Как определить в словосочетании главное и зависимое слово?

11 ответов на вопрос “Как определить в словосочетании главное и зависимое слово?”

  1. Trueworker Ответить

    Вспомним, что словосочетание – это два и более слова, связанные по смыслу и грамматически.
    Как мы знаем, связь между словами в словосочетании является подчинительной, то есть одно из слов как бы подчиняется другому и зависит от него.
    Данное слово называется зависимым, а то слово, от которого зависит данное слово, является в словосочетании главным. Как же определить, какое из слов главное, а какое зависимое?
    Подчинительная связь в словосочетаниях бывает следующих видов:
    -согласование,
    -управление,
    -примыкание.
    В словосочетании от главного слова к зависимому всегда можно задать вопрос. В словосочетании со связью согласование зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: в синем ( каком? ) небе – небе главное слов, синем зависимое.
    В словосочетании со связью управление главное слово как бы “управляет” формой зависимого слова: смотреть ( главное слово ) что? фильм ( зависимое слово ).
    В словосочетаниях со связью примыкание между главным и зависимым словом нет грамматической связи, только смысловая, но вопрос, тем не менее, от главного к зависимому слову можно задать:
    спать как? сладко.
    Итак, основной критерий отличия главного слова от зависимого в словосочетании: от главного слова к зависимому можно задать вопрос.

  2. Adoratius Ответить

    Умение отыс­кать зави­си­мое сло­во помо­жет в пра­во­пи­са­нии. Например, при­ча­стия в пол­ной фор­ме пишут­ся слит­но с при­став­кой не-. Но если у при­ча­стия име­ет­ся хотя бы одно зави­си­мое сло­во, то оно с отри­ца­тель­ной части­цей «не» пишет­ся раз­дель­но.
    Сравним:
    Непрекращающийся дождь поме­шал нашим пла­нам.
    Не пре­кра­ща­ю­щий­ся в тече­ние суток дождь смыл все пере­пра­вы на реке.
    Непрочитанный роман сто­ял на книж­ной пол­ке.
    Ещё не про­чи­тан­ный роман остал­ся лежать рас­кры­тым.
    Не все соче­та­ния слов мож­но назвать сло­во­со­че­та­ни­ем, и соот­вет­ствен­но в такой паре слов невоз­мож­но ука­зать глав­ное и зави­си­мое сло­во.

    Зависимое слово в причастном обороте

    В сло­во­со­че­та­нии, глав­ным сло­вом кото­ро­го явля­ет­ся при­ча­стие, име­ет­ся зави­си­мое сло­во или несколь­ко зави­си­мых слов, кото­рые состав­ля­ют при­част­ный обо­рот.
    В порос­шей жал­кой рас­ти­тель­но­стью тундре есть свои чудес­ные аро­ма­ты (И. Соколов-Микитов).
    От опре­де­ля­е­мо­го сло­ва «в тундре» зада­ем син­так­си­че­ский вопрос к согла­со­ван­но­му опре­де­ле­нию, выра­жен­но­му при­част­ным обо­ро­том:
    в тундре какой? порос­шей жал­кой рас­ти­тель­но­стью.
    В этом пред­ло­же­нии у дей­стви­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни «порос­шей» име­ет­ся зави­си­мое сло­во — суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа:
    порос­шей чем? рас­ти­тель­но­стью.
    Оно свя­за­но с глав­ным сло­вом (при­ча­сти­ем) под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния и состав­ля­ет с ним сло­во­со­че­та­ние. У суще­стви­тель­но­го «рас­ти­тель­но­стью» тоже име­ет­ся зави­си­мое сло­во — при­ла­га­тель­ное «жал­кой», кото­рое свя­за­но с ним под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния.
    Рассматриваемый при­част­ный обо­рот нахо­дит­ся перед опре­де­ля­е­мым сло­вом и поэто­му не тре­бу­ет выде­ле­ния зна­ка­ми пре­пи­на­ния.
    Потренируемся в поис­ке зави­си­мых слов в при­част­ном обо­ро­те. Учтите, что зна­ки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны!
    Между тон­кой сизой поло­сой лежа­щей на гори­зон­те и тяже­лой сло­и­стой сине-меловой тучей воз­ник­ло кроваво-красное зуб­ча­тое пла­мя (Ю. Нагибин).
    Место выбран­ное для лаге­ря ничем не отли­ча­лось от десят­ков таких же сто­я­нок в таких же диких нехо­же­ных местах (И. В. Семёнов).
    Комендант шта­ба нашел не тро­ну­тую вой­ной тихую улоч­ку (Д. Драгунский).
    Словарь отра­жа­ет все изме­не­ния про­ис­хо­дя­щие в мире запе­чат­ле­ва­ет опыт и муд­рость веков и не отста­вая сопут­ству­ет жиз­ни раз­ви­тию тех­ни­ки нау­ки искус­ства (С. Я. Маршак).
    Ни с чем не могу срав­нить опу­сто­ше­ния испы­ты­ва­е­мо­го по окон­ча­нии рабо­ты (К. Федин).
    И толь­ко пури­сты вооб­ра­жа­ют что язык это нечто непо­движ­ное наве­ки застыв­шее не бур­ный поток а сто­я­чее озе­ро (К. Чуковский).

    Видеоурок «Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое слово»

  3. JOH Ответить

    Для того, чтобы определить, какое слово в словосочетании является зависимым, а какое – независимым, нужно научиться правильно ставить вопросы между словами в словосочетании.
    Давайте рассмотрим примеры.
    1) писать, ручка
    Эти два слова не связаны между собой. Чтобы их связать, нужно одно из них изменить. Писать (чем?) ручкой. Глагол “писать” требует, чтобы существительное “ручкой” стояло в форме творительного падежа. Это значит, что форма существительного от него зависит, а само слово “ручкой” является зависимым по отношению к слову “писать”, которое не меняло свою форму, оставаясь независимым.
    2) писать, аккуратно
    Словосочетание “писать аккуратно” состоит из слов, которые мы соединили по смыслу, а грамматическая их форма при этом не менялась. Как же проверить, какое из них зависимое? Задать вопрос. То слово, которое отвечает на вопрос, является зависимым, а то, от которого мы вопрос задали, является независимым. Писать (как?) аккуратно. В этом примере глагол “писать” снова является независимым.
    Глаголы не всегда независимы. Например, в словосочетаниях “попросил (что сделать?) отнести”, “пришли (с какой целью?) передать” оба слова являются глаголами, но одно из них независимое, а второе зависимое.

  4. only yours Ответить

    Как известно, слова объединяются в словосочетания не случайно, а по определенным законам, законам лексической сочетаемости. Но что же еще необходимо, кроме лексической сочетаемости,  для объединения слов?
    Необходима подчинительная связь. В любом словосочетании мы найдем главное и зависимое слова, причем главное «командует» зависимому, в какой форме нужно  находиться. А зависимое слово «выполняет команды» в зависимости от своих грамматических характеристик.
    Существуют следующие виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление и примыкание.  Рассмотрим подробнее каждый из этих видов связи.
    Согласование
    В самом названии заложен смысл этого вида связи: зависимое слово находится «в согласии» с главным, согласуется с ним. Это значит, что если изменяется главное слово, то вместе с ним и зависимое. Например,  (есть) замечательная ученица,  (нет) замечательной ученицы, (любуюсь) замечательной ученицей; (есть) подходящая кандидатура, (нет) подходящей кандидатуры, (любуюсь) подходящей кандидатурой. Изменилось главное слово – изменило свою форму и зависимое, приняло падежную форму своего «начальника».
    В роли главного слова в таких словосочетаниях обычно встречается существительное или похожее  слово, т.е. часть речи, которая называет предмет. А зависимыми словами являются те части речи, которые способны с существительным согласоваться в роде, числе и падеже. Это могут делать прилагательные, причастия, порядковые числительные и некоторые местоимения.
    Примеры: деревянный дом, проходящий человек, первый класс, некоторое сходство.
    Словосочетания со связью согласование обычно выражают определительные отношения.
    Управление
    И снова нам помогает название вида связи: при управлении главное слово «управляет» зависимым, т.е. требует от него определенной грамматической формы (падежной формы существительного или слова, похожего на существительное). При этом, в отличие от согласования, изменяться может только главное слово, а зависимое вместе с  ним не согласуется. Зависимое слово может находиться только в форме косвенных падежей, если падеж именительный, то это уже не управление.
    Например: управлять глаголом, управлял глаголом, будет управлять глаголом, управляете глаголом; ходить в театр, ходили бы в театр, ходят в театр, ходим в театр. Главное слово изменяется, а вот зависимое остается в своей падежной форме.
    Главным словом при таком виде связи обычно бывает глагол, но могут также быть существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия – словом, любая самостоятельная часть речи.
    Чаще всего управляют падежной формой существительного (или похожего на него слова) глаголы. Это управление может осуществляться как с помощью предлогов, так и без них.
    Примеры: заботиться о сестренке, уважать преподавателя, спасать медвежонка.
    При согласовании и примыкании предлогов мы не встретим, использование предлогов – привилегия управления.
    Другие части речи реже выступают в роли главного слова при управлении.
    Местоимения нечасто управляют падежными формами слов: кто-то из браконьеров, они с приятелем.
    Нечасто участвуют в управлении и числительные: семеро козлят, три медведя.
    Наречия уже больше распространены в роли главного слова: высоко на небесах, недалеко от колледжа, незадолго перед ЕГЭ.
    Существительные и прилагательные представлены довольно широко в данном виде подчинительной связи: бледный от болезни, здоровый до старости, похожий на отца, работа на востоке, дружба с одноклассниками.
    Зависимым словом обычно является существительное в форме косвенного падежа (не именительного) или слово, которое похоже на существительное по грамматическим характеристикам. Это может быть местоимение, числительное, прилагательное или причастие в роли существительного.
    Примеры: благодарить за него (местоимение), увидеть семерых (числительное), лечить больных (прилагательное), рассказывать учащимся (причастие).
    Примыкание
    При таком виде подчинительной связи главное слово не управляет зависимым, не требует от него определенной грамматической формы просто потому, что в роли зависимого слова выступают части речи и формы, которые вообще не изменяются: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив). А вот главным словом может быть любая самостоятельная часть речи.
    Примеры: говорить красиво (глагол), наука объяснить (существительное), экономически обоснованный (причастие), очень красивый (прилагательное), кто-то опытнее (местоимение), слишком рано (наречие), двое справа (числительное). (Главные слова выделены жирным шрифтом.)
    Как же определить вид связи в словосочетании?
    1. Попробовать изменить словосочетание по падежам. Изменяются оба слова – перед вами согласование.
    2. Словосочетание с предлогом? Если да – это наверняка управление.
    3. Посмотреть, чем выражено зависимое слово. Если неизменяемой частью речи или формой – это примыкание.
    4. Если не подошло все, что написано выше, то это точно управление.
    Всего 4 пункта – и у Вас наверняка получится определить, какой вид связи в словосочетании!
    Удачи Вам и красивого, грамотного, интересного русского языка!
    Остались вопросы? Не знаете, как определять вид связи слов в словосочетаниях?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
    Первый урок – бесплатно!
    Зарегистрироваться
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  5. Taugor Ответить

    Давайте рассмотрим картинку:

    На картинке мы видим разные столы. Просто слово стол не объясняет, какой это стол. Добавив к слову стол прилагательное, мы объясним какой это стол.
    Например:
    компьютерный стол, кухонный стол, письменный стол.
    Таким образом, мы определили, что в данных словосочетаниях главным словом является существительное стол, а слова прилагательные компьютерный, кухонный и письменный – зависимые. Составим схему для этих словосочетаний:

    Рассмотрим пример других словосочетаний со словом стол:
    писать на столе
    подойти к столу
    положить на стол
    В данных словосочетаниях слово стол не является главным. Здесь главным является глагол, а существительное стол – зависимое, так как оно конкретизирует глагол:
    Что делать? Писать – гл. Писать на чем? На столе – сущ. в предложном падеже.
    Что делать? Подойти – гл. Подойти к чему? К столу – сущ. в дательном падеже.
    Что делать? Положить – гл. Положить на что? На стол – сущ. в винительный падеже.

    Как связаны слова в словосочетаниях
    Давайте рассмотрим этот вопрос на примере двух словосочетаний:
    древний дуб
    древние дубы
    Итак, схема этих словосочетаний прил. + сущ., причем сущ. является главным словом, а прил. – зависимым. Но чем же они отличаются?
    В первом случае, существительное дуб в единственном числе, а во втором – во множественном. Число зависимого слова – прилагательного меняется в зависимости от числа главного слова – существительного.
    Мы получили правило:
    В словосочетании зависимые имена прилагательные употребляются в том же числе, что и существительные.
    Давайте рассмотрим ещё один пример:
    вишневый сок
    сок из вишни
    Чем схожи эти словосочетания? Они описывают одно и то же, но схемы у них разные:

    Здесь есть сходство в значении: предмет и признак предмета.
    Словосочетания, как и слова, могут быть близкими по значению, несмотря на различие в их строении
    Спасибо, что Вы с нами.

  6. kopna Ответить

    § 2. Синтаксический разбор
    словосочетания

    Порядок разбора словосочетания
    1. Выделить словосочетание из предложения.
    2. Найти главное и зависимое слово; указать,
    какими частями речи они выражены; составить
    схему строения словосочетания.
    3. Назвать тип словосочетания по главному слову
    (глагольное, именное, наречное).
    4. Определить вид подчинительной связи
    (согласование, управление, примыкание).
    Образец письменного разбора
    И снится чудный сон Татьяне. (А. Пушкин)
    1) Чудный сон – прил. + сущ., именное, согл.;
    2) снится Татьяне – глаг. + сущ., глагольное,
    упр.
    Задание
    1. Прочитайте предложение.
    Морозна ночь, всё небо ясно;
    Светил небесных дивный хор
    Течет так тихо, так согласно… (А. Пушкин)
    Увидели ли вы эту картину на своем мысленном
    экране?
    2. В каком значении употребляется слово хор?
    Подберите синонимы к прилагательному дивный.
    3. Выделите в предложении грамматические
    основы, после этого сделайте синтаксический
    разбор всех словосочетаний.
    Задание
    В классе выполняли синтаксический разбор
    словосочетаний. Проверьте, нет ли ошибок в
    следующей работе.
    Хороводы звезд чудными узорами сплетались на
    далеком небосводе. (М. Лермонтов)
    Хороводы звезд
    – сущ. + сущ., именное, согл.;
    чудными узорами – прил. + сущ., именное,
    согл.;
    сплетались на небосводе – глаг. + сущ.,
    глагольное, упр.;
    сплетались узорами – глаг. + нар., прим.
    Задание
    1. Прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина
    “Евгений Онегин”. Пусть поработает ваше
    воображение.
    Был вечер. Небо меркло. Воды
    Струились тихо. Жук жужжал.
    Уж расходились хороводы;
    Уж за рекой, дымясь, пылал
    Огонь рыбачий. В поле чистом,
    Луны при свете серебристом
    В свои мечты погружена,
    Татьяна долго шла одна.
    2. Выпишите по три словосочетания с разными
    видами связи. Сделайте синтаксический разбор
    любых двух словосочетаний.
    3. В каком значении употреблено слово хороводы?
    А какое значение имеет это же слово у
    М.Лермонтова (см. предыдущее задание)?
    Задание
    1. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и
    распределяя в разные группы словосочетания по
    видам связи. Для словосочетаний со связью
    согласование укажите, в чем согласуются главное
    и зависимое слово.
    В зимн(е,и)м серебре, проснувшись рано, по
    утре(н,нн)ему снегу, снег почуя, кобылку бурую,
    мягко устла(н,нн)ые, веселым треском, бл(и,е)стя на
    солнце, (не)терпеливого коня, бразды пушистые,
    плетется рысью, бл(и,е)стательным ковром,
    (на)встречу северной Авроры.
    2. В каких пушкинских строчках встречаются эти
    словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия
    произведений и сами строки.
    3. В каком словосочетании по сравнению с
    пушкинским временем изменилась норма
    управления?
    4. Как называется стилистический прием, при
    котором в словосочетании или предложении
    нарушается обычный порядок слов? Приведите
    примеры.
    Задание
    1. Вспоминаем орфографию. Спишите,
    вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
    Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами.
    1) Зимн.. куртку, вьющ..ся зелень, ранн.. весной,
    прежн… подругу, в проснувш..ся лесу, о трепещущ..
    пламени, в поздн.. ночь, о моросящ.. дожде, нетающ..
    снегом…
    2) Написал на обложк.. тетрад.., присутствовать на
    открыти.. выставк.., подъехал к башн.. крепост..,
    подошел к крыльцу сторожк.., письмо из Астрахан..
    для Наталь..
    3) (По) весеннему небу, щебечут (по) весеннему,
    беспокоишься (по) прежнему, (по) прежнему пути,
    веял жаркий (по) летнему день…
    4) Коротко стриже..ые, стриже..ый мальчик, пече..ый
    картофель, пече..ый в золе, моще..ый плиткой,
    моще..ые улицы…
    2. Определите, какие слова в словосочетаниях из
    четвертого ряда являются главными, а какие
    зависимыми; укажите виды связи. С причастными
    оборотами составьте предложения.
    3. На основании этого задания сделайте вывод о
    том, какие орфографические и пунктуационные
    правила связаны с умением выделять
    словосочетания из предложения.
    § 3. Словосочетание и прогноз
    Способность смотреть вперед – замечательное
    свойство человека. Вы знаете, что для обозначения
    этой удивительной способности создан целый ряд
    слов: предвидение, предвосхищение,
    предугадывание, предчувствие, прогнозирование
    и
    др. Но чаще всего мы употребляем слово прогноз
    (вспомните выражение прогноз погоды). Так,
    читая предложение, которое начинается словом те,
    мы предугадываем, что скоро последует которые.
    Услышав слова для того, мы ожидаем чтобы.
    Подобные те, для того, там, когда дают нам
    возможность предвосхитить в какой-то степени и
    мысль, и выражающую эту мысль синтаксическую
    конструкцию. Увидев первые слова в предложении Когда
    мальчишки, бросив…
    , мы сразу же догадываемся,
    что, когда мальчишки, бросив что-то одно, занялись
    чем-то другим, произошло что-то третье. В
    некоторых случаях по уже прочитанным словам
    можно совершенно точно предсказать следующие.
    Даже маленькие дети, услышав незаконченные
    пушкинские строки: “Зимы ждала, ждала природа.
    Снег выпал только…”, безошибочно заканчивают:
    “в январе”.
    Но чаще всего мы прогнозируем формы слов и
    синтаксические конструкции. Рассмотрим, как
    работает прогноз, когда создается
    словосочетание. Для этого проанализируем
    несколько примеров.
    Возьмем словосочетание со связью согласование.
    Если в нем есть слово зеленая, то оно
    обязательно предскажет, что будет и главное
    слово, выраженное существительным в форме
    именительного падежа, единственного числа,
    женского рода, например: лампа, или кофта,
    или дыня, или букашка… А увидев слово трепещущих,
    мы тут же догадываемся, что где-то рядом появится
    существительное родительного или винительного
    падежа множественного числа: крыльев, или бабочек,
    или птиц
    Если главное слово обозначить латинской буквой
    А, а зависимое – буквой В, их
    взаимоотношения можно представить формулой А
    < — В,
    то есть зависимое слово предсказывает
    главное
    (конечно, если оно стоит первым в
    словосочетании). А предсказывает ли главное
    слово зависимое? Конечно, нет. Потому что у
    главного слова не обязательно будет зависимое,
    которое его характеризует. Значит, в связи
    согласование зависимое слово предсказывает
    главное, но не наоборот.
    А теперь рассмотрим синтаксическую связь управление.
    Здесь зависимое слово всегда предсказывает
    главное, а главное – зависимое. Проверим это.
    Переходный глагол читаю требует, чтобы при
    нем было существительное (или
    местоимение-существительное) в винительном
    падеже: читаю (что?) книгу, письмо… Точно
    так же, услышав или прочитав слово книгу, мы
    ждем глагол читаю, или дай, или купит и
    т. п. Иными словами, не может быть слуги без
    хозяина, а хозяина без слуги: зависимое слово
    предсказывает главное, и наоборот
    . Правда, в
    конкретном предложении прогноз не всегда
    сбывается. Так, при глаголе играть могут быть
    самые разные зависимые слова: играть (на чем?)
    на пианино, играть (
    с кем?) с братом, играть (во
    что?) в шахматы и т.д. Какие из этих связей,
    зависимостей, реализуются в конкретном
    предложении, мы не знаем.
    Такие же взаимоотношения существуют между
    главным и зависимым словом в словосочетаниях со
    связью примыкание. Возьмем глагол читать.
    Читать можно (как?) хорошо, бегло, вслух и
    т. п. Наречие обозначает признак действия,
    поэтому мы почти всегда ждем, что рядом с
    наречием появится глагол, который это действие
    обозначает. Однако в конкретном предложении это
    ожидание может и не сбыться. Зависимого слова
    может или вообще не оказаться, или будет только
    одно из нескольких предсказываемых.
    Теперь на основании сделанных наблюдений
    составим таблицу.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *