Как правильно писать стихи какие правила нужно соблюдать?

20 ответов на вопрос “Как правильно писать стихи какие правила нужно соблюдать?”

  1. bobdubrovsky Ответить

    Темой вашего стихотворения может стать окружающая жизнь, какое-то событие, абстрактное понятие или чувство.
    Когда вы только начинаете писать стихи, пишите о том, что знаете и о чем действительно можете рассказать. Вам может не хватить убедительности, если вы решите построить стихотворение на выдумке, и читатель сразу заподозрит вас в неискренности.

    Запишите в столбик какие-то ключевые понятия, ряд ассоциаций к вашей теме, они помогут ее раскрыть. Например, к стихотворению о весне: «капель», «подснежники», «новая жизнь», «тепло», «расцвет».
    Продумайте структуру будущего стиха, как в обыкновенном сочинении. Главную мысль будет эффективнее всего оставить для концовки стихотворения.

    Ознакомьтесь с основами стихосложения

    Многие считают, будто поэзия — это свободное от каких-либо рамок искусство, а творить нужно, как сердце подскажет, однако это совсем не так.
    Вдохновение — очень важная составляющая создания стихов, тем не менее, существуют определенные правила стихосложения, при несоблюдении которых ваша работа вряд ли удовлетворит вас и возможную аудиторию слушателей.

    Какой стихотворный размер выбрать

    В стихосложении есть такое важное понятие как стихотворный размер, или метр. Оно означает определенный порядок чередования гласных, ударных и безударных.
    В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

    Ямбом называется двусложная стопа, ударение в которой приходится на каждый четный слог:
    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный
    (А.С.Пушкин)
    Стопой называют повторяющиеся группы ударных и безударных слогов одной строки. Схематически стопу ямба можно представить так: (- !).
    Хорей — это двусложная стопа с ударением на каждый первый (нечетный) слог:
    (! -)
    Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.
    То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя.
    (А.С. Пушкин)
    Дактиль, амфибрахий и анапест являются трехсложными стихотворными размерами.
    Ударение в дактиле падает на каждый первый слог, то есть долгими будут первый слог, четвертый, седьмой и т. д.:
    (! – -)
    Ранними летними росами выйдем мы в поле гулять.
    Будем звенящими косами сочные травы срезать!
    (А.А. Блок)
    Амфибрахий — трехсложная стопа в которой ударение падает на каждый второй слог: второй, пятый, восьмой, одиннадцатый и т. д.:
    (- ! -)
    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц.
    (Н.А. Некрасов)
    Анапест — долгим слогом в этой стопе будет каждый третий: третий, шестой, девятый и т. д.:
    (- – !)
    Ночь холодная мутно глядит
    Под рогожу кибитки моей,
    Под полозьями поле скрипит,
    Под дугой колокольчик звенит,
    А ямщик погоняет коней.
    (Я.П. Полонский)
    Выбрав один из этих размеров, вам следует научиться его придерживаться.
    Если сложно соблюдать один размер на протяжении всего стиха, попробуйте, например, одну строчку написать в одном размере, а вторую в другом, самое главное — не нарушать ритмический рисунок стихотворения.

    Какую рифмовку выбрать

    Говоря о том, как писать стихи, нельзя обойти стороной вопрос: а как же научиться стихи рифмовать?

    К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.
    Смежной называют рифмовку, при которой первая строка рифмуется со второй, третья с четвертое и так далее. Схематично такая рифмовка выглядит как ААВВ:
    Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
    Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
    Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
    Тебе – половина, и мне – половина!
    (А. Прокофьев)
    Кольцевая рифмовка — первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей:
    (АВВА)
    Глядел я, стоя над Невой,
    Как Исаака-великана
    Во мгле морозного тумана
    Светился купол золотой.
    (Ф.И. Тютчев)
    При перекрестном способе рифмовки первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:
    (АВАВ)
    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    (Ф.И. Тютчев)
    Холостая рифмовка — вторая строка рифмуется с четвертой, а первая и третья строки не рифмуются между собой:
    (АВСВ)
    Травка зеленеет,
    Солнышко блестит,
    Ласточка с весною
    В сени к нам летит.
    (А.Н. Плещеев)

    Используйте художественно-поэтические средства

    Дайте волю своему воображению — то, что в обычной разговорной речи не очень уместно, может быть позволено в поэзии. Насыщайте свое стихотворение интересными поэтичными образами, красочными описаниями.

    Обратите внимание на подбор рифмы: избегайте банальностей в духе «любовь — вновь — кровь», «слезы — розы — морозы», и т. д. Глагольные рифмы в духе — «знать — летать» также считаются тривиальными.
    Не забывайте про выразительные средства и стилистические приемы: метафоры, гиперболы, эпитеты и многие другие. Но не перестарайтесь и не перегрузите стихотворение.
    Важно научиться не оставлять проходные строки, которые создаются, чтобы заполнить место и закончить рифму. Каждая строка должна иметь смысловую нагрузку.

    Читайте много поэзии

    Часто начинающие поэты не интересуются работами признанных авторов, лишая себя возможности не только найти вдохновение, но и поучиться у мастеров своего дела.

    Не повторяйте эту ошибку и читайте как можно больше поэзии: наблюдайте за структурой и ритмикой стихотворений и запоминайте полезные детали.

    Развивайте словарный запас

    Чтобы научиться писать интересные и красивые стихи, выбирая неизбитые обороты, умело избегая шаблоны, и чтобы подбор рифмы никогда не был препятствием — вам необходимо быть как можно более красноречивыми.

    Расширить лексикон поможет активное чтение, при чем не только поэзии, а в обязательном порядке и прозы. Говоря о чтении, имеем в виду художественную литературу, лучше всего XX века — именно она является образцом для нашего времени.
    Полезно будет учить наизусть стихотворения и отрывки из прозы, поработать со словарем синонимов, а также следить за своей собственной речью и стараться не употреблять одни и те же фразы в разговоре.

    Пишите грамотно

    Вы можете научиться писать замечательные стихотворение и по форме, и по содержанию, но допускать досадные ошибки в орфографии или пунктуации и свести на нет приятное впечатление для читателя.

    Будьте грамотны в процессе написания и не забудьте окончательно отредактировать законченное произведение.

    Чаще практикуйтесь

    По началу ваши стихи не будут идеальными, но с практикой придет умение.
    Пробуйте писать стихи на случайные темы: придумайте стихотворение о том, как прошел ваш день, напишите про ваш город, родственников, друзей, опишите в стихотворной форме любимую книгу, главное — пишите, пишите и еще раз пишите! Анализируйте написанное, вносите исправления, делайте выводы.

    Не бойтесь критики

    Слушать нелестные отзывы не очень приятно, но именно здоровая критика поможет вам расти над собой.

    Вместо того, чтобы складывать свои стихи в стол, обязательно покажите их для начала кому-нибудь из близких.
    А если есть возможность, отдайте написанное на суд более опытным критикам — возможно, в вашем окружении есть поэты или писатели, учителя-филологи или просто люди с хорошим литературным чутьем, которые смогут беспристрастно и как можно более объективно оценить ваш труд.
    Такой взгляд со стороны поможет вам в дальнейшем провести работу над ошибками и научиться писать еще лучше.

    Сочинение стихотворений — увлекательнейшее занятие, которое, однако, требует постоянного самосовершенствования и практики. Посвящайте этому делу побольше времени и прогресс не заставит себя ждать.

  2. Lexa0374 Ответить

    Сначала мне хотелось бы привести вам одно своё стихотворение, на основе которого я и написал это изложение своего взгляда на вопросы, затрагивающие только что начинающего писать поэта. Сам я набил немало шишек, сталкиваясь с теми, кто говорил, или вернее сказать, пытался “научить меня” в кавычках правильному стихосложению. и как бы в ответ на их критику я выразил это всё сначала в стихах, а теперь вот решил, более подробно изложить всё это в прозе.
    Когда, от форм освобождаясь,
    Приходит грация стиха
    И рифма — с чувств уподобляясь,
    Подобна взмаху мотылька,
    Какой закон стихосложенья
    Встаёт внутри, чтобы истлеть,
    Чтоб ассонансу дать теченье
    И вспыхнув — сердцу возгореть?
    Созвучьем ямба иль хорея,
    Иль анапестом правишь стиль —
    Над амфибрахием радея,
    По строчкам чествуешь дактиль?
    Ты не задумываясь дышишь:
    Глубок ли будет этот вздох.
    А муза… как её ты слышишь?
    Тебе ль понятен её слог?
    Слова — как музыка созвучья,
    Как отголосок чувств души…
    Под диссонансом равнодушья
    Бывают ли тебе слышны?
    За право взяв, без чувства мерить
    За каждой буквой рифмы слог…
    Быть может, кто-то и поверит —
    Лишь в окончанье кратких слов.
    Когда ж прольётся изливая,
    Из жизни выхватив слова,
    Душа наполнено — живая,
    Одним огнём освящена,
    Когда не ищется ответа,
    Само собой — несёт волна,—
    Лучом, коснувшимся рассвета,
    Встаёт Элизиум стиха,
    Ты открываешь горизонты,
    Ты зришь на реки, на поля:
    Как вдохновлённо и покорно
    Проходит жизни череда!
    Как нужно писать стихи?
    Какими они должны быть?
    Как выглядеть и как восприниматься?
    Какая в них должна быть рифма?
    Все эти вопросы попахивают какой-то нелепой несуразицей, принимая во внимание ту точку зрения, что стих или стихотворение, идущее из глубины неведомых уголков души, возникающие как бы по наитию, по сути своей являются попыткой самовыражения, так сказать, отпечатком, оттиском того или иного явления, отображающих чувства написавшего их в момент своего возбуждения, вдохновленного этим явлением и выраженное по средством своего восприятия, мироощущения. И когда кто-то говорит, что эти стихи не должны быть такими, что они слишком просты или написаны неправильно (как будто вообще, можно только правильно излагать свои чувства, следуя каким-то правилам по особым законам), что у них слабая рифма и вообще, они понимаются с трудом и никому не понятны… Скажу вам прямо: плюньте и размажьте! Ведь, по сути, вам говорят, что у вас неправильная душа, что вы её неправильно интерпретируете,— наверное, им со стороны видней, но ведь это ваша душа, и кому, как ни вам, знать её лучше, чем вы сами.
    Но начнем обо всём по порядку.
    Какое определение дадим мы слову поэзия? открываем словарь Ожегова и на первой позиции читаем: словесное художественное творчество, преимущественное стихотворное,— дальше: стихи, произведения написанные стихами,— и наконец: изящество и красота чего-нибудь, возбуждающие чувства очарования. Но что же такое стихи или стих? Посмотрим и это. Стих — единица ритмически организованной речи, строка стихотворения. Существуют разные ритмические размеры: будь то ямб или хорей, амфибрахий или дактиль… но не об этом здесь я хотел бы рассказать вам. Это всем, мало-мальски пишущим людям давно уж ясно, и я не буду здесь заострять внимание: где и на каком слоге в них должно стоять ударение,— скажем просто: это ритмика стиха. Но когда… мне пытаются объяснить, что первое четверостишие должно походить на второе, а второе на следующие, потому что кому-то трудно уловить ритм и не сразу всё легко читается, мне так и хочется сказать: господа! если вы привыкли к шаблонам… это не моя вина! Идите и учите Дьюка Эллингтона играть похоронный марш! Может он вас и поймёт. И вообще, в наше время, когда музыка стирает границы ритма, когда джаз звучит, являя собой импровизацию, смешивая ритм как таковой, меняя тональности и музыкальное ударение, разве нельзя или невозможно это же делать со словами, меняя акценты и альтерацию. И в том не моя вина, что у нас в стране все только и умеют, что ходить под бой барабана ровным шагом.
    Ну да ладно, с ритмом более-менее понятно; большинство стихов, так или иначе, пишется под тем или иным размером, подбираясь ритмичностью, музыкой восприятия. А что мы можем сказать о самой рифме? Существует рифма мужская и рифма женская, точная и не точная,— всё это также более-менее всем известно, и мне не хотелось бы приводить полемику о стихосложении Сумарокова с Ломоносовым. Давайте лучше обсудим “Золотое правило стихосложения” (это, когда рифма должна быть везде, либо её не должно быть нигде). Так как мне кажется это более-менее актуально. Когда я принёс своё стихотворение «Сибирь» в союз писателей, мне прямо указали на это, что нужно строго соблюдать такое правило и, придерживаясь его, искать нужные слова. Но только маленькая загвоздка: я не хотел менять ни одного слова,— почему? Да потому, что все слова уже были давно подобранны, хоть и без строгой рифмы. Смени я хоть одно слово — сменилась бы и окраска стихотворения, так сказать, его образность восприятия. Так и хотелось привести стихи Есенина (интересно, как бы назвали его, с точки зрения золотого правила? Наверно, так же неумехой.):
    «Дар поэта — ласкать и карябать,
    Роковая на нём печать.
    Розу белую с черной жабой
    Я хотел на земле повенчать.»
    Прорифмуйте: карябать — жабой. И если не поленитесь, прочитайте всё стихотворение «Мне осталась одна забава», примеряя к нему золотое правило.
    Истинные чувства это всегда нарушение шаблонов и правил. И как вообще возможно изливать свои чувства и душу по правилам? Кто тогда поверит сказанному? Это будет выглядеть как простое рифмоплетство. Говорят: «поэт говорит образами», но вы нигде не найдете такого высказывания, что поэт говорит рифмой,— в этом есть что-то от графоманства; благо есть рифмословы в интернете — можно потерять образность, но сохранить рифму. По мне так, если рифма мешает передачи образа,— к черту! такую рифму. Главное — это слово, слышимое и отражаемое в полной мере тот образ, который хочется показать, донести до слушателя, а не подгонка слов под буки-стуки, трали-вали.
    В русском языке фонетика намного богаче, чем её буквенное выражение на письме, и порой рифма слышится там, где её по определению, с позиции буквенного восприятия, не может и не должно быть. И если уж возводить правила в поэзии, тогда её следует рассматривать как науку, как такие предметы как алгебра, физика, геометрия и т.п., и тогда, как в любой науке, в ней есть свои теоретики и свои практики. И тот, кто действительно придает большее значение правилам, похож на недоучившегося студента, пытающегося систематизировать то, что по своей основе вряд ли когда-то имело свою систему. Стихи — это чувства, порывом вынесенные на бумагу, и объяснять всю их глубину с точки зрения правил, было бы неправильно, ведь даже в каждом правиле есть свои исключения. А исключительность наших чувств также несомненна, как и отпечатки пальцев на наших руках: нет ни одной похожей друг на друга души. Все разговоры о том, что есть какое-то правило для этого, считаю абсурдом. И само слово “стих”— “стихи” не говорит ли, что это СТИХИЯ — ничем и никем несдерживаемая сила; попробуйте поймать ветер, когда он закручивает вихрями, производя торнадо,— вам вряд ли это придёт в голову, а как насчет вашей головы со стихией слов?
    Часто стихи сравнивают с драгоценным камнем, который требует своей огранки и филигранной шлифовки. Но вот, им попадается самородок — и в силу своей привычки они начинают обтачивать и шлифовать его, не понимая того, что подгоняя под общий шаблон, он теряет свою уникальность, красоту, которая им в силу их шаблонности неизвестна. Эти-то «теоретики от науки» не понимают того, что они уже безнадежно отстали от своих сверстников, которые давно уж на практике получили, куда большие знания, чем они сами.
    Поэзия, в большем значении этого слова, это отображение чувств, состояния души, возбуждаемое посредством понимания своего мироощущения от того или иного явления, действия или даже бездействия, выражаемое ритмичностью, музыкой восприятия приходящих и проходящих, как сквозь призму этого понимания, слов; и как это всё организованно,— по дактилю или анапестом, или, вообще, верлибром,— это уже второстепенно и к гениальности стиха не имеет значения. Равно как возникает в нас чувства радости или горя, хочется нам плакать или смеяться, также возникает потребность писать так, а не иначе. Можно ли научить человека радоваться так, как нам этого хочется, чтоб он только прыгал и хлопал в ладоши, когда будет радоваться? Наверно: можно… но эта будет совсем не та радость, с которой мы привыкли его воспринимать. Искренность — всегда проста, и втискивать её в узкие рамки правил каких бы то ни было законов нам и в голову не придёт. Так, почему же мы требуем от поэта, чтобы он соблюдал внешнюю рифмованость в своих произведениях в ущерб его искренности, самобытности.
    Хочу ещё сказать «теоретикам»: идите, научитесь, что значит: «Я люблю»! Если нет чувств, их приходиться играть, и для этого-то нужны правила. А кто влюблен по настоящему он и так всё чувствует и не отдает отчёт никому. Творить по правилам — не моя стихия, мне важнее содержание с ассонансом музыкальности произведения.
    Говоря о содержании, нельзя не вернуться к образности: читая некоторых более-менее известных современных поэтов, диву даешься… Куда уходит образность? Чем у них наполнена душа? Но не дай мне Бог, критиковать чьи-нибудь стихи, так как я понимаю, что это почти всегда внутренние чувства, их понимание мира… Ну, раз такая у этих людей душа — чем я виноват! Но всё таки кажется: образность пропала совсем… Идёт какая-то констатация чего-то такого, что хорошо ложится под рифму, или же возникают такие образы,— что лучше было бы и без них. Хотя писать стихи — это лучшее занятие, чем стрелять из автомата, и, перефразируя высказывание Сократа, я бы сказал: хоть мне и не нравиться это стихотворение, но я и пальцем не пошевелю, чтоб их автор забросил это занятие. В истории есть один изумительный пример: когда Жуковский впервые показал Пушкину произведения, тогда ещё никому не известного Тютчева, даже Александр Сергеевич, не все приняв в них, опубликовал небольшую подборку, в которую не вошло такое стихотворение, которое сейчас называют одним из шедевров лирической литературы той эпохи «Silentium». А вспомним Цветаеву, как она писала о своих стихах:
    «Моим стихам о юности и смерти,
    -Не читанным стихам! —
    Разбросанным в пыли по магазинам
    (Где их никто не брал и не берет!),
    Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черед.»
    Так что пишите, и не обращайте внимание на то, что говорят вам. Настоящий поэт сам выбирает своих учителей, излагая всё так, как это свойственно ему; у него нет учителей, которые навязывают ему свою точку зрения: и только лишь говорят, что нужно писать так, а не иначе, уподобляясь библейским фарисеям, которые вроде бы верят и чтут, но мало что и понимают. Если бы можно было научиться писать стихи — уверяю вас, к ним бы уже стояла очередь за два квартала вперёд. И то, что свойственно лишь пропускать через себя и изливать на бумагу, нельзя вторично вогнать обратно и пропускать сквозь чужую призму предрассудков, ибо это будут уже не ваши чувства, а какая-то смесь, непонятная, что и с чем.
    Поэтом или дано — или… как сказал классик: поэтом можешь ты не быть… Ведь настоящий поэт сам понимает что ему нужно, а что только шелуха, нестоящая его внимания. Кто сможет научить чувствовать, любить? Это или есть, или этого не дано. Оберегайте свои чувства, а не правила, которые нужны лишь для того, чтобы их нарушать, ставя в тупик тех, кто их создаёт.
    Вот: как то так!

  3. serg52ru Ответить

    Вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Это ни в коем случае не страница учебника. До учебников не дорос. Это просто несколько личных советов.
    Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.
    Заранее извиняюсь за возможные описки или ошибки. Всё как в анекдоте: “писатель я, а не чита…”, а не филолог. В статье не стану использовать редкие специфические термины, известные лишь кругу посвященных. К чему мне “умничать”?
    ________________________
    Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
    С ритма? Рифмы?
    Ан, нет!
    1
    Нужно в себе обнаружить желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно , в адрес потенциального читателя.
    Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским “alter ego” – его отражением, внутренним голосом, собеседником и субъектом, желающим донести некую мысль и слова до читателя.
    2
    Следующее, что необходимо обнаружить в себе, – это саму мысль, которую следует донести… Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком – отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной “бич”, напрочь обесценивающий результат.
    Редким исключением может являться пейзажная лирика – словесная картина. Но этой “продукцией” настолько завалены литературные сайты, что, говоря “коммерческим языком”, предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.
    ________
    Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу… Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но дам практические советы.
    3
    Совет по ритму:
    начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах “Евгений Онегин”. Все помнят:
    “Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог,
    Он уважать себя заставил
    И лучше выдумать не мог.”
    Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:
    _ / _ / _ / _ / _
    _ / _ / _ / _ /
    _ / _ / _ / _ / _
    _ / _ / _ / _ /
    – где каждый слог, в основе которого есть некая гласная буква, обозначается символами “_” или “/”. При этом “_” соответствует слабому месту (ну, или безударному слогу), а “/” соответствует сильному месту, Одна такая повторяющаяся пара “_ /” – называется стопой.
    Благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.
    Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.
    Так, например в приведенном отрывке количество слогов в строках таково:
    9
    8
    9
    8
    4
    Совет по рифме:
    а)
    Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: “колется – успокоятся”. При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы “набить руку” в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях. Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.
    Освоив такой способ, можете переходить к рифмам более сложным.
    б)
    Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда – беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы неопределённой формы. “Кидаться – смеяться – ругаться – целоваться – “… Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: “пришёл – нашёл – зацвёл – “… Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, “козёл” – и будет счастье :).
    в)
    Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: “шла” (1 слог) и “заволокла” (4 слога).
    г)
    Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: “ботинок – полуботинок”. Кто только уже над этим не посмеялся.
    Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: “брак” (семейный союз) и “брак” (плохое качество).
    Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн.
    5
    На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение – оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов – важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе может практически каждый.
    Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они – типичные враги лапидарности.
    6
    Научитесь писать свои стихи с конца!
    Как так?
    Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней “воды”, допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество – это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:
    “Поэзия — та же добыча радия.
    В грамм добыча, в годы труды.
    Изводишь единого слова ради
    Тысячи тонн словесной руды”.
    “Ударная концовка” – удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной… Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! 😉
    Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё чувствуют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку… Мой же совет – для тех, кто его ищет.
    7
    Удачная концовка – важнейший элемент ваших будущих произведений. Но далее я усилю требования следующим призывом:
    Если в стихотворении несколько четверостиший, то подойдите к ним с теми же требованиями, как и к финалу. То есть 7-ой пункт – это тот же 6-ой пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию (строфе) в составе стихотворения. А именно:
    а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
    б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
    в) и лапидарно дополняйте “сюжетной подводкой” рифмованных (по отношению к концовке) строк.
    Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
    8
    Безусловно, при сочинении строк вы столкнётесь с трудностями попадания в ритм. Будьте гибче в выражении мыслей, дабы иметь по возможности больше вариантов. Начинающий поэт чаще всего определяет почти безальтернативные опорные (основные) смысловые слова и благополучного ритма ради начинает дополнять их мусором из коротких (одно- и двусложных) слов: предлогов, междометий и даже жаргонных восклицаний. Эти слова “для вставки”, как правило уродуют стихи и бросаются в глаза понимающим читателям.
    В итоге совет: пишите строки по возможности “длинными” словами, избегая многочисленных односложных слов-заполнителей. Естественно, “длинные” слова не должны быть длинными в буквальном понимании. Они должны быть “достаточными” для строки. При этом, как минимум, исполнены эстетики, присущей богатому русскому языку.
    9
    Старайтесь не писать простыми и примитивными предложениями, при которых одна законченная мысль соответствует в точности одной строке. Это самый легкий и не самый удачный способ стихосложения (и мыслеобразования). Укладывайте простые предложения в сложные…, вплоть до размеров целого четверостишия. Используйте причастные, деепричастные обороты.
    10
    Используйте метафоры (но не “перегибая палку”). Русская поэзия славится своей метафоричностью, образностью. Используйте изысканные слова, эпитеты, определения из литературного лексикона (если, конечно, он согласно замыслу не противоречат лексикону вашего литературного героя).
    Не описывайте действие/сюжет словами просторечными или элементарными. Так, например: “герой сказал – героиня сказала – он ей сказал – она ему сказала – он ответил громче – она ответила примирительно…”. Или: “он вошел, походил по дому, затем вышел и пошел в лес. Походил там полдня, затем из лесу вышел… был сильный мороз”.
    Только у слова “сказать” в русском языке найдется под 100 слов-синонимов и выражений. Пользуйтесь словарями, например, этим словарём синонимов. А вот небольшой словарь эпитетов.
    Русский язык богат синонимами, оборотами, эпитетами. Используйте их ради создания богатого послевкусия в пику пресности и косноязычию.
    Помните также, что метафора – это яркое сравнение. То есть некое явление сопоставляется с иным ярким, “поэтически сочным” образом… А не наоборот. Иначе стихи блекнут, вместо того, чтобы гореть ярче.
    11
    Не соединяйте различные плохо совместимые стили в одном стихотворении. Не мешайте “высокое” с “низким”. Если, конечно, это не юмористическое произведение, где игра “высокого” с “низким” может быть элементом юмора или сатиры.
    ____________________
    Вот и все 11 советов.
    Если бы сам всегда соответствовал своим же советам, то, возможно, стал бы вторым пушкиным ;). Но за много лет, как минимум, познал ценность этих идей. Их понимание выручало меня не раз. А в целом мне ещё учится и учиться… Впрочем, как и всем, желающим хорошо писать стихи.
    Успехов в творчестве!

  4. 89205199165 Ответить

    Как писать стихи – несколько полезных упражнений и советов.
    Анна Туренкова (2006г)
    Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности “техники” того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.
    Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.
    -=-=-Стихотворение-Упражнение 1. “Лёгкий стих”-=-=-
    Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.
    “В саду цветёт пушистый пень”
    Цветёт сегодня целый день
    Ему цвести никак не лень
    Его постигла дребедень
    И все лягушки набекрень…”
    и т.д.
    Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом – это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.
    -=-=-Стихотворение-Упражнение 2. “Рифмуем всеххх”-=-=-
    А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.
    “Сосредоточится
    Двоеточие
    Раскурочили
    Непорочные
    Снова кочки
    Очная
    Сочные
    Точно… ”
    и т.д.
    -=-=-Стихотворение-Упражнение 3. “Польза классики”-=-=-
    Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое “правильное” стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.
    ___Онегин добрый мой приятель
    Егоркин вечный умножатель
    ___Родился на брегах Невы
    Не поднимая головы
    ___Где может быть родились вы,
    Среди зелёненькой листвы
    ___Или гуляли, мой читатель.
    Очистил от бедлама шпатель.
    и т.д.
    Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы… Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.
    -=-=-Стихотворение-Упражнение 4. “Хочу написать то, что думаю”-=-=-
    Вы просто выбираете тему – задаётесь описанием конкретного предмета, явления, сути. Записываете в строчку, через запятую все ассоциации и из них творите.
    Например, стих про осень:
    В уме (или лучше в блокноте): “осень, листья, кружиться, золото, увядание…” и т.д.
    Из этого стихоплётим:
    “Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
    И увял на клумбе маленький цветок… ”
    Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.
    Я знаю, некоторые всплеснут руками, поднимут глаза к небу и воскликнут “А как же мой стиль?! Моя поэтическая уникальность.” Не тревожтесь. Стиль – атрибут мастерства. Т.е. сначала приходит мастерство, а потом появляется стиль. Он от вас никуда не денется – он находится в вас, это ваш образ мыслей, ваши предпочтения, ваши особенности. Наверное вы вспомните, как в младших классах писали в прописях свои первые буквы? Тогда было ещё рано говорить о подчерке. А потом с истинно природной неизбежностью вы почему-то стали по-своему выводить эти загогулины, закруглять всевозможные петельки и чёрточки, украшать заглавные буквы чернильными всплесками. Такой же эффект появляется во всём, чем вы занимаетесь. А в чём как не в стихах ему проявится сильнее всего? Это же ваши собственные мысли. Изречения великого мудреца – вашего настоящего Я.
    -=-=-Мои комментарии:-=-=-
    Идея такой тренировки не моя. Её подсказал мне один добрый дедушка в поезде, когда мне было 5 или 6 (сама не верю!) лет. Предполагаю, что схожим образом занимаются многие люди, которые стремятся к совершенствованию своего мастерства. Возможно в их методике есть отличия и преимущества. Но мне, именно такой порядок упражнений показался мне наиболее естественным . Признаюсь честно – сама последний раз занималась ещё в школьные годы. Но поверьте, когда техника правильно поставлена, можно о чём угодно рассказать красивыми, запоминающимися, яркими стихами. Не мятся, не вымучивать по отдельности каждую фразу не нестись по кочкам не разбирая дороги, а Творить! Об этом мечтает каждый поэт, и если вы приложите определённые усилия – это ваше!
    Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •
    -=–=-
    И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то
    1. Не начинайте “издалека”, пусть первая строчка будет вашей рекламой – старайтесь заинтересовать читателя.
    2. Не отвлекайте читателя от темы. Какой бы она не была – реалистичной или абстрактной или даже если её и в помине не было. Старайтесь написать нечто цельное. Закройте глаза и представьте общее впечатление от того, что вы сотворили. Уберите лишнее, добавьте недостающее.
    3. Старайтесь не допускать пустых и проходящих строк. Если таковые всё-таки возникли, отложите стихотворение, и вернитесь к нему через час или через несколько дней. Пересмотрите и внесите поправки. Лучший критик для вас – это вы сами, потому что только вы знаете, что вы хотели написать. Не позволяйте этому замечательному помощнику сидеть без дела.
    4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.
    5. Помните, что у вас качестве “изюминки” стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.
    6. Главное вовремя остановится. Избегайте “словестного поноса”. Вовремя говорите себе “стоп!” Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.
    7. Дописывайте до конца. Синдром “последней строчки” знаком практически всем. Лучше посидеть лишние 10 минут и придумать достойную рифму, чем убить хорошее впечатление, от всего стихотворения. Возможно то, что вы изобретёте напоследок станет восклицательным знаком и символически подытожит вышесказанное. Удачное и меткое завершение приводит читателя в восторг.
    Добавлено:
    8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.
    а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.
    б) Если вы наоборот, не потратили на какую-либо свою находку достаточно красок и усилий, то взгляд читателя проскользнёт мимо. Таким образом общий смысл, общее настроение вашего произведения, будут переданы ему в искажённом виде, не в том, который содержится в вашем представлении. (Субъективность восприятия – это другое)
    в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.
    г) Итак… Вы пишете поэму. Помните, что в этом мире всё циклично – времена года, процессы происходящие в человеческом организме, да и сами стихи. Есть множество различных способов упорядочивания текстовово массива. Но вы не ошибётесь, если будете следовать принципу “фаза напряжения чередуется с фазой расслабления”. Вот как раз во второй фазе, если вы не сумеете выполнить её в разрезе вашей основной темы, придётся оторвать читателя от неё, развлечь, убаюкать, утешить. Часто для этого используют лирические отступления, “детские” или “гуслярские” рифмовки и т.п. Иногда неплохо смотрятся фрагменты прозы или _удобная_ смена ритма.
    Если вы не уверены в том, что у вас получится органично и хорошо соблюдать эти фазы, напишите сначала смысловую, серьёзную часть, а потом отдельно поработайте над вставками. Может быть придётся задуматься о равновесии. Не забывайте, что здесь оно смещено словами, использованными только из необходимости выдерживать ритм и находить рифму. Поэтому вряд ли стоит растягивать расслабляющую часть до объёма смысловой. Поэмы, в которых эти соотношения хорошо сбалансированы читаются “на одном дыхании”.
    -=–=-
    А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:
    http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
    “От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)”
    Никому Не Говори
    http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
    “Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки”
    Docking The Mad Dog
    http://www.stihi.ru/author.html?velstran
    http://www.stihi.ru/author.html?velstran2
    http://www.stihi.ru/author.html?velstran3
    Школа поэтического мастерства.
    (!!!) ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА автора – НЕ оставляйте, пожалуйста, рецензии на этой страничке.

  5. Slav_nsk Ответить

    Практически у каждого в жизни был такой момент, когда внезапно объявшее чувство невозможно выразить словами. А ведь так хочется не только сохранить память об этом моменте, но и поделиться своими переживаниями с родными и друзьями. И чаще всего единственное, что может помочь – это поэзия. Поэзия позволяет передать малейшие оттенки чувств. В поэзии раскрываются те тонкие и неуловимые образы, которые так трудно заключить в рамки обыденных слов. «Хочу научиться писать стихи!», – нередко можно услышать такое от людей, умеющих видеть прекрасное, и жаждущих поделиться увиденным. Но как научиться писать стихи? И можно ли научиться писать стихи, не будучи с детства одаренным, не находя в себе таланта, а лишь почувствовав желание выразить душевные переживания в поэзии? А если это и возможно, то, как начать писать стихи, если познания об этом искусстве ограничиваются лишь школьной программой и сборником поэзии, прочтенным на досуге? Возможно, следующие рекомендации и не распахнут врата поэзии, но путь к ним укажут.
    Как правильно начать писать стихи?
    Существует такое заблуждение, что главное писать от души, а соблюдение правил и канонов – это не для поэзии. И не разобравшись в ошибочности данного утверждения, овладеть поэтическим мастерством невозможно. Для этого полезно изучить, как поэты пишут стихи. Например, даже в школьной программе упоминается, как писал стихи Пушкин. Каждая рифма, каждый слог были тщательно подобраны и просчитаны. Или же знаменитый Шарль Бодлер, эпатаж и бунтарство которого приводило в ярость сильнейших деятелей государства, в поэзии был строг и дисциплинирован, каждое его слово было отточено, и каждая строфа оставляла в душе читателя глубочайший след. Для того чтобы понять, насколько важно владеть мастерством слова, следует прочитать различные переводы своих любимых произведений. Не стоит читать, для сравнения, нужно просто пронаблюдать, какие эмоции и образы возникают при прочтении одного и того же стихотворения в разных вариантах перевода. В качестве примера рассмотрим два варианта перевода строфы известного стихотворения Эдгара По, «Ворон»:
    1. «Ах! Мне помнится так ясно: был декабрь и день ненастный,
    Был как призрак – отсвет красный от камина моего.
    Ждал зари я в нетерпенье, в книгах тщетно утешенья
    Я искал в ту ночь мученья, – бденья ночь, без той, кого
    Звали здесь Линор. То имя… шепчут ангелы его,
    На земле же – нет его»
    2. «В декабре – я помню – было
    это полночью унылой.
    В очаге под пеплом угли
    разгорались иногда.
    Груды книг не утоляли
    ни на миг моей печали –
    Об утраченной Леноре,
    той, чье имя навсегда –
    В сонме ангелов – Ленора,
    той, чье имя навсегда
    В этом мире стерлось –
    без следа»
    Как научиться писать стихи правильно?
    Писать от души, это, конечно же, неотъемлемое условие но, к сожалению, не единственное. Существуют определенные законы и правила. И исключения в этих правилах допустимы лишь при условии мастерства автора. Даже неразборчивый читатель почувствует разницу между ошибкой, допущенной случайно, и намеренным изменением общепринятых правил. А как начать правильно писать стихи, не изучив законов построения рифмы и тонкостей литературных приемов? Это просто невозможно.
    Еще раз вспомним о том, как писал стихи Александр Сергеевич Пушкин. Его слог, в полной мере соответствовал жестким литературным требованиям, и при этом, виртуозно владея словом, даже нарушая традиционные представления, он соблюдал основополагающие правила. Правила, которые являются результатом многовекового изучения влияния слов на подсознание человека. И поэтому, прежде чем начнется настоящее, душевное творчество, необходимо освоить технику.
    Существует простой прием, с помощью которого можно на практике закрепить полученные знания. Для этого следует выбрать простую тему, но непременно вызывающую яркие эмоции. Например, прогулка по берегу моря. Далее, изучая каждое новое правило, следует описывать прогулку у моря с использованием изученного материала. То же самое при изучении системы стихосложения – следует описать прогулку по берегу в каждом изученном размере. Изучая поэтические приемы, также следует закрепить каждый прием, при помощи той же темы. И в завершении будет полезно описать прогулку у моря в разных жанрах и стилях. Это упражнение позволит на собственном опыте осознать, какое влияние на восприятие оказывает метод подачи и изложения. Кроме того, упражнение дает возможность попробовать свои силы в разных направлениях, найти наиболее удачные и интересные для себя приемы.
    Кроме всего, новичкам могут быть полезны следующие рекомендации:
    нельзя нарушать ритм стихотворения. Даже один лишний слог может погубить всю мелодию произведения;
    не стоит жертвовать смыслом и идеей в угоду замысловатым фразам;
    писать стихи только в ожидании результата недопустимо. Творчество – это не результат, а процесс, и каждое его мгновение должно доставлять удовольствие и способствовать литературному развитию автора;
    без души писать стихи тоже нельзя, и если написанное не вызывает глубоких чувств у автора, то у читателя тем более не возникнет никаких эмоций;
    Как писал стихи Пушкин
    для того чтобы стихотворение было действительно поэтичным, следует избегать таких тривиальных приемов рифмовки, как слезы-грезы, роза – заноза, небеса – чудеса, открыть – покрыть. Новичкам так же не следует использовать неточные рифмы;
    не следует никому подражать, даже самым любимым авторам.
    Как научиться писать красивые стихи?
    Есть лишь один способ, который во все эпохи был популярен у великих поэтов – читать, очень много читать. И наблюдать. Только так можно научиться чувствовать музыку поэзии. Только так можно увеличить словарный запас, расширить свои познания поэтических приемов. Только так можно проникнуться духом творчества. При этом читать нужно и классиков и современников, и прославленных поэтов и неизвестных. Читать авторов, чье мастерство далеко от совершенства тоже полезно. Это позволит осознать, как не надо писать стихи, и избежать ошибок в будущем. Но лучше всего читать настоящих литературных гениев, истинных мастеров слова. Учиться у них, и в своем творчестве стремиться к непрестанному совершенствованию.

  6. aaaRomeo Ответить

    В начале своей творческой деятельности молодые авторы часто допускают ряд серьёзных ошибок, которые ведут к тому, что они прекращают заниматься поэзией, а своё былое увлечение начинают считать детской забавой. Рассмотрим наиболее типичные промахи молодых поэтов, которых легко можно избежать.
    1. Любой начинающий поэт должен помнить, что основное правило для любого вида творчества – терпение. Написав стихотворение или рассказ, не стоит сразу же выносить его на суд общественности. Лучше немного выждать – скорее всего, через несколько дней поэт сможет увидеть в стихе что-то, что нужно исправить. Иногда только замена одного – двух слов делает произведение значительно лучше. Прочитав стихи вслух, для себя, автор может услышать сбои ритма, недостаточное созвучие в рифмах, подобрать более выразительные слова. Ведь через несколько дней автор сможет оценивать своё произведение уже как посторонний слушатель, а значит, оценка его будет более объективной. Если же автор сразу вынесет своё произведение на суд посторонних, он рискует получить ряд критических замечаний, чего легко можно избежать, если это сделать попозже.
    2. Каждый автор должен уметь положить своё стихотворение “на внутреннюю музыку”, пропеть его. Любой, даже самый простой мотив, какое – то “та -та-та-та та-та-та” поможет выявить ритмические ошибки. Если стихотворение удается “пропеть” без единого сбоя, значит, его ритмический рисунок безупречен. Если же “пропеть” строчку или куплет не удаётся из-за сбоев, то нужно искать нарушения ритма. И нужно помнить, что все 1 и 3, а также 2 и 4 строчки каждого куплета “поются” одинаково. Конечно, этот совет примитивен, но он понятен даже “чайникам” в поэзии. А чтобы ритм любого вашего стихотворения был безкоризненным очень важно развивать музыкальный слух.
    3. Особое внимание начинающие авторы должны уделять своей лексике. Очень нежелательно использование в тексте стихотворения так называемых “слов-паразитов”. Для того чтобы избежать сбоя ритма, молодые поэты очень часто вводят в ткань стиха ненужные междометия – этого нужно избегать. Лучше перестроить всю строку или даже строфу, потратить лишнее время на то, чтобы найти более точные обороты, новые слова. Это в данном случае предпочтительнее. Нужно помнить, что слова-паразиты, проскакивающие время от времени в тексте стиха, “режут” слух, отвлекают внимание читателя от самого произведения.
    4. Рисунок стихотворения часто ломают и слова, не укладывающиеся в тематику стихотворения. Проскользнув в строке, эти слова могут полностью испортить впечатление от него. Не стоит увлекаться и очень красивыми, но устаревшими словами, такими, например, как перста, ланиты, и т.д. Они будут слишком помпезно и неестественно смотреться в произведении современного автора.
    5. При создании любого произведения немаловажное значение имеет грамотность автора, его начитанность. Автору следует уважать язык, которым он пользуется для создания стихотворений. Ошибки в тексте, бедный словарный запас автора, сразу же бросаются в глаза. Если они есть, даже самое глубокое по замыслу произведение не сможет быть полностью реализовано.
    СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ПОЭТУ
    Никогда не следует писать стихи ради того, чтобы кто – то сказал: – Вот он пишет стихи, он поэт. Любой поэт, даже начинающий, должен знать, что существуют определенные критерии оценки стихотворных произведений. Всегда надо помнить, что в каждом стихотворении должна быть новая идея, мысль, в нём должны присутствовать переживания автора, его чувства. И всё это должно быть изложено поэтическим языком. В каждом произведении, будь то проза или поэзия, необходимо правильно определить и строго выдерживать баланс формы и содержания. Излагая свои мысли, надо чётко соблюдать правила того языка, на котором пишется произведение. Не обязательно быть виртуозом во владении языком, однако ясность изложения и грамотность – тот минимум, которым должен обладать любой автор для того, чтобы читатель мог его понять.
    Навряд ли, начинающий автор, изучивший учебники по стихосложению, освоивший стили и методики сочинения стихов, сможет написать искреннее, душевное стихотворение. Знанию законов и правил стихосложения всегда должен сопутствовать талант. Даже если есть хорошая идея, если главная мысль поэтического произведения оригинальна и нова, всю оригинальность и новизну может свести на нет неправильно выбранная техника исполнения или её отсутствие. В любом деле теория должна идти впереди практики. Без хорошей подготовки даже табуретку сделать невозможно. Поэтому прежде чем полностью отдаться литературному труду, особенно стихотворному, нужно изучить теоретические основы стихосложения. А иначе в произведении будут и хромающий ритм, и неточные рифмы, и корявость изложения.
    Одним из наиболее важных компонентов поэзии является рифма. Начинающим авторам необходимо обратить на неё внимание в первую очередь. Ведь именно благодаря рифме строки объединяются в строфы, и стихотворение легко читается. Казалось бы, тут все просто. В русском языке рифма чаще всего строится на совпадении ударных гласных. Однако существует ряд рифм, считающихся в среде опытных авторов банальными, “избитыми”. Приведем перечень созвучий, которыми не следует злоупотреблять.
    1. “Родина – смородина”, “мне – тебе – себе”, “любовь – кровь – вновь”, “розы – слезы – берёзы – морозы”, «осень – просинь» и другие. Такие созвучия чаще всего употребляются среди новичков, обычно с них все начинают. Тривиальные рифмы являются самыми банальными из всех существующих.
    2. “Глагольные рифмы” (подробнее о глагольных рифмах смотрите ниже). Например, “придет – найдет”, “читать – знать”. Эти созвучия не несут новизны и требуют минимум авторских усилий. Такой тип рифм можно встретить и у классиков. Однако злоупотреблять ими не стоит.
    3. Неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор.
    4. Любому автору надо стремиться к тому, чтобы рифма в каждом стихотворении была уникальной, она не должна кочевать из одного произведения в другое. Важно помнить, что в произведениях каждого поэта должна быть своя изюминка. Постарайтесь найти свою, но слишком мудрить тоже не стоит. Помните, что всё гениальное – просто. Если не получается какой – то куплет, постройте фразу иначе, измените строки, поменяйте их местами, если, конечно, смысл стихотворения не будет нарушен. В конце концов, куплет можно даже выбросить или заменить другим. Думайте – и рифма найдется сама собой.
    5. Как можно больше читайте хороших поэтов, особенно классиков. И не бойтесь, что вы станете слепым подражателем того, кого читаете и изучаете. Сначала в голове будет каша, но потом всё станет на свои места и вы даже сможете на слух определять имя автора по его стихам. Это – важно.
    6. Если нет желания работать, не работайте. Займитесь текущими делами, съездите на природу. Почитайте хорошие стихи.
    7. Бывает, что вдруг ни с того, ни с сего в голову приходит хороший образ, срав-нение, метафора или куплет нового стихотворения. Не мешкая, сразу же сделайте запись в блокноте или специальной тетрадке. Даже ночью. Не сделаете этого, мысль будет утеряна.
    8. Не слушайте мнение о собственных произведениях своих друзей и родственников! Они никогда не скажут вам правды. Они будут судить вас только предвзято. Они будут вас только хвалить. А постоянные похвалы приведут к остановке роста. Остановившись на какой-то промежуточной ступени вы так на ней и останетесь. А поэт должен расти, он должен учиться всю жизнь. Запомните на всю жизнь: ваш друг, тот, кто вас ругает, ваш враг – тот, кто хвалит. Конечно, “похвала и кошке приятна”. Но, чем требовательнее вы будете к себе и своим произведения, тем больших успехов вы достигнете в литературе (да, кстати, и в любом другом виде искусства).
    Единственный человек, могущий оценить ваше творчество, – это совершенно посторонний для вас человек, который любит литературу и умеет замечать как свои, так и чужие ошибки.
    9.Не пишите в стол! Выносите свои стихи на публику! Принимайте участие в фестивалях и конкурсах! Стол вам не судья!
    10. Не выбрасывайте старые стихи даже самые слабые. Это ваша “тысяча тонн словесной руды”. А в “отработке” всегда можно найти что-нибудь стоящее.
    Начинающему поэту следует начинать со строгой классической формы стихотворений. В начале творческого пути не следует экспериментировать со стилями, рифмами, формами. Однако это совсем не значит, что нельзя выражать свои мысли свободным стилем, в вольной форме. Если рождаются белые стихи – пишите. В творчестве нет предела совершенству. Каждому начинающему поэту надо больше читать классиков и современных авторов, вновь и вновь пробовать свои силы в стихосложении, научиться правильно владеть языком и применять все его богатство в своих произведениях – вот главные советы, которые можно дать начинающему поэту.
    Генрих Ужегов

  7. int86 Ответить

    Написание стихотворений – это не только творчество и самовыражение, но это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей и нюансов. Конечно, талант очень много значит для поэта, но без знания основных правил стихосложения, специфических литературных приемов, создание хорошего стихотворного произведения практически невозможно.
    На вопрос: «Как пишутся стихи?» я могу сказать твёрдо – стихи не пишутся, не сочиняются, не придумываются, они звучат в каждом человеке наделённом богатым воображением. Они приходят неведомо откуда и не подчинены времени и пространству. Стихи могут придти к тебе днём и ночью, во время работы или когда ты стоишь в очереди, в самолёте или трамвае, в лесу или в центре города.
    Стихотворный «наплыв» продолжается до тех пор, пока пришедшие мысли и образы не выплеснутся на бумагу. После этого поэт обычно чувствует не только лёгкую слабость и головокружение, но и удовлетворение.
    И не надо бояться состояния вдохновения, состояния, находясь в котором, ты находишься вне времени и пространства, когда весь мир открыт пред твоим мысленным взором и ты витаешь в далёких сферах и невидимых мирах.
    Наверно, нет ни одного большого поэта, который бы не пытался ответить на вопрос; «Как пишутся стихи?»
    Процесс рождения каждой новой строки, каждого нового произведения вещь поистине удивительная, и у каждого автора это происходит по-разному. Хочется привести выдержки из стихов известных поэтов на эту тему:
    Поэзия –
    та же добыча радия.
    В грамм добыча,
    в год труды.
    Изводишь
    единого слова ради
    Тысячи тонн
    словесной руды
    В. Маяковский.
    Каждый слышит, как он дышит.
    Каждый пишет, как он слышит.
    Как он дышит, так и пишет.
    Б. Окуджава.
    И я начинаю качаться
    Колени обнявши свои
    И вдруг начинаю стихами
    С тобой говорить в забытьи.
    В. Ходасевич
    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута – и стихи свободно потекут.
    А. Пушкин
    Бледнеет тьма в оконной раме,
    Разноголосят петухи,
    Я украшаю мысль словами,
    И получаются стихи.
    Г. Ужегов.
    Как пишутся стихи? Каждое стихотворение – это исповедь твоей души, её зеркальное отражение. Стихи – это дети, выстраданные и в муках рождённые. И если приходится выбрасывать из книги какое-то стихотворение, тебе больно, потому что с любой строчкой связан какой-то момент твоей жизни, полузабытые переживания и дорогие сердцу воспоминания.
    Когда к поэту приходит вдохновение и рука рвётся к перу и бумаге, он не думает о стиле, композиции, о ритме и рифмах. Он ПИШЕТ.
    И когда Александр Сергеевич Пушкин писал «Я Вас любил: любовь ещё, быть может…», – разве он думал о том, что пишет пятистопным ямбом в сочетании с пиррихием, перекрёстной рифмой, используя двусложный мужской тип рифмовки. Конечно, нет. Он просто ТВОРИЛ. Творил прекрасное.
    Читая стихи хороших поэтов, люди часто находят в них отзвук своему настроению и сами начинают писать. Особенно это относится к людям молодым. Когда люди чаще всего начинают писать первые стихи? Конечно же, переживая первые сильные чувства – первую любовь, первое в ней разочарование.
    «Как пишутся стихи?» В своё время Некрасов писал: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией». И если этот клапан открылся надо дать выход всем тем переживаниям, которые накопились в вашей душе, иначе эти переживания осядут горьким осадком, и будут отравлять вашу молодость и дальнейшую жизнь.
    Написать стихотворение может каждый человек. Что для этого надо? Много читать? – обязательно. Уметь подбирать рифму? – конечно…
    Однако, главным условием творчества является умение не оставаться равнодушным к происходящему, чутко реагировать на все события окружающего мира. Нужно уметь улавливать точнейшие нюансы того, что происходит вокруг и давать всему СВОЮ оценку. В конце концов, каждый хороший стих – это описание события, потрясшего автора, выбившего его из равновесия, заставившего переживать сильно, а иногда даже невыносимо. И если это случилось, рифма сама приходит в Ваше сознание, а осмысленные яркие образы раскрашивают то, что вы создаёте.
    Поэтом может стать каждый человек, который добровольно согласится впустить в свою жизнь непостоянство душевного равновесия, смятение чувств, ненасытность фантазий…
    И для любого человека стихотворение – это трибуна, это возможность высказаться, это отдушина для сознания, пытающегося найти выход из очередного тяжелого положения.
    Меня также, как и любого другого поэта, часто спрашивают: «А как вы пишете стихи?». И я начинаю задумываться, а правда, как? И прихожу к следующим выводам:
    Во – первых, я пишу только когда есть соответствующее настроение, когда меня что-то взволновало, выбило из колеи, заставило задуматься. Это может быть и эмоциональный взрыв, и случайная реплика, брошенная кем-то, и фраза из телевизионной передачи или фильма. Часто созданию соответствующего «фонового» настроения способствует чтение хороших стихов. Ты задумываешься над прочитанными строчками, потом постепенно мысль переходит на что – то личное. Ты сравниваешь прочитанное и пережитое и постепенно проза, которой ты мыслишь, переходит в стихи, которые лягут на бумагу.
    Во – вторых, где бы я ни был, в голове моей постоянно живёт какой-то недописанный образ, какая-то мысль, которая ещё не легла на бумагу. Этот образ живёт во мне неосознанно, он везде вместе со мной. Но подсознание работает, ищет пути «выплёскивания» этого образа. И, наконец, – прорыв. Как – будто рухнула какая-то сдерживающая плотина, слова сливаются в строки, строки в куплеты… и рождается стихотворение. Потом – усталость, что – то гаснет внутри и начинается обычная жизнь обычного человека. И очень важно уловить этот момент «прорыва», донести свои ощущения и переживания до стола, на котором лежат ручка, и бумага. Опоздал на минуту, и всё затушевывается, расплывается, уходит в вечность. И никаким сидением за столом нельзя вернуть эти мгновения вдохновения. Они приходят и уходят сами. Надо только уметь ждать.
    Генрих Ужегов

  8. user01.09 Ответить

    Освоив теоретическую часть, можно переходить к практическим упражнениям. Для начала нужно научиться писать правильно. Здесь не столько важно содержание стиха, сколько его форма: вы можете рифмовать все, что приходит вам в голову, лишь бы научиться автоматически считать слоги и чувствовать ритм. Хорошим упражнением может стать придумывание рифм к первому попавшемуся слову (например, грех – орех, смех, всех).
    У начинающих поэтов часто возникают трудности с выбором темы. Именно поэтому большинство стихотворений написано про любовь – самое поэтическое чувство. Чтобы от них избавиться, попробуйте ассоциативный подход. Возьмите любое слово или понятие и запишите свои ассоциации с ним. Теперь попробуйте описать это явление в стихотворении, используя свои записи. Возможно, с первого раза у вас и не получится шедевр мирового уровня, но после нескольких тренировок вы научитесь с легкостью выстраивать цепочки ассоциаций даже с самыми прозаическими предметами и событиями. Значительную помощь вам может оказать чтение классических стихотворений, например, Пушкина. Имея некоторую теоретическую подготовку, вы сможете по-новому взглянуть на знакомые с детства строчки, понять технику исполнения стиха. Владимир Маяковский подвергался критике со стороны коллег по поэтическому цеху за то, что писал стихи «лесенкой», так как поэты получали гонорар за каждую строчку, а строк при таком способе получалось намного больше.
    Естественно, все эти рекомендации подходят лишь для начального этапа. Чтобы развиться в поэтическом плане, необходимо будет выработать собственный стиль, использовать уникальные образы, ломаный ритм, сложные рифмы. Однако перед тем как научиться сочинять стихи оригинально, необходимо просто научиться писать стихи.

  9. yasax89 Ответить

    КАК НАДО ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ СТИХИ
    (руководство для начинающих графо.. виноват,
    поэтов- «чайников»)
    Прежде
    всего, позвольте представиться: я – один из выдающихся поэтов современности.
    То, что я малоизвестен, ни о чем пока не
    говорит: все знают, что гениями становятся или после смерти (а я точно помру,
    уже и дату выбрал), или договорившись о размере отката с Нобелевским комитетом по литературе. В крайнем случае, с
    комитетом по присуждению Пулитцеровской премии.
    Сам
    я начал писать именно так, как рекомендую тут для начинающих. И только так и
    нужно начинать писать. В противном случае не стать выдающимся поэтом…
    Итак,
    что требуется для того, чтобы стать поэтом?
    Первое, и основное – теоретическая подготовка: тщательно проштудировать
    теорию стихосложения. Намертво вызубрить все виды и размеры стихов: дактиль там
    (не путать с почившим в глуби веков древлим зверем птеродактилем), амхвибрахий, анаперст, ямб, хорей, и прочие пеоны
    (подробности находите в Сети). А равно и длину строки и ударения: скажем, двух-
    трёх- пятистопность и прочие тонкости.
    Запомнить виды рифм: мужская (ею пишут в основном настоящие мужики), женская (ну, понятно), а также дактилическая
    (наверно, для лиц нетрадиционной ориентации). Кроме того, точная и неточная, ассонансная и диссонансная – короче, в натуре,
    сами отыщете. И обязательно выучить все рифмы, которые накопились за
    тысячелетия стихосложения, а для этого нужно прочесть хотя бы всё, что написано
    великими поэтами – от “Энума элиш” (шумерский эпос) до “однострочек” В. Вишневского, причём желательно в оригинале.
    Естественно,
    понять, что такое строфа и какие виды оной существуют: от двустишия и далее – онегинские,
    балладные, одические, классика (сонеты, триолет, рондо, секстина), лимерики…
    есть и другие, кстати! Это очень важно: например, первое, что сделал Пушкин,
    перед тем, как писать «Евгения Онегина», он отыскал в Интернете онегинскую
    строфу, и только потом уж…
    Но это цветочки! Нетленки так просто не
    наваяешь, тут нужно и систему рифмовки знать. А систем этих… как блох на
    дворняжке: смежная, перекрёстная, опоясывающая, кольцевая, сплетённая. Мало? –
    придумайте свою и точно прославитесь: хотя бы этим, если не стихами. Многие так и делают!
    Усвоили весь этот материал? Тогда приступайте
    к выбору типа стиха: вольный, белый, верлибр,
    смешанный стих, а также вообще стих в прозе (это для особо одарённых, кто не
    сумел овладеть ни рифмой, ни размером, ни прочими формами – а писать-то
    хочется!). Для любителей дурить народ есть спецформы: акростих, палиндромы
    всякие, и даже перевертыши (слева направо и справа налево – одинаково читается.
    А уж для сущих затейников – сверху вниз по строкам читается одно, а обратно – ну, совсем другое. Или то же.
    И
    только после того, как одолеете всю эту премудрость веков, можно начинать
    писать стихи.

    Писать
    нужно исключительно гусиным пером, в самом крайнем случае – перьевой ручкой.
    Особо гениальные стихи писались, как мне сказал Жан Кокто ( или Шекспир? – подзабыл…)
    пером лебедя. Сходу на компутере писать
    не рекомендую: выходят однодневки, которые в вечность точно не попадут. Впрочем, автор сам решает, чем и как…
    Написание стиха начинается с составления
    чёткого плана: выбирается вид (классика или иное), рифмы, размер строки и
    система ударений, количество строф (или строк в целом). Подбираются
    благозвучные (или же наоборот) и желательно, проверенные временем рифмы – «любовь – морковь», «меня – тебя», «розы-
    слёзы-морозы-угрозы» и т.д. Новизна рифм хотя и приветствуется профессионалами, но частенько
    вводит читателя в ступор: «чудесно – инвестор» ещё проскочит, но «инвестор-авизо»
    уже поймут не все…
    После
    этого нужно внимательно прошерстить
    Интернет в поисках подходящей темы для стиха. Разумеется, есть темы
    вечные: например о любви писали всегда – и читали с
    восторгом и слезами даже полную лабуду! Особенно дамы «за
    пятьдесят» (это я о возрасте!).
    Ну, понятно же: жизнь почти прошла, а принц на коне так и не появился.
    В лучшем случае судба подкинула бизнесмена средней руки на непрестижной иномарке, а чаще пролетария с изделием отечественного автопрома. А то и без
    оного. Но хочется красоты! Накала чувств! Вот тут вы со своей нетленкой и
    подгадаете в самый раз: сварганьте и
    половодье чувств (эталон – индийское кино), и накал страстей, как в
    мексиканском сериале!!! Уверяю, читателей и почитательниц будут тысячи.
    Но есть и масса других тем. Тут советовать не
    стану, но: неплохо идут нынче стихи туманные, как бы сновидения наркомана или
    легкий шизоидный бред. Эстеты их ценят! Главное, чтобы не понял никто, даже вы
    сами, о чем, собственно, речь идет. ОЧЕНЬ понятный стих у истинных ценителей поэзии и за стих не считается: дескать, так любой графоман
    напишет. А вот туманно и с мистикой, да непривычными нормальному человеку
    сравнениями, аллитерациями, метафорами – самое оно! Ой, я и не сказал про эти
    примочки к стихам… пардоньте, господа. Это тоже важные компоненты истинной
    поэзии. Ну, сами почитайте в интернете про них.
    Именно
    так, и никак иначе, и писали все гениальные, великие и просто талантливые поэты.
    Если же кто-то скажет вам, что это не так, плюньте вруну в его бесстыжие
    глаза! Иначе откуда же все эти термины,
    понятия, правила взялись?! Не на пустом же месте!
    Вот, например, Гомер: прежде чем писать свой
    эпос, наверняка учился в гимнасии писать гекзаметром (именно им он и творил впоследствии). И хорошо учил историю, кстати: назубок выучил имена всех героев,
    их одежду, оружие, стиль той эпохи, нравы – словом, подготовка перед
    стихописанием «Илиады» была на высоте.
    Или там Шекспир – не он же сонет придумал? Но именно его сонеты
    прославили т.н. «английский сонет». А
    любовная лирика Петрарки? – смешно и подумать, что он писал сонеты Лауре, не
    имея солидной теоретической базы и без заранее подготовленных подробных планов
    каждого сонета.
    Словом,
    изучайте теорию и тщательно планируйте написание каждого стиха . Без этого
    ничего великого не напишете. Тем более
    гениального и даже просто приличного.
    Да, совсем забыл: истинному поэту для вдохновения положено пить. Много или мало – зависит от многих факторов: общей массы тела, устойчивости к спиртному, реакции на это окружающих… а что именно – на усмотрение пиита и наличия денег и ассортимента в магазинах. Вспомните бессмертные строки А. С. Пушкина: “Выпьем, няня! Где же кружка?” Заметьте, и это уже в том возрасте, когда юному дарованию ещё нужна была няня. И объем выпиваемого: кружка. Да просто почитайте биографии великих – пили все. Ибо алкоголь расширяет сферу эмоционального восприятия. Но тут меру знать нужно: бутылка, две… ну. три – но не пьянствовать, а сугубо для появления Музы (можно и не одной, а поочерёдно или групповухой, то уж тут насколько здоровье позволяет…)
    Творческих
    вам успехов!

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *