Как определить утечку тока в автомобиле с помощью мультиметра?

9 ответов на вопрос “Как определить утечку тока в автомобиле с помощью мультиметра?”

  1. Inkognito Ответить

    Важная тонкость: после замыкания бортовой цепи мультиметром, в первые пару минут ток утечки может быть весьма большим. Объясняется это тем, что обесточенные приборы только что получили питание и ещё не вошли в режим энергосбережения. Плотно держите щупы на контактах и подождите до пяти минут (можно воспользоваться щупами с «крокодилами», чтобы обеспечить надёжное соединение на такое длительное время). Скорее всего, ток постепенно упадёт. Если же высокие значения остаются, проблема с электрооборудованием однозначно существует.
    Нормальные значения токов утечки разнятся для различных ТС. Ориентировочно это 20-70 мА, но для старых автомобилей они могут быть ощутимо больше, равно как и для авто отечественного производства. Современные иномарки вообще могут потреблять на стоянке считанные единицы миллиампер. Лучше всего воспользоваться интернетом и выяснить, какие значения для вашей модели являются приемлемыми.

    Как найти ток утечки

    Если измерения оказались неутешительными, придётся искать «виновника» высокого потребления энергии. Рассмотрим сначала неисправности штатных компонентов, которые могут привести к высокому току утечки.
    Диоды на выпрямителе генератора не должны пропускать ток в обратном направлении, но это только в теории. На практике, они имеют небольшой обратный ток, порядка 5-10 мА. Поскольку диодов в мосту выпрямителя четыре штуки, отсюда получаем до 40 мА. Однако со временем полупроводники имеют свойство деградировать, изоляция между слоями истончается, и обратный ток может увеличиться до 100-200 мА. В таком случае поможет только замена выпрямителя.
    Магнитола имеет специальный режим, в котором она практически не потребляет мощности. Однако, чтобы она входила в этот режим и не разряжала АКБ на стоянке, её необходимо подключать правильно. Для этого используется сигнальный вход ACC, который следует подключить к соответствующему выходу с замка зажигания. Уровень +12 В появляется на этом выходе только тогда, когда ключ вставлен в замок и немного повёрнут (положение ACC – «аксессуары»). При наличии сигнала ACC, магнитола находится в режиме ожидания и может потреблять довольно много тока (до 200 мА) при этом будучи выключенной. Когда водитель, уходя из машины, вытаскивает ключ, сигнал ACC пропадает, и магнитола переходит в спящий режим. Если линия ACC на магнитоле не подключена или замкнута на +12 В питания, то устройство всегда находится в режиме ожидания и потребляет много энергии.
    Сигнализации и иммобилайзеры начинают потреблять слишком много из-за неисправных датчиков, например, заклинивших концевиков на двери. Иногда «аппетиты растут» из-за сбоя в программном обеспечении (прошивке) устройства. Например, контроллер начинает постоянно подавать напряжение на катушку реле. Зависит от конкретного устройства, но может помочь полное отключение и сброс устройства, либо перепрошивка.
    Различные коммутирующие элементы, такие как реле или транзисторы тоже могут создавать повышенное потребление. В реле это могут быть «залипшие» от грязи и времени контакты. Транзисторы обладают мизерным обратным током, но при пробое полупроводника его сопротивление становится равным нулю.
    В 90 % случаев проблема лежит не в стандартном оборудовании автомобиля, а в нештатных устройствах, подключенных самим водителем:
    На «неродную» магнитолу распространяется всё то же правило подключения линии ACC, что и на штатную. Дешёвые некачественные магнитолы могут игнорировать эту линию вовсе и оставаться в обычном режиме, потребляя большую мощность.
    При подключении усилителей необходимо также соблюдать верную схему подключения, потому что они тоже имеют сигнальную линию управления питанием и энергосбережением, которая управляется обычно магнитолой.
    Только что сменили или добавили охранную систему, и уже на следующее утро аккумулятор был разряжен «в ноль»? Проблема однозначно в ней.
    В некоторых автомобилях гнездо прикуривателя не отключается даже при выключении зажигания. И если через него запитаны какие-либо устройства (например, тот же видеорегистратор), то они продолжают давать ощутимую нагрузку на АКБ. Не стоит недооценивать «маленькую коробочку с камерой», некоторые из них имеют потребление в 1 А и более.
    Приборов в современной машине действительно множество, но есть действенный способ поиска «врага». Он заключается в использовании распределительной коробки с предохранителями, которая есть в каждом авто. На неё приходит шина +12 В с аккумулятора, а уже от неё расходится проводка ко всевозможным потребителям. Процесс заключается в следующем:

  2. Blackfont Ответить

    Проверка включает в себя:
    Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла – аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
    Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
    Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
    Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора – прибор покажет значение тока утечки.
    Нормальный показатель – 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.

    Показания пришли в норму – вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.
    Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:
    аккумулятор;
    датчики;
    высоковольтные провода;
    генератор.
    Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.

    Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

    Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.
    Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный – к «минусовой». Если перепутаете – не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.
    Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

    Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.
    Нормальные цифры при работающем двигателе – 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше – аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.
    Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.
    Как проверить датчики автомобиля мультиметром
    Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:
    коленвала;
    скорости;
    детонации;
    ABS;
    кислородный датчик.
    Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.
    Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

    Датчик ABS


    Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.
    Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.
    С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.

    Датчик коленвала

    Важный элемент – без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.

    Кислородный датчик


    Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.
    Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.
    Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

    Датчик детонации

    Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.

    С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» – к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.

    Датчик скорости

    Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.
    После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.
    Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.

    Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром


    Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают – пора проверить высоковольтные провода. Точнее – измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:
    отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
    включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.
    Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:
    качество изоляции проводов;
    длина;
    наличие микроповреждений;
    тип проводов.
    Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

    Как проверить мультиметром генератор на машине


    Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.
    Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
    Подключаете мультиметр к аккумулятору.
    Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
    После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.
    И снова измеряете напряжение. Норма – 13-14 вольт. Максимум – 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.

    Вместо послесловия


    При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины – спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.
    С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» – промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.
    После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!
    Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

  3. Malagrel Ответить

    Вполне житейская ситуация: пытаясь завести утром двигатель автомобиля, вы обнаруживаете, что стартер вращает коленчатый вал слишком медленно либо не крутит вовсе. Аккумуляторная батарея попросту разрядилась в течение ночи, хотя раньше ее работа нареканий не вызывала. В данном случае причина самопроизвольной разрядки скрывается в другом месте – энергию потребляет оборудование машины, постоянно подключенное к бортовой сети. Чтобы выявить конкретного «виновника», необходимо измерить и найти утечку тока, а после принимать решение – ехать на автосервис или производить ремонт самостоятельно.

    Нормативная величина утечки

    После выключения зажигания и изъятия ключа из замка часть электрических устройств остается подключенной к источнику питания – аккумулятору – посредством бортовой сети. К данному оборудованию относится:
    стартер;
    электрогенератор;
    контроллер блока управления двигателем;
    автомобильная магнитола;
    блок противоугонной сигнализации;
    различные гаджеты – видеорегистратор, навигатор, камера и тому подобные устройства.
    Перечисленное оборудование постоянно потребляет электроэнергию батареи в незначительных количествах. Например, память электронного блока управления подачей топлива «берет» из бортовой сети примерно 5 миллиампер (мА), охранная система – порядка 25 мА, штатная аудиосистема – 3 мА.
    В зависимости от модели транспортного средства и количества электроприборов допустимая утечка тока в автомобиле на стоянке должна укладываться в диапазон 0,03–0,06 ампера или 30–60 мА. Оптимальное значение для машин марки ВАЗ составляет 0,03 А.

    Как происходит разрядка батареи?

    Ускоренный разряд аккумулятора возникает в случае превышения указанного значения в несколько раз. Если норма будет превышена незначительно (до 0,1–0,5 А), автолюбитель не заметит проблемы и спокойно продолжит эксплуатацию авто, хотя срок службы источника питания станет незаметно сокращаться.
    Когда потребление каким-либо электроприбором вызовет повышение тока в цепи от 1 до 10 А, аккумулятор начнет разряжаться очень быстро – буквально за ночь. Почему автомобильное оборудование «тянет» из батареи электроэнергию в состоянии покоя:
    В подавляющем большинстве случаев (около 90%) причиной ускоренной разрядки становится неквалифицированное вмешательство в электрическую схему машины. Сюда относится установка и неправильное подключение нештатных приборов – усилителей, сабвуферов, стеклоподъемников, противотуманных фар и дополнительных обогревателей.
    На автомобилях с большим пробегом (свыше 200 тыс. км) нередко возникают неполадки силового оборудования – генератора либо стартера. В результате обмотки указанных агрегатов становятся потребителями энергии.
    Залипание контактов одного либо нескольких реле, включающих силовые цепи, например, подогревателя стекла или сиденья.
    Если вы столкнулись с ситуацией, когда требуется ежедневная подзарядка вполне исправного источника питания, необходимо измерить ток утечки аккумулятора и сопоставить показания с нормой. В случае превышения попытайтесь найти источник проблемы описанными ниже способами.
    Важное замечание. Короткое замыкание электропроводки на кузовные детали машины вследствие нарушения изоляции не относится к утечкам.
    Такая неисправность проявляется иначе – слышен запах горелого пластика, виднеется дым и искры, затем проводник перегорает или вызывает пожар. За столь короткий промежуток времени аккумуляторная батарея не успевает разрядиться «в ноль».

    Проверка с помощью амперметра

    Для проведения контрольных замеров лучше всего подойдет обычный мультиметр со встроенной функцией измерения силы тока. Цена простейшей бытовой модели сопоставима со стоимостью подобной услуги на станции техобслуживания, поэтому проще купить приборчик – он пригодится для дальнейшего обслуживания машины и в домашнем хозяйстве.
    Чтобы проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, следуйте такому алгоритму:
    Откройте крышку капота.
    Полностью воссоздайте условия, при которых оставляете транспортное средство на стоянке – отключите зажигание и все электроприборы, извлеките ключ и закройте центральный замок. Противоугонную сигнализацию не активируйте – сделаете это после подсоединения мультиметра.
    Открутите болт «плюсовой» клеммы аккумулятора и снимите контакт. Установите на мультиметре режим измерения силы постоянного тока, максимальное значение – 20 ампер.
    «Минусовый» зажим амперметра подсоедините к снятому контакту, положительный – к клемме аккумулятора.
    Активируйте охранную сигнализацию и обождите 1–2 минуты, затем снимайте показания прибора.

    Примечание. В различных моделях мультиметров максимальная измеряемая величина силы тока может составлять 10–50 А. Выберите режим, на котором прибор покажет целые, десятые и сотые доли ампера.
    Если проверка утечки тока дала результат в пределах 0,05 А (50 мА), неполадку следует искать в другом направлении – батарея разряжается вследствие износа либо неисправности регулятора напряжения зарядки. В противном случае переходите к поиску потребителя энергии, руководствуясь представленной ниже инструкцией.
    Чтобы не снимать клемму с батареи и таким способом не обнулять память контроллера, магнитолы и прочих устройств, воспользуйтесь другим методом подключения амперметра:
    Тонким надфилем зачистите клемму аккумулятора под контактом от окисла.
    Отыщите неизолированный медный провод, просуньте под контакт, сделайте петлю и плотно затяните вокруг «плюсовой» клеммы.
    К медному проводнику подключите положительный зажим мультиметра, к съемному контакту – отрицательный.
    Открутите болт, отсоедините контакт от клеммы и выполняйте замеры. Электрическая цепь не разорвется – амперметр пропустит напряжение через себя и память контроллера не очистится.

    Как отыскать потребителя энергии?

    Дальнейший поиск утечки тока в автомобиле производится с помощью блока предохранителей (как правило, установлен под капотом вблизи лобового стекла). Порядок действий такой:
    Оставьте амперметр подключенным к контактам аккумуляторной батареи, снимите крышку блока предохранителей.
    Поочередно выдергивая из гнезд предохранители, следите за показаниями на дисплее мультиметра. Если манипуляция не дает результата и величина тока остается прежней, вставляйте элемент обратно в гнездо и переходите к следующему.
    Когда заметите падение тока до нормы, выясните, какие электроприборы «висят» на цепи выдернутого предохранителя. Ищите «виновника» методом исключения, проверяя каждого потребителя отдельно.
    Пример: цепь с повышенным потреблением питает 3 единицы оборудования – прикуриватель, обогреватель заднего стекла и лампу плафона. Разобраться с прикуривателем и лампочкой несложно – надо отключить эти приборы и померить ток на контактах реле, замыкающих цепь подогревателя. Если показания превышают норму, отсоедините разъем нагревательного элемента и попробуйте заменить реле.
    Несколько потребителей запитано от аккумулятора напрямую, минуя блок предохранителей. Сюда относится электронный блок управления двигателем, стартер и генератор. Если манипуляции с плавкими вставками не принесли результата и показания дисплея не изменились, переходите к проверке электрогенератора:
    Отсоедините положительную клемму аккумулятора.
    Открутите от генератора питающий провод и обмотайте оголенный конец любым диэлектриком (можно ветошью), дабы избежать короткого замыкания.
    Подсоедините к разрыву цепи батареи мультиметр и проверьте величину тока. Если в генераторе вышел из строя диодный мост, потребление снизится до нормы.
    Как правило, пробитый диод генератора вызывает большое потребление тока, измеряемого амперами. Нагруженная обмотка выступает в качестве электромагнита, что легко проверяется с помощью металлического ключа, приложенного к шкиву агрегата. Если ключ притягивается, электрогенератор наверняка неисправен и расходует энергию аккумулятора впустую.
    Аналогичным образом можно замерить утечку тока в других цепях, подключенных напрямую. Загляните в электрическую схему авто и поочередно отсоединяйте провода, минующие блок предохранителей. Если по разным причинам мультиметр отсутствует, попытайтесь решить проблему такими способами:
    внимательно осмотрите автомобиль внутри на предмет горящей лампочки в бардачке либо багажнике;
    попробуйте рукой стекла, куда встроены электрические подогреватели;
    проверьте, не нагреваются ли сиденья;
    полностью отключите охранную сигнализацию и магнитолу с усилителем.
    Столкнувшись с утечкой тока и разрядкой батареи, вспомните, какое нештатное оборудование довелось установить на машину в последние дни. Причина наверняка кроется в неправильном подключении устройства.
    ?

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *