Как называется философское учение отрицающее познание мира?

2 ответов на вопрос “Как называется философское учение отрицающее познание мира?”

  1. Young Ответить

    АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее познаваемость мира.
    АНИМИЗМ – одушевление всего существующего, черта древнего (архаического) сознания.
    АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий ценности и ценностное отношение человека к миру.
    АНТРОПОМОРФИЗМ – свойственное архаическому сознанию наделение природных и надприродных (боги, духи) объектов человеческими чертами.
    АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – процесс происхождения человека и общества.
    АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – философское мировоззрение, ставящее человека в центр мира и философских размышлений, основная черта ренессансного гуманизма.
    БЫТИЕ – философская категория, обозначающая: а) все существующее, в отличие от несуществующего (НЕБЫТИЯ); б) исходное начало и основание мира.
    ВОЛЮНТАРИЗМ – а) в онтологии – философская концепция, утверждающая в качестве первоосновы мира волевое начало; б) в социальной философии – теория, отрицающая общественные законы и абсолютизирующая роль человека в истории (противоположна ФАТАЛИЗМУ).
    ВРЕМЯ – философская категория, обозначающая отношения длительности, следования друг за другом процессов, событий.
    ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий процесс познания; (его синоним – ЭПИСТЕМОЛОГИЯ).
    ГУМАНИЗМ – философский принцип, утверждающий свободу и достоинство человека в качестве высшей ценности общества.
    ДВИЖЕНИЕ – философская категория для обозначения любого изменения чего-либо.
    ДЕИЗМ – философское учение, допускающее Бога как первопричину мира, но не признающее его влияние на развитие мира в дальнейшем.
    ДЕТЕРМИНИЗМ – философская концепция, утверждающая всеобщую закономерность и причинную обусловленность явлений природы и общества (ему противоположен ИНДЕТЕРМИНИЗМ).
    ДИАЛЕКТИКА – теория развития и всеобщей связи явлений и процессов, а также вытекающий из нее универсальный метод познания, требующий рассматривать любой объект в развитии и взаимосвязи с другими объектами.
    ДУАЛИЗМ – философская позиция, признающая наличие двух независящих первоначал мира (субстанций), как правило, материального и духовного.
    ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА – единство многообразия всех видов духовного освоения действительности, способ общественной жизнедеятельности, связанный с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей.
    ИДЕАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, признающее первоначалом мира (его субстанцией): а) сознание (чувства, эмоции, духовность) отдельного человека – СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ; б) нечеловеческий духовный фактор (например: Абсолютная идея или мир идей) – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.ИНДИВИД – единичный человек как представитель человеческого рода.
    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальное сочетание природных, социальных и духовных качеств, присущее конкретному человеку.
    ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, утверждающее в основе существующего неразумное начало (например, переживание или волю), из чего следует главенство противопоставляемых разуму способов познания мира ( божественное откровение, интуиция и т.п.).
    ИСТИНА – знание об объекте, соответствующее действительности.
    КУЛЬТУРА – специфический способ бытия и деятельности человечества, ядром которой выступает созданная им система ценностей.
    ЛИЧНОСТЬ – характеристика человека как члена общества, наделенного самосознанием, свободой и ответственностью.
    МАТЕРИАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, считающее материю (природу) единственным первоначалом мира (субстанцией).
    МАТЕРИЯ – философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, т.е., существующего вне и независимо от сознания.
    МЕТАФИЗИКА – а) противоположный ДИАЛЕКТИКЕ философский способ познания мира, признающий последний качественно неменяющимся и состоящим из несвязанных друг с другом объектов; б) синоним философии по традиции, идущей от Аристотеля.
    МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система представлений человека о мире и своем месте в нем.
    МИФОЛОГИЯ – первый исторический тип мировоззрения, свойственный древней культуре и представляющий мир в образно-символической форме преимущественно как результат деяний богов и героев.
    МОНИЗМ – философская позиция, признающая единственное первоначало мира (субстанцию).
    НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, особенностью которой выступает умозрительное (т.е. основанное не на конкретных знаниях, а преимущественно на рассуждениях философов) рассмотрение природы в ее целостности.
    НАУКА – сфера человеческой деятельности, осуществляющая выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о мире.
    НЕОТОМИЗМ – официальная философия современной католической церкви, берущая свое начало от Фомы Аквинского (XIII в.) и стремящаяся примирить догматы христианства с положениями науки и разума.
    НОМИНАЛИЗМ – направление в средневековой схоластике, признающее реально существующими только единичные вещи, а общие понятия (универсалии) – лишь придуманными людьми именами для их обозначения.
    ОБЩЕСТВО – совокупность людей, связанных между собой экономическими, политическими, моральными и т.п. отношениями; исторически сложившаяся форма совместной жизнедеятельности людей.
    ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий бытие (существующее) в его наиболее фундаментальных проявлениях.
    ОТРАЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материальных объектов воспроизводить в процессе взаимодействия особенности друг друга.
    ОТЧУЖДЕНИЕ – превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную и даже враждебную своему создателю силу.
    ПАНТЕИЗМ – философская теория, отождествляющая Бога и природу.
    ПАТРИСТИКА – первый этап (II-VIII вв.) развития средневековой философии, характеризующийся становлением христианского мировоззрения на основе теоретического осмысления Священного Писания.
    ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, признающая множество самостоятельных начал бытия (субстанций).
    ПОЗИТИВИЗМ – течение в западной философии, считающее единственным источником подлинного (позитивного) знания науку и на этом основании отрицающее философию как особую отрасль знаний. В ХХ веке представлен в форме НЕОПОЗИТИВИЗМА, ориентированного на анализ языка, методов и результатов науки средствами математической логики с целью их очистки от философии, и ПОСТПОЗИТИВИЗМА, исследующего развитие науки в контексте культуры.
    ПРАКТИКА – способ взаимодействия человека с окружающей его природной и социальной действительностью путем ее активного и целенаправленного преобразования.
    ПРОГРЕСС – направление развития (в том числе и общественного), восходящего от менее совершенного к более совершенному состоянию.
    ПРОСТРАНСТВО – философское понятие, обозначающее отношения протяженности, структурности и взаиморасположенности материальных объектов.
    РАЗВИТИЕ – система необратимых, направленных, качественных изменений объекта, осуществляемых преимущественно под воздействием внутренних сил.
    РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому единственным источником и средством истинного познания является разум.
    РЕАЛИЗМ – учение в средневековой схоластике, согласно которому общие понятия (универсалии) существуют объективно, то есть до и независимо от обозначаемых ими единичных вещей (например, в сознании Бога).
    РЕЛИГИЯ – исторический тип мировоззрения, рассматривающий все существующее как результат деятельности сверхъестественного начала (божества или божеств).
    РЕЛЯТИВИЗМ – философская позиция, абсолютизирующая относительность (условность, субъективность) результатов человеческого познания; противоположен ДОГМАТИЗМУ.
    СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – процесс освобождения общества и культуры (в целом или их отдельных областей) от диктата религии и церкви.
    СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее чувственные восприятия человека доминирующим источником достоверных знаний о мире.
    СОЗНАНИЕ – свойственная человеку высшая форма отражения реальности и организации внутренней духовной жизни.
    СУБСТАНЦИЯ – первооснова, первоначало, сущность всех вещей и процессов.
    СХОЛАСТИКА – второй этап (XI-XIV вв.) развития средневековой философии, характеризующийся стремлением церкви примирить веру и разум в целях подкрепления христианского учения рациональными основаниями (например, доказательства бытия Бога с помощью формальной логики).
    ТЕЛЕОЛОГИЯ – а) философское учение о целесообразности; б) предложенный Аристотелем взгляд на мир как движущийся к некой цели.
    ТЕОЛОГИЯ – богословие, наука о Боге, учение о сущности Бога.
    ТЕОЦЕНТРИЗМ – возникшее в средние века философское мировоззрение, ставящее Бога в центр мира и философского размышления.
    ФАТАЛИЗМ – а) вера в предопределенность, неотвратимость чего-либо; б) философская абсолютизация роли общественных законов в истории цивилизации и недооценка активной роли в этом процессе человека.
    ФИЛОСОФИЯ – (дословно – «любовь к мудрости») особая форма постижения мира; исторический тип мировоззрения и наука, изучающая мир в целом.
    ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – а) раздел философии, изучающий человека; б) течение западной философии ХХ века, ставившее цель создать целостную концепцию человека, преодолевающую односторонность существующих подходов к его пониманию.
    ЦЕННОСТЬ – положительная или отрицательная значимость для человека и общества объекта его потребности, выступающая ориентиром человеческой деятельности.
    ЦИВИЛИЗАЦИЯ – этап в развитии человечества, характеризующийся культивированием растений и животных, развитой социальной иерархией (например, классовой структурой), наличием государства, духовной жизнью на основе письменной культуры.
    ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – течение в западной философии ХХ века, считающее сущностью человека свободу выбора и переживание ответственности за него.
    ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее опыт главным источником и средством достоверного познания.
    ⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒
    Date: 2015-09-18; view: 759; Нарушение авторских прав

  2. pawt Ответить

    ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

    1.С греческого языка слово «философия» переводится как:
    любовь к мудрости
    2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
    Пифагор
    3.Определите время возникновения философии:
    VII-VI в.в. до н.э.
    4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
    философия
    5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
    философия
    6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
    философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
    7.Мировоззрение – это:
    совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
    8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
    Ход истории зависит от направленности мышления философов
    9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
    вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
    10.Направление, отрицающее существование Бога, называется:
    атеизм
    11.Что характерно для эпистемной линии в философии?
    рассмотрение действительности как постоянно развивающейся
    12.Онтология – это:
    учение о бытии, о его фундаментальных принципах
    13.Гносеология – это:
    учение о природе, сущности познания
    14.Антропология – это:
    учение о человеке
    15.Аксиология – это:
    учение о ценностях
    16.Этика – это:
    учение о морали и нравственных ценностях
    17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
    Гносеология
    18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
    отношении сознания к материи
    19.Для идеализма характерно утверждение:
    первично сознание, материя независимо от сознания не существует
    20.Для дуализма характерен тезис:
    материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
    21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
    Субъективному идеалисту
    22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
    Религии
    23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
    Объективному идеализму
    24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:
    вульгарного материализма
    25.Агностицизм – это:
    учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
    26.Агностицизм – это:
    направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно
    27.Отрицают возможность познания мира:
    агностики
    28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
    позитивизм
    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
    29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
    карма
    30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
    Будда
    31.Имя основателя буддизма
    Сидхартха
    32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
    нирвана
    33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
    Янь
    34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
    Инь
    35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
    Конфуций
    36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:
    Высший Разум
    37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:
    Ли
    38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:
    Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни
    Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни
    39.К древнеиндийским философским текстам относятся
    Упанишады
    40.К древнекитайским философским текстам относится
    Дао-дэ-цзин
    41.В индийской философии — общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения
    Карма
    42.Китайский философ, основатель даосизма
    Лао-цзы
    43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:
    Конфуцием
    ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
    44.Хронологические рамки развития античной философии:
    VI в. до н.э – VI в. н.э.

    45.Основным принципом античной философии был:

    космоцентризм
    46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
    проблема первоначала
    47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:
    «Познай себя»
    48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу
    «Начало всех вещей — вода»
    49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал
    Воздух
    50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
    Пифагору

    51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

    Парменид
    52.Впервые понятие бытия в философии употребил
    Парменид
    53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
    элеаты
    54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:
    Элейской
    55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?
    Зенона и Гераклита
    56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
    Гераклит
    57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
    Гераклит
    58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
    Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

    59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

    Демокрит
    60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
    Протагору
    61.«Я знаю, что ничего не знаю…». Автор афоризма:
    Сократ
    62.Знание по Сократу тождественно:
    добродетели
    63.Суть «этического рационализма» Сократа:
    добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания
    64.Объективно-идеалистическая философия была основана:
    Платоном
    65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
    Платону
    66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
    Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
    67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:
    идея материальна, настоящая лошадь – идеальна
    68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
    Платону
    69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
    Платон
    70.Философ, считавший логику главным орудием познания:
    Аристотель
    71.Философ, ученик Платона:
    Аристотель
    72.Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»
    Аристотель

    73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит

    Минеральная душа

    74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:
    надо наслаждаться жизнью
    75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»
    Цицерон
    76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
    стоиков
    77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма
    Сенека
    78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству
    Диоген Синопский
    ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

    79.Характерной чертой средневековой философии является:

    теоцентризм
    80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?
    Авторитаризм
    81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
    Бога
    82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
    богословию
    83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
    теология
    84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»
    Апокрифы
    85.Эсхатология – это
    Учение о конечных судьбах мира и человека
    86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий
    Мессия
    87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *