Как происходит участие граждан в политической жизни?

14 ответов на вопрос “Как происходит участие граждан в политической жизни?”

  1. kil1977 Ответить

    Политическое участие – совокупность действий, посредством которых рядовые члены (граждане, группы людей, общественные организации и т.п.) любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности, на политику государства. В демократических странах возможности политического участия шире. В недемократических странах эти возможности часто ограничиваются и подавляются.
    Можно выделить формы (уровни) политического участия:
    реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека; эпизодическое участие в политике. Пример – недовольство граждан страны в связи с отказом государства повысить пенсии;
    деятельность, связанная с делегированием полномочий: участие в выборах (местного или государственного уровня, референдумах и т.д. Эта форма политического участия предполагает лишь периодическое проявление активности – в дни выборов;
    участие в деятельности политических и примыкающих к ним общественных организаций: партий, групп давления, профсоюзов, молодежных политических объединений и др. В данном случае граждане регулярно принимают участие в деятельности политических партий, движений;
    выполнение политических функций в рамках государственных институтов, включая средства массовой информации;
    профессиональная, руководящая политико-идеологическая деятельность. Эта форма политического участия касается профессиональных политиков.
    Можно выделить основные способы политического участия:
    митинг – собрание граждан в заранее оговоренном месте с политическими лозунгами, плакатами и т.д.;
    пикетирование – собрание граждан у зданий органов государственной власти с политическими требованиями. Особо выделяется одиночное пикетирование;
    шествие – передвижение граждан по заранее определённому маршруту с политическими лозунгами и т.п. В целях обеспечения безопасности о шествиях, митингах, пикетированиях (за исключением одиночных) их организационный комитет должен уведомить местные органы власти;
    обращение граждан в органы государственной власти. На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение 30 дней;
    участие в голосовании. Это прямой способ политического участия, при котором жители непосредственно определяют судьбу своей страны. 1
    В любом обществе в большей или меньшей степени имеет место политическая пассивность. Она может выражаться в уклонении от любых общественных и государственных дел. Крайней формой политической пассивности выступает абсентеизм – проявление равнодушного отношения людей к политической жизни общества. В таком случае человек не интересуется политикой даже на уровне малой группы. Рост абсентеизма может свидетельствовать о кризисе системы политических отношений. Политическая апатия является результатом неспособности или невозможности индивида влиять на ход политических событий, политический процесс. 2

  2. slap73 Ответить

    Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.
    Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

    Обращения в органы власти.

    Кроме названных, существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.
    Один из таких способов — право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Среди этих обращений некоторые касаются индивидуальных интересов граждан (крыша течет, а жилищная контора не делает ремонт и т. п.). Это может быть жалоба, т. е. обращение, гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления (как в приведенном примере). Это может быть заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение, т. е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы. Очевидно, что предложения, как и определенные заявления, выходят за рамки индивидуального интереса и касаются решения вопросов, имеющих широкое социальное значение. Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.
    Законы Российской Федерации устанавливают жесткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.

    Другие пути влияния на власть.

     Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.
    К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.
    Документ.
    Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:
    «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
    Граждане могут собираться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Собрания могут проходить по месту жительства или работы, в общественных сооружениях (зданиях, стадионах), на улицах, площадях. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов называется митингом. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил или для их поддержки. В речах и с помощью плакатов участники митинга выражают свою точку зрения на происходящие события.
    Обратим внимание на то, что существует свобода на проведение лишь мирных собраний и демонстраций, т. е. только таких, которые не угрожают насильственными действиями против других граждан. Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрание людей с оружием (даже самодельным) создает угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Другие ограничения бывают связаны с необходимостью поддержания общественного порядка: большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.
    Понятно, что нужен определенный законом порядок организации собраний и митингов. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения, т. е. организаторы митинга или направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение митинга, или лишь уведомляют (информируют) о месте и времени его проведения. Но во всех государствах (при любом порядке организации) полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны. В этих случаях при необходимости могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).
    Подумайте, какой порядок — разрешительный или уведомительный — полнее отвечает соблюдению прав и свобод всех граждан.
    Все сказанное относится также и к уличным шествиям и демонстрациям. Собственно, слово «демонстрация» и означает «шествие» или «митинг», которые дают возможность массового выражения общественно-политических настроений.
    Значение свободы слова. В международных документах о правах человека провозглашается: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек может искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государственных границ.
    Документ.
    Из статьи 29 Конституции Российской Федерации:
    1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
    5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
    Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, деятельности политических партий и лидеров, о положении в стране. Ведь для того чтобы иметь собственное мнение о чем-либо, надо об этом знать как можно точнее.
    В нашей стране длительное время существовала цензура. Специальное государственное учреждение осуществляло просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач, предназначенных к выпуску. Цензор, осуществлявший надзор, мог не разрешать какую-либо публикацию. Некоторые книги и кинофильмы десятки лет не могли дойти до читателей и зрителей. Теперь цензуры не существует. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия. Очень важно, чтобы граждане имели право обращаться в органы печати, могли свободно выражать свои мнения и взгляды в газетах и журналах.
    Но свобода слова и печати не абсолютна. Ведь если с экрана телевизора или в газете сообщаются неверные сведения о каком-то человеке, подрывающие его репутацию,
    это нарушает его права. Но, как мы знаем, никто не должен использовать права и свободы, чтобы ущемлять права других людей. Может быть и так, что информация, сообщаемая с телеэкрана или в печати, настраивает одних людей против других, отрицательно влияет на их поведение, что нередко создает угрозу общественному порядку, здоровью, нравственности населения, безопасности государства. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом, запрещаются также выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Таким образом, пользование свободой слова налагает особую ответственность. Использующие свободу для клеветы на других людей, распространения ложной информации, побуждения к насильственным действиям могут быть в соответствии с законом привлечены к судебной ответственности.

    Опасность политического экстремизма.

    Как вы могли заметить, политические свободы не означают возможности осуществления в сфере политики безответственных действий. Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения или средства массовой информации нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат. extremus — крайний). К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий. Экстремистскими действиями являются создание незаконных вооруженных формирований и осуществление террористической деятельности. Опасными проявлениями экстремизма законы Российской Федерации признают возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы. Это также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.
    Для противодействия экстремизму необходимо сотрудничество граждан с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в защите гражданских прав и свобод, поддержании законности и порядка.

    Политика — дело каждого?

    Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.
    Факты.
    В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведенные в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий — средние возрастные группы.
    Что же, кроме интереса и желания, необходимо для участия в политической жизни? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, — политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.
    Проверьте себя
    На митинг, разрешенный органами власти, для охраны порядка были направлены наряды милиции. Во время митинга его возбужденные участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по вашему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или милиция? Свой ответ аргументируйте.
    Согласны ли вы со следующим утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируйте свой ответ.
    Проводимые в России реформы одни газеты оценивают положительно, другие — отрицательно. Считаете ли вы эту «разноголосицу» нормальной? Объясните свою точку зрения.
    Раскройте, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина?
    Объясните, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признается условием нормального развития человека и общества.
    Подберите из газет и журналов (возможно из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.

  3. Jets07 Ответить

    Основные понятия: политическое участие, формы политического участия, виды политического участия, абсентеизм, функции политического участия
    Для обобщённой характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие».
    Политическое участие — действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
    Этим понятием характеризуется вовлечённость членов данного общества в политический процесс.
    Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.
    Политическое участие
    Опосредованное (представительное)
    Осуществляется через избранных представителей
    Непосредственное (прямое)
    Воздействие гражданина на власть без посредников
    Формы политического участия
    Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы
    Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений
    Прямые действия граждан (участие в собраниях, демонстрациях, шествиях, митингах, пикетированиях и т. д.)
    Обращения и письма, различные проекты и предложения к власти, встречи с политическими деятелями
    Участие в выборах, референдумах (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для них вопросу
    Деятельность политических лидеров
    Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
    Особенности политического участия индивида:
    Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур
    Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики
    Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.
    Виды политического участия
    Случайное (разовое) участие
    Человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом
    Участие «по совместительству»
    Человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности
    Профессиональное участие
    Человек делает политическую деятельность своей профессией
    Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.
    Критерии политического развития личности
    Наличие системы политических ценностей, норм.
    Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.
    Степень активности участия в политической жизни.
    Стабильность политических мотивов.
    Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.
    Умение включить других в политическую деятельность.
    Общий уровень политической культуры (знания о политической системе общества и её разновидностях; критерии, при помощи которых личность вырабатывает оценку политическим событиям; эмоциональное отношение человека к ним; действия, которые совершает индивид как участник политической жизни).
    Уважение к другим взглядам и позициям
    Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическое безразличие и отсутствие интереса к политике — абсентеизм.
    Абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
    Причины абсентеизма
    Падение уровня жизни, коррупция властей, злоупотребления чиновничества → утрата доверия граждан к претендентам на власть и политическим партиям.
    Неспособность граждан повлиять на власть; удовлетворённость своим стабильным и благополучным положением; стремление решать личные вопросы → полное равнодушие граждан к политической жизни.
    Неумение граждан делать компетентный выбор → неудовлетворённость в правильности выбора
    Таким образом, можно выделить следующие типы политической деятельности.
    Основные типы политической деятельности
    Политическое отчуждение — сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. д.
    Политическая пассивность — субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы
    Политическая активность — стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы
    Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит своё отражение в следующих функциях.
    Функции политического участия
    Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений.
    Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.
    Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависит от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

  4. g1gg Ответить

    Главная
    Стихи
    Стихи А.С. Пушкина
    Стихи Н.Я. Агнивцева
    Стихи Анненского И.Ф.
    Стихи Апухтина А.Н.
    Стихи Ахматовой А.А.
    Короткие стихи Ахматовой
    Легкие стихи Ахматовой
    Лучшие стихи Ахматовой
    Поэмы Ахматовой
    Стихи Ахматовой о войне
    Стихи Ахматовой о жизни
    Стихи Ахматовой о любви
    Стихи Ахматовой о Петербурге
    Стихи Ахматовой о природе
    Стихи Ахматовой о Родине
    Стихи Ахматовой о смерти
    Стихи Есенина
    Стихи Есенина о любви
    Стихи Есенина про осень
    Стихи Есенина о природе
    Матерные стихи Есенина
    Лучшие стихи Есенина
    Легкие стихи Есенина
    Короткие стихи Есенина
    Стихи Есенина для детей
    Стихи Есенина о Родине
    Грустные стихи Есенина
    Философские стихи Есенина
    Скандальные стихи Есенина
    Озорные стихи Есенина
    Стихи Есенина о животных
    Стихи Есенина о матери
    Стихи Есенина о войне
    Стихи Есенина о деревне
    Из школьной программы
    Стихи Маяковского В.В.
    Стихи Цветаевой М.И.
    Стихи Тютчева Ф.И.
    Русская литература
    Анализ стихотворений
    Пушкин А.С.
    Лермонтов М.Ю.
    С. Есенин
    Некрасов Н.А.
    А. Ахматова
    М. Цветаева
    Тютчев Ф.И.
    В. Маяковский
    Толстой А.К.
    Фет А.А.
    Майков А.Н.
    А. Блок
    Бунин И.А.
    Баратынский Е.А.
    Плещеев А.Н.
    К. Симонов
    Полонский С.Ю.
    Русский язык
    Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2018 Цыбулько. 36 вариантов
    Правила русского языка
    Итоговое выпускное сочинение
    ЕГЭ. Русский язык. Подготовка к написанию сочинения
    ЕГЭ. Русский язык. Сдаем без проблем!
    Справочник для подготовки к ЕГЭ
    ЕГЭ 100 баллов. Русский язык. Сочинение
    ЕГЭ по русскому языку. Задания
    Українська мова
    Твори з української літератури
    Біографії
    История
    Темы на английском
    Биология
    Учебники и книги
    Подготовка к школе
    Окружающий мир, учебники
    Подготовка к сочинению
    Учебники по математике
    Учебники по математике 1 класс
    Учебники по математике 2 класс
    Учебники по математике 3 класс
    Учебники по математике 4 класс
    Учебники по математике 5 класс
    Учебники по математике 6 класс
    Учебники по алгебре 7 класс
    Учебники по алгебре 8 класс
    Учебники по алгебре 9 класс
    Учебники по алгебре 10-11 класс
    Учебники по геометрии 5-11 классы.
    Учебники по русскому языку
    Учебники по русскому языку 1 класс
    Учебники по русскому языку 2 класс
    Учебники по русскому языку 3 класс
    Учебники по русскому языку 4 класс
    Учебники по русскому языку 5 класс
    Учебники по русскому языку 6 класс
    Учебники по русскому языку 7 класс
    Учебники по русскому языку 8 класс
    Учебники по русскому языку 9 класс
    Учебники по русскому языку 10-11 класс
    Учебники по английскому языку
    Учебники по литературе
    Учебники по истории
    Учебники по истории России
    Учебники по обществознанию
    Учебники по биологии
    Учебники по биологии 5 класс
    Учебники по биологии 6 класс
    Учебники по биологии 7 класс
    Учебники по биологии 8 класс
    Учебники ОБЖ
    Учебники по географии
    Учебники по технологии и труду
    Учебники по физике
    Учебники по химии
    Учебники по немецкому языку
    ГДЗ
    ГДЗ по математике
    ГДЗ по русскому языку
    ГДЗ по английскому языку
    ГДЗ по физике
    ГДЗ по химии
    Уроки
    Уроки математики в 3 классе
    ЕГЭ
    ЕГЭ по биологии
    ЕГЭ по географии
    ЕГЭ по английскому языку
    ЕГЭ по информатике
    ЕГЭ по истории
    ЕГЭ по литературе
    ЕГЭ по математике
    ЕГЭ по обществознанию
    ЕГЭ по русскому языку
    ЕГЭ по физике
    ЕГЭ по химии
    ОГЭ
    ОГЭ по биологии
    ОГЭ по географии
    ОГЭ по английскому
    ОГЭ по информатике
    ОГЭ по истории
    ОГЭ по литературе
    ОГЭ по математике
    ОГЭ по обществознанию
    ОГЭ по русскому языку
    ОГЭ по физике
    ОГЭ по химии
    ВПР
    ВПР по математике
    ВПР по русскому языку
    ВПР по литературе
    ВПР по окружающему миру
    ВПР по истории
    ВПР по биологии
    ВПР по географии
    ВПР по обществознанию
    ВПР по физике
    ВПР по химии
    Разное
    Современная энциклопедия
    Философия
    Обществознание
    Гражданское право
    Валютное право
    Сборник заданий 10-11 класс
    Тесты онлайн
    Тесты по истории
    Тесты по истории 5 класс
    Тесты по истории 6 класс
    Тесты по истории Средних веков 6 класс
    Тесты по истории 7 класс
    Тесты ОГЭ по истории
    Тесты по русскому языку
    Тесты по русскому языку 7 класс
    Тесты по русскому языку 8 класс

  5. smirnyagagolovar Ответить

    Каждый гражданин может оказывать влияние на политический процесс в своей стране. Для этого необходимы такие факторы как культура демократии и политическая сознательность личности.

    Участие граждан в политической жизни

    Именно непосредственное участие граждан в политической жизни государства является важной основой формирования политических процессов.
    Зачастую гражданская политическая жизнь неустойчива, в разные периоды она обладает разной динамикой. Это обусловлено тем, что в ней принимают участия самые разные слои населения.
    Подобная социальная дифференциация порождает деятельность различных социально – политических сил, в частности политических партий и организаций.

    Политический процесс

    Политический процесс – это система политических состояний и событий, изменения в которой происходят ха счет деятельности и взаимодействия отдельных субъектов политической жизни.
    Ярким примером является смена политических партий и лидеров, которые поочередно приходят к власти. По масштабам действия, политические процессы делятся на два основных вида: внешнеполитические и внутриполитические.
    Внутриполитические процессы могут происходить как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

    Политическое участие

    Политическое участие является действиями гражданина, главной целью которых является получение возможности влияния на реализацию и принятие государственных решений, а также на выбор представителей в государственных институтах власти. Это понятие характеризует степень вовлеченности граждан в политический процесс.
    В правовом государстве политическое участие представляет собой право гражданина избирать и быть избранным в органы власти, право объединения в общественные организации, право на демонстрации и митинги, право доступа к государственным службам и должностным лицам, право свободного обращения в государственные органы.

    Политическая культура

    Политическая культура – это понятие, которое состоит из трех составляющих: разносторонние политические взгляды гражданина, ориентация на духовные ценности демократичного общества, владение обществом права на политическое воздействие.
    Политические знания представляют собой систему знаний о политических идеологиях, формах государства, о институтах власти, а также о методах реализации их функций. Политическая культура не может существовать без определенных политических знаний.
    Политические знания порождают следующую ступень правовой культуры – духовную ориентацию общества. Каждый член социума решает, какой вид государственного управления или политическая идеология подходит его мировоззрению.
    Гражданин, имеющий духовную ориентацию, основанную на политических знаниях, может активно и беспрепятственно участвовать в политическом процессе.

    Нужна помощь в учебе?


  6. Kryder Ответить

    Тема 6. Участие граждан в политической жизни
    (параграф 6)
    Выборы
    Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования.
    Граждане Российской федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
    Управление государством требует высокого профессионализма, поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах (представительная демократия).
    Голосуя за кандидата, представляющего программу той или иной партии, они определяют направленность законодательной деятельности.
    Основные принципы избирательного права в РФ:
    -всеобщее избирательное право – это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. неспособными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права
    -равное избирательное право – каждый избиратель имеет лишь один голос.
    -прямые выборы – Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. В практике других стран встречаются многоступенчатые выборы, когда граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума – сроком на 5 лет
    -тайное голосование – волеизъявление избирателей происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.
    Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. При этом учитывается возрастной ценз (ограничение):
    – с 21 года – для избрания депутатом Государственной Думы
    – с 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (ценз оседлости) – для избрания Президентом РФ.
    Существуют два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.
    Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места в парламенте. При такой системе избиратели голосуют не за отдельного кандидата, а за партию, которая в зависимости от общего количества набранных голосов распределяет места в парламенте по партийному списку. Например, партия набрала 35% голосов всех проголосовавших, соответственно в парламенте ей принадлежит 35% мест.
    Мажоритарная система предполагает, что избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший большинство. Существуют также смешанные системы.
    Референдум
    Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают на референдуме.
    Референдум – это всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция РФ была принята на референдуме в 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов.
    Главное отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют или не одобряют какое-либо решение, а не голосуют за кандидатов, претендующих на определенные должности, или партии. Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы можно было дать однозначный ответ «да» или «нет».
    В Российской Федерации референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории.
    Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в политической жизни.
    Другие формы участия граждан в политической жизни:
    -право на равный доступ к государственной службе. Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральных и местных органах власти, в судебных органах и др.
    Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т.д. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.
    Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении правосудия. Это прав может быть реализовано путем занятия должностей в суде, при наличии соответствующего образования и стажа работы, а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.
    -обращение в органы власти – это право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это может быть индивидуальное обращение о материальной помощи, а также жалоба, т.е. обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием или бездействием отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления. Это может быть заявление, т.е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение, т.е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставится вопрос об улучшении деятельности государственного органа.
    Законы РФ устанавливают сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан.
    -участие в собраниях, митингах и демонстрациях также является одним из путей воздействия на власть. Граждане могут собраться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Массовое собрание по поводу злободневных вопросов называются митингами. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил. Закон разрешает только такие собрания, которые носят мирный характер и не угрожают насильственными действиями против других граждан.
    В разных странах существует либо уведомительный, либо разрешительный характер порядок проведения митингов и демонстраций, забастовок. В РФ существует разрешительный порядок, т.е. организаторы акции протеста заранее направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение этой акции. В случае нарушения такого порядка полиция имеет право применять силу против участников митинга с использованием специальных средств (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).
    Свобода слова
    В Российской Федерации существует право на свободу слова, для реального осуществления этого права необходима гласность: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, о положении в стране, на международной арене. Для этого необходимо такое условие как отмена цензуры. Цензура – это специальный просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач и телепередач, предназначенных к выпуску. Цензор мог запретить доступ какой-либо информации. Теперь цензуры не существует. Но свобода слова и печати не абсолютна. Законом запрещены: пропаганда войны и насилия, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти, клевета, распространение ложной информации. Таким образом, использование свободы слова налагает и особую ответственность.
    3

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *