Почему перелетные птицы возвращаются весной в наши края?

20 ответов на вопрос “Почему перелетные птицы возвращаются весной в наши края?”

  1. Kazrami Ответить

    Вопрос о птичьих перелетах можно разделить на два:
    1. Почему птицы ежегодно улетают в чужие края?
    2. Почему они возвращаются обратно, не остаются там, где им было совсем неплохо?
    Вопросы столь же интересны, сколь и трудны для ответа!
    Долгое время перелеты птиц объясняли только одним: зимой им холодно и необходимо сменить климат. Однако, как ни странно, температура сама по себе не является причиной перелетов. Перья могут неплохо защищать птицу от холода. К примеру, канарейка способна выжить на морозе до -45°С, если у нее будет достаточно пищи.
    Сейчас считается, что зимой птицы улетают в теплые края от зимней бескормицы. Птицы очень быстро расходуют энергию, которую они получают с пищей, а это означает, что есть им нужно часто и много. Поэтому, когда земля замерзает и пищу найти трудно, особенно насекомоядным птицам, многие из них отправляются на юг.
    Доказательством того, что птиц “гонит” на юг недостаток еды, является такой факт: если пища есть в достатке, некоторые перелетные птицы даже в морозы не покидают мест, где появились на свет.
    Тем не менее, такой ответ нельзя считать исчерпывающим. Перелетные птицы своим поведением задают нам много загадок, которые мы пока не можем разгадать.
    Например, ласточка покидает холодные края, чтобы перезимовать в Африке или Азии, под безоблачным летним небом. Но почему она пролетает над всей Африкой, тогда как может найти теплые края и поближе?
    Бывает и так: буревестники летают из Антарктики на Северный полюс. Какие уж тут поиски тепла!
    А многие тропические птицы, которым не угрожает ни холод, ни голод, выкормив птенцов, отправляются в далекие путешествия. Серый тиранн, например, (он похож немного на нашего сорокопута) каждый год посещает сельву Амазонки и возвращается обратно в Вест-Индию, когда приходит пора размножаться.
    Если ученым до сих пор не все понятно о причинах, по которым птицы срываются с насиженных мест в теплые края, то с вопросом о том, зачем они возвращаются обратно на север с благодатного юга, дело обстоит еще сложнее.
    Считается, что при наступлении осенней поры на юге для птиц и для их потомства возникают неблагоприятные условия. Например, в тропиках и на экваторе часты такие грозы, которых просто не знают страны умеренного климата. К тому же и число грозовых дней там намного больше, чем у нас, в десятки раз. Птицы, которые перелетают в Индию и субтропики, вынуждены летом бежать от засушливого сезона.
    Белая сова гнездится в тундре, где лето холодное, климат влажный и много леммингов, которыми сова питается. Зиму она проводит в лесостепи средней полосы. Может ли эта сова остаться на лето в жаркой сухой степи, где мало привычной для нее пищи? Конечно, нет. Она улетает в родную тундру.
    Отчасти тягу к возвращению домой можно объяснить внутренними изменениями в организме птицы. Когда наступает период размножения, железы внутренней секреции под влиянием внешних раздражителей выделяют в организм птицы особые вещества — гормоны. Под влиянием гормонов начинается и проходит сезонное развитие половых желез. Это, по-видимому, и побуждает птиц к перелету.
    Еще одна причина возвращения птиц домой состоит в том, что птицам летом выгоднее выводить потомство в средних широтах, потому что здесь летом дни длиннее, чем на юге. А перелетные птицы ведут дневной образ жизни, и длинный день дает им больше возможностей, чтобы прокормить потомство.

  2. Родной Ответить

    Есть очень много разных птиц и разные типы миграции.
    У некоторых видов птиц даже разные популяции одни мигрируют, а другие нет.
    Некоторые вообще руководствуются не логикой тепло холодно, как подразумевает вопрос, а тем, что где-то пусть холоднее, но, за то, очень мало хищников и там можно удобно вывести потомство. А уж потом искать где еды больше.
    А что касается вопроса почему бы не остаться там, где всегда тепло, то летом в северном полушарии севернее длина светового дня дольше и ту еду, что есть, можно собирать дольше. Экспериментально показано, что птицы, таким образом, получают больше еды и выводят больше птенцов в сравнении со своими тропическими собратьями. Кроме того, хотя где-то круглый год тепло, это не означает наличие круглый год зрелой пищи к которой приспособились конкретные виды птиц.
    Подробнее здесь: справочник по орнитологии
    Например:
    Белые куропатки, населяющие арктические острова, в основной своей массе являются перелетными, так как улетают на зиму на материк в лесотундру. Но некоторая часть, по-видимому взрослых птиц, остается зимовать на островах, кормясь в это время на обнаженных от снега склонах или же на снежных ямах, разрытых северными оленями. Следовательно, при наличии пищи белые куропатки могут переносить суровые условия зимы.
    На арктических островах выводить птенцов хорошо — хищников мало, гнезда просто на траве чуть прикрыты, а еду можно долго собирать длинными белыми днями-ночами. А когда наступает зима — летят туда, где есть что поесть.

  3. tweez Ответить

    Почему птицы улетают на юг и возвращаются? Птичьи перелеты всегда интересовали людей, вернее существует всего два вопроса, на которые многие ищут ответы:
    1. Отчего птицы каждый год перелетать в чужие края?
    2. Отчего они возвращаются назад, а не остаются там, где всегда тепло и хорошо?
    Вопросы настолько же интересны, насколько и тяжелы для ответа!
    Довольно долгое время перелеты птиц разъясняли только так: зимой птицам холодно и надо сменить климат. Все же, как ни странно, низкая температура — это не причина перелетов. Перья птиц могут хорошо защищать птицу от зимних холодов. Допустим, канарейка способна прожить при морозе до -45°С, но только если у нее будет достаточно пищи.
    В наше время считается, что зимой птицы перелетают в теплые края от зимней бескормицы. Птицы весьма быстро тратят свою энергию, а получают ее они с пищей, и это означает, что питаться птицам необходимо часто и помногу. Вследствие этого, когда земля промерзает и пропитание найти очень трудно, в особенности насекомоядным птицам, поэтому многие из них улетают на юг.
    Подтверждением того, что птицы улетают на юг из-за недостатка пропитания, является следующий факт: если пища имеется в достатке, перелетные птицы даже в сильные морозы не оставляют тех мест, где они появились на свет.
    Но все же, подобный ответ никак нельзя считать исчерпывающим. Поведение перелетных птиц задает нам довольно много загадок, которые мы на данный момент не можем разгадать.
    А ласточка покидает холодные родные края, чтобы провести зиму в Африке или Азии, под теплым летним безоблачным небом. Но отчего она пролетает над всей Африкой, хотя можно отыскать теплые края для зимовки поближе?
    Но бывает и так: к примеру, буревестники улетают из Антарктики и следуют на Северный полюс. И тут уже они не тепла ищут!

    А довольно много тропических птиц, которым ни холод, ни голод не угрожает, выкормив птенцов, улетают в дальние путешествия. Серый тиранн, похожий на нашего сорокопута, ежегодно посещает тропическую сельву Амазонки и потом возвращается назад в Вест-Индию, когда наступает пора обзаводиться потомством.
    И если ученым до настоящего момента не все понятно о причинах, заставляющих птиц срываться с насиженных родных мест в теплые края, то почему же они постоянно возвращаются назад на север с благодатного изобильного юга — это ученым непонятно до сих пор.
    Считается, что когда на юге наступает осень, то для многих птиц и их потомства возникают неблагоприятные условия. К примеру, в южных тропиках и на экваторе довольно часто идут такие грозы, которых нет в странах умеренного климата. И число грозовых дней на юге больше в десятки раз, чем у нас. Птицы, перелетающие в Индию и влажные субтропики, вынуждены летом спасаться от засушливого сезона.
    Белая сова вьет гнезда в тундре, где холодное лето, влажный климат и много леммингов, они составляют основную пищу сов. Зимует она в лесостепи средней полосы. Так может ли белая сова остаться на лето в засушливой знойной степи, где очень мало привычной для нее еды? Конечно же, нет. Она совершает перелет в родную тундру.
    Отчасти, устремление птиц к возвращению домой объясняется внутренними изменениями в их организме. При наступлении периода размножения, железы внутренней секреции из-за воздействия внешних раздражителей выделяют в организм птиц особые вещества — гормоны. Под воздействием гормонов возникает и развивается сезонное развитие половых желез. Скорее всего именно это и побуждает птиц к ежегодным перелетам.
    Есть еще одна причина, заставляющая птиц возвращаться домой- птицам летом благоприятнее выводить потомство в средних широтах, вследствие того что что летом здесь дни длиннее, в отличии от южных дней. Длительный летний день дает птицам больше возможностей для выкармливания потомства.

  4. Shaktitaxe Ответить

    Тот факт, что перелетные птицы нередко возвращаются после зимовки непосредственно в район рождения, может привести к мысли, что знание географического положения родины молодые птицы унаследовали от своих родителей. Имеется достаточно много косвенных аргументов против такого предположения. Однако нужны достоверные факты, лучше экспериментальные. Такие факты были получены исследователями в начале 50-х годов нашего столетия. Первыми, кто провел широкомасштабные эксперименты по перевозке птенцов некоторых перелетных видов., в новые районы и слежению за их дальнейшей судьбой, были наши отечественные исследователи — Ю. А. Исаков, В. М. Поливанов и Н. И. Титаева. В эти годы в стране начали проводить опыты по заселению полезными птицами лесозащитных полос согласно государственной программе. Благодаря этим работам, которые имели поддержку и специально финансировались, были получены важные данные по формированию у птиц территориальных связей.
    Вообще-то первые попытки переселения птиц (уток) были предприняты Филлипсом в 20-х годах нашего столетия, когда он перевез взрослых уток из Европы в Америку. Опыт был неудачным в отношении «осаждения» птиц в новых местах, поскольку все они разлетелись. Более удачным оказались опыты Л. Вялинкангаза по переселению в начале 30-х годов английских крякв на север Ладожского озера путем перевозки яиц. Часть вылупившихся под местными птицами утят впоследствии, после миграции с утками из Финляндии, были обнаружены в районе рождения, т. е. на Ладожском озере, а не в Англии, где были отложены яйца.
    В 1949 г. Ю. А. Исаков с коллегами провели опыты по переселению серого гуся. Яйца гусей из Астраханского заповедника были перевезены для инкубации в Москву, откуда четырехсуточных гусят отвезли в Дарвинский заповедник на Рыбинское водохранилище, где их продолжали выращивать в специальном загоне. Таким образом, гусята были смещены примерно на 1600 км. к северо-северо-западу от места откладки яиц. Выращенные гуси (27 особей) успешно поднялись на крыло и первое время постоянно совершали облеты территории. Всем гусям подрезали крылья и не отпустили на зимовку. На следующий год, весной и летом, гуси жили на полной свободе. Сразу после линьки им снова подрезали крылья и оставили на вторую зимовку. Весной 1951 г. гуси вновь получили полную свободу. Две пары из них загнездились. Осенью 10 птиц улетели на зимовку, остальные 8 гусей за ними не последовали и остались зимовать в месте выпуска. Весной 1952 г. шесть птиц из улетевших вернулись в заповедник. Осенью они вновь улетели на зимовку. Оставшиеся же в заповеднике 8 гусей объединились в стаю, регулярно совершали облеты территории, но зимовать остались в том же районе. Весной 1953 г. 6 гусей вновь вернулись и загнездились в заповеднике. Осенью все, кроме одного, опять улетели и вновь вернулись весной 1954 г., когда им было почти 5 лет. Они успешно вывели своих птенцов и вновь покинули заповедник до весны 1955 г. Таким образом, Рыбинское водохранилище обогатилось новым гнездящимся видом. Гуси же, которых перевозили взрослыми во время линьки, как показали опыты тех же исследователей, не возвращались в последующие годы в район выпуска.
    Следующую серию завозов Ю. А. Исаков с коллегами осуществили с мухоловкой-пеструшкой. Две партии птенцов (1060 особей) преимущественно в возрасте 10–12 сут. были перевезены на машине из Приокско-Террасного заповедника (Московская область) в Центрально-Черноземный заповедник (Курские дубравы) примерно на 400 км. к ЮЮЗ. После нескольких дней передержки в возрасте около 20–25 сут. они были выпущены в двух изолированных участках леса, отстоящих друг от друга на 15 км. Первая партия (462 особи) была выпущена 22 июля без последующей искусственной подкормки птиц. Выводки почти сразу же стали кочевать в поисках корма, и на 5-й день из 63 выводков лишь один был отмечен на месте выпуска. Последняя птица исчезла на 9-й день. На следующий год из этой партии от 3 до 5 % птиц были обнаружены в районе выпуска. Вторая партия (501 особь) была выпущена 30 июля в месте, где им устроили специальную прикормку (стаканчики с мучными червями). Выводки из этой партии сохранялись до 10 дней после выпуска, некоторые птицы держались здесь около 17 сут. На следующий год из этой партии вернулось от 7 до 13 % птиц, т. е. в 2–3 раза больше, чем из первой партии, не получавшей подкормки. Интересно, что птицы из первой партии, которые рано покинули место выпуска, на следующий год вернулись не только в дубраву, где их выпустили, но и в соседний лес, куда выпустили птиц из второй партии. Мне кажется, что более высокая возвращаемость птиц, имевших подкормку, связана не столько с их возможно меньшей смертностью в послегнездовой период по сравнению с неподкармливаемыми птицами, сколько с их меньшим рассеиванием в тот период, когда у них начинает формироваться связь с территорией будущего гнездования. Это подтверждается тем, что особи из первой партии, более широко расселившиеся после выпуска, вернулись не только в свою дубраву, но и в соседнюю, находящуюся в 15 км. от нее. В этой дубраве было обнаружено около 50 % от всех обнаруженных птиц.
    Из 95 выпущенных в Курских дубравах взрослых самок мухоловки-пеструшки ни одна особь не вернулась в последующие годы в район выпуска, зато 23 птицы (24 %) вернулись на прежнее место гнездования. Возвращаемость же взрослых самок в обычных условиях составляла около 26 %. Удивительно, что птицы, которых сместили в гнездовой период на 400 км., изменив тем самым место отлета на зимовку, вернулись в прежний район гнездования столь же успешно, что и контрольные птицы.
    Сходные опыты с завозом мухоловок-пеструшек провел в 1953–1955 гг. и И. Д. Щербаков. Птенцов вместе в взрослыми родителями переселяли на 45 км. из Мордовского заповедника в Краснослободский лесхоз и выпускали в небольших островках леса, окруженных степью. Во всех случаях родители бросали своих перевезенных птенцов и возвращались на старое место, где начинали кормить чужих птенцов. После этого от перевозки родителей отказались и стали завозить только птенцов. 14 июля 1953 г. было перевезено и выпущено в новом месте 200 слетков, которых брали перед вылетом (в возрасте около 14 сут.) и держали в клетке еще 10–15 сут. Таким образом, их выпускали в возрасте 25–30 сут. На следующий год в район выпуска вернулось 11 особей (6 самцов и 5 самок), т. е. 5,5 % от числа перевезенных птиц. Из них 3 самца и 2 самки загнездились здесь же и через год. Второй завоз был осуществлен 11 июня 1954 г. Было выпущено в новом районе 208 слетков, которых ежедневно подкармливали муравьиными куколками на специальных столиках. Птицы держались в районе выпуска до 13 августа, т. е. дольше, чем птицы без подкормки. На следующий год вернулось с зимовки и загнездилось 19 птиц (12 самцов и 7 самок) — 9 % от числа выпущенных, больше, чем в первом случае. Вероятно, это связано с тем же эффектом лучшего запечатлевания территории будущего гнездования, как и в опытах Исакова с коллегами.

  5. Dameena Ответить

    Введение
    Большинство позвоночных животных, несмотря на превосходно развитую способность к передвижению, предпочитают жить в постоянных местах обитания. Занимая конкретные территории, с которыми у них в определенные периоды жизни устанавливаются прочные связи, они стремятся сохранить их за собой как можно дольше. Даже у таких подвижных организмов, как проходные рыбы, морские черепахи, перелетные птицы и некоторые млекопитающие (летучие мыши, ластоногие и китообразные), которые совершают дальние сезонные миграции, наблюдается удивительное постоянство мест обитания. В отличие от оседлых таким животным необходимо не только иметь прочные территориальные связи с разными районами обитания (размножения, зимовки, линьки и др.), часто удаленными друг от друга на тысячи километров, но и обладать совершенными механизмами миграции и навигации, обеспечивающими их возвращение в эти районы. Мигрирующие животные, преодолевающие огромные расстояния, в своем большинстве не стали бродяжничать, постоянно меняя места обитания, а развили и усовершенствовали способность к возвращению домой (хомингу), способность, которой в той или иной степени обладают все территориальные животные.
    Верность животных постоянной территории приводит к формированию у них в процессе эволюции популяций, тонко приспособленных к внешним условиям среды. Природа этих популяций, их размеры, изолированность и постоянство не могут быть выяснены без объективной оценки величины верности животных определенной территории, без детального анализа самих территориальных связей и механизма их образования. Выдающийся американский эволюционист Э. Майр писал в одной из своих книг, что территориальность и чувство дома у птиц являются важными внутренними факторами, уменьшающими обмен генами между популяциями. Чувство дома в сочетании с территориальностью резко ограничивает расселение особей и облегчает процесс видообразования. Если бы животные не обладали стремлением жить на постоянной территории, картина существования их на нашей планете была бы иной.
    Изучение территориальных связей у перелетных птиц очень важно и для развития общей теории миграции птиц. Территориальные связи, образующиеся у перелетных птиц в разных частях планеты, в значительной степени определяют протяженность и направленность их ежегодных миграций. Территориальные связи могут играть важную роль в регуляции готовности к миграции — миграционного состояния и поведения у птиц. В то же время изучение механизма образования птиц связи с территорией способствует нашему пониманию сложных механизмов ориентации и навигации животных в пространстве, над расшифровкой которых в настоящее время бьются многие ученые — орнитологи, физиологи, биофизики, физики, математики и инженеры.
    Изучение территориальных связей у птиц представляет не только теоретический интерес. Можно выделить два наиболее существенных пути практического приложения этих знаний. Во-первых, переселение, акклиматизация и реакклиматизация животных. Без знания времени и механизма образования территориальных связей у животных, в частности у птиц, переселение и последующая акклиматизация их не могут быть успешными. Практика заселения лесонасаждений полезными птицами, интенсивно проводившаяся в нашей стране в 50-е годы, показала, что без теоретической разработки проблемы территориальных связей эти мероприятия малоэффективны. Во-вторых, необходимо активно помогать в воспроизводстве тем видам, которые находятся на грани исчезновения. В настоящее время во многих странах мира уже созданы специальные службы по охране и воспроизводству дикой природы.
    В данной книге автор, около 20 лет занимающийся изучением территориальных связей у перелетных птиц, постарался изложить современный взгляд на одну из интереснейших проблем орнитологии — проблему верности птиц дому и родине. В книге анализируются не только оригинальные данные, полученные автором и сотрудниками Биологической станции ЗИН АН СССР, расположенной на Куршской косе Балтийского моря, но и данные мировой литературы (до 1990 г.), Автор глубоко признателен всем, кто участвовал в получении анализируемого в этой книге материала, а также помогал ему в подготовке ее к публикации.
    Глава 1
    Верность птиц родине (филопатрия)
    Чувство верности дому — особое свойство, которым обладают самые разные организмы, — от насекомых (пчелы, осы, муравьи и др.) до приматов. Это чувство имеет инстинктивную основу и проявляется у особи в стремлении вернуться «домой» — в знакомое ей место после временного отсутствия. Для птиц «домом» может быть место рождения, размножения (гнездовая территория), зимовки (зимовочная территория), линьки, остановки во время миграции и другие территории. Одним словом, любое место, которое особь постоянно посещает в течение своей жизни, может быть условно названо ее домом.
    Возвращение птиц домой принято называть специальным термином — «хоминг» (от англ. home — дом). Имея в виду возвращение птиц к гнезду, обычно говорят о гнездовом хоминге, при возвращении птиц в место зимовки — о зимовочном хоминге. Иногда употребляют понятия «ближний» и «дальний» хоминг, когда хотят отметить, с каких расстояний возвращается птица.
    Возвращение птиц в место рождения американские орнитологи, в частности Л. Мэвалд, предложили называть филопатрией, что означает в переводе с греческого «любовь к отечеству, родине». Термин «филопатрия» в настоящее время применяется для широкого круга сходных, а возможно и идентичных, явлений верности родине, обнаруженных в самых разных группах животных. Нередко филопатрией называют верность птиц не только месту или району рождения, но и месту их прежнего гнездования и зимовки, что лишает термин его однозначности.
    В отечественной литературе возвращение птиц в район рождения или прежнего гнездования часто называют «гнездовым консерватизмом». С моей точки зрения, этот термин неудачен, поскольку к буквальном смысле означает верность гнезду, а не гнездовой территории. Большинство птиц, за исключением некоторых видов — аистов, цапель, хищников и других крупных птиц, каждый год строят новое гнездо. Если все же говорить о консерватизме, то правильнее называть его территориальным, но лучше пользоваться терминами, употребляемыми в мировой литературе.

  6. Kenvelo Ответить

    Ольга Сафонова
    Конспект занятия для детей старшей группы «Птицы возвращаются»
    Конспект занятия для детей старшей группы
    «Птицы возвращаются»
    Цели: 1. Образовательные:
    Расширить знания детей о перелётных птицах, их повадках и образе жизни.
    2. Развивающие: Определить время прилёта ласточек в Воронежскую область.
    Развивать связную и монологическую речь.
    Продолжать обучению составления описательных рассказов, рассказ на заданную тему.
    Использовать освоенные ранее знания и умения для решения проблемы персонажа.
    Развивать конструктивные способности.
    3. Воспитательные:
    Воспитывать доброе, бережное отношение к природе и птицам. Уметь видеть красоту окружающей нас природы родных мест. Вызывать радостное, весеннее настроение.
    Предварительная работа:
    Чтение художественной литературы, беседы о весне и перелётных птицах. Рассматривание их внешнего вида, прогулки и экскурсии в весенний лес. Беседы об увиденном на прогулках и экскурсиях. Наблюдение за прилётом птиц и местом гнездования. Изготовление скворечников и установка их на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, репродукций и презентаций на тему весны и прилёта птиц. Прослушивание аудиозаписей «Голоса природы», «Весна в лесу», «Звуки окружающего мира». Дидактические игры «Когда это бывает?»,»Улетают -не улетают», «Зимующие и перелётные птицы», «Четвёртый лишний».
    Дети стоят стайкой рядом с воспитателем.
    Воспитатель – отгадайте загадку:
    Светает рано по утрам, Проталины то тут, то там, Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко теплом ласкает, Кто это время года знает?
    Дети: «Это весна»
    Воспитатель: Какие строчки из стихотворения вам помогли понять. Что это Весна?
    Дети:– (повторяют строчки из стихотворения).
    Воспитатель: Что же происходит весной с природой?
    Дети: (Она просыпается, оживает, наряжается)
    Воспитатель: Посмотрите что это у нас на мольберте. Верно, это берёза, но она без листочков. Я предлагаю вам нарядить берёзу в весенние листочки. (Проводится игра наряди дерево. За правильный ответ на вопрос – «Какая бывает весна?» ребёнок берёт листик и прикрепляет его к берёзе.)
    Дети: весна бывает холодная, ранняя, поздняя, дождливая, поющая, цветущая, звенящая, зелёная, радостная …
    Воспитатель: Хочу познакомить вас ещё с одним словом- весна – «бушующая». Это когда всё распускается, раскрывается, расцветает, просыпается, то есть бушует. Повторите это слово. Предлагаю нескольким детям индивидуально повторить это слово для запоминания.
    Воспитатель: Так какое сейчас время года?
    Дети: Сейчас весна.
    Воспитатель: Верно, но вы знаете, что весна приходит не одна, она приходит со своими друзьями – птицами. С началом весны возвращаются на Родину птицы зимовавшие в тёплых краях. Какие это птицы? Как их можно назвать одним словом?
    Дети: Это перелётные птицы.
    Воспитатель: А вы хорошо знаете перелётных птиц? Сейчас проверим. Посмотрите на доску. Сколько здесь много птиц. Как вы думаете все ли они перелётные? Давайте оставим только перелётных птиц, а картинки с другими птицами уберём. (Проводится игра «Кто лишний»).
    Воспитатель: Давайте сейчас сядем на стульчики и представим, что мы в весеннем лесу. Что же там происходит? (Включается грамзапись «Весна в лесу»).
    Воспитатель: Что вы услышали?
    Дети: Мы услышали голоса птиц, журчание ручья…
    Воспитатель: Где ещё можно услышать пение птиц?
    Дети: В парке, в саду, в сквере, возле дома…
    Воспитатель: Почему возвращаются перелётные птицы?
    Дети: Корма стало достаточно, появились насекомые, можно найти червячков, прошлогодние семена…
    Воспитатель: Какая перелётная птица возвращается первой? Почему?
    Дети: Потому, что грач не боится лёгких морозов. У него большой и сильный клюв которым он может раздолбить ещё слегка замёрзшую землю и достать себе еду. Грач крупная птица похожая на ворону, только грач чёрного цвета.
    Воспитатель: А скворец?
    Дети: Скворец прилетает немного позже, когда становится теплее. Его клюв намного меньше и слабее. Скворец не крупная птица, у него красивое оперение, оно пёстрое и переливается на солнышке. Скворец очень красиво поёт.
    Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Улетают – не улетают». Вставайте все. Когда вы услышите название перелётных птиц, то машите руками, как крыльями, а когда услышите название зимующих птиц, то обнимаете себя руками как бы согреваетесь. (жаворонок, грач, воробей, лебеди, ворона, сорока, утки, дятел, скворец, кукушка). Молодцы. Ой, что-то стало очень душно, давайте я открою окошко. (Воспитатель приоткрывает окошко и находит письмо).
    (Читает стихотворение)
    Кто-то бросил мне в оконце Посмотрите, письмецо Может это воробьишко пролетая обронил Может кот письмо как мышку На окошко заманил?
    Ребята, от кого пришло письмо? Давайте скорее почитает (открывает письмо)
    Письмо от ласточки.
    Дорогие ребята!
    Пишет вам ласточка из дальних краёв. Все перелётные птицы. Зимовавшие в тёплых краях, торопятся вернуться на Родину. Вот и я спешу прилететь к вам. Ведь там моя родина. Но я не знаю, когда мне можно лететь. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, сообщите пожалуйста когда мне можно возвращаться. Очень надеюсь на скорый ответ. До встречи. Ваша подруга – ЛАСТОЧКА.
    Воспитатель: Ребята, давайте поможем ласточке разобраться, когда же ей можно лететь к нам.
    Сначала расскажите пожалуйста, что из себя представляет ласточка. Опишите её внешний вид.
    Дети: Ласточку можно узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Ласточку называют – птицей воздуха, потому, что они летают высоко в небе и неустанно ловят мелких мошек и комаров.
    Воспитатель: На столе много картинок с птицами, найдите среди них ласточку и покажите нам. В каком весеннем месяце прилетают ласточки? (в мае)
    Почему?
    Дети: потому, что корма стало достаточно, появились насекомые, которые зимовали под травой, листочками, корой деревьев. В мае их становится очень много, они размножаются.
    Воспитатель: Где ласточка строит своё гнездо и из чего она его делает?
    Дети: Своё гнездо ласточка строит под крышей домов. Делает она его из грязи, глины и травы.
    Воспитатель: Из чего сделано гнездо грача? А у скворца? Кто сделал скворечники? Давайте поиграем в игру «Рассели птиц по своим домикам». Садитесь за столы, возьмите перфокарту. Что изображено с левой стороны? (домики для птиц, а с правой? (птицы). Возьмите фломастер и соедините птицу с её домиком. А теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. У всех правильно? Вот и молодцы. Ребята, пришло время написать ласточке ответ. Так что же мы ответим ласточке? Можно ли ей лететь к нам?
    Давайте я буду писать, а вы мне будете подсказывать, что надо написать. (написание письма).
    Дети: Дорогая ласточка! Пишут тебе ребята из детского сада № 148 г. Воронежа. У нас сейчас май, последний весенний месяц. Это самый красивый и самый тёплый весенний месяц. Уже цветёт черёмуха, вишни, яблони. В лесу раздаются птичьи голоса, поёт соловей и слышится голос кукушки. В воздухе много мошек, комаров и мух. Всё готово к твоему возвращению. Лети, ласточка, лети! Мы тебя уже ждём.
    Воспитатель: А что бы ласточке было веселее лететь, давайте мы сделаем для неё друзей. У вас на столах лежат заготовки и всё необходимое для этого. Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Дети делают физкультминутку «Пришла весна»). Вот теперь приступайте к работе. (Дети делают фигурку ласточки из бумаги).

  7. Зая_маинькая_на лужайки Ответить


    О чем поговорить с ребенком по теме этой открытки?
    Помните, кого ждал заяц?

    Да, перелетных птиц. Примерно 30% птиц — перелетные (остальные — оседлые и кочующие, то есть те, которые улетает недалеко).
    Знаете ли вы, что до сих пор нет четкого ответа по поводу того, почему перелетные птицы возвращаются обратно? Ученые бьются, создают версии, но убедительного ответа они так и не нашли.
    1). Некоторые ученые считают, что птицы особо чувствительны не столько к температуре, сколько к свету. Они очень хорошо чувствуют, как световой  день становится все короче и короче.  И в какой-то момент у перелетных птиц срабатывает сигнал о том, что надо искать места, где световой день длиннее.
    После зимовки они возвращаются в северные широты, потому что здесь продолжительность светового дня их больше устраивает. Дело в том, что с конца марта по конец сентября продолжительность светового дня в северных широтах больше 12 часов (а в районе экватора, например, она круглогодично равна примерно 12 часам) .
    2). Некоторые ученые считают, что все дело в корме. Они полагают, что если бы корма было достаточно, птицы бы не улетали. Дело в том, что если птица сыта, она может переносить даже сильные холода.
    Птицам надо очень много корма, а к концу лета все меньше гусениц, личинок и куколок насекомых (те, кого не съели, взрослеют и превращаются в бабочек), и птицам приходится переходить  на растительный корм. Растительного корма много, но он не всем подходит, и некоторые птицы улетают туда, где привычной еды достаточно. А потом возвращаются  к тому, к чему привыкли — то есть к родным местам и мошкам-комарам.
    3). Некоторые ученые считают, что все дело в грозах, которые угрожают жизни птиц. На юге все было бы прекрасно, но очень много гроз в то время, когда на родине птиц безопасно. И они возвращаются, поскольку инстинктивно чувствуют угрозу себе и потомству.
    4). Некоторые ученые считают, что птицы считывают сигналы изменений магнитного поля земли…  И именно оно  руководит перелетами. Но и у них, как и у всех остальных,  недостаточно доказательств.
    Нам хочется верить, что птицы любят свои родные края. Что именно здесь, где мы им так радуемся, находится источник их вдохновения и их песни, что только здесь им по-настоящему хорошо. Кто знает, может быть мы правы? Этот вопрос – почему перелетные птицы возвращаются обратно? — и по сей день остается открытым.
    Кстати, можно посмотреть стихи и фото о перелетной подружке — ласточке и посчитать весенних толстячков!
    Если вам понравилась статья, пожалуйста, нажмите на кнопочки соц.сетей!
    С уважением,
    Светлана Ранджелович


    А вот ещё:
    Весенняя открытка про подушку
    Весенняя открытка о слоне и пчеле
    Весенняя открытка про доброе дело
    Весенняя открытка о пчеле
    Весенняя открытка с приветом и о привете

  8. lonely coon Ответить

    Миграции характерны для многих живых существ. В длительные переходы отправляются сезонно многие животные, мигрируют рыбы. Некоторые виды птиц улетают на юг в связи со сменой сезона. Но почему они это делают? С тем же лососем все относительно понятно – красная рыба уходит из рек в море для кормления, возвращается же для выведения потомства. В реке нет достаточного объема пищи для крупной рыбы, а в море нет условий для икрометания. Но почему же улетают птицы? Почему некоторые из них живут оседло на своей территории, а другие преодолевают огромные расстояния?
    Это связано в основном с кормовой базой и климатом. Данный вопрос достоин глубокого рассмотрения, ведь механизмы перелетов не однозначны.

    Только ли холод стимулирует перелеты?

    Пух птиц
    Многие обыватели уверены в том, что птицы улетают из-за холода. Действительно, осенью температуры стремительно падают, и людям приходится доставать из шкафов теплые вещи. Но действительно ли мерзнут птицы? Этот момент весьма сомнителен, так как оперение у подавляющего большинства из них очень теплое. Зимние холода вполне способен переносить даже домашний попугайчик. А крупные особи, те же журавли, которые покидают северные широты красивыми клинами, не должны мерзнуть совершенно. Под перьями у каждой птицы находится слой пуха, который обеспечивает надежную теплоизоляцию даже при температурах в -45 градусов. Что же гонит их в полет?

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *