Как определить парный или непарный звук в фонетическом разборе?

10 ответов на вопрос “Как определить парный или непарный звук в фонетическом разборе?”

  1. drontstyle Ответить

    Иногда ученики забывают, Й,Щи Ч – мягкие или твердые согласные. Определение мягкости/твёрдости непарных согласных часто вызывает трудности, так как их не с чем сравнить.
    Классификация парных и непарных согласных, мягких и твердых согласных, звонких и глухих согласных в таблице представлена ниже:

    Й, Щ и Ч – всегда мягкие согласные буквы.
    Щ и Ч всегда произносятся мягко, независимо от того, какая буква стоит после. Это мягкие непарные шипящие согласные звуки. Они становятся причиной орфографических ошибок в написании слов с сочетаниями ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА (чудо [чʼу], щука [щʼу], чаща [чʼащʼа]).
    Й — особая буква. Она представляет согласный звонкий мягкий звук, в транскрипции обозначаемый значком [j] (йот).
    [Ж] и [ш] – непарные твердые шипящие согласные звуки. Ц – тоже непарный твёрдый звук. Из-за их твёрдости у школьников возникает распространённая ошибка в сочетаниях ЖИ, ШИ (широкий [шы], жизнь [жы]), ЦЫ- ЦИ (цыплёнок – цирк).

    Глухие и звонкие согласные звуки

    Согласные звуки состоят из шума (глухие) или из шума и голоса (звонкие). Схожие по звучанию согласные образуют пары.
    Звонкие согласные звуки, в которых доля шума минимальна, называются сонорными (от латинского sonorus,что значит «звучный»).Это [м] – [мʼ], [н] – [нʼ], [л] – [лʼ], [р] – [рʼ] и [jʼ]. Они не имеют пары по глухости/звонкости.
    Согласные буквы и звуки могут быть глухими и звонкими. Значит ли это, что за звонкой согласной буквой всегда стоит звонкий звук, а за глухой буквой – глухой звук? Вовсе нет. Напрмер: кот [кот] и код [кот].
    Парные и непарные согласные ведут себя в слове по-разному. Для парных по глухости/звонкости звуков сильной позицией (то есть такой, в которой звук ясно, чётко проявляется) является позиция перед гласным или сонорным звуком. Перед согласной и в конце слова согласный звук может изменять звучание.
    Глухие согласные буквы могут представлять звонкие согласные звуки, если стоят перед звонкой согласной. Например: вокзал – во[гз]ал, сбить – [збʼ]ить, косьба – ко[зʼб]а. Этот процесс называется озвончением.
    Звонкие согласные буквы представляют глухой согласный звук в конце слова или перед глухой согласной. Например: зуб – зу[п], подпрыгнуть – по[тп]рыгнуть, глаз – гла[с]. Этот процесс называется оглушением.
    Часто у детей возникает вопрос: ц – звонкая или глухая согласная? Объясним природу этого звука. [ц] – аффриката, то есть происходит от слияния двух звуков: [т] и [с]. Обе составляющих являются глухими, и образующийся [ц] – тоже глухой.
    Таблица глухих и звонких согласных парных:

  2. kvf12345 Ответить

    Непарные мягкие – это [Й’] и опять же шипящие [Ч’] и [Щ’].
    То есть все шипящие являются или всегда твердыми, или всегда мягкими. Буква Ь после них не указывает на мягкость, она выполняет грамматическую функцию (например, даже не зная, что такое «плешь», любой сразу скажет, что это слово женского рода, ведь в мужском роде после шипящих Ь не ставится). Твердые непарные шипящие согласные звуки в слове могут иметь при себе Ь, но это не значит, что они должны смягчиться. Это значит, что перед нами существительное 3 склонения, наречие или глагол.
    Непарные мягкие согласные звуки в слове вызывают желание поставить после них Ь, что часто не требуется. Поэтому есть смысл запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН и т.п. Ь после Ч не нужен.

    Звуки «совсем непарные»

    В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове [П’ЭН’] (пень) звук [П’] парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук [Н’] парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.
    Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки [Й’] (непарный звонкий, непарный мягкий), [Ч’] (непарный мягкий, непарный глухой), [Щ’] (непарный мягкий, непарный глухой) и [Ц] (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это [Ц].

  3. face_krakadil Ответить

    В русском языке согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются.
    Итак, рассмотрим гласные звуки, которые делятся на твердые и мягкие. Чтобы на письме обозначить мягкий гласный звук ставится символ (‘).
    По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:
    [б] – [б’] (быть – бить),
    [п] – [п’] (пыль – пил),
    [в] – [в’] (выл – вил),
    [ф] – [ф’] (готов – готовь),
    [д] – [д’] (воды– води),
    [т] – [т’] (бит – бить),
    [з] – [з’] (везу – вези),
    [с] – [с’] (вес – весь),
    [л] – [л’] (мол – моль),
    [н] – [н’] (кон –конь),
    [м] – [м’] (мать – мять),
    [р] – [р’] (рысь – рис),
    [к] – [к’] (сорока – сороки),
    [г] – [г’] (нога – ноги),
    [х] – [х’] (уха – ухи).
    К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’]
    Теперь, давайте рассмотрим разделение гласных звуков на звонкие и глухие.
    Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называются звонкими: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р].
    Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ].

    Звонкие и глухие согласные образуют соотносительные пары: [б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] – [ф], [ж] – [ш], [г’] – [к’], [б’] – [п’], [в’] – [ф’], [з’] – [с’], [д’] – [т’].
    Звуки [л], [м], [н], [р] всегда звонкие, они не имеют соответствующих глухих звуков.
    Звуки [х], [ц], [ч] всегда глухие.
    Мы с вами рассмотрели просто классификацию согласных звуков в русском языке. Знание данной классификации позволит нам в дальнейшем понимать правила грамматики языка.

  4. Topchic Ответить

    В категории объявлений: 9Показано объявлений: 1-9
    Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта преграду.
    Согласные звуки могут состоять только из шума, то есть образовываться без участия голосовых связок, или из шума и голоса — тогда в образовании согласного звука участвуют голосовые связки.
    В отличие от гласных, согласные звуки не образуют слогов.
    Согласные звуки в б`ольшей степени, чем гласные, играют смыслоразличительную роль в русском языке.
    Классификация согласных звуков
    В образовании согласных звуков голос участвует не всегда,
    поэтому их классификация основана не только на акустических, но и на
    артикуляционных признаках.Акустические
    признаки положены в основу деления согласных на глухие и звонкие;
    артикуляционные – в основу деления согласных по месту, способу образования,
    наличию или отсутствию смягчения (палатализации), вызываемого дополнительным
    подъёмом средней части спинки языки к твёрдому нёбу (от лат. palatum– нёбо).
    Согласные звуки по степени участия голоса и шума
    По степени участия голоса и шума согласные делятся на:
    шумные глухие – образуются без участия голоса: [п], [с], [ш];
    шумные звонкие – образуются при участии голоса и
    шума, но преобладает шум: [б], [г], [д];
    сонорные (от лат. sonorus– звучный) – образуются при участии
    голоса и шума, но преобладает голос: [л], [н], [м].
    Согласные звуки по наличию голоса (Г) и шума (Ш)
    шумные
    сонорные (Г + Ш)
    глухие (Ш)
    звонкие (Г + Ш)
    [к], [к'] [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф],
    [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ']*
    [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж],
    [з], [з'], [j']*
    [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']
    * ПримечаниеЛатинской
    буквой j обозначен
    согласный звук йот, который выступает
    в ударном слоге перед гласным: йод, район, яблоко. В безударном слоге
    он выступает в виде неслогового гласного [й]: стайка.
    Русской
    буквой щ мы, за неимением
    графических возможностей, обозначаем долгий мягкий звук [ш'ш'] (обычно долгота
    обозначается линией над знаком), как это делается в школе.
    Согласные звуки по наличию смягчения
    По
    наличию смягчения
    По наличию смягчения согласные делятся на твёрдые и мягкие.
    Смягчение (или палатализация) согласных состоит в том, что при произнесении
    мягких согласных средняя часть языка поднимается к твёрдому нёбу, как это
    бывает при произнесении звука [j]. Согласные, которые образуются с этой дополнительной
    артикуляцией называются мягкими ([б'], [в'], [д']), без неё – твёрдыми ([б],
    [в], [д]).
    Согласные звуки по наличию смягчения
    твердые
    мягкие
    [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н],
    [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]
    [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [j'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ч'],
    [щ']
    Примечание
    По звонкости-глухости и по
    твёрдости-мягкости согласные могут образовывать пары, в таком случае мы говорим о парных согласных звуках или парности согласных.
    Согласные звуки в рамках школьной программы
    Таблица согласных звуков с учетом твердости-мягкости и звонкости-глухости (школьный минимум)
     СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
     Звонкие
    Глухие
     твёрдые
    мягкие
     твёрдые
    мягкие
    [б]
    [б']
    [п]
    [п']
    [в]
    [в']
    [ф]
    [ф']
    [г]
    [г']
    [к]
    [к']
    [д]
    [д']
    [т]
    [т']
    [ж]
    [ш]
    [з]
    [з']
    [с]
    [с']
    [j], [й]
    [л]
    [л']
    [м]
    [м']
    [н]
    [н']
    [р]
    [р']
    [х]
    [х']
    [ц]
    [ч']
    [щ']
    Согласные звуки по месту образования
    В зависимости от того, какой орган активно участвует в
    образовании согласных звуков, он делятся на:
    губные – образующиеся в результате работы
    губ, главным образом нижней;
    губно-губные
    – при их образовании нижняя губа смыкается или сближается с верхней: [б], [б'],
    [п], [п'], [м], [м'];
    губно-зубные
    – при их образовании нижняя губа сближается с верхними зубами: [в], [в'], [ф],
    [ф'];
    язычные – образующиеся в результате
    движения спинки языка.
    зубные – при их образовании кончик языка или передняя часть языка смыкается или
    сближается с верхними зубами: [д], [д'], [з], [з'], [н], [н'], [ц];
    нёбно-зубные
    – при их образовании кончик языка артикулирует к зубной части твёрдого нёба:
    [ж], [ш], [ч], [р];
    среднеязычные – при их образовании средняя часть языка сближается с твёрдым нёбом: [j'];
    заднеязычные – при их образовании задняя часть спинки языка смыкается или сближается с
    твёрдым нёбом: [г], [к], [х].
    Согласные звуки по месту образования
    губные
    язычные
    губно-губные
    губно-зубные
    зубные
    небно-зубные
    среднеязычные
    заднеязычные
    [б], [б'], [п], [п'], [м], [м']
    [в], [в'], [ф], [ф']
    [д], [д'], [з], [з'], [н], [н'], [ц]
    [ж], [ш], [щ'], [ч'], [р], [р']
    [j]
    [г], [г'], [к], [к'], [х], [х']
    Согласные звуки по способу образования
    По
    способу образования
    По способу образования – особенности преграды, встречаемой
    струёй воздуха, и преодоления этой преграды – согласные делятся на:
    смычные (или взрывные) – при их образовании органы речи смыкаются друг с другом
    и воздушная струя разрывает эту преграду: [б], [п], [д], [т], [г], [к];
    щелевые – при их образовании органы речи
    сближаются, создавая узкую щель для прохода воздушной струи: [в], [ф], [ж],
    [ш], [з], [с], [х];
    слитные (или аффрикаты – от лат. fricare– тереть) – при их образовании
    органы речи сначала смыкаются, а затем образуют узкую щель: [ц], [ч'];
    Примечание. Особенности образования аффрикат
    можно наблюдать, если последовательно быстро произнести звуки [т] – [с] → [ц],
    [т'] – [щ'] → [ч']. В процессе речи эти аффрикаты могут попасть в положение
    перед шумными звонкими согласными и тогда образуются звонкие аффрикаты [дз] и
    [д'ж']: отец бы пришёл – [ат'эдз_бы], мяч
    бы купить – [м'ад'ж'_бы].
    смычно-прохо´дные – при их образовании наблюдается
    полное смыкание и в то же время воздух имеет возможность проходить через нос
    или рот:
    носовые:
    [м], [н];
    рто´вые
    (или боковые):
    [л];
    дрожащие (или вибранты) – при их образовании кончик языка, слегка загнутый и
    поднятый к альвеолам, благодаря прохождению воздушной струи вибрирует, дрожит:
    [р].
    Позиционная мена согласных звуков
    Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением
    относительно других звуков и местом в слове. Мена
    глухих и звонких согласныхОглушение
    – шумные звонкие согласные меняются
    на парные глухие:
    на
    конце слова: гру[б]ый – гру[п],
    здоро[в]ый – здоро[ф], ми[г]ом – ми[к], са[д]ы – са[т], но[ж]и – но[ш];
    перед
    шумными глухими: бече[в]а –
    бечё[ф]ка, ло[д]очка – ло[т]ка, кру[ж]ечка – кру[ш]ка, ска[з]очка – ска[с]ка.
    Озвончение – шумные глухие согласные меняются
    на парные звонкие:
    перед
    шумными звонкими (кроме [в]): про[с']ить
    – про[з']ба, [с]тыть – [з]дать, моло[т']тить – моло[д']ба, [к]_лесу –
    [г]_берегу.
    Перед [в] мены не происходит: [с]видетель – [з]вон, [с]ват – [з]вать. Мена твёрдых и мягких согласныхСмягчение — позиционная мена твёрдых согласных на мягкие в
    положении перед мягким согласным: бли[н] – бли[н']чик, же[н]ский – же[н']щина,
    о[д]на – о[д']ни, рабо[т]а – рабо[т']ник, ка[з]на – в ка[з']не, сви[с]т –
    сви[с']теть.
    Источник: http://lik-bez.com/board/soglasnye_zvuki/58

    Парные звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов. Как проверить написание парных согласных в корне, на конце слова?

    Еще в начальных классах дети учатся правописанию. Существует множество правил по написанию тех или иных слов. Далее узнаем, как правильно писать слова с парными глухими, звонкими, мягкими, твердыми согласными звуками.
    Русский язык – это один из самых непростых предметов, который преподают в школе. Чтобы стать грамотным, ученику придется выучить множество правил о написании слов. Далее изучим звонкие и глухие, твердые и мягкие парные согласные звуки.
    Еще рассмотрим и непарные звуки, которые встречаются в русской грамматике. Интересно то, что звуки при чтении или разговоре произносят несколько иначе, чем они пишутся под диктовку. Потому каждый ученик должен еще в школе обучиться правильному правописанию.

    Парные звонкие, глухие согласные звуки

    Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.
    Классификация согласных звуков
    По правилам грамматики, согласные бывают:
    Глухие, звонкие – произношение их разнится, благодаря работе речевого аппарата человека.
    Мягкие, твердые – большую роль играет в определении таковых согласных последующая буква после согласной, стоящая после нее.
    Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.
    Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.
    Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную
    ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст.
    Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] –  звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.
    Парные звонкие, глухие согласные:
    Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют:  р, г, в, ж, д, й, з, н, м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение.
    Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона.
    Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.
    Виды согласных
    Таблица парных согласных – звонких, глухих:
    Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать.
    Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).

  5. ZBROJOVKA.RAA Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  6. nikolai383 Ответить

    Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
    Мягкие согласные обозначают
    с помощью вот такого значка [ ‘].
    Произнесите пары слов и обратите внимание на первый звук:
    мал [м] – мял[м’]
    был [б] – бил[б’]
    нос [н] – нёс [н’]
    дыма[д] – Дима [д’]
    Когда мы произносим мягкий звук,
    серединка языка приподнимается и
    стремится прикоснуться к середине нёба.
    Попробуйте ещё раз:
    [м]-[м’]
    [б]-[б’]
    [н]-[н’]
    [д]-[д’]
    Твёрдые и мягкие согласные звуки образуют пары.
    Если у мягкого согласного звука есть твёрдая пара,
    такой согласный называют
    парным по мягкости – твёрдости.
    Это надо знать, когда вы осуществляете
    фонетический разбор слова,
    о котором можно прочитать здесь.
    Чтобы объяснить ребёнку
    понятие твёрдости – мягкости
    согласных звуков,
    звуки в паре часто называют “братьями”.
    Твёрдый – “старший брат”, мягкий – “младший брат”.
    Эти звуки обозначаются одной и той же буквой,
    и отличаются лишь положением языка
    при произношении.
    Для того, чтобы помочь ребёнку осознать
    явление твёрдости – мягкости и научить определять,
    какой звук он произнёс, или услышал, (есть дети,
    которым это даётся крайне сложно), я играю
    с учениками в такую обучающую игру:
    “Назови второго брата”


    Я бросаю ребёнку мяч
    и называю твёрдый согласный звук, а он должен
    подобрать ему мягкую пару и бросить мяч обратно:


    Я: [м] , ребёнок: [м’]
    я: [д] , ребёнок: [д’]
    я: [п] , ребёнок: [п’] и т.д.


    В следующий раз мы поиграем наоборот – я называю
    мягкий согласный звук, а ребёнок – твёрдый:


    я:[л’], ребёнок: [л]
    я:[с’], ребёнок: [с]
    я:[т’], ребёнок: [т].


    Затем игра усложняется: я называю согласный звук,
    а ребёнок должен определить, твёрдый это звук,
    или мягкий.


    Следующее усложнение – я называю не отдельный звук,
    а звук в слове, например, прошу указывать мягкость или
    твёрдость первого звука в слове.


    Пар твёрдых и мягких согласных звуков
    в русском языке 15:
    твёрдые мягкие
    [б] [б’]
    [в] [в’]
    [г] [г’]
    [д] [д’]
    [з] [з’]
    [к] [к’]
    [л] [л’]
    [м] [м’]
    [н] [н’]
    [п] [п’]
    [р] [р’]
    [с] [с’]
    [т] [т’]
    [ф] [ф’]
    [х] [х’]
    Но есть и такие согласные звуки, у которых нет пары
    по мягкости – твёрдости.
    Эти звуки называют
    непарными по мягкости – твёрдости.
    Таких звуков – 6.
    Три непарных твёрдых согласных звука:
    [ж], [ш], [ц].
    И три непарных мягких согласных звука:
    [й],[ч],[щ].
    Я уже сказала о том, что парные согласные –
    и мягкий, и твёрдый – обозначаются одной и той же буквой.
    Как же нам тогда при чтении
    произносить согласные звуки – твёрдо или мягко?
    Или как обозначить мягкость согласного звука,
    когда мы пишем какое – то слово?
    На письме мягкость согласных звуков обозначается
    1. С помощью буквы ь.
    2. С помощью гласных букв е, ё, и, ю, я.
    Эти гласные ещё называют гласными второго ряда,
    в отличие от гласных первого ряда: а, о, у, ы, э,
    которые указывают на твёрдость стоящего перед ними парного согласного.
    Знание того, как на письме обозначается мягкость
    согласного звука, дарит нам ещё один способ
    определить, какой перед нами парный согласный звук –
    твёрдый или мягкий?
    Если после парного по мягкости – твёрдости согласного
    пишется ь или буквы е, ё, и, ю, я, согласный мягкий!
    пень [п’эн’], ключ [кл’уч’], лимон [л’имон].
    (Не путайте с непарными – [ж,ш,ц,й,ч,щ]
    – на них это правило не распространяется!) :
    мышь [мыш], тишь [тиш], молодёжь [малад’ош],
    цепь [цэп’], цитрус [цытрус] – ни ь, ни буквы е, ё, и, ю, я
    не означают, что звуки [ж, ш, ц] стали мягкими!
    Здесь можно узнать, что такое буквы и что такое звуки.
    В этой статье я рассказываю о гласных звуках и буквах.
    В этой статье я рассказываю о том, как образуются
    согласные звуки.
    Если вам необходимо разобраться со звонкостью и
    глухостью согласных звуков, вам сюда.
    Если у вас часто возникают вопросы по программам
    начальной школы, рекомендую вам приобрести
    “Справочник школьника”, где есть практически
    вся информация по школьным предметам.
    Новейший справочник школьника. 1-4 классы. Ирина Терентьева, Наталья Курбатова | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-699-30092-1, 5-8123-0332-0

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *