Как сделать запрос в архив о родственниках в россии?

11 ответов на вопрос “Как сделать запрос в архив о родственниках в россии?”

  1. Kajigul Ответить

    Информационное письмо Отдела организации
    информационных услуг Федерального архивного агентства в помощь
    тем, кто занимается составлением своей родословной

    При составлении своей родословной (как и при поиске какой- либо информации о своих родственниках) возможны два пути: I – обращение с запросом в соответствующий архив и II – самостоятельная работа с архивными документами в читальном зале архива.
    В любом случае в начале работы необходимо изучить семейный архив, собрать и проанализировать сохранившиеся документы (копии) родителей, бабушек, дедушек и других родственников, фотографии, или информацию (воспоминания) родственников и знакомых.
    I. При обращении в архив с запросом о поиске информации об интересующем Вас члене рода желательно иметь следующие сведения:
    фамилия, имя, отчество (для женщин – девичья фамилия и в замужестве – в зависимости от количества браков);
    дата рождения: год, месяц, число, если неизвестно, то можно приблизительно, в пределах нескольких лет;
    место крещения (усыновление) – собор, церковь, костел, приход и т.п.;
    место рождения: губерния (область), уезд (район), волость, город, село, деревня и др., в крупных городах – часть, участок, улица, дом;
    национальность;
    место жительства;
    дата смерти (если неизвестно точно, можно приблизительно), место захоронения: некрополь, кладбище, погост, братская могила;
    вероисповедание, был ли переход в другую веру;
    сословие: дворянство, почетное гражданство, казачество, духовенство, городское сословие (мещане, цеховые (ремесленники), купечество, крестьяне;
    звание, чин, титул;
    семейное положение: где состоялся брак (венчание) – собор, церковь, костел, приход и т.д., когда, фамилия имя, отчество жены (мужа);
    место службы (где, когда); титулы, звания, чины, награды (какие, когда и за что);
    образование: название учебного заведения, факультета, когда учился и закончил;
    владение землей, недвижимостью (где): губерния, уезд, город, село и т.д.);
    какими документами об интересующем Вас лице располагаете и можете ли представить их копии;
    другие известные Вам факты и подробности, которые Вы считаете нужным сообщить для проведения поиска: гражданство, подданство (в отношении иностранных граждан), факт опекунства, факт усыновления (удочерения), нахождение под судом, эмиграция семьи и т.д.
    Обращаясь в архив с запросом о поиске информации о своих родственниках (предках), следует иметь в виду, что такие запросы исполняются государственными архивами на платной основе. Прейскурант цен утверждается директором архива. Адреса государственных архивов можно найти на сайте “Архивы России” (федеральные архивы, региональныех архивы).
    II. При самостоятельной работе с архивными документами в читальном зале архива рекомендуем в начале ознакомиться с соответствующей литературой:
    «Генеалогическая информация в государственных архивах России», справочное пособие. ВНИИДАД, М., 2004.
    «Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информацию (ХVI в. – 1917 г.)». ВНИИДАД, 1998.
    Романова С.Н. «Исследование генеалогической информации в государственных архивах России». «Вестник архивиста», № 5 (41), 1997.
    Онучин А.Н. «Твое родословное древо: практическое пособие по составлению родословной». Пермь, 1992.
    Романова С.Н. «Как найти свои корни», «Вестник архивиста», 1998, № 2(44), № 3(45).
    Антонов Д.Н., Антонова И.А. «Метрические книги: время собирать камни», «Отечественные архивы», 1996 г, №№ 4, 5.
    В читальных залах архивов Вы можете воспользоваться консультацией специалистов, ознакомиться с подготовленными в ряде субъектов Российской Федерации специальными памятками в помощь лицам, занимающимся генеалогическими исследованиями.
    На первом этапе самостоятельного поиска Вам необходимо обратиться в архив (архивы) того региона, с которым была связана жизнь интересующего Вас лица. В случае отсутствия большинства сведений о разыскиваемом лице (лицах), рекомендуем восстанавливать блок сведений о них, идя по восходящему, т.е. от родителей к дедушке и бабушке, от них – к прадеду и прабабушке и т.д., используя информацию персонального характера, хранящуюся в государственных и муниципальных архивах (личные, персональные, наградные, пенсионные дела и т.д.) и сведения, сохранившиеся в семейном архиве.
    В связи с возможными переименованиями населенных пунктов и различными изменениями в административно-территориальном делении Российского государства, для более точного определения места поиска желательно использовать справочники по административно территориальному делению Российской Империи и СССР.

  2. INTEL INSIDE Ответить

    Прежде всего разберемся с вопросом: какие бывают архивы?
    Все архивы можно разделить на государственные, ведомственные, муниципальные и негосударственные. В своей деятельности они руководствуются Федеральным законом «Об архивном деле», но при этом единую систему не образуют. Поэтому важно знать в какой архив, по какому вопросу обращаться.
    Государственные архивы – это 15 федеральных архивов и региональные архивы субъектов. Последние есть в каждом субъекте и подчиняются Правительству субъекта. Например, Государственный архив Красноярского края, Государственный архив Свердловской области и т.д.
    В федеральный Российский исторический архив в Санкт-Петербурге (РГИА), например, нужно обращаться, если необходимо разыскать информацию о предках через историю Российского государства. Так, тут можно искать свои дворянские корни, данные о службе праотцов в Российской империи.
    В региональных архивах, в частности, хранятся документы по освоению, заселению соответствующей территории, документы культовых учреждений (православные церковные приходы, мечети, синагоги и пр.), документы госуправления территориями и многие другие.
    Безусловную генеалогическую ценность региональных архивов составляют документы культовых учреждений (православных церковных приходы, мечетей, синагог, костелов, кирхи и др.). До 1917 года регистрировала генеалогический процесс церковь. Для этого, ориентировочно с 1750 года, велись специальные документы – метрические книги, в которых фиксировалась информация о рождении/браке/смерти. Соответственно, чтобы восстановить такую информацию необходимо обращаться в архив соответствующей территории с запросом биографического или генеалогического характера. Обратиться можно письменно, а также поработать непосредственно в архиве.
    Ведомственные архивы, говоря просто, это архив МВД, Минобороны, ФСБ России и других ведомств, и учреждений. По сути, все документы хранятся там временно на основании договора, поскольку находятся в постоянном ведении Росархива, куда и вернутся после истечения срока действия договора.
    В архиве Минобороны находятся все документы о военных действиях, включая документы по учету кадров, начиная с 1941 года. Архив ФСБ хранит личные дела репрессированных. В архиве МВД можно найти личное дело родственника, работавшего в органах.
    Муниципальные архивы (архивы населенных пунктов) располагают документами местных учреждений, организаций, предприятий по личному составу. Здесь же можно поискать домовые книги.
    Например, если ваш родственник работал на заводе в городе N, то обратившись в муниципальный архив этого города, можно попытаться найти личное дело и информацию из личного дела.
    Негосударственные архивы могут быть разнообразные, но можно выделить три основные категории: архивы физических лиц, архивы приватизированных предприятий, учреждений и организаций, и архивы общественных объединений. К архивам общественных организаций относятся, например, архивы политических партий и религиозных организаций.
    Таким образом, решив обратиться в архив в поисках своих корней, первым делом нужно определить в какой архив обращаться. Выбор необходимо делать в зависимости от информации, которую вы разыскиваете и территории. Если ваши предки приехали в Красноярский край как переселенцы из Украины, то вам в Государственный архив Красноярского, а не Приморского края.
    Следующий шаг подготовка текста запроса. Запрос в архив может быть: тематическим – это когда вы хотите узнать какой-то биографический факт, выяснить сведение о жизни человека, генеалогическим – требующий документального подтверждения родства, родственных связей, социальным – направлен на защиту ваших прав и интересов (например, если вам нужно подтвердить стаж работы на предприятии).
    Текст запроса должен быть максимально информативным. Здесь обязательно нужно указать вашу контактную информацию, наименование архива, в который вы обращаетесь (хорошо бы написать такой запрос на имя директора, его можно найти в сети Интернет), и собственно текст обращения. Указывайте всю известную вам информацию, и ту в которой вы уверены на 100%, и семейные предания, и разные версии одних и тех же событий, существующие в семье. В конце поставьте дату и свою подпись. Если у вас есть какие-то документы, которые актуально приложить к запросу, сделайте это. Напишите слова благодарности сотрудникам архива.
    Директору наименование архива, адрес
    от ФИО, г.р., адрес, email.
    ЗАПРОС
    Прошу принять на рассмотрение запрос о подтверждении следующих биографических фактов. Моя бабушка, Сидорова Ирина Петровна, была рождена в 1907 году в селе N, N-ской волости, Пермской губернии. Точная дата рождения и место крещения мне не известны. В семье крестьян Сидорова Петра и Анны (отчество матери не известно). Прошу предоставить архивную справку о рождении Сидоровой Ирины Петровны с указанием даты рождения/крещения и полными именами родителей, указанных в записи в метрической книге.
    К архивной справке прошу приложить копию из метрической книги.
    Оплату услуг архива по поиску архивных сведений и подготовке ответа на настоящий запрос гарантирую.
    Горелова Ольга, дата, подпись.
    Теперь остается только направить запрос. Это можно сделать, используя электронную или традиционную почту. Безусловно, электронная подача упрощает и ускоряет процесс, но не каждый архив сегодня принимает запросы по электронной почте. Например, Центральный архив Минобороны России работает с запросами, полученными только обычной почтой.
    Услуги архивов преимущественно платные, о размере оплаты за подготовку ответа на ваш запрос вас должны уведомить заранее, а по итогу выставить счет на оплату. Работа с архивами занимает достаточно времени, поэтому запаситесь терпением. Попробуйте первоначально направить запрос/написать в архив по электронной почте, снимите возникшие у вас вопросы. По общему правилу, если вы направите запрос не по адресу, архив его перешлет в нужный, но лучше «на берегу» все сделать правильно. Если вам нужна помощь, пожалуйста, напишите мне, помогу вам с радостью!
    «Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают.» (Евангелие от Матфея 7:7)
    АННА Плетень, автор проекта «Книга Жизни»

  3. -->faRAOн<-- Ответить

    Актуальные мероприятия
    Выставки

    Выставка
    «Маленков»
    из цикла «Лидеры
    советской эпохи»
    Интернет-выставки

    Интернет-проект
    «1939 год.
    От “умиротворения”
    к войне»

    Интернет-проект
    «Крым в истории России»

    Виртуальная выставка
    «Ленин»
    из серии «Лидеры
    советской эпохи»

    Интернет-проект
    «Накануне и после Мюнхена.
    Архивные документы рассказывают.
    К 80-летию “Мюнхенского сговора”»

    Интернет-проект
    «100 раритетов
    российской государственности».
    К 100-летию создания
    государственной архивной
    службы России

    Интернет-проект
    «Сталинград.
    К 75-летию разгрома советскими войсками
    немецко-фашистских войск
    в Сталинградской битве»

    Интернет-проект
    «Советский спутник –
    первый в мире!»

    Интернет-проект
    «Связи России
    с афонскими монастырями
    в XVI-XIX веках»

    Сайт
    «Победа. 1941–1945»

    Интернет-проект
    «Лидеры советской эпохи»


    Интернет-проект
    «Георгиевские кавалеры
    Великой войны»

    «Государственный реестр
    уникальных документов
    Архивного Фонда
    Российской Федерации»

    База данных
    рассекреченных дел и документов федеральных государственных архивов
    Сайт

    «Документы советской эпохи»

  4. Shanrad Ответить

    Для начала необходимо собрать первоначальную географическую информацию и биографические данные. Первое – опросить родственников. Многие избегают этого делать в силу разных обстоятельств, стараются самостоятельно что-то искать, прежде чем поговорить с оставшимися в живых родственниками. Обязательно надо записать весь разговор на диктофон, сделать пометки в блокноте. Человеческая память очень своеобразная, и часто мы вспоминаем то, чего не было, или вспоминаем совсем не так. Что нас интересует: фамилия, имя, отчество, год рождения. И место проживания на момент применения репрессий. Нужно фиксировать все, что удается узнать: где жил и работал в какие-то моменты своей жизни, семейное положение.
    Тщательно изучить семейный архив. В семейном архиве большое внимание надо уделить переписке: мы смотрим, кто кому писал, кто куда писал. Из переписки можно понять, чем занимался человек и где можно искать о нем информацию. Далее — фотографии. Если они подписаны, то это замечательно. Если нет, то возвращаемся к разговору с родственниками.
    Далее семейные документы. Согласно архивному законодательству, для получения доступа к прекращенным уголовным делам необходимо доказать свое родство. Надо найти три основных документа: свидетельство о рождении самого заявителя, свидетельство о браке и смерти. Если менялась фамилия, то это надо подтвердить: предоставить свидетельство о браке или о смене фамилии. Следующий документ — свидетельство о рождении, где указан отец.
    Наша страна пережила не самые легкие периоды, людей перебрасывали из одного места в другое, документы терялись. Далеко не в каждой семье сохранился подобный набор документов.
    Что делать в таком случае? Если актовая запись производилась менее ста лет назад, то она должна находиться в отделах ЗАГСа данной области или края. Если прошло более ста лет, то запись о рождении или браке нужно искать в государственных областных архивах. Запрос в ЗАГС можно сделать лично, то есть прийти в учреждение и написать заявление о восстановлении свидетельства о браке вашей мамы. Или отослать такое заявление обычным заказным письмом. Ждать придется от одного до трех месяцев. Необходимо запастись терпением. Такая же схема работает и в областных архивах. Послать запрос с просьбой предоставить актовую запись можно и по обычной почте, и по электронной.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *