Как проводят время и отношение к времяпровождению горе от ума?

11 ответов на вопрос “Как проводят время и отношение к времяпровождению горе от ума?”

  1. Mo Ответить

    «Век нынешний» и «век минувший» по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.
    Век нынешний:
    1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»
    2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»
    3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.»
    4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.»
    5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»
    6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»
    7.«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…»
    8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»
    9. Искренность чувства
    10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
    Век минувший:
    1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
    2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
    3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
    4. «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
    5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
    6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
    7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
    8. Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
    9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
    10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».

  2. Burirdin Ответить

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.
    «Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов,1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:
    Когда же надо подслужиться,
    И он сгибался вперегиб:
    На куртаге ему случилось обступиться;
    Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
    Старик заохал, голос хрипкой;
    Был высочайшею пожалован улыбкой.
    Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
    Нет, нынче свет уж не таков.
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.
    Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
    Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
    Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
    Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.
    Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».
    Чацкий – человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.

  3. OneGuy Ответить

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.
    «Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов,1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
    Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
    Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:
    Когда же надо подслужиться,
    И он сгибался вперегиб:
    На куртаге ему случилось обступиться;
    Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
    Старик заохал, голос хрипкой;
    Был высочайшею пожалован улыбкой.
    Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
    Нет, нынче свет уж не таков.
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.
    Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
    Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
    Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
    Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.
    Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».
    Чацкий – человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.
    Беру!

  4. свободный ангел Ответить

    Комедия Александра Сергеевича Грибоедова стала новаторской в русской литературе первой четверти XIX века.
    Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей “века нынешнего” и “века минувшего”, причем к первым относится практически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его “оппонент” Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.
    Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины…
    Тот сватался &#151 успел, а тот дал промах.
    Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
    Женщин, в основном, занимают наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель &#151 выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины “судьи всему, везде, над ними нет судей”. За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что “чиновные и должностные все ей друзья и все родные”. Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает:
    Ах! Боже мой! Что станет говорить
    Княгиня Марья Алексевна!
    А что ж мужчины? Они все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель &#151 “добраться в генералы”. Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что “три награжденья получил, числится по Архивам”, и ему, конечно, хочется “дойти до степеней известных”.
    Сам же московский “туз” Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто “гнулась шея” в поклонах. Зато “имел сто человек к услугам”, “весь в орденах”. Вот это и есть идеал фамусовского общества.
    Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они &#151 “петрушки”, “фомки”, “чурбаны”, “ленивые тетери”. С ними один разговор: “В работу вас! На поселенье вас!” Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся, как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:
    Учение &#151 вот чума, ученость &#151 вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух “века минувшего”, отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь.
    “Охота странствовать напала на него…” Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяют ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.
    После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, “наблажил”, оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На “путешествия” в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.
    И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о “Несторе негодяев знатных”, меняющем слуг на собак, или о том, кто “на крепостной балет согнал… от матерей, отцов отторженных детей” и, разорившись, распродал всех поодиночке.
    Вот те, которые дожили до седин!
    Вот уважать кого должны мы на безлюдье!
    Вот наши строгие ценители и судьи!
    Чацкому ненавистны “прошедшего житья подлейшие черты”, люди, которые “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о “французике из Бордо” он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.
    Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке:
    Теперь пускай из нас один
    Из молодых людей, найдется враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, жаждущий познаний;
    Или в душе его сам Бог возбудит жар
    К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
    Они тотчас: разбой! Пожар!
    Он прослывет у них мечтателем! Опасным!!!
    К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской &#151 “химика и ботаника”. Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой &#151 одиночка.
    Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!” Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его “жалчайшим созданием”, похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают эту новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным.
    А. С. Пушкин, прочитав “Горе от ума”, заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имеет цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего, он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, которое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.
    В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот &#151 социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев (“А судьи кто?”, “Вот то-то, все вы гордецы!..”). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны:
    Безумным вы меня прославили все хором.
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Развязка конфликта &#151 отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фамусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле Грибоедов создал комедию на все времена.

    А. С. Грибоедов

    Материалы к сочинению по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
    Комедия Грибоедова “Горе от ума”. Текст произведения(124 k)
    “Век нынешний и век минувший” (основной конфликт в комедии “Горе от ума”)

  5. Dipt Ответить

    Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов» . Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Ее избранник — молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Чацкий не может понять, “кто мил” Софье. В Молчалине он видит только “жалчайшее созданье”, не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.
    Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов). Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.
    В комедии соблюдены только 2 классических единства: места и времени (действие происходит в доме Фамусова в течение суток) ; третье единство — действия — отсутствует, в произведении 2 сюжетные линии: любовь Чацкого и противостояние Чацкого и московского общества. Основная идея трагикомедии: протест свободной личности «против гнусной российской действительности» . (А. С. Грибоедов).

  6. CkympRyy=Channel Ответить

    ” ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ”
    В ” ГОРЕ ОТ УМА ” ГРИБОЕДОВА
    Именем Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По выражению В.Г.Белинского,
    А.С.Грибоедов принадлежит к числу “самых сильных проявлений русского духа”. Его комедия “Горе от ума” заняла свое достойное место в ряду выдающихся произведений русской литературы.
    Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями простых русских людей и тем бедственным положением, в котором они находились по воле сильных мира сего, в стране свирепствовала аракчеевская реакция. Честные люди того времени не могли мириться с этим. В среде прогрессивно настроенного дворянства назревали протест, недовольство существующими порядками, создавались тайные общества. И вот появление этих ростков протеста и воплотил в своей комедии А.С.Грибоедов, столкнув лицом к лицу “век нынешний и век минувший”.
    Сюжетную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое, что зарождалось в его недрах.
    Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая уже осознает всю косность окружающей действительности, все ничтожество и пустоту людей, которые его окружают.
    Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются- это веяние времени. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно такие люди вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года.
    Чацкий- человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, который видит пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ними (пока словом).
    Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца “угождать всем людям без изъятия”, даже “собаке дворника, чтоб ласкова была”. Молчалин – “низкопоклонник и делец”, как характеризует его Чацкий.
    Фамусов- высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон и мракобес Скалозуб- вот те люди, которых встречает Чацкий. В этих персонажах Грибоедов дал точную и яркую характеристику дворянского общества того времени.
    В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии (“чинишки,местечки”), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает “умным и бодрым”. В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. Он “служить бы рад”, но ему “прислуживаться тошно”. Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. С горечью говорит он:
    Где, укажите нам, отечества отцы,
    Которых мы должны принять за образцы?
    Не эти ли, грабительством богаты?
    Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,
    Великолепные соорудя палаты,
    Где разливаются в пирах и мотовстве…
    Этим людям глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по таким репликам Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь”, ибо “ученость- вот причина”, что “безумных развелось людей, и дел, и мнений”. Иного мнения Чацкий, он ценит людей, которые готовы “в науке вперить ум, алчущий познанья”, или заняться искусством “творческим, высоким и прекрасным”.
    Чацкий восстает против общества фамусовых, скалозубовых, молчалиных. Но его протест слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются. “С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут!” “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”,-горестно восклицает Чацкий.
    В комедии Чацкий одинок, но людей, подобных ему, становится все больше (вспомним двоюродного брата Скалозуба, которому “чин следовал”, а он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать, или племянника княгини Тугоуховской- “химика и ботаника”). Именно им предстояло осуществить первый этап революционно- освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить миг, когда народ освободиться от цепей рабства, когда восторжествуют те принципы справедливых общественных отношений, о которых мечтают Чацкий, сам Грибоедов, декабристы.
    Они жили в самом начале нового, 19 века. Все были молодые,сильные, красивые, умные. Нет, не только умные, но нео-
    быкновенно добрые и чуткие. Но это не обычная доброта,свойственная многим,- это была гуманность,т.е сочувствие целому классу угнетенного крестьянства, крепостным, людям бесправным и беззащитным. И не просто сочувствие, а желание бороться с царским правительством, с самодержавием.
    Кто же эти молодые, горячие люди, которые были уверены, что зажгут зарю новой жизни? Это целая плеяда бесстрашных людей- дворян, аристократов, которые подняли восстание 14 декабря 1825 года во имя свободы, так и вошедших в русскую историю под именем декабристов. Их было немного, несколько сот по стране. Но как они потрясли Россию!
    Среди них больше всего было офицеров, героев Отечественной войны, победителей Наполеона. Они прошли всю войну с солдатами- русскими крестьянами, видели их мужество и героизм в бою, почувствовали их большую человеческую душу, были свидетелями, как русский мужик спас Россию. И не хотели видеть этого героя снова крепостным, бесправным рабом.
    И как много среди них было поэтов! Рылеев,Одоевский,Кюхельбекер… Их лира поэтически воплощала основные лозунги декабристов- свобода, справедливость, братство!
    Молодой Грибоедов был тесно связан с передовыми людьми из тайных обществ. Его Чацкий- портрет и Петра Чаадаева, и друга Грибоедова поэта Одоевского, и горячего, гордого Пушкина…-портрет и характер передового человека того времени.

  7. Slim-hazard Ответить

    Словесникам-практикам

    Беседа вторая

    Первому явлению I действия предпослана
    ремарка: «Гостиная, в ней большие часы, справа
    дверь в спальню Софии, откудова слышно
    фортепьяно с флейтою, которые потом умолкают.
    Лизанька среди комнаты спит, свесившись с
    кресел».
    Единственное, что оказывается важным в интерьере
    гостиной (а именно в ней происходит I действие), —
    это часы, «большие часы»; звуки, которые
    раздаются из-за двери в Софьину спальню, потом
    будут подтверждены словами Фамусова: «То флейта
    слышится, то будто фортепьяно»). Следующая
    ремарка указывает на время, когда действие
    начинается:
    «Утро, чуть день брезжится».
    И Лизанька, вдруг проснувшись, сразу это
    подтверждает: «Светает!..». И еще добавляет: «Ах!
    как скоро ночь минула!». Тому, что «ночь минула»
    скоро, мы можем не придавать, казалось бы, особого
    значения: так вообще говорится. Но похоже, что эта
    ночь была какая-то особенно короткая. Вот ведь и
    Софья отметит: «Как быстры ночи». Сколько времени
    на самом деле — этот вопрос, кажется, волнует
    всех и не может не заинтересовать зрителя, потому
    что об этом так или иначе говорят постоянно.
    Беседа Софьи с Молчалиным, по словам Лизы,
    «зашла… за ночь». «Уж день», — говорит она в
    начале первого монолога. «Да расходитесь. Утро»,
    — скажет она в конце. Софья откликается на ее
    призывы очень конкретным вопросом: «Который
    час?». Лизанька почему-то не желает отвечать
    точно. Она просто сообщает, что «всё в доме
    поднялось», а когда Софья вопрос повторит,
    произнесет знаменитое: «Седьмой, осьмой,
    девятый». Почему Лизанька не хочет ответить, что
    показывают часы, почему, помимо той «неправды»,
    которую она уже сказала, ей еще нужно произвести
    действие —
    Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,
    Заставлю их играть.
    Это действие произведено и подтверждено
    ремаркой: «Лезет на стул, передвигает стрелку…».
    На часовую музыку тут же приходит Фамусов.
    Кстати, он сообщает нам, что время раннее и что
    Софья в эту пору еще обычно не встает: «Для Софьи
    слишком было б рано». И еще любопытно: Чацкий,
    появившийся в Явлении 7-м I действия, уже после
    разговора Лизы и Фамусова, скандала Фамусова с
    Софьей, Лизой, Молчалиным, а также Лизиной беседы
    с Софьей, утверждает, что утро все еще раннее:
    «Чуть свет – уж на ногах!».
    Не будем пока разбирать замечательную
    сцену — разговор Фамусова и Лизы — нас
    волнует проблема времени. Отметим только, что
    Фамусов, остановив часовую музыку, стрелки на
    место не ставит. Практически все действие
    комедии происходит в гостиной фамусовского дома
    — так соблюдается одно из характерных для
    классицистической пьесы условий — единство
    места: Москва, дом Фамусова, гостиная. Но вот что
    касается единства времени, то… Вернее, внешне-то
    оно вполне соблюдено: Лизанька просыпается на
    рассвете — это начало I действия. Еще в начале IV
    действия (Явление 4) Чацкий, отказываясь ехать с
    Репетиловым, скажет: «Куда я поскачу? Зачем? в
    глухую ночь?» — иначе говоря, действие
    последнего акта, а это приезд Репетилова,
    происходит ночью, «глухою ночью», разговоры с ним
    Чацкого, а потом и других, Загорецкого, княжон,
    разъезд гостей, свидание Лизы с Молчалиным,
    отповедь Софьи Молчалину («Но чтобы в доме здесь
    заря вас не застала»), последний большой монолог
    Фамусова, потом Чацкого — таким образом, ночь
    закончилась, и слова «Карету мне, карету» явно
    произнесены опять на рассвете.
    Итак, сутки — это соответствует положению о
    единстве времени… в пьесе, где на сцену на
    всеобщее обозрение вынесены часы с
    переведенными стрелками…
    Время настолько условно в грибоедовской комедии,
    оно то стягивается, то раздвигается, герои
    относятся к нему несколько фамильярно: хотят —
    «наблюдают», не хотят — не обращают на него
    внимания.
    «Не наблюдайте — ваша власть…» — остроумно
    говорит Лиза в ответ на ставшие афоризмом слова
    Софьи «счастливые часов не наблюдают».
    С Лизиным «седьмой, осьмой, девятый», можно
    сказать, рифмуется то, что произнесет в начале II
    действия Фамусов: «В четверг, одно уж к одному, А
    может, в пятницу, а может, и в субботу, Я должен у
    вдовы, у докторши, крестить». Эта еще не родившая
    вдова замечательно вписывается в замеченную
    нами странную ситуацию — герои распоряжаются
    временем как хотят: сколько времени прошло со
    смерти доктора, ее мужа, нам никто не скажет —
    это, похоже, не нашего ума дело, — но у
    Фамусова, как он сам заметит, есть какой-то свой
    расчет…
    Когда же происходит действие комедии?
    Война с Наполеоном закончилась, но она еще на
    памяти у героев. Король Прусский уже в Москве
    побывал (а Фридрих-Вильгельм посетил Москву в 1816
    г.), обвинение трех профессоров Педагогического
    института в том, что они «призывают к покушению
    на законную власть», и их изгнание из учебного
    заведения произошло в 1821 г., а закончена
    комедия в 1824 г. Итак, время действия комедии мы
    примерно определили. Сколько лет главному герою?
    Почти ровесник Софьи — «детская дружба», которой
    они связаны, подразумевает не очень большую
    разницу в возрасте — года 3—4. Вспомним Наташу
    Ростову, которой летом 1805 г. было 13 лет, и как она
    отсчитывала на пальчиках, через сколько времени
    Борис, уже юноша, сможет сделать ей предложение…
    Сейчас Софье 17 лет. Это мы знаем от Чацкого: «В
    седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,
    Неподражаемо…». Когда они расстались, ей было 14,
    чуть больше, чем Наташе, когда она просила Бориса
    поцеловать куклу; именно к тому времени Чацкий
    успел и съехать от Фамусова («уж у нас ему
    казалось скучно»), и сократить свои посещения («И
    редко посещал наш дом»), и опять, как скажет
    обиженная, не верящая в искренность его любви
    Софья, «прикинуться влюбленным», а еще
    обзавестись друзьями («В друзьях особенно
    счастлив»). Сколько же могло быть лет на самом
    деле этому особенно счастливому в друзьях,
    красноречивому, остроумному юноше? Когда он
    успел обрести связь с министрами, а потом
    оставить службу; испытать страсть к мундиру, а
    потом «к нему… от нежности отречься…». О каком
    времени он говорит:
    Но кто б тогда за всеми не повлекся?
    Когда из гвардии, иные от двора
    Сюда на время приезжали, —
    Кричали женщины: ура!
    И в воздух чепчики бросали!
    Пушкин цитирует эти строки Грибоедова,
    когда говорит о победе над Наполеоном
    («Метель»)… И еще: Чацкий «три года не писал двух
    слов», «на три года вдаль уехал», а как же ему
    удалось «в прошлом году, в конце» видеть в полку
    Платона Михайловича?
    Нет, в комедии Грибоедова время не «рассчитано по
    календарю», как в пушкинском романе… Число
    «три», так часто встречаемое здесь, носит скорее
    всего абсолютно отвлеченный характер, эдакое
    сказочное, почти условное «три» — «тридцать
    лет и три года», «за тридевять земель, в
    тридесятом царстве», три сына, три дочери, три
    условия — направо пойдешь, налево пойдешь… Вот и
    грибоедовские герои, кажется, употребляют его, не
    внося конкретного смысла:
    …обед:
    Ешь три часа, а в три дни не сварится!
    Отказываясь от календарной точности,
    Грибоедов создает иную категорию времени — да,
    вот те детали, благодаря которым возникает
    ощущение исторической достоверности, а вот —
    расширяющие временное пространство, выводящие
    ситуацию, обыгранную в комедии, за пределы
    данного исторического контекста, указывающие на
    ее вневременность.
    С географическим пространством тоже все не так
    просто. Единство места соблюдено, но сколько
    всего за пределами фамусовского дома! Во-первых,
    сам он, этот дом, находится в Москве, с ее
    «дистанциями огромного размера», с ее Кузнецким
    мостом, Покровкой, откуда «час битый ехала» к
    Фамусовым Хлёстова, Английским клубом, а главное,
    со «своими законами», о которых поговорим ниже.
    Но и за пределами Москвы есть географические
    точки, как то: Саратов — по сравнению с Москвой
    это «глушь» и «деревня», есть Петербург с его
    «Пе-да-го-ги-че-ским» институтом; в Петербурге,
    как мы узнаем из разговора Чацкого с Молчалиным
    (III действие, явление 3-е), произошла некая история
    с Чацким («Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
    Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу
    связь, Потом разрыв»). Наверное, именно из
    северной столицы ехал он к Софье («сорок пять
    часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше
    семисот пронесся — ветер, буря; И растерялся
    весь, и падал столько раз…»). Но есть еще и чужие
    края, оттуда, от «вечных французов», которые не
    только у нас на Кузнецком мосту, но и во Франции, в
    Париже, в Бордо, — оттуда «моды к нам, и авторы, и
    музы». Этим, надо сказать, недовольны и Фамусов, и
    его антагонист Чацкий; что же, «бывают странные
    сближения». Впрочем, именно туда, в чуждые края,
    отправляется «ума искать» главный герой комедии,
    который
    Хотел объехать целый свет
    И не объехал сотой доли.
    Интересно, что этот образ — «целый
    свет», просто «свет» именно в значении «весь мир»
    встречается в комедии часто:
    Куда как чуден создан свет! (Фамусов, II,
    1.)
    Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
    (Чацкий, I, 7.)
    Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?
    (Фамусов, II, 2.)
    И точно, начал свет глупеть… (Чацкий, II,
    2.)
    Нет, нынче свет уж не таков. (Чацкий, там
    же.)
    Вот рыскают по свету, бьют баклуши…
    (Фамусов, II, 2.)
    От сумасшествия могу я остеречься;
    Пущусь подалее — простыть, охолодеть,
    Не думать о любви, но буду я уметь
    Теряться по свету…
    (Чацкий, III,1.)
    И, наконец, в конце комедии, в 14-м
    явлении, монолог Чацкого завершается словами:
    …пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!
    Итак, от гостиной в доме Фамусова, от
    часов, где на протяжении комедии стрелки
    указывают неточное время, масштаб как
    временного, так и географического пространства
    расширяется до всего света и — кто знает? — до
    вечности…
    Нам это важно помнить для того, чтобы оценить
    подлинный масштаб конфликта, завязка которого
    происходит, как и положено, в I действии.

  8. Visar Ответить

    Тема: – Дух времени в “Горе от ума”.

    Герой и эпоха. Образованный человек своего времени, АС Г-дов еще в молодости увлекался историей миро-вой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художественные достижения русских и западноевро-пейских литераторов. В это же время он общался с передовыми людьми России, многие из которых потом ста-ли декабристами. Гд-ов не одоб-рял тактики тайного заговора декаб-ристов, но ему были близки их идеи и убеждения. В комедии “Гоу” отразились талант и политические пристрастия молодого писателя. АС Г-дов в своей пьесе показал процесс отрыва передо-вой, мыслящей части дворянства и косного общества. Главный герой Александр Андреевич Чацкий выражает вольнолюби-вые тенденции прогрессивной части дворянства. Чацкий – это единственный герой в пьесе, который говорит обо всех недостатках русского общества, ужасаясь и высмеивая его, что было свойственно передовым людям того времени. Поэтому Чацкий и отражает в пьесе “дух времени”, правду жизни, цель которой – свобода. Главному герою коме-дии свойственны черты декабристов 1816-1819 годов. Передовые люди то-го времени не стремились свергнуть монархию, но хотели либеральных перемен в стране. Хотели самоотвер-женно служить Отечеству, принося ему пользу. Но, оказывается, государ-ству не требу-ются преданные люди. Чацкий говорит: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Итак, главным героем коме-дии является Чацкий, биография которого напоминает биографию многих декабристов и даже самого автора. По рождению и воспитанию Чацкий принадлежит к тем самым людям, образ жизни и мысли которых он категорически от-вергает. Отец Чацкого был другом Павла Афанасьевича Фамусова, рано умер, поэтому Александр Андреич воспиты-вался в доме последнего. Достигнув определенного возраста, Чацкий, как и многие дворяне того времени, служил в армии, а затем пробовал свои силы на государствен-ной службе в Петербурге. Его ждала блестящая карьера, но Александр Андреич неожиданно вышел в отставку и уехал за границу. Причина в том, что он захотел служить своей стране, “делу, а не лицам”, а это ока-залось невозмож-ным. За границей Чацкий провел несколько лет и вер-нулся в Москву зрелым человеком, имеющим свои взгляды и убеждения. Стоит отметить, что на Родину его привело не желание ссориться с дворянством, а мечта о любви и счастье. За годы странствий Александр Андреич не забыл о своей юношеской привязан-но-сти к Софье, дочери Фамусова, и хо-тел посвататься. Здесь Чацкого ждет полное разочарование. Винить же можно только его самого. Он расстался с Софьей, когда ей было четырнадцать лет, “три года не писал двух слов”, а затем “чуть свет” Чацкий появляется в доме Фамусова, уверен-ный в том, что его ждут и любят. Но Софья встретила его холодно, что явилось для него неожиданностью и причиной раздражения. А поскольку взгляды Чацкого на жизнь во многом расходятся с взглядами Фамусова, поводов для раздражения у Александра Андреича оказалось достаточно. Чацкий считает крепо-стное право пережитком прошлого, а для фамусовского общества оно является одним из устоев русской госу-дарственности. Александр Андреич называет помещика, обменявшего своих слуг на собак, “Нестором негодяев знатных”. Со злой иронией и негодованием го-ворит Чацкий и о другом помещике, для выплаты долгов распродавшего “от матерей, отцов отторженных де-тей” из своего театра. Он не согласен “принять за образцы” и считать “оте-чество отцами” таких людей, как Максим Петрович, который был готов унизиться и стать шутом, лишь бы получить “высочайшую улыбку”. Чацкий хочет, чтобы людей уважали за их личные достоинства, а не за чины или количество крепостных. Александр Андреич много времени провел за границей, но не перестал любить свою Родину, народ, ему “и дым Отечества … сладок и приятен”. Его национальную гордость оскорбляет то, что какой-то “французик из Бордо” рад тому, что “ни звука русского, ни русского лица” не встре-тил в высшем московском обществе. Этот человек, ничего не представ-ляющий из себя во Франции, здесь пользуется уваже-нием только потому, что он иностранец. Негодование Чацкого будет особенно понятно, если мы вспомним, что действие комедии разворачивается вско-ре после победы над Наполеоном, ведь Франция всегда была законодатель-ницей мод. Но сейчас русским есть чем гордиться, а они по-прежнему подражают ей. Чацкий сам говорит, что у него “ум с сердцем не в ладу”. Умом он понимает недостатки русской жизни, а сердцем продолжает любить Россию. То же можно сказать и об отношениях с Софьей. Чацкому ясно, что она его больше не любит, но сердце отказывается этому
    верить. Именно в этих душевных страданиях героя, в противоречии между разумом и чувствами заключается смысл названия комедии. Итак, в своей комедии Г-дов отразил вольнолюбивые тенденции русского общества и ос-новной конфликт эпохи: “век нынеш-ний” и “век минувший”. Старое не сда-ет свои позиции, а новое активно вторгается в жизнь. Г-дов выра-зил основные идеи передовых людей своего времени, которые хотели приблизить “век нынешний”. И можно смело сказать, что в Чацком выразился дух времени.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *