Как происходит познание человеком мира и самого себя?

9 ответов на вопрос “Как происходит познание человеком мира и самого себя?”

  1. Vutilar Ответить

    Познание представляет
    совокупность человеческой деятельности, которая  призвана осмыслять и вырабатывать воспроизведение
    действительности. Без познания невозможна ориентация человека в мире.
    Познавательная
    деятельность человека неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями,
    волей, памятью, убежденностью, верой.
    Результат
    познавательной деятельности всегда является знанием (о себе или о окружающем
    мире). Как любая человеческая деятельность, познание имеет целенаправленный
    характер, а также рациональную активность по отношению к окружающему миру. Но
    именно эта деятельность (познание) происходит в сознании человека.
    В процессе
    познания человек наблюдает явление, анализирует связанные с его развитием
    закономерности и рационально обосновывает его сущность.
    Формы познания бывают научным и ненаучным,
    которое, в свою очередь, подразделяется на обыденное и художественное
    познание, и мифологическое и религиозное
    познание.
    Кант исходил из
    того, что познание бывает рациональным и чувственным. Рациональное познание
    есть логическая деятельность, а чувственное познание основывается на ощущениях
    человека.
    В психологии познавательная
    деятельность человека представляет собой способность человека к умственному
    восприятию и обработке информации.
    Это позволяет культивировать
    развитие личности. Таким образом, человек познает себя и окружающий мир посредством
    логических умозаключений, следующих из наблюдений и ощущений, и чувств.

  2. bla bla bla Ответить

    Обернитесь… Бабушка, ведущая внучку в детский сад. Мужчина, бережно очищающий стекла своей машины от снега. Женщина, спешащая к остановке. Подъезжающий троллейбус, хмурые пассажиры. Девочка, смотрящая в окно маршрутки на этот мир совсем недетским взглядом. Водители авто, продавцы в магазинах, служащие в офисах, домохозяйки и банкиры. Безработные и свободные художники, богатые и бедные, счастливые и не очень…
    Сколько нас в этом мире — разных людей? Много. Достаточно много, чтобы заблудиться, потеряться, стать невидимым, прозрачным, ненужным… Почему и за что?

    Призыв — познай себя! — все чаще звучит сегодня со страниц интернета, журналов, с экранов телевизоров. А что это значит — познай себя, неведомо. Процесс познания самого себя предполагает, что в результате человек поймет, кто он и в чем его предназначение в мире.

    Путь к новой жизни в познании себя

    Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что нами движет желание получать удовольствие. От еды, сна, общения с окружающими, отношений в семье, в паре, от сбывшейся мечты и достигнутой цели, любимой работы, от красоты, искусства и так далее. Так мы ощущаем вкус жизни и находим в ней смысл. И через удовольствие понимаем, кто мы и как хотим прожить свою жизнь в соответствии с принципом удовольствия.
    Кто мы такие, чтобы мешать себе и другим получать это удовольствие, развиваться по законам природы, заложенным в нас? Однако именно это мы и делаем всегда, всюду и каждый день. Начиная с собственных детей, которых не понимаем, родных, друзей, не говоря уже о посторонних людях на улице. В таком огромном мире, среди людей, не странно ли, что мы так одиноки и несчастны? Раздражение и неприязнь друг к другу только усиливается. Мы ненавидим, обижаемся, злимся, завидуем, мы желаем зла каждому, кто хоть как-то, даже нечаянно, оказался на нашем пути.

    Отчего так происходит?

    Никто из нас не знает себя настоящего. Без навязанных шаблонов и ненужных на самом деле желаний. Мы хотим чего-то и не получаем, стремимся и терпим поражение, и так день за днем. В конце концов наши нехватки накапливаются, самооценка падает, и нереализованные мечты и планы перерастают в злость, ненависть, отчаяние. И мы обвиняем всех вокруг и саму жизнь.

    Мы рождаемся в физическом теле, наделенном пятью органами чувств, которые помогают нам с самого начала познавать мир вокруг и свои реакции на него. И всю жизнь идем наощупь, в темноте, наступая на одни и те же грабли, умножая количество синяков и ссадин. Мы других наблюдаем только с внешней стороны, чаще всего не задумываясь и не различая, что скрывается за поведением, словами и реакциями человека на окружающий мир.
    Нам очень нужен новый путь к новой жизни. Мы устали барахтаться в бесконечной ночной тьме, изнывая от непонятной боли в душе. Но как познать самого себя и свои настоящие желания? Руководствуясь знаниями, которые дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, у каждого человека есть возможность открыть свой внутренний мир, понять законы внешнего и ясно увидеть свой собственный путь к новой жизни, открывающий все скрытые возможности.

    Как происходит познание человеком мира и самого себя

    В этом мире человек не может жить и развиваться вне общества. Согласно системно-векторной психологии, познание самого себя возможно только среди других людей, осознавая то скрытое бессознательное, которое движет всеми нами. Понимая свойства и желания других, мы можем лучшим образом понять окружающих и построить с ними гармоничные отношения. Тем самым открыть пути к новой осознанной жизни среди людей.
    К примеру, для человека с анальным вектором главная ценность — семья и дети. И он находит смысл своей жизни в них. Именно люди с анальным вектором воспитывают подрастающие поколения, прививая семейные ценности. Для кожного вектора — это успех, карьера, социальный статус. Это люди, несущие прогресс в общество. И только звуковой вектор ведет человека по пути к новой жизни не по земле. Все земные желания, касающиеся желаний тела, для звуковика вторичны. Он ищет ответ на вопрос — кто мы все и что делаем здесь?

  3. QALIWI Ответить

    Возникнув в форме скептицизма в древнегреческой философии (Пиррон), агностицизм получил классическое оформление в философии Юма и Канта. Представители скептицизма считают, что мы ограничены в своих возможностях познания мира, и истина всегда недостижима, поскольку предметом познания является постоянно изменчивое бытие. В философии существует особая часть — гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — учение), или теория познания, которая представляет собой учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Практика является источником процесса познания, поскольку именно конкретные потребности побуждают людей к поиску нового знания. Практика — и основа познания, с ней связаны исследование реальных процессов и явлений, средства решения большинства задач. Практика выступает и целью познания, в результате которого можно более эффективно воздействовать на вещество и энергию природы, регулировать социальную деятельность людей. Наконец, практика — критерий истины, только она позволяет проверять правильность полученных в теории выводов. Важнейшими формами практики являются: материальное производство, социальное действие, научный эксперимент. Такое строгое, прагматичное и рациональное отношение к познанию сложилось уже в индустриальном обществе и в начале XIX в. стало распространяться на широкую, до того мало изведанную область социального познания. Социологи стали изучать общество как «механизм», «организм» и «систему», а психологи принялись добывать позитивное знание о природе души человека, его мышлении, нервных рефлексах, мотивах поведения, изучая его чувства и сознание. И те и другие скоро пришли к выводу о культурной обусловленности всех аспектов жизнедеятельности человека: его идеалов, эмоций, деятельности, общения, поведения, мышления. Человек узнал о себе то, что он становится человеком только в определенном социально-культурном окружении, что может реализовать свои способности и получить жизненное удовлетворение лишь в обществе понимающих и принимающих его других людей, что его развитие, мышление и деятельность социально обусловлены. Разнообразные гуманитарные и социальные науки накопили к сегодняшнему дню огромное богатство знаний об обществе и человеке. Ключевые слова и понятия Познание. Знание. Мышление. Сознание. Познавательная деятельность. Исследование. Агностицизм. Скептицизм. Гносеология. Контрольные вопросы и задания 1. Какие существуют точки зрения по вопросу о познаваемости мира? 2. Охарактеризуйте основные этапы процесса познания. 3. Какова роль социальной практики в познании? 4. Сравните познание с каким-либо другим видом человеческой деятельности. 5. Докажите, что познание — это целенаправленная деятельность. 5.

  4. heart sound Ответить

    РЕФЕРАТ
    по курсу «Естествознание»
    по теме: «Познание человеком мира и самого себя»
    1.
    Мышление и речь

    Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлеченное, теоретическое мышление. Человек начинает познавать с его помощью такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые недоступны чувствам. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц, но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью современных микроскопов. Только благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами.
    Посредством, мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мышление — это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.
    Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражаете» в словах в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.
    Язык — это система знаков. Он выступает как способ оформления, выражения и закрепления мысли. Язык существует и реализуется через речь. Речь — это процесс общения, коммуникационного воздействия посредством языка. Речевая деятельность осуществляется в таких формах, как устная, письменная и внутренняя речь. В процессе речевого общения большое значение имеет использование коммуникативных средств мимики, жестов, паузы.
    2. Сознание
    Сознание выделяется из более обширной сферы психического и понимается как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Существует, по крайней мере, два подхода, объясняющие природу сознания. Первый связан с именем французского философа Рене Декарта, который предлагал понимать сознание как замкнутый внутренний мир человека, который содержит в себе ощущения, восприятия, память, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признается логический строй мышления. Декартово «Я мыслю, следовательно, существую» подчиняет сознанию все проявления человека вплоть до его существования.
    Опираясь на этот подход, наука предлагает поход «внутрь» сознания, т. е. исследование механизмов мозга. Однако нейрофизиологи сомневаются в возможностях получения поляной информации о сознании на основе изучение структур и деятельности мозга. Возникает огромное количество проблем, связанных с общественной природой сознания, его конкретно-историческим и творческим характером.
    Второй подход, согласно которому сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире, в общественной практике, развит марксизмом. В нем предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект. Выводы данного подхода: «Бытие определяет сознание», «сознание — отражение бытия», — подтверждают зависимость сознания от внешнего, общественную природу сознания. Сознание предстает не как индивидуальное свойство, а как универсальный процесс всего человеческого рода.
    Дальнейшее проникновение в суть сознания требует объединения этих двух подходов. Изучение природы сознания должно проводиться одновременно и в сфере духовности, и в сфере материальных отношений.
    Таким образом, сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания.
    По содержанию сознание представляет собой отражение объективной реальности, информацию о внешнем мире и о себе, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов.
    По способу своего возникновения сознание является продуктом развития биологической и социальной форм движения материи, деятельность человека есть условие становления сознания.
    По функциональному назначению сознание — фактор управления поведением и деятельностью человека, обобщенное отражение и творческое преобразование действительности.
    3. Познание
    Познание есть форма адекватного отражения действительности, процесс приобретения знания, имеющий структуру, уровни, формы, методы и конкретно-историческую природу.
    Познание — процесс постижения человеком или обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.
    Структура познания предполагает наличие субъекта, объекта и средств познания. Субъект познания — активно действующий индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество). Объект познания — то, на что направлена активность человека (субъекта). Субъект и объект познания находятся в постоянном взаимодействии.
    Теория познания (гносеология) изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса. Принципиальную возможность познания мира отрицали агностики. Скептики в отличие от агностиков лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир познаваем.
    Знание рассматривается как результат познавательной деятельности, наличие определенной информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Человеческое знание зафиксировано в соответствующих материальных носителях (книги, дискеты, магнитные ленты, диски), хранится в человеческой памяти и транслируется из поколения в поколение.
    4. Рациональное и чувственное познание
    Особенностью рационального познания является доминирующая роль разума (от лат. ratio). Человек может познавать мир на основе предварительной работы мысли, что предполагает построение идеальной схемы деятельности. Рационалист первоначально прорабатывает свои действия мысленно, для него главной является идея, он предпочитает следовать установленным нормам. Рациональный способ познания исходит из положения о том, что мир разумен, в его основе лежит некое разумное начало. Поэтому рационализм представляет собой способность человека работать с идеальными объектами, отражать мир в понятиях. Европейская цивилизация характеризуется как рациональная цивилизация. Ей присущ разумный, рассудочный подход к действительности, прагматический способ решения проблем. Разум, рассудок, логика — вот составляющие рационального способа познания.
    Таким образом, универсальным основанием рационализма провозглашаются законы логики. К рационалистам относят Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля. Последнему принадлежит программный тезис рационального познания: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
    Поэтому рационализм в познании объявляет главным источникам познавательной деятельности не опыт и эксперимент, а разум и независимые от опыта идеи. Рациональность в познании требует от ученого выявления всеобщего, независимого, от чувственных впечатлений. Научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием системы познания и с методологией.
    Рациональное познание противостоит чувственному познанию, которое в отличие от рационализма в качестве источника и основы познания рассматривает человеческую чувственность. Все содержание познания выводится из деятельности органов чувств. Именно в ощущениях отражается связь человека с внешним миром, показания органов чувств трактуются как тот канал, который обеспечивает достоверное отражение внешнего мира. Наиболее последовательным представителем этого направления в античности был Эпикур. Сторонники чувственного познания пришли к выводу о том, что человеческое сознание первоначально представляет собой «чистую доску», на которой опыт записывает свои данные. Им принадлежит и еще одна крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Этим подчеркивается роль опытного знания. К сторонникам чувственного познания относят Бэкона, Гоббса, Локка, Гельвеция, Дидро, Гольбаха.
    В современной философии преодолеваются ограничения как рационального, так и чувственного познания. Процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального, включает в себя и данные органов чувств, и процедуры их умственного, логического упорядочивания, рациональные и чувственные формы познания.
    5. Истина и ее критерии
    Целью научного познания является достижение истины. Споры о понятии истины и ее критериях не затихают и поныне, имея более чем 2,5-тысячелетнюю историю. Аристотелю принадлежит определение истины, которое стало классическим: истина — это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. В современной западной литературе классическую концепцию истины называют теорией соответствия.
    Однако возникает вопрос, что чему должно соответствовать? У Гегеля действительность должна соответствовать абсолютной идее. Материалисты пытаются доказать, соответствие наших представлений реальности, тождество мышления и бытия. Различные философские школы относят к критериям истины разные признаки: всеобщность и необходимость (Кант), простота и ясность (Декарт), логическая непротиворечивость, общезначимость (Богданов), а также полезность и экономность. Русский философ П. Флоренский утверждал, что истина есть «истина», то, что есть, и дается она с непосредственной очевидностью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласно которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой (красивой) форме уравнений, изяществе доказательств. Существуют логические критерии истинности, которые применяются в математике и требуют доказательств.

  5. Hugisida Ответить

    Главная
    Учебники – Философия
    Лекции по философии – часть 5
    Поиск
    Познание человеком мира и самого себя
    Познание человеком мира и самого себя
    по курсу «Естествознание»
    по теме: «Познание человеком мира и самого себя»
    1.
    Мышление и речь

    Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлеченное, теоретическое мышление. Человек начинает познавать с его помощью такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые недоступны чувствам. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц, но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью современных микроскопов. Только благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами.
    Посредством, мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мышление — это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.
    Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражаете» в словах в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.
    Язык — это система знаков. Он выступает как способ оформления, выражения и закрепления мысли. Язык существует и реализуется через речь. Речь — это процесс общения, коммуникационного воздействия посредством языка. Речевая деятельность осуществляется в таких формах, как устная, письменная и внутренняя речь. В процессе речевого общения большое значение имеет использование коммуникативных средств мимики, жестов, паузы.
    2. Сознание
    Сознание выделяется из более обширной сферы психического и понимается как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Существует, по крайней мере, два подхода, объясняющие природу сознания. Первый связан с именем французского философа Рене Декарта, который предлагал понимать сознание как замкнутый внутренний мир человека, который содержит в себе ощущения, восприятия, память, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признается логический строй мышления. Декартово «Я мыслю, следовательно, существую» подчиняет сознанию все проявления человека вплоть до его существования.
    Опираясь на этот подход, наука предлагает поход «внутрь» сознания, т. е. исследование механизмов мозга. Однако нейрофизиологи сомневаются в возможностях получения поляной информации о сознании на основе изучение структур и деятельности мозга. Возникает огромное количество проблем, связанных с общественной природой сознания, его конкретно-историческим и творческим характером.
    Второй подход, согласно которому сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире, в общественной практике, развит марксизмом. В нем предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект. Выводы данного подхода: «Бытие определяет сознание», «сознание — отражение бытия», — подтверждают зависимость сознания от внешнего, общественную природу сознания. Сознание предстает не как индивидуальное свойство, а как универсальный процесс всего человеческого рода.
    Дальнейшее проникновение в суть сознания требует объединения этих двух подходов. Изучение природы сознания должно проводиться одновременно и в сфере духовности, и в сфере материальных отношений.
    Таким образом, сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания.
    По содержанию сознание представляет собой отражение объективной реальности, информацию о внешнем мире и о себе, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов.
    По способу своего возникновения сознание является продуктом развития биологической и социальной форм движения материи, деятельность человека есть условие становления сознания.
    По функциональному назначению сознание — фактор управления поведением и деятельностью человека, обобщенное отражение и творческое преобразование действительности.
    3. Познание
    Познание есть форма адекватного отражения действительности, процесс приобретения знания, имеющий структуру, уровни, формы, методы и конкретно-историческую природу.
    Познание — процесс постижения человеком или обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.
    Структура познания предполагает наличие субъекта, объекта и средств познания. Субъект познания — активно действующий индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество). Объект познания — то, на что направлена активность человека (субъекта). Субъект и объект познания находятся в постоянном взаимодействии.
    Теория познания (гносеология) изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса. Принципиальную возможность познания мира отрицали агностики. Скептики в отличие от агностиков лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир познаваем.
    Знание рассматривается как результат познавательной деятельности, наличие определенной информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Человеческое знание зафиксировано в соответствующих материальных носителях (книги, дискеты, магнитные ленты, диски), хранится в человеческой памяти и транслируется из поколения в поколение.
    4. Рациональное и чувственное познание
    Особенностью рационального познания является доминирующая роль разума (от лат. ratio). Человек может познавать мир на основе предварительной работы мысли, что предполагает построение идеальной схемы деятельности. Рационалист первоначально прорабатывает свои действия мысленно, для него главной является идея, он предпочитает следовать установленным нормам. Рациональный способ познания исходит из положения о том, что мир разумен, в его основе лежит некое разумное начало. Поэтому рационализм представляет собой способность человека работать с идеальными объектами, отражать мир в понятиях. Европейская цивилизация характеризуется как рациональная цивилизация. Ей присущ разумный, рассудочный подход к действительности, прагматический способ решения проблем. Разум, рассудок, логика — вот составляющие рационального способа познания.
    Таким образом, универсальным основанием рационализма провозглашаются законы логики. К рационалистам относят Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля. Последнему принадлежит программный тезис рационального познания: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
    Поэтому рационализм в познании объявляет главным источникам познавательной деятельности не опыт и эксперимент, а разум и независимые от опыта идеи. Рациональность в познании требует от ученого выявления всеобщего, независимого, от чувственных впечатлений. Научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием системы познания и с методологией.
    Рациональное познание противостоит чувственному познанию, которое в отличие от рационализма в качестве источника и основы познания рассматривает человеческую чувственность. Все содержание познания выводится из деятельности органов чувств. Именно в ощущениях отражается связь человека с внешним миром, показания органов чувств трактуются как тот канал, который обеспечивает достоверное отражение внешнего мира. Наиболее последовательным представителем этого направления в античности был Эпикур. Сторонники чувственного познания пришли к выводу о том, что человеческое сознание первоначально представляет собой «чистую доску», на которой опыт записывает свои данные. Им принадлежит и еще одна крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Этим подчеркивается роль опытного знания. К сторонникам чувственного познания относят Бэкона, Гоббса, Локка, Гельвеция, Дидро, Гольбаха.
    В современной философии преодолеваются ограничения как рационального, так и чувственного познания. Процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального, включает в себя и данные органов чувств, и процедуры их умственного, логического упорядочивания, рациональные и чувственные формы познания.
    5. Истина и ее критерии
    Целью научного познания является достижение истины. Споры о понятии истины и ее критериях не затихают и поныне, имея более чем 2,5-тысячелетнюю историю. Аристотелю принадлежит определение истины, которое стало классическим: истина — это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. В современной западной литературе классическую концепцию истины называют теорией соответствия.
    Однако возникает вопрос, что чему должно соответствовать? У Гегеля действительность должна соответствовать абсолютной идее. Материалисты пытаются доказать, соответствие наших представлений реальности, тождество мышления и бытия. Различные философские школы относят к критериям истины разные признаки: всеобщность и необходимость (Кант), простота и ясность (Декарт), логическая непротиворечивость, общезначимость (Богданов), а также полезность и экономность. Русский философ П. Флоренский утверждал, что истина есть «истина», то, что есть, и дается она с непосредственной очевидностью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласно которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой (красивой) форме уравнений, изяществе доказательств. Существуют логические критерии истинности, которые применяются в математике и требуют доказательств.
    Недостаточность всех подобных подходов состоит в том, что в них критерии истинности знания пытаются отыскать в самом знании. Выявить истину можно лишь, при сопоставлении знания с объектом, в процессе практической деятельности. Поэтому прав был Маркс, утверждавший, что вопрос об истинности познания вовсе не теоретический, а практический. Общественно-историческая практика есть универсальный критерий истины на основании закона не противоречивости.
    В современной философии под объективной истиной понимается знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Это не значит, что вне головы, познающего субъекта существует пласт знания, содержащий в себе объективную истину. Это означает лишь то, что истина не несет в себе никаких искажений со стороны субъекта, а определяется самим познаваемым объектом.
    История познания, по меткому определению Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий другими, принципиально отличными от предыдущих. Ошибка метафизической теории познания состояла в том, что истина рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигнуто исчерпывающее отражение объекта. При таком подходе не оставалось места для эволюции и развития. Впервые это противоречие было осознано Гегелем, который показал, что истина — это не застывшая система, а постепенный процесс все большего и большего совпадения предмета с понятием: «Истина не есть сухое есть, она по существу своему представляет процесс», обусловленный взаимодействием субъекта и объекта, выделением в объективной реальности все новых и новых фрагментов. Поэтому истину следует понимать не просто как соответствие понятия предмету, мысли и действительности, а как процесс совпадения мышления с предметом, который не отделим от деятельности.
    Понимание истины как процесса включает в себя конкретность истины, ее абсолютность и относительность. Понятие «абсолютная истина» имеет три значения.
    Точное, исчерпывающее знание, истина в «последней инстанции», некий гносеологический идеал. В этом смысле истина не реализуется ни на одном из уровней познания, она не достижима, это метафора.
    Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, которые носят инвариантный (постоянный) характер. Это так называемые «вечные истины», например, «Лев Толстой родился в 1828 году», «химический элемент обладает атомным весом».
    Под абсолютной истиной в собственном смысле слова понимается такое знание, которое сохраняет свое значение, которое не опровергается последующим ходом развития науки, но лишь конкретизируется и обогащается новым содержанием, например, законы классической механики Ньютона после открытия теории относительности Эйнштейна. Это наиболее важное значение термина «абсолютная истина». Целостная система знания включает в себя абсолютно истинные элементы знания и относительно истинные, которые подвергаются пересмотру и отрицанию.
    6. Методы научного познания
    Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Считается, что объем научной информации удваивается каждые 15 лет. В развитии научного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, а также периоды «нормального» развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Специфика научного познания состоит в том, что оно предметно и обращено к процессам и явлениям, существующим объективно (вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества). Закон тяготения, квадратные уравнения, периодическая таблица химических элементов, законы термодинамики объективны. Их действие не зависит ни от мнений, настроений, ни от личности ученого. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям.
    Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны его закономерностей и причин.
    Научное познание опирается на систему методов, к которым относятся эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, и теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, идеализация, формализация и пр. Метод понимается как орудие, средство познания объекта. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта.
    Научный метод характеризуется двумя важными качествами: строгостью и объективностью.
    7. Научное познание имеет два уровня
    Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Факт от лат. factum— «сделанное, свершившееся». Факты фиксируют фрагмент бытия. Роль опыта, наблюдения и эксперимента велика настолько, что родоначальник английского материализма Ф. Бэкон утверждал: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнять опытом».
    Теоретический уровень познания составляют идеи, концепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями. Согласно данным органов чувств солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит: Создается впечатление, что оно вращается вокруг Земли. Однако в действительности все обстоит иначе. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений. И то, что ускользает от наблюдателя, должен выявить теоретик. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т. е. действуют везде и всегда.
    К формам научного познания относят вопрос, проблему, гипотезу, теорию, концепцию. О проблеме говорят, что это знание о незнании. Проблема — совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания.
    Гипотеза — первоначальный этап создания теории. Гипотеза (от греч.) — основа, предположение. Гипотеза — это такого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения. Энгельсу принадлежит суждение о том, что формой развития естествознания является гипотеза. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Научное познание представляет собой достаточно строгую форму организованности и характеризуется такими признаками, как непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.
    8. Многообразие форм человеческого знания
    Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и пр. — соответствуют специфические формы-знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то выделяют следующие формы:
    – ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не вписывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
    – донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного знания;
    – паранаучное, как несовместимое с имеющимся научным знанием;
    – лженаучное, как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;.
    – антинаучное, как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.
    Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор знаний. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания. Обыденные знания производятся повседневно в условиях элементарных жизненных отношений. Они включают в себя здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Обыденное знание, хоть и фиксирует, истину, делает это несистематично и бездоказательно.
    К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Игровое познание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман партнера. Игровое познание носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
    Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Личностное знание ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Коллективное знание — общезначимо, оно предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов; приемов и правил построения знаний.” Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие, способности, признается необходимой и реально существующей компонентой знаний. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди; и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.
    Список литературы
    1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
    2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
    3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
    4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

  6. Жизнь бессмыслина Ответить

    РЕФЕРАТ
    по курсу «Естествознание»
    по теме: «Познание человеком мира и самого себя»
    1. Мышление и речь
    Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлеченное, теоретическое мышление. Человек начинает познавать с его помощью такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые недоступны чувствам. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц, но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью современных микроскопов. Только благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами.
    Посредством, мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мышление — это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.
    Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражаете» в словах в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.
    Язык — это система знаков. Он выступает как способ оформления, выражения и закрепления мысли. Язык существует и реализуется через речь. Речь — это процесс общения, коммуникационного воздействия посредством языка. Речевая деятельность осуществляется в таких формах, как устная, письменная и внутренняя речь. В процессе речевого общения большое значение имеет использование коммуникативных средств мимики, жестов, паузы.
    2. Сознание
    Сознание выделяется из более обширной сферы психического и понимается как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Существует, по крайней мере, два подхода, объясняющие природу сознания. Первый связан с именем французского философа Рене Декарта, который предлагал понимать сознание как замкнутый внутренний мир человека, который содержит в себе ощущения, восприятия, память, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признается логический строй мышления. Декартово «Я мыслю, следовательно, существую» подчиняет сознанию все проявления человека вплоть до его существования.
    Опираясь на этот подход, наука предлагает поход «внутрь» сознания, т. е. исследование механизмов мозга. Однако нейрофизиологи сомневаются в возможностях получения поляной информации о сознании на основе изучение структур и деятельности мозга. Возникает огромное количество проблем, связанных с общественной природой сознания, его конкретно-историческим и творческим характером.
    Второй подход, согласно которому сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире, в общественной практике, развит марксизмом. В нем предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект. Выводы данного подхода: «Бытие определяет сознание», «сознание — отражение бытия», — подтверждают зависимость сознания от внешнего, общественную природу сознания. Сознание предстает не как индивидуальное свойство, а как универсальный процесс всего человеческого рода.
    Дальнейшее проникновение в суть сознания требует объединения этих двух подходов. Изучение природы сознания должно проводиться одновременно и в сфере духовности, и в сфере материальных отношений.
    Таким образом, сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания.
    По содержанию сознание представляет собой отражение объективной реальности, информацию о внешнем мире и о себе, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов.
    По способу своего возникновения сознание является продуктом развития биологической и социальной форм движения материи, деятельность человека есть условие становления сознания.
    По функциональному назначению сознание — фактор управления поведением и деятельностью человека, обобщенное отражение и творческое преобразование действительности.
    3. Познание
    Познание есть форма адекватного отражения действительности, процесс приобретения знания, имеющий структуру, уровни, формы, методы и конкретно-историческую природу.
    Познание — процесс постижения человеком или обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.
    Структура познания предполагает наличие субъекта, объекта и средств познания. Субъект познания — активно действующий индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество). Объект познания — то, на что направлена активность человека (субъекта). Субъект и объект познания находятся в постоянном взаимодействии.
    Теория познания (гносеология) изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса. Принципиальную возможность познания мира отрицали агностики. Скептики в отличие от агностиков лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир познаваем.
    Знание рассматривается как результат познавательной деятельности, наличие определенной информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Человеческое знание зафиксировано в соответствующих материальных носителях (книги, дискеты, магнитные ленты, диски), хранится в человеческой памяти и транслируется из поколения в поколение.
    4. Рациональное и чувственное познание
    Особенностью рационального познания является доминирующая роль разума (от лат. ratio). Человек может познавать мир на основе предварительной работы мысли, что предполагает построение идеальной схемы деятельности. Рационалист первоначально прорабатывает свои действия мысленно, для него главной является идея, он предпочитает следовать установленным нормам. Рациональный способ познания исходит из положения о том, что мир разумен, в его основе лежит некое разумное начало. Поэтому рационализм представляет собой способность человека работать с идеальными объектами, отражать мир в понятиях. Европейская цивилизация характеризуется как рациональная цивилизация. Ей присущ разумный, рассудочный подход к действительности, прагматический способ решения проблем. Разум, рассудок, логика — вот составляющие рационального способа познания.
    Таким образом, универсальным основанием рационализма провозглашаются законы логики. К рационалистам относят Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля. Последнему принадлежит программный тезис рационального познания: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
    Поэтому рационализм в познании объявляет главным источникам познавательной деятельности не опыт и эксперимент, а разум и независимые от опыта идеи. Рациональность в познании требует от ученого выявления всеобщего, независимого, от чувственных впечатлений. Научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием системы познания и с методологией.
    Рациональное познание противостоит чувственному познанию, которое в отличие от рационализма в качестве источника и основы познания рассматривает человеческую чувственность. Все содержание познания выводится из деятельности органов чувств. Именно в ощущениях отражается связь человека с внешним миром, показания органов чувств трактуются как тот канал, который обеспечивает достоверное отражение внешнего мира. Наиболее последовательным представителем этого направления в античности был Эпикур. Сторонники чувственного познания пришли к выводу о том, что человеческое сознание первоначально представляет собой «чистую доску», на которой опыт записывает свои данные. Им принадлежит и еще одна крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Этим подчеркивается роль опытного знания. К сторонникам чувственного познания относят Бэкона, Гоббса, Локка, Гельвеция, Дидро, Гольбаха.
    В современной философии преодолеваются ограничения как рационального, так и чувственного познания. Процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального, включает в себя и данные органов чувств, и процедуры их умственного, логического упорядочивания, рациональные и чувственные формы познания.
    5. Истина и ее критерии
    Целью научного познания является достижение истины. Споры о понятии истины и ее критериях не затихают и поныне, имея более чем 2,5-тысячелетнюю историю. Аристотелю принадлежит определение истины, которое стало классическим: истина — это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. В современной западной литературе классическую концепцию истины называют теорией соответствия.
    Однако возникает вопрос, что чему должно соответствовать? У Гегеля действительность должна соответствовать абсолютной идее. Материалисты пытаются доказать, соответствие наших представлений реальности, тождество мышления и бытия. Различные философские школы относят к критериям истины разные признаки: всеобщность и необходимость (Кант), простота и ясность (Декарт), логическая непротиворечивость, общезначимость (Богданов), а также полезность и экономность. Русский философ П. Флоренский утверждал, что истина есть «истина», то, что есть, и дается она с непосредственной очевидностью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласно которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой (красивой) форме уравнений, изяществе доказательств. Существуют логические критерии истинности, которые применяются в математике и требуют доказательств.
    Недостаточность всех подобных подходов состоит в том, что в них критерии истинности знания пытаются отыскать в самом знании. Выявить истину можно лишь, при сопоставлении знания с объектом, в процессе практической деятельности. Поэтому прав был Маркс, утверждавший, что вопрос об истинности познания вовсе не теоретический, а практический. Общественно-историческая практика есть универсальный критерий истины на основании закона не противоречивости.
    В современной философии под объективной истиной понимается знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Это не значит, что вне головы, познающего субъекта существует пласт знания, содержащий в себе объективную истину. Это означает лишь то, что истина не несет в себе никаких искажений со стороны субъекта, а определяется самим познаваемым объектом.
    История познания, по меткому определению Эйнштейна, есть «драма идей», смена одних теорий другими, принципиально отличными от предыдущих. Ошибка метафизической теории познания состояла в том, что истина рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигнуто исчерпывающее отражение объекта. При таком подходе не оставалось места для эволюции и развития. Впервые это противоречие было осознано Гегелем, который показал, что истина — это не застывшая система, а постепенный процесс все большего и большего совпадения предмета с понятием: «Истина не есть сухое есть, она по существу своему представляет процесс», обусловленный взаимодействием субъекта и объекта, выделением в объективной реальности все новых и новых фрагментов. Поэтому истину следует понимать не просто как соответствие понятия предмету, мысли и действительности, а как процесс совпадения мышления с предметом, который не отделим от деятельности.
    Понимание истины как процесса включает в себя конкретность истины, ее абсолютность и относительность. Понятие «абсолютная истина» имеет три значения.
    Точное, исчерпывающее знание, истина в «последней инстанции», некий гносеологический идеал. В этом смысле истина не реализуется ни на одном из уровней познания, она не достижима, это метафора.
    Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, которые носят инвариантный (постоянный) характер. Это так называемые «вечные истины», например, «Лев Толстой родился в 1828 году», «химический элемент обладает атомным весом».
    Под абсолютной истиной в собственном смысле слова понимается такое знание, которое сохраняет свое значение, которое не опровергается последующим ходом развития науки, но лишь конкретизируется и обогащается новым содержанием, например, законы классической механики Ньютона после открытия теории относительности Эйнштейна. Это наиболее важное значение термина «абсолютная истина». Целостная система знания включает в себя абсолютно истинные элементы знания и относительно истинные, которые подвергаются пересмотру и отрицанию.
    6. Методы научного познания
    Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Считается, что объем научной информации удваивается каждые 15 лет. В развитии научного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, а также периоды «нормального» развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Специфика научного познания состоит в том, что оно предметно и обращено к процессам и явлениям, существующим объективно (вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества). Закон тяготения, квадратные уравнения, периодическая таблица химических элементов, законы термодинамики объективны. Их действие не зависит ни от мнений, настроений, ни от личности ученого. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям.
    Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны его закономерностей и причин.
    Научное познание опирается на систему методов, к которым относятся эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, и теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, идеализация, формализация и пр. Метод понимается как орудие, средство познания объекта. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта.
    Научный метод характеризуется двумя важными качествами: строгостью и объективностью.
    7. Научное познание имеет два уровня
    Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Факт от лат. factum— «сделанное, свершившееся». Факты фиксируют фрагмент бытия. Роль опыта, наблюдения и эксперимента велика настолько, что родоначальник английского материализма Ф. Бэкон утверждал: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом… Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнять опытом».
    Теоретический уровень познания составляют идеи, концепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями. Согласно данным органов чувств солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит: Создается впечатление, что оно вращается вокруг Земли. Однако в действительности все обстоит иначе. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений. И то, что ускользает от наблюдателя, должен выявить теоретик. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т. е. действуют везде и всегда.
    К формам научного познания относят вопрос, проблему, гипотезу, теорию, концепцию. О проблеме говорят, что это знание о незнании. Проблема — совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты и суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания.
    Гипотеза — первоначальный этап создания теории. Гипотеза (от греч.) — основа, предположение. Гипотеза — это такого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения. Энгельсу принадлежит суждение о том, что формой развития естествознания является гипотеза. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Научное познание представляет собой достаточно строгую форму организованности и характеризуется такими признаками, как непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.
    8. Многообразие форм человеческого знания
    Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и пр. — соответствуют специфические формы-знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знание, то выделяют следующие формы:
    – ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не вписывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
    – донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного знания;
    – паранаучное, как несовместимое с имеющимся научным знанием;
    – лженаучное, как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;.
    – антинаучное, как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.
    Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор знаний. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания. Обыденные знания производятся повседневно в условиях элементарных жизненных отношений. Они включают в себя здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Обыденное знание, хоть и фиксирует, истину, делает это несистематично и бездоказательно.
    К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Игровое познание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман партнера. Игровое познание носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
    Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Личностное знание ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. Коллективное знание — общезначимо, оно предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов; приемов и правил построения знаний.” Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие, способности, признается необходимой и реально существующей компонентой знаний. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди; и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.
    Список литературы
    1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
    2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
    3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
    4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
    5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007..

  7. JeikBon Ответить

    Познание представляет совокупность человеческой деятельности, которая призвана осмыслять и вырабатывать воспроизведение действительности. Без познания невозможна ориентация человека в мире.
    Познавательная деятельность человека неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, убежденностью, верой.
    Результат познавательной деятельности всегда является знанием (о себе или о окружающем мире) . Как любая человеческая деятельность, познание имеет целенаправленный характер, а также рациональную активность по отношению к окружающему миру. Но именно эта деятельность (познание) происходит в сознании человека.
    В процессе познания человек наблюдает явление, анализирует связанные с его развитием закономерности и рационально обосновывает его сущность.
    Формы познания бывают научным и ненаучным, которое, в свою очередь, подразделяется на обыденное и художественное познание, и мифологическое и религиозное познание.
    Кант исходил из того, что познание бывает рациональным и чувственным. Рациональное познание есть логическая деятельность, а чувственное познание основывается на ощущениях человека.
    В психологии познавательная деятельность человека представляет собой способность человека к умственному восприятию и обработке информации.
    Это позволяет культивировать развитие личности. Таким образом, человек познает себя и окружающий мир посредством логических умозаключений, следующих из наблюдений и ощущений, и чувств.

  8. kenny Ответить

    Стремление познанию – важнейшая духовная потребность человека. Познание бывает двух типов – чувственное и логическое.
    1. Чувственное познание осуществляется путем непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Характеристики объекта на этом уровне отражаются с помощью органов чувств. Формами чувственного познания являются:
    Различают три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение — это исходный элемент чувственного опыта. Оно возникает в результате непосредственного воздействия предметов на наши органы чувств. Мы ощущаем форму, цвет, запах, т. е. отдельные свойства предмета. Его целостный образ дает нам восприятие. Оно позволяет выделить предмет из окружающего фона, отображая его форму, положение в пространстве. Восприятие служит также основой формирования представлений. После прекращения воздействия предмета на органы чувств впечатление о нем закрепляется и сохраняется в памяти. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением. Человек может представить себе когда-то виденное, описать то, что воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены при сохранении его существенных свойств. Такой образ мы называем обобщенным.
    2. Рациональное (логическое) познание осуществляется путем абстрактного мышления. Его задача – раскрыть внутренние связи между явлениями, объектами и процессами, объяснить законы функционирования и развития объективной реальности. Формы рационального познания:
    • Понятие – это форма абстрактного мышления, отражающая и фиксирующая в языке наиболее общие и существенные признаки определенного класса объектов (понятия «нация», «атом» и др.).
    • Суждение – это форма абстрактного мышления, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака предмета и его связь с другими предметами.
    • Умозаключение – форма абстрактного мышления, связывающая в единый ряд посылок и следствий мысли различного рода содержания.
    Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

  9. ЁжЫк_в_ТуМаНе Ответить

    Было точно ясно, что человек – не только физическое тело, ведь радости и наслаждения тела давали мне так мало и совсем не насыщали душу. На самом деле, собственное тело куда чаще бывало мне обузой. Его надо было кормить и купать. Держать в форме и одевать. Постоянно о нем заботиться. Порой это невероятно раздражало.
    Где-то прочел, что «тело – это тюрьма духа», и был совершенно согласен. Я точно знал, что человек рожден для великих свершений, а вовсе не затем, чтобы обеспечить своему физическому телу негу и всевозможный комфорт.
    Процесс самопознания предполагал, что я, наконец, найду этот реальный инструмент, с помощью которого сложится воедино картина мира вокруг и мое место в ней. В конце концов так и произошло, но прежде меня ждали семь кругов ада.

    Я – всё. Лиха беда начало

    Я могу развернуть ладонь и впитать в нее дрожь небес,
    Я могу воскресить огонь и постигнуть поющий лес…*
    В юности я был совершенно уверен, что могу все. Абсолютно все, понимаете? Я могу изменить мир. Да-да, именно так. Было радостное предвкушение: мир вокруг то ли висел на кончиках пальцев, которыми стоило только щелкнуть, и… А может, он свербил на кончике языка в поисках того самого, заветного Слова?..
    Казалось, вот-вот – и я найду то самое, чего не хватает. Смогу понять, как воспользоваться этим особым даром. Только познай себя, свое особое устройство – и все получится!
    Окружающие откровенно вертели пальцем у виска и отпускали нелестные комментарии по поводу моей самооценки. Общество предполагало, что человек должен жить как все и тянуть эту лямку до смертного одра. Но меня не слишком заботило мнение «тупых обывателей». К тому моменту было и так понятно, что общий язык мы вряд ли найдем.

    Я – ничто. Пустота и «черная дыра»

    Я могу выживать на миру, где каждый второй – мой враг.
    Развеваться на буйном ветру… Я могу. Но не знаю КАК.*
    Время неумолимо просачивалось, как песок сквозь пальцы. А я так ничего и не нашел. Каждому человеку положено было окончить школу – и я ее окончил. А еще человеку полагалось приобрести профессию – и скрепя сердце я отправился штурмовать ВУЗ. Сидя на парах, выяснил, что с каждым днем мне все труднее сосредотачиваться на том, что говорит лектор. Я словно «отключался», не воспринимал информацию. Еще труднее было выдержать голоса одногруппников на перерыве – они орали так, что было больно ушам.
    Гораздо позже, на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, я узнал, что такие состояния не редкость для человека, обладающего звуковым вектором. Они возникают как следствие того, что звуковик искал, но так и не нашел самостоятельно способ, как познать самого себя. Не смог реализовать свое природное устремление к самопознанию и познанию мира вокруг.
    А тогда я ничего не понимал. Просто приноровился отгораживаться наушниками с любимой музыкой от этой орущей, невыносимо галдящей толпы. Это не спасало от внутренней пустоты и нарастающей душевной боли. Я стал проваливаться в глубокую депрессию, с черной дырой в сердцевине самого себя. Самооценка с уровня «всемогущий» рухнула до уровня «ничтожество».

    Я – ничто. Пустое место. Жизнь бессмысленна и пуста.

    Что дает человеку познание самого себя: каков способ – таков и результат

    Какое-то время я пытался наполнить свою непонятную жажду с помощью философии. Помогло ненадолго, да и философия не давала ответ: что мне делать с таким вот самим собой, как жить? И для чего? Какой в этом смысл? Физическое тело отягощало меня все больше, я стал чувствовать его как нечто отдельное от себя.
    Были попытки, через которые проходил почти каждый человек со звуковым вектором: я жадно глотал всевозможную религиозную и эзотерическую литературу. На какое-то время помогла йога при депрессии: мысль о том, что быть «блаженным ничто» – это здорово, убаюкивала. А упражнения частично вернули мне адекватность восприятия собственного физического тела.
    Но эти «околосмысловые сублиманты» лишь притупляли ощущение бессмысленности и пустоты. Потом она наваливалась с еще большей силой, с каждым новым витком боль души становилась сильнее. Невыносимая, адская боль. Казалось, в ней повинно мое тело. Невольно приходили мысли, что если сбросить его через окно – может, вместе со смертью физического тела уйдет боль? И наконец останусь Я – вечный, бесконечный и свободный?
    Именно в ту пору, когда я признал бесполезными любые способы познания самого себя и всерьез задумывался о суициде, меня пригласили на вводные лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    Как происходит познание человеком самого себя

    В каждом описании звукового человека я узнавал себя. Замкнутость, нелюдимость, непереносимость громких звуков. Сосредоточение на своих мыслях, ощущение своей потенциальной «гениальности», превосходства над остальными людьми, которые озабочены приземленными вопросами.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *