Как подготовиться к егэ по литературе за неделю?

15 ответов на вопрос “Как подготовиться к егэ по литературе за неделю?”

  1. Nesar Ответить

    За несколько месяцев

    В подготовке к экзамену ключевым моментом является правильное распределение времени. Чтобы не тратить его в пустую, нужно чётко представлять «объём работы». Три-четыре месяца — приличный период времени, за который вполне реально хорошо подготовиться к предстоящему ЕГЭ. Для этого нужно:
    Составить список всех необходимых произведений. Каждое из них — выделить определенным цветом (зелёным — прочитанные, жёлтым — подзабытые, красным — неизвестные). Основная задача — прочитать сначала «красные», а затем — и «жёлтые» произведения;
    Ежедневно повторять теорию при помощи тестов (онлайн, скачанных), обязательно прорабатывая ошибки;
    Учить хотя бы по одному-двум стихотворениям каждого автора;
    Тренироваться в написании сочинений. Для этого стоит завести тетрадь, и ежедневно, минимум полчаса излагать в ней мысли по поводу прочитанного произведения. Отлично, если удастся написать порядка десяти сочинений по предлагаемым темам.
    Чтобы грамотно распределить время, не выбиваясь при этом из сил, стоит выработать для себя определённый график занятий: три дня учим, четвёртый — отдыхаем. При этом на занятия должно уходить не менее двух часов в сутки.

    За 1 месяц

    Чтобы по максимуму использовать оставшееся время, нелишним будет обратиться к репетитору, который сможет определить не только общий уровень подготовки, но и найти «проплешины», которые необходимо заполнить знаниями за этот период. Разумеется, что сделать это со стопроцентным результатом не удастся, поэтому, необходимо сконцентрироваться на главном. Прочитать произведения можно в сокращении, стараясь понять их содержание и проблемы. Определившись с тем, что необходимо проработать, следует составить план занятий на каждый день (с обязательными однодневным перерывами), и стараться от него не отступать.

  2. GamerTV Ответить

    Достать кодификатор ЕГЭ по литературе того года, в котором вы собираетесь сдавать. Кодификатор – это полный список произведений, которые могут попасться вам в заданиях и которые вы сможете привести в качестве аргументов. Хорошая новость: произведений, которых нет в кодификаторе, в заданиях не будет, а вот привести их в качестве аргумента вы сможете (есть исключения, например, примитивные детские сказки вроде Колобка).
    Выписать произведения по жанрам. Например: “Роман” – и дальше список названий и авторов всех романов с нумерацией, “Поэма” – и список всех поэм и т.д. Запомните, сколько в кодификаторе произведений каждого жанра (допустим, повестей 10, рассказов 14 и т.д.), – так легче не перепутать в случае чего. Выучите их (Итак, романов 7: “Евгений Онегин” Пушкина, “Мастер и Маргарита” Булгакова и т.д.) Обязательно выучите правильные названия произведений и ФИО их авторов. Всё это самый минимум, он понадобится и в заданиях с кратким ответом (например, указать жанр), и тогда, когда вы будете судорожно перебирать известные вам произведения в поисках аргумента.
    Разделить прозу на 3 группы:
    1) Произведения, которые вы не читали и не помните вообще
    С них надо начинать и читать как есть, а не краткое содержание/аудиокнигу/фильм. Но читайте только по очереди, иначе запутаетесь. После того, как прочли, читайте краткое содержание – так главное лучше отложится в памяти. Если у вас есть анализ/критика произведения – тоже запомните основные моменты: конфликт и затронутые в произведениях проблемы.
    P.S. Если произведение действительно огромное и вы не успеваете – обязательно прочтите начало, несколько отрывков и конец. Особенно старайтесь вылавливать имена персонажей и названия – они для вашего удобства пишутся с большой буквы 🙂 А потом читайте краткое содержание и анализ – без него вы здесь не обойдётесь.
    2) Произведения, которые вы читали давно, помните плохо или знаете только краткое содержание
    Читаете их сразу после прочтения первой группы произведений. Основное уже позади – то, что вы хоть чуть-чуть помните, читается быстрее. Каждое произведение закрепляете кратким содержанием и анализом.
    3) Произведения, которые вы прочли полностью в последние полгода и хорошо помните (!)
    Их надо повторить по кратким содержаниям в конце подготовки – а иначе вы просто забудете их после такого количества новой информации.
    С поэзией стратегия другая: стихи и т.п. надо выписать по авторам и тоже желательно запомнить количество у каждого автора, да и сами имена поэтов, которые представлены, их немного. А дальше начинайте читать каждого автора по очереди: сначала – допустим, все представленные в кодификаторе стихи Есенина, потом – Ахматовой, потом – Цветаевой и т.д. Для лучшего понимания читайте авторов по тому порядку, по которому они идут в истории: не стоит сначала читать Маяковского, а потом – Цветаеву. Связь поэзии с историей даже сильнее, чем прозы.
    Выучите по 2-3 стихотворения каждого автора наизусть. Среди них обязательно должны быть стихи на разную тематику: о природе, о войне, о любви, о Родине, философские и т.д.
    Дальше самое сложное – проблематика. Есть пособия и сайты, где на каждую проблему (например, проблема одиночества или проблема поколений и т.д.) указаны произведения. Это надо вызубрить. Но этого мало – вы должны знать, как именно раскрыта данная проблема в конкретном произведении. Если вы действительно внимательно читали все произведения, вы справитесь 🙂
    Решать варианты из открытого банка ЕГЭ за нынешний и за прошлый годы. Решать, решать и решать, а главное – сверять ответы и запоминать правильные. Проверяйте, сколько процентов у каждого варианта вы сделали правильно, – так вы поймёте, на какие баллы можете рассчитывать.
    Написать столько пробников, сколько это возможно, и каждый раз – выкладываясь по полной, так, как будете на экзамене.
    Да, это реально сделать за 2 месяца. Скажу больше – я за пару последних ночей от страха, что экзамен скоро, перелопатила всю поэзию и все краткие содержания. Если кому-то это важно, я получила в прошлом году 91 балл 🙂

  3. Gavinramath Ответить

  4. BARD Ответить

    Бардадымова Елена Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы с 15-летним стажем, эксперт ЕГЭ: «Подготовиться к ЕГЭ за год возможно, главное, чтобы у выпускника было желание. Случается, что в начале работы мотивации у выпускника нет. Но проведёшь пару интересных занятий, покажешь, что успех достижим и всё меняется — с нуля ученик добивается потрясающих результатов.
    С подготовкой лучше не затягивать. Перед началом подготовки обязательно нужно пройти пробное тестирование, желательно, с сочинением. В течение года перед ЕГЭ по русскому языку нужно отводить на предмет не менее двух раз в неделю и обязательно выполнять все задания, которые даёт педагог. Если на подготовку есть два года — хватит одного раза в неделю занятий с педагогом, но при условии самоподготовки хотя бы час в неделю.
    Сначала я отрабатываю с учениками те задания, в которых были допущены ошибки при пробном тестировании. Затем мы работаем над заданиями по порядку. Каждое занятие начинается с проверки усвоенного в прошлый раз. В течение года мои ученики выполняют 3-4 полных тестирования в формате ЕГЭ: с сочинением и ограничением по времени.
    Я особенно горжусь двумя моими ученицами — Дашей и Лизой. С Дашей начали готовиться к ЕГЭ по литературе практически с нуля: она не любила стихи и мало читала произведения. Но благодаря огромному желанию и потрясающей работоспособности она безупречно выучила всю теорию, полюбила стихи Маяковского и, как результат, сдала ЕГЭ по литературе на 87 баллов, а по русскому языку на 91 балл. Лиза пришла с очень слабыми знаниями по русскому языку. Вникала в материал, задавала вопросы, много работала дома. Результат — 71 балл с нуля за год».

    Математика

    Артёмова Ольга Владимировна, преподаватель математики с 12-летним стажем: «К ЕГЭ стоило бы готовиться все школьные годы, но возможно подготовиться и за год.
    В последний год заниматься нужно примерно так: полтора часа с преподавателем в неделю и самостоятельно 20-30 минут ежедневно без воскресенья. Я с учениками прорабатываю 19 заданий в течение 30-32 недель.
    В моей практике было такое: пришёл молодой человек 27 лет, успел забыть многое из школьной программы. Но оказался целеустремлённым, приносил выполненное домашнее задание на четырёх листах и в итоге за полгода успешно подготовился к ЕГЭ по математике и сдал его на 86 баллов».
    Кайзер Леонид Константинович, преподаватель математики, информатики и физики в Центре «Эврика»:
    «Года достаточно для подготовки к ЕГЭ по математике. Для успешной сдачи не требуется знания большого количества теории и не нужно заучивать объёмные материалы, нужно лишь овладеть базовыми инструментами для решения задач и  посвятить часы практике как с преподавателем, так и самостоятельной.
    В течение года на занятия стоит выделять не менее 3 часов в неделю, по 1,5 часа на алгебру и геометрию. Самостоятельно необходимо прорешивать в среднем 1-2 варианта ЕГЭ в неделю.
    Подготовку я начинаю с разбора базовых понятий: с учениками проходим весь курс алгебры и геометрии с 7 по 11 класс. Например, занятия алгеброй начинаются с решения числовых выражений, сокращения дробей и простейших уравнений и неравенств.
    Так в прошлом году я подготовил двух девочек: обе сдали ЕГЭ по математике более чем на 80 баллов и поступили в ИТМО, как и планировали».

    Обществознание

    Скиданов Владимир Алексеевич, преподаватель обществознания с 25-летним опытом: «За год подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно. Если ученик занимается 1 раз в неделю, то его результат на экзамене, как правило, около 60 баллов. При регулярных ежедневных занятиях и работе с репетитором 1-2 раза в неделю результат может быть около 90 баллов. Так в прошлом году готовилась к экзаменам моя лучшая ученица — Киселёва Маша, которая получила 98 баллов за ЕГЭ и победила в олимпиаде СПБГУ».
    Преподаватель обществознания в Учебном центре «Эврика»: «При желании к ЕГЭ по обществознанию подготовиться за год возможно. Следует помнить, что ОГЭ и ЕГЭ — это проверка системных знаний и умений по предмету, поэтому осваивать его лучше постепенно, поэтапно накапливая фундаментальные знания, развивая общую эрудицию и кругозор.
    Оптимальный вариант качественной подготовки — 2 занятия в неделю с педагогом и самостоятельная работа по той тематике, которую разбираете с учителем в данный момент. Также нужно читать научную, научно?публицистическую и нормативную литературу по политике, экономике, праву, например, Конституцию.
    На наших занятиях ученик получает дополнительные материалы в разных форматах: в видео- и аудиофайлах, распечатанных текстах, таблицах, ссылках на сайты. Так мы развиваем способность к творческому мышлению и умение применять знания для ответа на нестандартные вопросы.
    Примерный план годичной подготовки к ЕГЭ по обществознанию выглядит так:
    повторение пройденного материала с увеличением его объёма: базовые понятия, факты, структурные модели и т.п.;
    при изучении новой темы обязательно нужно делать конспекты в тетради в виде схем, таблиц, графиков материала с выводами;
    закрепление материала: решение экзаменационных заданий от простых к сложным на изученную тему;
    выполнение заданий блока С или написание эссе на изученную тему, после полного овладения теоретическим материалом».

    Физика

    Трофимов Дмитрий Владимирович, преподаватель физики и биологии, эксперт ЕГЭ: «Невыполнимых задач нет, к ЕГЭ за год подготовиться можно. Но конечный результат зависит от двух факторов: базового уровня подготовки ученика и его трудоспособности.
    Для достижения отличного результата всё свободное время придётся уделить подготовке к экзамену. Звучит страшно, но цель оправдывает средства. Не каждый человек для достижения своих целей готов чем?то пожертвовать и выйти из зоны комфорта. Но если мы не отдаёмся полностью своей работе, то и результат получаем пропорциональный. Если ученик хочет поступить в престижный вуз, в котором требования к его знаниям будут высоки, то год интенсивных занятий станет хорошим стартом для работы в подобном режиме.
    План подготовки полностью соответствует школьной программе, что неудивительно, ведь вы сдаёте экзамен, который предъявляет требования к объёму знаний, которые должны дать в учебном заведении.
    А бить только в одну цель – сдачу ЕГЭ – я считаю бессмысленным. Давайте представим ситуацию на футбольном поле: игрок неплохо оснащен технически, но плохо бьёт штрафные. Тренируя только этот аспект он, безусловно, станет лучше, но футбол состоит не только из пробивания штрафных. Поэтому в футболе есть разные типы тренировок: от восстановительных после игры до предсезонных сборов до начала чемпионата. Я с также развиваю разные навыки учеников: знание теории, практику, самообучение.
    Не все интересные случаи из практики обязательно удачные, в моей практике был такой: ученик приехал из Польши с нулевыми знаниями по физике. На вводном тестировании не ответил ни на один вопрос, хотя учился на какой?то смежной специальности. Он начал заниматься после Нового года, а сдавал экзамен досрочно, уже где?то в апреле. Итог: 51 балл по физике. Марина Демидова, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для проведения ГИА по физике, приводит это в качестве среднего результата для выпускников. Это не потрясающий результат, но за столь короткий период с нулевым уровнем знаний — это большой шаг вперёд».

    Английский язык

    Иванова Татьяна Васильевна, преподаватель английского языка в Центре «Эврика». Стаж – 11 лет:
    «Подготовиться за год к ЕГЭ и сдать его неплохо можно, если ученик знает английский на уровне Pre?Intermediate. Для успешной сдачи экзамена желательно иметь уровень Intermediate и выше. Мы определяем уровень владения языком на первом занятии: проверяем навыки чтения, говорения, аудирования и письма.
    Идеальная подготовка выглядит так: два занятия в неделю с педагогом по 90 минут. Остальные дни стоит посвятить выполнению домашних заданий и повторению изученных на занятии слов. Минимальное количество занятий — один раз в неделю, однако при таком формате от ученика требуется большая самодисциплина для повторения и закрепления изученного.
    На каждом занятии необходимо отрабатывать все аспекты владения языком:
    тему по грамматике и её закрепление;
    изучение новых слов, отработка произношения, использование новых слов в новой грамматической структуре;
    чтение текста, определение новых слов и конструкций, пересказ прочитанного, выполнение заданий к тексту;
    прослушивание текста, узнавание новых слов в речевом потоке, выполнение заданий по услышанному. Студентам, у которых есть проблемы с аудированием, я рекомендую ежедневно слушать подкасты BBC;
    написание отрывка по заданной теме с использованием новых слов и грамматических конструкций.
    Мой опыт преподавания показал: ученику необходимо самостоятельно повторять слова и выполнять все домашние задания. Для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно только сходить на занятие, весь материал нужно пропустить через себя».

    Информатика

    Кайзер Леонид Константинович, преподаватель математики, информатики и физики в Центре «Эврика»:
    «К ЕГЭ по информатике за год с нуля подготовиться реально, так как для этого не потребуется учить большое количество теории, самое важное — отработка методов решения задач разных типов.
    Программа подготовки простая: начинаем с понятия информации, учимся работать с системами счисления и количеством информации, далее – занимаемся алгеброй логики, теорией графов, теорией алгоритмов и программированием.
    Для достижения высокого результата достаточно заниматься с педагогом от 1,5 до 3 часов в неделю.
    За последние 2 года я подготовил пятерых ребят к ЕГЭ по информатике – все сдали экзамен в промежутке от 75 до 95 баллов и поступили в петербургские университеты на бюджет».

    Литература

    Кезина Елена Витальевна, эксперт ЕГЭ, преподаватель русского языка и литературы в Центре «Эврика». Стаж – 30 лет:
    «Подготовиться за год в экзамену возможно, но без упорной работы это будет сделать трудно. Поэтому главное условие – желание ученика.
    Нужно составить собственный план работы на год, в котором будет отражено, сколько раз в неделю и когда ученик будет заниматься самостоятельно: решать тесты, читать литературу, изучать темы.
    С педагогом достаточно заниматься 1 раз в неделю, в очень запущенных случаях можно 2 раза. Самому необходимо заниматься не менее 2 раз в неделю – выполнять домашнее задание, самостоятельно решать варианты, учить теорию. Я предлагаю такой планподготовки на год:
    1) Выявляем уровень с помощью теста и выполнения отдельных заданий, собеседования.
    2) Определяем самые сложные и запущенные темы, начинаем работу с них.
    3) По мере изучения тем выполняем контрольные задания.
    4) Параллельно прорешиваем тестовые задания на отработанные темы, постепенно увеличиваем их объём.
    5) Не менее 3 раз в год проводим контрольные работы по материалам экзамена.
    6) Ближе к экзамену проводим несколько тестовых занятий в условиях, приближенных к экзаменационным.
    В прошлом году ко мне обратилась Влада – выпускница, которая находилась на домашнем обучении и переживала за то, что не справиться с подготовкой к ЕГЭ. У неё было огромной желание сдать ЕГЭ на максимальные баллы. Она самостоятельно разработала для себя план работы на год: по кодификатору распланировала, что прочитать из литературы, выбрала критические статьи для изучения. Вместе мы повторили весь теоретический материал и начали прорабатывать ответы на вопросы, их специфику, структуру мини?сочинений. Особое внимание уделили речевой грамотности и стилю работ. Выполнили большое количество тренировочных работ. Результат – 86 баллов и поступление на бюджет на лингвистику».
    Все преподаватели из статьи готовят учеников к ЕГЭ в петербургском центре «Эврика». Заниматься в нём можно в мини?группах: от 2 до 5 человек и индивидуально. Выпускники учебного центра улучшают свои прогнозируемые результаты в среднем на 30 баллов.
    Как видите, никакие хитрости не нужны для подготовки к ЕГЭ в последний год. Потребуется только желание выпускника, его трудолюбие и в некоторых случаях помощь преподавателя, который сможет выявить слабые стороны ученика, преподнести необходимые темы в необходимой последовательности, дать дополнительные материалы и заинтересовать предметом.

  5. d3tk@ Ответить

    К сожалению, одного чтения (даже сверх программы недостаточно). На экзамене проверяется не знание содержания, а умение самостоятельно анализировать художественный текст.
    Сложность экзамена в последние годы как раз в том, что для анализа предлагаются поэтические тексты, не входящие в кодификатор (список обязательных текстов). То есть выдать готовый, заученный ответ не удастся. И велика вероятность, что не удастся просто понять, о чем стихотворение.
    Начиная готовиться к экзамену, нужно достать критерии оценки и разобраться, чего от вас хотят.
    Чтобы научиться писать о художественных текстах, надо понять, как это делают умные люди. Сочинения, выложенные в интернете, обычно повергают в уныние. Сдается мне, они переписаны из сборников “100 лучших сочинений” пятнадцатилетней давности. Эти сочинения уродуют смыслы произведений и мозги школьников. Тем более, что в них есть глупые фактические ошибки. Ох уж этот Молчалин, коварно замышляющий жениться на Софье! (спойлер: в четвертом действии он признается, что очень боится этих отношений и хочет свести их на нет). Посмотрите и попересматривайте лекции по русской литературе на Арзамасе. Почитайте книгу Вайля и Гениса “Родная речь”. Постарайтесь понять, как следует рассуждать о литературе. Ни в коем случае не заучивайте ничего. Попробуйте самостоятельно изложить содержание услышанного и прочитанного. В идеале – письменно.
    Пишите. Много и регулярно пишите. Каждый день или через день хотя бы. Записывайте свои впечатления о прочитанном произведении. Формулируйте, что для вас в нем сложно и непонятно. Пытайтесь объяснить неоднозначные поступки героев. Ищите противоречия в характерах персонажей. Перечитывайте отдельные отрывки произведений и объясняйте, зачем нужен в каждом конкретном случае пейзаж, как работает портрет, объясняйте мелкие детали (например, почему Одинцова смотрится в зеркало после того, как Базаров признался ей в любви). Берите вопросы из сборников для подготовки к ЕГЭ и отвечайте на них письменно. Как можете, так и отвечайте. Сначала будете писать много глупостей. Постепенно поумнеете.
    Ну и, конечно, желательно, чтобы написанное читал компетентный человек. Но ведь речь шла о подготовке без репетитора, да? Тогда перечитывайте периодически сами то, что вы написали, и переписывайте (дописывайте), если недовольны тем, что получилось.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *