, Щ
    Особое внимание нужно уделить звуку Й. Он отличается от других согласных и дети часто не слышат его в словах. Особенно, если он находится в начале слова или после Ь, Ъ и обозначается на письме буквами Е, Ё, Ю, Я. Например, [ЙА]блоко, [ЙО]лка, [ЙЕ]ль, [ЙУ]нга, под[ЙО]м.

  8. J2Bi Ответить

    Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки – это очень облегчит ему понимание.
    Всегда мягкие и всегда твердые согласные

    Не все согласные в нашем языке бывают и твердыми, и мягкими. Для начала нужно, чтобы ваш ребенок запомнил те из них, которые бывают только твердыми: Ж, Ш, Ц, а также всегда мягкие: Ч, Щ, Й. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда твердые будут нарисованы над синими кирпичиками, а всегда мягкие – над зелеными подушками (выбор цвета основан на том, как данные звуки обозначают в младших классах).
    Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над то он быстро запомнит данные согласные.
    Как гласные «командуют» согласными

    Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш – твердый. Например: стол.
    Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.
    Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то – мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и
    Развивающие игры

    Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА – ТЯ, НА – НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.
    Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА – ЛЯ, ЛО – ЛЁ, ЛЫ – ЛИ и т.д.
    В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие – твердые, а зеленые – мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие – зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел
    и т.п.
    Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры – рыба – баранки – кино
    и т. д.
    Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!
    Какие звуки называют согласными?
    Из чего состоит согласный звук?
    Какими бывают согласные звуки?
    Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков?
    Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие?
    Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

    Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками
    . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.
    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие
    . Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.
    Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.
    Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-
    глухости
    : [б]
    [п], [в]
    [ф], [г]
    [к], [д]
    [т], [з]
    [с], [ж]
    [ш].
    Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ
    ».
    См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных .

    Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ?

    Фу!
    ».
    Согласные звуки обозначаются буквами:
    Б
    , В
    , Г
    , Д
    , Ж
    , З
    , Й
    , К
    , Л
    , М
    , Н
    , П
    , Р
    , С
    , Т
    , Ф
    , Х
    , Ц
    , Ч
    , Ш
    , Щ
    .
    Всего в русском языке есть 21 согласная буква
    .
    Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.
    Твёрдые и мягкие звуки
    различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.
    Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:
    Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
    Твёрдые

    [ж]
    [ш]
    [ц]
    Мягкие

    [ч❜]
    [щ❜]
    [й❜]
    Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)
    Примечание:
    в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.
    Твёрдость

    согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А

    , О

    , У

    , Ы

    , Э

    .
    Мягкость

    согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е
    , Ё
    , И
    , Ю
    , Я
    , а также буквой Ь
    (мягкий знак).
    Сравни: нос
    [нос] — нёс
    [н❜ос], угол
    [у́гол] — уголь
    [у́гал❜].
    Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными
    , что в переводе с латинского значит «звучные».
    Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими
    . Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.
    Звуки [ж]
    , [ш]
    — это непарные твёрдые шипящие звуки.
    Звуки [ч❜]
    и [щ❜]
    — это непарные мягкие шипящие звуки.
    Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими
    .
    Согласный звук не бывает
    ударным или безударным.
    В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].
    Внимание!
    Согласный звук может образовывать слог только с
    Все звуки речи делятся на гласные и согласные. В свою очередь, согласные можно разделить на твердые и мягкие. Это одна из основных характеристик согласного звука.

    Какие звуки называются мягкими

    У большинства школьников не вызывает никаких сомнений, является ли звук мягким или твердым. Обычно мы их различаем просто на слух. Действительно, эти звуки слышатся иначе, нежели твёрдые. При их произношении язык двигается несколько вперед по направлению к зубам и локализуются в районе твёрдого нёба. Именно поэтому после мягких согласных чаще всего произносится гласные, которые тоже образуются впереди, рядом с зубами.

    Парные и непарные мягкие согласные звуки

    Твердые и мягкие звуки часто образуют пары. Например, твердому звуку [В] соответствует мягкий [В’]. В транскрипции мягкость обозначается апострофом.
    Мы видим, что в русском языке имеется несколько непарных твердых звуков и несколько непарных мягких.
    Твердые и мягкие парные согласные могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, МАЛ и МЯЛ, МЕЛ и МЕЛЬ. Известно немало основанных на этом лингвистических загадок.

    Как обозначаются мягкие звуки на письме

    По правилу мягкие согласные звуки на письме могут обозначаться разными способами.
    С помощью мягкого знака. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает лишь на мягкость парного согласного. Если же перед нами шипящий, его мягкость невозможно обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твёрдые (и тогда они не могут быть смягчены), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации излишен). После шипящих мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различаются существительные 2 и 3 склонения.
    Изучая уже во 2 классе русский язык, ребята узнают о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы стоят поле парного согласного, они читаются Э, О, У, А и обозначают одновременно мягкость предыдущего согласного: [Л’Э], [Л’О], [Л’У], [Л’А].
    Аналогично первому случаю, после шипящих Е, Ё, Ю, Я не могут указывать на мягкость предыдущего согласного, поэтому правописание Е и Ё после шипящих представляет трудность и заучивается также в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например
    , слово «поджОг» – существительное, а слово «поджЁг» – глагол.

    В каких случаях обозначать мягкость на письме не нужно

    Некоторые мягкие согласные звуки и сочетания «не дружат» с мягким знаком.
    Это непарный мягкий звук [Й’]. Поле него не ставится мягкий знак никогда.
    В сочетаниях ЧК, ЧН-НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН-НЩ, РЩ мягкий знак не нужен.
    Не требуется он и в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произношении перед мягким согласным: стихи [С’Т’], разница [З’Н’] и т.п.
    После шипящего мягкий знак обычно выполняет грамматическую функцию, но может быть и разделительным: «шьёт», «чья» и т.п.
    Несомненно, когда маленького ребенка родители отправляют на учебу в первый класс, малыш может столкнуться с новыми и непредвиденными трудностями. Большую часть знаний он получает от своего учителя, но далеко не все может усвоиться и остаться навсегда в голове. Проблема может состоять в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успеть “схватить” все и сразу.
    Такие преграды могут даваться по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, типа математики и природоведения. Русский язык также может оказаться непосильным для многих детей, ведь это один из сложнейших языков мира!
    Как известно, все большое начинается с малого, а русский, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь классифицируются на мягкие согласные или твердые, ударные согласные и безударные. Данная тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.

    Прежде всего, чтобы школьник начинал приступать к изучению звуков и их особенностей, нужно ознакомиться с буквами, которые в своем роде разделяются на согласные и гласные. Нужно также знать, что букв в алфавите целых 33, из них лишь 21 – согласные звуки в русском языке, которые в произношении могут давать 36 различных звукового произношения.
    Согласные всегда классифицируются. Бывают согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, сонорные и шумные, парные или непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Тем самым, глухие звуки образуются с помощью шума и дают лишь глухость, а вторые отличаются подачей звонкости благодаря голосу.

    Звуки гласные обладают меньшим количеством, их в алфавите всего 10, дающие звуков лишь шесть. Они же могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже ознакомился и хорошо усвоил данный материал, приступаем к тому повышению того навыка, когда ученик без труда смог бы отличать мягкий согласный звук от твердого.
    При этом отличать нужно научиться с помощью разных признаков, ведь просто заучить не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать как мягко, так и твердо, а бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.

    Перед какой гласной?


    Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В случае, когда после согласной буквы идет одна из следующих гласных – а, о, у, э, ы – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, я, е» делают согласные мягкими всегда». По итогу дают последние все согласные мягкие слова. Для примера возьмем слово “мама”.
    После согласной “м” идет гласная “а”, что делает звук твердым, а в слове “дядя” звуки “йа – я” дают мягкость согласной “д”. Если дети усвоят это простейшее правило и научаться им пользоваться, последующее определение мягкости или твердости звука не составит у них никакого труда.
    Чтобы закрепить материал «Твёрдые и мягкие согласные звуки» еще лучше, давайте детям подобные упражнения, обозначающие закрепления данных правил. Советуем начинать с самых простых слов.

    Две согласных подряд

    В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать тогда, когда две согласных стоят подряд и как определить характеристику звука в данном случае? Здесь действует уже другое правило. Такие случаи всегда означают то, согласный всегда будет твердым. Только мягкие согласные звуки не фигурируют в этом правиле.
    Как пример, можно взять слово “ручка”. После “ч” следом идет звук “к”, и ребенок обязан понять, что “ч” автоматически станет твердым звуком, так как следующая “к” и есть согласная.
    Не спешите, когда будете объяснять ребенку эти несложные, но важный и порой запутанные правила. Следите за тем, понятно ли ребенку, задавайте вопросы и не ленитесь объяснять по нескольку раз.

    Обозначение твердости и мягкости на письме


    Традиционно все звуковые записи осуществляются благодаря транскрипции. Итак, в транскрипции если звук мягкий, ставим после него апостроф, который выглядит, как запятая сверху. Показываю: `. Например, возьмем букву “б”. В слове “барашка” – звук твердый, его звукозапись такова: [б], а в слове “белый” – уже [б`]. В слове “ледяной” мягкими будут только “л” и “д”. То есть, по сути, ребенок пишет одну и ту же букву, но она в свою очередь имеет разные произношения.
    В транскрипциях и на письме подобной момент может обозначаться по-разному, то есть двумя способами
    :
    В случае, когда мягкие согласные в русском стоят в окончании слова или же перед другим согласным (в большинстве случаях твёрдым), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция – апостроф. Например, “лошадь”, “ясень”
    Если после согласной идёт смягчающий гласный (какой именно смотрите выше в правиле), то именно с его помощью обозначается мягкость согласных звуков. Например: “мел”, “пел”, “люк” – первые звуки всегда мягкие.
    Важно знать, что не стоит оставлять без внимания то, что любой способ обозначения мягкости звука относятся лишь к тем, кто имеет пару по твердости. Это значит, что, например, в словах “туш” и “тушь” мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Подобными словами являются: “щука”, “шить”, “пить”, “чаща”.

    Постоянная твердость и мягкость согласного звука

    Необходимо знать, что существуют звуки, которые вне зависимости от положения, правила или даже исключения не меняют свою позицию. Это “ж, ш, ц” – они всегда твердые, а “ч, щ, й” – неизменно мягкие, где ж, ш, ч, щ – шипящие согласные звуки.
    Но детям бывает трудно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может без труда заготовить напоминание в тетради, которая будет выглядеть примерно так: ж, ш, ц, ч`, щ`, й`или просто подчеркни три последних буквы.

    “Мягкие” слова

    Так можно назвать слова, в которых все мягкие согласные звуки мягкие. Их огромное количество. Например: “иней”, “очки», «тюбетейки”, “веселье”, “хищники”, “щуриться” – это и есть слова с мягкими согласными.
    Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя станет поиск подобных новых слов, в которых все согласные мягкие.
    Если возникнут затруднения, обращайтесь к нашей подсказке! “Щуки”, “дядя”, “метель”, “тетя”, “линейки”, “пятерки”, “десять”, “сирень”, “финики”, “нянечки”, “черешня”, “десять” – слова, где все согласные мягкие. Также поиграйте наоборот: ищем в словах все согласные теперь уже твердые.

    Учимся играя


    Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая “Найди пару”.
    Все, что необходимо – это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!


    Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

    Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

    Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
    Типичная ошибка:

    Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
    Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
    Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

    Отличительные признаки мягких и твердых звуков

    Какой звук стоит после согласного:

    Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
    Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
    Отработка на примерах:
    В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
    В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
    Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
    Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
    Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
    Всегда мягкие – й, ч, щ
    .
    Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

    Мягкий знак и твердый знак

    Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
    Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

    Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

    При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
    При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

    Таблица признаков твердых и мягких звуков

    Твердые:

    Перед а,о,у,э,ы.
    В конце слова перед согласным.
    Ж, ц, ш.
    Мягкие:

    Перед гласными е,ё, и, ю, я.
    Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
    Й, ч, щ.

    Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

    Звонкие и глухие согласные звуки

    В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
    Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.


    Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
    Заучите фразу: «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

    Примеры заданий для детей

    Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):

    Задания на различие пары согласных Г/К

  9. konjaka Ответить

    Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
    Мягкие согласные обозначают
    с помощью вот такого значка [ ‘].
    Произнесите пары слов и обратите внимание на первый звук:
    мал [м] – мял[м’]
    был [б] – бил[б’]
    нос [н] – нёс [н’]
    дыма[д] – Дима [д’]
    Когда мы произносим мягкий звук,
    серединка языка приподнимается и
    стремится прикоснуться к середине нёба.
    Попробуйте ещё раз:
    [м]-[м’]
    [б]-[б’]
    [н]-[н’]
    [д]-[д’]
    Твёрдые и мягкие согласные звуки образуют пары.
    Если у мягкого согласного звука есть твёрдая пара,
    такой согласный называют
    парным по мягкости – твёрдости.
    Это надо знать, когда вы осуществляете
    фонетический разбор слова,
    о котором можно прочитать здесь.
    Чтобы объяснить ребёнку
    понятие твёрдости – мягкости
    согласных звуков,
    звуки в паре часто называют “братьями”.
    Твёрдый – “старший брат”, мягкий – “младший брат”.
    Эти звуки обозначаются одной и той же буквой,
    и отличаются лишь положением языка
    при произношении.
    Для того, чтобы помочь ребёнку осознать
    явление твёрдости – мягкости и научить определять,
    какой звук он произнёс, или услышал, (есть дети,
    которым это даётся крайне сложно), я играю
    с учениками в такую обучающую игру:
    “Назови второго брата”


    Я бросаю ребёнку мяч
    и называю твёрдый согласный звук, а он должен
    подобрать ему мягкую пару и бросить мяч обратно:


    Я: [м] , ребёнок: [м’]
    я: [д] , ребёнок: [д’]
    я: [п] , ребёнок: [п’] и т.д.


    В следующий раз мы поиграем наоборот – я называю
    мягкий согласный звук, а ребёнок – твёрдый:


    я:[л’], ребёнок: [л]
    я:[с’], ребёнок: [с]
    я:[т’], ребёнок: [т].


    Затем игра усложняется: я называю согласный звук,
    а ребёнок должен определить, твёрдый это звук,
    или мягкий.


    Следующее усложнение – я называю не отдельный звук,
    а звук в слове, например, прошу указывать мягкость или
    твёрдость первого звука в слове.


    Пар твёрдых и мягких согласных звуков
    в русском языке 15:
    твёрдые мягкие
    [б] [б’]
    [в] [в’]
    [г] [г’]
    [д] [д’]
    [з] [з’]
    [к] [к’]
    [л] [л’]
    [м] [м’]
    [н] [н’]
    [п] [п’]
    [р] [р’]
    [с] [с’]
    [т] [т’]
    [ф] [ф’]
    [х] [х’]
    Но есть и такие согласные звуки, у которых нет пары
    по мягкости – твёрдости.
    Эти звуки называют
    непарными по мягкости – твёрдости.
    Таких звуков – 6.
    Три непарных твёрдых согласных звука:
    [ж], [ш], [ц].
    И три непарных мягких согласных звука:
    [й],[ч],[щ].
    Я уже сказала о том, что парные согласные –
    и мягкий, и твёрдый – обозначаются одной и той же буквой.
    Как же нам тогда при чтении
    произносить согласные звуки – твёрдо или мягко?
    Или как обозначить мягкость согласного звука,
    когда мы пишем какое – то слово?
    На письме мягкость согласных звуков обозначается
    1. С помощью буквы ь.
    2. С помощью гласных букв е, ё, и, ю, я.
    Эти гласные ещё называют гласными второго ряда,
    в отличие от гласных первого ряда: а, о, у, ы, э,
    которые указывают на твёрдость стоящего перед ними парного согласного.
    Знание того, как на письме обозначается мягкость
    согласного звука, дарит нам ещё один способ
    определить, какой перед нами парный согласный звук –
    твёрдый или мягкий?
    Если после парного по мягкости – твёрдости согласного
    пишется ь или буквы е, ё, и, ю, я, согласный мягкий!
    пень [п’эн’], ключ [кл’уч’], лимон [л’имон].
    (Не путайте с непарными – [ж,ш,ц,й,ч,щ]
    – на них это правило не распространяется!) :
    мышь [мыш], тишь [тиш], молодёжь [малад’ош],
    цепь [цэп’], цитрус [цытрус] – ни ь, ни буквы е, ё, и, ю, я
    не означают, что звуки [ж, ш, ц] стали мягкими!
    Здесь можно узнать, что такое буквы и что такое звуки.
    В этой статье я рассказываю о гласных звуках и буквах.
    В этой статье я рассказываю о том, как образуются
    согласные звуки.
    Если вам необходимо разобраться со звонкостью и
    глухостью согласных звуков, вам сюда.
    Если у вас часто возникают вопросы по программам
    начальной школы, рекомендую вам приобрести
    “Справочник школьника”, где есть практически
    вся информация по школьным предметам.
    Новейший справочник школьника. 1-4 классы. Ирина Терентьева, Наталья Курбатова | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-699-30092-1, 5-8123-0332-0

  10. sky136 Ответить

    Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.
    Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

    Ещё одна игра

    Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики. Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?
    Править – воля – лом (выписываются пр, в, л).
    Томат – роль – топь (выписываются т, р, т).
    Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н).

    Заключение

    В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.
    Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.

  11. Papkov_Alex Ответить

    В категории объявлений: 9Показано объявлений: 1-9
    Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта преграду.
    Согласные звуки могут состоять только из шума, то есть образовываться без участия голосовых связок, или из шума и голоса — тогда в образовании согласного звука участвуют голосовые связки.
    В отличие от гласных, согласные звуки не образуют слогов.
    Согласные звуки в б`ольшей степени, чем гласные, играют смыслоразличительную роль в русском языке.
    Классификация согласных звуков
    В образовании согласных звуков голос участвует не всегда,
    поэтому их классификация основана не только на акустических, но и на
    артикуляционных признаках.Акустические
    признаки положены в основу деления согласных на глухие и звонкие;
    артикуляционные – в основу деления согласных по месту, способу образования,
    наличию или отсутствию смягчения (палатализации), вызываемого дополнительным
    подъёмом средней части спинки языки к твёрдому нёбу (от лат. palatum– нёбо).
    Согласные звуки по степени участия голоса и шума
    По степени участия голоса и шума согласные делятся на:
    шумные глухие – образуются без участия голоса: [п], [с], [ш];
    шумные звонкие – образуются при участии голоса и
    шума, но преобладает шум: [б], [г], [д];
    сонорные (от лат. sonorus– звучный) – образуются при участии
    голоса и шума, но преобладает голос: [л], [н], [м].
    Согласные звуки по наличию голоса (Г) и шума (Ш)
    шумные
    сонорные (Г + Ш)
    глухие (Ш)
    звонкие (Г + Ш)
    [к], [к'] [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф],
    [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ']*
    [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж],
    [з], [з'], [j']*
    [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']
    * ПримечаниеЛатинской
    буквой j обозначен
    согласный звук йот, который выступает
    в ударном слоге перед гласным: йод, район, яблоко. В безударном слоге
    он выступает в виде неслогового гласного [й]: стайка.
    Русской
    буквой щ мы, за неимением
    графических возможностей, обозначаем долгий мягкий звук [ш'ш'] (обычно долгота
    обозначается линией над знаком), как это делается в школе.
    Согласные звуки по наличию смягчения
    По
    наличию смягчения
    По наличию смягчения согласные делятся на твёрдые и мягкие.
    Смягчение (или палатализация) согласных состоит в том, что при произнесении
    мягких согласных средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу, как это
    бывает при произнесении звука [j]. Согласные, которые образуются с этой дополнительной
    артикуляцией называются мягкими ([б'], [в'], [д']), без неё – твёрдыми ([б],
    [в], [д]).
    Согласные звуки по наличию смягчения
    твердые
    мягкие
    [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н],
    [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]
    [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [j'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ч'],
    [щ']
    Примечание
    По звонкости-глухости и по
    твёрдости-мягкости согласные могут образовывать пары, в таком случае мы говорим о парных согласных звуках или парности согласных.
    Согласные звуки в рамках школьной программы
    Таблица согласных звуков с учетом твердости-мягкости и звонкости-глухости (школьный минимум)
     СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
     Звонкие
    Глухие
     твёрдые
    мягкие
     твёрдые
    мягкие
    [б]
    [б']
    [п]
    [п']
    [в]
    [в']
    [ф]
    [ф']
    [г]
    [г']
    [к]
    [к']
    [д]
    [д']
    [т]
    [т']
    [ж]
    [ш]
    [з]
    [з']
    [с]
    [с']
    [j], [й]
    [л]
    [л']
    [м]
    [м']
    [н]
    [н']
    [р]
    [р']
    [х]
    [х']
    [ц]
    [ч']
    [щ']
    Согласные звуки по месту образования
    В зависимости от того, какой орган активно участвует в
    образовании согласных звуков, он делятся на:
    губные – образующиеся в результате работы
    губ, главным образом нижней;
    губно-губные
    – при их образовании нижняя губа смыкается или сближается с верхней: [б], [б'],
    [п], [п'], [м], [м'];
    губно-зубные
    – при их образовании нижняя губа сближается с верхними зубами: [в], [в'], [ф],
    [ф'];
    язычные – образующиеся в результате
    движения спинки языка.
    зубные – при их образовании кончик языка или передняя часть языка смыкается или
    сближается с верхними зубами: [д], [д'], [з], [з'], [н], [н'], [ц];
    нёбно-зубные
    – при их образовании кончик языка артикулирует к зубной части твёрдого нёба:
    [ж], [ш], [ч], [р];
    среднеязычные – при их образовании средняя часть языка сближается с твёрдым нёбом: [j'];
    заднеязычные – при их образовании задняя часть спинки языка смыкается или сближается с
    твёрдым нёбом: [г], [к], [х].
    Согласные звуки по месту образования
    губные
    язычные
    губно-губные
    губно-зубные
    зубные
    небно-зубные
    среднеязычные
    заднеязычные
    [б], [б'], [п], [п'], [м], [м']
    [в], [в'], [ф], [ф']
    [д], [д'], [з], [з'], [н], [н'], [ц]
    [ж], [ш], [щ'], [ч'], [р], [р']
    [j]
    [г], [г'], [к], [к'], [х], [х']
    Согласные звуки по способу образования
    По
    способу образования
    По способу образования – особенности преграды, встречаемой
    струёй воздуха, и преодоления этой преграды – согласные делятся на:
    смычные (или взрывные) – при их образовании органы речи смыкаются друг с другом
    и воздушная струя разрывает эту преграду: [б], [п], [д], [т], [г], [к];
    щелевые – при их образовании органы речи
    сближаются, создавая узкую щель для прохода воздушной струи: [в], [ф], [ж],
    [ш], [з], [с], [х];
    слитные (или аффрикаты – от лат. fricare– тереть) – при их образовании
    органы речи сначала смыкаются, а затем образуют узкую щель: [ц], [ч'];
    Примечание. Особенности образования аффрикат
    можно наблюдать, если последовательно быстро произнести звуки [т] – [с] → [ц],
    [т'] – [щ'] → [ч']. В процессе речи эти аффрикаты могут попасть в положение
    перед шумными звонкими согласными и тогда образуются звонкие аффрикаты [дз] и
    [д'ж']: отец бы пришёл – [ат'эдз_бы], мяч
    бы купить – [м'ад'ж'_бы].
    смычно-прохо´дные – при их образовании наблюдается
    полное смыкание и в то же время воздух имеет возможность проходить через нос
    или рот:
    носовые:
    [м], [н];
    рто´вые
    (или боковые):
    [л];
    дрожащие (или вибранты) – при их образовании кончик языка, слегка загнутый и
    поднятый к альвеолам, благодаря прохождению воздушной струи вибрирует, дрожит:
    [р].
    Позиционная мена согласных звуков
    Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением
    относительно других звуков и местом в слове. Мена
    глухих и звонких согласныхОглушение
    – шумные звонкие согласные меняются
    на парные глухие:
    на
    конце слова: гру[б]ый – гру[п],
    здоро[в]ый – здоро[ф], ми[г]ом – ми[к], са[д]ы – са[т], но[ж]и – но[ш];
    перед
    шумными глухими: бече[в]а –
    бечё[ф]ка, ло[д]очка – ло[т]ка, кру[ж]ечка – кру[ш]ка, ска[з]очка – ска[с]ка.
    Озвончение – шумные глухие согласные меняются
    на парные звонкие:
    перед
    шумными звонкими (кроме [в]): про[с']ить
    – про[з']ба, [с]тыть – [з]дать, моло[т']тить – моло[д']ба, [к]_лесу –
    [г]_берегу.
    Перед [в] мены не происходит: [с]видетель – [з]вон, [с]ват – [з]вать. Мена твёрдых и мягких согласныхСмягчение — позиционная мена твёрдых согласных на мягкие в
    положении перед мягким согласным: бли[н] – бли[н']чик, же[н]ский – же[н']щина,
    о[д]на – о[д']ни, рабо[т]а – рабо[т']ник, ка[з]на – в ка[з']не, сви[с]т –
    сви[с']теть.
    Источник: http://lik-bez.com/board/soglasnye_zvuki/58

    Парные звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов. Как проверить написание парных согласных в корне, на конце слова?

    Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.
    Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки.
    Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.

    Парные звонкие, глухие согласные звуки

    Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.
    Классификация согласных звуков
    По правилам грамматики, согласные бывают:
    Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
    Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.
    Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.
    Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.
    Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную
    ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст.
    Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] –  звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.
    Парные звонкие, глухие согласные:
    Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют:  р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение.
    Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона.
    Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.
    Виды согласных
    Таблица парных согласных – звонких, глухих:
    Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать.
    Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).

  12. zibzibit Ответить

    Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
    Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].
    Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].
    К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
    Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
    Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р’], [п] – [п’], [м] – [м’], [в] – [в’], [д] – [д’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [з] – [з’], [б] – [б’], [г] – [г’], [н] – [н’], [с] – [с’], [л] – [л’], [т] – [т’], [х] – [х’]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.

    Таблица для запоминания согласных звуков

    Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
    Таблица. Согласные: твердые и мягкиеПарные
    Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э
    Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я
    Твердые и мягкие согласныеббалб’битваввойв’векоггаражг’геройддырад’дёготьззолаз’зевокккумк’кедыллозал’листваммартм’месяцнноган’нежностьппаукп’песнярростр’ревеньссольс’сеноттучат’терпениеффосфорф’фирмаххудобах’химияНепарныежжирафччудошширмащлещинаццельйвойлокЗапомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
    Таблица. Согласные: звонкие и глухиеПарныеЗвонкиеГлухиеБПВФГКДТЖШЗСНепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

    Детские стихи для лучшего освоения материала


    Буквы ровно 33 в русском алфавите,
    Чтоб узнать, сколько согласных –
    Десять гласных отнимите,
    Знаки – твердый, мягкий –
    Сразу станет ясно:
    Получается число ровно двадцать одно.
    Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
    Но вовсе не опасные.
    Если произносим с шумом, то они глухие.
    Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
    Звуки согласные гордо говорят:
    Они по-разному звучат.
    Твердые и мягкие
    На деле очень легкие.
    Одно простое правило запомни навсегда:
    Ш, Ц, Ж – тверды всегда,
    А вот Ч, Щ, Й – только мягки,
    Как кошачьи лапки.
    А другие смягчим так:
    Если добавим мягкий знак,
    Тогда получим ель, моль, соль,
    Какой же хитрый знак такой!
    А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
    Получим мягкую согласную.
    Знаки-братья, мягкий, твердый,
    Мы не произносим,
    Но чтоб слово изменить,
    Их помощи попросим.
    Всадник скачет на коне,
    Кон – используем в игре.

  13. SevenMag Ответить

    Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове “рука” слышится твёрдый согласный звук [р], а в слове “река” – мягкий. На мягкость согласных звуков могут оказывать влияние гласные буквы и мягкий знак. В слове “мел” согласный звук [л] звучит твёрдо, а в слове “мель” – мягко.
    Мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа , например: [р’].
    Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове “перерыв” при произношении первого согласного звука [р’] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
    Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
    Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
    Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
    ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
    Однако в этих правилах имеются исключения:
    1) Согласные звуки [з], [с] могут смягчаться перед мягкими [н’], [д’], [т’], например: “кузнечик”, “снегирь”, “вести”, “везде”.
    2) В некоторых иностранных словах, вошедших в русский язык, согласный звук произносится твердо, но после буквы, его обозначающей, пишется все-таки е, а не э, как слышится. Например, в словах: “компьютер”, “тест”, “темп”.

  14. janisa Ответить

    Смотреть что такое “мягкость согласных” в других словарях:

    твердость согласных — Более низкий, по сравнению с мягкими согласными, тембр голоса, обусловленный отсутствием палатализации (см. мягкость согласных) … Словарь лингвистических терминов
    обозначение на письме твердости/мягкости согласных — Парные твердые и мягкие обозначаются одной и той же буквой. Твердость обозначается гласными а, о, у, ы, э. Мягкость согласной перед гласной обозначается буквами я, ё, ю, и. Буква е может обозначать и твердые, и мягкие предшествующие согласные. На … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
    классификация согласных звуков — Согласные звуки в современном русском языке классифицируются по пяти основаниям: 1) по месту образования; 2) способу образования; 3) уровню шума (сонорность/шумность); 4) глухость/звонкость; 5) твердость/мягкость. Выделяются следующие… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
    индивидуальные названия согласных букв — подразделяются на четыре типа (причем первые три типа названы в соответствии с названиями букв латиницы: 1) они состоят из соответствующего согласного и следующего за ним гласного [э]: б – [бэ], в – [вэ] и др.; 2) названия букв л, м, н, р, с, ф… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
    Ь (кириллица) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ь (значения). Буква кириллицы Ь … Википедия
    Ерь — Буква кириллицы Ь Кириллица А Б В Г Ґ Д … Википедия
    Мягкий знак — Буква кириллицы Ь Кириллица А Б В Г Ґ Д … Википедия
    Ь — У этого термина существуют и другие значения, см. Ь (значения). Буква кириллицы Ь … Википедия
    Русская фонетика — Русская литературная и диалектная … Википедия
    Русская фонология — В этой статье описывается фонетика и фонология литературного русского языка. О фонетике русских диалектов смотрите в статье русские диалекты. В статье используется транскрипция МФА на основе латинского алфавита, но для всех её знаков в скобках… … Википедия

  15. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *