Как определить твердые согласные и мягкие согласные звуки?

15 ответов на вопрос “Как определить твердые согласные и мягкие согласные звуки?”

  1. FYNA Ответить

    Tanya
    комментирует…
    Буква “и” не может указать на мягкость предыдущего согласного звука, потому что звук “ш” всегда твёрдый.
    8/11/14 4:12 PM


    Анонимный
    комментирует…
    Хорошо бы иметь карточки слоги + картинка, например-
    СО и нарисована Собака
    25/11/14 9:28 AM


    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо огромное ,скачала ,напечатали в типографии на плотной бумаге,ламинировали и используем на уроках ,кроме того , детям с трудом усваивающих слоги-слияния, раздала пачечки домой на каникулы- не поверите , сдвинулись с мертвой точки, уже прогресс , слоговое чтение -УРА!
    Еще раз, искренне признательна – помогли!
    30/11/14 10:00 PM


    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо за Ваш труд, очень пригодилось!!!)))
    17/2/15 8:15 PM


    виктория шевченко
    комментирует…
    Без ваших ценных сведений не знаю чтобы и делали.СПАСИБО большое)))
    14/3/15 6:35 PM


    Анонимный
    комментирует…
    Если говорить про буквы, то они не могут быть ни твердыми, ни мягкими. Буквы мы видим, читаем. Буквы обозначают звуки. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Правильнее сказать буквы гласных звуков, буквы твердых (мягких) согласных.
    1/4/15 7:34 PM


    Анонимный
    комментирует…
    А каким цветом обозначаются сонорные, подскажите пожалуйста?
    16/9/15 2:07 PM


    Анонимный
    комментирует…
    Что творится с образованием? Зачем ученику школы такое детальное изучение. Вот например: Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
    При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
    При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
    Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными”
    Так замудрили изучение русского языка!!!!!!!!!!!! Задумайтесь взрослые!!!!! Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
    При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
    При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
    Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными”
    И это преподают в школе!!! Зачем так усложнять изучение языка? Жаль учеников и их родителей!!! Кому это интересно будет изучать все это в соотв. институте.
    5/1/16 6:01 PM

  2. SkillfuL Ответить

    Мягкие согласные по-научному называются палатализованными.
    При образовании мягких согласных дополнительно к основной артикуляции добавляется участие твёрдого нёба. По-латыни “твёрдое нёбо” будет palatum, отсюда и название “палатализованные”. Явление смягчения называется “палатализация”.
    Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая?
    Как известно, всегда мягкими в русском языке являются согласные Ч, Щ, Й.
    В остальных случаях мягкую согласную можно определить по следующей за ней букве.
    Как правило, согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук, если за ней следует одна из следующих шести букв: Е, Ё, И, Ю, Я, Ь.
    Примеры:
    лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое), мята (М мягкое), конь (Н мягкое).
    Но при этом нужно быть внимательными:
    1) Согласные Ж, Ш, Ц являются всегда твёрдыми! Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е.
    2) В некоторых иностранных словах согласные перед буквой Е не смягчаются. К сожалению, универсального правила на сей счёт просто не существует. Например, произносится тЕкст, однако тЭст, тЭмп; дЕспот, однако дЭмпфер; нЕрв, однако фонЭма. Так что здесь придётся только зубрить и запоминать каждое слово.
    3) Если после согласной идёт мягкая согласная, то предшествующая согласная может смягчаться, но может оставаться твёрдой. Можно сформулировать следующие правила:
    а) смягчается согласная Н перед мягкими Т, Д: бантик, ундина. Кроме того, буква Н всегда смягчается перед Ч, Щ: лимончик, гонщик.
    б) смягчаются согласные Т, Д перед мягким Н: работник, всадник.
    в) смягчаются согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н: мостик, безделье, песни, возня. (Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются! смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.)
    В остальных случаях согласные перед другими согласными обычно остаются твёрдыми.

  3. Клястиц Ответить

    Наталия Чернышова
    Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»
    ЗАНЯТИЕ №12.
    Тема. Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.
    Цель: дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.
    Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
    Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

    Ход занятия:

    Дружно улыбнемся,
    За руки возьмемся.
    Друг другу руки мы протянем,
    Тепло сердец своих подарим.
    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
    1. Беседа.
    – Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
    – На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
    – Какие звуки мы называем гласными?
    – Вспомни, чем гласные отличаются от согласных? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ – ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).
    -Как на схеме обозначаются гласные звуки? (кружочком)
    – Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть).
    -Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?
    – Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)
    – Расскажите стихи о гласных и согласных звуках.
    – Какие это звуки: [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные.
    -Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой? (СОГЛАСНЫЕ)
    2. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.
    3. Проверка выполнения задания.
    Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны? Почему?
    Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны, что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?
    Произнесите первый звук в слове кот ([к]). Понаблюдайте за вашим язычком.
    Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?
    2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
    Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков.
    3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
    1. Сообщение учителя.
    В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости. Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь. Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА.)
    Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный. Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые, а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки
    2. Игра «Озорники».
    Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.
    Корабль сел на мел.
    В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?
    (Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)
    Девочка поставила веник в уголь.
    Исправьте ошибку.
    Хорь пел весело и звонко.
    Кто такой хорь?
    (Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)
    3. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)
    Составим звуковую модель слова лук.
    А теперь звуковую модель слова люк.
    Сравните наши модели. Что заметили?
    Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки, мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками.
    4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем».
    Давай с тобой попрыгаем,
    Попрыгаем, попрыгаем,
    И ножками подрыгаем,
    подрыгаем, подрыгаем,
    В ладоши мы похлопаем,
    Похлопаем, похлопаем,
    И ножками, потопаем,
    Потопаем, потопаем.
    4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
    1. Работа с наглядностью.
    Рассмотрите рисунок. Что вы видите?
    Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)
    Слова звучат одинаково: коса.
    А что они значат?
    2. Игра «Поймай звук».
    Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый, разведите руки. Если мягкий, хлопните в ладоши.
    Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…
    Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.
    Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…
    3. Физкультминутка «Сова».
    По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.
    6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
    1. Игра «Волшебники».
    Я бросаю мяч и называю согласный звук. Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости.
    (Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]).
    2. Игра «Ремонт слов».
    Попробуйте починить слова:
    Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …
    3. Беседа.
    – Что вы знаете о звуках?
    -Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот?
    7. Итог занятия
    -Что нового вы узнали на занятии?
    – Чему научились?
    Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии.
    Воспитатель: Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии.
    Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.
    Воспитатель: А теперь попрощаемся с вами.
    «До свидания, до свидания.
    Приходите к нам ещё.
    Мы вас любим горячо».

  4. Vudolrajas Ответить

    Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].
    Если звук образуется без участия голоса, его называют глухим: [т], [к], [п], [ф], [х], [щ], [ф], [ш], [ч], [ц].
    Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ’ука], [хор], [цар’], [ч’ан].
    К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
    Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].
    Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р’], [п] – [п’], [м] – [м’], [в] – [в’], [д] – [д’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [з] – [з’], [б] – [б’], [г] – [г’], [н] – [н’], [с] – [с’], [л] – [л’], [т] – [т’], [х] – [х’]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.

    Таблица для запоминания согласных звуков

    Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.
    Таблица. Согласные: твердые и мягкиеПарные
    Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э
    Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я
    Твердые и мягкие согласныеббалб’битваввойв’векоггаражг’геройддырад’дёготьззолаз’зевокккумк’кедыллозал’листваммартм’месяцнноган’нежностьппаукп’песнярростр’ревеньссольс’сеноттучат’терпениеффосфорф’фирмаххудобах’химияНепарныежжирафччудошширмащлещинаццельйвойлокЗапомнить согласные звуки поможет и другая таблица.
    Таблица. Согласные: звонкие и глухиеПарныеЗвонкиеГлухиеБПВФГКДТЖШЗСНепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

    Детские стихи для лучшего освоения материала


    Буквы ровно 33 в русском алфавите,
    Чтоб узнать, сколько согласных –
    Десять гласных отнимите,
    Знаки – твердый, мягкий –
    Сразу станет ясно:
    Получается число ровно двадцать одно.
    Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
    Но вовсе не опасные.
    Если произносим с шумом, то они глухие.
    Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
    Звуки согласные гордо говорят:
    Они по-разному звучат.
    Твердые и мягкие
    На деле очень легкие.
    Одно простое правило запомни навсегда:
    Ш, Ц, Ж – тверды всегда,
    А вот Ч, Щ, Й – только мягки,
    Как кошачьи лапки.
    А другие смягчим так:
    Если добавим мягкий знак,
    Тогда получим ель, моль, соль,
    Какой же хитрый знак такой!
    А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
    Получим мягкую согласную.
    Знаки-братья, мягкий, твердый,
    Мы не произносим,
    Но чтоб слово изменить,
    Их помощи попросим.
    Всадник скачет на коне,
    Кон – используем в игре.

  5. Крайзерша Ответить

    Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.
    Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

    Ещё одна игра

    Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики. Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?
    Править – воля – лом (выписываются пр, в, л).
    Томат – роль – топь (выписываются т, р, т).
    Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н).

    Заключение

    В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.
    Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.

  6. MoJIoKo Ответить

    Твердые и мягкие согласные различаются особенностями артикуляции, а именно положением языка: при образовании мягких согласных все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, при образовании твердых согласных тело языка сдвигается назад.
    Согласные образуют 15 пар, противопоставленных по твердости / мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].
    К твердым непарным относят согласные [ц] , [ш] , [ж] , а к мягким непарным – согласные [ч’], [щ’], [й’] (непарным мягким является также звук [ж’], встречающийся в некоторых словах в речи отдельных носителей языка) .
    Согласные [ш] и [щ’] (а также [ж] и [ж’]) пар не образуют, так как отличаются не только твердостью / мягкостью, но и краткостью / долготой.
    В отличие от глухости / звонкости, твердость / мягкость парных согласных обозначается не при помощи согласных букв, а иными средствами.
    Мягкость согласных обозначается следующим образом.
    Для парных по твердости / мягкости согласных мягкость обозначается:
    1) буквами я, е, ё, ю, и: мал – мял, мол – мёл, пэр – перо, буря – бюро, мыло – мило (перед е в заимствовании согласный может быть твердым: пюре) ;
    2) мягким знаком – в конце слова (конь) , в середине слова у [л’] перед любым согласным (полька) , после мягкого согласного, стоящего перед твердым (весьма, раньше) , и у мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г’], [к’], [б’], [м’], являющимися результатом изменения соответствующих твердых (серьги – ср. серьга) – см. сильные по твердости / мягкости позиции.
    В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягкости парных согласных не пишется (мостик, песня, разве) , потому что позиционная мягкость, как и другие позиционные изменения звуков, на письме не отражается.
    Для непарных согласных нет необходимости в дополнительном обозначении мягкости, поэтому возможны графические правила «ча, ща пиши с а» .
    Твердость парных согласных обозначается отсутствием мягкого знака в сильных позициях (кон, банка) , написанием после согласного букв а, о, у, ы, э (мал, мол, мул, мыл, пэр) ; в некоторых заимствованиях твердый согласный произносится и перед е (фонетика) .
    Твердость непарных твердых согласных, как и непарных мягких, дополнительного обозначения не требует, поэтому возможно существование графического правила о написании жи и ши, орфографических привил о написании и и ы после ц (цирк и цыган) , о и ё после ж и ш (шорох и шёпот) .
    Твердый знак выполняет в русском языке разделительную функцию – указывает, что после согласного йотированная гласная буква обозначает не мягкость согласного, а два звука: я – [й’а] , е – [й’э] , ё – [й’о] , ю – [й’у] (объять [абй’а?т’], съест [сй’эст] , съёмка [сй’о?мка]) .
    Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции – разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию:
    1.Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный) и в некоторых иноязычных словах перед о: (бульон, компаньон) .
    2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше) : конь, банька.
    3. Мягкий знак после непарного по твердости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию – пишется по традиции в определенных грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср. : ключ – ночь, учится – учиться) . При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твердых, но и у непарных мягких согласных.

  7. Нюша Ответить

    Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими.
    Мягкие согласные обозначают
    с помощью вот такого значка [ ‘].
    Произнесите пары слов и обратите внимание на первый звук:
    мал [м] – мял[м’]
    был [б] – бил[б’]
    нос [н] – нёс [н’]
    дыма[д] – Дима [д’]
    Когда мы произносим мягкий звук,
    серединка языка приподнимается и
    стремится прикоснуться к середине нёба.
    Попробуйте ещё раз:
    [м]-[м’]
    [б]-[б’]
    [н]-[н’]
    [д]-[д’]
    Твёрдые и мягкие согласные звуки образуют пары.
    Если у мягкого согласного звука есть твёрдая пара,
    такой согласный называют
    парным по мягкости – твёрдости.
    Это надо знать, когда вы осуществляете
    фонетический разбор слова,
    о котором можно прочитать здесь.
    Чтобы объяснить ребёнку
    понятие твёрдости – мягкости
    согласных звуков,
    звуки в паре часто называют “братьями”.
    Твёрдый – “старший брат”, мягкий – “младший брат”.
    Эти звуки обозначаются одной и той же буквой,
    и отличаются лишь положением языка
    при произношении.
    Для того, чтобы помочь ребёнку осознать
    явление твёрдости – мягкости и научить определять,
    какой звук он произнёс, или услышал, (есть дети,
    которым это даётся крайне сложно), я играю
    с учениками в такую обучающую игру:
    “Назови второго брата”


    Я бросаю ребёнку мяч
    и называю твёрдый согласный звук, а он должен
    подобрать ему мягкую пару и бросить мяч обратно:


    Я: [м] , ребёнок: [м’]
    я: [д] , ребёнок: [д’]
    я: [п] , ребёнок: [п’] и т.д.


    В следующий раз мы поиграем наоборот – я называю
    мягкий согласный звук, а ребёнок – твёрдый:


    я:[л’], ребёнок: [л]
    я:[с’], ребёнок: [с]
    я:[т’], ребёнок: [т].


    Затем игра усложняется: я называю согласный звук,
    а ребёнок должен определить, твёрдый это звук,
    или мягкий.


    Следующее усложнение – я называю не отдельный звук,
    а звук в слове, например, прошу указывать мягкость или
    твёрдость первого звука в слове.


    Пар твёрдых и мягких согласных звуков
    в русском языке 15:
    твёрдые мягкие
    [б] [б’]
    [в] [в’]
    [г] [г’]
    [д] [д’]
    [з] [з’]
    [к] [к’]
    [л] [л’]
    [м] [м’]
    [н] [н’]
    [п] [п’]
    [р] [р’]
    [с] [с’]
    [т] [т’]
    [ф] [ф’]
    [х] [х’]
    Но есть и такие согласные звуки, у которых нет пары
    по мягкости – твёрдости.
    Эти звуки называют
    непарными по мягкости – твёрдости.
    Таких звуков – 6.
    Три непарных твёрдых согласных звука:
    [ж], [ш], [ц].
    И три непарных мягких согласных звука:
    [й],[ч],[щ].
    Я уже сказала о том, что парные согласные –
    и мягкий, и твёрдый – обозначаются одной и той же буквой.
    Как же нам тогда при чтении
    произносить согласные звуки – твёрдо или мягко?
    Или как обозначить мягкость согласного звука,
    когда мы пишем какое – то слово?
    На письме мягкость согласных звуков обозначается
    1. С помощью буквы ь.
    2. С помощью гласных букв е, ё, и, ю, я.
    Эти гласные ещё называют гласными второго ряда,
    в отличие от гласных первого ряда: а, о, у, ы, э,
    которые указывают на твёрдость стоящего перед ними парного согласного.
    Знание того, как на письме обозначается мягкость
    согласного звука, дарит нам ещё один способ
    определить, какой перед нами парный согласный звук –
    твёрдый или мягкий?
    Если после парного по мягкости – твёрдости согласного
    пишется ь или буквы е, ё, и, ю, я, согласный мягкий!
    пень [п’эн’], ключ [кл’уч’], лимон [л’имон].
    (Не путайте с непарными – [ж,ш,ц,й,ч,щ]
    – на них это правило не распространяется!) :
    мышь [мыш], тишь [тиш], молодёжь [малад’ош],
    цепь [цэп’], цитрус [цытрус] – ни ь, ни буквы е, ё, и, ю, я
    не означают, что звуки [ж, ш, ц] стали мягкими!
    Здесь можно узнать, что такое буквы и что такое звуки.
    В этой статье я рассказываю о гласных звуках и буквах.
    В этой статье я рассказываю о том, как образуются
    согласные звуки.
    Если вам необходимо разобраться со звонкостью и
    глухостью согласных звуков, вам сюда.
    Если у вас часто возникают вопросы по программам
    начальной школы, рекомендую вам приобрести
    “Справочник школьника”, где есть практически
    вся информация по школьным предметам.
    Новейший справочник школьника. 1-4 классы. Ирина Терентьева, Наталья Курбатова | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-699-30092-1, 5-8123-0332-0

  8. Huginin Ответить

    В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
    б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].
    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

    Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].
    Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
    парныенепарные
    твёрдыемягкиетолько твёрдыетолько мягкие
    [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]
    [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’]
    [ж], [ш], [ц]
    [ч’], [щ’], [й’]

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
    Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.
    парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
    парныенепарные
    звонкиеглухиетолько звонкиетолько глухие
    [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]
    [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’]
    [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]
    [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

    Сонорные, шумные и шипящие согласные

    Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
    Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
    Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
    Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
    Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

    Парные и непарные согласные звуки

    Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

    Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
    Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

  9. YTOPYB Ответить

    Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.
    shkolazhizni.ru
    Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

    Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

    «Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.
    Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.
    Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.
    Начните с изучения гласных.
    Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.
    Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.
    Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.
    Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.
    Используйте зеркало.
    Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.
    Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.
    Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.
    Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
    Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.
    Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.
    Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.
    Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

    Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

    Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
    По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
    Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
    * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
    Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
    Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
    Важное условие! Систематичность и спокойствие.
    Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

    Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные


    Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.
    Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.
    Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.
    Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.
    Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.
    Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.
    Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.
    Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.
    Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.
    Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.
    Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
    Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
    Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
    Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
    Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
    Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
    Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
    Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *