Зачем и для кого нужна литература сочинение?

7 ответов на вопрос “Зачем и для кого нужна литература сочинение?”

  1. SerkinMen Ответить

    Вы когда-нибудь задумывались о том, зачем в школьную программу введен такой предмет, как литература?
    В самом деле, на уроке математики мы учимся считать, а если повезет, то и развиваем логическое мышление, на уроках русского языка мы учимся грамотно писать, на уроках иностранного языка, понятное дело, учим этот самый чужой язык, а что мы делаем на литературе? Обычно, если не везет с учителем, то предмет этот воспринимается среднестатистическим учеником как окно между физкультурой (побегать, поразмяться) и физикой (вот там-то работать надо).
    А что делать на литературе? Красиво говорить о какой-то Татьяне и каком-то му-му? Пытаться угадать, почему этот студент на старушку до смерти обозлился? А в младших классах почему-то требуется восхищаться сначала Авраамом, который своего сына чуть было в жертву не принес, а потом Тарасом Бульбой, который-таки злое авраамово дело доделал – чем породил сыночка, тем и убил. Ну, не бред ли? Так зачем он нужен, этот предмет? В советские времена уроки литературы были идеологически выдержаны – Олег Кошевой, поднятая целина, слово о полку Игореве в свете последнего съезда КПСС, и т.д. Тогда все было понятно – художественная литература иллюстрирует моральный кодекс строителя коммунизма и обличает все, что этому кодексу противоречит. Времена изменились, а на уроках литературы изменились только изучаемые авторы – Солженицын вместо Шолохова, Пастернак вместо Серафимовича. А все остальное – методика, отсутствие цели, скука в глазах учеников – все это практически не меняется.
    Кто читал учебник-хрестоматию по литературе для средней школы? Ну, например, для 5 класса. Ну, и как ощущения? Даже отбросив в сторону эмоции, учебник можно обвинить в бессистемности и бестолковости. Во-первых, совершенно не ясна задача этого учебника – научить чему? Развить что? Собственно, этот вывод следует из необязательного набора текстов и невнятных заданий после этих текстов. Учебник, кстати, мало чем отличается от своего советского предшественника. Он очень тенденциозен. Только там была “широка страна моя родная”, колхозы и борьба пролетариата в прозе и стихах, а сейчас – “мне о России надо говорить”. Во-вторых, мне не понятно, для кого написан этот учебник. Складывается такое впечатление, что в качестве объекта был выбран герой книги “Учебник по педагогике для педагогических ВУЗов” под редакцией Ю.Бабанова. Некий идеальный в платоновском смысле ребенок, подвергнувшийся тимуровскому, идейному, физическому и половому воспитанию. Теперь он учится в 5 классе, собирает гербарий, читает книжки про пионеров(скаутов)-героев, клеит модель планера, ходит на пионерские (скаутские) сборы, переводит старушек через дорогу, мечтает сбежать в Ирак бороться за свободу курдов. Именно такой объект в свободное от старушек время будет с удовольствием читать Пришвина (описание природы в 11 лет! Сами-то читали? Тоска смертная), декламировать Прокофьева и звонким голосом отвечать на вопрос, что объединяет стихи о природе и о Родине.
    Вышеперечисленными недостатками грешит не только книга для 5 класса, поскольку проблема кроется не в учебнике, а в самой программе по литературе. Это она, программа, бесцельна. Это она тенденциозна. Это она непонятно, для кого написана.
    Сегодня дети наши поглощают невероятное количество информации. Этой информации так много, что они не успевают ее обрабатывать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, а уж тем более, делать выводы. Поэтому заставлять их читать очередной серенький, а то еще чище того – бездарный текст, мягко говоря, безнравственно. А ведь именно этого требует нынешняя школьная программа. С другой стороны, интересно, кто же это такой объективный и безгрешный будет отбирать и сортировать художественные произведения – это гениально, а это бездарно? Я представляю, сколько копий будет сломано в спорах из-за того же Пришвина. Но ведь можно сделать по-другому – можно научить детей обрабатывать информацию, например, разбираться в литературе, дать им в руки тот инструмент, который поможет отличать шедевр от графомании, т.е. обучить анализу текста, его интерпретации, а также самостоятельному созданию текста. Методу, методу надо обучать, а не патриотизму. А вот это можно делать на любом произведении – хорошем или плохом (на хорошем эстетичнее). Потому что кто-то прочтет гениальные стихи Пушкина или Пастернака и не вынесет из них ничего, кроме того, что они говорили в рифму, а он – прозой. А кто-то прочтет графоманский рассказ прозаика Тютькина про заек и вынесет оттуда гораздо больше, чем он (Тютькин) вообще в состоянии вложить. Все зависит не от текста, а от умения его анализировать.
    В основе авторской программы О.Б. Пружининой лежит идея, что задача учителя – научить школьника анализировать текст и научить создавать свой текст. Именно из этого и из особенностей психологии данного возраста она и исходила, когда ставила конкретные задачи для каждого класса.
    Задачи 5 класса
    1. Формирование представления о художественной литературе, отличия ее от нехудожественной, от мифологии и фольклора.
    2. Формирование представления о художественном образе.
    3. Обучение выделению в художественном произведении сюжета и композиции. Формирование представления о том, каким образом сюжет и композиция создают художественный текст.
    4. Формирование навыка создавать по образцу небольшой художественный текст (миф, сказка и пр.)
    Задачи 6 класса
    1. Продолжение работы с сюжетом и композицией в создании художественного текста.
    2. Уяснить функции тропов и описаний в формировании художественного образа.
    3. Отличие организованного текста от неорганизованного. Законы стихосложения.
    4. Создание стихотворений.
    Задачи 7 класса
    1. Работа с родами и жанрами. Их основные отличия и характеристики. Особое внимание – лирике и драме.
    2. Представление о лирическом герое. Анализ стихотворения.
    3. Общее представление о художественных средствах. Речевые характеристики.
    4. Сочинение пьес.
    Задачи 8 класса
    1. Продолжение работы с родами и жанрами. Особое внимание – эпосу.
    2. Система персонажей. Образ автора.
    3. Методы критики. Идейные методы. Понятие темы, идеи, проблемы.
    4. Психологические методы.
    5. Обучение написанию рецензии и отзыва.
    9 класс
    1. Продолжение знакомства с критическими методами. Компаративный метод
    2. Формальный метод
    3. Структурный метод (проще всего – на стихах)
    4. Культурологический метод.
    5. Обучение написанию критической статьи.
    10-11 классы
    1. Понятие историко-литературного процесса.
    2. Закрепление знаний по теории литературы.
    3. Умение анализировать текст различными критическими методами.
    4. Умение писать сочинение.
    5. Начальные навыки написания научного текста.

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *