Как сделать синтаксический разбор предложения 4 класс примеры?

13 ответов на вопрос “Как сделать синтаксический разбор предложения 4 класс примеры?”

  1. lsp1rt Ответить


    Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
    Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
    В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
    Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на  элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
    В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы “Школа 2100”, “Школа России” и “Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами “прокладывают” преемственные связи между начальной и средней школой.
    В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

    Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

  2. RomanRPE06 Ответить

    В соответствии с правилами русского языка разобрать текст можно с помощью четырёх видов анализа: морфологического, по составу, фонетического и синтаксического. Последний представляет собой разбор синтаксических единиц, в процессе которого в первую очередь выделяют грамматическую основу. При этом анализ проводится согласно определённому алгоритму действий:

    Соответствующими линиями подчёркиваются члены предложения.
    Осуществляется их характеристика.
    Рисуется схематическое изображение конструкции.
    Далее необходимо разобраться с главными членами предложения, составляющими грамматическую основу. Обычно это подлежащее, обозначающее объект либо предмет, а также сказуемое, указывающее на выполненное первым действие. В качестве подлежащего могут выступать местоимения и существительные, а сказуемое представлено глаголом, кратким прилагательным либо существительным.
    Кроме этого, чтобы связать основные слова в правильное логическое высказывание, используются второстепенные члены предложения, необходимые для раскрытия целостной картины описываемых событий. К ним относятся определение (местоимение, числительное, прилагательное), дополнение (существительное или местоимение) и обстоятельство (существительное с предлогом и наречие).
    На основе перечисленных данных делается общий анализ предложения. Он заключается в подробном разборе связанных в законченную мысль лексем.

    Синтаксические единицы

    Для составления описания синтаксической конструкции необходимо знать критерии лексем. При анализе предложения определяют несколько характеристик в таком порядке:

    Вид высказывания. Фраза имеет некую эмоционально-экспрессивную окраску, в соответствии с которой является восклицательной или невосклицательной. Также она различается по цели высказывания и может быть побудительной, вопросительной или повествовательной.
    Грамматическая основа. Последовательное описание каждого члена предложения и средств их выражения, а также структуры синтаксической единицы.
    Тип конструкции: простая или сложная. Первая изучается по полноте (с указанием отсутствующего компонента в неполном предложении), распространённости, наличию осложняющих элементов (однородных членов, обращений, местоимений, вводных слов или выражений) и составу (одно- или двусоставная). В односоставных дополнительно устанавливают тип, который бывает личным, безличным, назывным или неопределённо-личным. В сложном предложении выясняют, является ли оно сложносочинённым (ССП), сложноподчинённым (СПП) или бессоюзным (БСП).
    Наличие пунктуационных знаков.
    Для удобства можно сделать памятку в виде таблицы, где записать общую схему анализа. Это значительно облегчит проработку фраз и позволит довести полученные навыки до автоматизма.
    Синтаксический разбор сложного предложения выполняется с расходованием большего количества времени и усилий, поскольку для его анализа потребуется сначала вычленить простые части, а потом уже оценивать каждую из них в отдельности. К тому же в этом случае добавляются дополнительные параметры для исследования.
    Если ученику не удаётся быстро освоить правила, стоит воспользоваться размещёнными в интернете программами, которые позволят сделать бесплатно синтаксический разбор предложений онлайн. Чтобы разобрать в онлайн-режиме конструкцию, достаточно будет просто вставить её в соответствующую строку и нажать «Анализировать».

    Составление схемы

    На уроках для получения хорошей оценки не всегда оказывается достаточным сделать простой разбор предложения. Каждому школьнику необходимо научиться придерживаться плана составления схем описываемых единиц:

    Подчеркнуть подлежащее одной сплошной линией, а сказуемое — двумя параллельными.
    Выделить второстепенные члены в соответствии с общепринятыми правилами (например, прилагательное — волнистой линией, определение — пунктиром, обстоятельство — точкой-пунктиром).
    Обозначить, если есть, в конструкции причастный и деепричастный обороты вертикальными чертами, подчеркнуть члены предложения волнистой линией или пунктиром-точкой соответственно.
    Заключить в овал имеющиеся в сложноподчинённых конструкциях союзы и союзные слова, входящие в придаточное предложение. В схеме сложносочинённых фраз эти части речи не обозначаются, а выносятся за рамки основы.
    Выполняя упражнение, однородные члены обводят в круг, а обращения, не являющиеся членами синтаксической единицы, отмечают буквой О, отделённой вертикальными линиями. То же самое делают с вводными словами. При составлении схем конструкций, содержащих прямую речь, её отделяют от слов автора с учётом используемых знаков препинания.

    Разбор простого предложения

    Синтаксический анализ этого типа конструкций лучше всего изучать на основе примеров. Как образец можно взять фразу «Над Москвой розовеют дали». Анализ проводится в несколько этапов:

  3. Bul1et Ответить


    Грамматическая основа одна: глаз охватывал, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.
    Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено существительным, сказуемое — простое глагольное); распространённое (согласованное определение кругообразную, обособленное определение, выраженное причастным оборотом замыкавшую небо и море (зависит от дополнения черту), обстоятельство образа действия свободно, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом не встречая препятствий (зависит от сказуемого охватывал)).
    Обособленные члены выделяются запятыми.

    Выйдя из дома, Маша направилась в продуктовый магазин.

    4. Простое предложение, осложнённое не членами предложения


    Грамматическая основа одна: погода стояла великолепная, значит, предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.
    Строение предложения: двусоставное (подлежащее — простое, сказуемое — составное именное); распространённое (обстоятельство времени всё время). Предложение осложнено вводным словосочетанием на моё счастье, которое не является членом предложения и выражает положительную эмоциональную оценку.
    Вводное словосочетание выделяется запятой.

    5. Предложение с прямой речью

    «Что же ты стоишь!» — закричал я сердито.

    Предложение с прямой речью.
    Слова автора — закричал я сердито, прямая речь — «Что же ты стоишь!»

    Грамматическая основа одна: ты стоишь — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение восклицательное.
    Строение предложения: двусоставное (подлежащее — выражено местоимением, сказуемое — простое глагольное), нераспространённое.

    Грамматическая основа одна: закричал я — предложение простое. По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.
    Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено местоимением, сказуемое простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство сердито).
    Конспект урока «Образцы синтаксического анализа простого предложения».
    Следующая тема: «Синтаксический анализ сложного предложения».

  4. Chegores Ответить

    Фонетический разбор слова
    Разбор слова по составу
    Подобрать однокоренные слова
    Проверить уникальность
    Проверить уникальность сайта + орфография и качество
    Подобрать синонимы к словам
    Проверить орфографию
    Распознать
    Поставить ударение в слове
    Играть в города

    Описание

    Сервис позволяет провести автоматический бесплатный синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн. Сервис выделяет члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, над каждым словом приводится морфологическая информация о части речи по данному слову. При использовании сервиса учитывайте, что правильность разбора на данный момент составляет примерно 80%, поэтому представленный результат необходимо подвергать тщательной проверке. В комментариях можете указывать найденные ошибки, мы будем стараться их исправить 🙂
    Буквы Е и Ё (две разные буквы), наличие орфографических и пунктуационных ошибок в тексте влияют на результат разбора.
    Результаты хранятся 7 дней (сохраняйте адрес страницы с разбором вашего предложения).

    Справочная информация

    Понятие синтаксиса

    Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями. Какие же именно темы затрагивает синтаксис?
    Правильное построение и верный состав предложений, а также словосочетаний.
    Рассмотрение связующих слов внутри синтаксических единиц.
    Темы, относящиеся к синтаксическим единицам, их главная роль в языке.
    Определение главных и второстепенных членов предложения, упор на грамматическую основу.
    Если обратиться к созданию науки о синтаксисе, то придется углубиться в 19 век. А сами предпосылки появления термина «синтаксис» появились еще в далеком античном мире. Люди принимали синтаксические разбор, как нечто, которое способно прояснить предложение и длинное словосочетание. Спустя время синтаксис помог разбирать не только отдельные части, но и целые тексты.

    Понятие синтаксического разбора предложения

    Вся наша речь строится на словах, которые мы постоянно собираем в одно предложение. Для того, чтобы понять смысл, идею и посыл, важно провести анализ. Так, в каждом отрывке существуют особые составные части. Синтаксический разбор включает в себя способность найти и выделить основные моменты в тексте, при этом поняв, каким именно является каждое предложение. Оно делится на простое и сложное. Помимо этого, важно учитывать, какой тип связи в тексте. Например, существует согласование, управление или примыкание. Обычно, для этого устанавливается главное слово, по которому и определяется смысл синтаксиса. Затем, по правилу определяется время, наклонение, действующие лица и число главных членов.

    Члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение

    Если бы не было деления на определенные названия, то нельзя бы было вообще понять суть синтаксиса в речи. Но, русскому языку повезло. Здесь есть всё, что необходимо для разбора.
    Подлежащее. Главнейший член предложения, без которого буквально не существует нашей речи. Это может быть, как неодушевленный предмет, так и обычный живой человек. Единственные два вопроса, на которые отвечает подлежащие – это «Кто?» и «Что?». Часто употребляемые в роли подлежащего части речи – это существительное или местоимение. На письме выделять необходимо одной неразрывной чертой. Смотрите пример: моя кошка очень любит молоко. В данном предложении подлежащим будет слово «кошка», выраженное обычным существительным женского пола. Или такой пример: он обожает пиццу и морепродукты. А вот здесь подлежащим станет местоимение «он» мужского пола.
    Сказуемое. Еще один важный член предложения, которые необходимо подчеркивать двумя неразрывными линиями. Основной вопрос, на который отвечает сказуемое – это «Что делать?» и «Что сделать?», «Каков?», «Кто он / Что он?». Как правило, в 80% случаев сказуемое – это глагол, т.е. действие. Например: мама любит цветы. В данном предложении слово «любит» является сказуемым, так как это действие.
    Дополнение. Важный член в предложении, но не являющийся главным. Наоборот, дополнение – второстепенно. Оно относится к предмету, который отвечает на вопрос «Что?» или «Кто?», поставленный в винительном падеже. Подчеркивается такая основа пунктирной линией. Смотрите: я пишу письмо, слушаю песню. Слово «песню» будет дополнением, так как именно оно отвечает на вопрос винительного падежа.
    Обстоятельство. Вспомогательная часть в тексте, важная для наполнения и красочности речи. Не было бы данного пункта – было бы скучно, уж поверьте. Итак, обстоятельство – это качество, признак, отвечающий на вопрос «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». А вот и пример подоспел: мы уехали в Париж. Смотрите, было бы неинтересно знать, что люди просто уехали. Намного важнее узнать информация, куда именно было направление. Отсюда находим обстоятельство «в Париж», отвечающее на вопрос «Куда?».
    Определение. Для того, чтобы речь была красочной, многогранной, нескучной и разной – важно включать определения. Они отвечают на вопрос «Какой?», «Какая?». Часто в речи определение выражается прилагательным, т.е. частью речь, которая описывает предмет от и до. Поглядите на пример: животные обитают в дремучих джунглях. Слово «дремучий» – как раз является определением, так как отвечает на вопрос «Какой?» помогает конкретнее представить и понять, какими именно являются джунгли.

    Как выполнять синтаксический анализ простого и сложного предложения

    Чтобы было понятнее, давайте возьмем несколько примеров.

    Разбор простого предложения

    Алексею вручили медаль за отвагу, мужество и героизм, проявленные в жестоких боях во время Великой Отечественной Войны.
    Во-первых, определите основы в предложении: первая часть главная, так как здесь присутствует основное сказуемое, а вторая – придаточная, дополняющая то, о чем говорится в самом начале. По структуре предложение является утвердительным, повествовательным. По эмоциональной окраске восклицание отсутствует. Считая основы, предложение простое, двусоставное и распространенное. Здесь есть осложнение, которое выделяется запятой – как видите, вторая часть четко выражена причастным оборотом.

    Разбор сложного предложения

    Вчера учитель по английскому языку не записал домашнее задание, мы всем классом ничего не сделали на сегодняшний урок.
    Обратите внимание на предложение, в нем есть повествование, т.е. содержится определенный факт, мини-сообщение. Если же судить по эмоциональной окраске, то восклицание отсутствует. Посчитав грамматические основы, делаем вывод, что их целых две. А это означает, что предложение сложное. Смотрите: в первой части основа слова «учитель не записал», а во второй – «мы не сделали». Союзов здесь тоже нет, а это значит, что оно – бессоюзное, но с запятой, которая разделяет две важные части.
    Вот, наглядный пример того, как выглядит синтаксический разбор двух типов предложения. Нас учат в школе точно также, просто со временем все забывается.

    Порядок разбора

    Нас учат по-разному, с чего лучше начинать анализ. Кто-то считает, что приоритетно дать общую характеристику предложению. Другие же, наоборот, придерживаются мнения, что важно определить все части в предложении, а только затем приступать к основной характеристике. Лучше всего более верный вариант скомпоновать в небольшую памятку, чтобы вам же было впоследствии удобнее ею пользоваться.
    Для начала прочитайте внимательно исходное предложение с простым карандашом в руке, определив, какова цель высказывания.
    После этого посмотрите внимательно на интонацию, которая всегда прописывается в самом конце (вопросительный знак или восклицательный).
    Теперь, найдите состав предложения, выделяя карандашом основу. Это может быть, как простое, так и сложное предложение.
    Посмотрите, есть ли средства связи между частями, т.е. союзы, которые соединяют две части.
    Имеются ли второстепенные члены. Если да, то предложение считается распространенным, т.е. включает в себя разные части речи.
    Если можно, то найдите обороты. Они бывают причастными и деепричастными.
    Вот так легко можно понять, что же такое синтаксический анализ. На самом деле, все это не сложно, если выучить и понять алгоритм выполнения. Вспомните, как на уроках нас часто «гоняли» и заставляли выполнять домашнее задание на синтаксис каждый раз. Набив руку, каждый школьник за считанные минуты сделает разбор предложения и представит его классу. И еще один момент: никогда не бойтесь больших текстов. Да, они оснащены огромными основами, описаниями, моментами и знаками препинания, но тем они и красочные! Мы охотнее представляем себе что-то в подробных деталях, нежели сухое предложение из пяти слов. Так что, не паникуйте при виде предложения, где полно основ и частей речи. Зато синтаксический анализ получится громоздким, но максимально открытым.

    Морфологический разбор слова

    Под морфологическим разбором слова понимают полную грамматическую характеристику той или иной словоформы. В ходе данного процесса нужно чётко определить, к какой из частей речи необходимо отнести анализируемое слово, какие у него постоянные и изменяемые признаки, а также в какой из форм его следует употреблять. Кроме того, определяется роль слова в заданном предложении.
    Морфологическому разбору подвергаются лишь слова, которые представлены в определённом предложении. Это имеет большое значение, поскольку для русского языка характерно распространение омонимии форм, а также частей речи. Дать правильную характеристику слова, которое представляется изолированно, в отрыве от контекста, практически невозможно.
    Важность морфологического разбора слова заключается в том, что быстрее осваиваются грамматические категории, а также они становятся легкоразличимыми в процессе практической деятельности.
    При выполнении морфологического разбора, нужно помнить, что не для каждого слова характерно наличие стандартного набора категорий. Кроме того, могут возникнуть затруднения с чёткой идентификацией той или иной категории.
    Несмотря на то, что имеются разночтения в сфере морфологического разбора слов, на текущий момент разработаны общие требования. Прежде всего, нужно следовать чёткому алгоритму. При соблюдении установленных требований, гораздо легче осуществлять морфологический разбор того или иного слова. Если отступать от правил, то это будет приводить к возникновению ошибок в ходе анализа, поскольку даже неправильный порядок разбора внесёт хаос в данный процесс.
    Действия по морфологическому разбору слова осуществляют в следующей последовательности:
    Записывается словоформа слова, которое анализируется – оно должно быть указано так, как его используют в контексте, не подвергая каким-либо изменениям.
    Определяется для слова начальная форма. Каждая часть речи характеризуется индивидуальными правилами приведения слов в эту форму. К примеру, для существительного характерно наличие именительного падежа и единственного числа. Что касается глагола, то здесь всегда используется неопределённая форма.
    Указывается грамматическое значение анализируемого слова в качестве части речи. К примеру, для существительного это будет предмет, а для глагола – действие.
    Определяются грамматические категории, которые являются неизменяемыми. Такие категории также находятся в зависимости от частей речи. Если рассматривать существительное, то оно может быть собственное и нарицательное. Кроме того, используется род, склонение, а также одушевлённость и неодушевлённость. Для глагола характерно наличие возвратности, переходности, вида и спряжения.
    Указывается, в какой из форм применяется слово в обозначенном контексте. Категории, которые изменяются, определяются исключительно по словоформе.
    Определяется синтаксическая роль слова в указанном предложении. При этом данное предложение рассматривается очень внимательно, так как порой слова выполняют те функции, которые для них несвойственны. Например, существительное преимущественно выступает в качестве подлежащего и дополнения. Что касается глагола, то он бывает сказуемым.
    Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.

  5. PGNNGP Ответить

    Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.
    Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.
    По цели высказывания предложения разделяются на:
    повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
    вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
    побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).
    Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.
    Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.
    Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.
    Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.
    На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:
    восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
    невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).
    Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.
    Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:
    простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
    сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).
    В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.
    Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.
    Этап 4 для простого предложения: Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.
    Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:
    односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный — невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
    двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).
    Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).
    Этап 5 для простого предложения: Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.
    По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:
    распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице»(И. Бунин);
    нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).
    Этап 6 для простого предложения: Определите, полное предложение или неполное.
    Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.
    полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
    неполное предложение – «Как тебя зовут? – Меня Аночкой» (К. Федин).
    При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.
    Этап 7 для простого предложения: Определите, осложнено предложение или не осложнено.
    Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:
    «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
    «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).
    Этап 8 для простого предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.
    Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.
    Этап 9 для простого предложения: Составьте схему предложения.
    При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.
    Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

    Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
    Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.
    Этап 4 для сложного предложения: Определите, как связь существует между частями сложного предложения.
    В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:
    союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
    бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).
    Этап 5 для сложного предложения: Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:
    интонация;
    сочинительные союзы;
    подчинительные союзы.
    Этап 6 для сложного предложения: На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.
    Классификация сложных предложений:
    сложносочиненное предложение (ССП) – «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
    сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
    сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
    предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).
    Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.
    Этап 7 для сложного предложения: Охарактеризуйте связи частей предложения.
    Определите:
    к чему относится придаточная часть;
    посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
    на какой вопрос отвечает.
    Этап 8 для сложного предложения: Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:
    последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
    параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
    однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)
    Этап 9 для сложного предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.
    Этап 10 для сложного предложения: Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.
    Этап 11 для сложного предложения: Составьте схему предложения.
    При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

    Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное; в составе две предикативные части, придаточная часть относится к подлежащему то, присоединяется к главной части при помощи подчинительного союза что, отвечает на вопрос какое?; придаточная определительная. Первая часть: двусоставная, грамматическая основа: здание и то не произвели впечатления, распространенная, полная, осложнена однородными подлежащими. Вторая часть: двусоставная, грамматическая основа: я учился, распространенная, полная, неосложненная.
    Письменный разбор: повеств., невоскл., СПП; 2 предикативн. части, ср-во связи подч. союз что; придаточн. определительная. 1 ч.: двусост., г/о здание и то не произвели впечатления, распр., полн., осложн. однородн. подлеж-ми. 2 ч.: двусост., г/о я учился, распр., полн., неосложн.

    Синтаксический разбор сложносочиненных, бессоюзных и предложений с разными видами связи происходит аналогичным образом.
    Заключение
    Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.
    Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.
    Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  6. 2wik2 Ответить

    П А М Я Т К А
    Разбор предложения по членам.
    Алгоритм:
    1) Найди подлежащее, подчеркни одной чертой, подпиши часть речи;
    2) Найди сказуемое, подчеркни двумя чертами, подпиши часть речи;
    3) Подпиши над оставшимися словами части речи;
    4) Дай характеристику предложению: (выпиши нужное)
    повествовательное, побудительное, вопросительное (по цели высказывания)
    восклицательное, невосклицательное (по интонации)
    простое, сложное (по наличию грамматических основ)
    распространённое, нераспространённое (по наличию главных и второстепенных членов)
    5) Выпишииз предложения все словосочетания:
    Задай вопросы от подлежащего к второстепенным членам предложения, запиши полученные словосочетания. Главное слово выдели крестиком.
    Задай вопросы от сказуемого к второстепенным членам предложения, запиши полученные словосочетания.Главное слово выдели крестиком.
    Задай вопросы от второстепенных членов предложения к другим второстепенным членам предложения, запиши полученные словосочетания.Главное слово выдели крестиком.
    П О М Н И:
    Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространённое предложение.
    О Б Р А З Е Ц (записи  в тетради):
    Прил.       сущ.             глаг.         сущ.      прил.           сущ.
    Осенние листья устилают землю пёстрым ковром.4
    (повеств.,  невоскл., простое, распр.)
    Листья (какие?) осенние.
    Устилают (что?) землю.
    Устилают  (чем?)  ковром
    Ковром  (каким?)  пёстрым.

  7. Nalsurboj Ответить

    Надписать сверху, какой частью речи выражен тот или иной член предложения; причастные или деепричастные обороты так и подписывают: «причастный оборот» или «деепричастный», – а не определяют все части речи.
    После этого можно дать характеристику предложению. При этом необходимо указать следующее:
    предложение повествовательное, вопросительное или побудительное;
    восклицательное или невосклицательное;
    союзное или бессоюзное, а если союзное, то сложноподчиненное или сложносочиненное;
    если предложение сложноподчиненное, то указать тип придаточного (изъяснительное, определительное, обстоятельственное; если сложносочиненное, то определить разряд союза: соединительный, разделительный или противительный;
    затем дается характеристика каждой из частей по плану: односоставное или двусоставное, распространенное или нераспространенное; осложнено предложение или нет.
    Последний штрих – это схема.
    Это полный разбор. Иногда делают сокращенный разбор сложного предложения. Тогда достаточно подчеркнуть члены предложения (иногда только грамматические основы) и оставить схему. Можно менять порядок действий, но это замедлит работу и может привести к ошибкам.

    Пример

    Приведем примеры синтаксического разбора сложных предложений.
    глаг. сущ. глаг. сущ. глаг. сущ.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *