Как правильно писать по обществознанию эссе по?

17 ответов на вопрос “Как правильно писать по обществознанию эссе по?”

  1. Tami Ответить

    Теоретическая часть

    В этом пункте вам нужно доказать первый абзац, опираясь на теоретические знания, то есть привести не меньше 3 понятий, относящихся к данной идее, раскрыть их значение, связать друг с другом и с выбранной темой. Заметьте, что вам не просто нужно написать определения понятий, но и пояснить их, порассуждать об их связи, об отношение к идее.
    Также не нужно писать лишних понятий, не имеющих ничего общего с выбранной темой, то есть, если вы пишите о государственном бюджете, то и понятие берите, относящие к нему – сам госбюджет, его доходная и расходная части, пути, по которым деньги распределяются, источники доходной части и др.
    Как таковых клише для этой части нет, но вы можете начать абзац со слов: «Для подтверждения этой идеи обратимся к теории».

    Первый и второй аргументы

    С этой частью у многих учеников возникают большие проблемы, ведь порой привести два примера из разных источников бывает сложно. Но всегда нужно быть хитрее, ведь источники аргументов можно придумать самим.
    Например, у нас идея роли налогов в государстве. Первый аргумент у нас касается какой-либо развитой страны с высокими налогами. Допустим, Швеция. И его мы можем начать со слов:
    «Примером для подтверждения этой идеи может послужить статья, которую я прочитал(а) в источнике (название газеты, журнала, телеканала и др.)» Далее описываем ситуацию с налогами в Швеции и делаем мини-вывод о высоких налогах и их влиянии на уровень развития страны.
    В качестве второго примеры мы можем привести отсталую страну, у которой минимальные налоги, но и уровень жизни тоже очень низкий, например, Никарагуа или Зимбабве. И начинаем наш второй аргумент:
    «Кроме того, из школьного курса (географии, истории, обществознания, ОБЖ и другие) мне известно о такой стране с…». Далее описываем положение бедной страны и связываем его с низкими налогами.
    Заметьте, что аргументы имеют схожую структуру, но так как мы указали, разные источники, то спокойно получает 2 балла по этому критерию.
    Главное указывайте точное название источника, не говорите, что просто услышали его, а конкретное напишите где именно.

    Вывод

    Критерия, который относится к выводу, нет, но это не значит, что заключение не нужно писать. Вы можете закончить на аргументах, но так ваше эссе не будет выглядеть законченным и цельным, поэтому вывод стоит написать.
    В этом абзаце вы просто кратко подводите итог всему написанному выше, используя следующие клише:
    «Таким образом, оба приведённых примеры ещё раз доказывают…»

    Алгоритм написания эссе:

    Внимательно прочитать все высказывания. Выделить одну или несколько основных идей. Сформулировать один или несколько тезисов в контексте высказывания, которые требуют обоснования.
    Подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их.
    Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов.
    Качество приводимых фактов и примеров:
    примеров должно быть не менее двух, но можно привести и больше.
    в качестве источников могут использоваться факты общественной жизни, личного социального опыта (прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
    они должны быть приведены без ошибок, конкретные и развернутые
    пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

  2. Thorgador Ответить

    Задание 29.
    1. Выбрать наиболее близкую и понятную тему, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности.
    2. На черновике выписать ряд обществоведческих понятий, которые вы будете вводить в эссе.
    Текст эссе
    1. В данном высказывании автор (например, Аристотель) поднимает проблему…(указать какую)
    Автор считает, что …
    Автор убежден в том, что …
    Автор обращает наше внимание на …………….
    2. Данная проблема является актуальной в условиях…
    вечной…
    по-прежнему актуальной, так как её решение….
    Описать различные точки зрения на проблему или различные подходы к ее решению (аспекты)
    3. Я согласен с мнением автора, потому что…
    Я не согласен с мнением автора, так как …
    Не могу не согласиться с позицией автора, потому что…
    «Анализируя высказывание, можно отметить…», «Далее следует сказать…»,
    «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании……. (картину, ситуацию, проблему и т .д)
    4. Теоретически обосновать свою позицию, применив теоретические, научные знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. Приветствуется использование цитат или ссылок на слова известных ученых, сравнение различных точек зрения на данную проблему для усиления своей позиции.
    5. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Примеры (не менее 2-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты общественной жизни, собственный опыт.
    «В качестве аргумента можно привести…,
    «Данная ситуация подтверждается жизненной практикой….
    6. В заключении: «Таким образом, приведенные научные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), примеры, подтверждают, что …(пересказать мысль автора своими словами). Высказать свои предположения о перспективах развития данной проблемы, надежды на определенное развитие событий, или каким-либо другим образом завершить рассуждение.

  3. Darus Ответить


    Теперь более подробно о структуре:

    1. Цитата.

    Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

    2. Проблема и ее актуальность.

    Клише:
    Данная проблема является актуальной в условиях…
    …глобализации общественных отношений;
    …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
    …обострения глобальных проблем современности;
    …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
    …развития международной интеграции;
    …современной рыночной экономики;
    …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
    …жесткой дифференциации общества;
    …открытой социальной структуры современного общества;
    …формирования правового государства;
    …преодоления духовного, нравственного кризиса;
    …диалога культур;
    …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
    Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

    3. Смысл высказывания.

    Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:
    «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
    «Автор обращает наше внимание на то, что…»
    «Автор убеждён в том, что…»

    4. Собственная точка зрения.

    Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.
    Используй клише:
    «Я согласен с автором в том, что… »
    «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
    «Автор был прав, утверждая, что…»
    «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
    «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
    «А не задумывались ли вы над тем, что…?»

  4. latter toot Ответить

    «Хорошо писать – это в то же время хорошо
    мыслить, хорошо чувствовать и хорошо
    передавать, это иметь ум, душу и вкус».
    Жан-Луи Бюффон
    В своё время великий древний учёный Сократ, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Мудрый, умный и очень правильный путь познания человека и его сущности. Благодаря общению, мы познаём  и узнаём окружающих нас людей, создаём  атмосферу взаимопонимания,  выражаем  своё мнение  по самым различным вопросам. Но происходящие сегодня изменения  в образовании, больше направлены на формирование умения наших детей выражать свои мысли не устно, а письменно. В частности, это касается  проведения  государственной (итоговой) аттестации за курс средней (полной) школы в форме и по материалам ЕГЭ.  В предмете обществознания речь идет, прежде всего, о задании в части С – С9, которое является альтернативным и включает в себя необходимость написания такой современной творческой работы, как эссе. На мой взгляд, это единственное задание, которое даёт возможность увидеть  настоящий уровень подготовки учащихся, познакомиться с его умением владеть и оперировать необходимой терминологией, выражать мысли, ставить проблемы, развивать полемику и т.д.
    ЕГЭ по обществознанию становится всё более массовым видом проверки знаний и умений выпускников. Следовательно, перед каждым учителем встает задача правильно организовывать и провести концентрированную подготовку выпускников  к ЕГЭ.
    Сегодня написание  эссе активно используется в рамках различных школьных предметов, причем как гуманитарных, так и естественных.  Но именно обществознание позволяет  раскрыться этой форме деятельности в полном смысле своего содержания и дать ей  полностью реализоваться. Этот факт заставляет нас более серьёзно поработать над методической основой  создания эссе, учесть все нюансы, позволяющие нам более грамотно и основательно подготовить наших учащихся  к его  написанию. Ведь нам предстоит, если оперировать словами французского естествоиспытателя Фан-Луи Бюффона, не просто научить хорошо писать, но ещё при  этом  научить «иметь  душу и вкус».  А ведь это далеко не просто.
    Прежде всего, следует выяснить, что же  означает само понятие «эссе». Данное слово пришло к нам из Франции и переводится как «опыт, набросок, очерк», а  это значит, что и определений оно имеет  несколько:
    1) очерк, трактующий проблемы в свободной форме;
    2) сочинение свободной композиции, основанное на передаче индивидуальных впечатлений;
    3) жанр прозы, с парадоксальным изложением.
    Таким образом, эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
    Но  эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам. И главная заключается  в том, что  оно  представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.
    Как же научить наших детей создавать работу, соответствующую данному определению и которую с полным правом можно было назвать эссе?
    Можно выделить несколько этапов формирования умений и навыков написания эссе.
    Данные умения и навыки написания эссе по обществознанию следует  начинать формировать в 8-9 классах.

    Основная школа: 8-9 классы.

    Здесь необходимые умения и навыки мы только начинаем  формировать, и  ученик  получает своеобразный  фундамент для создания будущих творческих сочинений. Пока, на мой взгляд, не стоит даже вводить само понятие «эссе», так как мы будем работать над созданием его элементов, частей. В учебниках  по обществознанию под редакцией А. Кравченко  есть довольно неплохой материал, позволяющих  хорошо наладить эту работу, речь идёт, прежде всего, о заданиях, поставленных в конце каждого параграфа (вопросы, проблемы, практикумы).
    Этапы работы:
    1. Обучение  развернутому ответу с элементами аргументации с использованием  приема незаконченного предложения»: «Я считаю (я думаю, я уверен), что…, так как (потому что, в связи с тем, что)….»
    Учащиеся, как правило, довольно быстро, в течение нескольких уроков, осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности.
    2. Введение понятий «тезис», «аргумент». Здесь главное правильно преподнести данные понятия, которые будут заучены осмысленно.
    3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции с использованием  изученных обществоведческих понятий и терминов.
    Например, можно предложить поразмышлять над следующим вопросом: «почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования соей жизни?» При объяснении  своей точки зрения  учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «социальная среда»; «воспитание»; «преступление»; «материальные потребности»; «ценностные ориентации».
    Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является стимулом к активной мыслительной деятельности ученика, к привлечению  материала из его собственного жизненного опыта.
    4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий. Ученик обучается выражать своё собственное мнение  по поводу конкретной ситуации и строить доказательство в его защиту.
    Таким образом, к окончанию основной школы учащиеся получают весь необходимый фундамент для создания эссе.

    Старшая школа: 10-11 классы.

    Этапы работы:
    1. Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик.
    Здесь  мы уверенно  вводим новое понятие  и начинаем  серьёзную работу по выделению его существенных и характерных черт. Можно использовать, на мой взгляд,  своеобразный метод, который позволит запечатлеть данное понятие  в сознании учеников: пишу на доске «эссе» и прошу разложить по полочкам («побуквенно») данное слово.
    Например, чаще всего получается следующая «картина»:
    Э – эмоции
    С – субъект
    С – свобода
    Е – единство
    Если соединить все полученные слова, то  у нас приблизительно получится: свободное сочинение, основанное на эмоциях и личных впечатлениях субъекта, но при этом  имеющее свою структуру, а также отражающее нечто единое и  целое. Теперь попробуем сверить сказанное с тем, в чём нас убеждают литераторы.
    Особенности эссе как литературного жанра
    Особенности объема
    Как правило, это небольшая работа
    Индивидуальность работы
    Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему
    Особенности стиля
    Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика
    Особенности композиции
    Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации – многоточия, будто приглашающие к соразмышлению
    2.Определение  структуры эссе
    Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нём должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определённым принципам.
    Структура эссе
    Элемент структуры
    % к общему объему работы
    Введение  (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения)
    20%
    Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение  личного мнения)
    60%
    Заключение (Выводы,  умозаключения)
    20%
    В связи с этим, в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.
    Вступление
    Как умно и  метко высказывается автор.
    Очень оригинальная мысль…
    Никогда не думал, что ….
    Оказывается, что идея о том, что…
    Основная часть
    Во-первых, … во-вторых, … в-третьих, …
    Рассмотрим несколько вариантов…
    Давайте  попробуем порассуждать…
    С одной стороны, …
    Заключение
    Таким образом,…
    Итак,…
    К какому же выводу мы пришли…
    3. Определение требований к содержанию эссе
    Эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить обществоведческие знания.
    В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью нашего творческого сочинения  является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и многое другое.
    Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает расположить их  в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком обществоведческих  терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.
    Эссе предполагает  выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, даёт возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения и изложения материала.
    4. Отработка навыка написания эссе.
    С чего начинается работа по написанию эссе по обществознанию?
    Во-первых, с выбора темы, которая на ЕГЭ определяется перечнем общественных наук. Все представленные на экзамене темы – афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.
    При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы  наиболее знаком, насколько учащийся владеет терминологией данной науки, насколько он может быть теоретически подготовленным  в области аргументации своих утверждений.
    Выбор темы эссе – ответственная задача и  выпускник должен быть уверен в том, что он:
    имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
    ясно понимает смысл высказывания;
    может выразить свое отношение к нему;
    владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для теоретически грамотного  анализа темы;
    сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
    При подготовке к экзамену лучше не распыляться, а сконцентрировать учащегося на тех науках, которые ему ближе: более интересны, более высок уровень знаний и т.д. Также стоит обратить внимание на автора цитаты – очень часто имена авторов афоризмов повторяются, и будет только плюсом поработать над выяснением неизвестных личностей, ведь использование в работе подобного дополнительного материала будет только плюсом.
    С9.1 Философия
    «Видеть самих себя такими, какими видят нас другие, – самый благотворный дар» (Хаксли О.)
    С9.2 Социальная психология
    «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)
    С9.3 Экономика
    «Богатство – не в обладании сокровищами, а в умении ми пользоваться» (Наполеон Бонапарт)
    С9.4 Социология
    «Проступок, хоть и может вызвать временное благополучие, никогда не приносит подлинного счастья» (В. Скотт)
    С9.5 Политология
    «Целью политики является всеобщее благо; народ и власть должны подчиниться закону» (Аристотель)
    С9.6 Правоведение
    «Жестокость законов препятствует их соблюдению» (Ш. Монтескье)
    При этом  необходимо не забывать об эмоциях, которые будут проявляться через яркие фразы, живой и интересный язык эссе (оригинальность, необычность, призыв к спору). Иногда даже короткие, простые, разнообразные по интонации предложения дают значительно больший эффект, чем длинные замысловатые размышления.
    Очень важно, чтобы учащийся научился правильно формулировать заложенный в цитате смысл, иначе весь созданный материал не будет оценён положительно. Ведь в соответствии с требованиями к написанию эссе, в случае отсутствия формулировки смысла высказывания, работа не подлежит дальнейшей проверке.
    Например, возьмём  несколько афоризмов и постараемся сформулировать  заложенное в них смысловое содержание:
    1. «Сбережения составляют самый богатый доход» (И.Стобей).
    Смысл: нужно правильно распоряжаться своими сбережениями, которые не должны лежать мёртвым грузом, а приносить доход.
    2. «Суров закон, но он закон»
    Смысл: каким бы суровым не был закон, он является законом, а значит, его исполнение является обязательным.
    Именно регулярные практические занятия, систематическая отработка данного умения позволит не бояться оформлять проблемы и формулировать смысловое значение афоризма. И только вдумчивое отношение к данному вопросу позволит решить судьбу эссе. Поэтому при выборе темы, лучше остановиться на той проблеме, по которой учащийся может дать развёрнутое теоретическое обоснование с использованием понятий, определений, фактов.
    Алгоритм написания эссе:
    1.  Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
    2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
    а)  она интересна вам;
    б) вы понимаете смысл этого высказывания;
    в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
    3. Определите смысл высказывания (проблему).
    4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
    для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;
    распределите подобранные аргументы в последовательности;
    придумайте вступление к рассуждению;
    изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
    5. Сформулируйте общий вывод работы.
    Требования, предъявляемые к эссе:
    Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
    Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
    Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
    Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
    Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
    Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
    Критерии оценивания эссе:
    Раскрытие смысла высказывания – 1 балл
    Представление и пояснение собственной позиции выпускника – 1 балл
    Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла
    Максимальный балл 5
    Литература.
    Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – № 1.
    Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе по обществознанию  на «отлично»?// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 9.
    Цитович Т.Г. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – № 7.
    К работе прилагается презентация (Приложение 1).

  5. Mu Ответить

    Советы по работе с заданием C9.
    При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что…
    1) мне понятен смысл высказывания;
    2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;
    3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;
    4) владею терминами;
    5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».
    1) начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то. что мне кажется спорным»;
    2) в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе;
    3) основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы;
    4) целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль;
    5) в заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.
    Пример 1
    «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать». (И. Сгобей)
    1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги.
    2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.
    3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.
    4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.
    5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала XX вв.. жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.
    Приветствуется дополнительная информация:
    1) краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии);
    2) имена его предшественников, последователей или научных противников;
    3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
    4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
    5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.
    Итак, тема выбрана. Следующий шаг-это правильно структурировать свои мысли. В целом, структура эссе может выглядеть следующим образом.

    «Под кучей денег может быть погребена человеческая душа» (Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)

    1. Еще раз написать название темы и имя автора.
    I абзац
    Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.
    II абзац
    Представление точки зрения автора по проблеме. Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.
    III абзац (теоретическое обоснование точки зрения)
    Нравственность-степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека – отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями (мнениями) известных людей (приводятся примеры – цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например. Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные – не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том. что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.
    IV. Примеры
    Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатства. Так. брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.
    V. Аргументация (собственный опыт).
    Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.
    VI. Вывод
    Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор. пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить».
    Другие материалы для эссе и не только смотрите в разделе “обществознание”.

  6. Thorgandis Ответить

    Подумать над частью «C» в текущем учебном году предстоит многим гуманитариям. ЕГЭ 2019 по обществознанию, литературе, иностранному языку будет включать в себя эссе как обязательный элемент.

    Задумавшись над тем, как написать эссе хорошо, заранее почитайте примеры прошлых лет, возьмите на вооружение особенно понравившиеся приёмы.
    Сначала запишите всё, что возникло в голове, когда вы прочитали текст. Затем выберите главное и расскажите об этом так, как будто вы – первый человек, заговоривший о проблеме. Будьте убедительны, логичны, лаконичны, в меру эмоциональны. Не забывайте про чувство юмора.
    Когда набросок в черновом варианте будет готов, перечитайте написанное:
    глазами ребёнка (всё должно быть понятно даже малышу);
    глазами своего ровесника (текст вызывает зевоту? переписать!);
    глазами учителя (соответствует ли написанное тому, к чему вас готовил педагог).
    Затем забудьте обо всех трёх читателях и просто сделайте так, чтобы текст нравился лично вам. Вы бы узнали своё сочинение, если бы оно не было подписано? Хорошо, ставьте себе «5»!

    Как писать эссе по обществознанию

    При подготовке к итоговому экзамену, ориентируйтесь на эссе по обществознанию егэ 2018, шаблон которого есть в интернете.

    Перед тем, как написать эссе по обществознанию, вспомните всё, что знаете по предложенной теме.
    К примеру, вам досталось эссе на тему «Смертная казнь».

    Выделите в тексте основную проблему. Пусть в нашем примере она будет сформулирована как вопрос: «Допустима ли смертная казнь?».
    Подумайте, из каких составных частей/ вопросов она складывается. Полезно записать в черновике ответы на дополнительные вопросы. Это и будет план эссе. В каких странах смертная казнь разрешена? В каких – запрещена? Какая вина заслуживает подобного наказания? Чем рационально заменить смертную казнь?
    Затем набросайте общий план.
    Подберите по 1-2 аргумента к каждой части эссе, план которого неплохо будет дополнить примерами из истории, литературы, личного опыта. Все примеры должны относиться к заявленной теме.
    Сделайте вывод по проблеме. Посмотрите примеры работы по обществознанию прошлых лет: «На мой взгляд, смертная казнь недопустима, так как ни один человек не имеет права отнимать жизнь у другого. Узаконивая убийство, мы рождаем новых палачей».
    Примером может служить такое вот эссе:

    Если хотите больше, то тут найдете подборку из 45 наиболее удачных работ.

    Каких ошибок стоит избегать

  7. Mightforge Ответить

    Любая общеобразовательная школьная программа требует от учеников определенных способностей и умений. Сейчас, несмотря на распространенное недовольство российским образованием, в школах требуют самообразования и саморазвития ребёнка. Он должен понимать и осознавать, что школа требует от него полной самоотдачи, которая должна наблюдаться во всех сферах его жизнедеятельности. Также ребёнок должен идти навстречу преподавателю, чтобы получить знания. Возможно, в подростковом возрасте ребенок не ощущает острую потребность в получении знаний, но со временем он поймёт, что это необходимо в первую очередь для его дальнейшей жизни. В школе закладываются основы фундаментальных наук: математики, физики, химии, биологии; основы лингвистических знаний в иностранном языке и в родной литературе. Это необходимо для того, чтобы сформировать дальнейшую идею образования ребёнка. Конечно, нельзя сказать, что получать знания и учиться легко, но если к этому приложить усилия, то всё получится. Для многих проблемой является составление таблиц по истории, конспекта по биологии и написание эссе.

    Как правильно писать эссе

    Эссе актуально для каждого общеобразовательного предмета. Чаще всего эссе пишется в русском языке, литературе, обществознании, иностранном языке, но используется и в других направлениях. Для некоторых учеников написать эссе – это просто и элементарно, но для других это настоящая проблема. Прежде всего, необходимо разобраться, что такое эссе. Эссе – это некое краткое сочинение, которое точно подчеркивает основную мысль человека. Эссе можно написать на любую тему, например, про дружбу, любовь, взаимопонимание. Минимальный объём работы это пять предложений, максимальный объём составляет десять предложений, но в каждое предложение должно быть сформулировано точно и грамотно. На едином государственном экзамене по некоторым предметам также предлагается написать эссе на актуальную тему, которая будет предложена в задании.
    На вступительном экзамене в высшее учебное заведение по некоторым предметам также пишется эссе. В основном это гуманитарные предметы, но по физике также можно написать эссе. Для написания эссе рекомендуется выделить проблему 2 или 3 предложения, аргументировать её двумя примерами 1- 2 предложения, привести один аргумент из читательского опыта в одном предложении и объяснить его в следующем. Введения писать не нужно. В среднем объёме получается 5-7 предложений, можно дополнить цитатами великих писателей, мыслителей.

    Как правильно писать эссе по обществознанию

    Чтобы написать эссе по обществознанию, вам потребуется достаточно много времени. Без предварительной подготовки, практически невозможно написать эссе, который будет оценен на высокий балл. Если вы в целом напишете около 20 эссе, то у вас появляться очень хорошие шансы, чтобы написать на отлично.

    Критерии оценивания

    Для начала разберитесь в критериях оценивания эссе, чтобы не завалить его. Ниже представлена таблица оценивания эссе:

    Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ

    Вам нужно правильно распределить время на написание. Как показывает практика — для написания эссе оставьте 60-90 минут времени из всех 3,5 часов, которые имеются на ЕГЭ по обществознанию. Начать писать эссе будет целесообразнее после того, как вы решите все остальные задания КИМа, так как данные задания требуют большой сосредоточенности и максимальной концентрации.
    Прочитайте внимательно все темы, которые вам предлагают.
    Важно, чтобы тема была вам полностью понятной, вы должны четко представлять, что автор хотел сказать своей фразой. Многие используют метод переформулировки, то есть выпускник должен своими словами переформулировать фразу автора и определить главный смысл и мысль темы. Можете использовать черновик для этого или устно.
    Тема должна быть выигрышной. Ученик должен полностью раскрыть глубину своих знаний и мыслей. Чаще всего ученик выбирает легкую тему, но как оказывается, в самой фразе уже все сказано и добавить практически нечего. Поэтому вы должны продумать весь текст заранее, ваши мысли и знания не должны быть ограничены.
    Определите, к какой социальной науке данное высказывание отнесено. Некоторые фразы могут относиться сразу к нескольким наукам (социология, философия, психология и т.д.). Поэтому эссе должно соответствовать указанной базовой науке.
    Пользуйтесь черновиком. Все эссе писать на него не нужно. Вы должны составить только основной план своего эссе, небольшие наброски смысла высказывания, ваши аргументации, а также уделите внимание на их примерный порядок расположения, т.е. какое у них будет расположение с учетом смысловой логики эссе.
    В обязательном порядке выпускник должен высказать свое личностное отношение к фразе в четко выраженной формулировке («Я не согласен», «Я согласен», «Я не совсем согласен», «Я частично согласен»). Личностное отношения — один из главных критериев оценивания эссе.
    Изложите своей понимание смысла фразы. Ученик должен своими словами объяснить, что автор хотел сказать своим высказыванием. Лучше всего сделать это в самом начале эссе.
    Достаточно тщательно подходите к выбору аргументов, чтобы подтвердить свою точку зрения. Они в первую очередь должны быть убедительными и обоснованными. В качестве аргументов рекомендуется использовать исторические факты, факты из жизни, данные соответствующих наук. Много аргументов не рекомендуется использовать, как показывает практика, 3-5 аргументов будет вполне достаточно.
    Использование понятий, терминов, определений в эссе должно быть уместным, грамотным и применительно к взятой теме и науке. Многие ученики вставляют в свою работу слишком много терминов, а это нарушает основной принцип целесообразности. Не перегружайте эссе терминологией, он должен быть обязательно упомянут к месту.
    Также можно в своем эссе указывать точки зрения других ученых, исследователей на анализируемую проблематику.
    В своем эссе не перескакивайте с одного предложения на другое, а потом вновь возвращаться к первому без какой-либо внутренней связи. Аргументы нужно излагать в строгой последовательности и четкой логикой.
    Чтобы завершить эссе — необходимо кратко подвести итог ваших размышлений и рассуждений: «Следовательно, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор в своем высказывании был абсолютно прав».

    План эссе

    Введение
    1. Отчетливо указать проблему фразы:
    «Основная проблема данного высказывания…»
    «Избранное мною высказывание затрагивает проблемы…»
    2. Поясните, в чем является актуальность или значимость выбранной темы:
    «Актуальность данной темы заключается в…»
    «Многих волнует вопрос…»
    3. Раскрыть смысл высказывания, 1-2 предложения.
    4. Написать точку зрения автора:
    «Автор размышлял (утверждал) с такой точкой зрения…»
    5. Ваша точка зрения.
    «Я согласен с автором…»
    «Я не согласен с автором высказывания»
    6. Высказывание вашей позиции, переход к главной части эссе.
    Аргументация:
    1. Представьте не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
    2. Предоставить примеры из общественной жизни или практически аргументировать тему.
    Заключение:
    1. Вернуться к самому высказыванию или его проблеме. Сделать вывод на основе этого.
    2. Как правило, вывод состоит из 2 частей — это ваши мысли как итог + возврат к теме.

    Примеры эссе ЕГЭ по обществознанию

    Пример №1:

    Пример №2:

    Эссе по Обществознанию — видео

  8. аApostaL Ответить

    Как правильно писать эссе? Как научиться писать эссе по обществознанию? Каким должен быть план эссе? Читайте нашу статью и все узнаете.
    Задание по написанию эссе в 2019 г. звучит так:
    “Выберете одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
    Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания
    Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
    Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов).
    Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развернуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)”.
    Критерии оценивания эссе по обществознанию теперь следующие:
    1 балл человек получает за то, что:
    “Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования”.
    (этот критерий называется “раскрытие смысла высказывания”)
    2 балла человек получает за то, что:
    “В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения”.
    (этот критерий называется “теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевых понятий, наличие и корректность теоретических положений”)
    1 балл человек получает за то, что в его сочинении:
    “В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод”.
    (этот критерий называется “наличие и корректность рассуждений и выводов”)
    2 балла человек получает за то, что:
    “Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею / тезис / положение / рассуждение / вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.
    Имеется явная связь каждого факта / примера с приведённой в сочинении идеей / тезисом / положением / рассуждением / выводом”.
    В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.)”.
    Всего за сочинение можно получить 6 баллов.
    Основные рекомендации:
    ?Выберете высказывание, которое вы понимаете. Область знаний, к которой оно принадлежит, не имеет значения. Только то, что вам понятно, может стать темой эссе и никак иначе.
    Ваша задача – написать умный, связный, понятный текст. Однако важно помнить, что в эссе необходимо привести два-три термина из курса обществознания и пояснить их. Теоретические знания, полученные из курса, тоже ценятся.
    Старайтесь писать эссе по плану.
    План эссе:
    Объяснение высказывания + теоретическая часть.
    Выражение своего мнения или идей по поводу точки зрения автора.
    Первый аргумент + пример в защиту/объяснение своей позиции.
    Второй аргумент + пример в защиту/объяснение своей позиции.
    Вывод.
    Идея по поводу высказывания (ваша личная) может быть только одна (и вы её защищяете двумя аргументами с примерами), а может быть две идеи и каждую вы иллюстрируете примером.
    Аргумент – это мысль, доказывающая вашу правоту. Часто ее можно сформулировать одним предложением. Но бывают случаи, когда на это требуется два-три, а то и больше предложений. Аргумент – это ответ на вопрос, почему вы согласны с высказвыанием.
    Что такое аргумент, хорошо объяснять на простом примере. Представим, что вы пишите эссе по следующему высказыванию: «Заниматься спортом полезно для здоровья». В защиту этого высказывания можно привести следующие мысли-доказательства (аргументы, ответы на вопрос почему “да”, почему вы согласны):
    «Во время занятий спортом тренируются мышцы, в том числе сердечная мышца»
    «Спорт помогает людям сбрасывать лишний вес, что позволяет избежать много болезней»
    Пример – это конкретный случай из жизни, из истории, из литературы. Случай может быть реальным, а может быть и воображаемым, гипотетическим. Пример не может быть коротким. Он должен быть развернутым (3-5 предложений). Особенно ценны примеры из истории, литературы, географии, СМИ.
    Аргумент: «Во время занятий спортом тренируются мышцы, в том числе сердечная мышца».
    Подтверждающий этот аргумент пример:
    “Известно, что спортcмены гораздо реже болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем люди, никогда не занимающиеся спортом. Благодаря сильным мышцам пресса и спины у спортсменов редко бывают заболевания позвоночника, от которых так часто страдают люди, ведущие не активный образ жизни”.
    (Примеры, взятые из жизни)
    Аргумент: «Революции всегда влекут за собой многие смерти людей».
    Подтверждающий этот аргумент пример:
    “Прямым следствием революции 1917 г. стала Гражданская война, которая унесла миллионы жизней русских людей. Был убит император вместе со всей его семьей. В Великую французскую революцию в 1789 г. был развязан террор, ежедневно совершались казни многих сотен граждан”.
    (Примеры из истории)
    В некоторых эссе, ввиду особенностей темы, примеры, особенно исторические или литературные, привести невозможно. Это нормально и в подобном случае нужно сосредоточиться на изложении аргумента и приводить гипотетические примеры из общественной жизни.
    Читать пример хорошего эссе по обществознанию

  9. Парнишка с добрым сердцом Ответить

    Основные моменты при написании эссе.
    1. Цитата.
    2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность.
    3. Смысл высказывания.
    4. Собственная точка зрения.
    5. Аргументация на теоретическом уровне.
    6. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
    7. Вывод.
    Фразы-клише – проблема:
    Данная проблема (темы) является актуальной в условиях…
    – …глобализации общественных отношений;
    – …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
    – …обострения глобальных проблем современности;
    – …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
    – …развития международной интеграции; – …современной рыночной экономики;
    – …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
    – …жесткой дифференциации общества;
    – …открытой социальной структуры современного общества;
    – …формирования правового государства;
    – …преодоления духовного, нравственного кризиса;
    – …диалога культур;
    – …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
    Фразы-клише -основная мысль автора:
    – «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
    – «Автор обращает наше внимание на то, что…»
    – « Автор убежден в том, что…»
    Фразы-клише – определение собственного мнения:
    – «Я согласен с автором в том, что…»
    – «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания…»
    – «Автор был прав, утверждая, что…»
    – «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества…ситуацию, сложившуюся в обществе…одну из проблем современности)»
    – «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
    – «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
    – «А не задумывались ли вы над тем, что…?»
    Фразы-клише – оформление вывода:
    – «Таким образом, можно сделать вывод…»
    – «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
    > Сборник готовых эссе.

  10. Я это я Ответить

    3. Организация работы по написанию эссе.

    В работе над эссе можно выделить несколько этапов:
    Написание эссе в черновом варианте.
    Анализ содержания текста.
    Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала.
    Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

    3.1. Структура эссе по обществознанию.

    Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нем должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определенным принципам.
    Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения). Введение занимает примерно 20% от общего объема эссе.
    Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения). Основная часть занимает примерно 60% от общего объема эссе.
    Заключение (выводы, умозаключения). Заключение занимает примерно 20% от общего объема эссе.

    3.2. Работа с черновиком.

    Для работы над эссе по обществознанию необходим черновик. Часто учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не удобен для работы, так как он не позволяет совершенствовать текст, дополнять его новыми положениями, исправлять формулировки, вносить поправки. Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки первоначального текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.
    Далее, необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру эссе. И здесь можно порекомендовать учащимся создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место.
    Цитата.
    Проблема поднятая автором, ее актуальность.
    Смысл высказывания.
    Собственная точка зрения.
    Теоретическая аргументация.
    Фактическая аргументация.
    Вывод.

    3.3. Выбор темы.

    Выбирая высказывание для эссе, вы должны быть уверены, что:
    владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
    четко понимаете смысл высказывания;
    можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его;
    знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы);
    сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
    Итогом ваших размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите ее в первый раздел черновика.
    В графу 2 впишите сформулированную проблему (тему) высказывания.

    3.4. Определение и формулирование проблемы.

    Для более четкой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:
    Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук
    Философия
    Соотношение материи и сознания.
    Пространство и время как формы бытия.
    Движение и развитие как способы существования.
    Проблема сущности сознания.
    Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.
    Бесконечность процесса познания.
    Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.
    Соотношение субъекта и объекта познания.
    Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
    Интуиция и ее роль в познании.
    Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.
    Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
    Взаимодействие природы и общества.
    Экологическая проблема и пути ее решения.
    Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
    Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.
    Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
    Многовариантность общественного развития.
    Сущность цивилизации.
    Основные подходы к изучению общества.
    Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.
    Духовная жизнь общества.
    Общественное сознание, его структура и формы.
    Наука как форма общественного сознания.
    Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.
    Религия как форма культуры, тип мировоззрения.
    Нравственное сознание. Философское понимание морали.
    Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
    Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
    Роль народных масс и личности в истории.
    Глобализация общественной жизни.
    Социальная психология
    Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
    Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.
    Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.
    Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
    Психологический климат коллектива.
    Человек среди людей.
    Сущностные характеристики малой группы.
    Взаимоотношения индивида и группы.
    Особенности формирования групп.
    Роли, нормы и статус личности.
    Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.
    Самоопределение как выбор собственной позиции.
    Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.
    Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
    Национальная идентичность.
    Социальное взаимодействие.
    Значение коммуникационного процесса.
    Сущность социального конфликта.
    Взаимоотношения личности и коллектива.
    Источники социального прогресса. Социальное развитие.
    Семейные взаимоотношения.
    Конфликт «отцов и детей».
    Сущность толпы и стадный инстинкт.
    Социально-психологический портрет лидера.
    Семейные взаимоотношения.
    Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.
    Экономика
    • Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.
    • Проблема экономического выбора.
    • Факторы производства и их значение в экономике.
    • Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
    • Капитал как экономический ресурс.
    • Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
    • Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.
    • Сущность и функции денег в экономике.
    • Эффективность использования ресурсов.
    • Значение общественного разделения труда.
    • Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.
    • Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
    • Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.
    • Роль торговли в развитии общества.
    • Стимулы и эффективность производства.
    • Справедливость в распределении социальных благ.
    • Сущность рыночных отношений.
    • Роль государства в регулировании экономики.
    Социология
    • Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.
    • Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.
    • Социальные неравенство и борьба.
    • Сохранение стабильности общественной жизни.
    • Поступательное изменение (прогресс) организации общества.
    • Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.
    • Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
    • Специфические качества города.
    • Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.
    • Процессы передачи информации между социальными группами.
    • Молодёжь как социальная общность.
    • Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.
    • Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.
    • Социальная мобильность.
    • Выполнение различных социальных ролей.
    • Наука как социальный институт.
    • Социальные функции науки.
    • Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
    • Взаимодействие религии и общества.
    • Семья как социальный институт и малая группа.
    • Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.
    • Отношение человека к труду, его социальная активность.
    • Влияние глобализации на локальную жизнь.
    • Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
    • Национальное самосознание.
    • Тенденции межнациональных отношений.
    • Межэтнические конфликты.
    • Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.
    Политология
    • Политическая система общества и ее роль в жизни общества.
    • Место и роль государства в политической системе общества.
    • Партии и общественные движения в политической системе общества.
    • Особенности современных политических отношений.
    • Субъекты политики.
    • Мировая политика и международные отношения.
    • Типы отношения человека к политике.
    • Регулирование политического поведения и политической деятельности.
    • Соотношение целей и средств в политике.
    • Политический прогресс и его критерии.
    • Соотношение экономики, политики и права.
    • Сущность и особенности политической власти.
    • Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.
    • Политический режим: понятие и признаки.
    • Сущность демократического режима.
    • Авторитарный режим.
    • Тоталитарный режим.
    • Политическая система общества: понятие, функции и структура.
    • Происхождение государства.
    • Сущность и признаки государства.
    • Государственный суверенитет.
    • Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
    • Форма государства и ее элементы.
    • Соотношение общества и государства.
    • Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
    • Соотношение и взаимосвязь государства и права.
    • Правовое государство: понятие и принципы.
    • Разделение властей как принцип правового государства.
    • Государство и личность: взаимная ответственность.
    • Понятие, функции, виды и структура политических партий.
    • Партийные системы.
    • Общественно-политические движения, группы давления.
    • Политические отношения.
    • Политический плюрализм.
    • Сущность и структура политического процесса.
    • Революция и реформа как виды политических преобразований.
    • Политическая модернизация.
    • Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.
    • Политические кампании: их стратегия и тактика.
    • Популизм: понятие и признаки.
    • Прямая и представительная демократия.
    • Политическое решение.
    • Сущность и функции политического лидерства.
    • Политическое сознание: понятие, структура, функции.
    • Роль идеологии в политике.
    • Политическая культура: понятие и структура, типы.
    • Взаимодействие личности, общества и государства.
    • Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
    • Взаимодействие института права с другими социальными институтами.
    Правоведение
    • Право как регулятор общественной жизни.
    • Социальная ценность права.
    • Сущность и специфические признаки государства.
    • Политическая система и роль государства в ней.
    • Право и мораль: сходства и различия.
    • Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
    • Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
    • Государство и гражданское общество.
    • Понятие, признаки социального государства.
    • Правовой нигилизм и пути его преодоления.
    • Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
    • Сущность юридической ответственности.
    • Правовая культура.
    После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
    Данная проблема является актуальной в условиях…
    • …глобализации общественных отношений;
    • …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
    • …обострения глобальных проблем современности;
    • …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
    • …развития международной интеграции;
    • …современной рыночной экономики;
    • …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
    • …жесткой дифференциации общества;
    • …открытой социальной структуры современного общества;
    • …формирования правового государства;
    • …преодоления духовного, нравственного кризиса;
    • …диалога культур;
    • …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

    3.5. Определение смысла высказывания.

    При раскрытии смысла высказывания не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:
    • «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
    • «Автор обращает наше внимание на то, что…»
    • «Автор убежден в том, что…»

    3.6. Определение собственной позиции.

    Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
    • «Я согласен с автором в том, что… »
    • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
    • «Автор был прав, утверждая, что…»
    • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
    • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
    • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»

    3.7. Аргументация.

    Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
    Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
    1. Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
    2. Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
    а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
    б) обращение к личному опыту.
    При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
    1. Подтверждают ли они моё мнение?
    2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
    3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
    4. Убедительны ли они?
    Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

    3.8. Вывод.

    Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
    Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
    • «Таким образом, можно сделать вывод…»
    • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

    4. Основные ошибки и недостатки эссе.

    Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.
    При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:
    1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
    2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.
    3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.
    4) Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.
    При высказывании и аргументации собственной позиции:
    1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.
    2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.
    3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.
    4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).
    5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.
    6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

    5. Примеры эссе.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *