Как ребенка подтянуть по русскому языку 4 класс?

18 ответов на вопрос “Как ребенка подтянуть по русскому языку 4 класс?”

  1. pravdinjohn Ответить

    Без рубрики
    Фотоальбомы
    Болталка
    Анонс БАРАХОЛКА(пишут только МОДЕРАТОРЫ Б.М.)
    детки многодетных семей
    Поделки и развивашки (хвастики и мк, НЕ продажа)
    Авто ( сюда все о наших способах передвижения, обсуждаем марки и возможности авто)
    ЗНАКОМИМСЯ
    Наши конкурсы см.Правила
    Отдых Многодетных( как планируем, как отдыхаем и конечно же делимся рассказами о совместном отдыхе)
    От модератора.
    Правовые вопросы
    Земля Москва (прежде чем писать – пост от модератора!)категория ЗАКРЫТА!
    Земля РЕГИОНЫ (где и как дают, коммуникации, строительство)
    Проблемы и вопросы. связанные с многодетностью
    Юридическая поддержка для РЕГИОНОВ и М.Обл (права,льготы и др. юр.вопросы)
    Здоровье
    Беременность ( обсуждаем все , от запланированной или случайной беременности, до как протекает)
    Здоровье детей ( делимся советами по профилактике , а так же лечению )
    Про Нас Красивых ..давайте вспомним что мы – ЖЕНЩИНЫ)
    Будни
    Школа и д/с: (делимся всем,что связано со школьным периодом жизни детей,делимся своими переживаниями
    Позитив: Один день из жизни….многомамы (юмор, рассказы)
    Делюсь/рекомендую/советую(сюда,все полезные ссылки,распродажи,новости и другие “нужности”)
    Отдам даром.Только для отдающих!!!(детская/взрослая одежда, принадлежности).
    Домострой ( обсуждаем все что связано с нашим домом и уютом в нем )
    МЕНЮ БОЛЬШОЙ СЕМЬИ ( на каждый день и праздничное)
    Отношения в многодетной семье
    Архив
    Малообеспеченность,категория ЗАКРЫТА!

  2. sheverduk Ответить

    Как помочь детям хорошо усваивать русский язык.
    (Советы родителям)
    Знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, русский язык – один из самых трудных школьных предметов, требующий большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Для успешного овладения русским языком в школе большинству детей требуется систематическая помощь взрослых. Многие родители пытаются оказать детям такую помощь: повторяют вместе с ними правила, устраивают домашние диктанты. Но этого недостаточно.
    Чтобы помочь детям хорошо усваивать русский язык, надо понимать, какие способы умственной работы существуют, какие особенности памяти и внимания лежат в основе овладения грамотностью. Как учить ребенка этим способам умственной работы, как развивать у него нужные виды памяти и внимания? Чтобы эта помощь была результативной, надо знать причины, которые лежат в основе испытываемых учеником затруднений. Эти причины могут заключаться совсем не в том, что он не знает правил или пишет мало диктантов. Многие дети знают правила, но не умеют их применять. Нередки случаи, когда они вполне нормально справляются с диктантами, но делают много ошибок в изложениях и сочинениях. В таких случаях дополнительное повторение правил и писание диктантов – недостаточно эффективная помощь.
    Чтобы усвоить правила русской орфографии и быстро и точно применять их, ученик должен обладать целым рядом общих умений. Одно из них – умение быстро вспоминать нужные слова, языковая «готовность памяти». Это умение на уроках русского языка требуется буквально на каждом шагу. Правописание значительной части безударных гласных и непроизносимых согласных связано с быстрой (по ходу письма – молниеносной) мысленной подстановкой проверочного слова. Чтобы решить, слитно или раздельно пишется с каким-либо словом частица не, в большинстве случаев надо быстро подобрать в уме близкое по смыслу слово. Если по ходу письма необходимо для применения правила выделить корень в слове, для этого надо (опять-таки быстро!) вспомнить однокоренные слова. От того, умеет ли ученик подбирать такие слова с достаточной скоростью и точностью, в большой мере зависит умение применять правила и проверять себя в процессе письма.
    Быстрый поиск нужных слов в памяти – совсем не простое дело. В этом нетрудно убедиться. Попробуйте решить шуточную языковую задачку. Вспомните существительные среднего рода, которые кончаются на -зо. Сколько совсем неподходящих слов (Крузо, Карузо), а то и просто фантастических (арбузо, кукурузе) всплывает в вашем сознании, прежде чем появятся простые и хорошо знакомые пузо и железо.
    Умеет ли ваш сын или дочь находить в памяти задуманные слова с достаточной быстротой и точностью? Это несложно проверить. Попросите доказать, что в слове полосатый две безударные гласные – о. Для этого надо подобрать два проверочных слова: одно с ударением на первом слоге, другое – с ударением на втором (например,полосы и полоски). Сколько времени займет этот поиск? Если он осуществляется без задержки, все в порядке. Если же ребенок «лезет за словом в карман» – не все в порядке. В сравнительно небольшом диктанте (100-110 слов) может быть до 35 случаев, требующих проверки путем подстановки родственного слова. Долгие раздумья над каждым словом невозможны, и ребенок не успевает произвести все нужные проверки. Поэтому ученики нередко допускают ошибки даже в таких случаях, когда они хорошо знают правила и владеют способами их применения. Чем старше ученик, тем больше в своей письменной речи он пользуется словами, к которым подобрать проверочное слово даже и не в спешке совсем не легко: например, к таким обычным для сочинений старшеклассников словам, каквпечатление, воплощение, отражение, наслаждаться и др.
    Как помочь вашему сыну или дочери быстро находить нужные слова?
    Словарный запас каждого человека может быть пассивным и активным. Пассивный – это понимание слов, активный умение ими свободно пользоваться. Уже младшие школьники пассивно владеют основным словарным запасом русского языка (кроме специальной терминологии). Что же касается активного словарного запаса, он у разных людей различен. Хрестоматийный пример: героиня знаменитого романа Ильфа и Петрова людоедка Эллочка Щукина имела в своем активном словаре только тридцать два слова. Активный словарный запас у детей школьного возраста нередко бывает ограничен; часто дети теряются оттого, что не могут в нужный момент вспомнить и употребить хорошо знакомые слова.
    Вспоминать слова, необходимые для применения орфографического правила, например, подбора однокоренных слов, бывает гораздо труднее, чем использовать те же слова в связной речи.
    Чтобы осуществить переход от пассивного владения словарным запасом родного языка к активному, развить умение быстро подбирать слова как дли выражения своих мыслей, так и для решения орфографических задач, требуется длительная, настойчивая и разнообразная тренировка. Оговоримся: настойчиво тренировать ребенка – совсем не значит систематически заставлять, принуждать. Принуждение никогда не приводит к развитию способностей. Если же вы найдете способ приохотить ребенка к занятию, тренирующему нужную способность, то это занятие может стать увлечением, любимой игрой и положительно скажется на умственном развитии ребенка. Интуитивно дети сами стремятся к такой развивающей тренировке. Об этом свидетельствуют многие широко распространенные детские игры.
    Детские игры в слова
    Дети часто играют в «придумывание» слов: вспоминают названия городов по заданной букве, названия животных по первой и последней букве и др. Предложите детям вспомнить слова, которые читаются одинаково от конца к началу и от начала к концу (тот, шалаш, топот и т.д.). В дождливые каникулярные дни можно из длинного слова составлять слова из различных комбинаций букв, входящих в это длинное слово. Широкое распространение и удивительная живучесть этих игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствуют об их необходимости для умственного развития детей: играя, дети тренируют умение быстро вспоминать нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.
    Если эти игровые формы наполнить грамматическим содержанием, польза будет двойная, ребенок научится «не лезть за словом в карман» при усвоении и применении соответствующих правил.
    Самый распространенный прием – «придумайте пример на данное правило» становится увлекательной и педагогически эффективной игрой, если задание видоизменить следующим образом: «найдите как можно большепримеров». Такие задания позволяют активизировать в сознании и собирать вокруг правила большой массив слов. Вспомнить эти слова во время письма и мысленно соотнести их с нужным правилом после такой игры детям будет значительно легче. А главное -при выполнении таких заданий тренируется языковая «готовность памяти» – способность быстро «выдать на-гора’» понадобившееся слово.
    Процесс поиска слов очень увлекает: приходилось сталкиваться с такими случаями, когда дети, придумавшие и записавшие в тетрадь нужный ряд слов, возвращались к этой работе через день, два, неделю после выполнения задания и дописывали ряд новыми пришедшими в голову словами.
    Придумывание словесных рядов может быть сильно затруднено тем, что дети не знают, в каких уголках хранящегося в памяти обширного склада слов искать нужные. В таких случаях наводящий вопрос взрослого очень оживляет придумывание, в особенности, если этот вопрос направляет детей в область интересной для них реальности. Например, если предложить детям придумать ряд слов с сочетаниями, в которых не пишется мягкий знак (нч, чн, чк, нщ и т.д.), то после общеизвестных бетонщик, обманщик, каменщик и нянчить дети быстро выдохнутся. Нужный ряд слов заметно вырастет, если посоветовать: «Вспомните, как называются различные виды варенья, мороженого».
    Задание «Назовите сложные существительные, которые пишутся через дефис» – приведет к вялому припоминанию двух-трех слов типа диван-кровать или булочная-кондитерская. То же самое задание с добавлением «адреса» (поищите такие слова в русских народных сказках) даст целую обойму слов типа: шапка-невидимка, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги-скороходы и т.д.
    Заставим память потрудиться отыскать нужное слово. Приемы здесь очень разнообразны – это игры, загадки, шарады, кроссворды, анаграммы, метаграммы, логогрифы, различного рода ответы на вопросы, подбор слов со сходным или противоположным значением и т.д. В любом случае вспомнить, придумать, отгадать или каким-либо другим способом «добыть» нужное слово гораздо полезнее, чем записать слово под диктовку или переписать из книжки, вставляя пропущенную орфограмму.
    Вот примеры игровых заданий, требующих «добывания» нужного слова.
    1.
    Догадайтесь, какие слова пропущены в следующих предложениях. Запишите эти слова и объясните, почему в одних пишется -aн-, -ян-, а в других -анн-, -янн-.
    1) Была у зайца избушка лубяная, а у лисы…
    (Ответ: ледяная.)
    2) Андерсен написал сказку о стойком… солдатике.
    (Ответ: оловянном.)
    3) Жил петушок, золотой гребешок, … головушка, шелкова бородушка.
    (Ответ: маслена.)
    2.
    К данным прилагательным подберите антонимы (слова, противоположные по смыслу), содержащие в корне непроизносимый согласный звук. Объясните правописание непроизносимых согласных в этих словах: письменная речь, ясная погода, веселая песня, печальное известие.
    (Ответы: устная речь, ненастная погода, грустная песня, радостное известие.)
    3.
    К данным словам подберите синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне:
    Больничный лист (ответ: бюллетень).
    Асфальтированная дорога (ответ: шоссе).
    Пояснение, толкование к какому-нибудь тексту (ответ: комментарий).
    4.
    Огромное значение имеет раннее знакомство учеников с различного вида словарями, особенно с толковыми. Хорошо, если такие словари имеются дома. Знакомство с орфографическим словарем можно сопровождать игрой: «Кто быстрее?». Для этого родители читают любые слова из словаря, начинающиеся на разные буквы, а ученик находит это слово, записывает в тетрадь, несколько раз проговаривает, подчеркивает трудную орфограмму (игра на время). С найденными словами предложите составить словосочетание или предложение, а если есть время и желание, можно попытаться вместе составить рассказ, включив в него несколько выбранных слов. Предварительно важно выяснить лексическое значение всех слов
    5.
    Хороший результат в работе с трудными орфограммами дает тематическая классификация слов. 15 игре «Кто больше знает слов?» дети самостоятельно подбирают слова, распределяют их по колонкам и называют тему – заголовок колонки. Могут быть подобраны слова на такие темы: «Театр», «Зоопарк», «Полезные ископаемые», «Морские животные», «Вокзал», «Магазин» и т.д.
    Печальная уверенность в том, что правила не помогают, живет в сознании огромного числа школьников. Путь от знания правила к безошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Чтобы вы могли помочь вашему ребенку одолеть их, давайте разберемся, в чем же они заключаются. Одна из этих трудностей заключается в том. что у школьников, знающих конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения.
    Что такое общие умения?
    Прежде всего, умение различать части речи, то есть умение, во-первых, не путать их друг с другом, а во-вторых, выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся мертвым грузом, так как каждое правило «нацелено» па определенную часть речи. Так, подавляющее большинство школьников прекрасно знает, что деепричастный оборот необходимо выделять с двух сторон запятыми, но не делает этого либо потому, что путает деепричастия с другими частями речи, либо потому, что вообще» «не узнает их при встрече», не замечает их присутствия в тексте. Поэтому умение различать части речи – одна из важнейших предпосылок правильного применения правил.
    Второе» необходимое для грамотного письма общее умение – это умение разбираться в формах слов и их грамматических признаках. Так, путая падежи, склонения, род имен существительных, ученики не могут успешно применять правила, связанные с правописанием падежных окончаний.
    Третье важное умение – это умение «видеть» состав слова, то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы и окончания. Правила относятся чаще всего не к словам вообще, а к их частям. Более того, иногда одна и та же орфографическая задача (например, что пишется после ц: и или ы?) имеет одно решение для корня и совсем другое – для окончания. Поэтому, путая части слова (а это бывает очень часто!), дети не сумеют применить даже хорошо знакомые правила.
    Четвертое умение, необходимое для грамотного письма, – это умение анализировать звуки русской речи:различать глухие и звонкие согласные, выделять шипящие и т.д. Без этого умения невозможно применить целый ряд правил.
    Еще одно умение, без которого бесплодно знание любого грамматического правила, – это умение видеть, где его требуется применить, своеобразная орфографическая и пунктуационная зоркость. Без такой зоркости, например, ученики, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки, потому что не видят, где необходима такая проверка.
    Итак, чтобы применить правило, необходим целый ряд общих умений: умение различать части речи, грамматические признаки слов, части слов, звуки русской речи, а также умение видеть при письме «опасные места», требующие применения правил. Развитием этих умений надо заниматься на протяжении всего курса обучения: «пройти» за один-два дня здесь ничего нельзя. Как спортсмен, стремящийся к высокому уровню мастерства, ежедневно проделывает разнообразные виды физических упражнений, так и школьник, стремящийся стать грамотным, должен не только систематически «проходить» текущий учебный материал, но и постоянно упражняться для развития всех перечисленных умений.

  3. bayramkuraev Ответить

    Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
    • глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
    • уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
    • рука – записывать слово и закреплять его в памяти.
    Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов, написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

    Чтение

    Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей.

  4. Golderr Ответить

    Мы, взрослые, должны хорошо понимать, что орфографические и пунктуационные умения развиваются медленно и у каждого ребенка в своем темпе. К сожалению, только единицы, которым очень повезло, обладают «врожденной грамотностью», им достаточно двух-трех школьных уроков и домашних упражнений. Но большинству нужны регулярные занятия, с постоянным повторением и постепенным расширением круга изучаемых правил.

    Источник.

    4 важных орфографических умения

    Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.

    Умение видеть орфограммы

    То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.
    Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу[п]», «ле[ф]», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.

    Умение выбирать написание

    Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу[п]», «ле[ф]», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».

    Умение объяснить выбор написания устно и графически

    Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически. Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу[п]» и «ле[ф]», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.

    Фото из личного архива автора.

    Умение находить и исправлять ошибки

    Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:
    — убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;
    — применить правило;
    — объяснить написание графически.
    Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.

    Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами

    1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.
    2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.
    3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.
    4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.
    Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.
    Обложка поста: pexels.com.

  5. mikvv Ответить

    Как научиться писать без ошибок?
    Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг “даёт команду” руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.
    Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.
    Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

    Как определить дисграфию у ребёнка?

    Или он просто плохо знает правила?
    Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:
    Ошибки в ударных слогах (“рОдость” вместо “рАдость”).
    Пропуск букв.
    Недописывание слов и букв (“стака…” вместо “стакаН”).
    Перестановка слогов (“ябколо” вместо “яблоко”).
    Повторение одной и той же буквы (“магазиМ” вместо “магазин”).
    Буквы “б”, “в”, “э”, “з”, цифры “4”, “3”, “5” перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
    Забывание и пропуск редко встречающихся букв (“ъ” и “э”).
    И, наконец, “неаккуратность” в тетради:
    Ребёнок “не замечает” поля и продолжает писать до самого края тетради.
    “Съезжает” со строчек к концу предложения.
    Переносит слова неправильно.
    Часто не делает пробелов между словами.
    Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.

    Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

    Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.
    1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение “Волшебный диктант”.
    Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).
    2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение “Образ слова”.
    Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.
    3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение “Весёлый мультфильм”.
    Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина… Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

  6. insert here name Ответить

    Едва ли встретишь семью, где взрослые с безразличием относились бы к успехам детей в школе. Не найдёшь и ученика, который стремился бы учиться на «двойки».
    Как объединить усилия, чтобы помочь ребенку с русским языком? Точно не ругать ребёнка за те отметки, которые вы видите в дневнике. Не получилось достичь успеха сегодня — значит, нужно ещё поработать, чтобы добиться нужного результата. Однако бездействовать, списывая неудовлетворительные отметки на случайность, тоже нельзя. Случайностей не бывает.
    Если ребёнок перешел в другую школу, высока вероятность, что пробелы, возникшие из-за разницы в программах, проявятся, пусть и не сразу, а спустя полгода-год. В этом случае заниматься русским языком с ребёнком самостоятельно не всегда целесообразно, гораздо эффективнее помочь ребёнку выучить пропущенный материал поможет репетитор русского языка или учитель на дополнительных занятиях, ведь не каждый родитель хорошо ориентируется в программах по русскому языку.
    Не исключено, что школьник вроде бы выучил все правила, но применять их не умеет. В этом случае взрослые тоже обычно задумываются, как лучше заниматься с ребенком русским языком. Если у ребенка нет дисграфии, которая требует специализированной помощи логопеда, то почти наверняка помощь родителей принесёт пользу.
    Когда пропущено много уроков (например, во время болезни), также не стоит думать, что, начав заниматься с очередного урока, ребёнок может не обращаться к материалу, «пройденному» в классе во время его отсутствия. Каждый ли родитель сможет помочь выучить ребёнку русский язык в данной ситуации? Это зависит от того, насколько хорошо владеет взрослый нужными знаниями, насколько располагает временем, насколько готов приложить свои усилия, чтобы помочь сыну или дочери добиться результата.
    Когда до сдачи ОГЭ или ЕГЭ остается год или два, лучше доверить подготовку ребенку к экзаменам профессионалам. Однако и в начальной школе, и в пятом-шестом классах родителям вполне под силу разобраться, как заниматься с ребёнком русским языком.

    Как заниматься с ребёнком русским языком. Совет первый: пишите диктанты.

    Почему диктанты? Во-первых, диктанты — понятная каждому форма работы, вы без труда объясните ребёнку, как будете заниматься. Во-вторых, диктанты — одна из эффективнейших форм закрепления и повторения материала, важно только правильно подобрать материал для диктанта.
    Для диктовки можно взять тексты из популярных сборников диктантов, или самостоятельно подобранные отрывки из тех произведений, которые сейчас читает ребёнок, или фрагменты из научно-популярных статей. Чтобы ребёнок занимался с удовольствием, не используйте большие по объёму тексты, лучше разделите длинный текст на несколько частей. Дети, как правило, с интересом относятся к диктантам «с продолжением», которые можно писать, например, на протяжении недели.
    Чтобы диктанты принесли пользу, не забудьте несколько важных правил.
    Если ребёнок допускает много ошибок или вы впервые начинаете работать со словами на новое правило, дайте ребёнку прочитать текст. Вместе найдите все места, где могут быть допущены ошибки. Попросите ребёнка объяснить, какую букву или знак препинания он будет писать и почему именно так.
    Запишите текст под диктовку. Как провести диктант, вы можете прочитать здесь.
    Подскажите ребенку, что записывать слова лучше по слогам, чётко проговаривая каждое слово. Напоминайте ребёнку, что в школе также нужно проговаривать всё, что он пишет, только шёпотом (обычно учителя не делают замечаний ученику в этом случае).
    Напоминайте ребёнку, что нужно обязательно проверять написанное. Все нечётко слышимые звуки, все случаи слитного, раздельного или дефисного написания, а также постановку знаков препинания ребёнок должен уметь объяснить, обосновав свой выбор.
    Все слова, где были допущены ошибки, запишите в специальную тетрадку. Это будет словарик ребёнка. Используя слова из него (одновременно не более 10-20 слов — в зависимости от возраста ребёнка), вы можете провести словарный диктант или составить вместе с ребёнком небольшой текст, который потом можно записать под диктовку. В данном случае необязательно гнаться за глубоким смыслом, пусть фразы будут смешными — главное, чтобы ребёнок многократно обращался к словам, где были допущены ошибки, и отрабатывал их.

    Как заниматься с ребёнком русским языком. Совет второй: играйте!

    Разумеется, речь идет о дидактических играх, которые помогут повторить (и не забыть). Однако вовсе не обязательно объявлять ребёнку, что сейчас вы будете заниматься русским языком. Используя время в дороге, по пути в магазин и обратно, в очереди в поликлинике, вы найдёте немало возможностей повторить правила, а главное — применить их на практике. Ребёнок получает удовольствие от общения, а вы в это же время занимаетесь с ребенком русским языком. В зависимости от возраста ребёнка и от того, какие именно упражнения вызывают у него затруднения, можно предлагать задания:
    перечисли все гласные звуки (или буквы);
    подбери парный мягкий (или твердый) звук;
    подбери парный глухой (или звонкий) звук;
    вспомни звонкие звуки, у которых нет пары;
    вспомни глухие звуки, у которых нет пары;
    назови шипящие звуки;
    раздели слово на слоги;
    назови слово, в котором корень и суффикс (две приставки, приставка и суффикс и т.д.);
    определи род слова (чтобы ребенку было интереснее, можно объединять все слова в конкретный день занятий определённой темой — зоопарк, транспорт и т.д.);
    образуй множественное (или единственное) число от слова;
    просклоняй слова (чтобы ребенку было интереснее, можно в разные дни склонять только названия фруктов, только названия предметов мебели и т.д.);
    проспрягай глаголы (также можно объединять глаголы определённой темой);
    перестрой словосочетание («соломенная шляпа» заменить на «шляпа из соломы», «речной берег» заменить на «берег реки» и т.п.);
    сделай предложение распространенным и многие другие.
    Все эти задания важны, т.к. ребёнку, изучающему русский язык, регулярно приходится и определять род слов, и спрягать глаголы, и определять, какая буква пишется на месте сомнительного звука, и выполнять разбор словосочетаний и предложений. Зная, как правильно заниматься с ребёнком русским языком, вы поможете ему отработать навык применения своих знаний на практике.

    Как заниматься с ребёнком русским языком. Совет третий: приводите примеры!

    «А теперь приведите примеры на это правило», — говорил учитель, ставя большую часть класса в тупик. Знакомая ситуация? К сожалению, задача привести свои примеры для многих детей очень сложна. А вместе с тем именно умение привести собственные примеры, иллюстрирующие то или иное правило, свидетельствует о том, что правило усвоено и может с успехом применяться на практике.
    Как заниматься с ребёнком русским языком, чтобы он с интересом приводил примеры, подбирал проверочные слова, находил суффиксы, определяющие выбор написания? Устраивайте соревнование! Для взрослого почти нет разницы между «Придумай однокоренные слова к слову вода» и «Кто придумает больше однокоренных слов к слову вода». Для детей разница огромна. Желание победить — очень важная мотивация в развитии ребенка, особенно если вы поможете ему понять, почему победы не всегда удается достичь и как ещё нужно позаниматься, поработать, чтобы в следующий раз добиться более высокого результата. Если между собой соревнуются два или три ребёнка, победит один из них. А если вы занимаетесь русским языком с одним ребёнком и сами играете со своим сыном или дочерью? Кто в этом случае должен победить — вы или ребёнок? Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, нет. А кто обычно побеждает, когда вы играете в игры-бродилки, лото или прятки? Наверное, в каждой семье этот вопрос решается по-своему. Однако даже если взрослый побеждает в игре, ребёнка непременно надо похвалить. За что? За то, что вспомнил редкое слово; за то, что был внимателен и привёл все примеры без ошибок; за то, что смог назвать больше примеров, чем в прошлый раз. Позитивный настрой в любом деле очень важен, тем более что этот настрой ребёнок перенесёт и в другие ситуации, связанные с учёбой.

    Как заниматься с ребёнком русским языком. Совет четвёртый: ищите ошибки!

    Уже давно задача учителя при проверке работы по русскому языку не исправить неверное написание на правильное, а лишь указать строку или абзац, где допущена ошибка. Вы также можете использовать данный приём, когда занимаетесь с ребёнком русским языком.
    Как заниматься с ребёнком русским языком, применяя этот принцип? Можно искать ошибки в выполненном ребёнком задании (например, в записанном диктанте) или в готовом тексте, который уже содержит ошибки. Существуют различные мнения, можно ли предлагать детям печатный текст с ошибками (чтобы не подрывать доверие к печатному слову) либо лучше использовать рукописный текст. На мой взгляд, нестрашно отредактировать и печатный текст, поскольку сейчас в печатных и виртуальных СМИ мы встречаем немало ошибочных написаний, а значит, ребёнок должен быть готов к тому, что не всё напечатанное безоговорочно верно. Вместе с тем существуют шрифты, обеспечивающие печатное написание, которое очень похоже на рукописное, поэтому вы легко можете их использовать, если решили позаниматься с ребёнком русским языком.
    Что важно помнить, если вы решили использовать задания типа «Найди ошибку»? Если вы проверяете вместе с ребёнком диктант или выполненное им упражнение, слов с ошибками должно быть не более 10 на 100 слов, лучше — ещё меньше. Если в диктанте из 50 слов ребёнок допустил 20 ошибок, значит, он пока не выучил правила и вообще не готов выполнять задания на определённую тему (или разные темы). В этом случае поэтапно отрабатывайте каждое правило или обратитесь к специалисту, который поможет вам разработать комплекс занятий. Однако если вы видите всего несколько ошибок в выполненном ребёнком задании, предложите ему найти их самостоятельно. Поскольку в большинстве слов на конкретное правило ученик не ошибся, значит, правило в целом понятно ребёнку и пришло время не вырабатывать, а совершенствовать правописные навыки. В такой ситуации задание типа «Найди ошибку» вполне подойдёт.

    Как заниматься с ребёнком русским языком. Совет пятый: помогите ребёнку полюбить русский язык!

    Когда родители решают, как лучше заниматься с ребёнком русским языком, многие вспоминают весьма неоднозначный совет: «Ребенку надо больше читать!» За многие годы работы в школе я видела разных учеников — читающих взахлеб всё, что попадается под руку, и старающихся освоить даже школьную программу по литературе в кратком изложении. Прямой взаимосвязи между количеством прочитанных книг и грамотностью ученика, к сожалению, нет. Ведь важно не просто «проглотить» большой по объёму текст, а читать вдумчиво, задумываясь над смыслом непонятных слов, обращаясь к словарю, анализируя написание новых слов, обсуждая прочитанное в семье или с друзьями. Часто ли так читают дети? Увы, ответ очевиден.
    Русский язык сложно вдруг полюбить в старшей или даже средней школе, интерес к языку должен воспитываться с ранних лет. С малышом вы просто обсудите прочитанное («Почему только с приходом мышки вытянули репку?», «Домик кого из трёх поросят самый надёжный?», «Отчего богатыри всегда одерживают победу?»), нарисуете иллюстрацию, выучите наизусть стихотворение. С младшим школьником полезно также заглянуть в словарь, узнать значение непонятного слова, обратить внимание на его написание, подобрать синонимы или антонимы. Это всё обязательно вернётся сторицей, и, будучи внимательным к языку, ребёнок будет осваивать его гораздо успешнее и добьётся высоких результатов, причём не только на экзаменах по русскому языку.
    Помогайте ребёнку применять язык в жизни:
    сделайте ежевечерней традицией читать книги, а ежеутренней — по дороге в детский сад или школу придумывать продолжение к прочитанному;
    используйте «скучные» школьные задания типа «Выучите любое стихотворение про весну», что обратить внимание ребёнка на то, какой неодинаковой была весна у разных поэтов, какие слова использовали авторы в своих произведениях и какое настроение создавали;
    украшая квартиру к Новому году или решив приготовив блины на масленицу, поговорите с ребёнком о старинных обычаях, вспомните слова, которые сейчас уже вышли из обихода, расскажите об истории появления в языке новых слов;
    нарисуйте комикс и сделайте подписи к каждой картинки из двух-трёх слов;
    сочините небольшую историю и сделайте самодельную книжку с картинками, где на каждом развороте небольшой рассказ и иллюстрация к нему.
    Конечно, эти и многие другие совместные занятия, развивающие интерес и внимание ребёнка к русскому языку, требуют гораздо больше временных затрат и вашей подготовки к ним, чем выдача ребёнку планшета с мультфильмами или игровой приставки, но результат обязательно порадует всех.
    Приняв решение систематически заниматься с ребёнком русским языком, не отступайте и не забывайте, что ваши занятия должны быть систематическими, тогда уже через несколько месяцев вы обязательно убедитесь: изучать русский язык интересно, увлекательно и полезно!

  7. SZSerg Ответить

    Правила нужно повторять-учить
    параллельно.
    Если у вас “хвосты”
    тянутся с первого-второго классов, то лучше
    было бы найти старые книжки и повторять
    основу по ним.
    Неплохо,
    если для некоторорых правил вы сделаете
    (может и дети сами) схемы, которые будут
    перед глазами. Только они должны быть не
    совсем маленькими, хотябы А4.
    Словарные слова тоже
    повторять
    прийдется.
    Диктанты
    позвольте проверять сначала самим девочкам.
    Каждая свой текст. Пусть возьмут
    ручку-карандаш другого цвета и исправят
    свои ошибки сами (если найдут), а потом вы
    проверяйте. Или пусть обменяются тетрадями.
    Но вам все равно потом лучше проверить. Я
    сыну всегда выписывала слова с ошибками или
    просто с помарками под диктантом в столбик
    ярким цветом. Он потом должен был над ними
    поработать.
    Чем это
    удобно? Потом вы открываете тетрадь и
    можете возвращаться в любой момент к
    словам, в которых дети делали ошибки и
    соответственно снова проработать их.
    Рекомендую это
    делать.
    Если одни и те
    же слова встречаются, выпишите их на
    карточки, только большими буквами.
    Пропущенные буквы или неправильно
    написанные выделите другим цветом.

  8. j.toshev Ответить



    не ничего. И даже самые хорошие учебн…
    silkanna F
    10.03 15:21
    не ничего. И даже самые хорошие учебники близки к текущему по содержанию. Другое дело, что в приличном русском нет цитат Кончаловского, Федорчука и пр хрени, а есть Пушкин, Ахматова и пр. Рабочие бы тетради вам, хоть и по своей же программе.
    Автор: silkanna F
    Ответить



    Искать что проседает и учить правила….
    Anonymous
    12.03 21:03
    Искать что проседает и учить правила.
    Ответить



    Бесполезно учить правила, их в русско…
    Anonymous
    14.03 11:14
    Бесполезно учить правила, их в русском языке столько)))))) Выучишь правило, а применить? Вот вы наивная)
    Ответить



    Не бесполезно, если учить и сразу зак…
    Anonymous
    14.03 11:45
    Не бесполезно, если учить и сразу закреплять, выполняя упражнения по просевшей теме. Доводить до автоматизма и далее не забывать давать пару -тройку предложений на эти правила среди прочего учебного материала. Плюс много читать, так как мы запоминаем образ слова. Потом “глаз цепляется”, когда слово написано неправильно!
    Ответить



    На самом деле выучить ВСЕ правила рус…
    Anonymous
    14.03 15:16
    На самом деле выучить ВСЕ правила русского языка – это пара дней взрослому человеку.
    Я вот взяла и выучила.
    Это не сложно.
    И там есть ответы на все вопросы. Уж в рамках школьной программы 101%
    Ответить



    Пара дней? у вас феноменальная память…
    Anonymous
    15.03 09:34
    Пара дней? у вас феноменальная память?
    Ответить



    На память не жалуюсь. Плюс осознанная…
    Anonymous
    15.03 09:46
    На память не жалуюсь. Плюс осознанная мотивация, которой не хватает школьникам.
    Ответить



    И все же. Все правила русского языка …
    Anonymous
    15.03 09:59
    И все же. Все правила русского языка вы не выучите за 2 дня. Возможно, я смотрю на правила с позиции высшей школы. Но русский – один из самых трудных языков. Правила недостаточно запоминать, их нужно применять. Большая разница.
    Ответить



    Не высшей, конечно.
    Я про русский в …
    Anonymous
    15.03 10:03
    Не высшей, конечно.
    Я про русский в объёме школьного образования.
    А у автора только четвёртый класс. В первом букварь и единственно правило про жи-ши.
    Ответить


    В качестве дополнительной литературы …
    Nelly-shi F
    13.03 09:33
    В качестве дополнительной литературы могу порекомендовать серию книг Татьяны Рик “Веселые учебники. Здесь живут части речи”. Я со своими четвероклашками как раз читаю “Здравствуй, дядюшка глагол” – там есть все, что они прошли о глаголах в школе. А всего в серии 5 книг.
    Автор: Nelly-shi F
    Ответить

    Ахременкова.
    Oльга M. OH*
    13.03 10:28
    Ахременкова.
    Автор: Oльга M. OH*
    Ответить


    +100! К пятерке шаг за шагом. Обе кни…
    Anonymous
    14.03 11:12
    +100! К пятерке шаг за шагом. Обе книжки. Справочные материалы и учебник за тот класс, в котором учится ребенок. Отличное пособие!
    Ответить

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *