Как ученые узнали где живут перелетные птицы?

12 ответов на вопрос “Как ученые узнали где живут перелетные птицы?”

  1. Gavinrasius Ответить

    Триединая дидактическая цель:
    Образовательный аспект
    способствовать расширению представлений о зимующих и перелётных птицах;
    способствовать уточнению знаний о значении природных условий для жизни птиц;
    Развивающий аспект
    способствовать развитию познавательного интереса через обсуждение проблемных вопросов;
    способствовать развитию умений работать в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
    Воспитательный аспект
    способствовать воспитанию самостоятельности через организацию работы с учебником и тетрадью; бережного отношения к птицам;
    Планируемый результат:
    знать о многообразии мира зимующих и перелётных птиц;
    понять причины, по которым перелётные птицы улетают в тёплые края;
    понять значимость непосредственного участия в заботе о зимующих птицах.
    Тип урока: открытие нового знания.
    Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
    Методы обучения: наглядный, словесный, элементы проблемного обучения.
    Оборудование:
    учебник с приложением на электронном носителе + рабочая тетрадь А. А. Плешаков Окружающий мир;
    глобус;
    презентация;
    атлас-определитель;
    цветные карандаши;
    карточки для групповой работы;
    тесты для индивидуальной работы.

    Ход урока

    Этапы
    Содержание
    СлайдыОборудование
    Организационный
    Физминутка. Настрой на работу.
    Громко прозвенел звонок
    Начинается урок
    Наши ушки на макушке
    Глазки широко открыты
    Слушаем, запоминаем
    Ни минуты не теряем.
    – Ребята, что мы сейчас услышали?
    – А настроение какое? Почему?
    – Песню какой птички услышали? Если дети не могут отгадать птицу ни по голосу, ни по внешнему виду загадываю загадку:
    Кто без нот и без свирели
    Лучше всех выводит трели
    Голосистее, нежней
    Кто же это? (соловей)
    На слайде появляются по очереди воробей, синичка, жаворонок.
    – Значит, о ком мы сегодня поведём разговор на уроке? (о птицах)
    песня соловья
    соловей
    птицы
    Актуализация знаний
    – О птицах мы уже много знаем. Расскажите, что знаете?
    – А почему некоторых птичек вы узнали, а других – нет?
    – Может, мы о птичках уже всё знаем, больше и узнавать нечего?
    Мотивация, целеполагание
    – А что бы вы ещё хотели узнать?
    – А не хотите узнать, где птицы зимуют?
    Раб. Тетр.с. 14, учебн. С.84-85
    Открытие нового знания
    – Собрались наши птички и громко заспорили. Как вы думаете, о чём могут спорить птички?
    – Кому улетать в тёплые края, а кому – нет?
    – Ответили на вопрос, кто улетает, а кто остаётся?
    (самопроверка)
    Перелётные
    Зимующие
    Физминутка
    Ты катись, весёлый мячик,
    Быстро-быстро по рукам
    У кого весёлый мячик,
    Называет птицу нам
    Работа в группах
    Повторим правила работы в группе.
    – Я вам раздам карточки, которые вы должны прочитать, понять, о чём там написано, а потом рассказать нам.
    1 группа
    – Зимующие птицы
    Зимующие птицы – это те, которые зимой не улетают от нас в тёплые края. У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает переносить холод и голод.
    2 группа
    – Что бы заказали себе птицы на обед?
    Крошки белого хлеба порадуют всех птичек.
    Несолёное сало любят синички.
    Ещё птички любят семечки подсолнуха не жареные, овёс, овсяную крупу, пшено, арбузные и дынные семечки, ягоды рябины, черёмухи.
    Подготовленный ученик читает наизусть стих. А Яшина «Покормите птиц зимой»
    Покормите птиц зимой!
    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.
    Не богаты их корма.
    Горсть зерна нужна,
    Горсть одна –
    И не страшна будет им зима..
    Приучите птиц в мороз
    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Вам встречать весну.
    3 группа
    – Советы друг другу
    Стараться подкармливать птиц в одно и то же время
    Чистить снег
    Не распугивать птиц возле кормушки
    4 группа
    – Перелётные птицы
    Перелётные птицы – те, которые улетают от нас в тёплые края, а весной снова возвращаются к нам. Улетают не потому что холодно, а потому что им не хватает пищи.
    Кормушка
    Нет корма
    Рассказ учителя
    – Как вы думаете, где зимуют перелётные птицы?
    Давно-давно один натуралист утверждал, что птицы улетают… на Луну. Добираются туда за 2 месяца и погружаются в спячку, т. к. не находят еды. Другие учёные считали, что птицы летят в дальние страны. Сильные и большие птицы несут на спинах маленьких и слабых. А ласточки вообще никуда не летят – зимуют под водой, зарывшись в ил. Сейчас известно, как ни далёк, как не труден путь, все они летят самостоятельно. Надеяться они могут только на свои крылья, преодолевая тысячи километров.
    – Так куда же летят птицы?
    – Как можно проверить, правильно ли вы выполнили задание?
    – Докажите, что они улетают в тёплые края.
    Открытие новых знаний
    – Они улетают в Африку, Австралию, Америку (Южную и Северную). Возвращаются обратно в те места, откуда улетели.
    – Как они находят дорогу домой?
    (Им помогают солнце и звёзды)
    Если я назову перелётную птицу – приседаем, если – зимующую – сидя за партой хлопаем в ладоши.
    Раб. т. с. 15
    Перелёты
    глобус
    физминутка
    Утром встал гусак на лапки,
    приготовился к зарядке
    повернулся влево, вправо
    приседанье сделал справно
    клювиком почистил пух
    и за парту снова – плюх!
    – А как люди узнали о перемещениях птиц?
    Учёные-орнитологи (учёные, изучающие птиц) придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца. На каждом кольце был номер и адрес того места, где птица была окольцована. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так люди узнали, где зимуют птицы.
    Контроль индивид. р.
    Тест (самостоятельная работа с последующей проверкой)
    Каких птиц называют перелётными?
    А) которые умеют летать
    Б) которые плохо летают
    В) которые очень хорошо летают
    Г) которые улетают на зиму в тёплые края
    Почему многие птицы улетают в тёплые края?
    А) они боятся холода
    Б) им зимой не хватает пищи
    В) они не любят снег
    Г) они улетают отдохнуть
    Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?
    А) следили за птицами
    Б) надевали им на лапки кольца
    В) надевали на шеи ожерелья
    Учебн. С.17
    Проверка с. 85
    кольцевание
    Тест на листочках
    Рефлексия
    – Что ты знал до сегодняшнего урока и что узнал нового?
    – Что тебе помогло на уроке узнать новое?
    – Показать свои достижения с помощью знаков
    Молодцы!

  2. Ouch Ответить

    7

    8

    9
    Орнитолог – учёный, изучающий птиц.

    10

    11

    12
    ТЕСТ 1. Каких птиц называют перелётными? А) которые умеют летать? Б) которые плохо летают? В) которые очень хорошо летают Г) которые улетают на зиму в тёплые края? 2. Почему многие птицы улетают в тёплые края? А) они боятся холода Б) им зимой не хватает пищи В) они не любят снег Г) они улетают отдохнуть

    13
    Тест 3. Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы? А) следили за птицами Б) надевали им на лапки кольца В) надевали на шеи ожерелья

    14

  3. Белая Медведица Ответить

    Знаете ли вы, что птицы в большинстве своем летят не все время, а через каждые пару дней перелета делают остановки на 5-10 дней, чтобы поесть и восстановить силы.
    Стаи у разных видов птиц разные по форме: журавли, гуси, утки летят углом (или клином), чибисы, пеликаны, вороны – редкой цепочкой, кроншнепы и кулики летят шеренгой, большинство остальных видов птиц летят беспорядочными замкнутыми стаями.
    Птичьи стаи бывают разные по численности: от десятков тысяч у скворцов до десятка особей у уток. А такие птицы как кукушка, удод, зимородок летят в одиночку.
    Перелет птиц длится около 1-2 месяцев и его продолжительность почти не зависит от его дальности.
    Хищные птицы, аисты, жаворонки, ласточки, стрижи, журавли, фламинго, дрозды летят днем. Большинство остальных птиц – ночью.
    В средней полосе России четко выделяются 6 основных волн прилета птиц весной: 1) середина марта (грачи); 2) конец марта-начало апреля (жаворонки, скворцы, зяблики); 3) середина апреля (большинство птиц – хищные, водоплавающие); 4) до 25 апреля (многие виды мелких птиц; 5) начало мая (кукушки, вертишейки, ласточки, стрижи, соловьи, мухоловки); 6) конец мая (иволга, чечевица. сорокопут).
    Птицы одного вида могут в разных местностях относится к разным группам по способу миграции. Например, крапивник. В Европе он живет оседло, в Канаде и США кочует на небольшие расстояния, а на севере России является перелетным.
    Кроме птиц дальние миграции совершают и другие животные. Например, многие виды рыб. Или бабочки. Данаиды-монархи пролетают из Канады в Мексику на расстояние 4 тыс. километров. Полет длится не одно поколение этих бабочек!

  4. Жемчуг Ответить

    Цели:
    расширить знания  учащихся о птицах;
    закрепить знания о перелётных и зимующих птицах родного края;
    развивать внимание и память;
    воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к птицам.
    Оборудование: компьютер, телевизор или проектор, листочки для самостоятельной работы, конверт с набором птиц, клей.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    Психологический настрой:
    Я сегодня на уроке ничего не упущу,
    (дети выполняют наклоны головы вперёд, назад, влево, вправо)
    Всё усвою, всё запомню и в копилку (упражнение «Шапка»)
    Положу!» (берутся за голову)
    II. Сообщение темы урока.
      (все загадки читают дети)
    Снится ночью пауку
    Чудо-юдо на суку:
    Длинный клюв и два крыла,
    Прилетит – плохи дела.
    А кого паук боится?
    Угадали? Это …
    (появляется птичка и вопрос: Кто же такие птицы?) (Ответы учащихся).

    Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах.
    Кого называют птицами? (Птицы – животные, тело которых покрыто перьями).
    Что общего в строении птиц? (Есть клюв, голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги).
    Ребята, а каких птиц вы знаете? (Ответы учащихся).
    А чем птицы отличаются друг от друга? (Ответы учащихся).
    В разных странах живут разные птицы. Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе  много. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит.
    Физминутка-игра: «Покажи птичку»
    Сейчас мы с вами поиграем в игру «Покажи птичку». Встаньте.
    Я сейчас произнесу заклинание, и вы превратитесь в птиц:
    Девочки и мальчики  вокруг себя повернитесь, в  птиц превратитесь!
    (Дети поворачиваются вокруг себя)
    Я хлопну в ладоши, и вы показываете птицу так, чтобы мы её узнали.
    Покажите:
    Воробей
    Цапля
    Дятел
    Гусь
    Я сейчас произнесу заклинание, и вы снова превратитесь в детей.
    Птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.
    (Дети поворачиваются вокруг себя)
    III. Изучение нового материала.

    Какой сейчас месяц? (Март)
    Какое время года? (Весна)
    Какие изменения происходят в природе с приходом весны? (Ответы учащихся).
    Вот вы сказали, что прилетают птицы, а разве зимой нет птиц?
    Как называют птиц, которые зимуют с нами? (Ответы учащихся).
    Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Ответы учащихся).

    Внимание на экран!
    Разделите этих птиц на зимующих и перелётных.
    1. Зимующие птицы.
    Давайте поговорим с вами о зимующих птицах.
    Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы учащихся).

    Давайте проверим, как вы знаете зимующих птиц.
    Внимание на экран!

    Отгадывание загадок:
    Загадка
    Фото
    Голос
    (Загадки читают учащиеся)
    1. Чернокрылый, красногрудый,
    И зимой найдет приют.
    Не боится он простуды:
    С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
    2. Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Чёрненькая шапочка
    И полоска шарфика. (Синичка)
    3. Серый, маленький, смешной
    Я ему насыплю крошки,
    Отгоню подальше кошку.
    Ты чирикай веселей,
    Мой хороший … (Воробей)
    4. Кто в берете ярко-красном,
    В черной курточке атласной?
    На меня он не глядит,
    Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
    Давайте подведем итог:
    Каких птиц называют зимующими?  (Ответы учащихся).
    Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки им тяжело зимой. Особенно трудно маленьким птицам.
    Как можно помочь этим птицам пережить зиму? (Ответы учащихся).
      Физминутка для глаз
    2. Перелётные птицы.

    Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края).
    Как называют этих птиц? (Перелетные.)
    Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой).
    Каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы учащихся).

    Игра «Третий лишний»
    Давайте поиграем в игру «Третий лишний»
    Внимание на экран!
    Здесь три птички, одна лишняя. (Один ученик приглашается к компьютеру и убирает  птичку, которую он выбрал.)

    Ребята, а вы знаете, куда улетают наши птицы? (Ответы учащихся).
    Ученые выяснили, что маленькие пташки — ласточки и стрижи — улетают в тропическую Африку.
    Как же удалось ученым узнать, куда улетают перелетные птицы? (Возможно, кто-то из детей даст верный ответ)
    Ученые узнали об этом, надевая на лапки птицам кольца.
    На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
    Подумайте, почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы учащихся).
    А как вы думаете, почему они возвращаются обратно, если там тепло и много пищи? (Ответы учащихся).

    В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов:
    1. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.
    2. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят — зимуют под водой, зарывшись в ил.
    3. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших.
    Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края, как ни далек, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров.

    Физминутка на дыхание. Звучит музыка «Одинокий пастух»
    Представьте, что вы птицы. Слушайте музыку и выполняйте движения.
    Дышите глубже.

    IV. Самостоятельная работа.
    Работа на листочках (учащиеся заполняют листочки)
    Возьмите свои листочки. Подпишите их.
    О чём мы говорили сегодня на уроке?
    На какие две группы мы разделили птиц?
    Запись на листочках:

    На партах у вас лежат конверты с птицами. Распределите их на две группы и наклейте  на листочки. (Дети наклеивают птиц на листочки)
    Проверьте, правильно ли вы выполнили работу. (Смотрят на экран)
           
    V. Вывод по уроку.
    На какие две группы мы разделили птиц? (Ответы учащихся).
    Где зимуют птицы?
    Почему некоторые улетают в тёплые края?
    А как вы думаете, почему они возвращаются обратно, если там тепло и много пищи? (Ответы учащихся).
    Стихотворение «Как скворец летел домой» С.В.Михалков (если останется время)
    КАК СКВОРЕЦ ЛЕТЕЛ ДОМОЙ
    С. В. Михалков
    Скворец летел к себе домой,
    Летел дорогою прямой.
    Он изучил за много лет
    Её по множеству примет.
    Четыре дня лететь скворцу.
    Лишь на последний день, к концу,
    Увидеть должен он с небес
    Изогнутый подковой лес,
    За лесом речки берега,
    А там знакомые луга,
    А за лугами тот колхоз,
    Где он птенцом когда-то рос,
    И в том колхозе, в том селе,
    Его скворечня на ветле…
    И день, и ночь скворец летел.
    Устал бедняга, похудел.
    Четвертый день идет к концу –
    Пора и дома быть скворцу.
    Но что за чудо из чудес?
    Он под собою видит лес,
    Но лес, что так ему знаком,
    Стоит на берегу морском,
    И в берег плещется прибой
    Воды прозрачно-голубой…
    Скворец над морем сделал круг:
    Здесь должен быть колхозный луг!
    Скворец туда, скворец сюда –
    Вода!..
    Вода!..
    Вода!..
    Беда!..
    Кругом – вода! Куда лететь?
    Куда лететь? Где жить? Где петь?..
    «В родные я летел края –
    Не мог с дороги сбиться я!»
    Ребята, найдите продолжение стихотворения и узнайте, долетел ли скворец до дома.
    Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
    VI. Рефлексия.
    У вас лежат две птички: красная и жёлтая.
    Если вы всё запомнили на уроке и сделали свою работу самостоятельно, то возьмите красную птичку.
    Если вам было трудно, и вы выполнили свою работу с помощью компьютера, тогда возьмите жёлтую птичку.
    Наклейте свою птичку на дерево.
    (Учащиеся выбирают птичку и наклеивают на дерево)
    Приложение

  5. Honey Ответить

    ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
    • Первоклассники расширят представления о зимующих и перелётных птицах.
    УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации с изображениями птиц, плакаты «Зимующие птицы» и «Перелётные птицы», видеоаппаратура, видеокассета «Насекомые. Птицы» (фильм «Возвращение домой»); книга А.А. Плешакова «Зелёные страницы», аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон, физическая карта мира, цветные фишки.
    ХОД УРОКА
    1. Актуализация знаний
    — В каких районах земного шара мы побывали на прошлом уроке? (Мы побывали в саванне и тропических лесах.)
    С кем мы познакомились? (Познакомились с замечательными животными — слонами.)
    Что вы можете рассказать о слонах?
    Какие ещё животные живут в тропических лесах? В саванне? Какую интересную информацию можете сообщить о жителях этих районов?
    Заслушиваются несколько подготовленных сообщений.
    2. Мотивация учебной деятельности
    — Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова.
    Потянулись гуси на далёкий юг.
    Голоса их грустные ловит чуткий слух.
    Пролетают мимо стороны лесной…
    Возвращайтесь, милые! Будем ждать весной.
    О ком говорится в стихотворении? Наступает весна. Скоро вернутся птицы, улетевшие от нас на зиму. А где они провели зиму?
    На этот вопрос сегодня мы постараемся найти ответ.
    3. Работа по теме урока
    — Птицам было посвящено уже два урока. Вспомните урок по теме «Кто такие птицы?» О каких характерных признаках птиц мы узнали? Чем они отличаются от других животных?
    О птицах мы говорили на уроке «Как помочь птицам зимой?» Почему надо помогать птицам в это время года?
    Именно на этом уроке мы впервые говорили о том, что птицы бывают перелётные и зимующие. Каких птиц называют зимующими?
    Зимующие птицы — те, которые зимой не улетают на юг. У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод.
    Учитель прикрепляет на доску плакаты «Перелётные птицы» и «Зимующие птицы». Надписи на плакатах закрыты полосками бумаги.
    — Вспомните, о каких зимующих птицах мы говорили? Покажите их на плакатах.
    Почему птицы осенью улетают из наших мест? Каких птиц называют перелётными?
    Перелётные птицы — те, которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно.
    Покажите их на плакатах.
    Восстановите названия плакатов.
    Дети называют, где плакат с изображениями перелётных птиц, а где зимующих. Учитель убирает полоски бумаги, дети проверяют свои предположения.
    Практическая работа
    Задание 1
    — Рассмотрите рисунок на странице 16 учебника. Синие фишки положите на рисунки с зимующими птицами, красные — на рисунки с перелётными птицами. Проверьте работы друг у друга.
    Задание 2
    — Соедините линиями рисунки птиц с их названиями (тетрадь, с. 14 № 1). Проверьте себя по атласу-определителю. Определите, какие из птиц перелётные. Закрасьте кружочки около их изображений. Проверьте работы друг у друга.
    Как вы думаете, где зимуют перелётные птицы?
    Существовало много разных мнений. Послушайте некоторые из них.
    Учитель читает фрагмент рассказа «Куда, как и когда?» из книги А. А. Плешакова «Зелёные страницы».
    — В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают… на Луну. Добираются туда будто за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят — зимуют под водой, зарывшись в ил.
    Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров. Куда же летят птицы?
    Учёные выяснили, что маленькие наши пташки — ласточки, стрижи, обыкновенная горихвостка, мухоловка-пеструшка и другие— улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку!
    Учитель отмечает на карте расположение Африки.
    — Грач, который гнездится под Москвой, зимует во Франции.
    Учитель отмечает на карте расположение Франции.
    — Некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Добираются даже до Австралии и Южной Америки.
    Учитель отмечает названные страны на карте.
    — Как обо всём этом узнали учёные? Как птицы находят дорогу домой? На эти вопросы мы сможем ответить, посмотрев фильм «Возвращение домой».
    Учитель включает видеофильм.
    — О каких птицах шла речь в фильме? (О ласточках, журавлях, полярных крачках, гусях, скворцах и аистах.)
    На что ориентируются птицы, летящие днём? (На солнце.)
    На что — ночью? (На звёзды.)
    Как учёные узнали о перемещениях птиц? (С помощью кольцевания.)
    На странице 17 в учебнике изображены такие кольца. Как они помогают учёным? Прочитаем объяснение на странице 85.
    Посмотрите на карту. Птицы совершают многокилометровые перелеты в разные страны, на разные материки. Но потом они снова возвращаются к нам. Места гнездовий, зимовок и маршруты пути у большинства птиц постоянные и с годами не меняются. Весной они возвращаются в те же места, где вывелись или гнездились в прошлом году.
    Рассмотрите схемы, на которых показаны районы зимовки ласточек и журавлей (тетрадь, с. 15). Найдите эти районы на глобусах. В какой части земного шара располагаются места зимовки птиц? Правы ли учёные, когда говорят, что птицы на зиму улетают в тёплые края?
    Обозначим стрелками направления перелётов птиц.
    Работа идёт под руководством учителя.
    — О ласточках, журавлях и скворцах вы немного узнали из кинофильма. Ещё о нескольких птицах вам расскажу я.
    Учитель включает запись «Голоса птиц» — фрагмент «Соловей».
    — Сейчас вы слышали пение соловья— знаменитого певца наших лесов.
    Окрашена эта птичка скромно. Она коричневато-буро-сероватого цвета с рыжинками, большими тёмными глазами и длинными тонкими ножками.
    Соловей прилетает к нам поздно — в середине мая и начинает петь. Поёт соловей месяца полтора, пока у него не появятся птенцы. Ещё раз можно услышать соловьев осенью, когда они собираются в стаи. Но это уже не песни, а птичьи разговоры перед отлётом.
    Улетают соловьи всегда вечером, а прилетают весной всегда ночью.
    Рассмотрите изображение зяблика. Его окраска яркая, нарядная. Спинка буроватая, грудка красноватая, голова серо-голубая, чёрные крылышки с белыми полосками, клюв весной и летом синий, а зимой — красный.
    В лесу ещё зябко, а птичка громко напевает свою песенку.
    Гнездо зяблик вьёт из прутиков-травинок, внутри выстилает пухом и перьями, снаружи опутывает волосками и кусочками коры. Получается шарик с открытым верхом, замаскированный среди ветвей дерева.
    Огромное количество насекомых-вредителей уничтожает зяблик за лето! Бывает в разгар лета сядет зяблик, нахохлится, будто озяб. Странно… А оказывается, тучка надвигается. Зяблик угадывает, когда дождь пойдёт.
    А вот почему птицу назвали зябликом — непонятно. Может потому, что прилетает он одним из первых, когда на улице ещё слякоть и нередки морозы. Может быть, потому и дали этой птичке имя зяблик, что прилетает она в зябкое время.
    Учитель может прочитать детям рассказы о скворце, жаворонке, зяблике и соловье из книги А.А. Плешакова «Зелёные страницы».
    4. Рефлексия учебной деятельности
    — Вы узнали много нового о птицах, о том, где они проводят зиму. Рассмотрите рисунки на странице 17 учебника и объясните, почему птицы улетают на зиму в тёплые края.
    Правильно, зимой для них в наших краях нет корма.
    А почему многие птицы остаются на зиму у нас? Эти птицы могут найти себе пропитание и зимой.
    Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
    Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

  6. SpyCryDie Ответить


    Всех пернатых подразделяют на три вида:
    осёдлые – такие птахи проживают на одной территории постоянно, не меняя своё место пребывания, обычно это представители тропиков и субтропиков; в северных краях и центральной части России это те городские птицы, которые привыкли жить поблизости с человеком,
    кочующие – они постоянно куда-нибудь переселяются, причём независимо от погоды и времени года, перелетают с одного местечка в другое, но в пределах своей территории обитания, делают они это, чтобы найти побольше корма,
    перелётные – эти при смене времён года регулярно совершают продолжительные перелёты с севера на юг и обратно, к ним относится большинство проживающих в северном и умеренном поясах.
    Перелётных птах зимой вы не увидите, они улетают и возвращаются к нам при наступлении тепла. А вот осёдлые и кочующие – зимующие, они на протяжении всего холодного времени года будут неподалёку с нами.

    Кто и зачем улетает со своей родины?


    Среди перелётных птиц – ласточки, дикие гуси, скворцы, грачи и многие другие. При наступлении холодов они улетают туда, где тепло, возвращаясь обратно на свои родные места, которые оставили осенью.
    Зачем птицы покидают родные края?
    Среди основных причин – это холод и отсутствие еды. Зимнее время не так страшно для них, как недостаток пищи. Пернатые – существа теплокровные, их средняя температура тела составляет около 41 градуса. Кроме того, предотвратить переохлаждение помогает пух под оперением. Поэтому сохранять свою жизнедеятельность суровой зимой они способны,чего не скажешь про их активность без достаточного количества корма.
    Чем питаются птицы летом?
    В основном насекомыми. Вся их живая добыча – жучки да червячки — с холодами либо умирают, либо ложатся спать, прячась глубоко в землю. Потому те, у кого в меню нет зерна или корешков от растений, вынуждены лететь в тёплые страны, где много насекомых.

    Среди жителей лесов и населённых пунктов половина пернатых – перелётные. Почти все, что живут на болотах и водоёмах, улетают туда, где потеплее. Так, аисты и цапли собираются в долгую дорогу, когда замерзают пруды и речки. Из-подо льда трудно достать лягушек и рыбок, а мелкие грызуны давно попрятались по своим норкам.
    Знаете ли вы?! Самым последним из всех улетает грач. Но он в числе первых, кто возвращается с зимовки в родные края, где-то в промежутке между 4 и 23 марта. Поэтому есть выражение: «Грачи весну открыли». После них следом прилетают домой скворцы и жаворонки.

    Откуда птицам знать, когда и куда лететь?

    При наступлении осени перелётные птицы собираются стаями, устраивая тренировки, чтобы потом на протяжении нескольких часов лететь, преодолевая громадные расстояния, при этом не сбиваясь с курса. Как они это делают?

    Перелётные пернатые могут определять дорогу без компаса. Учёные доказали, что они абсолютно точно определяют своё географическое месторасположение, перелетая каждый год на дальние расстояния, отлично ориентируясь во времени и пространстве.
    Орнитологи считают, что ориентиром для них может служить солнце в полдень над горизонтом.
    Некоторые специалисты уверены, что для своего пути пернатые используют магнитные линии, окружающие Землю, которые расположены в направлении от северного к южному полюсу.
    Ещё существует версия, что птицы умеют пользоваться звёздами, определяя своё местоположение по созвездиям.
    Как бы то ни было, уже было проведено много экспериментов, когда птиц увозили на большие расстояния, а они раз за разом возвращались в свои родные гнёзда.
    Многие готовятся к перелёту заранее, когда ещё тепло. Заложенный природой инстинкт как колокольчик даёт им приказ лететь на юг, чтобы пережить зиму и вернуться обратно для вывода птенцов. Учёные называют это миграционным импульсом, который служит стартом для перелёта. Также пусковым механизмом, призывающим к полёту, является изменившаяся долгота дня. К началу осени световой день становится короче.

    Некоторые виды при перелёте развивают скорость до 100 километров в час, поднимаясь в высоту на 3 тысячи метров. Птичьи путешествия связаны с трудностями и опасностями. Чем меньше размером птаха, тем короче её путь за один перелёт. Птицы способны не останавливаться по 80 часов и больше! Они прерывают полёт, чтобы набраться сил и покормиться, поэтому дальние перелёты могут длиться до трёх месяцев.
    Знаете ли вы?! Перелётная птица кукушка улетает в Африку. Но в отличие от других пернатых, в стаях этих птиц никто ещё не наблюдал. Они странным образом исчезают по осени, причём старшие раньше, нежели молодые поколения. А летят они обычно ночами и, наверное, в одиночку.

    В какие страны летят перелётные птицы?

    Многие из них любят Африку. Туда прилетают пернатые даже из Арктики и Сибири. Большинство водоплавающих, например, утки и лебеди, зимуют в западной Европе. Из России дрозды и скворцы перемещаются на французский или испанский юг, а вот журавли – любители берегов реки под названием Нил. Среди марафонцев на дальние расстояния – ветреники из Восточной Сибири. Они облюбовали для зимовки берега Новой Зеландии.


    Однако есть среди перелётных птиц патриоты, которые перемещаются в пределах нашей страны поближе к тёплому отечественному югу. Среди них серая ворона и чёрный грач.
    Знаете ли вы?! Некоторые виды уток под названием «кряква» по пути к месту зимовки пересекают не одну страну. Они пролетают над Белоруссией, Украиной, через Германию и Голландию, по территории Дании и Великобритании, а также по северу Италии и, в конце концов, останавливаются на западе Европы.

    Кто остаётся с нами?

    Многие птицы никуда не летят и остаются с нами зимовать. К ним относятся те, которые кроме насекомых, могут клевать семена, зерно, ягоды и хлебные крошки. Среди таких зимующих птах — всем известные воробьи и сороки, голуби и вороны, снегири и синицы.

    Зимой в лесу можно услышать, как настойчиво стучит по стволу дятел. Он не боится холодов, а еду в виде личинок и вредных для дерева насекомых добывает из-под коры. Помимо того, что это санитар леса, он ещё делает доброе дело для других птиц и мелких зверушек, выдалбливая дупла — домики, в которых потом селятся новые жильцы.
    Не покидает свой край и глухарь, ведь у него в зимнем лесу полно еды – он питается сосновой хвоёй.

    Не останутся голодными тетерева и рябчики, для которых пищей служат ягоды и почки можжевельника, а также ольховые серёжки.
    Знаете ли вы?! Клёст не только хорошо чувствует себя зимой, питаясь еловыми орешками из шишек. Он умудряется ещё в холода вить себе гнёзда и заводить потомство.
    Как бы зимующие птицы не были приспособлены к зиме, наша с вами задача – им помочь выжить в холодное время. Устроить столовые для пернатых можно при помощи кормушек. Если туда каждый день насыпать зерно и хлебные крошки, птицы привыкнут к месту кормления и будут радовать вас своим появлением, прилетая на обед.

    Есть даже специальный день в году, когда когда кормушку или скворечник нужно повесить обязательно. Ведь в этот день все птицы отмечают свой праздник. Когда именно он отмечается? Узнайте об этом здесь.
    Вот так вот кратко и интересно можно рассказать про пернатых друзей. А закончить проект предлагаю стихотворением в тему:
    Покормите птиц зимой.
    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.
    Приучите птиц в мороз
    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.
    На этом прощаюсь с пожеланиями новых открытий.
    Успехов вам в учебе!
    Евгения Климкович.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *