Как определить твердые согласные и мягкие согласные?

13 ответов на вопрос “Как определить твердые согласные и мягкие согласные?”

  1. yuriy712 Ответить

    Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит. Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.
    Содержание
    Разделение на гласные и согласные звуки
    Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки
    Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду
    Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?
    В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.

    Разделение на гласные и согласные звуки

    В первую очередь ребенок должен узнать, что все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что звуки делятся на гласные и согласные. Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

    Как помочь ребенку научиться различать мягкие и твердые согласные звуки

    Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что существуют согласные твердые и мягкие.
    Начать следует с исключений, рассказав историю о 6 упертых буквах: эти буквы ни за что на свете не хотят меняться. Например, существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые согласные звуки, которые не хотят становиться мягче.


    Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменно мягкие и твёрдые согласные звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

    Мягкие и твёрдые согласные звуки (таблица)

    Всегда мягкие звуки в русском языке

    Всегда твердые звуки в русском языке

    [Ч’], [Щ’], [Й’]
    [Ц], [Ж], [Ш]

    Далее следует рассказать, что мягкие согласные в русском языке образуются:

    если за ним следует мягкий знак, например, ЛЬВЯТА ([л’]);
    в случаях, когда после согласного (кроме всегда твердых) идут такие гласные, как Е, Ё, И, Ю, Я, к примеру, СНЕГИРЬ ([н’], [г’]), МЁД ([м’]), ЛЮДИ ([л’]), МЯЧ ([м’]).

    Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:

    как определить мягкость или твердость по гласной,
    какие звуки всегда мягкие,
    только звук, а не буква, бывает мягким или твердым.
    Например, спросите у ребенка: буква Ч мягкая или твердая в словах ЧУЧЕЛО и ЧЕЛОВЕК?

    Дальше малышу следует больше узнать про твердые согласные звуки и, что они таковыми становятся, когда находятся перед:

    твердым знаком, к примеру, ПОДЪЕЗД ([д]);
    гласными А, О, У, Ы, Э: КУКЛА ([к], [л]), ДЫМ ([д]), ДОМ ([д]);
    согласным звуком: ТОРТ ([р]);
    а также в конце слова, если звук не относится к тем, что всегда мягкие: ШАР ([р]).

    Для лучшего восприятия необходимо проговорить с ребенком вслух пары слов, в одном из которых будет мягкий согласный звук, а в другом – твердый:

    [б] – [б’]
    бал – белка
    [в] – [в’]
    волк – вилка
    [г] – [г’]
    год – гиря
    [д] – [д’]
    дом – детки
    [з] – [з’]
    зонт – зима
    [к] – [к’]
    кот – кит
    [л] – [л’]
    лото – лето
    [м] – [м’]
    мука – миска
    [н] – [н’]
    нос – низ
    [п] – [п’]
    пыль – пёс
    [р] – [р’]
    род – ряд
    [с] – [с’]
    сыпь – сеть
    [т] – [т’]
    таз – тир
    [ф] – [ф’]
    фон – филин
    [х] – [х’]
    ход – хит
    Первоклассник должен запомнить, что звук мягкий или твердый, так как за ним идет определенный гласный.

    Дополнительные признаки, по которым согласный звук можно отнести к тому или иному разряду

    За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознать мягкие и твердые согласные по положению губ.
    Если, произнося слоги, ребенок улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такие слоги содержат в себе мягкие согласные звуки. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то на пути малыша встретился твердый согласный. Так учить мягкие и твердые звуки станет проще и веселее.

    Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

    Как в игровой форме познакомить первоклассника с твердыми и мягкими согласными звуками?

    Записав пары слов, включающих в себя мягкие и твердые согласные, можно попросить ребенка выделить определенные звуки следующими цветами:
    гласные – красным;
    твердые согласные – синим цветом;
    мягкие звуки – зеленым.
    Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их на слух определить твёрдые и мягкие согласные звуки в них. Для первых попыток следует подбирать слова из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков определения мягких и твердых звуков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.
    Можно модифицировать предыдущую игру, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого согласного Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ОБЕРТКА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).
    Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации согласных звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету звук в слове мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

    Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать твердый или мягкий знак.

    Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

    Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее слово. Таким образом, схема: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ» соответствует слову «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
    Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета – десять. Согласные мягкие и твердые в сумме составляют 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
    Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
    Для детишек, только начинающих свой путь в фонетике русского языка, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

    В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый игрок называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает это слово, называя степень каждого согласного звука (мягкий он или твердый). Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.
    Как только станет понятно, что с основами разбора согласных звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по типу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.
    Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет различать твердые и мягкие согласные звуки в 1 классе не хуже своих одноклассников.

    Твёрдые и мягкие согласные — Шишкина школа

  2. velker Ответить

    Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
    Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].
    Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:
    Группы согласных
    Парные
    Непарные
    Твёрдые
    [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]
    [ж], [ш], [ц]
    Мягкие
    [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’]
    [й’], [ч’], [щ’]
    На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) – парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].
    Мягкость согласных звуков на письме обозначается:
    мягким знаком ь – мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
    гласными буквами е, ё, и, ю, я – пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].
    Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными – з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’].
    Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.
    Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
    Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
    Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
    Например:
    [ж] – жара [жара], жёлтый [жолтый’]
    [ш] – шар [шар], шью [шй’у]
    [ц] – цапля [цапл’а], цирк [цырк]
    Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
    Например:
    [й’] – йогурт [й’огурт], мой [мой’]
    [ч’] – час [ч’ас], чек [ч’эк]
    [щ’] – щука [щ’ука], щель [щ’эл’]

  3. Povar54 Ответить

    Мягкие согласные по-научному называются палатализованными.
    При образовании мягких согласных дополнительно к основной артикуляции добавляется участие твёрдого нёба. По-латыни “твёрдое нёбо” будет palatum, отсюда и название “палатализованные”. Явление смягчения называется “палатализация”.
    Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая?
    Как известно, всегда мягкими в русском языке являются согласные Ч, Щ, Й.
    В остальных случаях мягкую согласную можно определить по следующей за ней букве.
    Как правило, согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук, если за ней следует одна из следующих шести букв: Е, Ё, И, Ю, Я, Ь.
    Примеры:
    лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое), мята (М мягкое), конь (Н мягкое).
    Но при этом нужно быть внимательными:
    1) Согласные Ж, Ш, Ц являются всегда твёрдыми! Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е.
    2) В некоторых иностранных словах согласные перед буквой Е не смягчаются. К сожалению, универсального правила на сей счёт просто не существует. Например, произносится тЕкст, однако тЭст, тЭмп; дЕспот, однако дЭмпфер; нЕрв, однако фонЭма. Так что здесь придётся только зубрить и запоминать каждое слово.
    3) Если после согласной идёт мягкая согласная, то предшествующая согласная может смягчаться, но может оставаться твёрдой. Можно сформулировать следующие правила:
    а) смягчается согласная Н перед мягкими Т, Д: бантик, ундина. Кроме того, буква Н всегда смягчается перед Ч, Щ: лимончик, гонщик.
    б) смягчаются согласные Т, Д перед мягким Н: работник, всадник.
    в) смягчаются согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н: мостик, безделье, песни, возня. (Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются! смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.)
    В остальных случаях согласные перед другими согласными обычно остаются твёрдыми.

  4. r1fa035 Ответить

    Наталия Чернышова
    Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»
    ЗАНЯТИЕ №12.
    Тема. Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.
    Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.
    Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
    Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

    Ход занятия:

    Дружно улыбнемся,
    За руки возьмемся.
    Друг другу руки мы протянем,
    Тепло сердец своих подарим.
    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
    1. Беседа.
    – Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
    – На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
    – Какие звуки мы называем гласными?
    – Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ – ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).
    -Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком)
    – Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).
    -Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?
    – Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)
    – Расскажите стихи о гласных и согласных звуках.
    – Какие это звуки: [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.
    -Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ)
    2. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
    3. Проверка выполнения задания.
    Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны? Почему?
    Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны, что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?
    Произнесите первый звук в слове кот ([к]). Понаблюдайте за вашим язычком.
    Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?
    2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
    Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.
    3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    1. Сообщение учителя.
    В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь. Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА.)
    Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки
    2. Игра «Озорники».
    Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.
    Корабль сел на мел.
    В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
    (Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)
    Девочка поставила веник в уголь.
    Исправьте ошибку.
    Хорь пел весело и звонко.
    Кто такой хорь?
    (Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
    3. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)
    Составим звуковую модель слова лук.
    А теперь звуковую модель слова люк.
    Сравните наши модели. Что заметили?
    Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки, мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками.
    4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем».
    Давай с тобой попрыгаем,
    Попрыгаем, попрыгаем,
    И ножками подрыгаем,
    подрыгаем, подрыгаем,
    В ладоши мы похлопаем,
    Похлопаем, похлопаем,
    И ножками, потопаем,
    Потопаем, потопаем.
    4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
    1. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите рисунок. Что вы видите?
    Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)
    Слова звучат одинаково: коса.
    А что они значат?
    2. Игра «Поймай звук».
    Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый, разведите руки. Если мягкий, хлопните в ладоши.
    Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…
    Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.
    Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…
    3. Физкультминутка «Сова».
    По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
    6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
    1. Игра «Волшебники».
    Я бросаю мяч и называю согласный звук. Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости.
    (Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]).
    2. Игра «Ремонт слов».
    Попробуйте починить слова:
    Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …
    3. Беседа.
    – Что вы знаете о звуках?
    -Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот?
    7. Итог занятия
    -Что нового вы узнали на занятии?
    – Чему научились?
    Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии.
    Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.
    Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.
    Воспитатель: А теперь попрощаемся с вами.
    «До свидания, до свидания.
    Приходите к нам ещё.
    Мы вас любим горячо».

  5. Р’РёРє 1 Ответить

    В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.
    В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:
    б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з],
    к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с],
    т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
    Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.
    В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.
    Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.
    Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.
    Твердые и мягкие согласные звуки
    Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.
    Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
    согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
    и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.
    В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.
    Твердые и мягкие согласные

    Глухие и звонкие согласные звуки

    Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

    Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

    Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.
    Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
    парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

    Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

    В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

    Сонорные согласные

    Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.

    Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

    Шумные согласные звуки

    Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

    Шипящие согласные звуки

    Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
    Шипящие согласные

    Свистящие согласные звуки

    Свистящие согласные
    Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению  переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
    При артикуляции мягких звуков [с’] и [з`] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
    При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

  6. Temka52 Ответить

    1. Образование новых слов путем замены начальных звуков в слове:
    Замените первый звук в словах на звук [с]. Какие слова получатся? (Уточнить значение каждого слова.)
    ком – сом бор – сор Клава – Слава
    бок – сок мода – сода Тоня – Соня
    2. Звуковой анализ слов БАНКА и БАНЬКА, выкладывание схемы слова цветными кружками:
    Составим схему слова БАНКА. Что обозначает это слово? Далее выполняется полный разбор слова с определением количества звуков и слогов, количества и позиции гласных звуков, количества и позиции согласных звуков, с определением ударного слога, называнием звонких согласных. Составьте схему слова БАНКА.
    Карандаш: – А можно я составлю схему слова БАНЬКА? Она у меня уже готова, посмотрите. Дети сравнивают и замечают несоответствие.
    – Стоп, Карандаш! Что-то здесь не так! Слова-то разные, а схемы получились одинаковые. Давай сравним каждый звук в этих похожих словах: Б-Б, А-А, Н-НЬ, К-К, А-А. Вот где ошибка!
    – В слове БАНКА третий звук – [н], а в слове БАНЬКА – [н’]. Звук [н’] произносится мягко, его надо обозначить на схеме по-другому, чтобы было видно, что это разные слова. Давайте заменим синий кружок, который обозначает твердый звук, на зеленый.
    – ЗЕЛЕНЫМ КРУЖКОМ МЫ БУДЕМ ОБОЗНАЧАТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ МЯГКО.
    3. Формирование представлений о твердых и мягких согласных.
    – Послушайте, я расскажу вам о твердых и мягких согласных звуках. Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары: Б-БЬ, В-ВЬ, М-МЬ. Слышите, как отличаются их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к небу. А еще сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, Нерезко.
    – Не у всех твердых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки-одиночки. Согласные Ж, Ш, Ц всегда твердые, а согласные Ч, Щ, Й только мягкие.
    4. Различение на слух твердых и мягких согласных.
    – Слушайте звуки, если услышите мягкий звук, поднимите вверх зеленый сигнал.
    Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ, Й
    5. Звуковой анализ слов ЛИМОН и САНИ, выкладывание схемы слова цветными кружками.
    – Как всегда, загадка поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.
    Ярко-желтый, ароматный,
    Кислый, но на вкус приятный.
    Как хорош с чаем он.
    Называется … (лимон).
    – Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук.
    Звук [л’] произносится твердо или мягко? (Мягко.)
    – Положите кружок, который обозначает мягкий согласный звук.
    – Положите кружки, обозначающие следующие звуки. (Перечисляют.)
    – Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (Пять звуков.) Прочитайте слово.
    – Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н)
    – Сколько в слове гласных? (Два гласных звука.) На каких местах в слове они стоят?
    Назовите гласные. (И, О)
    – Какой слог ударный? (Слог МОН.) Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове
    ударный слог? (Второй.)
    – Уберите со схемы кружки в следующем порядке:
    а) первый гласный; в) второй согласный;
    б) второй гласный; г) третий согласный.
    – Какой звук остался стоять на схеме? Расскажите все, что знаете об этом звуке. (Звук [л’] – согласный, звонкий, мягкий, стоит в начале слова.)
    6. Образование слов путем замены твердого согласного звука мягким. Дидактическая игра «Принцесса на горошине»
    – Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине». Там была одна изнеженная принцесса, которую уложили спать на семь матрасов и перин, а она все-таки почувствовала под ними маленькую твердую горошину. А вот на картинке другая принцесса. Она лежит на словах с твердыми звуками. Как только мы сможем заменить их похожими словами с мягкими согласными, горошины превратятся в мягкие подушки. Попробуем? (Если слово названо правильно, педагог заменяет изображение горошины на картинке изображением подушечки.)
    Слова-горошины: УГОЛ, ГАЛКА, ШЕСТ, ЛУК, БАНКА, КЛАД, МОЛ, МЕЛ (уточнить значение каждого слова).
    7. Дифференциация слов с твердыми и мягкими начальными согласными.
    – У нашей принцессы были два дяди-короля. Один из них правил в Королевстве Твердых звуков, а другой – в Королевстве Мягкий звуков. И слова они любили разные: один – начинающиеся с мягких звуков, другой – с твердых. Догадайтесь, в чьем дворце были эти предметы. (Дети группируют картинки по начальному звуку названия предмета).
    Слова: ШКАФ, ДИВАН, СТОЛ, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТУЛ, КОМОД, ЗЕРКАЛО, ПОЛКА, БУДИЛЬНИК, КНИГИ, ЛАМПА, ЛОЖКА, ВИЛКА и т. д.
    8. Формирование навыка фонематического синтеза, составление слова из звуков. Дидактическая игра «Поймай слово»
    – Я сейчас буду бросать вам воображаемые звуки. Постарайтесь их «поймать» и догадаться, какое слово можно составить.
    Педагог и дети имитируют игру с мячом. При каждом «броске» педагог называет звук, а тот, кто ловит воображаемый мяч, звук повторяет. Когда все звуки произнесены, дети называют слово целиком.
    П-Л-А-Т-О-К Ш-У-Б-А К-О-Ф-Т-А
    Ш-А-П-К-А П-Л-А-Щ и т. д.
    9. Постановка ударения в слове, определение ударного слога, первого и последнего звуков в слове. Дидактическая игра «Ромашка»
    – Принцесса, которой мы сегодня помогали, была очень красива. Ей все дарили цветы. Мы тоже подарим этот цветок. Но чтобы он стал еще прекраснее, нужно выполнить задания. Каждому из вас достанется слово-лепесток с картинкой. Назовите слово, определите в нем ударный слог, скажите, какой звук в слове первый и какой последний. Если вы выполните задания правильно, цветок расцветет. (При каждом правильном ответе педагог заменяет картинку белым лепестком.)
    10. Составление предложения по предметной картинке.
    – Выберите любое слово-лепесток и составьте предложение с этим словом. Это предложение должно содержать вопрос. Вы не забыли, как нужно произносить предложения-вопросы? (Скрытая подсказка: четкая интонация вопроса педагога напоминает детям интонацию вопросительного предложения.) Назовите слова, обозначающие действия в ваших предложениях.
    11. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.
    Упражнение «Пальчики-непоседы»
    Этот пальчик мой танцует,
    Этот вот кружок рисует.
    Этот пальчик ловко скачет,
    Будто легкий, легкий мячик.
    А мизинчик мой, малышка,
    Ноготком скребет, как мышка.
    А большой мой, толстячок,
    Спать улегся на бочок.
    (Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно.)
    12. Прописывание чередование маленьких и больших петель «МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ ПЕТЛИ», «УЗОР ИЗ ПЕТЕЛЬ».

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *