Как подготовить ребенка к исповеди и причастию после 7 лет?

13 ответов на вопрос “Как подготовить ребенка к исповеди и причастию после 7 лет?”

  1. граф Ответить

    Как подготовить ребенка к первой исповеди?

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

    По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам.
    Первая исповедь – событие особое в жизни детей. Она может надолго определить не только отношение к исповеди, но и направление его духовной жизни. К ней родители ребенка должны были готовить все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить ребенка к первой исповеди так, что у него этот день будет праздником.
    У ребенка мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное. Его представление о Боге формируется постепенно по образу отношений его с родителями. Он ежедневно слышит молитву: «Отче наш…» – «Отец наш…». Сам Господь в притче о блудном сыне использует это сравнение. Как отец обнимает возвратившегося к нему сына, так и Бог с великой радостью принимает кающегося человека. Если в семье отношения строятся на любви, то бывает нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя. Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство вины, раскаяния и желания не повторять плохие поступки. Конечно, к 7 годам дети уже знают, что существует рай, что будет когда-то суд, но мотивы их поведения этим не определяются. Абсолютно недопустимо пугать детей и говорить, что Бог накажет. Это полностью может исказить представления ребенка о Боге. У него в душе будет тягостное чувство страха. Позже такой человек может потерять веру.
    Детская вера не только простая и искренняя, но и необыкновенно светлая и радостная. Особенно ярко детская душа переживает праздники: «Идешь из церкви. Все – другое. Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды»; «Мреет в моих глазах, и чудится мне: в цветах – живое, неизъяснимо-радостное, святое… – Бог?.. Не передать словами» (Шмелев Иван. Лето Господне).
    В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он должен запомнить. Нужно не стеснять его свободу. Он искренне может раскаиваться только в том, что сознает как неправильный и плохой поступок. Тогда рождается желание и решимость исправиться. После исповеди ребенок должен почувствовать облегчение, сходное с тем, какое испытывает он, когда родители с доверием и любовью прощают своим детям проступки.
    Алексей Корзухин (1835-1894). Перед исповедью. 1877 г. Ваня Шмелев помнил свою первую исповедь всю свою жизнь: «Приходим загодя до вечерни, а уж говельщиков много понабралось. У левого крылоса стоят ширмочки, и туда ходят по одному, со свечкой. Вспомнил я про заслончик – душа сразу и упала. Зачем заслончик? Горкин мне объяснил: это чтобы исповедники не смущались; тайная исповедь, на духу, кто, может, и поплачет от сокрушения, глядеть посторонним не годится. Стоят друг за дружкой со свечками, дожидаются череду. И у всех головы нагнуты, для сокрушения. Я попробовал сокрушаться, а ничего не помню, какие мои грехи. Горкин сует мне свечку, требует три копейки, а я плачу.
    – Ты чего плачешь… сокрушаешься? – спрашивает. А у меня губы не сойдутся.
    У свещного ящика сидит за столиком протодьякон, гусиное перо держит.
    – Иди-ка ко мне!.. – и на меня пером погрозил. Тут мне и страшно стало: большая перед ним книга, и он по ней что-то пишет – грехи, пожалуй, рукописание. Я тут и вспомнил про один грех, как гусиное перо увидал: как в Филипповки протодьякон с батюшкой гусиные у нас лапки ели, а я завидовал, что не мне лапку дали. И еще вспомнилось, как осуждал протодьякона, что на Крестопоклонной моченые яблоки вкушает и живот у него такой. Сказать?.. Ведь у тех все записано. Порешил сказать, а это он не грехи записывает, а кто говеет, – такой порядок. Записал меня в книгу и загудел на меня из живота: “О грехах воздыхаешь, парень?.. Плачешь-то? Ничего, замолишь, Бог даст, очистишься”. И провел перышком по моим глазам.
    Нас пропускают наперед. У Горкина дело священное – за свещным ящиком, и все его очень уважают. Шепчут: “Пожалуйте наперед, Михал Панкратыч, дело у вас церковное”. Из-за ширмы выходит Зайцев, весь-то красный, и крестится.
    Уходит туда пожарный, крестится быстро-быстро, словно идет на страшное. Я думаю: “И пожаров не боится, а тут боится”. Вижу под ширмой огромный его сапог. Потом этот сапог вылезает из-под заслончика, видны ясные гвоздики: опустился, пожалуй, на коленки. И нет сапога: выходит пожарный к нам, бурое его лицо радостное, приятное. Он падает на колени, стукает об пол головой, много раз, скоро-скоро, будто торопится, и уходит. Потом выходит из-за заслончика красивая барышня и вытирает глаза платочком – оплакивает грехи?
    – Ну, иди с Господом… – шепчет Горкин и чуть подталкивает, а у меня ноги не идут, и опять все грехи забыл.
    Он ведет меня за руку и шепчет: “Иди, голубок, покайся”. А я ничего не вижу, глаза застлало. Он вытирает мне глаза пальцем, и я вижу за ширмами аналой и отца Виктора. Он манит меня и шепчет: “Ну, милый, откройся перед крестом и Евангелием, как перед Господом, в чем согрешал… Не убойся, не утаи…” Я плачу, не знаю, что говорить. Он наклоняется и шепчет: “Ну, папашеньку-мамашеньку не слушался…” А я только про лапку помню.
    – Ну, что еще… не слушался… надо слушаться… Что, какую лапку?..
    Я едва вышептываю сквозь слезы:
    – Гусиная лапка… гу… синую лапку… позавидовал… Он начинает допрашивать, что за лапка, ласково так выспрашивает, и я ему открываю все.
    Он гладит меня по головке и вздыхает:
    – Так, умник… не утаил… и душе легче. Ну, еще что?..
    Мне легко, и я говорю про все: и про лопату, и про яичко, и даже как осуждал отца протодьякона, про моченые яблоки и его живот. Батюшка читает мне наставление, что завидовать и осуждать большой грех, особенно старших.
    – Ишь ты, какой заметливый… – и хвалит за “рачение” о душе.
    Но я не понимаю, что такое “рачение”. Накрывает меня епитрахилью и крестит голову. И я радостно слышу: “…прощаю и разрешаю”.
    Выхожу из-за ширмочки, все на меня глядят – очень я долго был. Может быть, думают, какой я великий грешник. А на душе так легко-легко» (Шмелев Иван. Лето Господне).
    Дети в 7 лет часто бывают застенчивыми. Зная это, родители должны начать беседы об исповеди задолго до этого события. Тогда ребенок постепенно привыкнет и будет ждать с некоторым волнением, но без робости. Каждый раз надо говорить с ним об этом очень спокойно, подчеркивая, что он уже большой и многое уже умеет делать самостоятельно.
    Первое участие ребенка в таинстве покаяния – это не генеральная исповедь взрослого человека, обремененного за десятилетия множеством грехов. В 7 лет дети делают только первые опыты, проходят первые уроки в школе покаяния, в которой они будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота исповеди, а правильная настроенность ребенка. Родители должны помогать ребенку осознать как грех, прежде всего, то, что может представлять опасность для его духовного развития, что может укорениться и приобрести силу навыка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст» (Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 216). Такими плевелами являются: лукавство, ложь, самомнение, хвастливость, эгоизм, неуважение к старшим, зависть, жадность, лень. В преодолении вредных греховных привычек родители должны проявить мудрость, терпение и настойчивость. Они должны не подсказывать грехи и не указывать прямо на образовавшиеся в душе ребенка недобрые привычки, а уметь убедительно показать их вред. Только такое покаяние, которое совершается с участием совести, приносит плоды. «Совесть путем внутреннего внушения научает всему, что должно делать» (Иоанн Златоуст, святитель. Пять слов об Анне). Родители должны искать причины появления в душе ребенка греховных навыков. Чаще всего они сами заражают своими страстями. Пока они сами не победили их в себе, исправление не даст заметных результатов.
    При подготовке детей к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, послушание, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя. Поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Как общение с отцом и матерью является потребностью для ребенка, так необходимо и молитвенное обращение к Богу.
    После исповеди родители не должны расспрашивать о ней ребенка, а проявить всю полноту ласки и теплоты, чтобы как можно глубже запечатлелась в детской душе радость этого великого события.
    10 ноября 2009 г.

  2. Vular Ответить

    Мир Вам!
    Вы пишете, что “Везде звучат разные советы”. А если и мой совет Вас не устроит, будете искать следующего ответчика, до тех пор, пока его совет и ваша мера не совпадут? Или все-таки отправной точкой в понимании вопроса будет Ваша мера? Разумею меру духовного состояния Вашего.
    Надеюсь, Вы понимаете, что можно “готовить” ребенка как угодно, задавать ему различные меры поста и молитвы. Но результат причастия будет зависеть не от этого, а от того, какой пример духовной жизни он видел от Вас все эти десять лет. Короче говоря, не детей нужно готовить, а готовиться с ними к причастию. Готовиться всей своей жизнью, всеми своими мыслями, словами, делами…
    Надеюсь, Вы не разделяете, столь распространенную в современной христианской среде глупость, что подготовка к причастию должна сводиться лишь к вычитыванию и выпощиванию? Правило говения, важно не само по себе, а как подспорье, как ориентир, как камертон, дающий нам правильную ноту для настройки души и тела стремящихся к Творцу.
    Так вот, эти правила, по-гречески каноны, как говорится, в каждом монастыре свои. Игумен монастыря, соразмеряясь с целями и задачами обители, с возможностями как духовными, так и телесными своих насельников, а часто и согласуя с ними, выбирают для себя посильную норму, правило, канон жизни. И это правило может и должно быть подвижным в зависимости от преуспеяния или нерадения насельников обители. Но, разумеется, есть и некий устав, близкий к идеалу, на который все стараются равняться, опять же, в меру свою.
    Все сказанное о монастыре может касаться и каждой семьи, которая, как известно, является малой Церковью. И потому советы на свои вопрошания вы получали самые разные. Ведь семьи разные, в разном состоянии духовного преуспеяния находятся.
    Так что Вам нужно составить для своего “монастыря” свой устав говения-подготовки ко Причастию. Хорошо бы при этом согласовать мнения и возможности всех членов оной, а потом ещё и попросить духовника подредактировать его и, благословясь, браться за труды.
    Участие опытного священника в этом деле очень желательно. Ведь беда наша в том, что мы не знаем себя по-настоящему, все наши представления о себе и своих возможностях очень завышены. И поэтому мы можем, начитавшись о подвигах великих Отцев Церкви, возомнить и себя способными к подобному. Может, на что-то и способны, да только, судя по общему опыту, способны от других требовать исполнения подвигов, а не от себя…
    Тут, как нигде, важно прислушаться к мысли богомудрых отцев – меньше вреда душе от лености, нежели от чрезмерного преуспеяния, ибо первое рождает покаяние, а второе утверждает в гордыне.
    Но напомню, что при составлении своего устава, нужно все-таки ориентироваться на идеал.
    Давайте и мы в нескольких чертах опишем ту идеальную повседневную обстановку, к которой нам нужно стремиться. На самом деле она проста, ничего сверхъестественного и превышающего возможности среднестатистического человека.
    Итак, начинать день с молитвы и чтения Евангелия, чтобы в нем услышать волю Божию для себя на предстоящий день, на протяжении дня помнить о Боге, воздерживаясь от соблазнов огорчить Его, в конце дня благодарить Его за помощь и просить прощения, если не удалось сохранить Ему верность.
    В среду и пятницу соблюдать посильную меру поста, ту, что приняли на семейном совете. В праздники и воскресные дни быть Церковью.
    Вот и все. Разве что-то непосильное? Если христианин понуждает себя к этому, то не нужно каких-то особых подготовок к тому, чтобы стать Церковью в Воскресный день, то есть Причаститься Святых Христовых Тайн, исполнить заповедь Божию о том, чтоб стать единым Телом, глава которого Христос.
    Не нужно что-то вычитывать сверх тех молитв, что и так каждый день делаем. Не нужно особых молитвенных канонов, мы их слышим в храме на вечернем богослужении, на котором обязан быть всякий христианин, а особенно готовящийся ко Причастию. Единственное, что добавляется к повседневным утренним молитвам в день Причастия, так это канон и молитвы ко Причастию. Все. Никаких особых постов, три, пять, день – ничего. Мы и так достаточно молимся и постимся, если живем по-церковному, по-христиански. Перед причастием необходим только литургический пост, то есть воздержание от пищи и питья с полночи до причастия. Супругам, в данном случае нужно помнить и о воздержании плотских утех в ночь пред Причастием.
    Повторюсь, так может и так должен готовиться всякий христианин ко причастию, живя по-христиански.
    Если же мы, христиане воскресного дня или пасхальные, то есть вспоминающие о молитве и посте только тогда, когда “гром грянет”, то, разумеется, для нас устав говения совсем иной, и его качество вынужден определять священник, нас исповедующий. Тут уже как раз и могут встречаться самые разные обычаи и советы, как говорится, кто на что горазд.
    Но, при всем многообразии вариантов подготовки для таких причастников, нужно заметить, что в субботу, как и в воскресенье, Уставом запрещены посты и земные поклоны. Не хорошо, когда Правила Божии, меняются в угоду обычаям человеческим, пусть даже из самих благих побуждений.
    Я умышленно не даю тут каких-то четких рекомендаций, как в той рекламе типа “сколько? сколько вешать в граммах?”. Понятно, что это очень удобно, когда за тебя все кто-то решает, никакой ответственности личной, пусть прозорливые старцы говорят нам, как жить… Но разве для того Премудрый Творец каждого из нас наделил свободой, разумом и творческим потенциалом, чтоб за нас все кто-то решал?
    Так что каждый пусть блюдет свой монастырь, свой устав, свою меру развивает в меру возраста Христа. И, соответственно, отвечать пред Богом каждый из нас будет не за то, что он не жил так, как жил Антоний Великий, а за то, как он сам Богом данные ему таланты приумножал или закапывал их в землю.
    Надеюсь что вопрошающий в свете всего вышеозначенного понимает теперь, что мера молитвы и поста его ребенка должна быть соответственной его силам, а главное – не быть чем-то разовым и лишь его делом.
    Подготавливайтесь ко причастию всегда и всей семьей, ежедневно ходя пред Богом. Да, и постарайтесь не перегружать ни ребенка, ни себя, чрезмерно молитвой или постом – пусть перед причастием они станут лишь чуть чуть сугубее обычных. Думаю, что это и так всем ясно, но все ж напомню – слово “пост” означает воздержание, которое может и должно распространяться не только на пищу, но быть всесторонним. А слово молитва – это нечто бОльшее, нежели вычитывание правил… Это дыхание жизни. А чтоб дышалось полной грудью, дышите правильно.

  3. Якубович Ответить

    Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.
    Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает:  «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие».  То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.
    Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.
    В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.
    Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.
    Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность  семьи, а также собственные семейные традиции.

    Маленькие детки – маленькие бедки

    Причастие ребенка до года

    Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка,  – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.
    Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

    Причастие ребенка от года до трех лет

    С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».
    Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте  большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».
    Читайте также — Почему не помогает Причастие?
    Разговор с ребенком является предметно-наглядным, понятным, доступным и ситуативным. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию.  По моему – может быть, ошибочному – мнению, в этом возрасте подготовка ребенка к причастию заключается в том, что мама или папа вместе с ребенком собираются и идут в храм, причем ситуация проигрывается именно на речевом уровне: «Сейчас мы встанем, умоемся, и пойдем в храм» и так далее. Каждое действие по возможности комментируется простыми предложениями, ласково, ненавязчиво и, что самое главное, без всякой ложной умильности в голосе. Не надо играть в благочестие. Если уж нет сил «щебетать» с утра, лучше совсем помолчать, чем взять фальшивую ноту. Сам поход в храм, причастие ребенка – также по возможности проговаривается.
    Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители. Поэтому можно читать правило ко Причастию в комнате, где играет или засыпает ребенок. И вы рядом, и слова молитв не покажутся ему когда-нибудь позже чем-то совершенно дикими.
    Также нужно отметить и то, что частое причащение имеет не только духовную пользу и смысл, но и психологически «закрепляет» в памяти эту ситуацию: «Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей».
    Однако частое причастие не должно стать самоцелью, и, конечно, всегда надо решать вопрос о том, сколько, когда и как причащать собственного ребенка, исходя не из информации, предлагаемой в книжках и интернет статьях, а из его самочувствия, его психотипа, его способности переносить нагрузки, его настроения, в конце концов. Нет ничего мучительнее, чем смотреть, как мама с папой скручивают вырывающееся чадо за руки – за ноги, а священник пытается попасть лжицей в рот извивающемуся младенцу. Все это похоже на какую-то неравную борьбу, где ребенок заранее обречен на роль проигравшего.

    Причастие ребенка от трех до семи лет

    Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно, когда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь  гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».
    Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.
    Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.
    Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:
    Идет бычок, качается,
    Вздыхает на ходу,
    И если не покается,
    Гореть ему в аду.
    Читайте также — Действительное Причастие
    Ну а теперь обсудим, собственно, вопрос о посте и молитвенном правиле для детей в этом возрасте. Теперь, когда ребенок в общих чертах уже может понять, что такое пост, и для чего он нужен, можно приобщать его к этой семейной практике. Но это должен быть именно «детский пост» – на шоколад и мороженное, на мультики, на компьютерные игры. Хотя в этом возрасте чаще всего пост носит принудительный характер – не по желанию ребенка, а потому, что «так сказала мама». В принципе, я не вижу в этом большой беды, особенно если родители сами соблюдают пост, хотя бы частично. То есть ребенок должен «жертвовать», с родительской помощью,«излишествами», а не насущно необходимыми для его роста вещами – мясом, молочными продуктами и прочим. И еще: желательно, он должен понимать, зачем он это делает. И вот здесь объяснение«так захотела мама» не подходит. Пост не должен быть маминым самодурством, а чем-то большим – подвигом, жертвой, причастностью к жизни Церкви. И еще: он обязательно должен быть общим делом семьи, также как и чтение книги. Это то, что должно объединять семью, а не разъединять.
    Что касается молитвенного правила, то в этом возрасте в общем-то бессмысленно заставлять ребенка заучивать большие куски текста или молитвы, потому что чаще всего это механическое зазубривание не результативно: «К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание. Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала. Во всех остальных случаях бессмысленный материал запоминается детьми даже хуже, чем взрослыми. Так, исследование запоминания бессмысленных слогов детьми и взрослыми показало, что дети 7—12 лет запоминают их в 2—2,5 раза меньше, чем взрослые (данные Леонтьева). Это объясняется тем, что у взрослых имеется больше различных ассоциаций, благодаря чему они чаще связывают бессмысленный материал с чем-либо осмысленным».
    Мне кажется, в этом возрасте  ребенок может слышать-видеть, как готовятся к причастию взрослые, он может в самом начале постоять вместе с ними три-пять минут, прочитать коротенькие и понятные молитвы, вроде «Господи, помилуй!», но это не должно иметь принудительно-карательный характер. Максимум со стороны родителей: «Идем, вместе прочитаем молитовки».
    Ребенок не должен бояться молитвенного правила и храма – не в том смысле, что там есть чудовища, а в том, что там будет скучно, долго и нудно. Да, есть дети, которые в силу своего темперамента легко переносят стояние в храме, но было бы ошибкой требовать этого от всех детей. И уж конечно, не стоит ставить в пример чужого ребенка – он хороший, стоит тихо, а ты плохой, шумишь, бегаешь. По такой логике самым хорошим в храме окажется покойник: не шумит, внимает, никому не мешает.
    Да и вообще, любая соревновательность в духовной жизни и в воспитании чревата развитием зависти, разрушением доверия и потерей контакта с ребенком или между детьми. Естественная реакция родителя, когда ребенок начинает себя плохо вести, особенно в храме, где, как кажется замотанной мамочке, все смотрят на них с осуждением – это разозлиться, наказать, наругать, показать, что он плохой. Но это, мне кажется, нечестно по отношению к своему ребенку. Это попытка отстраниться; по сути дела, маленькое предательство: ты плохой, не хочу тебя знать. Как бы ни было стыдно и трудно, родители должны быть рядом с ребенком, они должны принять на себя все недовольство окружающих, а не переводить стрелки, как инфантильный подросток:«Ачё я? Он первый начал…» И вот эта солидарность, сопереживание трудных ситуаций вместе с ребенком – лучший урок верности и благочестия, уж извините за такие слова.
    Итак, попробуем подвести итог. При всех своих различиях и особенностях дети до 7 лет имеют одну общую черту: они, как правило, крепко связаны со своими родителями психологической пуповиной, они еще не отделяют себя от семьи, от ее образа жизни, от атмосферы а ней. Поэтому первое и главное – это то, как и чем живут родители, что для них храм и молитва, насколько они честны перед собой и Богом, насколько они любят своего ребенка. Из всех этих кусочков складывается уникальная для каждой семьи практика детской подготовки к причастию. И здесь, мне кажется, важнее опираться на собственный родительский опыт и на любовь. Потому что в этом возрасте главная задача – не подготовить ребенка к конкретному причастию, а сделать жизнь в вере и, как следствие, в Церкви естественной составляющей в жизни ребенка.
    Продолжение следует…
    Анна Гальперина

  4. Heart of Xavor Ответить

    По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте.
    Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная воля. В отличие от младенца, он уже имеет внутренние силы противиться соблазнам.
    Первая исповедь – событие особое в жизни детей.
    Она может надолго определить не только отношение к исповеди, но и направление его духовной жизни.
    К ней родители ребенка должны были готовить все предшествующие годы, живя в благодатном опыте Церкви. Если они смогли воспитать в ребенке благочестие, то смогут подготовить ребенка к первой исповеди так, что у него этот день будет праздником.
    У ребенка мышление по преимуществу наглядно-образное, а не понятийное.
    Его представление о Боге формируется постепенно по образу отношений его с родителями. Он ежедневно слышит молитву: «Отче наш…» – «Отец наш…». Сам Господь в притче о блудном сыне использует это сравнение. Как отец обнимает возвратившегося к нему сына, так и Бог с великой радостью принимает кающегося человека. Если в семье отношения строятся на любви, то бывает нетрудно объяснить сыну или дочери, почему нужно любить своего Небесного Родителя.
    Для детей это так же естественно, как любить родителей. Ребенку надо как можно чаще говорить о Божественной любви. Мысль о любящем Боге вызывает у него чувство вины, раскаяния и желания не повторять плохие поступки.
    Конечно, к 7 годам дети уже знают, что существует рай, что будет когда-то суд, но мотивы их поведения этим не определяются. Абсолютно недопустимо пугать детей и говорить, что Бог накажет. Это полностью может исказить представления ребенка о Боге. У него в душе будет тягостное чувство страха. Позже такой человек может потерять веру.
    Детская вера не только простая и искренняя, но и необыкновенно светлая и радостная. Особенно ярко детская душа переживает праздники: «Идешь из церкви. Все – другое. Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды»; «Мреет в моих глазах, и чудится мне: в цветах – живое, неизъяснимо-радостное, святое… – Бог?.. Не передать словами» (Шмелев Иван. Лето Господне).
    В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он должен запомнить. Нужно не стеснять его свободу. Он искренне может раскаиваться только в том, что сознает как неправильный и плохой поступок. Тогда рождается желание и решимость исправиться.
    После исповеди ребенок должен почувствовать облегчение, сходное с тем, какое испытывает он, когда родители с доверием и любовью прощают своим детям проступки.
    Ваня Шмелев помнил свою первую исповедь всю свою жизнь:
    «Приходим загодя до вечерни, а уж говельщиков много понабралось. У левого крылоса стоят ширмочки, и туда ходят по одному, со свечкой. Вспомнил я про заслончик – душа сразу и упала. Зачем заслончик? Горкин мне объяснил: это чтобы исповедники не смущались; тайная исповедь, на духу, кто, может, и поплачет от сокрушения, глядеть посторонним не годится. Стоят друг за дружкой со свечками, дожидаются череду. И у всех головы нагнуты, для сокрушения. Я попробовал сокрушаться, а ничего не помню, какие мои грехи. Горкин сует мне свечку, требует три копейки, а я плачу.
    – Ты чего плачешь… сокрушаешься? – спрашивает. А у меня губы не сойдутся.
    У свещного ящика сидит за столиком протодьякон, гусиное перо держит.
    – Иди-ка ко мне!.. – и на меня пером погрозил. Тут мне и страшно стало: большая перед ним книга, и он по ней что-то пишет – грехи, пожалуй, рукописание.
    Я тут и вспомнил про один грех, как гусиное перо увидал: как в Филипповки протодьякон с батюшкой гусиные у нас лапки ели, а я завидовал, что не мне лапку дали. И еще вспомнилось, как осуждал протодьякона, что на Крестопоклонной моченые яблоки вкушает и живот у него такой. Сказать?.. Ведь у тех все записано. Порешил сказать, а это он не грехи записывает, а кто говеет, – такой порядок. Записал меня в книгу и загудел на меня из живота: “О грехах воздыхаешь, парень?.. Плачешь-то? Ничего, замолишь, Бог даст, очистишься”. И провел перышком по моим глазам.
    Нас пропускают наперед. У Горкина дело священное – за свещным ящиком, и все его очень уважают. Шепчут: “Пожалуйте наперед, Михал Панкратыч, дело у вас церковное”. Из-за ширмы выходит Зайцев, весь-то красный, и крестится.
    Уходит туда пожарный, крестится быстро-быстро, словно идет на страшное.
    Я думаю: “И пожаров не боится, а тут боится”. Вижу под ширмой огромный его сапог. Потом этот сапог вылезает из-под заслончика, видны ясные гвоздики: опустился, пожалуй, на коленки. И нет сапога: выходит пожарный к нам, бурое его лицо радостное, приятное. Он падает на колени, стукает об пол головой, много раз, скоро-скоро, будто торопится, и уходит. Потом выходит из-за заслончика красивая барышня и вытирает глаза платочком – оплакивает грехи?
    – Ну, иди с Господом… – шепчет Горкин и чуть подталкивает, а у меня ноги не идут, и опять все грехи забыл.
    Он ведет меня за руку и шепчет: “Иди, голубок, покайся”. А я ничего не вижу, глаза застлало. Он вытирает мне глаза пальцем, и я вижу за ширмами аналой и отца Виктора. Он манит меня и шепчет: “Ну, милый, откройся перед крестом и Евангелием, как перед Господом, в чем согрешал… Не убойся, не утаи…” Я плачу, не знаю, что говорить. Он наклоняется и шепчет: “Ну, папашеньку-мамашеньку не слушался…” А я только про лапку помню.
    – Ну, что еще… не слушался… надо слушаться… Что, какую лапку?..
    Я едва вышептываю сквозь слезы:
    – Гусиная лапка… гу… синую лапку… позавидовал… Он начинает допрашивать, что за лапка, ласково так выспрашивает, и я ему открываю все.
    Он гладит меня по головке и вздыхает:
    – Так, умник… не утаил… и душе легче. Ну, еще что?..
    Мне легко, и я говорю про все: и про лопату, и про яичко, и даже как осуждал отца протодьякона, про моченые яблоки и его живот. Батюшка читает мне наставление, что завидовать и осуждать большой грех, особенно старших.
    – Ишь ты, какой заметливый… – и хвалит за “рачение” о душе.
    Но я не понимаю, что такое “рачение”. Накрывает меня епитрахилью и крестит голову. И я радостно слышу: “…прощаю и разрешаю”.
    Выхожу из-за ширмочки, все на меня глядят – очень я долго был. Может быть, думают, какой я великий грешник. А на душе так легко-легко» (Шмелев Иван. Лето Господне).
    Дети в 7 лет часто бывают застенчивыми. Зная это, родители должны начать беседы об исповеди задолго до этого события. Тогда ребенок постепенно привыкнет и будет ждать с некоторым волнением, но без робости. Каждый раз надо говорить с ним об этом очень спокойно, подчеркивая, что он уже большой и многое уже умеет делать самостоятельно.
    Первое участие ребенка в таинстве покаяния – это не генеральная исповедь взрослого человека, обремененного за десятилетия множеством грехов.
    В 7 лет дети делают только первые опыты, проходят первые уроки в школе покаяния, в которой они будут учиться всю свою жизнь. Поэтому важна не столько полнота исповеди, а правильная настроенность ребенка. Родители должны помогать ребенку осознать как грех, прежде всего, то, что может представлять опасность для его духовного развития, что может укорениться и приобрести силу навыка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст» (Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 216). Такими плевелами являются: лукавство, ложь, самомнение, хвастливость, эгоизм, неуважение к старшим, зависть, жадность, лень. В преодолении вредных греховных привычек родители должны проявить мудрость, терпение и настойчивость. Они должны не подсказывать грехи и не указывать прямо на образовавшиеся в душе ребенка недобрые привычки, а уметь убедительно показать их вред. Только такое покаяние, которое совершается с участием совести, приносит плоды. «Совесть путем внутреннего внушения научает всему, что должно делать» (Иоанн Златоуст, святитель. Пять слов об Анне). Родители должны искать причины появления в душе ребенка греховных навыков. Чаще всего они сами заражают своими страстями. Пока они сами не победили их в себе, исправление не даст заметных результатов.
    При подготовке детей к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, послушание, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя. Поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Как общение с отцом и матерью является потребностью для ребенка, так необходимо и молитвенное обращение к Богу.
    После исповеди родители не должны расспрашивать о ней ребенка, а проявить всю полноту ласки и теплоты, чтобы как можно глубже запечатлелась в детской душе радость этого великого события.
    Источник: http://www.pravoslavie.ru (Иеромонах Иов (Гумеров))

  5. MiFix Ответить

    Моему ребенку исполнилось 7 лет. До этого он причащался без предварительного поста. Скажите пожалуйста: сколько нужно поститься перед причастием ребенку, надо ли мне вместе с ним читать все каноны и последование ко причастию (он еще читать не умеет). И еще: как донести до ребенка что такое исповедь и покаяние? Он всерьез ничего не воспринимает.
    Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко.
    Что касается детской исповеди: ребенку, чем реже исповедоваться, тем лучше. Ну, какие у семилетнего ребенка могут быть грехи? Выискивать их нельзя ни в коем случае, иначе исповедь потом станет чем-то формальным и неискренним. Если все хорошо, если мамочку слушается, то и исповедоваться ему не надо. Ну, а если нашалил серьезно, маму не слушался, то, конечно пусть подойдет и скажет на исповеди. Только это должно быть действительно то, что он сам может понимать как грех, а не какие-то вложенные в его уста слова взрослых. А то, бывает, подходит мальчик и говорит: «Произносил Имя Господа всуе». Естественно, что это его родители научили. Только вот непонятно – зачем? К исповеди это никакого отношения не имеет.
    Никаких длинных молитв читать ребенку категорически нельзя. Иначе он, бедный, совсем отойдет от Церкви. Молитва должна быть для ребенка по силам. 5 минут выстоять – и то для него много. «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш» прочитали, и пусть он идет укладываться спать.
     

  6. Bludworker Ответить

    До 7 лет дети причащаются без предварительной подготовки: исповеди и воздержания в пищи. Хотя в пище есть и свои особенности: грудных малюток не кормят слишком плотно, чтобы не случилось неприятностей. Это же имеет отношение к детям постарше.
    Однако при этом надо стараться детей до трех лет причащать натощак, но принуждать их к голоданию тоже не надо. Можно, например, покормить ребенка легким завтраком – сладким чаем и кусочком хлеба.
    Ребенка мучить нельзя, к 6 годам может появиться уже осознанное воздержание от пищи и питья. Дети тоже бывают разные — одни и три года будут терпеть, другие и в семь будут мучиться. И здесь родителям надо проявить особую мудрость, доброту и ласку. Потом же, когда цель будет достигнута, ребенок обретет внутреннюю твердость и понимание. А если он по собственному желанию ради причастия откажется от завтрака, то он поступит как настоящий православный христианин.
    Важным моментом является и то, что если ребенок принимает участие в церковных таинствах, это не значит, что он станет настоящим христианином.
    Само причастие и возрастающая строгость поста – это одна из главных сторон христианской жизни. А перед родителями стоит задача воспитать своего ребенка в духе православия и как можно больше разъяснять ему все тонкости религиозной жизни с учетом возраста и общего развития.

    Евангельское учение

    Глубже выясняя вопрос о том, можно ли детям есть перед причастием, подходим, наконец, к самому главному — тому, что здесь очень важна молитва. Например, трехлетний ребенок может запомнить какую-нибудь короткую молитву. Потом он вместе со взрослыми может запомнить еще и еще молитвы. Механическая зубрежка здесь тоже не приветствуется. Ребенок должен иметь хотя бы основные понятия и воспринимать смысл всех молитвенных обращений к Богу.
    Это же касается и того, что к 3-4 годам ребенку нужно рассказывать про Иисуса Христа, про Его Рождество и Воскресение, как Он кормил голодных и исцелял больных. О том, что Господь наш Иисус Христос знал, что Он скоро будет распят на Кресте и как собрал своих учеников на Пасху. По мере взросления родители могут знакомить своего ребенка с текстом Евангелия.
    Вынужденное упрощение Евангельских сведений совсем не означает искажение смысла, и лучше чего-то не досказать, чем соврать. Приступая к Причастию, также не надо ребенку говорить о том, что вот батюшка тебе хочет дать вкусненького компотика. Это кощунство. Надо говорить, что вот сейчас батюшка даст тебе причастие — оно святое и хорошее.

    Грех

    После того как мы выяснили, можно ли ребенку перед причастием кушать, с малышом надо добродушно побеседовать и объяснить, что такое грех. А также, какие заповеди бывают и за что надо просить у Бога прощение.
    Детям перед причастием необходимо объяснить, что любой грех вредит не только другим, все недоброе деланное нами возвращается к нам же.
    Страх перед исповедью тоже необходимо развеять и объяснить ребенку, что батюшка лишь помогает нам исповедоваться перед Самим Господом Богом. И все, что говорится ему, он не расскажет никому и никогда.

    Посещение храма

    Некоторые родители считают, что до семи лет их ребенок не грешит, но это неправильное представление. Общеизвестны такие детские шалости, которые являются проявлением детской жестокости и даже преступлением. Греховность заложена в нас от рождения. Однако ребенок скверно может поступать из-за того, что он не может в полной мере отвечать за свои поступки, а граница в семь лет выбрана просто условно. Но при этом ребенок должен к этому времени усвоить, что за содеянные нехорошие поступки ему придется держать ответ и перед людьми, и перед Богом.
    Ребенка с такой же осторожностью и постепенно надо приучать к посещению храма. Сначала хоть на 15 минут заносить или приводить его перед причастием. А дальше время можно увеличивать и приучить к тому, чтобы дети присутствовали на Литургии все время.
    Грудничка надо заранее как-то настроить, чтобы он не плакал и своим криком не беспокоил других прихожан. Конечно же, это не всегда достижимо, но прилагать к этому все усилия необходимо. И чем чаще они причащаются, тем быстрее они могут привыкнуть к церковной обстановке.

    Поведение в храме ребенка

    Около Святой Чаши младенцев надо держать в горизонтальном положении головкой на правой руке. Ручки ребенка надо придерживать, чтобы он ненароком не толкнул чащу и не тронул лжицу (ложку).
    Когда впервые ребенок причащается, он может испугаться. Сначала пусть он лучше посмотрит, как делают это другие. Дайте ему частицу просфоры и поднесите под благословение к батюшке.
    Родители могут заслуживать серьезного упрека в том, что их дети, будучи уже в сознательном возрасте, шумят в храме, играют и бегают как на игровой площадке. Это абсолютно недопустимо. Такие правила поведения в общественных местах детям необходимо знать, тем более, когда речь идет о храме.
    Насчет периодичности причастия надо отметить, что младенца причащать надо раз в неделю. Дети старшего возраста причащаются реже. Об этом лучше посоветоваться со священником.

    Заключение

    Церковная практика имеет каноническую основу при причащении детей. В Евангелии от Матфея и Луки несколько раз упоминается случай, когда к Иисусу Христу приносили детей, и он обнимал их, возлагал на них руки, благословлял и молился. Ученики Господа запрещали детям, но Иисус говорил им, чтобы они не возбраняли им приходить к Нему, ибо Царство Небесное из них состоит.
    Все это говорит о той важности причащения детей и о высочайшей ответственности, которая возлагается Господом на родителей.
    Теперь груз ответственности лежит на плечах родителей. И пусть они сами думают, кормить ребенка перед причастием или нет, а если да, то как именно.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *