Как то сократа спросили что легче всего?

9 ответов на вопрос “Как то сократа спросили что легче всего?”

  1. Maladal Ответить


    Как-то Сократа спросили: «Что легче всего?» – «Поучать других», – ответил мудрец. «А что труднее всего?» – «Познать самого себя…» Жизнь человека многогранна и сложна. Каждый человек – это маленькая Вселенная с ее невообразимыми сложностями и особенностями.
    Все мы рождаемся маленькими, беспомощными и беззащитными. При рождении ребенка никто не может сказать, кто из него вырастет. Но формировать будущего человека нужно с первых лет жизни. Именно в это время закладываются черты будущего характера, а в подростковом, юношеском возрасте он формируется окончательно. Коррекция происходит под воздействием окружающей среды. Во все последующие годы в человеке постоянно наблюдаются те или иные изменения психики, интеллекта, характера, эмоционального восприятия жизни: меняется его внутренняя сущность.
    Очень важно не подчиняться обстоятельствам, а подниматься выше них и стремиться в любых условиях побеждать. Английский писатель Уильям Теккерей писал: «Мир – это зеркало, в котором каждый видит собственный лик свой. Хмурься перед ним, и оно покажет тебе рожу угрюмую; улыбайся ему, смейся перед ним, и ты встретишь в нем веселого товарища».
    Люди с недовольным лицом похожи на сито: все явления жизни просеиваются через их сознание, хорошее проскакивает, не задерживаясь, а плохое остается и фокусируется, продолжая формировать характер. В народе говорят: «Сердиться – значит мстить себе за ошибки других». С такими людьми сложно общаться. Что же делать, чтобы завоевать расположение окружающих, которое в конце концов важно для нас самих? В таком случае необходимы меры систематического самовоздействия, кропотливая работа над своей психикой, самонастройка на радость, на светлое и красивое.
    О людях судят по их поведению в обществе. Тот, кто ведет себя по писаным и неписаным правилам этикета, всегда производит прекрасное впечатление, и все с удовольствием имеют с ним дело. Хорошие манеры должны быть лишь проявлением внутреннего отношения человека к окружающим; проявление внимания и уважения к людям зависит и от того, как мы сами ведем себя. Мы вправе ожидать от них любезного отношения, если только мы сами вежливы, приветливы и почтительны. Прежде чем вспылить, наговорить резкостей, которые будут болезненно восприняты и собеседником и вами, подумайте, взвесьте все обстоятельства и… может быть, тон и лексика будут другими. И еще одно правило, которым следует руководствоваться в отношениях с другими: поступайте с ними так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами.
    Первая книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась больше двухсот лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» и составлена была самой Императорской Академией наук.
    Большинство приведенных в книге правил вполне годятся и сегодня. Вот некоторые из них:
    «Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
    Не сопи, егда яси.
    Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому.
    Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.
    Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
    Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай.
    Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.
    Около своей талерки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.
    Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».
    Прошли столетия… Сменились поколения. Но что бы ни делал каждый из нас, мы всегда должны помнить, что нас окружают другие люди, наши близкие, друзья. И мы должны всегда вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Постоянно помнить об окружающих – именно в этом и заключаются подлинная вежливость и подлинное воспитание.
    Читать книгу
    http://www.fictionbook.ru

  2. ТвояБелочка Ответить

    ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

    Как-то Сократа спросили: «Что легче всего?» — «Поучать других», — ответил мудрец. «А что труднее всего?» — «Познать самого себя…» Жизнь человека многогранна и сложна. Каждый человек — это маленькая Вселенная с ее невообразимыми сложностями и особенностями. Все мы рождаемся маленькими, беспомощными и беззащитными. При рождении ребенка никто не может сказать, кто из него вырастет. Но формировать будущего человека нужно с первых лет жизни. Именно в это время закладываются черты будущего характера, а в подростковом, юношеском возрасте он формируется окончательно. Коррекция происходит под воздействием окружающей среды. Во все последующие годы в человеке постоянно наблюдаются те или иные изменения психики, интеллекта, характера, эмоционального восприятия жизни: меняется его внутренняя сущность.
    Очень важно не подчиняться обстоятельствам, а подниматься выше них и стремиться в любых условиях побеждать. Английский писатель Уильям Теккерей писал: «Мир — это зеркало, в котором каждый видит собственный лик свой. Хмурься перед ним, и оно покажет тебе рожу угрюмую; улыбайся ему, смейся перед ним, и ты встретишь в нем веселого товарища». Люди с недовольным лицом похожи на сито: все явления жизни просеиваются через их сознание, хорошее проскакивает, не задерживаясь, а плохое остается и фокусируется, продолжая формировать характер. В народе говорят: «Сердиться — значит мстить себе за ошибки других». С такими людьми сложно общаться. Что же делать, чтобы завоевать расположение окружающих, которое в конце концов важно для нас самих? В таком случае необходимы меры систематического самовоздействия, кропотливая работа над своей психикой, самонастройка на радость, на светлое и красивое.
    О людях судят по их поведению в обществе. Тот, кто ведет себя по писаным и неписаным правилам этикета, всегда производит прекрасное впечатление, и все с удовольствием имеют с ним дело. Хорошие манеры должны быть лишь проявлением внутреннего отношения человека к окружающим; проявление внимания и уважения к людям зависит и от того, как мы сами ведем себя. Мы вправе ожидать от них любезного отношения, если только мы сами вежливы, приветливы и почтительны. Прежде чем вспылить, наговорить резкостей, которые будут болезненно восприняты и собеседником и вами, подумайте, взвесьте все обстоятельства и… может быть, тон и лексика будут другими. И еще одно правило, которым следует руководствоваться в отношениях с другими: поступайте с ними так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами.
    Первая книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась больше двухсот лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» и составлена была самой Императорской Академией наук.
    Большинство приведенных в книге правил вполне годятся и сегодня. Вот некоторые из них:
    «Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
    Не сопи, егда яси.
    Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому.
    Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.
    Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
    Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай.
    Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.
    Около своей талерки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.
    Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть».
    Прошли столетия… Сменились поколения. Но что бы ни делал каждый из нас, мы всегда должны помнить, что нас окружают другие люди, наши близкие, друзья. И мы должны всегда вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Постоянно помнить об окружающих — именно в этом и заключаются подлинная вежливость и подлинное воспитание.

    О ТАКТЕ И ВКУСЕ

    Действительный такт — это чувство меры, подсказывающее человеку, что при данных обстоятельствах подходит и что не подходит, что можно сказать или сделать и в какой форме, чего не следует говорить или делать. Такт не может быть чисто внешним. Его подсказывают внутренняя культура человека, его чуткость, умение подойти к кому-либо так, чтобы не оскорбить, не коснуться больных мест, постараться помочь, вывести из затруднительного положения.
    Просто «научиться» такту, конечно, нельзя— он приобретается под влиянием не только среды и воспитания, но и характера человека, — однако развить его безусловно можно.
    Такт ясно проявляется в манере разговаривать. Часто по одному выбору темы разговора можно заключить о тонком такте или, наоборот, о бестактности собеседника. Бестактно ведет себя человек, отказываясь от разговора на какую-либо тему без всякого объяснения или под тем простым предлогом, что он в ней не разбирается, или еще что-нибудь в этом роде. Из чувства деликатности нельзя вести разговоры, которые могут вызвать у слушателей тяжелые воспоминания или неприятно задеть их; например, не следует распространяться о несчастных случаях и болезнях при больных, отпускать в обществе неуместные шутки, подтрунивать над присутствующими, а тем более клеветать на отсутствующих.
    У каждого человека есть свои определенные интересы, свой «конек». Не следует упрекать его в этом и, насколько возможно, не относиться с полным невниманием, если, конечно, эти интересы не вредят окружающим и всему обществу. То, что вам кажется пустяком, другого может серьезно задеть.
    Будьте всегда точными.Неточность по небрежности, а тем более умышленная, является оскорблением для других. Все порицают опоздание в театр, в кино, на концерт, на собрание, хотя есть люди, воображающие, что эта плохая привычка делает их более интересными. Находятся и такие, которые внушают себе, что их больше оценят, если они заставят других ждать.
    Чувство меры должно подсказать тактичному человеку, как далеко ему следует заходить в своей обходительности и приветливости. Преувеличенная любезность бывает противной, смахивает на подобострастие и назойливость. Ведь действительно смешно видеть человека, отвешивающего поклон и щелкающего каблуками после каждой фразы, добавляющего после каждого третьего слова «прошу покорно, почтительно прошу». Навязаться незнакомому человеку в провожатые, присоединиться без приглашения к чужому обществу или без достаточного основания заговорить с посторонними людьми — верх назойливости.
    Проявлять праздное любопытство в какой бы то ни было форме— неприлично.Пытливые взгляды неприятны для тех, на кого их бросают, особенно если их сопровождают жесты и шептание. Не в меру любопытный человек позволяет себе читать чужие письма и открытки, подслушивать посторонние разговоры. Очень нехорошо заглядывать в закрытые или даже открытые окна чужих квартир. Случается, что люди разбалтывают тайны, о которых узнали таким предосудительным способом, и это нередко вызывает недоразумения, обиды и крупные ссоры.
    Бестактностью часто грешат и супруги в отношении друг к другу. То жена жалуется на мужа своей приятельнице, то от мужа слышны жалобы на жену. Даже в обществе им случается говорить о разных недостатках и, не стесняясь, распространяться о самых интимных делах своей семейной жизни. Следствием этого часто бывает недолговечное супружество.
    Если вы заметите у знакомого какую-нибудь небрежность в одежде или упущение в поведении, то укажите ему на это, но так, чтобы он мог быстро привести себя в порядок, не будучи замеченным: лучше всего улучить подходящий момент и деликатно сказать ему об этом с глазу на глаз. Если же вам кто-нибудь окажет подобную услугу, не забудьте вежливо поблагодарить.
    В основе хорошего поведения лежит также умение владеть собой.Никогда не надо действовать в приступе страсти или гнева. Разгневанные, вы можете совершить то, о чем позднее будете горько сожалеть. Не проявляйте своих горячих симпатий или антипатий только в зависимости от своего настроения в данную минуту. Нельзя, например, встать из-за общего стола и демонстративно покинуть место, потому что вашим соседом оказался человек, не пользующийся вашей симпатией. А если уж вам обязательно хочется переменить место, то сделайте это незаметно и тактично, выбрав удобный момент так, чтобы сосед не обратил на это внимания. Если не внушающий вам симпатии человек заговорит с вами, то вы не вправе игнорировать его — ваши ответы могут быть краткими и сдержанными, но вежливыми. Иначе ваше поведение приведет в замешательство всех окружающих, особенно хозяев, и вас будут считать неучтивым.
    То, что было сказано выше о такте, относилось к взаимоотношениям людей. Определенное отношение люди имеют и к вещам; и тут должен сказаться вкус, который, не будучи сам по себе связан с вопросом хорошего поведения, является атрибутом культурного образа жизни. Одеваться со вкусом — это значит проявлять внимание к окружающим, так как гораздо приятнее иметь дело с изящно одетыми людьми, чем с неряшливыми в отношении одежды. Конечно, мнения о том, что считать хорошим вкусом, могут очень расходиться, но эти расхождения имеют свои пределы.
    Вкус сказывается не только в одежде людей, но и во всем их поведении, в жизни.Внутренний облик человека находит свое отражение во вкусе, и этот важный фактор дает возможность судить о том, кто им обладает. Хороший вкус можно развить — тонкая наблюдательность и интерес к делу будут лучшими помощниками.
    Одно знание правил приличия и этикета не является гарантией правильного поведения. Безукоризненное поведение выработает лишь тот, кто будет следовать принятым в обществе правилам хорошего тона не только при исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни. Кто всегда заботится о хороших манерах, у того они станут со временем неотъемлемым атрибутом, войдут в кровь, сделаются привычными. Такому человеку всегда будет свойственна чуткость, которая поможет ему во всякой обстановке найти правильную линию тактичного и приличного поведения.

    НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

    В обществе иногда приходится отдавать некоторым лицам предпочтение. Основное правило можно сформулировать так: преимущество имеют женщины перед мужчинами, старшие перед младшими, инвалиды и больные перед здоровыми, начальники перед подчиненными, вышестоящие по своему положению лица перед остальными.
    Иногда можно попасть в затруднительное положение: когда мужчина должен относиться к молоденькой девушке как к даме? Каково должно быть отношение преподавателя к ученице, начальника к подчиненной? Точных правил тут установить нельзя, подсказать должен такт. Пожилые или занимающие высокое служебное положение лица решают, начинать ли с кем-нибудь разговор, они задают общий тон, определяют содержание беседы, первыми входят в комнату, в вагон, их имена приводятся на первом месте. Но если кого-нибудь представляют, поступают наоборот, т. е. сначала называют имя более молодого человека, подчиненного и т. д. Так называемое почетное место принадлежит более пожилому человеку, вышестоящему и женщине. Старшим по возрасту следует уступать место, помогать, когда этого требуют обстоятельства. Женщина обычно не помогает мужчине.
    Мужчина должен быть чрезвычайно внимательным к женщине. Если он ее сопровождает или провожает, то обязан всячески заботиться о ней. В театре он принесет своей даме программу, в ресторане позаботится о быстром обслужива нии, найдет средство помочь ей при плохой погоде, на скверной дороге и т. п. Если мужчине пришлось поддержать женщину, чтобы она не упала, он может ей помочь, беря только за руку до локтя. После вечера, проведенного вместе в кафе, в театре, кино или на концерте, мужчина обязан позаботиться о том, чтобы женщина благополучно вернулась домой. Если женщина живет в гостинице, то мужчина провожает ее до входной двери или до лифта, но к двери номера ни в коем случае не подходит. Если мужчина хочет оказать услугу женщине, которую сопровождает другой, то должен обратиться к ее партнеру, а не к ней самой. По лестнице мужчина должен всегда идти так, чтобы иметь возможность в случае надобности помочь женщине, т. е., поднимаясь, находиться за ней, спускаясь — перед ней, причем, если это возможно, идти сбоку. Необходимо, чтобы женщина могла в любой момент схватиться за перила. Когда перед дверью встречаются двое, нередко случается, что каждый из них хочет оказать другому пред почтение, но ни один не соглашается пройти вперед первым, и взаимное уговаривание затягивается. Следует придерживаться правила: первым пройти, вежливо поблагодарив, должен тот, кому это было дважды предложено.
    Если вы кого-нибудь случайно толкнете, побеспокоите или захотите о чем-нибудь попросить, то извинитесь коротко, но вежливо: «Простите» или «Извините», или еще более учтиво — «Простите, пожалуйста». В ответ на извинение говорится: «Пожалуйста» или «Ничего не случилось». Если кого-нибудь о чем-нибудь просят, то употребляют еще более учтивую форму: «Простите, что беспокою», «Сожалею, что приходится беспокоить вас», «Будьте добры передать мне соль» и т. п. Если вас о чем-нибудь попросят и вы можете исполнить просьбу, отвечайте: «С удовольствием», «Охотно», «С радостью». Если же вы не в состоянии сделать то, что просят, любезно объясните, почему отказываете, скажите, например: «К сожалению, не могу выполнить вашу просьбу, но…».
    Если вы хотите оказать кому-нибудь услугу, то обратитесь со словами: «Разрешите предложить вам свой зонтик?» или «Позвольте помочь вам поставить чемодан» и т. п. Ответ должен быть: «Благодарю вас, вы очень любезны» или «Спасибо, не утруждайте себч». За всякую готовность помочь следует всегда благодарить.
    В такие формы выливается внимание, оказываемое чужим людям. В общении с хорошими знакомыми присоединяется еще живой личный интерес. Вы можете спросить, как они поживают, что делают члены их семьи, поинтересоваться — если они как раз вернулись из отпуска, — где они проводили время, как чувствовали себя и т. п. Знакомых поздравляют с радостными семейными событиями, выражают соболезнование, когда умирает кто-нибудь из их близких.
    Чтобы иметь хорошие манеры, очень важно правильно держать тело, управлять всегда и всюду своими движениями: стоите ли вы, идете или сидите. И здесь нужно придерживаться принципа, что движения не смеют быть развинченными, связанными, неуклюжими, они должны быть естественными. Ходить нужно спокойно, твердо, равномерно, не делать ни слишком больших, ни слишком маленьких шагов. Не следует ходить слишком быстро, перескакивать на лестнице через несколько ступенек. Очень медленно ходить тоже нехорошо. Подпрыгивать, шагать резко, по-военному, размахивать руками — недопустимо. Но безжизненно висеть руки опять-таки не должны — ими нужно двигать легко, равномерно, непринужденно. Упираться руками в бока, засовьюать руки в карманы брюк или пальто не полагается.
    Манера сидеть часто позволяет судить о том, хорошо воспитан человек или нет. Сидеть следует не изогнувшись или небрежно опершись, а ровно, на переднем крае стула, не раздвигать слишком колени, не закладывать ноги за ножку стула. Качаться на стуле, хвататься за спинку соседнего стула, сидеть верхом на стуле — строго запрещается. Не обхватывайте колени руками, пусть руки свободно лежат на коленях! Садитесь и вставайте без шума, не передвигая, а приподнимая стул. Разрешается сидеть заложив ногу на ногу, но не так, чтобы щиколотка одной ноги находилась на колене другой. Закладывать ногу на ногу — не слишком высоко — может и женщина.
    Скверная привычка прочищать нос, громко сморкаясь, когда находишься в обществе других людей, к сожалению, очень распространена, и от нее необходимо избавиться. Если вам крайне необходимо высморкаться, то выбирайте подходящий момент и немного отвернитесь в сторону. Думается, излишне напоминать, что носовой платок употребляют чистый.
    От многих существующих у людей плохих привычек воспитанному человеку необходимо избавиться. Мужчине непозволительно ходить небритым — это негигиенично и неэстетично. Ногти должны быть не слишком длинными и не слишком короткими, обкусывать их не полагается. Чистыми они должны быть всегда, но чистить их в обществе просто неприлично. Точно так же недопустимо ковырять в ушах. Привычка чесать волосы, находясь в обществе других людей, даже за столом, идет вразрез с понятием приличия.
    Нехорошо ходить угрюмыми или погруженными в глубокое раздумье. Не показывайте на людях своего дурного настроения, будьте обходительными. Приветливый взгляд всегда к лицу. Не закатывайте глаза, не притворяйтесь святошей, не морщите лоб, не вертите головой, не кривите нос и вообще не стройте каких-либо гримас — это выглядит очень смешным. Говоря с кем-либо, смотрите ему в глаза, но не вызывающе, не нагло, а приветливо, скромно. Не тараторьте, но и не растягивайте чересчур слова, не бормочите, а говорите вполголоса так, чтобы все было понятно. Случается, что женщины произносят слова аффектированно, неестественно — это нехорошо, так же как нехорошо говорить свысока и слишком сдержанно.
    Хорошо воспитанный человек не расцвечивает свою речь сильными выражениями, не бранится, не сплетничает, не перебивает других.При разговоре не толкайте «дружески» — для убедительности — своего собеседника локтем, не похлопывайте его «нежно» по плечу, не хватайте за рукав или за пуговицу, особенно если перед вами женщина. Ведя разговор, не жестикулируйте, не брызгайте слюной — это совсем неприлично и негигиенично. Громкий, привлекающий внимание смех неуместен. Смеющийся не должен закрывать лицо руками, это не поможет ему отвлечь от себя внимание.

    ПРИВЕТСТВИЯ


    КТО ДОЛЖЕН ЗДОРОВАТЬСЯ ПЕРВЫМ
    Встречаясь со знакомыми или людьми, с которыми вы хотите поговорить, непременно поздоровайтесь. На улице принято раскланиваться не только со знакомыми, но и с людьми, которые живут по соседству, ходят той же дорогой и в то же время на службу или пользуются тем же транспортным средством, что и вы. Приветствуют также тех, которым вы или которые вам оказали какую-нибудь услугу.
    По установившемуся обычаю первым здоровается мужчина с женщиной, младший со старшим, подчиненный с начальником.Молодая девушка или молодая женщина первая кланяется пожилому мужчине. Мужчина не преминет первым поздороваться со знакомой женщиной, молодой человек со старшим сослуживцем и т. д. Случается, что, не дожидаясь приветствия, пожилой человек первый здоровается с более молодым, хотя должно было бы быть наоборот. Если кто-нибудь по невниманию не поздоровается с вами, не следует видеть в этом злой умысел.
    Другое дело, если какой-либо знакомый преднамеренно не здоровается или не отвечает на ваш поклон. В таком случае перестаньте с ним здороваться. Если вы хорошо знакомы с этим человеком, прямо попросите у него объяснения.
    Не принято, чтобы женщина здоровалась первой со своим начальником одного возраста с ней или моложе. В обществе начальник должен первым здороваться со своей сотрудницей.
    Когда человек моложе вас по возрасту или занимающий низшее положение на службе находится в обществе одной или нескольких женщин, первым поклониться обязаны вы.
    Если вы хотите попросить незнакомого человека дать какое-нибудь указание или оказать услугу, то сперва вежливо поздоровайтесь, а затем уж излагайте свою просьбу.
    Если вы не можете отдать себе отчет в том, знакомы вы или нет с повстречавшимся вам человеком, то поступите правильнее, поклонившись ему. В деревне принято здороваться со всеми, даже с людьми, которых вы прежде не видели. Это хороший обычай. Когда с вами здороваются незнакомые люди, отвечайте им приветливо. В деревне ничто не мешает вам самим приветствовать каждого встречного.
    Вы прекрасно можете здороваться с незнакомыми людьми, которых встречаете на лестнице жилого дома или в лифте. Входя в приемную врача, купе железнодорожного вагона и т. п., непременно поклонитесь.
    Когда вы встречаете человека, с которым незадолго до того здоровались, то можете опять поздороваться, если намереваетесь вступить с ним в разговор. Если же нет, достаточно отвесить легкий поклон, приподняв шляпу.
    Со знакомыми здоровайтесь не только тогда, когда вы уверены в том, что они вас видят, но и когда вы не знаете, заметят ли они ваш поклон. Неважно, если вы в этом случае не получите ответа. Если вам случится вскоре опять встретить того же человека, то здоровайтесь снова, что даст вам возможность установить, умышленно он не ответил на первый поклон или нет. Если вы увидите, что кто-нибудь избегает встретиться с вами взглядом, то не здоровайтесь, так как он, очевидно, не желает этого. Может случиться, что вы поздно заметите знакомого, которому следовало поклониться. При ближайшей встреде извинитесь перед ним.
    Со знакомыми, которых, проходя по улице, вы увидите в окне или на балконе, здоровайтесь учтиво. Не следует громко окликать их или пускаться в длинные разговоры. Если вы увидите из окна, что проходящий по улице знакомый хочет побеседовать с вами, то предложите ему войти в дом или выйдите сами на улицу.
    Когда в каком-нибудь доме собралось общество, вновь приходящий обычно здоровается со всеми присутствующими. Если вокруг большого стола сидит много гостей, следует, входя в комнату, громко и ясно произнести общее приветствие. Близким знакомым и соседям по столу можно еще раз отдельно поклониться.
    Гостья, которая приходит, когда все уже сидят за столом, должна сперва поздороваться с женщинами, потом с мужчинами. Со своим мужем — если он находится в числе гостей — она здоровается с последним. Мужчина, приходящий, когда все общество уже в сборе, здоровается сперва со всеми присутствующими женщинами, затем со своей женой, если она сидит за столом, а потом с мужчинами. Исключение делается, если присутствует какое-нибудь выдающееся лицо, — с ним здороваются с первым. Случается, что в такой обстановке супруги забывают здороваться друг с другом, — это ошибка. Конечно, обниматься и целоваться тут не пристало.
    Когда в ресторане все столы заняты, но имеются отдельные свободные места, то, прежде чем сесть, поздоровайтесь с сидящими за столом и попросите разрешения занять стул. Уходя от общего стола, попрощайтесь — достаточно слегка кивнуть головой. В ложе театра или концертного зала, прежде чем сесть, поклонитесь своим соседям.
    Обгоняя кого-нибудь на лестнице или в коридоре, не забудьте поклониться. Отвечая на приветствие, всегда оборачивайтесь в сторону того, кто обгоняет. Случается, что встречающиеся начинают издали кланяться друг другу. Бывает и наоборот — один ждет, пока другой поклонится, и в результате здороваются, уже поравнявшись, или вовсе не здороваются. Это выглядит некрасиво. Кланяться следует всегда вежливо и непринужденно, не следует демонстративно и вызывающе выжидать, пока поздоровается другой, — так удастся избежать многих недоразумений.
    Мужчина, идущий по улице в сопровождении другого, должен поклониться тому, кто здоровается с его спутником, даже если сам с ним не знаком. Женщина же в таком случае отвечает на приветствие, если только оно явно относилось к ней. Если человек, с которым вы идете, поздоровается со встречным, вам незнакомым, вам тоже следует поклониться. Супруги вместе раскланиваются на улице с другой супружеской четой, даже если одного из супругов не знают. Друзья, идущие вместе по улице, оба здороваются со встречным, которого знает только один из них.
    Приходя в гости, здороваются сперва с хозяйкой дома, затем с хозяином, с остальными женщинами, по возможности по возрасту, начиная с более пожилых, и наконец с мужчинами (в том же порядке). Маленьких детей необходимо приучать вежливо здороваться со взрослыми и с детьми. С детьми следует немного поговорить и протянуть им руку.
    Выдающемуся человеку всегда оказывают предпочтение и здороваются с ним первым. Входя в комнату, где гости уже расселись за столом, прежде всего здороваются с хозяйкой, с хозяином, а затем с гостями в том порядке, как они сидят, без различия пола и общественного положения.
    Общественному деятелю или художнику может поклониться даже тот, который не был лично представлен ему, — это выражение почтения.
    Соблюдение правил, как здороваться при общении с людьми, поможет избежать многих недоразумений при каждодневных встречах. Дело тут не в формальностях, а в действительном уважении к людям, без деланности и неестественных поклонов.
    ПРИВЕТСТВИЕ ЖЕСТОМ
    «Ведь это же совершенно просто», — подумают многие читатели, увидя заголовок. Однако если вы понаблюдаете на улице, как люди здороваются, то увидите, что и при этом привычном приветствии часто поступают неправильно.
    Мужчина должен приподнять шляпу, не доходя нескольких шагов до встречного, с которым намеревается здороваться. Делать это слишком заблаговременно, в непосредственной близости или уже поравнявшись со знакомым, не годится. Поклон, сделанный в последнюю минуту, могут объяснить небрежностью.
    Здороваясь, некоторые мужчины чересчур высоко поднимают шляпу. Это выглядит смешно. Другие, наоборот, по лености едва приподнимают шляпу — кажется, что они чуть-чуть, поверхностно притрагиваются к ней, небрежно козыряют. Есть и такие мужчины, которые, схватив шляпу, поднимают ее прямо над головой.
    Правильно здороваются следующим образом: шляпу снимают с головы, описывая небольшой полукруг и относя ее приблизительно на высоту лица, не ниже, той рукой, которая не заслонит встречного. Если вы идете с женщиной или несете в руке тяжелый предмет, нужно снять шляпу свободной рукой. Если предмет легкий, если это, например, зонтик или небольшой сверток, переложите его в другую руку, но не резко и не очень заметно. Если это трудно сделать, то лучше снимите шляпу свободной рукой. Долго держать шляпу в руке не следует. Миновав человека, с которым вы здоровались, тотчас наденьте ее на голову. Знакомого приветствуют, держа шляпу в руке до тех пор, пока он не пройдет, но за ним не оборачиваются.
    Мужчина, у которого на голове фуражка, меховая шапка или берет, здоровается иначе. Шапку без козырька и берет с головы не снимают.
    Мужчина без головного убора раскланивается, обращаясь в сторону встречного. Если здороваются с идущим на другой стороне улицы, то голову и тело наклоняют немного больше, так, чтобы знакомому было видно. Здороваться, когда расстояние превышает 30 шагов, не следует. Кричать приветствие через улицу считается неприличным.
    Мужчина должен снять головной убор, когда входит в аптеку, банк, канцелярию, кафе или квартиру. Обычай снимать головной убор при приветствии уходит корнями в XIV — XV века. В те времена жизнь была намного опаснее: по дорогам скитались в поисках добычи бездомные бродяги, в лесах укрывались шайки разбойников. Люди постоянно ходили вооруженными. А отправляясь в дальний путь, надевали на себя кольчугу, тяжелые латы, голову прятали под железный шлем.
    Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и несет его в руке. «Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом хозяину. — Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю».
    Эти суровые времена прошли, но обычай, входя в комнату, снимать головной убор остался. Этим жестом вы показываете хозяевам, что уважаете дом, в который пришли, уважаете живущих в нем людей.
    Если, здороваясь, кто-нибудь останавливается, то этим ясно дает понять, что хочет поговорить. Обычно это может позволить себе только старший по отношению к младшему, начальник по отношению к подчиненному и т. д., но не наоборот. Неправильно поступает мужчина, который, поздоровавшись, останавливается и ждет, чтобы встречный прошел мимо, точно на каком-то смотру.
    Здороваться следует так, чтобы не мешать прохожим, никого не толкать.
    Автомобилисты, велосипедисты, всадники шапок не снимают. Их приветствие — наклон головы. Мужчине в гражданском платье не полагается звонко щелкать каблуками и отдавать честь по-военному.
    Мужчина обнажает голову перед государственным флагом, при исполнении государственного гимна на манифестации или торжестве, при поднятии флага. Стоять при этом он должен навытяжку. Женщины в таких случаях стоят, не шевелясь, выражая этим почтение государственному флагу или гимну.
    Когда здороваются в общественных местах, то встают, если только хотят кого-нибудь остановить или выразить особое почтение. В остальном придерживаются тех же правил, что и на улице.
    ПРИВЕТСТВИЕ СЛОВАМИ
    Встречаясь по служебным делам, с мужчиной и женщиной здороваются одинаково. Приветствие нужно всегда произносить ясно.Шептать, бормотать, цедить слова сквозь зубы — неприлично, так не приветствуют.
    Дети школьного возраста и молодые люди иногда употребляют, обращаясь друг к другу, различные студенческие выражения приветствия, арготические словечки, которые часто бывают различными искажениями. Однако со временем им это надоедает, и они начинают здороваться, как того требуют правила приличия.
    «Здравствуйте, с добрым утром, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи» — вот наши обычные приветствия. Мы употребляем их при встречах, приходе, разговоре по телефону. Расставаясь, мы говорим «до свидания, прощайте». Это общепринятые, самые распространенные выражения. В ответ обычно говорят те же слова. В некоторых случаях можно еще добавить «желаю», например: «Желаю вам спокойной ночи» или «Желаю вам счастливого пути».
    Часто желают «приятного аппетита» тому, кто ест или покидает свое рабочее место в предобеденное время. Но никто не будет на вас в претензии, если вы этого не скажете. Правильнее всего считаться в этом отношении с местными привычками.
    РУКОПОЖАТИЕ
    С далеких времен идет и обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв рукавицу, человек показывал, что в его ладони не спрятано оружие. И сейчас, снимая перчатку, вы пожимаете теплую дружескую руку товарища, а не холодную ткань или кожу перчатки.
    Страницы:
    1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13

  3. Kreetin Ответить

    У одной женщины злой хан забрал мужа и сына. И вот пришла она к нему просить их освободить. На что хан ей говорит: “Я намеревался вырезать их всех — но тебе разрешу уйти либо со своим мужем, либо со своим сыном, либо со своим аппендиксом”.
    И тогда женщина ответила: “Мужа я могу найти, сына я могу родить, а вот второй аппендикс у меня уже не вырастет”. Хан прослезился, и отпустил их всех живыми, потому что понял: самые сильные узы — это кровные узы с частями собственного тела.
    Женщина потом умерла от аппендицита, потому что один хер в ту пору его вырезать не умели.
    — Почему ты сердишься и обижаешься? Не лучше ли успокоиться и простить? — спросил Учитель.
    — А почему я должен делать одолжение и прощать… — хотел было оправдаться ученик.
    — Прости, что перебиваю тебя, — сказал Учитель. — Позволь задать тебе два вопроса, и тогда я отвечу на все твои «как» и «почему». Ученик утвердительно кивнул.
    — Тебе хорошо, когда ты сердишься и обижаешься? — спросил Учитель.
    — Нет, конечно же, — ответил ученик.
    — Так кому же ты делаешь одолжение, когда благодаря незлобию, спокойствию и прощению делаешь себе хорошо?
    — Но скажите, как можно не обижаться? Это же так трудно.
    — Ты главное пойми, что каждый раз, когда ты захочешь ударить кого–то хлыстом осуждения или обиды, первым, замахиваясь, ты ударишь себя. А теперь давай ты сверху, я устал.
    Как–то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вёл его за уздечку.
    — Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?
    Отец отпиздил прохожего палкой, но отъехав, все же слез с осла и велел сыну сесть на него.
    Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:
    — Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.
    Мальчик очень огорчился от этих слов и отпиздил прохожего камнем. Но все же попросил отца сесть на ослика позади него.
    — Люди добрые, видали вы где–либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. — Так мучить животное! У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нём, будто он диван, о несчастное существо!
    Не говоря ни слова, отец и сын набросились на нее и стали нещадно пиздить. Закончив, они даже не успели сесть на осла, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
    — Чего это ваш осёл ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везёт кого–нибудь из вас на себе?
    Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.
    — Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдётся кто–то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, что надо уе#ать этому придурку с ноги и валить из этой идиотской страны, где все докапываются до незнакомых людей почем зря.
    Приходит ученик к Учителю и говорит: “Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?”
    Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую — положил яйцо, а в третью — насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.
    — Что изменилось? — спросил он ученика.
    — Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде, — ответил ученик.
    — Нет, — сказал Учитель, — это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут.
    — А что означает кофе? Оно же растворилось — спросил ученик.
    — А кофе — мужского рода, — сказал Учитель, и опрокинул кипящий котелок на ученика.
    Папа с сыном пошли однажды на горы, и сын, ударившись о камень, крикнул:
    — ААААААА.
    И с удивлением слышит:
    — ААААААА.
    Мальчик спросил:
    — Кто ты?
    А ему в ответ:
    — Кто ты?
    Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:
    — Ты пидор!
    А ему в ответ:
    — Ты пидор!
    Мальчик спрашивает у отца: «Что происходит?»
    Отец улыбнулся и говорит: «Слушай меня внимательно».
    Отец кричит горе:
    — Я тебя уважаю!
    Ему в ответ:
    — Я тебя уважаю!
    — Ты лучший.
    Ему отвечают:
    — Ты лучший.
    — Видишь, сынок? Я лучший, и меня уважают. А ты пидор

  4. MurMur Ответить

    Я знаю, что я ничего не знаю
    До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона, именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.
    – Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
    Суд с ослом
    Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.
    – Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? — сказал Сократ ударившему.

    О хорошем настроении
    Однажды ученик спросил Сократа:
    – Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?
    Сократ ответил:
    – Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.
    Спускаться легче, чем подниматься
    Гетера (публичная женщина в древней Греции) Каллисто как-то заявила Сократу с насмешкой, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников. А вот Сократ с ее друзьями этого сделать не сможет. На это философ отметил:
    – Конечно. Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я — подниматься вверх.

    О женитьбе
    К Сократу обратился один из его учеников:
    – Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?
    Философ ответил:
    – Смотри не сподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся вырваться на волю, а находясь на воле, стремятся к неводу. Как бы ты ни поступил, всё равно потом будешь жалеть.
    Три сита
    Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
    – Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
    Сократ ответил ему:
    – Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое — это сито правды. Ты уверен, что-то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?
    – Ну, я слышал это от других.
    – Вот видишь, ты не уверен. Второе сито — это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
    – Совсем нет.
    – И, наконец, третье сито — сито пользы. Будет ли эта новость полезной?
    – Сомневаюсь.
    – Вот видишь — ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

    О дурном характере матерей
    Сократ однажды заметил, что его старший сын сердится на мать и говорит, что у нее тяжелый характер. Тогда философ спросил:
    – Ты понимаешь, что когда мать говорит тебе что-нибудь, то у нее нет на уме никакого зла. Наоборот, она желает тебе только добра, как никому другому, и все-таки сердишься на нее? Или ты веришь, что мать желает тебе зла?
    – Конечно, нет, — ответил сын.
    – Так значит, хоть она желает тебе добра и во время твоей болезни прилагает все заботы, чтобы ты выздоровел, хоть она усердно молит богов за тебя и исполняет обеты, ты все же говоришь, что у нее тяжелый характер? Я думаю, что если ты не можешь выносить такой матери, то не можешь выносить счастья.
    О безвинной смерти
    К приговоренному к смерти Сократу на последнее свидание пустили его жену Ксантиппу. Она запричитала:
    – Ты умираешь безвинно!
    Сократ ответил:
    – А ты хотела бы, чтобы я умер виноватым?
    Что лучше?
    Выступая на суде после оглашения смертного приговора, Сократ сказал:
    – Ну что ж, я ухожу, чтобы умереть. Вы же останетесь, чтобы жить. А что из этого лучше, человеку неизвестно.

  5. FisiK Ответить

    Сократ:
    “Заговори, чтобы я тебя увидел!”
    “Я знаю, что я ничего не знаю!”
    До сих пор ведутся споры об истинном авторстве этих слов: кто-то
    полагает, что они принадлежат Демокриту. Но по свидетельству Платона,
    именно Сократ подарил миру эту извечную формулу.
    – Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. —
    Но люди
    воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают
    ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше,
    чем все остальные.
    Суд с ослом
    Сократ славился своим умением вести спор. Его было практически
    невозможно победить в этом искусстве, и однажды во время спора
    противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись, что философ
    подаст на него в суд, он начал уговаривать Сократа не делать этого.
    – Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? —
    сказал Сократ ударившему.
    О хорошем настроении
    Однажды ученик спросил Сократа:
    – Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?
    Сократ ответил:
    – Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы
    утратил.
    Спускаться легче, чем подниматься
    Гетера (публичная женщина в древней Греции) Каллисто как-то заявила
    Сократу с насмешкой, что если она захочет, то переманит к себе всех его
    друзей и учеников. А вот Сократ с ее друзьями этого сделать не сможет.
    На это философ отметил:
    – Конечно. Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я —
    подниматься вверх.
    О женитьбе
    К Сократу обратился один из его учеников:
    – Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?
    Философ ответил:
    – Смотри не сподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся
    вырваться на волю, а находясь на воле, стремятся к неводу. Как бы ты ни
    поступил, всё равно потом будешь жалеть.
    Три сита
    Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
    – Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
    Сократ ответил ему:
    – Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое
    — это сито правды. Ты уверен, что-то, что ты мне сейчас
    скажешь,
    является правдой?
    – Ну, я слышал это от других.
    – Вот видишь, ты не уверен. Второе сито — это сито добра. Эта
    новость обрадует меня, станет для меня приятной?
    – Совсем нет.
    – И, наконец, третье сито — сито пользы. Будет ли эта новость
    полезной?
    – Сомневаюсь.
    – Вот видишь — ты хочешь рассказать мне новость, в которой
    нет
    правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?
    О дурном характере матерей
    Сократ однажды заметил, что его старший сын сердится на мать и говорит,
    что у нее тяжелый характер. Тогда философ спросил:
    – Ты понимаешь, что когда мать говорит тебе что-нибудь, то у нее нет на
    уме никакого зла. Наоборот, она желает тебе только добра, как никому
    другому, и все-таки сердишься на нее? Или ты веришь, что мать желает
    тебе зла?
    – Конечно, нет, — ответил сын.
    – Так значит, хоть она желает тебе добра и во время твоей болезни
    прилагает все заботы, чтобы ты выздоровел, хоть она усердно молит богов
    за тебя и исполняет обеты, ты все же говоришь, что у нее тяжелый
    характер? Я думаю, что если ты не можешь выносить такой матери, то не
    можешь выносить счастья.
    О безвинной смерти
    К приговоренному к смерти Сократу на последнее свидание пустили его
    жену Ксантиппу. Она запричитала:
    – Ты умираешь безвинно!
    Сократ ответил:
    – А ты хотела бы, чтобы я умер виноватым?
    Что лучше?
    Выступая на суде после оглашения смертного приговора, Сократ сказал:
    – Ну что ж, я ухожу, чтобы умереть. Вы же останетесь, чтобы жить. А что
    из этого лучше, человеку неизвестно.
    ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОКРАТА
    Брак, если уж говорить правду, есть зло, но зло необходимое.
    Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий
    – одна
    из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более
    важного, как образование самого себя и своих ближних.
    Все, к чему стремится душа и что она претерпевает, оканчивается
    счастливо, если ею управляет разум, и несчастливо – если
    безрассудство.
    Всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий
    может назвать, сколько он имеет друзей, – настолько они не в
    цене.
    Высшая мудрость – различать добро и зло.
    Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное
    время благоденствует, и на войне неодолимо.
    Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
    Довольствуйся настоящим, а стремись к лучшему.
    Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь
    исключением, а если плохая – станешь философом.
    Женишься ты или нет – все равно раскаешься.
    Злой человек – тот, кто вредит другим без всякой для себя
    выгоды.
    Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели,
    представляется плутовством, а не мудростью.
    Красота – это королева, которая правит очень недолго.
    Лучшая приправа к пище – голод.
    Лучше всех живет тот, кто больше всех заботится о том, чтобы делаться
    как можно лучше, а приятнее всех – кто больше всех сознает,
    что
    он делается лучше.
    Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это
    – яд, тем более опасный, что он приятен.
    Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят
    и пьют для того, чтобы жить.
    Людям легче держать на языке горящий уголь, нежели тайну.
    Мудрость – царица неба и земли.
    Не от денег рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей
    деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной.
    Не спешите подружиться; но если подружились, будьте в дружбе постоянны
    и тверды.
    Нельзя лечить тело, не леча душу.
    Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать
    просьбы друзей.
    Поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому встречному.
    Правители в государствах самые лучшие – те, которые являются
    главными виновниками того, что граждане повинуются законам.
    Государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное
    время благоденствует, и на войне неодолимо.
    Прекрасное – это полезное удовольствие.
    Признак изящества – приличие, а признак щегольства
    – излишество.
    Самый счастливый человек тот, чья душа вообще не затронута злом.
    Свобода состоит в том, чтобы поступать наилучшим образом.
    Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.
    Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
    Слава – это аромат героических свершений.
    Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится
    к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать, того, кто
    сознает, что он уже достигает своей цели.
    Существует только один бог – знания, и только один дьявол
    – невежество.
    Те, кто вредит людям, чинят несправедливость, лгут, обманывают и
    совершают проступки по своей воле, а не без умысла, – люди
    более
    достойные, чем те, кто все это совершает невольно.
    Тех, кто желает и сам иметь много хлопот, и другим доставлять их, я
    поставил бы в разряд годных к власти.
    Тирания – это власть, основывающаяся не на законах, а на
    произволе правителя, такая власть – против народа.
    То, что я понял – прекрасно, а значит и остальное, чего я не
    понял, тоже прекрасно.
    Ученость – это сладкий плод горького корня.
    Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.
    Хорошее начало – не мелочь, хотя и начинается с мелочи.
    Хороший советчик лучше любого богатства.
    Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для
    друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
    Цари и правители – не те, которые носят скипетры, не те,
    которые
    избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти
    посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править.
    Человеку, избравшему жизнь рассудительную и разумную, нисколько не
    следует радоваться.
    Человеку невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает,
    в том он и мудр.
    Я знаю, что я ничего не знаю.
    ЕЩЁ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОКРАТА
    Сократ (470-399 гг. до н.э.)
    философ, ученик Анаксагора, из Афин
    У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого
    себя.
    Я знаю только то, что ничего не знаю.
    Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
    Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
    Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
    Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий
    – одна
    из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более
    важного, как образование самого себя и своих ближних.
    Есть одно только благо – знание и одно только зло невежество.
    Высшая мудрость – различать добро и зло.
    Мудрость – царица неба и земли.
    Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.
    Хороший советник лучше любого богатства.
    Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
    Заговори, чтобы я тебя увидел.
    Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
    Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
    Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для
    друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
    Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это
    – яд, тем более опасный, что он приятен.
    Распаляется пламя ветром, а влечение – близостью.
    Красота – это королева, которая правит очень недолго.
    Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.
    Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь
    исключением, а если плохая – станешь философом.
    В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества
    – приличие, а признак щегольства – излишество.
    Когда слово не бьет, то и палка не поможет.
    Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и
    души.
    Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство
    свидетельствует о богатстве натуры.
    Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более
    уравновешенным.
    Лучшая приправа к пище – голод.
    Нельзя врачевать тело, не врачуя души.
    Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача,
    который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
    Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.[865]
    В молитвах он [Сократ] просто просил богов даровать добро, ибо боги
    лучше всех знают, в чем состоит добро.[866]
    [Сократ] советовал избегать таких кушаний, которые соблазняют
    человека есть, не чувствуя голода. (…) Он шутил, что и Кирка
    [Цирцея], должно быть, превращала людей в свиней, угощая их такими
    кушаниями в изобилии; а Одиссей (…) держался от чрезмерного
    их
    употребления и оттого не превратился в свинью.[867]
    [О хвастунах:] Невыгодно считаться богатым, храбрым и
    сильным, не
    будучи таковым: к ним предъявляют требования, (…)
    превышающие их
    силы.[868]
    Тех, кто желает и сам иметь много хлопот и другим доставлять их, я
    (…) поставил бы в разряд годных к власти.[869]
    Если, живя среди людей, ты не захочешь ни властвовать, ни быть
    подвластным и не станешь добровольно служить властителям, то, думаю, ты
    видишь, как умеют сильные (…) и целые общины, и каждого
    порознь
    держать в рабстве.[870]
    Не очень-то легко найти работу, за которую не услышишь упреков; очень
    трудно сделать что-нибудь так, чтобы ни в чем не ошибиться.[871]
    Завистники (…) только те, кто горюет по поводу счастия
    друзей.[872]
    Трудно (…) найти врача, который знал бы лучше, чем сам
    человек, (…) что полезно ему для здоровья.[873]
    [Перед началом суда над Сократом один из его друзей спросил:]
    “Не
    следует ли (…) подумать тебе и о том, что говорить в свою
    защиту?” – Сократ (…) отвечал: “А разве
    (…) вся моя
    жизнь не была подготовкой к защите?”[874]
    Горячо преданный Сократу, но простодушный человек, некий Аполлодор,
    сказал: “Но мне особенно тяжело, Сократ, что ты приговорен к смертной
    казни несправедливо”. Сократ, говорят, погладил его по голове и сказал:
    “А тебе (…) приятнее было бы видеть, что я приговорен
    справедливо?”[875]
    Ходил я к поэтам (…) и спрашивал у них, что именно они
    хотели
    сказать, чтобы, кстати, и научиться у них кое-чему. Стыдно
    (…)
    сказать вам правду, а сказать все-таки следует. (…) Чуть ли
    не
    все там присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими
    поэтами, чем они сами. (…) Не мудростью могут они творить
    то,
    что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении,
    подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много
    хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят.[876]
    Мудрейший тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего-то по правде не
    стоит его мудрость.[877]
    Нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно
    противиться (…) большинству и хотел бы предотвратить все то
    множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в
    государстве. Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если
    ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным
    человеком, а вступать на общественное поприще не должен.[878]
    [Сократ] говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди
    живут, чтобы есть.[879]
    Если бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что
    даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей
    жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей
    жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, я думаю, не только всякий
    простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие
    дни сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова,
    я (…) назову ее приобретением, потому что таким-то образом
    выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи.[880]
    Поменьше думайте о Сократе, но главным образом – об
    истине.[881]
    [Последние слова:] Мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же,
    не
    забудьте. (Петуха приносили Асклепию, богу врачевания,
    выздоравливающие. Сократ считал, что смерть для его души –
    выздоровление и освобождение от земных невзгод.)[882]
    Говорят, Еврипид дал ему [Сократу] сочинение Гераклита и спросил его
    мнение; он ответил: “Что я понял – прекрасно; чего я не
    понял,
    наверное, тоже”.[883]
    Часто он [Сократ] говаривал, глядя на множество рыночных товаров:
    “Сколько же есть вещей, без которых можно жить!”[884]
    Удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но
    не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, –
    настолько
    они не в цене.[885]
    [Красота -] недолговечное царство.[886]
    [Сократ] говорил (…), что он знает только то, что
    ничего не знает.[887]
    Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он [Сократ]
    ответил: “Делай, что хочешь, – все равно раскаешься”.[888]
    Когда он [Антисфен] стал выставлять напоказ дыру в своем плаще, то
    Сократ, заметив это, сказал: “Сквозь этот плащ я вижу твое
    тщеславие!”[889]
    Сократу однажды пришлось увещевать (…) [Алкивиада], который
    робел и страшился выступать с речью перед народом. Чтобы ободрить и
    успокоить его, Сократ спросил: “Разве ты не презираешь вон того
    башмачника?” – и философ назвал его имя. Алкивиад ответил
    утвердительно; тогда Сократ продолжал: “Ну, а этого разносчика или
    мастера, шьющего платки?” Юноша подтвердил опять. “Так вот, –
    продолжал Сократ, – афинский народ состоит из подобных людей.
    Если ты презираешь каждого в отдельности, тебе следует презирать и всех
    купно”.[890]
    Когда ему [Сократу] сказали: “Афиняне осудили тебя на смерть”, он
    ответил: “А природа осудила их самих”.[891]
    Видя, что правительство тридцати [тиранов] убивает самых славных
    граждан и преследует тех, кто обладает значительным богатством, Сократ
    (…) сказал: “(…) Никогда не было столь отважного
    и
    дерзкого трагического поэта, который вывел бы на сцену обреченный на
    смерть хор!”[892]
    Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела,
    философ ответил: “Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся
    поправиться, я наживу больше завистников, а если умру –
    больше
    друзей”.[893]
    Нетрудно хвалить афинян среди афинян.[894]
    Сократ, когда он уже был приговорен к смерти и заключен в темницу,
    услышав, как один музыкант распевал под аккомпанемент лиры стихи
    Стесихора, попросил того учить его, пока есть еще время; на вопрос
    певца, какая ему от этого польза, когда ему предстоит умереть
    послезавтра, Сократ ответил: “Чтобы уйти из жизни, зная еще чуть-чуть
    больше”.[895]
    * * *
    Вы читали онлайн: ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОКРАТА
    …………………………………………………….
    Фридрих
    Ницше : и другие философы

  6. Секси_Мэкси Ответить

    Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре Фото: wikimedia.org
    Ксантиппа не ценила мудрость и великий ум своего мужа и отрицательно относилась к его образу жизни. Отчасти в этом был виноват и сам Сократ, который никак не участвовал в жизни своей семьи, не приносил никаких доходов и не помогал родным. Тем не менее во время его казни Ксантиппа оплакивала своего мужа и сетовала на то, что их дети останутся без отца. При всех своих отрицательных качествах она была заботливой матерью и верной женой.
    Образ жизни Сократа, его воззрения и та простота, с которой он вел беседы с представителями разных афинских сословий, причем совершенно бесплатно, не могла быть выгодна тем, кто старался заработать денег на обучении философской мудрости. Более того, сам метод поиска истины, который использовал Сократ, был неудобен тем, кто считал себя великими мудрецами, так как обличал их невежество и глупость.
    К тому же, в те времена не было общеобразовательных школ и дети, как правило, обучались либо у своих родителей, либо у софистов за большие деньги. Однако многие молодые люди, воодушевляясь мудростью и славой Сократа, предпочитали вести с ним беседы и учиться у него, тем самым вызывая недовольство у старшего поколения.
    Из этого старшего поколения появились те, кого Сократ позже называл своими старыми обвинителями. Они упрекали его в развращении неокрепших умов молодежи, в неуважении к устоям общества и богам. Настраивая молодое поколение против него, они боролись за то, чтобы великого философа осудили, и в конце концов, им это удалось.
    В суд была подана жалоба некими Анитом и Мелитом о том, что: «Сократ преступает закон и попусту усердствует, испытуя то, что под землею, да и то, что в небесах, выдавая ложь за правду и других научая тому же».
    Вместе же со старыми упреками и нападками со стороны старшего поколения эти обвинения казались обоснованными. Стараясь защищаться самостоятельно, Сократ отказался от штрафа в качестве альтернативы наказанию и предпочел наказание в виде смертной казни. Он считал это проведением судьбы и не принял помощи друзей, предлагавших бежать ему из тюрьмы, так как считал, что любой гражданин должен повиноваться законам своего государства.
    Последние дни Сократ провел в окружении своих учеников, рассуждая о бессмертии души человека и о том, как было бы прекрасно встретиться с великими людьми прошлого в загробном мире.
    Когда настало время, Сократ принял яд и через несколько минут умер, оставив после себя великое культурное наследие.
    Автор: Сергей Дергачев
    Источник: https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/91322/
    © Shkolazhizni.ru

  7. Yozshut Ответить

    ИСТОРИИ
    Про Сократа
    Я знаю, что я ничего не знаю
    – Я знаю, что я ничего не знаю, – говорил Сократ. – Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные.
    На ослов не обижаются
    Однажды во время спора противник Сократа не сдержался и ударил его. Испугавшись того, что произошло, он начал уговаривать философа не подавать на него в суд.
    – Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? – сказал Сократ ударившему.
    Кулинария Сократа
    Сократ смеялся над теми, кто заботился только о своих материальных потребностях.
    – Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть, – говорил он.
    Кому что
    Проходя по базару, Сократ говорил:
    – Как же много на свете вещей, без которых можно обойтись! Люди покупают себе дорогие удовольствия на рынке, а я бесплатно добываю себе удовольствия из своей души.
    Причина хорошего настроения
    Однажды Сократа спросил ученик:
    – Объясни мне, почему ты всегда в хорошем настроении?
    Сократ ответил:
    – Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы утратил.
    Легче вниз, чем вверх
    Гетера Каллисто однажды насмешливо заявила Сократу, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников, а вот ему это сделать с ее друзьями не удастся.
    – Конечно, – сказал философ. – Тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я – подниматься вверх.
    Займи у себя
    Как-то один знакомый Сократа, известный своей расточительностью, спросил, у кого можно одолжить денег.
    – Займи у себя – сократи свои расходы, – сказал ему Сократ.
    Гром и дождь
    После ученой беседы с друзьями Сократ возвращался домой. Его жена Ксантиппа встретила философа бранью, потом окатила его водой.
    – Так и должно быть, – невозмутимо сказал Сократ своим ученикам. – Вначале гром, а потом дождь.
    Жениться или не жениться?
    К Сократу обратился один из его учеников:
    – Надумал я жениться. Что ты мне посоветуешь?
    Философ ответил:
    – Смотри не сподобься рыбам, которые, попав в невод, стремятся вырваться на волю, а находясь на воле, стремятся к неводу. Как бы ты ни поступил, всё равно потом будешь жалеть.
    Отзыв
    Когда Сократ прочел сочинения философа Гераклита, он сказал:
    – То, что я понял, – замечательно. По-видимому, прекрасно и то, что я не смог понять.
    Плащ для смерти
    Сократа приговорили к смертной казни по обвинению в непочитании богов. Ему предстояло выпить чашу с ядом. Один из его друзей навестил философа накануне казни и предложил ему свой роскошный плащ.
    – Неужели мой плащ годился только для жизни, а для смерти не пригоден? – возразил Сократ.
    Какая разница
    К приговоренному к смерти Сократу пустили для последнего свидания Ксантиппу. Она запричитала:
    – Ты умираешь безвинно!
    Сократ ответил:
    – А ты хотела бы, чтобы я умер виноватым?
    Что лучше?
    Выступая на суде после того, как его приговорили к смерти, Сократ сказал:
    – Ну что ж, я ухожу, чтобы умереть. Вы же останетесь, чтобы жить. А что из этого лучше, человеку неизвестно.
    (из книги В.Бутромеева “Всемирная история в лицах”)
    Вернуться к оглавлению

  8. Way Ответить

    Отношение к философам в нашем мире всегда было неоднозначным. С одной стороны, признавалось, что эти люди – носители земной мудрости. С другой же – молчаливо подразумевалось, что не всякая мудрость нужна народу. Многие римские цезари, раздосадованные чрезмерным обилием в стране этаких «мудрецов», проводили самые настоящие «чистки», изгоняя философов за пределы «матери городов», но не рискуя, однако, повторить пример Афин, где впервые был казнен философ.
    Речь идет о Сократе (470/469—399 гг. до н.э.).
    Что же такого привлекательного (и тем более ненавистного) было в этом внешне некрасивом, даже отталкивающей внешности человеке, одолеваемом злой женой, бедностью и лишениями? Что привлекало к нему молодежь? Что отвратило от него родной город? И, наконец, каким образом его смерть стала настоящим триумфом его философии?
    «Я знаю только то, что ничего не знаю», – вот излюбленное выражение Сократа. Это значит, что, «как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины».
    Но Сократа сопровождала не только восторженная молодежь, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из философов, которые искусство доказывать правое и неправое сделали своей профессией.
    Сократ – величайший мудрец Древнего мира.
    Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана «Облака», в которой Сократ изображается мастером «кривых речей». А в один из дней 399 года до н.э. жители Афин прочли выставленный для всеобщего обсуждения текст: «Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание – смерть». Мошенники мысли не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицал все пути к спасению, сам шел навстречу смертному приговору: «Раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложится несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей, беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и старого (Сократу было тогда 70 лет. – Примеч. авт.), догнала та, что настигает не так стремительно, – смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, – та, что бежит быстрее, – испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости».
    У порога смерти Сократ пророчествовал, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Юный ученик Сократа – Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. «Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?» – этот вопрос встал перед Платоном во всей своей драматичности и породил другой вопрос: «Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?»
    Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению «за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе», то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 200. Сократ должен был выпить «государственный яд» – цикуту. Этот яд вызывает паралич. Смерть наступает от судорог, приводящих к удушью.
    По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.
    Платон в диалоге «Федон» оставил нам описание смерти Сократа: «Последний день Сократа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды. Подобные напоминания лишь актуализировали тему беседы.
    Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды, ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет потустороннее будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. «Те, кто подлинно предан философии, – говорил Сократ, – заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью. Люди, как правило, этого не замечают, но, если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся».
    Сократ считал, что он заслужил свою смерть, поскольку боги, без воли которых ничего не происходит, допустили его осуждение.
    Подлинный философ должен провести земную жизнь не как попало, а в напряженной заботе о дарованной ему бессмертной душе.
    То, что в исторической ретроспективе очевидно для нас, было – в перспективе – видно и понятно самому Сократу: мудрость, несправедливо осужденная в его лице на смерть, еще станет судьей над несправедливостью. И, услышав от кого-то фразу: «Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти», – он спокойно ответил: «А их к смерти осудила природа».
    Последний день Сократа клонился к закату. Настало время последних дел. Оставив друзей, Сократ удалился на омовение перед смертью. Подобное омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. После омовения Сократ попрощался с родными, дал им наставления и велел возвращаться домой.
    Когда принесли цикуту в кубке, Сократ спросил у тюремного служителя: «Ну, милый друг, что мне следует делать?»
    Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь.
    Мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна.
    Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.
    Он походил немного, как велел служитель, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан на спину и закутался. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль. Сократ ответил отрицательно. Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Он показал друзьям Сократа, что тело его холодеет и цепенеет, и сказал, что смерть наступит, когда яд дойдет до сердца. Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: «Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте». Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что-нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.
    Спасибо порталу: biika.studio
    В дубликатах нашёл только данную картину без описания.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *