Как можно определить что звук гласный 1 класс?

12 ответов на вопрос “Как можно определить что звук гласный 1 класс?”

  1. Euphoria Ответить

    Наталия Ковальская
    Звуковой анализ слов. Консультация для родителей
    Как определить сколько звуков в слове, а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик. Как помочь ребенку в определении звуков?
    Звуковой анализ слов
    Уже в старшей группе начинается работа по звуковому анализу слов. Такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание уделяется правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Так чем же отличается буква от звука? Звук мы произносим, а букву пишем, другими словами, буква – это символ звука, который мы написали на бумаге.
    В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения.
    Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом.
    По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» – всегда мягкие согласные, т. к. не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» – всегда твердые согласные, т. к. не имеют мягкой пары. Мягкие согласные всегда обозначаем зеленым цветом, а твердые – синим.
    При разборе слова,звуки обозначаем кружками определенных цветов:
    мянкий звук •(Л), твердый звук • (Л, гласный звук • (А)
    Надо запомнить:
    Звуки «я», «е», «ё», «ю» могут в словах обозначать два звука, если они находятся в начале слова или после гласного звука, а также после мягкого и твердого знаков. Например, маяк – в этом слове 5 звуков, т. к. после гласного звука “а”, мы слышим 2 звука: «й» + «а», но 4 буквы, т. к. звуки «й» и «а» записываем буквой я. Слово яма – 4 звука, т. к. в начале слова мы слышим 2 звука «й» + «а», но букв -3, т. к. звуки в начале слова «й» + «а» записываем буквой – я, питье – 5 звуков, 5 букв. (мягкий знак не является звуком, также как и Ъ, они являются буквами) Для того, чтобы определить какой звук стоит после согласного звука – произнесите это слова с ударением на тот звук, который должны услышать, тяните его подольше и Вы сразу определите звук.
    Буквы ъ и ь не являются звуками. Буква “ь” делает впереди стоящий звук мягким, а буква ъ разделяет звуки.
    А терперь проверьте сами себя, разберите слова на звуки: ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ, ЯБЛОНЕВЫЙ, ЯБЛОНЕВАЯ, ЯБЛОНЬКА, ОРУЖИЕ, КОНЬ. Дополнение – сначала назовите звук, а потом определите его символ – кружок (определите цвет, затем букву.

  2. Zipperok Ответить

    Цели и задачи:
    Образовательные:
    закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение
    анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный
    анализ;
    – помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о
    существовании разных словарей;
    – активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической
    памятью школьников;

    Развивающие:
    – развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
    – продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
    – развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;

    Воспитательные:
    воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство
    коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
    – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
    Оборудование:
    Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со
    словом фонетика.

    Ход урока
    I. Организационный момент.
    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.
    Звуки с буквами пришли,
    Чтоб порядок навести.
    Внимание, девочки!
    Внимание, мальчики!
    Приготовьте ваши ручки,
    Разомните пальчики.
    Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из
    слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные
    задания и многое другое.
    II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
    Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?
    В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки.
    Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало
    всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.
    А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А,
    О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Е, Ю.
    Воздух свободно идет через рот,
    Нет препятствий разных,
    Голос участвует, голос зовет,
    Звук получается …(гласный)

    Заранее подготовленный 1 ученик читает стихотворение:
    Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    Могут в кроватке ребенка баюкать,
    Но не желают скрипеть и ворчать.

    – Сколько всего гласных звуков существует? (6)
    Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных
    скобках.
    Я тетрадочку открою
    И с наклоном положу.
    Я, друзья, от вас не скрою:
    Ручку я вот так держу!
    Сяду ровно не согнусь,
    За работу я возьмусь!
    – Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а , о , у , ы , и , э ) (1
    строчка.)

    Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками –
    буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название
    произошло от греческого слова фоне – звук.
    – А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
    – Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях
    (а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)

    Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:
    1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте
    веер с гласными буквами.)

    Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет
    красным мелком.)

    – Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы )
    – Как они называются? (Гласные.)
    – Какая буква лишняя? Почему?
    Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.
    1. Фронтальная работа.
    Прочитайте слова на доске:
    Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.
    – Что вы можете сказать об этой группе слов?
    – Что это за слова? (Словарные.)
    2. Самостоятельная работа
    – Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.
    – Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)
    – Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный,
    непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше,
    чем букв; все слова начинаются с гласной я.)

    – Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает
    безударный гласный звук.
    – Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков?
    Почему?
    Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)

    В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает
    такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?
    – Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?
    III. Физкультминутка
    Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и
    хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:
    Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:
    А согласные согласны,
    Шелестеть, шептать, скрипеть,
    Даже фыркать и шипеть,
    Но не хочется им петь.
    Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто
    это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости
    согласных).
    IV. Знакомство с алфавитом.
    Составляем сказку дальше.
    Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так
    понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда
    узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был
    добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из
    них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в
    букву.
    Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
    33 родных сестрицы,
    Дружные красавицы.
    Взявшись за руки, стоят,
    Всем ребятам нравятся.
    А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)
    У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой
    сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:
    А * * а * и * (Алфавит.)
    Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке,
    каждая на своем месте.
    К вам они сейчас спешат,
    Славные сестрицы,
    Очень просят всех ребят
    С ними подружиться.

    – Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).

    Отправляемся в сказку дальше.
    Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему
    вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга
    похожи. (Буквята)
    Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на
    е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе
    ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в
    ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась
    сама собой.
    – Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная
    гласная.)
    Звук в сильной позиции слышится четко, ясно.
    – А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось?
    (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко, неясно.
    Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им.
    Запомните волшебные слова.
    Ударение над гласной
    Может сделать букву ясной.
    (Заучите эти волшебные слова.)
    Если буква гласная вызвала сомнение,
    Ты ее немедленно поставь под ударение.

    А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.
    VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)
    Уд*рение, д*бро, эп*зод
    – Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что
    3 слово у вас вызвало затруднение.
    – Понятно ли вам значение этого слова?
    Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным
    волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться.
    Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается
    толкование слов. (Читает учитель.)
    А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей
    научной книге на с.4
    Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте
    подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь.
    Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить
    правильное написание любого слова. Какое еще ошибкоопасное место встретилось в
    этом слове? (Парная согласная на конце слова.)
    – Назовите проверочные слова.
    Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.
    Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.
    Вспомните интересный эпизод к рассказу В.Драгунского “Заколдованная буква”.
    VII. Итог урока.
    Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие
    группы.
    – Какие? (Гласные и согласные.)
    – Сколько гласных букв, звуков?
    – Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?
    а
    я
    о
    е
    эе
    у
    ю
    ы
    и
    (На доске.)
    – Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?
    Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд,
    были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только
    добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.
    У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока
    нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение
    у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета
    цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого
    лежит лепесток. Раскрасьте его цветом, соответствующим вашему настроению. Вот
    какой радостный и яркий наш 1 урок. Я благодарю вас за работу.

  3. Fanny Ответить

    е                                        ё                                       ю                                     я      
                  [й’э]                                 [й’о]                                  [й’у]                                [й’а]

    Ударные гласные — это гласные звуки в ударных слогах слов: гр[y]ша, бан[a]н, лим[o]н.

    Безударные гласные — это гласные звуки в безударных слогах слов: ф[а]сoль,  [у]крoп, с[и]рeнь.

    Обрати внимание! Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами:

     [ а]                                       [ а]                                        [ а] 
    вода                                  дрова                                     трава

    Поэтому написание слова с безударным гласным звуком надо проверять (совa — сoвы).

    Обрати внимание! При изменении слова (совa — сoвы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены одинаковой буквой о.

    Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: совa — сoвы.

    Проверяемое слово — это слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук (совa, водa).

    Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук (сoвы, вoды)

     
    Узнать, правильно ли написано слово, можно в специальной книге, которая называется «Орфографический словарь».

  4. NENOPE Ответить

    В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

    Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

    Ударные и безударные гласные звуки

    Гласные звуки бывают:
    ударными: сок [о] — лёд [’о], лес [’э] — мэр [э], бур [у] — люк [’у],
    безударными: вода? [а], суда?к [у], лесо?к [и].
    Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».
    Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.
    Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [эи] (э с призвуком и).

    Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.
    В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе?нобло?ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство?рчатый, трёхле?тний.

    Йотированные гласные звуки

    Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:
    в начале слова: ёлка [й’олка], Яна [й’ана], енот [й’инот];
    после гласного: заяц [зай’иц], баян [бай’ан];
    после ь или ъ: ручьи [руч’й’и], подъём [падй’ом].
    Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я > [й’а], ю > [й’у], е > [й’э], ё > [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я > [й’и], е > [й’и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

    Схема 3. Правила для йотированных гласных.
    В остальных случаях я, ю, е, ё означают мягкость согласного звука, стоящего перед ними, и создают один звук: я > [а], ю > [у], е > [э] или [и], ё > [о].
    Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо гласных звуков нужно знать согласные звуки и правила фонетики.

  5. ЛимОнаД Ответить

    Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь.
    Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации.
    Текст  состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текс можно озаглавить.
    Каждое предложение выражает какую-либо законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
    Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
    Сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение.
    Что могут называть слова
    Слова-названия

    предметов                             признаков                         действий
    предметов                       предметов
    кто?                                          какой?                              что делает?
    что?                                         какая?                              что сделает?
    какое?                             что делают?
    какие?                             что сделают?
    Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?
    Если слова имеют только одно значение, то они называются однозначными (например: пенал, грач, берёза, карандаш).
    Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными (например: нос, кисть, звезда, язык).
    В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом, у|рок, ма|ши|на.
    Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.
    Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку, например слово: этаж.
    Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.
    Слог, который произносится в слове с бо?льшей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются , безударными.
    Знак ударения не ставится  в односложных словах (шар, лес) и в словах с гласой ё (свёкла, шофёр).
    Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или вопросительной интонацией.
    В слове каждый звук и каждая буква имеют своё место! И если ты заменишь один звук (букву) в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.
    Алфавит – это все  буквы  русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.
    Как определить гласные звуки?
    Гласный звук состоит только из голоса.
    При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград.
    Гласный звук образует слог: у|че|ник.
    Гласные звуки: [а], [о], [и], [ы], [у], [э].
    Буквы для обозначения гласных звуков: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
    а, о, ы, у, э – гласные буквы, указывающие на твёрдость предшествующего согласного.
    и, е, ё, ю, я – гласные буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного.
    Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов:
    Гр[у?]ша         бан[а?]н       лим[о?]н
    Безударные гласные – это гласные звуки в безударных слогах слов:
    Ф[а]со?ль     [у]кро?п      с[и]ре?нь
    Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: сова? – со?вы.
    Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук (сова?, земля?).
    Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук (со?вы, зе?мли).
    Как отличить согласный звук от гласного звука?
    Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
    При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
    Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: стра|на, ста|ди|он.
    Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).
    Твёрдость согласных звуков обозначаются буквами а, о, у, ы, э.
    На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь).
    Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости -звонкости согласный звук на конце слова, надо изменит слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: флаг – флаги.
    Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук на конце слова (герб, карп, луг, ящик).
    Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком (гербы?, карпы?, луга?, я?щики).
    Шипящие согласные
    Звуки [ш] и [ж] – это парные твердые шипящие согласные звуки.
    Звуки [щ’] и [ч’] – это непарные мягкие шипящие согласные звуки.
    В буквосочетаниях чк, чн, чт мягкий знак (ь) не пишется: дочка, мечта, ночной.
    ЖИ и ШИ пиши с буквой И
    ЧА и ЩА  пиши с буквой А
    ЧУ и ЩУ пиши с буквой У

  6. Dogul Ответить

    Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка), набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка), последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк).

    Какие звуки бывают?

    В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
    Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

    Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

    Как произносятся звуки?

    Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

    Транскрипция слова

    Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь > [дв’эр’], колючка > [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.
    Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

    Цветовая схема

    В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
    Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
    Гласные
    а о у э и ы я ю е ё
    Согласные
    ц ш ж
    б в г
    д з к
    л м н
    п р с
    т ф х
    ч щ й
    ь, ъ
    ь ъ
    Обозначения:
    — гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
    Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

  7. RealBoy Ответить

    Интернет — урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на несколько уроков)
    У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.
    Посмотри, что ты видишь?….

    А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? …
    Вокруг нас можно услышать разные звуки.
    Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)
    Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.
    Поиграем в игру «Угадай звук».
    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2019/09/zvuki-prirody-solovey-vostochnyy.mp3
    Это соловей

    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2019/09/rosaflamingo_phoenicopterus_ruber_r_ample-e0183.mp3
    Это фламинго…

    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2019/09/522410.mp3
    Это колибри

    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2019/09/523027.mp3
    Это жаворонок…

    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2019/09/turkey_gjg3pa4d1.mp3
    Это индюк…

    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2019/09/zvuki-bespokojstva-soroki.mp3
    Сорока…

    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2019/09/52d1aa4634e9.mp3
    Журавль…

    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2019/09/vorona-karkaet.mp3
    Ворона..

    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2019/09/d09ad180d0b8d0ba-d0bed180d0bbd0b0-d0b2-d0bdd0b5d0b1d0b5.mp3
    Орёл…

    Интересно?
    Звуки бывают неречевые и речевые. Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…
    Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….


    Неречевые звуки— это звуки природы, звуки окружающего мира.
    Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.
    Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.
    Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.
    «В одном царстве жили — были очень интересные жители.

    У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ. Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ.
    Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.
    На значке кружок, как рот, который поёт.
    А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.
    Их нетрудно перечесть.
    Гласных звуков ровно шесть:
    А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.
    Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ. Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные.
    На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.
    Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

    Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,
    Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.
    А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
    Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
    Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.
    Проведем исследование…
    Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :
    Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.
    Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…
    Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.
    Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.
    Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.
    Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.

    Задание 2.
    Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо. Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы.
    Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло? ([р]).
    Задание 5. Что изображено на рисунках?

    Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы.

    Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.
    Задание 7. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.
    Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.
    Слогов столько, сколько гласных звуков!
    А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?

    Ударные и безударные гласные звуки

    Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».
    Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

    Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!

    Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.
    Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом, гласный с ударением — ударный гласный, а само усиление голоса — ударением.
    Гласные звуки без ударения называются…. безударными.
    Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

    Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения.
    Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,
    Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок.
    Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…
    План фонетического анализа слова:
    1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.
    2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.
    3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.
    4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.
    5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Знакомься… это гномы Том и Тима…

    Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый. Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
    Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это мягкий согласный звук. И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.
    Сравни слова на рисунках…

    Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….
    Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!
    Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.
    Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:
    А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.

    Понаблюдай за первыми звуками в словах:
    РУКА — РЕКА
    ДОКТОР — ДИРЕКТОР
    ЛЕС — ЛОСЬ
    МАСЛО — МЯСО
    Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.
    Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.
    /ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., ле – … /
    А вы знаете, что…
    Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
    Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?
    Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….
    Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:
    На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.
    Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.
    Мы потолок белили, а дрова пилили.
    … Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.
    Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?
    Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.
    Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:
    Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).





    Разучивание скороговорки…
    Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.
    Обратите внимание на Интернет-урок по русскому языку «Звуки и буквы» для 2 класса для закрепления знаний

    Рекомендую прочитать:

    77 эффективных образовательных приёмов
    Интернет-урок по литературному чтению «С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими Гусями»
    Интересно…Великие люди, изменившие мир
    Решаем задачи по математике (2 класс)

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *