Как с вашей точки зрения влияют на деятельность лидера его последователи?

5 ответов на вопрос “Как с вашей точки зрения влияют на деятельность лидера его последователи?”

  1. Ams@ Ответить

    В политическом языке используется понятие политическая элита, обозначающее группу или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё.
    Большинство учёных-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты — принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.
    Вопрос 2. Какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений?
    При этом признаётся существование, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику. Это прежде всего экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и др.). При определённых обстоятельствах соединение экономической и политической власти ведёт к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряжённости возрастает влияние военной элиты. А в случае военного переворота военная элита берёт власть.
    В определённые периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определённых вопросов может повлиять и научная элита (ведущие учёные, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам.
    При существовании различных подходов политическая наука признаёт реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Учёные-политологи объясняют это:
    — психологическим, социальным и интеллектуальным неравенством людей;
    — политической пассивностью широких слоёв населения;
    — общественной значимостью профессионального управленческого труда;
    — возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью.
    Подчёркивая ценность профессиональных деловых качеств современной политической элиты, исследователи отмечают, что эти качества необязательно сочетаются с другими достоинствами, в том числе и с моральными. Если для одних людей вхождение во власть связано со стремлением служить общему благу, то для других на первом плане нередко оказываются эгоистические мотивы.
    Вопрос 3. Как рекрутируется политическая элита?
    В политологии различают закрытую и открытую системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведёт к отрыву элиты от народа, превращению её в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения на них выходцев из любых общественных слоёв, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.
    На начальном этапе разработки теории элит она противопоставлялась идеям демократии («либо власть меньшинства, либо власть большинства»). Впоследствии предпринимались попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются различными группами правящего класса; в положении о конкуренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами; в указании на обновление состава элит через демократические выборы.
    Вопрос 4. Кто такой политический лидер? Каковы основные признаки политического лидерства?
    Лидер воздействует на поведение других людей. Но ведь все люди, взаимодействуя, оказывают в той или иной степени влияние друг на друга. Политическое лидерство — это не любое влияние, а влияние, во-первых, постоянное; во-вторых, однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, широкое, охватывающее всё общество или большие группы людей; в-четвертых, опирающееся на авторитет лидера. Последнее отличие подводит нас к вопросу о соотношении понятий «политический лидер» и «политический руководитель».
    В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.
    Ведь политика осуществляется в масштабе всего общества и связана с использованием государственной власти. В отличие от лидерства в небольшом коллективе современное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию.
    Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.
    Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.
    Вопрос 5. Перечислите основные функции политического лидера.
    Политический лидер является ведущей политической фигурой: главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?
    1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает в своей деятельности. Важно также своевременно замечать изменения в политических настроениях масс и корректировать политику.
    2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, и находит оптимальные политические решения.
    3. Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая её массовую поддержку. Политический лидер считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих действий, обеспечить понимание разработанной программы. Он принимает меры, направляющие активность масс на выполнение программных задач. При этом большое значение приобретает координация деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, различных групп последователей, налаживание взаимодействия между ними в процессе движения к намеченной цели.
    4. Политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении сторонников. Призвание общенационального лидера — охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять центробежным тенденциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он должен регулировать отношения внутри общества, выполнять функцию арбитра в столкновении различных групп, организаций, звеньев государственной власти. Его задача — поддерживать законность и общественный порядок, защищать граждан от произвола и беззакония.
    5. Политический лидер, лидер партии представляет интересы определённой общественной группы в отношениях с другими группами, ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями, движениями. Лидер страны выступает от имени государства внутри её и представляет страну на международной арене.
    Вопрос 6. Какими качествами должен обладать политический лидер?
    Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твёрдую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нестандартным мышлением.
    Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.
    Необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.
    Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе других, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
    Вопрос 7. Сравните традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?
    Широкое признание получила типология немецкого учёного М. Вебера. Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.
    Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И вообще этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.
    Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.
    Следующий тип — харизматическое лидерство. Харизматический лидер наделён экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен — революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности Управлять, эффективно решать все проблемы.
    Сравнение этих трёх типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме, а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.
    Вопрос 1. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Ж. Херманн, охарактеризовать его.
    Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 22 апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
    Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей.
    В. И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.
    Вопрос 2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
    Согласен. Политик ведет свою игру, его цель пробиться и засветиться везде где только можно, а государственный деятель, если он патриот своей страны, то делает все, чтобы жизнь в государстве стала лучше.

  2. Saper7481 Ответить

    Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держать­ся, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
    Не каждый политический лидер обладает всеми назван­ными качествами, но чем полнее они представлены у кон­кретного политического лидера, тем успешнее он играет свою роль. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)
    Американский политолог М. Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы та­ковы:
    1) основные политические убеждения лидера;
    2) политический стиль лидера;
    3) мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь
    добиться положения политического руководителя;
    4) реакция лидера на давление и стресс;
    5) обстоятельства, при которых лидер впервые оказался
    в положении политического руководителя;
    6) предшествующий политический опыт лидера;
    7) политический климат, в котором лидер начинал свою
    деятельность.
    Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его отно­сительно полную характеристику.
    В общественном сознании складывается определенный образ того или иного политического лидера, называемый его имиджем (от англ. image — образ). Он может возникать сти­хийно, без специальных усилий деятеля или его сторонни­ков. Однако нередко имидж создается целенаправленными усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, ко­торые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те ее черты, которые могут быть восприняты негативно.
    ТИПЫ ЛИДЕРСТВА
    Вполитологии существуют различные подходы к опреде­лению типов лидерства.
    Один из них основан на различии масштабов лидерства. Выделяют лидеров общенациональных (нации, всего наро­да); лидеров определенного класса или иной большой соци­альной группы; лидеров общественной организации или движения (прежде всего политической партии). Лидеры со­циальных групп или политических партий могут иметь вли-
    яние в масштабе всего государства (общенациональном) ли­бо в отдельном регионе (в области, республике, земле, шта­те).
    Другой подход основан на различиях стиля лидерства (вспомните рассмотренную в первой части курса характери­стику трех стилей — авторитарного, демократического и ли­берального).
    Широкое признание получила типология немецкого уче­ного М. Вебера (1864—1920). Он выделил три типа лидер­ства: традиционное, легальное (на основе закона), харизма­тическое.
    Традиционное лидерство основано на сложившихся тра­дициях, например на вере в незыблемость порядка наследо­вания власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером на­ции. И к тому же этот тип лидерства принадлежит преиму­щественно истории.
    Лидерство на основе закона (легальное) во многих стра­нах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определенных законных про­цедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание лидера произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.
    Третий тип — харизматическое лидерство. Слово «хариз­ма» имеет греческое происхождение и в буквальном смысле означает «благодать, божественный дар». Харизматический лидер наделен экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых обще­ственных перемен — революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и вли­яние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности управлять, эффективно решать все проблемы.
    Сравнение этих трех типов лидерства позволяет отме­тить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме (поэтому его иногда называют рационально-легаль­ным типом лидерства), а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повсе­дневных задач в спокойные периоды развития общества. Ли­деры харизматического типа являются катализаторами пе­ремен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.
    ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
    Принятие политических властных решений связано не только с деятельностью политических лидеров, политичес­ких элит и политических партий, но и таких объединений, которые называют группами давления. Одни политологи считают это название синонимом «групп интересов», к ко­торым относят организации самого разного типа (предприни­мательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. п.). Другие характеризуют их как образования, созданные с це­лью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направле­нии, как «некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей». В отличие от политических партий, такие группы не стремят­ся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов. Так, например, принятие закона, ограничивающего на телевиде­нии рекламу спиртных напитков, может нанести ущерб фир­мам, их производящим. В этом случае фирмы ищут способы воздействия на парламент с целью предотвратить возможные потери. В подобных случаях осуществляется лоббирование особых интересов определенной общественной группы.
    Понятие «лоббизм» первоначально означало «преддверие парламента», а лоббистами стали называть людей, оказыва­ющих непосредственное влияние на парламентария. В даль­нейшем этот термин используется для обозначения профес­сиональной деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение (в США, например, эта деятельность регулируется специальным законом).
    I «Потребитель — единственный человек в нашей эконо-
    1 мике, у которого нет могущественных лоббистов в Ва-
    I Дж. Кеннеди (1917—1963), президент США
    Лоббистская деятельность реализуется через различные комитеты, комиссии, бюро, создаваемые при законодатель­ных и исполнительных органах, через воздействие на отдельных влиятельных политических деятелей. Устанав­ливаются контакты с ведущими политиками, их информи­рование и консультирование, выступления на парламент­ских слушаниях. Но в такой деятельности есть и оборотная сторона: угрозы, шантаж, коррупция.
    В реальной политической жизни возникает сложный механизм взаимодействий политических лидеров, политиче­ской элиты, парламентариев, правительственных чиновни­ков, политических партий и других общественных орга­низаций, групп давления, влияющих на принятие полити­ческих решений.
    Основные понятия: политическая элита, контрэлита, по­литический лидер, имидж политического лидера, группа давления.
    Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, ха­ризматический тип лидерства, лоббирование.
    1) Что представляет собой политическая элита? 2) Како­вы основные типы формирующихся в обществе элит? 3) Чем контрэлита отличается от элиты? 4) В чем заключается сущ­ность политического лидерства? 5) На каких основаниях оп­ределяются типологии лидерства? 6) Как создается имидж политического лидера? 7) Какую роль в политической жиз­ни играют группы давления?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Какой политический лидер прошлого или современно­
    сти вам интересен больше других? Попытайтесь его охарак­
    теризовать, применяя политологическое понятие и типоло­
    гию лидерства.
    2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного дея­
    теля от политика в том, что политик ориентируется на сле­
    дующие выборы, а государственный деятель — на следую­
    щие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением?
    Аргументируйте свой ответ.
    3. В 1996 г. было выявлено мнение населения о факто­
    рах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошен­
    ных назвали ум, интеллект, знания, 48% указали конструк­
    тивность программы выхода России из кризиса, 45% —
    профессионализм, 38% — волю, целеустремленность, 38% —
    поддержку простыми людьми, 16% — поддержку СМИ,
    20% — поддержку финансовыми структурами. Если бы
    опрос проходил в дни, когда вы изучаете этот параграф
    учебника, каким можно предположить мнение населения о
    политическом лидере? В какой последовательности располо­
    жили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факто­
    ры успеха вы включили бы в перечень? Свой ответ проком­
    ментируйте.
    Поработайте с источником
    Познакомьтесь с подходами к изучению политического лидерства современного российского исследователя.
    Так же как в социальной психологии и политологии, при анализе феномена политического лидерства существуют три основных подхода. Первый заостряет внимание на исследо­вании среды как фактора, наиболее сильно влияющего на процесс лидерства. Упор в таких работах делается на изуче­нии внутренних социально-экономических процессов, орга-
    низационных структур, культурно-исторического контекста, стабильных и нестабильных ситуаций, национальных и межгосударственных условий.
    Другой подход, по аналогии с некоторыми социально-психологическими исследованиями, акцентирует внимание на индивидуальных свойствах личности, облеченной поли­тической властью, которая контролирует поведение других. При этом одни исследователи придают большое значение чертам характера личности и особенностям поведения само­го руководителя, другие же считают особенно важными фор­мальные факторы обладания должностью.
    Третий подход пытается объяснить лидерство через опи­сание качеств, присущих последователям или оппонентам лидера.
    Наиболее значимыми явлениями здесь считаются: склон­ности и готовность признать роль других, их социоэкономи-ческие и политические ожидания, групповые интересы и фракционные споры.
    Эти различные подходы явно прослеживаются и в изуче­нии президентства в Соединенных Штатах. Так, одна из школ (. ) считает наиболее важными для законодателей и чиновников, в плане их влияния на массы навыки личного лидерства.
    Представители другой школы (. ) утверждают, что «ключ к пониманию президентской власти заключается в ее конституционности» и в таких политических факторах, как выборы, парламентские блоки, общественное мнение.
    Третья точка зрения (. ) практически включает в себя обе предыдущие, убеждая, что «президентская власть может быть, в частности, понята только в контексте всей полити­ческой системы и ее окружения».
    Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. —Архангельск, 1996. —
    f^J Вопросы и задания к источнику. 1) Дайте краткие наименова­ния каждому из описанных подходов к изучению проблемы. 2) Опираясь на курс истории и другие источники, объясните, ка­кое воздействие на политическое лидерство оказывает среда. 3) Ка­ким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера? 4) Как, с вашей точки зрения, влияют на деятельность ли­дера его последователи и оппоненты? 5) Проиллюстрируйте на лю­бых примерах из истории или современности каждый из представ­ленных в документе трех подходов. 6) Что нового по сравнению с учебным текстом дает вам этот документ?
    J *W^
    § 24. Выборы в демократическом обществе
    какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?
    Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
    Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.
    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
    Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.Избира­тельная система включает два основных структурных компо­нента: 1) избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс — комплекс дей­ствий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые поли­тологи рассматривают в составе избирательной системы, на­ряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).
    Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).
    В узком смысле избирательное право — это политическое
    право гражданина избирать (активное) и быть избранным
    (пассивное) в органы государственной власти и местного са­
    моуправления .
    — ^
    В большинстве стран, в том числе и в России, право из­бирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претен­дующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необ­ходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Пре­зидентом РФ — с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.
    Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на ос­нове принципов всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. (В чем суть и значи­мость этих принципов?)
    В Австралии за неучастие гражданина в выборах нала­гается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму из­бирательного залога.
    Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представ­лено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Япо­нии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной аги­тации. В последние годы значительно повысились требова­ния и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избиратель­ное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.
    На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осу­ществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыбор­ная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и прове­дение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный про­цесс называют избирательной системой в действии.
    Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из
    них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избира­тельной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится ста­бильность, в другой — равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей — связи между избирате­лями и избираемыми. Избирательные системы всегда отра­жают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.

  3. crankk10 Ответить

    Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
    Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода. Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли.Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точки зрения, всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями.Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей.Четвёртый подход к лидерству в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарного». В данном случае руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидерства и его последователей.Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно… обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.Из работы М. Ж. Херманн «Составные части лидерства»

  4. Maxim88i Ответить

    Политический лидер является ведущей политической фи­гурой — главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?
    1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно
    оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запро­
    сы и потребности различных групп в обществе, обобщает их
    и учитывает в своей деятельности. Важно также своевремен­
    но замечать изменения в политических настроениях масс и
    корректировать политику.
    2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов
    различных групп и в соответствии со своими идеалами ли­
    дер формулирует цели, определяет средства их достижения,
    разрабатывает программу действий. Он заботится о том, что­
    бы цели и намеченные действия отвечали запросам заинте­
    ресованных групп населения, соответствовали реальным воз­
    можностям, находит оптимальные политические решения.
    3. Политический лидер стремится укреплять связь влас­
    ти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обес­
    печивая ее массовую поддержку. Политический лидер
    считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих дей­
    ствий, обеспечить понимание разработанной программы. Он
    принимает меры, направляющие активность масс на выпол­
    нение программных задач. При этом большое значение при­
    обретает координация деятельности государственных орга­
    нов, политических партий, общественных организаций,
    различных групп последователей, налаживание взаимодейст­
    вия между ними в процессе движения к намеченной цели.
    4. Политический лидер заботится о единстве своей орга­
    низации, о сплочении сторонников.
    5. Призвание общенационального лидера — охранять об­
    щество от раскола, гражданской конфронтации, направлять
    усилия на интеграцию, противостоять центробежным тен­
    денциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он дол­
    жен регулировать отношения внутри общества, выполнять
    функцию арбитра в столкновении различных групп, органи­
    заций, звеньев государственной власти. Его задача — под­
    держивать законность и общественный порядок, защищать
    граждан от произвола и беззакония.
    6. Политический лидер представляет интересы опреде­
    ленной общественной группы в отношениях с другими груп­
    пами, ведет политическую дискуссию с оппонентами, осу­
    ществляет внешние связи с партиями, организациями,
    движениями. Лидер страны выступает от имени государства
    внутри ее и представляет страну на международной арене.
    Выполнять названные функции сможет не каждый поли­тик. Политический лидер должен обладать многими качест­вами, при отсутствии которых его деятельность не будет ус­пешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твердую волю, смелость и решительность. По­следователи ждут от лидера честности, верности обществен­ному долгу, заботы об общественном благе и справедливос­ти. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется боль­шее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нетрадиционно смотреть на проблемы. Ему должна быть присуща способность видеть тенденции разви­тия общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.
    Лидеру также необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументиро­ванно противостоять другим мнениям, политическая муд­рость, большая гибкость, умение маневрировать между по­лярными силами.
    Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держать­ся, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
    Не каждый политический лидер обладает всеми назван­ными качествами, но чем полнее они представлены у кон­кретного политического лидера, тем успешнее он играет свою роль. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)
    Американский политолог М. Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы та­ковы:
    1) основные политические убеждения лидера;
    2) политический стиль лидера;
    3) мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь
    добиться положения политического руководителя;
    4) реакция лидера на давление и стресс;
    5) обстоятельства, при которых лидер впервые оказался
    в положении политического руководителя;
    6) предшествующий политический опыт лидера;
    7) политический климат, в котором лидер начинал свою
    деятельность.
    Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его отно­сительно полную характеристику.
    В общественном сознании складывается определенный образ того или иного политического лидера, называемый его имиджем (от англ. image — образ). Он может возникать сти­хийно, без специальных усилий деятеля или его сторонни­ков. Однако нередко имидж создается целенаправленными усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, ко­торые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те ее черты, которые могут быть восприняты негативно.
    ТИПЫ ЛИДЕРСТВА
    Вполитологии существуют различные подходы к опреде­лению типов лидерства.
    Один из них основан на различии масштабов лидерства. Выделяют лидеров общенациональных (нации, всего наро­да); лидеров определенного класса или иной большой соци­альной группы; лидеров общественной организации или движения (прежде всего политической партии). Лидеры со­циальных групп или политических партий могут иметь вли-
    яние в масштабе всего государства (общенациональном) ли­бо в отдельном регионе (в области, республике, земле, шта­те).
    Другой подход основан на различиях стиля лидерства (вспомните рассмотренную в первой части курса характери­стику трех стилей — авторитарного, демократического и ли­берального).
    Широкое признание получила типология немецкого уче­ного М. Вебера (1864—1920). Он выделил три типа лидер­ства: традиционное, легальное (на основе закона), харизма­тическое.
    Традиционное лидерство основано на сложившихся тра­дициях, например на вере в незыблемость порядка наследо­вания власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером на­ции. И к тому же этот тип лидерства принадлежит преиму­щественно истории.

  5. imperialzone Ответить

    Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держать­ся, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
    Не каждый политический лидер обладает всеми назван­ными качествами, но чем полнее они представлены у кон­кретного политического лидера, тем успешнее он играет свою роль. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)
    Американский политолог М. Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы та­ковы:
    1) основные политические убеждения лидера;
    2) политический стиль лидера;
    3) мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь
    добиться положения политического руководителя;
    4) реакция лидера на давление и стресс;
    5) обстоятельства, при которых лидер впервые оказался
    в положении политического руководителя;
    6) предшествующий политический опыт лидера;
    7) политический климат, в котором лидер начинал свою
    деятельность.
    Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его отно­сительно полную характеристику.
    В общественном сознании складывается определенный образ того или иного политического лидера, называемый его имиджем (от англ. image — образ). Он может возникать сти­хийно, без специальных усилий деятеля или его сторонни­ков. Однако нередко имидж создается целенаправленными усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, ко­торые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те ее черты, которые могут быть восприняты негативно.
    ТИПЫ ЛИДЕРСТВА
    Вполитологии существуют различные подходы к опреде­лению типов лидерства.
    Один из них основан на различии масштабов лидерства. Выделяют лидеров общенациональных (нации, всего наро­да); лидеров определенного класса или иной большой соци­альной группы; лидеров общественной организации или движения (прежде всего политической партии). Лидеры со­циальных групп или политических партий могут иметь вли-
    яние в масштабе всего государства (общенациональном) ли­бо в отдельном регионе (в области, республике, земле, шта­те).
    Другой подход основан на различиях стиля лидерства (вспомните рассмотренную в первой части курса характери­стику трех стилей — авторитарного, демократического и ли­берального).
    Широкое признание получила типология немецкого уче­ного М. Вебера (1864—1920). Он выделил три типа лидер­ства: традиционное, легальное (на основе закона), харизма­тическое.
    Традиционное лидерство основано на сложившихся тра­дициях, например на вере в незыблемость порядка наследо­вания власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером на­ции. И к тому же этот тип лидерства принадлежит преиму­щественно истории.
    Лидерство на основе закона (легальное) во многих стра­нах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определенных законных про­цедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание лидера произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.
    Третий тип — харизматическое лидерство. Слово «хариз­ма» имеет греческое происхождение и в буквальном смысле означает «благодать, божественный дар». Харизматический лидер наделен экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых обще­ственных перемен — революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и вли­яние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности управлять, эффективно решать все проблемы.
    Сравнение этих трех типов лидерства позволяет отме­тить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме (поэтому его иногда называют рационально-легаль­ным типом лидерства), а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повсе­дневных задач в спокойные периоды развития общества. Ли­деры харизматического типа являются катализаторами пе­ремен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.
    ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
    Принятие политических властных решений связано не только с деятельностью политических лидеров, политичес­ких элит и политических партий, но и таких объединений, которые называют группами давления. Одни политологи считают это название синонимом «групп интересов», к ко­торым относят организации самого разного типа (предприни­мательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. п.). Другие характеризуют их как образования, созданные с це­лью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направле­нии, как «некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей». В отличие от политических партий, такие группы не стремят­ся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов. Так, например, принятие закона, ограничивающего на телевиде­нии рекламу спиртных напитков, может нанести ущерб фир­мам, их производящим. В этом случае фирмы ищут способы воздействия на парламент с целью предотвратить возможные потери. В подобных случаях осуществляется лоббирование особых интересов определенной общественной группы.
    Понятие «лоббизм» первоначально означало «преддверие парламента», а лоббистами стали называть людей, оказыва­ющих непосредственное влияние на парламентария. В даль­нейшем этот термин используется для обозначения профес­сиональной деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение (в США, например, эта деятельность регулируется специальным законом).
    I «Потребитель — единственный человек в нашей эконо-
    1 мике, у которого нет могущественных лоббистов в Ва-
    1 шингтоне».
    I Дж. Кеннеди (1917—1963), президент США
    Лоббистская деятельность реализуется через различные комитеты, комиссии, бюро, создаваемые при законодатель­ных и исполнительных органах, через воздействие на отдельных влиятельных политических деятелей. Устанав­ливаются контакты с ведущими политиками, их информи­рование и консультирование, выступления на парламент­ских слушаниях. Но в такой деятельности есть и оборотная сторона: угрозы, шантаж, коррупция.
    В реальной политической жизни возникает сложный механизм взаимодействий политических лидеров, политиче­ской элиты, парламентариев, правительственных чиновни­ков, политических партий и других общественных орга­низаций, групп давления, влияющих на принятие полити­ческих решений.
    Основные понятия: политическая элита, контрэлита, по­литический лидер, имидж политического лидера, группа давления.
    Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, ха­ризматический тип лидерства, лоббирование.
    Проверьте себя
    1) Что представляет собой политическая элита? 2) Како­вы основные типы формирующихся в обществе элит? 3) Чем контрэлита отличается от элиты? 4) В чем заключается сущ­ность политического лидерства? 5) На каких основаниях оп­ределяются типологии лидерства? 6) Как создается имидж политического лидера? 7) Какую роль в политической жиз­ни играют группы давления?
    Подумайте, обсудите, сделайте
    1. Какой политический лидер прошлого или современно­
    сти вам интересен больше других? Попытайтесь его охарак­
    теризовать, применяя политологическое понятие и типоло­
    гию лидерства.
    2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного дея­
    теля от политика в том, что политик ориентируется на сле­
    дующие выборы, а государственный деятель — на следую­
    щие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением?
    Аргументируйте свой ответ.
    3. В 1996 г. было выявлено мнение населения о факто­
    рах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошен­
    ных назвали ум, интеллект, знания, 48% указали конструк­
    тивность программы выхода России из кризиса, 45% —
    профессионализм, 38% — волю, целеустремленность, 38% —
    поддержку простыми людьми, 16% — поддержку СМИ,
    20% — поддержку финансовыми структурами. Если бы
    опрос проходил в дни, когда вы изучаете этот параграф
    учебника, каким можно предположить мнение населения о
    политическом лидере? В какой последовательности располо­
    жили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факто­
    ры успеха вы включили бы в перечень? Свой ответ проком­
    ментируйте.
    Поработайте с источником
    Познакомьтесь с подходами к изучению политического лидерства современного российского исследователя.
    Так же как в социальной психологии и политологии, при анализе феномена политического лидерства существуют три основных подхода. Первый заостряет внимание на исследо­вании среды как фактора, наиболее сильно влияющего на процесс лидерства. Упор в таких работах делается на изуче­нии внутренних социально-экономических процессов, орга-
    низационных структур, культурно-исторического контекста, стабильных и нестабильных ситуаций, национальных и межгосударственных условий.
    Другой подход, по аналогии с некоторыми социально-психологическими исследованиями, акцентирует внимание на индивидуальных свойствах личности, облеченной поли­тической властью, которая контролирует поведение других. При этом одни исследователи придают большое значение чертам характера личности и особенностям поведения само­го руководителя, другие же считают особенно важными фор­мальные факторы обладания должностью.
    Третий подход пытается объяснить лидерство через опи­сание качеств, присущих последователям или оппонентам лидера.
    Наиболее значимыми явлениями здесь считаются: склон­ности и готовность признать роль других, их социоэкономи-ческие и политические ожидания, групповые интересы и фракционные споры.
    Эти различные подходы явно прослеживаются и в изуче­нии президентства в Соединенных Штатах. Так, одна из школ (…) считает наиболее важными для законодателей и чиновников, в плане их влияния на массы навыки личного лидерства.
    Представители другой школы (…) утверждают, что «ключ к пониманию президентской власти заключается в ее конституционности» и в таких политических факторах, как выборы, парламентские блоки, общественное мнение.
    Третья точка зрения (…) практически включает в себя обе предыдущие, убеждая, что «президентская власть может быть, в частности, понята только в контексте всей полити­ческой системы и ее окружения».
    Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. —Архангельск, 1996. —
    С. 205 —206.
    f^J Вопросы и задания к источнику. 1) Дайте краткие наименова­ния каждому из описанных подходов к изучению проблемы. 2) Опираясь на курс истории и другие источники, объясните, ка­кое воздействие на политическое лидерство оказывает среда. 3) Ка­ким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера? 4) Как, с вашей точки зрения, влияют на деятельность ли­дера его последователи и оппоненты? 5) Проиллюстрируйте на лю­бых примерах из истории или современности каждый из представ­ленных в документе трех подходов. 6) Что нового по сравнению с учебным текстом дает вам этот документ?
    J*W^
    § 24. Выборы в демократическом обществе
    Вспомните:
    какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?
    Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
    Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.
    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
    Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.Избира­тельная система включает два основных структурных компо­нента: 1) избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс — комплекс дей­ствий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые поли­тологи рассматривают в составе избирательной системы, на­ряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).
    Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).
    В узком смысле избирательное право — это политическое
    право гражданина избирать (активное) и быть избранным
    (пассивное) в органы государственной власти и местного са­
    моуправления .
    – ^
    В большинстве стран, в том числе и в России, право из­бирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претен­дующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необ­ходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Пре­зидентом РФ — с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.
    Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на ос­нове принципов всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. (В чем суть и значи­мость этих принципов?)
    В Австралии за неучастие гражданина в выборах нала­гается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму из­бирательного залога.
    Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представ­лено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Япо­нии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной аги­тации. В последние годы значительно повысились требова­ния и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избиратель­ное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.
    На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осу­ществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыбор­ная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и прове­дение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный про­цесс называют избирательной системой в действии.
    Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из
    них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избира­тельной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится ста­бильность, в другой — равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей — связи между избирате­лями и избираемыми. Избирательные системы всегда отра­жают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *