Как подготовиться к поступлению на режиссера литература?

18 ответов на вопрос “Как подготовиться к поступлению на режиссера литература?”

  1. CeMPLace Ответить

    Этот пост основан на том, как поступают на режиссеров в театральный вуз. Но в моей школе в основном учатся кинорежиссеры, которые проходят такой же отбор, и это им сильно помогает в дальнейшей работе в кино.
    Меня периодически просят, чтобы я поделился советами, как поступать на режиссуру. Я уже достаточно подробно отвечал на вопрос о том, как поступить в театральный вуз на актерское отделение, сейчас постараюсь изложить основные критерии поступления в режиссерскую группу.
    Я учился, а потом и преподавал на режиссерском факультете ГИТИСа. Поэтому поделюсь размышлениями, основанными на личном опыте.
    Первое, что надо понять, это то, что на этот факультет принимают мало режиссеров, 5 -6 человек в год, и конкурс туда большой. Одних знаний и опыта недостаточно. Прежде всего ищут личность с интересным авторским мышлением. Также внимательно присматриваются к характеру. Режиссер – это лидер, лидер неформальный, поэтому «зануд» редко берут. Он должен быть коммуникативен, уметь находить общий язык с непростыми, творчески одаренными людьми, часто очень ранимыми эмоционально. Режиссер должен быть к ним лоялен, но в то же время уметь настоять на своем видении. Он обязан обладать волей и собранностью, в ситуациях, когда вся группа заходит в тупик, он должен брать на себя ответственность и предлагать выход. Это профессия, где никто не поможет, и ты можешь полагаться только на самого себя. Иногда даже говорят, что режиссер – это прежде всего характер. За этим внимательно наблюдают, и часто именно из-за несоответствия характера профессии слетают, казалось бы, одаренные люди.
    И, конечно, важен ваш интеллектуальный уровень. Вы должны понять, что через несколько лет вы придете в профессиональный театр, в сложившийся коллектив, к людям непростой творческой профессии, многие из которых вас гораздо старше. И вам надо будет ими руководить, и руководство это должно быть неформальным. Поэтому набирайтесь знаний, читайте больше, смотрите выставки, покупайте альбомы художников, читайте про архитектуру, историю искусств, разбирайтесь в современном искусстве, смотрите фильмы и спектакли, оперу, балет. Если вы живете там, где нет театров, то можно смотреть их в записи, сейчас много всего в интернете. Вам надо знать фильмы Тарковского, А. Германа, Кончаловского, Михалкова, Феллини, Висконти, Вуди Алена, Ларса Фон Триера, Бертолуччи, М. Формана, П. Альмадовара, и др. Также спектакли П. Фоменко, Эфроса, Товстоногова, А Васильева, С. Женовача. П Брука, Д. Стрелера. Надо прочесть книги Станиславского, Немировича-Данченко, Товстоногова, Попова, Эфроса, П, Брука, Стрелера, Гротовского. Это неполный список, но по всем этим авторам могут быть вопросы, это необходимый минимум, который вы обязаны знать. Сходите в институт, возьмите памятку поступающим, там есть рекомендованный список литературы. Вы должны все это знать.
    Но, все же, главное не в этом. Главное в том, как вы мыслите. Что вы за личность, есть ли у вас задатки к режиссерскому мышлению. И именно это, в основном, будут выяснять педагоги. Вам все простится, если вы хорошо расскажете про свою задумку спектакля или фильма. Я не разбираю здесь ситуацию, когда у вас уже есть постановки, и вы уже снимали что-то. В такой ситуации вы приносите макет, эскизы, видео и пр. материалы по спектаклю или фильму, и по ним защищаетесь на экзамене, тут все понятней, и результат будет зависеть от качества поставленного вами спектакля или снятого фильма. Но и в этом случае вы можете получить задание разобрать какую-то пьесу, сценарий, или отдельную сцену.
    Здесь мы будем разбирать ситуацию, когда вы еще ничего не ставили, так сказать, поступление с белого листа.
    Задание 1. Прежде всего, наберите себе пьес и начинайте читать, не откладывая это на потом. Неизвестно, когда вы найдете свою пьесу. Начинайте читать прямо с сегодняшнего дня. Читайте по одной пьесе в день и делайте это в один присест, так вы лучше почувствуете целое, ощутите ее развитие. Пьеса в среднем читается за 1,5 – 2 часа. Внимание, тем, кто страдает скорочтением, сбавьте скорость, это не техническая литература, пьесу надо чувствовать, прочтите ее внимательно. Ваша задача найти свою пьесу, выбрать такой материал, который вы не можете не поставить, а это не так просто. Совет: не берите пьесу, потому что она веселая, или потому что в ней лихо закручен сюжет. Это все хорошо, но главный ориентир для вас – это единая волна, созвучная вашим сегодняшним душевным проблемам. Пьеса должна откликаться в вас, оставлять своеобразное щемящее чувство, вне зависимости от того трагедия это или комедия. Сначала это будет просто ощущение, которое вы, может быть, не сможете даже объяснить, этакое послевкусие, начали читать другую, но мысли все время возвращаетесь к прошлой пьесе. Если вы это почувствовали, то необходимо еще раз ее перечитать. Скорее всего вы начнете замечать новые проблемы, она станет более ясной, начнет приобретать более четкие очертания, вы начнете понимать, что же вас в ней так затронуло. Если не получится с первого раза, то это придет позже. Но ваша задача понять и назвать то, что вас в ней заинтересовало. И когда вы сможете назвать эту проблему, и назвать ее четко и определенно, тогда вы захотите высказаться по этому поводу, и это высказывание и будет той идей, которая станет двигателем будущего спектакля, постепенно превращаясь в сверхзадачу, на которую будут ориентированы все векторы дальнейшей работы.
    Основная ошибка, встречающаяся у абитуриентов, это то, что они берут пьесу, из-за смешных текстов, забавной истории или лихого сюжета. Но если ничего, кроме этого вас в пьесе не затронуло, то вы внутренне не будете к ней подключены и не сможете высказаться как личность. Вам ничего другого не останется, как придумывать внешние «фенечки». Ведь без личностного подключения, ваша фантазия будет пользоваться штампами, где-то вами уже виденными, и много раз использованными. Чаще это набор сцен, никак не связанных внутренним напряженным действием. Даже если бы вы и поставили такой спектакль, который внешне будет выглядеть хорошо и стильно, с профессиональной игрой актеров, хорошей сценографией, но зритель будет скучать, ему почему-то будет неинтересно. Ваши сцены будут как разбросанные камушки, которые никогда не превратятся в мозаику.
    Итак, наконец-то из множества прочитанных пьес, вы выбрали одну, вам подходящую. Почувствовали и осознали, о чем будет ваша история. Теперь самое время приступить к разбору пьесы. Про разбор много написано в интернете, поэтому я этого здесь касаться не буду. Тем более, что сам я делаю его другим способом, который отличается от интернетовского. А для поступления лучше работать по общепринятому методу разбора. Просто перечислю, что вы должны определить: тема, идея, основной конфликт, конфликтные линии, предлагаемые обстоятельства, главное событие, событийный ряд, сквозное действие, сверхзадача спектакля, мотивация персонажей, их личные сверхзадачи и задачи, их конфликтные линии и изменения. Есть еще множество терминов, но достаточно и в этих разобраться. Не перегружайте себя сильно всеми этими понятиями, главное внятно и по делу рассказать историю, которую вы будете ставить. Но все же и не сбрасывайте со счетов терминологию, она не так проста в понимании и часто очень опасна. Поинтересуйтесь мастером, который набирает курс. почитайте его теоретические размышления, интервью. Понаблюдайте за его терминологией, как он ее использует. Не для того, чтобы под него построится, а просто понять, что он имеет в виду под тем, или иным термином. В этих терминах сейчас неразбериха, и часто их трактуют по-разному. Я был свидетелем, как одного абитуриента не взяли, за то, что он отстаивал термин «событийный ряд». А экзаменатору это не нравилось, он говорил, что событийного ряда быть не может, что в пьесе только одно событие, и оно в кульминации. А то, что бедный абитуриент называет событиями, это простые происшествия. Абитуриент не соглашался с этим, спорил, закончилось тем, что его не взяли. Я, когда набираю, не спрашиваю терминологию, и даже останавливаю студента, если он ей злоупотребляет, но есть мастера, к которым вы не попадете, если не будете ее знать, и четко в ней ориентироваться.
    Допустим, что разбор вы сделали. Выяснили, о чем будет ваш спектакль, какое главное событие, какие события помогают развиваться истории, заложенной в пьесе, что вы хотите сказать своей постановкой. Как вы решаете персонажи, как они у вас взаимодействуют, как развиваются, кто с кем сталкивается, и как они меняется. У вас уже исписана увесистая тетрадь, и можно, конечно, на этом и успокоится, и идти с ней на 1 тур. Но я предлагаю вам не расслабляться так рано, и на основе этого разбора придумать прирезку к вашему спектаклю. Прирезка – это своеобразный макет, но сделанный произвольно, не в масштабе, модель сценического пространства на весь спектакль, со всеми изменениями мест действия в спектакле. Примеров прирезок мало, так как их делают временно, только для того, чтобы определить сам сценографический принцип, поэтому посмотрите в интернете макеты, на их примере можно понять, что такое прирезка.
    Качество вашей прирезки может быть гораздо скромнее макета. Но не надо ее делать спустя рукава. По прирезке легче понять вашу задумку, ощутить ваше художественное видение мира спектакля. Ясно, что вы не скульпторы и не декораторы, и что ваша прирезка – это еще приблизительный подход к образу спектакля, только повод для вашего первого разговора со сценографом. Но это уже не просто голые логические размышления, это уже замысел, который затрагивает вопросы стиля, жанра, атмосферной наполненности спектакля, воплощения идей в зримые образы. Здесь понадобится и конкретное мышление, и образное, и структурное, и абстрактное проявление вашей личности. Старайтесь сделать эту работу максимально интересной, с авторскими ходами.
    Мой совет: используйте подручные готовые материалы: проволоку, спички, деревянные шампура, пластилин, марлю, фольгу, вату, поролон и т. д. . Сейчас много уже готовых фактур, и если их чуть подкрасить, обклеить, покрошить, порезать и пр., то они могут сэкономить ваше время и силы. В общем, проявляйте фантазию. Можно довольно просто соорудить сценическую площадку. Для этого возьмите обувную коробку, отрежьте одну из сторон – получится сцена с 3 сторонами и одной пустой стороной, за которой якобы находятся зрители. Получится своеобразная сценическая площадка, на которой можно расположить ваши декорации относительно зрительного зала. Не старайтесь поразить своими умениями художника, ваша задача рассказать про спектакль, и сделать это как можно интересней, важны ваши размышления, а макет только помогает сделать ваш рассказ предметным и понятным. Используйте все, что вам может помочь в презентации. Добивайтесь выразительности через фактуру, материал, через объем, кубатуру, свет, музыку. Избегайте общих фраз о гениальности автора, о классовой несправедливости, школьных характеристик героев, литературного пересказа сюжета. Говорите больше про людей в спектакле, их проблемы, и о том, как они их преодолевают. Рассказывайте историю так, как будто она приключилась с вами. Хочется видеть ваш авторский взгляд на то, что происходит в пьесе. Рассказывайте так, как будто вы уже видели свой спектакль, и видели его подробно, слышали музыку, видели свет, ощущали его ритм, партитуру атмосфер, наблюдали авторскую игру актеров. Выстраивали начало, кульминацию, концовку. Можете принести с собой музыку, звуки, фонарики, свечки, эскизы костюмов, все, что может сделать вашу защиту творческой и интересной.
    Можете сделать распределение ролей, выбирая исполнителей из известных актеров, так будет понятно, как вы видите ту или иную роль.
    Задание 2. Следующее, что вы должны сделать, – это выбрать одну из сцен, спектакля и разобрать ее максимально подробно. Расскажите про нее так, как будто вы видели ее уже много раз и помните практически наизусть. Как зарождается сцена, из чего она вырастает. Кто, откуда и как выходит, как выглядит, в каком ритме. С чего начинается сцена: с тишины, музыки, звуков и пр. Какое освещение на сцене, как оно меняется. Что делают персонажи, какой основной конфликт двигает действие в этой сцене. В каком ритме все развивается. С чего начинается сцена и чем заканчивается, и не только сюжетно, но и по внутреннему развитию. Какие изменения произошли с героями, что произошло в сцене, какая атмосфера в сцене (напряженная, ленивая, игривая, расхлябанная и пр.), и как она меняется. В общем, это должен быть подробный пересказ уже, как бы, поставленной вами сцены. Учтите, если ваш рассказ о спектакле будет удачен, то вас обязательно попросят рассказать одну из сцен максимально подробно, будьте к этому готовы. Иногда, правда, сцену вам может задать мастер, и она может не совпадать с приготовленной вами. Но тогда вам дадут время на подготовку, обычно около получаса. Этого времени достаточно, если вы подготовлены и талантливы.
    Надо понимать, что в первом задании педагогам важно понять, как вы видите всю историю, ее развитие в пространстве, времени и идее. Можете ли вы подняться над историей и увидеть все движение истории целиком, выстроить это движение в нужном вам направлении. Через второе задание важно понять, обладаете ли вы конкретным мышлением, можете ли выражать абстрактные идеи через зримый мир спектакля, владеете ли вы действенным видением, можете ли раскрыть ситуацию, и сделать это ясно, подробно и интересно. Оба эти навыка очень важны для режиссерской профессии, и педагогам не хотелось бы ошибиться, прежде всего, в ваших же интересах.
    И последнее. Презентация проходит в свободной форме и зависит только от вашей фантазии.
    Также режиссеры сдают актерское мастерство. Я не строго смотрю на этот предмет, но некоторые мастера, ставят его на первое место. Посмотрите мой пост посвященный актерам, там про это подробно написано. Скажу только, что у режиссера не может быть в репертуаре 1 стихотворение 1 басня и 1 проза, это почти 100%, что вы не поступите. Вы режиссер, у вас должен быть обширный репертуар. И конечно он не должен быть банальным, из школьной программы. Если вы читаете «Ворону и лисицу», то ваша трактовка должна быть очень неожиданной, чтобы вам простили такой тривиальный выбор. Вы должны производить впечатление серьезного, увлеченного человека, который перелопатил кучу литературы, прежде чем нашел то, что ему подходит. Режиссер – это авторская профессия, штучная, и набирают туда штучно. Готовьтесь к такому шагу, как поступление на режиссерский факультет серьезно.
    Желаю удачного поступления, Г. Сидаков.

  2. Grirdana Ответить

    I Тур. Творческая папка
    Вместе с документами и результатами экзаменов вы подаете творческую папку. Сроки подачи указаны на сайте ВГИКа. Затем ее смотрит комиссия, состоящая из мастеров факультета, без вашего присутствия, и выставляет баллы. Максимальное количество баллов – 100. Минимальный порог – 41 балл. В составлении творческое папки рекомендую ориентироваться на мастера, который набирает курс, на его работы и предпочтения.
    Что входит в папку?
    1. Раскадровка. Выбираете литературное произведение и делаете на него режиссерскую разработку. Примеры раскадровок можно найти в интернете. Совет: используйте как можно меньше надписей под кадрами. История должна читаться в картинках. Не забывайте о смене ракурсов, композиции и планов. Каждый кадр должен привносить новую информацию в историю, он должен что-то значить!
    Организуйте себе фокус-группу. Отдайте раскадровку вашим родственникам или друзьям и спросите, все ли понятно.
    Не переживайте, если вы не владеете отличными навыками рисования. Здесь это играет огромного значения. Главное, чтобы история читалась через картинки.
    Для отрисовки кадров возьмите шаблон 4:3 или 16:9. Берите простые и понятные произведения. Не стремитесь раскрыть глубокие сюжеты, у вас еще нет достаточных инструментов для этого. Не саботируйте на смертях, этого никто не любит. Не поленитесь и сделайте несколько раскадровок – это пойдет вам в плюс.
    2. Автобиография. Ограничений по форме нет никаких, делайте так, как считаете нужным. Не стройте из себя страдающую личность, которая постоянно грустит. Лучше, чтобы автобиография была живой, бодрой и на позитивной ноте. Можете подкрепить ее фотографиями.
    3. Рецензия на отечественный короткометражный фильм. Думаю, что тут все понятно.
    4. Рисунки, наброски, композиции, эскизы, эмблемы ВГИКа. Если вы человек – рисующий – отлично, если нет – ничего страшного. Вы не на художника идете, а на режиссера. Постарайтесь удивить интересными коллажами, композициями и художественными решениями. Это намного выше оценят. Эмблемы ВГИКа разрабатываете самостоятельно, все, что придет вам в голову. Я, например, на одной из эмблем рисовала С.А.Герасимова в стиле фотографий Елены Шейдлиной.
    Что еще нужно знать про творческую папку?
    1. Оформление. Папка должна иметь вид законченного произведения. На факультете режиссуры мультимедиа очень любят игровые папки: когда можно что-то достать, вытянуть, посмотреть и.т.п. Не пожалейте своего личного времени. Все-таки папка – это ваше лицо и первое представление мастеру (не считая курсы).
    2. В папку также можно вложить другие творческие работы, например фотографии или литературные произведения. Если они есть – супер, особенно если они хорошего качества.
    3.Ограничений на количество работ, по сути, нет (на размер работы – есть!). Самое главное – раскройте себя, как творческую личность.

  3. Laidora Ответить

    Режиссер – это высококвалифицированный организатор, под его ответственностью находиться всё – от декораций до редактуры финального продукта (кино, сериала, спектакля, концерта). Конечно, он не занимается всем этим один, в его штате много специалистов, но ответственность за конечный результат лежит на режиссере. Он должен обладать набором таких качеств, как ответственность, эрудиция, коммуникабельность, воображение и, самое главное, талант.
    Стать таким важным человеком, кажется большой удачей – однако за такой удачей стоит труд и непростая жизнь режиссера. Если ваша мечта уже переросла в цель, не стоит откладывать ее достижение. Начните изучать материалы, которые с разных сторон осветят будущую специальность от учебы до зарплаты.
    Университеты и институты
    Профессия режиссера творческая, но при этом требует наблюдательности, инициативности, дальновидности и постоянного самосовершенствования. Не богатый жизненный опыт и океан практики отличают хорошего режиссера от посредственного, а умение видеть всю картину в перспективе, в единении сюжета, музыки, формы и игры. Понять и постичь всё то, что по-настоящему важно поможет ВУЗ – он даст фундаментальные базовые знания, откроет сильные и слабые стороны. Диплом вкупе с желанием работать послужат хорошим стартом, но иногда всего лишь нужно оказаться в правильное время в нужном месте.
    Вознамерившись поступить на режиссерский факультет, следует определиться со специализацией. Определяющим критерием выбора является сфера дальнейшей деятельности: режиссура игрового или неигрового кино, театра, цирка, праздников и т.п..
    Выбор ВУЗов небольшой, но выучиться на режиссера в Москве можно в:
    Всероссийском государственном университете кинематографии им. А. С. Герасимова – название говорит само за себя, здесь есть не только режиссерский факультет, но и множество других, прямо или косвенно связанных с киноискусством. Обучение проходит очно в течение 5 лет. Для поступления, кроме ЕГЭ по русскому языку (60 баллов) и литературы (50 баллов), нужно пройти массу испытаний, установленных университетом. Вместе с документами подают творческую папку, которая включает в себя автобиографию, описанный на трех листах случай из жизни, фоторепортаж и творческий замысел, изложенный на пяти страницах. Дополнительное вступительное испытание делится на три тура: собеседование, письменное творческое задание и профессиональное испытание – чтение отрывков из литературных произведений.
    Российском институте театрального искусства предлагается обучение на режиссера драмы или цирка. Поступив на дневное отделение придется отдать учебе 5 лет, а на заочное – пять с половиной. ЕГЭ (русский 60, литература 50 баллов) и ДВИ в ГИТИСе аналогичны о своей структуре экзаменам в предыдущем университете.
    Московском государственном университете культуры и искусств, где есть четыре кафедры: звукорежиссуры, режиссуры сценической речи, театрализованных представлений, режиссуры и мастерства актера. Экзамены в МГУКИ те же (ЕГЭ русский язык 60, литература 50 баллов + ДВИ); срок обучения зависит от того, желаете ли вы получить диплом бакалавра или вам милее степень магистра.
    Театральном институте им. Б. Щукина, где ежегодно проводится набор на специальность «Режиссура театра». Для поступления нужно предоставить ЕГЭ по русскому языку не менее 60 баллов и литературе не менее 50 баллов, а также сдать обязательные дополнительные вступительные испытания.
    Хотя официальные баллы ЕГЭ не слишком высокие, расслабляться не стоит – практика показывает, что для поступления на бюджет нужно иметь более 80 баллов по каждому предмету и почти на отлично сдать экзамены, установленные ВУЗом. К примеру, минимальный общий балл последнего абитуриента, попавшего на бюджетное место в 2017 году, составил 281 балл.
    Поступление на режиссера в одном из перечисленных ВУЗов предполагает примерно одинаковые экзамены, остается определиться с выбором узкой специализации. Это не очень сложно, нужно понять, что больше нравиться в этой специальности и найти подходящее направление.
    Театральное направление режиссуры предполагает работу на сцене, знания всего, что может понадобиться при постановке пьес, спектаклей и других театральных представлений.
    Режиссер в цирке должен быть полностью осведомлен во всех нюансах работы исполнителей цирка.
    Режиссура телевидения делит режиссеров на тех, кто снимает кино, сериалы, теле-шоу, клипы – объединяет их камера.
    Звукорежиссеры несут ответственность за звук, здесь нелишним будет музыкальная подготовка.
    Монтажер «сшивает» удачные кадры видео, которые получил его коллега режиссер-постановщик на телеплощадке, в целостную картину.

    Устроиться на работу выпускнику без опыта и рекомендаций достаточно сложно, но возможно. Для этого первое время придется поработать не за большие гонорары, а для получения заветного опыта и установления связей. Возможно, совсем скоро вас заметят и пригласят на достойную работу.

  4. Arazil Ответить

    • Белинский В. “Гамлет”, драма Шекспира.
    • Мочалов в роли Гамлета. В сб.: Белинский о драме и театре. М.-Л., 1948, с.241-251.
    • Гоголь и театр. М.-Л., 1952.
    • Режиссерские уроки Евг. Б. Вахтангова. М. 1957.
    • Гончаров А. Режиссерские тетради. М., 1980.
    • Голубовский Б. Место работы — театр. М., 1975.
    • Захаров М. Контакты на разных уровнях. М., 1986.
    • Кнебель М. Поэзия педагогики. М., 1974.
    • Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1986, т. 1, 2.
    • Немирович-Данченко Вл. Театральное наследие. М., 1952.
    • Питер Брук. Пустое пространство. (Любое издание)
    • Ежи Гротовский. От бедного театра к искусству-проводнику. (Любое издание)
    • Попов А. О художественной целостности спектакля. М., 1959.
    • Пушкин и театр. Драматические произведения, статьи, заметки, письма. М., 1953.
    • Рудницкий К. Вс. Мейерхольд. М., 1981.
    • Русский драматический театр. М., 1976.
    • Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. (Любое издание).
    • Станиславский К. Этика. М., ГИТИС, 2013.
    • Таиров А. О театре. М., 1970
    • Товстоногов Г. Зеркало сцены: в 2-х кн. Л., 1984.
    • Чехов М. Литературное наследие. М., 1995, т. 1,2.
    • Эфрос А. Профессия — режиссер. (Любое издание).

    ПЬЕСЫ

    • Фонвизин Д. Недоросль
    • Грибоедов А. Горе от ума
    • Пушкин А. Маленькие трагедии
    • Пушкин А. Борис Годунов
    • Гоголь Н. Женитьба
    • Гоголь Н. Ревизор
    • Лермонтов М. Маскарад
    • Тургенев И. Нахлебник. Месяц в деревне
    • Островский А. Волки и овцы. Гроза. Бесприданница. Лес
    • Сухово-Кобылин А. Свадьба Кречинского
    • Толстой Л. Живой труп
    • Чехов А. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад
    • Горький М. На дне. Мещане
    • Булгаков М, Дни Турбиных
    • Арбузов А. Таня. Иркутская история
    • Шекспир В. Гамлет. Ромео и Джульетта
    • Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф
    • Бомарше П. Женитьба Фигаро
    • Шиллер Ф. Коварство и любовь
    • Ибсен Г. Кукольный дом
    • Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети
    • Розов В. Вечно живые
    • Вампилов А. Утиная охота
    • Петрушевская Л. Три девушки в голубом
    • Лопе де Вега. Овечий источник

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ (РЕЖИССУРА ЦИРКА)

    1. Станиславский К.С. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. В 9 т. // М.: Искусство, 1989
    2. Немирович-ДанченкоВл.И. ИЗ ПРОШЛОГО. // М.: Вагриус, 2003
    3. Немирович-ДанченкоВл.И. О ТВОРЧЕСТВЕ АКТЕРА: Хрестоматия. // Любое издание
    4. Евгений Вахтангов. ДОКУМЕНТЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА: В 2 т. // Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2011
    5. Мейерхольд В.Э. СТАТЬИ, ПИСЬМА, РЕЧИ, БЕСЕДЫ. // М.: Искусство, 1968
    6. Таиров А.Я. О ТЕАТРЕ. // М.: ВТО, 1969
    7. Гончаров А.А. РЕЖИССЁРСКИЕ ТЕТРАДИ. В 2 томах // М.: Изд-во ВТО, 1980
    8. Кнебель М.О. СЛОВО В ТВОРЧЕСТВЕ АКТЕРА. // М.: Изд-во ГИТИС, 2009
    9. МАСТЕРСТВО РЕЖИССЁРА. Сборник. Под общей ред. Н.А. Зверевой // М.: Изд-во ГИТИС, 2002
    10. Попов А.Д. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ СПЕКТАКЛЯ // М.: Изд-во ГИТИС, 2012
    11. Товстоногов Г.А.ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ. В 2х томах. // М.: Искусство, 1984
    12. Чехов М.А. Творческое наследие в 2х томах. // М.: Искусство, 1995
    13. Эфрос А.В. ПРОФЕССИЯ-РЕЖИССЁР. // М.: Фонд «Русский театр», Издательство «Парнас», 1993
    14. Кузнецов Е.М. Цирк //М.:Искусство, 1971
    15. Дмитриев Ю.А. Цирк в России //М.: Искусство, 1977
    16. Дмитриев Ю. СОВЕТСКИЙ ЦИРК. Очерки истории 1917 – 1941 гг. – М.,1953
    17. Дмитриев Ю. СОВЕТСКИЙ ЦИРК СЕГОДНЯ. – М., 1968
    18. Дмитриев Ю. ЭСТРАДА И ЦИРК ГЛАЗАМИ ВЛЮБЛЕННОГО. – М., 1971
    19. Дмитриев Ю. ЦИРК В РОССИИ. – М., 1977
    20. Жандо Доминик. ИСТОРИЯ МИРОВОГО ЦИРКА. – М., 1984
    21. Зискинд Е. РЕЖИССЕР НА АРЕНЕ ЦИРКА. – М., 1971
    22. Иванов М. ВОЗНКНОВЫЕНИЕ КОННОГО ЦИРКА. – М., 1960
    23. ИСКУССТВО КЛОУНАДЫ. – М., 1960
    24. Карандаш. НА АРЕНЕ СОВЕТСКОГО ЦИРКА. – М., 1977
    25. Кио Э. ФОКУСЫ И ФОКУСНИКИ. – М., 1958
    26. Кисс А. ЕСЛИ ТЫ – ЖОНГЛЕР… – М., 1977
    27. Кошкин В. КОННЫЙ ЦИРК. – М., МИК, 2004
    28. Кошкин В. ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ. – М., Искусство, 1994
    29. Левшин В.И. ВЗГЛЯДЫ, ОПЫТ И СИСТЕМА РАБОТЫ ТРЕНЕРА И РЕЖИССЕРА. // Ростов, 2007
    30. Макаров С.М. КЛОУНАДА МИРОВОГО ЦИРКА. – М., РОСПЭН, 2001
    31. Макаров С.М. СОВЕТСКАЯ КЛОУНАДА. – М., Искусство, 1986
    32. Немчинский М. НА МАНЕЖЕ ЦИРКА – АРТИСТ. – М., 1974
    33. Немчинский М. ЦИРКОВОЙ НОМЕР – СПЕКТАКЛЬ. – М., 1976
    34. Немчинский М. ЦИРК В ЗЕРКАЛЕ СЦЕНЫ. – М., 1983
    35. Немчинский М. ДРАМАТУРГИЯ ЦИРКОВОГО НОМЕРА. – М., 1976
    36. Немчинский М. ЦИРК В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО ЛИЦА. – М., 1995
    37. Немчинский М. ЦИРК РОССИИ НАПЕРЕГОНКИ СО ВРЕМЕНЕМ. – М., 2001
    38. Никулин Ю. ПОЧТИ СЕРЬЕЗНО… – М., 1979
    39. Реми Т. КЛОУНЫ. – М., 1965
    40. Румнев А. О ПАНТОМИМЕ. – М., 1964
    41. Сиренко И. ВОЗДУШНЫЕ ЖАНРЫ В ЦИРКЕ. – М., 1976
    42. Фальковский А. ХУДОЖНИК В ЦИРКЕ. – М., 1978

  5. Buzalbine Ответить

    В детстве я часто хлопала дверью и убегала из дома. Представляла себе, как несколько дней буду скитаться где-нибудь, пока не стану кем-нибудь великим. Величие тогда казалось минутным делом.
    Я поступила в легендарный физмат имени Жаутыкова, но стать великим математиком не удалось. Окончив же школу, я подала документы в КИМЭП. Но становиться великим экономистом как-то даже не хотелось, да и что греха таить, это тоже вряд ли у меня бы получилось. И как-то в пять утра на втором курсе меня осенило: «Зачем тратить свое время на неинтересную мне профессию?».

    Стать режиссером всегда было для меня далекой несбыточной мечтой. Где-то там в параллельной вселенной я давала указания актерам на площадке, сидела на именном стуле, получала ветвь в Каннах… Но кроме того, чтобы смотреть по 15–18 фильмов в неделю, я не предпринимала никаких шагов, чтобы приблизиться к этой профессии. Тем не менее, тогда же в пять утра я решила бросить карьеру несостоявшегося экономиста и подать документы во ВГИК на режиссуру. Почему ВГИК? В этой известной киношколе есть возможность учиться бесплатно (при отсутствии высшего образования), к тому же не требуется осваивать другой язык.
    За две недели до вступительных экзаменов я подготовила творческую папку. Она состояла из автобиографии, замысла короткометражного фильма, забавной истории из жизни, описания своих предпочтений в кино и десяти фотографий. Собрав необходимые документы, я купила билет в Москву в один конец и готовилась завоевать мир кинематографа.
    Чтобы быть поближе к храму кино, я заселилась в отель «Байкал». Условия были здесь отдаленно напоминающие царские, однако мысль, что в пяти минутах ходьбы находится место, где учился Тарковский, успокаивала, но не давала спать. Хотя, возможно, я не могла уснуть из-за удушающего запаха мусора, проникавшего в комнату неведомо откуда.
    На следующий день я прошла через «дружелюбную» охрану ВГИКа и подала документы на поступление. ВГИК впечатлял – у входа стоит памятник Тарковскому, Шпаликову и Шукшину, у которого каждый абитуриент считал своим долгом сфотографироваться, надеясь в один день стоять рядом с ними в бронзе. В своих грезах я уже придумывала в какой позе меня изобразит скульптор.

    Предстоящие несколько дней прошли в ожидании результатов и подготовке к собеседованию. Впрочем, волнововаться о грядущих турах мне не пришлось. Меня взяли сразу и на бюджетное место, восхитившись моей искусно написанной папке. Поверили? На самом деле нет. Меня даже не приняли. Напротив моей фамилии в списке сдавших папку стояло жирное «нет». В тот миг мой мир рухнул, спесь сошла как с гуся вода, а ярость во мне бушевала, как океан на картинах Айвазовского. Словом, покорить Москву и мир кинематографа не удалось.
    Первым порывом после провала было умчаться в Африку и самозабвенно отдаться волонтерству. Возвращаться домой проигравшей я стыдилась. Но я вернулась и последующий год провела как спортсмен, готовящийся к Олимпиаде, только в моем случае это был римейк песни Виа Гры «Попытка номер пять», точнее два.
    По возвращении в Алматы, первое время я сетовала на свое горькую судьбинушку и не выходила из дома, но позже решила, что ВГИК не стоит такого самобичевания, и отправилась в бар, где проводила все свои последующие выходные. Еще я устроилась в интернет-журнал и стала давать индивидуальные уроки по математике.
    Спустя год после моей ошеломительной попытки №1 я решила поменять все работы, которые были в отвергнутой папке. Я писала снова и снова, придумывая обороты поострее, образы поярче, однако, перечитывая первые работы, пришла к выводу – «Да бог с ним, этим ВГИКом!», и отправила ту самую провалившуюся папку еще раз, подав ее не только на игровое, но и на документальное.

    Билет в Москву в этот раз я покупать не торопилась, гостиница «Байкал» же стала местом моих кошмаров. Результатов я ждала уже не так судорожно и берегла свое ранимое сердечко, поэтому на появившиеся результаты смотрела закрыв один глаз. Но не поверив сначала правому глазу, а потом и левому, поверила им обоим, когда ответ «да» был и в случае с игровым, так и документальным факультетом. Честно говоря, я не знаю, почему одна и та же папка не понравилась одному мастеру, но удовлетворила других.
    На первый тур (творческая папка является предварительным) я пришла ровно в назначенное время, но у кабинета, где должно было проходить собеседование уже образовалась огромная очередь. Абитуриенты нервно перешептывались. Кто-то уже поступал не в первый раз, кто-то повторял картины передвижников. Все это напоминало по меньшей мере ад. Возраст поступающих, как и жизненный опыт, был разным. Как оказалось позже, некоторые мастеры считают, что легче учить вчерашних школьников, а некоторые – тех, что повзрослее. Никакой объективности и четких правил в выставлении вердикта мастерами нет, точнее сказать, у каждого мастера они свои.
    Первый тур – это собеседование, на котором просят сделать разбор предложенной фотографии или придумать связанную с ней историю. Иногда разбирают вашу творческую папку. К первому туру всегда просят подготовить чтецкую программу (стих, басню и отрывок из прозы), впрочем, иногда и она не столь обязательна. Хотя при поступлении на неигровое, мастер пренебрежительно посмотрел на меня и сказал: «Ну, давай, читай стих, что там у тебя?». Я, собственно, и начала: встала в центр кабинета и с чувством продекламировала две строчки, дальше которых мне уйти не удалось. Мастер, нахмурив брови, отрезал: «Все ясно! Что у тебя следующее?». Отрывок из прозы я также закончила на втором предложении, а басню и вовсе не стала читать, решив что хоть мне и неясно, что именно было ясно мастеру, но два предложения из басни роли не сыграют. Мастер игрового же кино показывал разные картины, и нужно было угадать (читай – знать) название и художника, ее написавшую. Картины были общеизвестные – чтобы пройти это испытание, достаточно было знать полотна, что висят в Третьяковской галерее и в Пушкинском музее.
    Ожидание результатов первого тура не продлилось слишком долго, но прошли на следующий этап значительно меньшее количество людей. И хоть я пыталась не слишком радоваться, танец бабуина все же был мной исполнен.
    Второй тур был письменным – нужно было представить историю на одну из заданных мастерами тему. На то, чтобы раскрыть свой писательский талант, давалось шесть часов. Писать разрешалось только синей ручкой, рисунки, тэги и прочее оставлять на «чистовике» запрещалось. Конечно, тут же нашлись абитуриенты, у которых нет вдохновения, если дать им ручку с синими чернилами, но строгих женщин-надзирателей не интересовали прихоти ни поступающих, ни их вдохновения. После того как главная надзирательница выстрелила в воздух из стартового пистолета, абитуриенты, вооружившись шариковыми ручками, ринулись в бой с бумагой. Кто-то долго сидел и разглядывал потолок, кто-то загадочно смотрел в окно, кто-то же рьяно излагал свои мысли на бумаге. Сидеть все шесть часов мне казалось безумием, поэтому, управившись за два часа, я пошла прогуляться по сталинскому Диснейлэнду – ВДНХ.
    Пройти на третий тур означает почти поступить, дело оставалось за малым – еще одно собеседование. Здесь могут быть самые разнообразные задания: к примеру, удивить какой-нибудь историей предыдущего интервьюируемого, а могут и вовсе ничего не спросить, а лишь поздравить. Как и на первом туре, собеседование – увлекательное приключение, где ты преодолеваешь испытания, данные мастером.
    Выдержав все вступительные экзамены, я чувствовала себя героем, нет, скорее даже Гераклом, очистившим конюшню и удушившим льва. Я была на вершине придуманной мной славы, но впереди меня ждали куда более увлекательные победы и поражения. Учеба во ВГИКе безумна – я до сих пор помню, как на первом курсе изображала стиральную машину и суриката, забыла слова на сцене во время отрывка или как падал чулок, пока Вершинин признавался в любви. И да, возможно, никакого из меня режиссера не выйдет, но мир кинематографа, творчества – место, куда и привели мои мечты, а о величии можно подумать и завтра.

    Иллюстрации: Дияра Шукбарова (1), Карлыгаш Ахметбек (2, 3, 4)

  6. лил памп Ответить

    Поступить сюда – мечта многих юношей и девушек. Ежегодно конкурс среди абитуриентов – более 100 человек на место. Из них отбирают только 10% счастливчиков. Значит, что попасть на первый курс ВГИКа все же реально. Сегодня мы поговорим, как стать студентом Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова.
    Во ВГИКе дают прекрасное образование, которое высоко ценится во всех странах мира. Это один из немногих кинематографических вузов, где есть собственная учебная киностудия с павильонами, учебный театр, художественные мастерские. Практические все выпускники института устраиваются работать по специальности.
     
    Какие направления есть во ВГИК?
    В институте подготовка студентов ведется по очной и заочной формам обучения. Одновременно вы можете подать документы на три направления из следующих:
    Актерское искусство, проходной балл – 242, выделено по 18 мест в каждой мастерской.
    Режиссер игрового кино-, телефильма – 289 баллов, запланировано 12 мест.
    Режиссёр неигрового кино-, телефильма – 295 баллов, 8 мест.
    Режиссёр телевизионных программ – 295 баллов, 8 мест.
    Режиссёр анимации и компьютерной графики – 288 баллов, 8 мест.
    Режиссёр мультимедиа – 242, 10 мест.
    Звукорежиссура аудиовизуальных искусств – 276 баллов, 12 мест.
    Кинооператорство – 252 балла, 18 мест.
    Художник кино и телевидения – 273 балла, 5 мест.
    Художник кино и телевидения по костюму – 308 баллов, 5 мест.
    Художник анимации и компьютерной графики– 259 баллов, 7 мест.
    Художник мультипликационного фильма – 308 баллов, 5 мест.
    Драматургия – 294 балла, 10 мест.
    Киноведение – 289 баллов, 10 мест.
    Продюсерство – 262 балла, 11 мест.
    Количество баллов и мест, оплаченных за счет федерального бюджета, указано по состоянию на прошлый год.
    Какие экзамены вас ждут?
    Для всех специальностей обязательна успешная сдача ЕГЭ по русскому языку и литературе. А вот программы творческих, профессиональных испытаний и собеседования немного отличаются. Для удобства их называют турами. Они оцениваются по 100-балльной шкале. Положительным результатом можно назвать получение более 41 балла.

    Содержание профессионального испытания
    Для актеров – это фото- и видеопробы. Для режиссеров – чтение отрывка художественной прозы, стихотворения, басни, а также различные творческие задания, в ходе выполнения которых нужно проявить фантазию, наблюдательность, образное мышление. У звукорежиссеров оценивается общая техническая грамотность. Кинооператоры проходят экзамен на знание истории фотографии, фотоискусства и технологии. Будущие живописцы и графики выполняют задания по живописи и рисунку. Драматурги представляют литературные работы на оценку в приемную комиссию. Киноведам нужно заранее приготовить несколько творческих киноведческих статей: биографию, рецензию на фильм, книгу о кино, непосредственно на испытании им нужно написать письменную работу по киноискусству. Продюсеры также проходят испытание в письменной форме, им необходимо выполнить задания на тему функции продюсера в кинопроцессе, решение творческо-производственных задач и т. д.
    Содержание творческого испытания
    Для актеров – это исполнение этюдов на заданную тему, чтение наизусть отрывков из литературных произведений. Для режиссеров – письменная работа в форме этюда на основе жизненных впечатлений. Звукорежиссеры выполняют письменное задание по просмотренному фильму. Кинооператорам необходимо представить портфолио из 10 снимков разных жанров, а потом пройти еще и практическое испытание. Поступающие на «Живопись» и «Графику» выполняют два задания по композиции. Драматургам необходимо написать литературный этюд на одну из предложенных тем. Киноведы пишут рецензию на предложенный фильм. Продюсеры проходят испытание в устной форме, в основном, нужно подготовить аргументацию в пользу создания аудиовизуального произведения.
    Содержание собеседования
    Во время последнего тура оценивается общий культурный уровень абитуриента. С каждым поступающим проводится индивидуальная беседа на тему выбранной специальности. Разбираются работы, представленные в приемную комиссию, а также письменные экзаменационные задания.
    Из года в год программы вступительных испытаний могут изменяться, поэтому прежде чем начать подготовку, уточните эту информацию на официальном сайте вуза. Учтите, что запись на прослушивания и просмотры заканчивается примерно в конце мая, поэтому поторопитесь.
    Как повысить свои шансы на поступление?
    При ВГИКе работают курсы профориентации. Здесь вы можете пройти подготовку к поступлению и попробовать будущую профессию, как говорится, на вкус. Занятия проводятся с октябрь по мая, три раза в неделю, преподают сотрудники института. Присоединиться к ним можно в любое время, поскольку группы набирают ежемесячно.

  7. YNATEW Ответить

    Что нужно, чтобы поступить в театральный и какими качествами должен обладать поступающий? Во время проведения творческого конкурса педагоги оценивают абитуриентов по ряду основных параметров, среди которых:
    Образование. В театральный вуз могут поступить только абитуриенты, окончившие 11 классов либо выпускники техникумов и колледжей.
    Возраст. Как правило, возраст не имеет значения, но все-таки чаще всего экзаменаторы отдают предпочтение более молодому поколению.
    Внешние данные. Это один из самых важных критериев, который никак не подразумевает красивое лицо. Будущий актер должен обладать яркой, запоминающейся внешностью, иметь свою изюминку, способную поразить сердца зрителей. Это может быть и своеобразная мимика, или глубинный проникновенный взгляд, или же смешные черты, присущие комику.
    Сценическое обаяние. Также не следует путать с внешностью и красотой. Под этим понятием подразумевается та харизма и талант, благодаря которым людям интересно наблюдать за артистом, любоваться им. Именно за счет этих качеств абитуриент может зарекомендовать себя в качестве перспективного актера.
    Чувство ритма. Известно, что актер должен быть талантлив абсолютно в любом направлении. На сцене ему приходится и петь, и участвовать в танцевальных номерах, поэтому будущий артист немыслим без чувства ритма, которое также очень важно для постановки правильной дикции.
    Внутренняя эмоциональность. Здесь педагоги оценивают способность поступающего задеть своей игрой зрителя, вызвать в нем эмоциональный всплеск и смешанные чувства, заставить поверить его в действительность происходящего.
    Если вы отвечаете данным критериям, то ваши шансы поступить на актерский в театральный вуз значительно возрастают. Однако, важно помнить, что на творческих конкурсах отсеивается множество талантливых личностей, поэтому будьте готовы к тому, что вам не раз придется доказывать свое мастерство.

    Отборочные туры при поступлении

    Чтобы понять, как поступить в театральное высшее училище, необходимо проанализировать экзаменационную процедуру, которая состоит из трех этапов.

    Первый этап

    Вам необходимо сдать ЕГЭ и предоставить его результаты в приемную комиссию вуза. Для поступления в театральный обязательными предметами являются русский язык и литература.

    Второй этап

    На этом этапе предстоит пройти внутреннее испытание коллоквиум, представляющий собой собеседование, на котором вам будут задавать различные вопросы, например, такие как:
    Почему вы хотите поступить в театральный вуз?
    Понимаете ли вы суть профессии?
    Почему вы решили стать артистом?
    Каким актером вы себя видите?
    На собеседовании рекомендуется отвечать на вопросы искренне, поскольку педагоги – опытные специалисты и сразу смогут распознать фальшь.
    Необходимо вкратце рассказать о себе, о своем детстве и отрочестве, о том, как вы осознали свою потребность в творчестве. Основной целью такой процедуры является раскрытие не столько культурологических и искусствоведческих познаний, сколько нравственных и этических сторон абитуриента.

    Третий этап

    Вам будет предложено пройти три творческих испытания, которые являются наиважнейшим этапом при поступлении в театральный. При вынесении своего вердикта экзаменаторы в первую очередь руководствуются результатами именно этого испытания, которое включает в себя три задания:
    речь,
    актерское мастерство,
    танцы и вокал.
    Рассмотрим каждый из творческих экзаменов подробнее:
    Речь. К данному испытанию абитуриент должен подготовить и заучить несколько отрывков из прозы, басни, пьесы или стихотворения. Во время экзамена вас попросят рассказать отрывок на ваш выбор, но при этом педагогам может не приглянуться зачитываемый вами фрагмент. Именно для этого стоить подготовить сразу несколько произведений, чтобы при необходимости зачитать другой кусок. Здесь проверяется ваша дикция, голос, умение подать материал зрителю.
    Актерское мастерство. Данное испытание предполагает постановку этюда: обычно в нем принимают участие 2-3 человека. Комиссия допускает любые темы для зарисовок, то есть можно использовать как сюжет из известного произведения, так и ситуацию из повседневной жизни.
    Танцы и вокал. Поступающие заранее должны подготовить вокальные и танцевальные номера. Для песенного экзамена лучше всего выбрать классический романс либо знаменитое произведение из советского кино. Опыт бывших абитуриентов показывает, что комиссия скептически относится к современному репертуару. Также вам необходимо заблаговременно придумать танцевальный номер.
    Итак, ЕГЭ, собеседование и три творческих экзамена, это то, что нужно для поступления в театральный на актерское искусство.

    Как поступить на режиссера


    Процесс поступления на режиссерский факультет несколько отличается от актерского отделения. Будущим режиссерам предлагается пройти пять этапов:
    Экзамены по таким дисциплинам, как литература и русский язык (формат ЕГЭ).
    Актерское мастерство (практическое испытание). На данном этапе поступающий должен зачитать несколько произведений различной направленности. Здесь также проверяются импровизационные способности к игре в сценических этюдах, ощущение ритма и музыкальность.
    Практическая режиссура. Абитуриенты должны поставить этюд на предлагаемую тему. В качестве темы может выступать классическое произведение или музыкальная зарисовка. В импровизированной постановке принимают участие абитуриенты-актеры. На этом испытании комиссия проверяет изобретательность, инициативность, вкус и фантазию будущих режиссеров.
    Письменная работа. Темой данного задания может стать план постановки определенной сцены или пьесы. Могут потребовать составить указания актерскому составу, композитору и художнику.
    Коллоквиум. Предполагает оценку знаний абитуриента в области режиссуры, культуры, театральной критики и мировой драматургии. Здесь проверяются интеллектуальные способности абитуриентов и их навыки к образному мышлению.
    Если вы уж твердо решили поступать в театральный, то начинайте готовиться за год или за два до предполагаемой попытки. Готовиться к поступлению можно как с репетитором, так и самостоятельно. Обязательно много читайте одной школьной литературной программы недостаточно.
    Помните, что заниматься театральной деятельностью по расписанию нельзя. Театром занимаются всегда или не занимаются вовсе.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *