Как определить переходность глагола в русском языке?

12 ответов на вопрос “Как определить переходность глагола в русском языке?”

  1. Alexander144 Ответить

    Чтобы определить тип глагола, необходимо разобраться с самим понятием переходности. Так называется грамматическая категория, которая указывает на способность формы влиять на прямое дополнение. К ней можно присоединять имена существительные без предлогов в родительном или винительном падеже. Переходность дает понять, может ли глагол управлять в предложении объектами, которые совершают действие.

    Если рассматривать это определение с семантической стороны, то можно понять его смысл. Оно означает те действия, которые живой объект или предмет не может совершить самостоятельно. Под переходом стоит понимать перенос действия, совершаемого подлежащим, на прямое дополнение.
    Чаще всего глагол управляет беспредложными существительными в винительном падеже. Если перед ним стоит отрицание, то зависимое от него словосочетание употребляется в родительном падеже. Это происходит и в том случае, когда упоминается не целый предмет, а его часть.

    Как правило, к переходному типу относятся слова, которые обозначают:
    создание, уничтожение или изменение объекта (сжечь лучину, написать сообщение);
    отношение к нему (ненавидеть слабость, предпочитать сладости);
    чувственное восприятие (слышать шум, ощущать холод);
    не изменяющее воздействие (гладить собаку, благодарить учителя).

    Выбор между винительным и родительным падежом

    Имена существительные в предложениях с переходными глаголами могут стоять в двух падежах. Основным считается винительный, а для родительного есть несколько конкретных случаев:

    при обозначении количества предмета;
    в отрицательных словосочетаниях;
    при использовании усилительной частицы «ни».
    В первом случае речь идет о некоторой части предмета или объекта. Например, во фразе «выпила компота» родительный падеж указывает на какую-то долю жидкости. А в словосочетании «выпила компот» говорится обо всем напитке, который был в сосуде, поэтому используют винительный.
    Если в отрицательном предложении переходный глагол стоит в значении «совсем», то употребляется родительная форма: я не ел твоего шоколада. Винительный применяется в случае, когда просто отрицается действие: я не брал твою книгу.
    Усилительная частица «ни» также говорит о том, что необходимо ставить существительное в родительный падеж. Например: у меня нет ни малейшего понятия.

    В школьной программе предусмотрены специальные упражнения для определения падежа. Но при выполнении домашних заданий нужно быть внимательным. Некоторые имена существительные в таких предложениях приобретают форму родительного падежа, которая отличается от привычной: съем сахару, выпью чаю. Есть в русском языке таблица переходности глаголов. Ее удобно использовать во время уроков в школе и занятий дома для определения падежей.

    Как определить переходность

    У школьников часто возникают проблемы с определением переходности. На самом деле, определить, является ли глагол переходным, довольно просто. Для этого нужно задать от него вопрос «кого?» или «что?» к зависимому существительному. Если удалось это сделать, значит, глагол переходный: съесть (что?) конфету, видеть (кого?) мальчика. Если же после него нельзя употребить прямое дополнение, а только существительное с предлогом или наречие, то он является непереходным: идти домой, играть в шахматы.

  2. vadim058rus Ответить

    Под переходностью понимается грамматическая категория, указывающая на способность глагольной формы управлять прямым дополнением, то есть присоединять существительные (объекты) в винительном и, реже, родительном падеже, не имеющем предлога.
    Это формальная сторона определения. Но что такое переход с семантической стороны?
    Смысл переходных глагольных форм в том, что они обозначают «несамостоятельные» действия, которые невозможно совершить без управляемого объекта. Вот примеры:
    Написать (что?) пьесу, обслужить (кого?) клиента, не заработал (чего?) денег – переходные глаголы (просто «написать» или «обслужить» невозможно, а «заработать» без управляемого объекта – глагол с другим значением).
    Сидеть (на чём?) на стуле, умываться, страдать (от чего?) от болезни – непереходные глаголы (можно просто «сидеть» или «страдать»).
    Переход – это и есть перенесение действия с субъекта (подлежащего) на объект (именуемый прямым дополнением).

    В какие падежи ставить существительные

    Переходные глаголы способны управлять дополнением как в форме винительного падежа, так и в форме родительного, в обоих случаях без предлога. Но как понять, какой из двух падежей употреблять в каждом конкретном случае?
    Винительный является основным. Форму родительного падежа дополнение приобретает в следующих случаях:
    Если обозначает «некоторое количество чего-то»: «выпил воды» (род. п.) – то есть какую-то часть налитой жидкости, но «выпил воду» (вин. п.) – то есть всю воду в данном сосуде или водоёме.
    В отрицательных предложениях, если подразумевается значение «совсем»: «я не ел твою морковь» (просто не ел) – «я не ел твоей моркови» (совсем не ел, ни кусочка).
    В отрицательных предложениях, если имеется усилительная частица «ни»: «Мы не имеем ни малейшего понятия».
    Винительный падеж в отрицательных предложениях ослабляет отрицание, а родительный, наоборот, усиливает.
    Важно! Некоторые существительные при переходных глагольных формах приобретают форму родительного падежа, отличающуюся от основной: «Возьму сахару», «не зная броду, не суйся в воду» (вместо «сахара», «брода»).

    Как определить переходность конкретного глагола

    Как определить переходность глагола? С этим нередко возникают проблемы. О наличии или отсутствии переходности можно узнать с помощью следующего способа.
    Сначала нужно найти в предложении глагольную форму. Затем отыскать существительные или местоимения, к которым можно задать вопрос «кто?» или «что?».
    Если такое слово имеется и при нём нет предлога, значит, это и есть прямое дополнение, перед нами переходный.
    Если предложение неполное, то прямого дополнения может не быть в наличии, но оно подразумевается, в таком случае тоже нужно задавать вопрос винительного падежа от глагола: «Ты меня понимаешь? – Понимаю (кого? что?)». Если такой вопрос задать не получается, то это непереходный: «Где ты был целую неделю? – Болел» (спросить «кого?» или «что?» невозможно).
    Важно! Не являются переходными все возвратные, и глагольные формы в страдательном залоге, то есть те, которые имеют суффикс «-сь» или «-ся»: кажется, умывается, находится.
    Соблюдая указанное правило, нужно иметь ввиду и смысл существительного – оно должно обозначать объект действия. Бывают ситуации, когда существительное в форме винительного падежа без предлога стоит возле глагола и имеет к нему отношение, однако он не может быть переходным: «Ехать час», «жить неделю».

    Переходность многозначных глаголов

  3. valeska Ответить

    Переходной глагол обозначает действие, которое происходит или направлено на предмет или существо. В предложении между ними существует грамматическая связь, из-за которой глагол влияет на беспредложную форму слова и помещает его в винительный падеж. Если же глагол в негативном значении или речь идет о какой-то части, называемой существительным, то падеж становится родительным.
    Пример: пригласить (кого?) друзей, испытывать (что?) страх, не покупать (чего?) энциклопедий, выпить (чего?) соку.
    Переходные глаголы могут обозначать:
    Процессы создания, внесения корректив или уничтожения объекта или существа (написать конспект, порвать рукопись, отредактировать фото).
    Отношение говорящего к какому-нибудь явлению или объекту (обожать джаз, предпочитать вино).
    Некоторое воздействие, которое физически никак не влияет на предмет или существо (обвинил соседа, погладить собаку).
    Процессы восприятия мира осязанием, слухом, зрением или другими чувствами (видеть звезды, чувствовать холод).

    Что такое непереходный глагол

    Непереходные глаголы передают действие, которое не нуждается в прямом объекте, потому что не способно перейти на него. Важно запомнить, что такой вид глаголов крайне редко может сочетаться с наименованием предмета или существа, которое использовано в винительном падеже.
    Пример: жить с соседями, вздремнуть на кровати, петь в машине, преподавать в музыкальной школе.
    Лексическое значение непереходных глаголов может быть следующим:
    Название занятий, будь-то рутинных или в профессиональной деятельности (преподавать, лениться, убирать, музицировать).
    Обозначение движений объекта и в целом его существования (быть, находиться, передвигаться, являться).
    Описание процесса перемен, происходящих с объектом или существом (портиться, краснеть, подрастать, умнеть).
    Констатанта положения объекта в пространстве, его состояния, физических особенностей, психологических ощущений и т.д. (стоять, простудиться, погрустнеть, обрадоваться).
    К непереходным глаголам относятся все возвратные — влюбляться, собираться, обниматься.

    Как определить переходность глагола

    Поскольку переходность глагола влияет в первую очередь на значение слова и взаимодействие его с существительным, то определить это грамматическое состояние можно логически разобрав словосочетание. Если глагол выражает прямое воздействие на предмет или существо, а описывающее этот объект существительное находится в родительном или винительном падеже, то мы имеем дело с переходным глаголом. Если же по контексту глагол лишь помогает определить в каком состоянии или положении находится объект, но не влияет на него — значит он непереходной. Также можно обращать внимание на потребность в предлоге между глаголом и существительным, использованным в винительном падеже. Если он нужен (пересесть в автобус) — значит этот глагол является непереходным.

  4. Natpunk Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  5. TranceVol+ Ответить

    Поговорим о таком качестве глаголов, как переходность. В русском языке бывают две категории глаголов – переходные и непереходные. Первые могут присоединять к себе объект, обычно это существительное или местоимение в винительном падеже или родительном падеже, а сочетание возможно без предлога. Если глагол невозможно дополнить объектом (он так и называется – дополнение), то глагол относится к непереходным. Непереходные глаголы могут означать состояние человека, положение и движение в пространстве, занятие и развитие.
    Пример переходного глагола с существительным в винительном падеже:
    Девочка гладит кошку.
    Пример непереходного глагола:
    Кошка спит.
    Пример переходного глагола с существительным в родительном падеже:
    а) с функцией отрицания:
    Я не купила молока.
    б) с указанием на часть объекта:
    Хочется почитать хороших книг.

    Существуют также глаголы, которые могут быть переходными и непереходными в зависимости от ситуации. Такие глаголы называются лабильными и их не так много в русском языке.
    Автор пишет книгу. Автор пишет.

    Как определить, переходный глагол или непереходный?
    1. Если глагол с существительным в винительном падеже требует использования предлога, то это непереходный глагол.
    Сесть в автобус.
    2. Все возвратные глаголы относятся к непереходным.

    Мыться, удивляться.

    Знание категории переходности глаголов может помочь вам в склонении объекта (существительного или местоимения), поскольку одна из популярных ошибок у начинающих изучать русский язык, это использование существительного в родительном падеже в сочетаниях с непереходными глаголами.

  6. mcmill Ответить

    Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.
    К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм .
    К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать .
    С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие : переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) – переходный глагол, помогать (кому? чему?) – непереходный глагол.
    При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях:
    для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба ;
    при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.
    Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с аффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться ), а также отыменные глаголы с суффиксом -е- и -нича-(-ича-) : обессилеть, плешиветь, кустарничать, жадничать, привередничать и т. п. К переходным принадлежат глаголы, образованные от прилагательных суффиксом -и- : чернить, озеленить и т. п.
    В отдельных случаях присоединение приставок к непереходным бесприставочным глаголам обращает их в переходные; ср.: вредить (кому? чему?), обезвредить (кого? что?).
    В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный: Редактор правит рукопись. – Миром правит сам человек (М.). При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).

  7. Canvas551 Ответить

    Глаголы в предложении могут сочетаться с существительными в косвенном падеже (с предлогом или без без предлога).И если глагол сочетается с существительным в винительном падежебез предлога или не сочетается, в зависимости от этого, такие глаголы разделяют на два больших класса-
    переходные(ПГ) и непереходные глаголы (НГ)
    переходные глаголыопределяются по такому признаку – ПГ управляют существительными в винительном падеже без предлога,например,-писать статью, читать книгу, любить работу, (отметим, что сущ. в вин.п.без предлога управляемое глаголом является прямым дополнением)
    При ПГ существительное может стоять и в родительном падежерод.п. вместо вин.п. при ПГ употребляется в нескольких случаях-
    1.в случае- обозначения части чего -либо, например, купить сахару, дать воды
    2.при отрицании (не видел этого сериала (сериал), не читал газеты (газету)
    Непереходные глаголы не могут сочетаться с сущ. вин.п. без предлога(с прямым дополнением)
    например -ходить, хромать, плакать и т. д.
    НГ- это все глаголы на -ся УЛЫБАТЬСЯ СМЯТЬСЯ НАПИТЬСЯ И Т.Д.например ,петь песню-ПГ.(прям.доп.,сущ. в вин.п.,без предлога подчинено глаголу ) и- песня поется-НГ.признаки(частица -ся ,прямого дополнения в винительном падеже без рпедлга нет. сущ не подч. глаголу .
    Переходность – непереходность связана и со смысловым значением(семантикой) глагола.Это когда один и тот же глагол в одном случае может быть переходным, а в другом – непереходным.Например, бросить камень(здесь мы видим прямое дополнение вин.п. без предлога, существительное подчинено глаголу. (значение объекта ПГ и бросить камнем в собаку (орудие действия НГ, не является прямым дополнением)Также на переходность – непереходность может влиять прибавление приставки (идти по улице(непереходный глагол),перейти улицу(переходный глагол)

  8. vah.119 Ответить

    Главное различие переходных и непереходных глаголов кроется в способности образовывать страдательные причастия. Сравните количество неличных форм слов «рисовать» и «гулять»:
    Рисовать
    Действительные причастия
    Страдательные
    рисующий
    рисуемый
    рисовавший
    рисованный
    Гулять
    Действительные причастия
    Страдательные
    гуляющий
    гулявший
    Иногда переходность глагола определяют исходя из инфинитива. Существуют словообразовательные типы глаголов, которые не могут быть переходными:
    Суффикс в основе
    Вид
    От какой части речи образован
    Примеры
    -ну-
    несовершенный
    прилагательное
    Крепнуть, слепнуть, мокнуть
    -ствова-
    то же самое
    существительное
    Злобствовать (однако чувствовать, напутствовать – исключения)
    -е-
    то же самое
    именные части речи
    Звереть, белеть
    -нича-
    то же самое
    то же самое
    Лентяйничать, столярничать

    Возвратные глаголы

    Из всех формальных признаков лучше всего различают переходность и непереходность глагола постфиксы -ся-/-сь-. Когда-то давно они были формами местоимения «себя», пока не утратили свою самостоятельность. Такое происхождение постфикса обусловило специфическое название глаголов – возвратные (действие направлено на самого агенса). Сравните: умыть лицо и умыться.
    Все возвратные глаголы – непереходные. И это абсолютно понятно: зачем рядом с ними употреблять дополнительное существительное, если переходность глагола заключена в структуре самого слова?

  9. vimot Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  10. MONKEY97 Ответить

    Таблица 1. Примеры обеих форм
    ПереходныеНепереходныеТащить чемоданГулять на улицеЗаметить номерПрыгнуть с мостковНарисовать картинуЗвонить родителямЗапомнить стихотворениеУправлять автомобилемПодчиненная часть речи при этом может быть именем существительным либо местоимением.
    Пример: На реке отец увидел ее. Увидел – переходный тип.
    Грамматический смысл состоит в том, что действие переходит на управляемый объект. При этом зависимое слово можно преобразовать в страдательное причастие прошедшего времени.
    Например: Встретить друга – встреченный мною друг. Выпить воды – выпитая ребенком вода.
    Зависимое слово может быть выражено следующими конфигурациями:
    Существительным или местоимением в В.п.: узнать новость, изобразить удивление, научить их, подчеркнуть это.
    Существительным в Р.п. в значении части чего-либо, некоторого количества целого: Отведайте щей, салата. Выпить воды. Из погреба принесла картошки.
    Именем существительным или местоимением в родительном падеже, зависящим от конструкции с отрицательной частицей не: Не встретишь тети. Не видел карандашей. Не пригласил их. Не узнал его.
    Как отличить переходную форму

    Непереходные формы

    Непереходный вид глаголов отличается тем, что действие не направлено на предмет. Такие слова можно определить по невозможности управлять словом в винительном или родительном падеже, кроме предложных конструкций.
    Например: Думать о стране. Мечтать о море. Петь для них. Заботиться о нем.
    Слово, зависящее от части речи со свойством непереходности, нельзя преобразовать в страдательное причастие прошедшего времени.
    Правило: возвратные словоформы не нуждаются в подчиненном слове и почти всегда характеризуются непереходностью.
    Значение различных грамматических форм

    Свойства многозначных слов

    Многозначными называются те слова, которые несут различный лексический смысл исходя из контекста. Переходность и непереходность таких глаголов зависит от их значения в каждом конкретном случае.
    Пример: Он переводит (что?) текст. Сказуемое “переводит” управляет словом в В.п. (текст). Следовательно, вид переходный.
    Рассмотрим другое значение этого слова: Не мешайте ему переводить. Слово “переводить” в данном случае не требует дополнения и характеризуется непереходностью.

    Порядок определения грамматических свойств

    Рассмотрим алгоритм действий на примере.
    На столе он увидел (что?) вазу с цветами. Сказуемое имеет подчиненное слово без предлога в В.п. (вазу). Конструкцию можно преобразовать в страдательное причастие: увиденная им ваза. Следовательно, тип переходный.
    На днях она увиделась с (кем?) друзьями. Сказуемое “увиделась” употреблено с зависимым словом в Т.п. с предлогом (с друзьями). Следовательно, вид переходный.
    Рассмотрим, как определить переходность любого глагола, если слово дано вне контекста.
    Подобрать зависимое слово в В.п. или Р.п. без предлога.
    Преобразовать конструкцию в страдательное причастие.
    Если удалось сделать и то, и другое, глагол является переходным, если нет, – непереходным.
    Алгоритм определения грамматических свойствПереходные конструкции сочетаются с дополнением, стоящим в винительном или родительном падеже. Если такое дополнение не требуется или его невозможно подобрать, то перед нами непереходный вид.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *