Как помочь ребенку выговаривать звуки г и к?

17 ответов на вопрос “Как помочь ребенку выговаривать звуки г и к?”

  1. ANUAR4IK Ответить

    Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата
    Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
    Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
    Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
    Отклонения в строении зубов или челюсти.
    Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.
    Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

    Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

    Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.
    Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.
    Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям
    Расслабим язычок. Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
    Подъем кончика языка вверх. Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
    Выдуваем воздух через середину языка. Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
    Сдуваем вату с носа. Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
    Произносим звуки Ж и Ш. Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
    Больше слов с Ж и Ш. Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
    Произносим букву Ч. Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!
    Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

    Были галчата в гостях у волчат,
    Были волчата в гостях у галчат,
    Ныне волчата галдят как галчата,
    И как волчата, галчата молчат.

    Учимся произносить букву Р

    Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.
    Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  2. SlavaPlay Ответить

    Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает букву (звук) — К. О том, как научить ребенка правильно произносить букву К, Г, Х, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

    Дети нередко затрудняются в произнесении звука «к» или всей группы заднеязычных звуков: «к», «г», «х». Иногда это естественная возрастная особенность детской речи, и она потом исчезает, а порой это стойкий недостаток, устранение которого требует специальных систематических занятий.
    Расскажем кратко, как можно научить ребенка правильно произносить «к», «г», «х».
    При правильном образовании звуков «к, г» губы и зубы разомкнуты, расстояние между ними меняется в зависимости от следующего за звуком гласного. Кончик языка упирается в нижние альвеолы или несколько отодвинут назад. Спинка языка сильно выгнута и плотно прижимается к нёбу. Выдыхаемая струя воздуха с силой прорывается между нёбом и спинкой языка («к», «г» называются смычными, взрывными, мгновенными). Звук «к» глухой, произносится без участия голоса, а звук «г»— его звонкая пара. При произнесении звука «г»выдох менее напряженный. Звук «х» также глухой, произносится без голоса. При образовании этого звука плотного смыкания не возникает, а между выгорбленным языком и нёбом есть только щель, сужение (звук называется щелевым, про¬износится не мгновенно, а длительно).
    В речи детей звуки «к, г, х» иногда или отсутствуют, пропускаются или заменяются другими, чаще всего переднеязычными: «к» произносится как «т», «г» как «д», «х» как «т». Ребенок произносит: «Татя» (Катя), «тутушка» (кукушка), «дусь» (гусь) и т. д.
    Иногда достаточно только несколько раз произнести звук четко, выразительно, даже подчеркнуто, и ребенок, подражая, сразу начинает правильно выговаривать его. Если это не удалось, для выработки правильного произношения «к» с успехом может быть использован следующий механический прием:
    ребенку предлагается многократно произносить слоги: «та-та-та», а кончик языка в это время пальцем (шпателем, палочкой, ручкой зубной щетки, черенком чайной ложки и т. п.) слегка прижимают книзу и немного отодвигают в глубь рта, назад. Язык при этом отодвигается, спинка выгибается, прижимается к нёбу. Постепенно получается «та-тя-кя-ка». Иногда упражнение сразу же дает эффект, а иногда необходимо повторить его в течение нескольких дней.
    По мере упражнений постепенно палец убирается, и ребенок начинает произносить звук самостоятельно, без механической помощи.

  3. стесняга Ответить

    В последнее время у многих детей даже в семь лет наблюдаются нарушения произношения звуков раннего возникновения: [к], [г], [х], [й]. Также многие первоклассники часто смягчают согласные или озвончают глухие и оглушают звонкие согласные звуки. В чем причина, и как это исправить, разберемся в этой статье.
    Коррекция нарушений произношения заднеязычных звуков
    Постановка звука [й]
    Устранение дефектов озвончения и оглушения
    Причины нарушения заднеязычных и среднеязычных звуков
    Звуки [к], [г], [х] являются заднеязычными в соответствии с местом образования. При их производстве главную роль играет задняя часть языка, которая напрягается и прижимается к нёбу. [Й] – среднеязычный звук по месту образования. При его производстве напрягается и вздымается к нёбу средняя треть языка. Таким образом, при произношении данных звуков очень важен язык.
    Одной из причин столь массового нарушения простейших звуков [к], [г], [х], [й] является вялость мышц языка. Подрастает поколение детей, взращённых на искусственном вскармливании и короткое время сосавших грудь матери. Грудное вскармливание – это не только естественный процесс и здоровое питание, но еще и формирование многих психических функций. В их числе – сексуальные составляющие по Фрейду и развитие органов артикуляционного аппарата. При сосании груди ребенок напрягает свои едва появившиеся мышцы губ и языка. Малышу приходится «добывать» молоко своими силами. При искусственном вскармливании усилий прилагается меньше. Соска менее упруга, чем грудь. Жизнь упрощается, но это негативно сказывается на укреплении мышц языка.
    К тому же, многих новорожденных сейчас кормят мягкой пищей, размягченной блендером. Это нехорошо, ведь при жевании даже мелкой вареной картошинки тренируются и мышцы языка. Мягкую пищу ребенок только сглатывает, язык остается без работы.
    При нормальном развитии звуки [к], [г], [х], [й] должны появиться уже к году жизни. Представьте, насколько запущен речевой процесс, если к семи годам их нет. Значит в детском саду малыш не развивал мышцы языка. С ним не играли, поцокивая, как лошадка, балаболя, как индюк, не кукарекали с ним, как петух. Многие звуки ребенок учится произносить по подражанию за взрослым.
    Еще одной причиной нарушения произношения заднеязычных является дизартрия, ринолалия, функциональная дислалия.

    Причины дефектов озвончения и оглушения звуков
    К ним также относятся и замены твердых согласных мягкими. Дефект озвончения – это когда ребенок вместо [п] произносит [б], вместо [т] – [д], [к] заменяет на [г], [с] на [з]. Дефекты оглушения – это, наоборот, замена звонких согласных на глухие. «Том» вместо дом, «калка» вместо галка и т.п.
    Причиной оглушения и озвончения звуков является фонетико-фонематическое нарушение речи, дизартрия, открытая гнусавость, частичное нарушение голоса, легкая степень тугоухости. Особенно часто встречается при нарушении фонематического слуха. Причиной нарушения последнего являются родовые травмы, инфекции во время беременности, травмы головного мозга после рождения ребенка. За фонематический слух отвечают определенные участки головного мозга, повреждение которых и влечет данные неполадки.
    Коррекция нарушений произношения заднеязычных звуков
    Нарушение произношения звуков [к], [к’] называется каппацизмом, звуков [г], [г’] – гаммацизмом, звуков [х], [х’] – хитизмом. При нарушении вышеперечисленных звуков работать нужно над укреплением мышц языка. При гипотонусе языка с раннего детского возраста рекомендуется больше жевать. Для тренировки можно жевать латексную соску. Употреблять твердую пищу. Делать такие упражнения, как поцокивание – «лошадка», «горка» – выгибание языка, «маляр» – поднимать язык к «потолку», «дятел» – постукивание кончиком языка у верхних зубов. Роль артикуляционной гимнастики очень велика при постановке любых звуков.

    При производстве звуков [к], [г], [х] губы раскрыты, кончик языка отодвинут от зубов, задняя его часть приподнимается и прижимается к нёбу. При произнесении [г] добавляется работа голосовых связок, при производстве [х] задняя треть языка не смыкается с нёбом, его боковые края прижимаются к верхним зубам.
    При постановке звука [к] используют несколько способов:
    По подражанию: повторить как кукует кукушка, кудахчет курица;
    От звука [т]: ребенок произносит слоги та-та-та, логопед шпателем слегка нажимает на кончик языка и отодвигает его кзади. Родители дома могут также нажимать указательным пальцем на язык, отодвигая его назад. При постепенном движении языка назад сначала слышатся звуки та, потом кя, затем ка (та-кя-ка)
    Мягкий вариант звука [к] ставится по подражанию.
    При гаммацизме постановка осуществляется через звук [д]. Ребенок произносит сочетания: да-да-да, шпателем отодвигается кончик языка к горлу (можно пальцем, ложечкой). Таким образом, язык отодвигаясь, производит слоги: да-гя-га. Звук [г’] можно поставить также по подражанию.
    Звук [х] ставится от звука [с’] все тем же отодвигания языка назад. Ребенок произносит: ся-ся-ся, получается ся-хя-ха. Еще одним способом постановки является упражнение «греем ладошки». Выдыхая воздух непроизвольно получается звук [х]. Мягкий [х’] – по подражанию.

    Читайте также:
    Комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики
    Виды логопедического массажа
    Что делать, если ребенок долго не начинает говорить?
    Постановка звука [й]
    Звук [й] обычно в речи заменяется на [л’], встречаются также замены на [р’], [х’], [и]. Недостатки воспроизведения фонемы называются йотацизмом. Артикуляция для [й] следующая: губы растягиваются в улыбку, зубы разомкнуты, задние края языка по бокам прижимаются к верхним зубам, средняя частичка языка приподнимается к нёбу.
    Постановка звука [й] осуществляется после выполнения артикуляционной гимнастики двумя способами:
    1. От быстрого произношения сочетания иа или аиа, получается [й].
    2. От звука [з’]. Ребенок произносит зя-зя-зя, логопед шпателем (ложечкой) оттягивает переднюю часть языка назад. Получается зя-я-й.
    Устранение дефектов озвончения и оглушения
    Работа начинается с подготовительных упражнений для осуществления контроля за голосом и фонематическим звуком.
    Ребенок кладет руку на горлышко, сначала беззвучно вдыхает и выдыхает воздух. Затем выдыхает со стоном, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок в области горла.
    Вместе с ребенком произносим звонкие согласные [д], [г], [в], [з], [ж] шепотом. Сначала коротко, потом длительно для сопоставления громкого и тихого произношения.
    Зрительная опора на таблицу согласных по глухости звонкости, на карточки с буквами.
    Тактильные ощущения через движения. При произношении звонких согласных используется высокий тон голоса – рука поднимается наверх, при произведении низким тоном глухих согласных – рука опускается вниз. Сначала тренируемся на изолированных звуках, далее подключаем слоги и слова с глухими согласными.
    Работа начинается с самых простых по артикуляции щелевых звуков, таких как [в], затем [б], [д], [г]. Зачастую ребенок просто не улавливает тонкие движения органов артикуляции при произнесении звонких и глухих фонем, поэтому стоит также сделать акцент на артикуляционный уклад.
    В случаях, когда логопат озвончает фонемы, можно подключить зажимание ушей при проговаривании звонких. Малышу предлагают зажать уши и произнести сначала быстро, а потом медленно ба-ба-ба. Затем показать на схеме, какой звук он произвел, произнести его с рукой на гортани, чтобы почувствовать отсутствие вибрации. Необходимо дать ребенку возможность воспринимать звуки не только на слух, но и с помощью тонких движений щёк, гортани, губ. После закрепления изолированного звука на материале разных слоговых цепочек и близких по звучанию слов необходимо выработать до автоматизма дифференциацию глухих и звонких парных согласных.
    Устранение дефектов смягчения
    Производство мягких согласных отличается от производства твердых еле уловимыми движениями языка: средняя треть слегка поднимается наверх. Поэтому и получается мямя, пяпя вместо мама и папа, дада и тота вместо дядя и тетя. Без постоянной тренировки ребенку очень трудно сконцентрировать внимание на едва заметном подъеме языка. Часто звуки перепутываются из-за недостаточного развития фонематического слуха.
    Работа строится с подключением слухового и зрительного анализаторов, а также по подражанию за взрослым. Ребенок повторят сочетания па-пя, та-тя, ап-апь, ата-атя. Если результатов нет, просим произнести [и], присоединяя его к [п] – пи. Повторить этот слог несколько раз громко, затем шепотом, затем укоротить слог до пь. Закрепить полученный звук в слогах, словах, предложениях.

    Еще один прием – механический. При произношении [т] или ти, шпателем или ложечкой удерживать кончик языка за нижними зубами, пока не услышим ть.
    Можно начинать работу с различения гласных [и] и [ы], постепенно присоединяя к ним согласные в следующем порядке: [ф’], [в’], [п’], [б’], [м’], [с’], [з’], [л’], [р’]. Минимальной работы требуют [к’], [г’], [х’], так как встречаются в редких словах и в тех позициях, которые ребенок может освоить по подражанию.
    В комплекс артгимнастики необходимо включать упражнения на подъем и опускание кончика языка: «качели», «катушка», «горка». Так ребенок с опорой на зрительные и кинестетические ощущения научится отличать тонкие качания языка.
    Если у ребенка язык находится в гипертонусе, как при дизартрии, необходимо подключить врача-психоневролога, который порекомендует логопедический массаж, физиопроцедуры. В остальных затруднительных случаях советую обратиться за помощью к логопеду.
    Юлия Савельева
    Задайте вопрос логопеду.
    Онлайн. Бесплатно
    ЗАДАТЬ ВОПРОС

  4. Burira Ответить

    Валентина Витальевна Самойлова
    Как помочь ребенку правильно произносить звуки.
    В настоящее время неуклонно растет число детей с различными нарушениями речевого развития. Практический опыт работы логопедов показывает, что коррекция речевых расстройств чрезвычайно актуальна.
    Хотелось бы обратить внимание и педагогов и родителей на то, что исправить недостатки произношения звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы. У ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков, и при отсутствии каких либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата иногда достаточно в игровой форме показать, как правильно произнести тот или иной звук, чтобы ребенок смог воспроизвести его правильно. Взрослым в большинстве случаев кажется, что у ребенка с возрастом все пройдет само. Но это ошибочное мнение. Ребенку необходимо вовремя помочь.
    В общении с ребенком взрослым необходимо постоянно следить за своей речью: говорить неторопливо, отчетливо и внятно, ни в коем случае не подделываясь под детскую речь, не говорить, искажая звуки, так, как произносит их ребенок. При ошибке следует поправлять ребенка, но делать это надо без упрека и насмешек, путем медленного произнесения слов, выделяя голосом неправильно названный звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует заострять на этом внимание, а проконсультироваться у специалиста и, если нет серьезных нарушений, попытаться вызвать тот самый звук через некоторое время в игровой ситуации. Необходимо учесть, что работа по их исправлению иногда требует до 3—6 месяцев и более.
    У малышей легче всего проверить произношение звуков при помощи игрушек или путем называния окружающих предметов, у детей постарше — при помощи специально подобранных картинок. При этом необходимо предлагать ребенку такие предметы, игрушки, картинки, в названии которых проверяемый звук находится в начале, середине и в конце слова.
    Ребенок обычно сам стремится улучшить свое произношение, но взрослые должны помочь ему не только путем показа правильного произношения звука, но и путем организации специальных игр. Так, если у ребенка не получается звук р, то, показывая ему игрушки (собачку, тигренка) или картинку с изображением этих животных, покажите, как они рычат (воспроизведите отчетливо и протяжно звук р, а затем предложите и ребенку произнести этот звук. Ребенку можно предложить воспроизводить карканье вороны: каррр, каррр, звонок будильника: тррр, и другие звукосочетания, способствующие закреплению этого звука.
    Нельзя ускорять темп речевого развития ребенка, например, требовать от 2—3-летнего малыша правильного произношения шипящих звуков, звука л или р, которые обычно формируются в более позднем возрасте. Чрезмерное ускорение речевого развития может привести к полному отказу ребенка говорить или к искаженному произнесению звука.
    Однако некоторые дети все же не в состоянии своевременно преодолеть несовершенства своего произношения. Тогда оно может перейти в речевой дефект. Такие задержки чаще всего наблюдаются у ослабленных детей (у детей, которые часто болеют, при недостаточном общении, когда ребенок постоянно находится в окружении младших детей; при наличии каких-либо отклонений в строении артикуляционного аппарата или при недостаточной его подвижности, когда затруднено правильное образование звука и т. д.
    У 3—4-летнего ребенка, когда он неправильно произносит значительное количество звуков, родителям нередко бывает трудно установить, в каких случаях это объясняется несовершенством произношения, связанным е возрастом, а в каких — недостатком звукопроизношения, требующим исправления. Очевидно, по этой причине родители не всегда своевременно обращаются за помощью к специалисту, считая всякое неправильное произношение звуков возрастным несовершенством речи. При таких недостатках в произношении звуков необходимо показать ребенка логопеду, не дожидаясь, когда ему исполнится 5 или 6 лет и помочь справится с трудностями.

  5. )(Милашка-Какашка)( Ответить

    Становление речи у малышей — острая тема для многих родителей. Воспитатели ДОУ, логопеды, педиатры и детские психологи уже не первый год стройным хором пытаются донести до общественности тревожную мысль: «Современные дети значительно отстают от своих предшественников в звукопроизношении». Причин этому однозначно нерадостному явлению немало:
    обилие современных гаджетов делает живое общение неактуальным;
    излишняя опека со стороны родителей приводит к тому, что все желания ребёнка угадываются с полувзгляда и малышу просто не нужно стараться внятно их озвучивать;
    недостаток работы для маленьких ручек тормозит развитие мелкой моторики, которая необходима для правильного и своевременного становления речи.
    Но что делать мамам и папам, которые осознают важность развития речи ребёнка? Как избежать логопедических проблем и помочь ребёнку говорить звуки чисто и правильно? В частности, как в домашних условиях научить ребёнка выговаривать букву «С»

    Становление звука «С» согласно возрастным нормам

    Уважаемые читатели! Мы обращаем ваше внимание на то, что каждый ребёнок — особенная личность со своими индивидуальными чертами характера и темпами развития. Поэтому озвучиваемые нормы можно воспринимать лишь как материал для ознакомления. Если вы замечаете, что звукопроизношение карапуза не соответствует возрастным нормам, паниковать не стоит, но обратить на это внимание необходимо однозначно. И лучший способ избавиться от терзаний — консультация у опытного, грамотного логопеда. Как правило, большинство затруднений в развитии речи можно решить в домашних условиях.
    Итак, в среднем твёрдый звук «С» появляется в детской речи в 2–2,5 года. На его становление и автоматизацию может потребоваться много времени, но уже к 4,5–5 годам малыши хорошо справляются со всеми звуками, в том числе свистящей парой «С» и «З», дифференцируя их по твёрдости/мягкости. Единственный звук, который может появиться чуть позже, ближе к 6 годам, — это «Р», о чём мы писали ранее.
    Вы можете помочь ребёнку научиться правильно выговаривать звуки «С» и «Сь», занимаясь с ним артикуляционной гимнастикой и выполняя специальные упражнения в домашних условиях.

    5 эффективных упражнений для постановки звука «С»

    Упражнение 1. Настольный футбол

    Как выполнять
    Приготовьте лёгкий шарик из ваты или бумаги. Можно использовать маленькие полые пластмассовые шарики из настольных игр. Обозначьте на столе место ворот — выложите их спичками, скрепками, счётными палочками. Цель игрового упражнения — загнать мячик в ворота, ничем к нему не прикасаясь. На шарик надо дуть. Причём дуть так, чтобы не надувать щёки.
    В чём польза
    В процессе игры ребёнок тренируется делать длинный выдох без перерывов, что важно для постановки правильных свистящих и шипящих звуков.

    Упражнение 2. Настольные гонки

    Как выполнять
    Приготовьте лёгкие шарики. Их количество должно совпадать с количеством участников «забега». Игрокам надо приготовиться: растянуть рот в широкой улыбке, передний край язычка уложить на нижнюю губу. А теперь выдуваем длинную струю, произнося протяжный звук «ф». Ну-ка, чей мячик окажется дальше всех?
    В чём польза
    В описанном положении артикуляционного аппарата ребёнок тренируется пускать струю воздуха по центру языка. Контролируйте, чтобы на выдохе звучало именно «ф», так как в этом случае мы добиваемся узкой воздушной струи, которая нужна для произношения звука «с».

    Упражнение 3. Маляр

    Как выполнять
    Попросите ребёнка представить, что его зубки — это забор. А язычок — кисть маляра. Наша задача — аккуратно и ровно покрасить заборчик. Для этого надо в улыбке открыть рот и старательно языком поводить по внутренней стороне нижних зубов сначала из стороны в сторону, а затем снизу вверх.
    В чём польза
    В процессе выполнения упражнения следите, чтобы язычок всё время оставался за нижними зубами. Очень важно научить малыша удерживать кончик языка в таком положении. Без этого мы не сможем научить ребёнка правильно произносить свистящий звук «с» и его звонкую пару «з».

    Упражнение 4. Отпуск

    Как выполнять
    Язычок в трёх предыдущих упражнениях старательно работал. Ему нужно отдохнуть. Давай, малыш, отправим его в отпуск. Раскрываем рот в улыбке, укладываем широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и оставляем его так «загорать». Сколько времени получится удерживать губы и язык в таком положении? Малыш держит, а взрослый считает: 1, 2, 3… А потом можно поменяться ролями: так вы покажете ребёнку пример, как правильно держать язык, а заодно повторите с ним устный счёт.
    В чём польза
    Выполняя упражнение, ребёнок в игровой форме учится удерживать артикуляционный аппарат в нужном положении. Следите, чтобы улыбка была расслабленной, нижняя губа не подворачивалась, а язык лишь немного прикрывал её. Язычок должен быть широким, словно блинчик.

    Упражнение 5. Соедини

    Как выполнять
    Для упражнения вам понадобятся карточки с гласными звуками «о», «а», «е» и звуком «с». Сначала вы показываете малышу одну букву, он произносит её долго, протяжно, а потом соединяет её со звуком, который вы показываете на второй карточке. Получаются протяжные слоги:
    c-с-с-о;
    c-с-с-а;
    c-с-с-е;
    о-о-о-с;
    а-а-а-с;
    е-е-е-с.
    В чём польза
    Это упражнение подходит для ребят, которые научились произносить звук «с» правильно, но пока не отработали этот навык до автоматизма. Кстати, автоматизировать звуки отлично помогают специальные простые рифмованные строчки — чистоговорки.

    Как организовать логопедические занятия в домашних условиях: 5 советов родителям

    Перед тем как предлагать ребёнку выполнить упражнение, тщательно отрепетируйте его самостоятельно перед зеркалом. Вы должны чётко понимать, какое положение губ и языка является правильным, а какое надо исправлять.
    Занятия тем эффективней, чем регулярней они проходят. По возможности занимайтесь каждый день, предпочтительно в одно и то же время. Конечно, необходимо подобрать такой момент в распорядке дня малыша, когда кроха будет бодр, весел и готов к работе, требующей определённой сосредоточенности.
    Занятия должны заинтересовать ребёнка. Принуждать карапуза нельзя — так вы не добьётесь положительных результатов. Придумывайте на основе озвученных упражнений новые сюжеты, которые близки вашему малышу. Привлекайте к упражнениям его любимые игрушки. Проявите педагогическое творчество!
    Будьте аккуратны! Неправильная работа над звукопроизношением может обернуться развитием дефектов речи. Если ваши занятия не приносят ожидаемых плодов или, что ещё хуже, приводят к регрессу, обратитесь за профессиональной помощью грамотного логопеда.
    Добившись хорошего, правильного произношения, не забывайте о необходимости автоматизировать поставленные звуки. Без этого этапа речь ребёнка может вернуться к уровню до начала занятий. Разучивайте с малышом логопедические стишки и песенки, читайте специальные сказки и играйте в словесные игры, делая акцент на звуках, требующих особого внимания.
    Счастливого вам родительства, друзья!

  6. Felhazel Ответить

    – Как попасть в логопедический садик?
    – Мама всегда может проконсультироваться по любой речевой патологии у районного логопеда. И если ребенок нуждается в логопедической группе, то логопед направит ребенка районную ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Поймите, логопеду одному с проблемой не справиться, нужны каждодневные занятия дома. Бывает, что ребенка на занятия к логопеду водит бабушка (мама занята), а занимается потом мама. Это неправильно. Мама должна сидеть у логопеда вместе с ребенком. Чтобы на приеме спросить: «А куда вы палец толкаете?», «А как вы ставите язычок?».
    – Сын говорит «Бабуска, бозе мой!» Нам 4 года. Это уже на всю жизнь?
    – Шипящие исправить можно. У вашего сына идет замена Ш на С, Ж на З. Ш и Ж тоже хорошо поддаются коррекции на занятиях с логопедом. Запомните, все звуки должны появиться к 4,5 годам. До пяти – крайний срок. Хуже со свистящими звуками, когда ребенок не прячет кончик языка за зубами. Это называется стертая дизартрия. Она плохо исправляется, так как затронуты глубинные структуры мозга.
    Как правильно составлять предложения
    – В декабре дочке 6 лет. Букву «р» не говорим. Вместо рыба – лыба. Это нормально?
    – Нет, в этом возрасте это уже патология. Надо идти к логопеду и ставить правильное произношение. Я могу дать упражнения. Но этого недостаточно. Нужно работать индивидуально с логопедом. Причем вместе с мамой.
    – Как научить ребенка правильно составлять предложения?
    – С опорой на картинки. Хотя методов много. Картинка – самый простой. Начинаете с вопроса. Что нарисовано на картинке? (там изображена скамейка в парке – прим.ред.) и помогаете – «скамейка». Как ты думаешь, она лежит, валяется, стоит? Ребенок отвечает «стоит». Как ты думаешь, где стоит эта скамейка? Посмотри, растут деревья, аллеи с цветами, здесь люди сидят, отдыхают. Это парк? Это лес? И помогаете составить предложение «Скамейка стоит в парке». А давай мы слово парк – избитое и известное – заменим на слово сквер.
    – Она некоторые слова повторяет по два раза…
    – Это не страшно. Она просто подбирает слово. В этом возрасте повторы возможны, ребенок набирает свой словарь.
    ВИДЕОУРОК
    Как научить ребенка распознавать гласные звуки

  7. Nanis Ответить

    — «Трубочка». Покажите ребенку, как вытягивать губы трубочкой. Вытянутые губы следует держать на протяжении пяти секунд.
    — «Маляр». Сложное упражнение, которое проводится после успешного освоения «чашечки». Кончик язычка гладит твердое нёбо, как маляр красит валиком потолок.

    Все упражнения проводятся перед зеркалом, ребёнок должен видеть себя. Во время гимнастики необходимо хвалить ребёнка за малейший результат и стараться не обращать внимание на неудачи. Родителям не следует надеяться на быстрый положительный результат, ведь постановка звуков – это долгая кропотливая работа.
    Важно помнить, что при произношении звука [Ж] необходима сильная воздушная струя. Здесь родителям помогут разнообразные игрушки: губные гармони, бумажные вертушки и все другое, на что можно подуть. Следует помочь ребенку научится совершать сильный ротовой выдох. На выдохе просите произнести ребенка звук [Ж].
    Искажения звука [ж] (сигматизм) является сложным нарушением. В данном случае отмечается искаженное произношение звука: межзубное, боковое, носовое. Правильный уклад звука не формируется. Язык занимает положение или между зубами, за нижними зубами, или около мягкого нёба.
    За коррекцией дефекта необходимо обратиться к специалисту и посещать специальные занятия. В таком случае, рекомендуется проводить комплекс артикуляционной гимнастики, представленной ранее, а также развивать фонематический слух ребёнка.

    Для развития фонематического слуха существует ряд игр. Начинать занятия необходимо с простых игр на различение неречевых звуков. Здесь на помощь придут различные звучащие игрушки: бубуен, барабан, колокольчик, пищалка. Предложите малышу послушать, как звучит каждая игрушка, а затем выберите одну и, пряча ее за спиной, позвучите ей.
    Ребенок должен угадать, какая игрушка сейчас звучала. Функцию игрушек могут выполнять баночки с крупой, так как мелкая и крупная крупы шуршат в банке по-разному. Далее можно перейти к формированию восприятия речевых звуков. Следует научить ребёнка различать звук  [Ж] от сходных по звучанию фонем.

    Игра «Поймай звук» поможет родителям в этом. Предложите ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук  [Ж] среди других звуков:  Ш, Ж, Х, Ч, Щ, Ж, Ф. Далее игру можно усложнить и предложить найти слог с буквой Ж: ШИ, ЖА, ХО, ШУ, ЖЕ, ЩА, ЧИ, ЖУ. А также вариант со словами и предложениями.
    После успешного обучения следует закрепить результат, перейти на этап автоматизации. Необходимо контролировать речь ребёнка, поощрять правильное произношение не только на занятиях логопеда, но и дома. На первых этапах возможно утрированное произношение звука, но это не является проблемой. Артикуляционный аппарат привыкает к новому укладу, что требует времени.
    Советы родителям при постановке звука [Ж]:
    Необходимо следить за речевым развитием малыша. Раннее выявление нарушений способствует быстрой и правильной коррекции.
    При сложных формах нарушения следует обратиться за помощью логопеда.
    Необходимо выполнять рекомендации учителя-логопеда, это будет способствовать успешности коррекции.
    Важно разговаривать с ребёнком, стимулировать речевую активность малыша.
    Хвалите ребёнка за малейшие успехи в развитии.
    Важно знать, что любовь, внимание и забота к ребёнку являются залогом успехов в развитии малыша!
    ?

  8. Gardarg Ответить

    Юлия Кручинина
    Рекомендации для родителей «Как помочь формированию у детей правильного произношения звука [Л]»
    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    «КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Л».
    Одни дети правильно произносят звуки родного языка уже в 3 года, другие только в 4-5 лет, а у которых неправильное произношение остается на всю жизнь.
    Формирование правильного звукопроизношения составляет часть общего речевого развития ребенка.
    Для того, чтобы ребенок правильно произносил все звуки родного языка, необходимы в первую очередь следующие условия:
    • Хороший слух
    • Хорошая работа артикуляционного аппарата
    Правильная речь окружающих
    Многие считают, что с возрастом, к 6-7 годам, звуки сами по себе будут произносится правильно и не обращают внимания на плохое произношение у ребенка. Это неверно. Необходимо активно помогать процессу формирования звукопроизношения у детей, воспитывая умение правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка.
    Если ваш ребенок пропускает, заменяет или неправильно произносит звук «л», то надо ежедневно или хотя бы через день произносить с ним в течении трех-пяти минут артикуляционную гимнастику, которая будет способствовать развитию движений губ языка и, как следствие этого, – появлению правильного звука.
    Для детей от пяти лет эти занятия можно проводить перед зеркалом, с помощью которого ребенок будет контролировать себя.
    Упражнения артикуляционной гимнастики помогут вашему ребенку быстро овладеть правильным произношением звука «л».
    При работе с детьми дома необходимо учитывать следующее:
    1. Нельзя принуждать ребенка заниматься артикуляционной
    гимнастикой, надо заинтересовать, увлечь его, а для этого
    занятия проводить лучше в форме игры.
    2. Каждое новое упражнение следует повторять в последующих
    занятиях, помня, что для отработки различных движений
    артикуляционного аппарата недостаточно их однократного
    выполнения.
    3. Начинать каждое занятие нужно с повторения отработанных
    ранее упражнений.
    4. Заниматься с ребенком должен только тот, кто сам правильно
    произносит этот звук.
    По мере усвоения ребенок переходит к самостоятельному выполнению упражнений.
    Чтобы артикуляционную гимнастику проводить целенаправленно, занимающийся с ребенком должен знать положение артикуляционного аппарата при правильном произношении звука «л»:
    • Губы слегка раздвинуты в улыбку
    • Передние зубы видны, рот приоткрыт
    • Кончик языка соприкасается с верхней губой
    • Корень языка приподнят и отодвинут назад
    Итак, мы видим, что для произношения звука «л» необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка.
    Научив правильно изолированно произносить звук «л», не спишите требовать употребления его в самостоятельной речи ребенка, пока это для него невозможно. Постарайтесь сначала соединить звук с гласными А, У, О, Ы научив слитно произносить звук в слогах. Можно подобрать картинки с изображением предметов, в названии которых имеется звук «Л». Лучше сначала подобрать картинки, где звук находится в начале слова, в середине слова, на конце, а потом в сочетании с другими согласными.
    Так, постепенно, в результате систематических занятий, ребенок научится употреблять в речи звук «Л». Весь процесс подготовки, вызывания и закрепления звука «Л» занимает у детей при регулярной работе 2-4 месяца.

  9. kid_of_twilight Ответить

    Гульнара Ахматгалиева
    «Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР
    Методическая разработка учителя-логопеда группы ТНР «Колокольчик»
    “Как научить ребенка слышать звуки
    Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научитьсяслушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
    Итак, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
    Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.
    Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
    Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
    Цель предлагаемых игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; бек — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук. Предложите выбрать нужную картинку: жук — сук; бом — сом; мишка — миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематиче-ского слуха.
    Игры для развития фонематических процессов.
    «Услышишь — хлопни».Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах
    Взрослый произносит три—четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
    «Кто больше?»Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
    «Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово
    Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.
    «Что за звук спрятался в середине слова?»
    Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.
    «Что за звук в конце слова
    Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.
    Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.
    «Нужное слово».
    Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
    Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
    «Зоркий глаз»
    Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
    Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
    «Чудесный художник»
    Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
    Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
    «Запоминайка».
    Цели: развивать слуховое внимание, память.
    Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например:
    сад—сани
    сок—шок
    сумка—суп—сапоги
    шапка—сын—шуба
    При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
    «Бусы»
    Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

    Ход игры. После слов ведущего:

    – Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:
    на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.
    «Повтори и прибавь»
    Цели: развивать слуховое внимание, память.
    Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
    жук
    жук, жаба
    жук, жаба, ужи
    жук, жаба, ужи, ежи и т. д
    «Звуковые песенки»
    Цели: развивать фонематический анализ, синтез.
    Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.
    «Сложи звуки».
    Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
    Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] – ПА; [Н], [О], [С] – НОС.
    «Скажи наоборот».
    Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
    Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
    1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А; И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У; Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)
    2 вариант — с твердыми согласными звуками
    Па. ап, по-…оп и т. д.
    3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
    Па –. пя, по -. пё и т. д.
    «Цепочка».Цели: развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.
    «Назови лишнее слово»Цели: развивать фонематические представления, внимание.
    Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.
    Гора, гора, гора, нора, гора.
    Голос, колос, голос, голос.
    Коса, коса, коза, коса.
    Утенок, утенок, котенок, утенок.
    Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.
    «Футбол»Цели: развивать фонематические представления, слоговой анализ.
    Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова:
    no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.
    Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.
    Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».
    «Третий лишний»Цели:развивать фонематические представления, слуховое внимание,
    Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.
    • Мак-бак-банан
    • Сом-индюк-ком
    • Лимон-вагон-кот
    • Так-рак-веник
    После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.
    «Доскажи словечко»
    Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).
    Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).
    Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).
    Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).
    Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).
    Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).
    То назад, то вперед может плыть. (пароход).
    Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.
    Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *