Как правильно собороваться до причастия или после?

16 ответов на вопрос “Как правильно собороваться до причастия или после?”

  1. saysn Ответить

    И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15). Это свидетельство лежит в основе церковного Таинства Елеосвящения. Болящего в Таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь.
    Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутреннее содержание Таинства — молитву веры и отпущение грехов.
    Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом Таинства Елеосвящения, если грех раскаен и более не совершаем. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с Таинством Покаяния, но не отменяет его.
    По изъяснению некоторых учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на Исповеди), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только скверного характера и расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
    Почему Елеосвящение называется Соборованием? Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семью священниками (собором священнослужителей).
    Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога.
    После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается помазание его головы, тела, рук и ног, освященным елеем, смешанным с вином, также семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение и меньшего числа помазаний, в зависимости от числа священников, совершающих Таинство.
    Причем помазание может быть и одно и совершаться в конце Последования. Именно такой была практика общего Соборования в дореволюционный период и именно такова современная греческая практика общего Соборования, при этом вычитывается все чинопоследование полностью (подробнее см. Межсоборное присутствие. О чинопоследовании Елеосвящения от 26 декабря 2012 г).
    Также в пастырской практике встречаются случаи когда невозможно совершить над больным полный чин Елеосвящения (например, в реанимации). В связи с этим Священный Синод РПЦ благословил совершать в таких случаях сокращенный чин Елеосвящения, в котором цикл из семи помазаний, заменяется одним.
    Когда и кому можно и нужно собороваться?
    В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над православным верующим старше семи лет, страдающим телесным и душевным недугом. Под последним можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — так как причиной его могут быть нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком.
    Кроме того, по свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это Таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с Богом. Именно поэтому, в Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися.
    Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение общего соборования в храме дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года.
    Таинство Елеосвящения не совершается над:
    нераскаянными грешниками
    над буйными психическими больными
    над младенцами
    над женщинами в период нечистоты
    над умершими.В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных Таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.
    Как часто можно Собороваться?
    Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер.
    «Над одним и тем же человеком, когда он, по выздоровлении, снова заболеет, елеосвящение может быть повторяемо, так как оно есть врачество; но оно не должно быть повторяемо над болящим, пока он находится в одной и той же болезни» (Номокан. (при больш. Требн.) пр. 164).
    Как нужно готовиться к Соборованию? Специального приготовления перед Таинством не требуется, но важно обозначить, что если человек ведет нецерковную жизнь, более того, пребывает в смертных грехах, то без стремления изменить свою жизнь собороваться бессмысленно и бесполезно.
    Желающему приступить к Соборованию, необходимо предварить это Таинство Исповедью, в котором он мог бы очистить свою душу покаянием и положить твердое намерение впредь бороться с грехом и исправлять свою жизнь. Перед самим Таинством важно, чтобы Ваше имя внесли в список соборующихся. Это можно сделать в свечной лавке до начала Соборования.
    Одежда на соборующемся должна быть скромной, при этом область шеи должна быть хорошо открыта. Во время Таинства все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос – свет в нашей жизни.
    Поскольку существенной стороной Таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к Таинству Покаяния. В частности, Таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости.
    К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания Таинства и неверном отношении к нему.
    Что делать с елеем и зернами пшеницы, взятыми в храме по окончании Соборования? Елей можно понемногу добавлять в пищу. Также освященным елеем помолившись можно крестообразно помазывать больные части тела. Зерна пшеницы, которые употребляются в Таинстве, символизируют зародыш жизни, а по смерти тела — воскресение. Их можно, как и елей понемногу использовать в пищу.
    Означают ли слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?
    Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.
    Невозможно не упомянуть и то, что ни с каким другим Таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с Соборованием: что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, никогда не есть мясо, и т.д., и т.п.; а главное – что принимать это таинство можно только умирающим.
    ВСЕ ЭТО НЕПРАВДА!
    Таинство Соборования — не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13).
    Соборование часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия? Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились в Крещении. Это Таинство совершается Православной Церковью над крещаемым один раз в жизни. Исключением являлось второе Миропомазание над престолонаследником, который венчался на Царство. Их называли Помазанниками Божиими. В России первым из них стал царь Иоанн IV Грозный в 1547 году, последним – царь Николай II в 1896 году. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается в случаях, когда принимается в Православие человек из инославной христианской конфессии.
    Безусловно, и от Миропомазания, и от Соборования следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощного бдения (вечерней праздничной службы), и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое важное священнодействие. Но это есть всего лишь помазание святым елеем, символизирующее излияние милости Божьей и Церковным Таинством не является.
    Источник: http://toksovo-sobor.ru/n35-o-tainstve-soborovaniya/

    СОБОРОВАНИЕ: кому можно собороваться, как подготовиться, что делать с маслом, свечами и зернами


    О правилах Соборования рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).
    Таинства Церкви. Соборование. Никола Пуссен
    – В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?
    – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
    У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
    И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14-15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов -милость (греч.
    elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу.

  2. wildcat67 Ответить

    Вопрос довольно распространённый, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой. Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, соборование для него само собой свяжется с причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к соборованию, но плохо, что так редко причащаются люди.
    Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха, скорее всего, и епитимью. Подгонять такую исповедь к соборованию нет никакого смысла.
    А если речь идет просто об исповеди перед причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался, в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье причастился. Или наоборот – сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные таинства, не заменяющие друг друга.
    Я иногда слышал такое: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно». Это уже какое-то магическое отношение к таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству – мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому пойду пособоруюсь.
    В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша – как море. Я имею в виду не количество ее (это само собой), а глубину. Есть глубина греховности.
    Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс., 63, 7).
    Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся. И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!»
    Часто говорят, что в таинстве елеосвящения человек получает прощение грехов, в которых не мог покаяться по забывчивости или по неведению. Это в общем-то правильно, хотя звучит несколько формально и излишне оптимистично. Дело не в том, что мы пять, десять, сто десять грехов забыли. Мы просто эту греховную бездну не видим, а увидим ее уже на Страшном Суде. И это будет действительно страшный суд, и мы ужаснемся, потому что хотя поверхность своей нечистой души мы и пытались очищать, но глубину так и не затронули.
    Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость.
    Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием.

    Читайте также:

    Соборование: как, где, когда и для чего?
    Соборование. Видеозарисовки
    Соборование. Ответы на вопросы
    10 вопросов о соборовании

    О таинстве соборования. Видео

     

  3. Cherv52 Ответить

    Назначение таинства соборования (или таинство елеосвящения — прим. ред.) — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.
    Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.
    Протоиерей Андрей Дудченко

    Почему оно называется соборованием?

    Традиционно совершают это таинство несколько священников (то есть соборно, — прим. ред.), не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник.
    Протоиерей Андрей Дудченко

    Как происходит соборование? 

    Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.
    Протоиерей Валентин Асмус

    Часто ли надо собороваться? 

    Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов.
    Протоиерей Валентин Асмус

    Можно ли детям? 

    По традиции, над младенцами (то есть детьми до 7 лет) таинство соборования не совершается. Исключение — тяжело больные дети.

    Когда происходит соборование Великим постом? 

    Обычно оно совершается со второй седмицы Великого поста до Страстной. В разных храмах по-разному, это может быть один раз за пост, может быть, два раза, в некоторых храмах — раз в неделю.

    Можно ли не исповедоваться, если приступаешь к таинству соборования? 

    Нет, нельзя. Это не взаимоисключающие таинства, соборование не отменяет исповеди, поскольку в таинстве соборования прощаются забытые грехи, но никак не сознательно сокрытые во время таинства исповеди.
    Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе.
    Протоиерей Олег Кудряков

    Нужно ли причащаться после соборования? 

    Да, конечно.
    Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
    Протоиерей Валентин Асмус

    Что нужно делать с елеем и пшеницей, полученными после соборования? 

    Как ни странно, священники и сами задаются вопросами, что мы с ними собираемся делать.
    Мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось.
    Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в таинстве. Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости — это не обязательно.
    Священник Михаил Немнонов

     Надо ли не мыться после соборования?

    Чем дольше, тем лучше, пугая всех окружающих.
    А если всерьез, «нельзя мыться», «нельзя чистить зубы», «нельзя принимать ванну» — это мифы, которые не имеют никакого отношения к христианству.
    По материалам Правмира

  4. junker1981 Ответить

    О правилах Соборования рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич). 

    Таинства Церкви. Соборование. Никола Пуссен
    – В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?
    – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
    У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов –милость (греч. elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу. Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью.
    «…Вера твоя спасла тебя…» (Мк. 5:34).
    «…По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).
    «…Сомневающийся подобен мор­ской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6, 7).
    – Правда, что соборуют только тяжелобольных и умирающих?
    – Разве мы можем определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания.
    Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким образом люди лишают себя этой милости Божией…  Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.

    Соборование старого графа Безухова. Репродукция к книге Л. Толстого «Война и мир». Художник А. В. Николаев
    – Как часто можно собороваться?
    – Ответ на этот вопрос мы находим в Требнике святителя Петра Могилы, где он говорит, что на протяжении одной болезни мы соборуемся один раз. Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.
    – Как правильно подготовиться к соборованию? Нужно ли перед этим  исповедоваться и причащаться?
    – Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования исповедью и завершаем Причастием Святых Христовых Таин. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.
    – Свечи, которые мы держим в храме во время Таинства Соборования, нужно как-то особо потом хранить?
    – Относительно свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при Таинстве, также не существует никаких уставных предписаний, но есть традиция.
    Свечи можно оставлять в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.
    Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно.
    – Существует мнение, что во время соборования прощаются грехи, о которых забыли сказать на исповеди. Так ли это?
    – По поводу прощения именно забытых грехов в Таинстве Соборования нам говорит великий старец Оптинский преподобный Амвросий:«Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собрание писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80).
    Если же мы вникнем в смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».
    Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые.
    Беседовала Наталья Горошкова
    ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
    Просмотры (11886)

  5. gevorg22 Ответить

    Вопрос читателя: 
    Здравствуйте, Батюшка! У меня вопрос по поводу подготовки к Таинству Соборования, в нашем приходском храме оно будет происходить в субботу, 23 марта. Я соборуюсь впервые. На Прощеное Воскресенье, 10 марта исповедовалась и причастилась Святых Христовых Тайн, но к сожалению, не смогу это сделать еще раз непосредственно перед самим Таинством Соборования по не зависящим от меня причинам (работаю и ухаживаю за больной мамой). Можно ли будет мне через две недели после Причастия участвовать в  Таинстве Соборования?  Заранее благодарю Вас за ответ. Храни Вас Господи!
    Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 
    Добрый день! Таинство Соборования – это отдельное Таинство, практически оно не имеет связи с Причащением, поэтому Вы можете собороваться тогда, когда написали. А вот после Соборования (если не получается до), постарайтесь вскоре исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн!
    Более подробно прочитайте, пожалуйста, ответ, который я уже давал в связи с похожим вопросом: Как подготовиться к соборованию?
    И еще один материал: Как готовиться к соборованию?
    Также у нас есть материалы, в которых говорится об истории и смысле Таинства соборования, пожалуйста, посмотрите их:
    Соборование: таинство больных… и здоровых
    Елей и молитвы Соборования
    Можно собороваться, если не держу пост? 
    Храни Господь! Здравия Вашей маме!
    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

  6. lopshich Ответить

    — Зачем Господь попускает болезни и скорби любящим Его? В последние 5 лет моей жизни очень часто болеют родственники в моей семье, есть и умершие от болезни. Даже думать об очередном походе в больницу уже дурно, потому что практически всегда мне приходится их сопровождать. Да и мое здоровье пошатнулось. Если бы я не был православным-побежал бы к бабкам снимать порчу. Просто уже не знаю как к этому относиться – как к наказанию за какие-то грехи нашей семьи или это следствие нашего духовного состояния. Пытаюсь найти ответ для себя – ведь в этом должен быть смысл. Или мы из этого всего должны извлечь какой-то урок, но по глупости не понимаем его…
    — Вы знаете, Виталий, болезнь нужно встречать с неизбежной печалью, но терпеливо, мужественно. То есть сплетаться с ней как бы в борьбе, потому что эта неприятность послана, действительно, Господом. Господь – Лекарь Верховный душ и телес – Он наводит болезнь и забирает ее. Он об этом и Моисею говорил при купине: «Низвожу до ада и возвожу». И от проказы белая рука Моисея, которая опять здорова, уверяет нас, что Бог – Хозяин жизни и смерти.
    Есть несколько рекомендаций по части здоровья для верующего человека. Например, святой Лука, Крымский исповедник, говорил: «Пейте чаще святую воду. Как доктор, как практикующий хирург, я знаю, как много людей исцеляются от святой воды, не требуя хирургического вмешательства».
    Вот и я вам говорю – пейте чаще святую водичку натощак и с молитвой. Соблюдайте положенные посты по мере сил. Не осуждайте никого. Не носите в сердце злобы на кого-то или зависти, потому что горькая зависть или злоба, или обида, или злопамятство подтачивают человека, как дерево подтачивается червем. Причащайтесь святых Христовых тайн с молитвой и верой и просите Бога, чтобы Он укрепил Вас святыми таинствами. Если есть сильные болезни – пособоруйтесь на эту болезнь. Попросите священника совершить таинство елеосвящения. Посещайте святые места, по возможности. Окунайтесь в святые источники. Ведите здоровый образ жизни. Если будете здоровы – постарайтесь быть здоровым с пользой для Бога, потому что кто живет с пользой для Бога, тому полезно быть здоровым – он много сделает хорошего. А с кого нет толка, как с козла – молока, значит, тому надо хоть немножко поболеть, чтобы, так сказать, терпением болезни, может быть, исходатайствует себе прощение грехов и закалит свою волю. В общем, просите у Бога здоровья, но при условии, что Вы знаете, как этим здоровьем распорядиться, что нужно сделать для Господа, пользуясь здоровьем.
    Итак, святая водичка, святые таинства, здоровый образ жизни, паломничество и святые источники, обязательно соборование, если затянулись болезни. Соборование – великое таинство для исцеления болезни!// Протоиерей Андрей Ткачев

  7. sds111 Ответить

    Нужно сказать, что исповедь и Причастие – отдельные таинства, к ним можно и нужно прибегать и без соборования. Исповедь (таинство) покаяния примиряет человека с Богом, от которого человек отступил своими грехами, исповедь действительна только при искреннем желании человека изменить свою жизнь в соответствии с заповедями. После исповеди лучше причащаться и не откладывать Причастие, так как в Евхаристии, таинственно соединившись с Богом, человек духовно исцеляется и получает силы и помощь в духовной жизни. В Евхаристии полнота благодати и богообщения, мне иногда кажется, что больше человеку ничего и не нужно.
    Подготовка к исповеди включает испытание своей жизни, нужно вспомнить все свои грехи с последней исповеди, чтобы рассказать не священнику, а Богу в присутствии священника, который только свидетель.
    Подготовка к Причастию – нужно быть на вечернем богослужении накануне, соблюдать все посты, установленные церковью (или три дня попоститься накануне), прочитать 3 канона (покаянный, Божией Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению (есть в молитвословах), с 12 ночи не есть и не пить. Перед Причастием всегда исповедуются и получают на исповеди от священника благословение на Причастие.
    Соборование – таинство для лечения больных, это помощь Божия и благословение человеку, который желает вылечиться от какого-либо заболевания, в том числе это и помощь медикам в дальнейшем лечении. Здоровому человеку собороваться не обязательно, если он регулярно исповедуется и причащается, но все равно, если пособороваться, это будет благодатный опыт и никто не запрещает это делать. Подготовкой к соборованию является духовная жизнь в соответствии с правилами церкви, нецерковным людям нужно попоститься хотя бы три дня и исповедаться перед соборованием, после соборования причаститься. Перед соборованием есть можно, в другом ответе написали неправильно.

  8. orbitrus Ответить

    Дорогие братья и сестры!
    Наступило время Великого поста. По традиции во время Великого поста совершается таинство Елеосвящения — Соборование.
    В нашем храме Соборование будет проводиться в следующие даты:
    22 марта (пятница) — в 18:00
    5 апреля (пятница) — в 18:00
    19 апреля (пятница) — в 18:00
    Как правильно подготовиться к Соборованию?
    Пожалуйста, расскажите, как правильно подготовиться к соборованию. Нужна ли перед ним исповедь? Правильнее будет исповедоваться и причаститься, а потом собороваться, или можно и наоборот? Или это не имеет особого значения?
    Отвечает протоиерей Константин Островский:
    Вопрос довольно распространённый, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой. Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, соборование для него само собой свяжется с причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к соборованию, но плохо, что так редко причащаются люди.
    Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха, скорее всего, и епитимью. Подгонять такую исповедь к соборованию нет никакого смысла.
    А если речь идет просто об исповеди перед причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался, в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье причастился. Или наоборот – сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные таинства, не заменяющие друг друга.
    Я иногда слышал такое: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно». Это уже какое-то магическое отношение к таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству – мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому пойду пособоруюсь.
    В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша – как море. Я имею в виду не количество ее (это само собой), а глубину. Есть глубина греховности.
    Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс., 63, 7).
    Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся. И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!»
    Часто говорят, что в таинстве елеосвящения человек получает прощение грехов, в которых не мог покаяться по забывчивости или по неведению. Это в общем-то правильно, хотя звучит несколько формально и излишне оптимистично. Дело не в том, что мы пять, десять, сто десять грехов забыли. Мы просто эту греховную бездну не видим, а увидим ее уже на Страшном Суде. И это будет действительно страшный суд, и мы ужаснемся, потому что хотя поверхность своей нечистой души мы и пытались очищать, но глубину так и не затронули.
    Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость.
    Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием.
    Статья с сайта Правмир.ру
    Просмотрено (230)раз

  9. igorrka Ответить

    – В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?
    – Таинство
    Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной
    Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У
    евангелиста Марка в 6-й главе читаем: «Призвав
    двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми
    духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих
    больных мазали маслом и исцеляли».
    У апостола Иакова мы
    находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет
    пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя
    Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он
    соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из слов апостола можно
    увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа
    исцеление от душевных и телесных недугов – милость (греч. elaioa – масло; eleos
    – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у
    пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу.
    Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах,
    чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею
    живительною благодатью.
    «…Вера твоя спасла тебя…» (Мк. 5:34).
    «…По вере вашей да будет вам» (Мф.
    9:29).
    «…Сомневающийся подобен мор­ской волне,
    ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить
    что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6, 7).
    – Правда, что
    соборуют только тяжелобольных и умирающих?
    – Разве мы можем
    определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в
    какой степени болезни совершать это Таинство. Соборуют и тяжелобольных, и
    умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так
    как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи
    человека. Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над
    людьми без сознания.
    Очень часто также
    можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство
    Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни. Таким
    образом люди лишают себя этой милости Божией… Скорее всего, это влияние
    либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского
    Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим
    человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним
    помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования
    «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII
    веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке
    благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как
    несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека,
    который позиционировал бы себя совершенно здоровым, и душевно, и телесно.
    – Как часто можно собороваться?
    – Ответ на этот
    вопрос мы находим в Требнике святителя Петра Могилы, где он говорит, что на
    протяжении одной болезни мы соборуемся один раз. Если же человек в одной и той
    же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже
    недоверие к Богу. Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его
    спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что
    полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.
    – Как правильно подготовиться к соборованию? Нужно ли
    перед этим исповедоваться и причащаться?

    – Не существует
    специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству
    Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной
    Церкви, мы предваряем Таинство Соборования исповедью и завершаем Причастием
    Святых Христовых Таин. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до
    соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.
    – Свечи, которые мы держим в храме во время Таинства
    Соборования, нужно как-то особо потом хранить?

    – Относительно
    свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при Таинстве, также не существует
    никаких уставных предписаний, но есть традиция.
    Свечи можно оставлять
    в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится
    слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий
    человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя
    болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.
    Масло, которое нам
    дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в
    приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с
    молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его
    крестообразно.
    – Существует мнение, что во время соборования
    прощаются грехи, о которых забыли сказать на исповеди. Так ли это?

    – По поводу прощения
    именно забытых грехов в Таинстве Соборования нам говорит великий старец
    Оптинский преподобный Амвросий: «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что
    им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по
    прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие»
    (Собрание писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80).
    Если же мы вникнем в
    смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны
    мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш
    Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда
    указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».
    Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые.
    Архимандрит Спиридон (Ходанич)
    Беседовала Наталья Горошкова
    Портал «Православная жизнь»

  10. Recke493 Ответить

    Как правильно подготовиться к Соборованию

    Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. Необходимо духовное усердие и ясное представление о том, что подается в Таинстве Елеосвящения. К сожалению, даже тяжелобольные люди не всегда понимают, что испытывают острую нужду в этом Таинстве. Многие приступают к Соборованию потому, что так принято, потому, что на этом настояли родные или в храме назначен день общего Соборования, и вот, мы идем вместе со всеми как бы на всякий случай, по принципу: «Мало ли, вдруг в чем-то поможет». В таком случае у человека нет ни достаточной веры, ни усердной молитвы, чтобы принять предлагаемый в Елеосвящении дар.
    Из Евангелия нам известно, что Господь Иисус Христос часто не совершал чудес по неверию людей (Мф. 13, 58; Мк. 6, 5-6). И именно сила веры часто выделяла отдельных людей из многих приближавшихся к Нему. Так, когда Христа окружала и теснила толпа народа, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, с верой прикоснулась к краю Его одежды и тотчас получила исцеление. Спасителя теснило множество людей, а исцеление получила только одна, та, которой Он Сам сказал: Вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8, 48). Слепец Вартимей, сидевший у Иерихона, узнав, что мимо проходит Христос, стал громко кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. И хотя многие заставляли его замолчать, он не переставал просить о помиловании, и в итоге Господь исцелил его, сказав: Иди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10, 46 – 52).
    Итак, Спаситель исцелял во время Своей земной жизни, когда видел твердую веру и неотступную молитву. То же самое происходит и теперь, когда человек ищет исцеления, участвуя в Таинстве Елеосвящения. В Священном Писании сказано: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Значит, Он подает те же дары, так же исцеляет. Но и от нас в свою очередь требуются, как требовались от людей тогда, – искренняя вера и горячая просьба. Поэтому важно осознать именно личную потребность в Таинстве Елеосвящения. А, как сказал апостол Иаков, молитва веры (то есть исполненная глубокой веры) исцелит болящего.
    Итак, важно иметь правильный внутренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих. Во-первых, как мы уже сказали, должно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву. Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и святым, прославившимся чудесным врачеванием болезней, например великомученику Пантелеимону и вообще тем святым, чья память особенно близка нам. Таким образом, душа заранее располагается к принятию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения.
    Во-вторых, мы должны иметь сердечное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться. А в Таинстве Елеосвящения нам отпустятся забытые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необходимо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов. Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел. Ведь Господь сказал: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 – 15). Как же мы хотим получить на Елеосвящении отпущение грехов, если не простим своих ближних?
    В-третьих, важно научиться более бдительно относиться к себе, к своему внутреннему миру, побеждать грех при его первом появлении – в мыслях или чувствах. Причина наших бед часто заключается внутри нас, поэтому необходимо постоянно очищать свое сердце. Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить краткие молитвы, например молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, молитву мытаря: Боже, милостив буди ми грешному, или равнозначную ей:Боже, очисти мя грешнаго, либо коротко: Господи, помилуй, а также Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго; Богородице Дево, радуйся и другие. Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое греховное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпеливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения.
    И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое – вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии. Духовная жизнь невозможна при потребительском отношении к Божиим дарам. Для христианина главное – общение с Богом и приобщение к Его вечному Царству, а свое земное благополучие мы вверяем святой Божией воле. Поэтому, готовясь к Елеосвящению, с верой и горячей молитвой прося исцеления, мы предаем себя в руки Божии, будучи уверены, что Бог дарует искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, и само по себе физическое здоровье – не самоцель.

    Сила трех Таинств

    Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении.
    Любая тяжелая болезнь есть своего рода знак, призыв обратить взор от временного к вечному. Ведь во время болезни ослабевает наша тяга к земным наслаждениям, а главное, мы начинаем ясно видеть всю зыбкость, непрочность материальных благ и ценностей этого мира. Но чтобы обрести ценности вечные, необходимо освободиться от груза грехов – это происходит в Таинстве Исповеди. Как полагают толкователи Священного Писания, исповедание грехов заповедуется святым апостолом Иаковом в непосредственной связи с Елеосвящением: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16).
    Какой же смысл в исповеди перед Соборованием? Мы уже говорили, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи. Но как Господь отпустит грехи, если в душе не будет покаянного настроения? Прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно – он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования.
    Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная. Постараемся не уподобиться одному дореволюционному предпринимателю, который однажды опасно заболел. Его родные, видя, что он может не пережить болезни, уговорили его пригласить священника для напутствия Святыми Дарами. Батюшка пришел, но в ту же минуту больной получил телеграмму, согласно которой требовались его распоряжения по торговым делам. Тогда больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно умер. Так долговременная привычка не позволила человеку обратиться к Богу даже перед самой смертью.
    И в нашей жизни часто оказывается, что, когда мы здоровы, нам некогда участвовать в Таинствах Церкви, а когда заболеем, то для духовной жизни уже просто нет сил. Важно преодолеть свою косность, разорвать этот порочный круг, а для этого предпринять внутреннее усилие, помня слова Спасителя:Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Господь милостиво принимает человека, потрудившегося при всей своей немощи для жизни духовной.
    В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению.
    А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище – соединяется со Христом в жизнь вечную. И как ночной мрак рассеивается с появлением первых солнечных лучей, так и угнетающие душу мысли исчезают, когда мы достойно принимаем Святые Таинства. После святого Причастия чуткая душа ощущает удивительный мир, чистоту, подлинное освобождение от оков греха и земной суеты. Достойно причащающийся христианин обретает рассудительность, мудрость.
    Когда автор этих строк учился в Московской Духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, которой было уже больше восьмидесяти лет. Она мучилась многими болезнями, ноги ее были покрыты язвами, так что она почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин, – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, и в этой умиротворенной и просветленной душе уже не было ни тени смущения, ропота, тревог. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, так что она теперь укрепляла ближних.
    Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в трех упомянутых Таинствах.

    После Соборования

    В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазывают верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями. Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело (то есть лоб) каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь, испрашивая у Бога благословения на день грядущий.
    Таким образом, хотя Таинство «прошло», но освященный елей остался, им можно помазываться, и потому Елеосвящение продолжает приносить свои плоды.
    …Летом 2005 года иеромонах Иоанн соборовал более десяти спецназовцев, отправлявшихся в Чечню. В напутствие он дал им освященное масло, и каждое утро, перед выходом на боевые задания, командир группы помазывал военных святым елеем. Солдаты запомнили эту поездку как совершенно особенную – словно кто-то невидимый их ограждал и им помогал, а командир впоследствии говорил: «Все это время мы были как у Христа за пазухой».
    Итак, Таинство Елеосвящения не только освобождает от прежних недугов, но посредством освященного елея, которым с верой помазываются христиане, ограждает от возможных искушений, охраняет от болезней и телесных увечий.

  11. theSpells Ответить

    Вопрос читателя:
    Здравствуйте! Я болею, хотела собороваться. Есть ли установленные требования по подготовке к  соборованию? В разных храмах и на сайтах приводится разноречивая информация.
    Елена
    Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
    Здравствуйте, Елена!
    При подготовке к таинству Соборования (Елеосвящения) важно понимать значение этого таинства для христианина. Любое таинство Церкви направлено, прежде всего, на душу человека, и лишь потом, как следствие исцеления души, может наступить и исцеление тела. Вспомним Евангельский рассказ об исцелении расслабленного: Господь говорит ему: «чадо! прощаются тебе грехи твои» Мк. 2:5. И лишь затем совершает исцеление тела парализованного.
    Как подготовиться к Соборованию, чтобы получить от этого таинства пользу? Прежде всего, мы должны помнить слова Господни о примирении с ближним: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Если речь идет о Соборовании тяжко болящего, то даже в этом случае полезно примириться со всеми теми, с кем имеются сложные отношения или же непримеренные обиды. Но сейчас распространена практика собороваться ежегодно, даже если нет у человека тяжелых заболеваний. Конечно же, в таком случае примирение легче совершить, у человека относительно здорового больше сил на то, чтобы встретиться или созвониться с теми, кого он обидел или же с теми, кто обидел его. Кстати, не будем забывать слова молитвы перед Причащением: «первее примирися тя опечалившим». Церковь призывает примириться не только с теми, кто обижен тобой, это само собой разумеется, но и последовать буквально слову Евангелия, примириться с теми, кто «имеет что-нибудь против тебя», к которым относятся и те, кто сами нас обидели.
    Таинство Соборования установлено на основании слов апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. 5:14-15. По поводу телесного исцеления всё, в общем-то, понятно. А как быть с прощением грехов? Ведь для этого есть таинство Исповеди. Но любое таинство Церкви направлено целиком на человека, не только и даже не столько на тело, сколько на бессмертную душу. А для души важно очиститься от грехов, только тогда она станет способной соединиться с Богом. Поэтому мы даже в чине освящения воды просим оставления грехов тех, кто с верой пьет или окропляется этой водой. Тем более это применимо к таинству Елеосвящения, где исцеление тела и исцеление души являются двумя целями для совершения таинства.
    Необходимой составляющей для прощения грехов есть сердечное раскаяние в них. Поэтому будет правильным, если человек перед Соборованием исповедуется в своих грехах. Не обязательно это делать в сам день Соборования, но желательно – за несколько дней до или после таинства. Причастие Святых Христовых Таин очищает и освящяет человека, этим тоже не стоит пренебрегать. Лучше будет, если христианин комплексно подойдет к вопросу своего духовного и телесного здоровья, тогда и польза телу и душе будет большая. Не секрет, что мы очень медленно исправляемся. Грешим мы намного охотнее, чем каемся в грехах. И исправляемся медленнее, чем упорствуем в греховном состоянии. Поэтому чем больше времени, внимания и усердия мы приложим к своему духовному исправлению, тем лучший результат мы получим. Вспомним притчу Господню о сеянии и постараемся подготовить почву своего сердца для принятия Божьей благодати, исцеляющей и освящающей человека.
    Хотя перед таинством Соборования нет никакого обязательного молитвенного правила, можно рекомендовать накануне или же в сам день Елеосвящения прочитать Покаянный канон. Покаянный настрой очень важен для того, кто приходит к Богу с просьбой простить ему грехи.
    И, конечно же, от Бога следует ожидать чуда, но нельзя его требовать у Господа. Полезно или нет нам телесное здоровье, мы не можем сказать. Поэтому, следуя примеру прокаженного, сказавшего Христу: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» Лк. 5:12, нам лучше со смирением подходить к Соборованию, ставя первоочередной целью бессмертную душу и лишь затем прося телесного здравия.
    Подробно о подготовке к соборованию Вы можете прочитать в материалах “Фомы: “Как готовиться к соборованию?” и “Соборование: таинство больных… и здоровых”.
    Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте. 

  12. stranger19792 Ответить

    С одной стороны, таинство елеосвящения было установлено раньше таинства Евхаристии. С другой, Евхаристия – главное таинство церкви, и литургия служится утром, а соборование проводится днем или во второй половине дня. Один раз я причастилась утром на литургии, а потом соборовалась, священник сказал мне, что это не правильно, так как Причастие более важное таинство, исцеляет человека духовно и телесно, и странно после него еще и собороваться, неужели недостаточно благодати, подаваемой в Евхаристии. Возможно, он прав, но мы все работаем и не можем находиться в храме в будни пару часов в один день, и несколько часов в другой.
    Перед соборованием принято исповедоваться, так же, как и перед Причастием. В последние годы я перестала видеть смысл в соборовании, в этом таинстве человек себя ведет более пассивно что-ли, это мое личное мнение. Соборование совершается над ним, а участие в Евхаристии требует активных перемен в жизни – поставить Бога в центр жизни, много молиться, соблюдать все посты, установленные церковью. Чтобы часто причащаться, нужно жить иначе, чем живут многие люди, а соборование может совершаться над больным человеком, у которого нет сил самому себе помочь. Поэтому я считаю, что соборование часто не нужно, если у человека Евхаристия занимает центральное место в жизни. Особенно не логично кажется собороваться снова, если после предыдущего раза не получил исцеление, это может означать, что воля Божия – терпеть болезнь, и тогда человек будет нуждаться в помощи Божией, подаваемой в Евхаристии.
    Конечно, в случае новой болезни, в случае тяжелой болезни собороваться нужно. Обычно в таком случае сначала больного соборуют, потом причащают, в один день.

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *