Как возникает радуга на небе для детей?

12 ответов на вопрос “Как возникает радуга на небе для детей?”

  1. #I{Y$@ChI{@# #YI{Y$@ Ответить

    Разноцветная дуга появляется оттого, что луч света преломляется в капельках воды, а затем, возвращаясь к наблюдателю под углом в 42 градуса, расщепляется на составные части от красного до фиолетового цвета.
    Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.
    Какая бывает радуга
    Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги, потому что её центр находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.
    Двойная радуга

    Мы уже знаем, что радуга на небе появляется от того, что лучи солнца проникают сквозь дождевые капли, преломляются и отражаются на другой стороне неба разноцветной дугой. А иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги. Двойная радуга получается, когда световой луч отражается от внутренней поверхности дождевых капель дважды.
    Первая радуга, внутренняя, всегда ярче второй, внешней, а цвета дуг на второй радуги расположены в зеркальном отражении и менее яркие. Небо между радугами всегда более тёмное, чем другие участки неба. Участок неба между двумя радугами называется полосой Александра. Увидеть двойную радугу – хорошая примета-это к удаче, к исполнению желаний. Так что если вам посчастливилось увидеть двойную радугу, поспешите загадать желание и оно обязательно исполнится.
    Перевёрнутая радуга

    Перевёрнутая радуга-явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу – красный.
    Туманная радуга

  2. b@ndit Ответить

    Чаще всего на небе видна одна первичная радуга, но иногда вокруг неё показывается и вторичная, менее яркая. Она образуется, когда свет отражается в дождевых каплях дважды, поэтому порядок цветов у нее обратный (от фиолетового, который расположен снаружи, к красному). Разделяет два семицвета тёмная полоса неба.
    В естественных условиях невооружённым глазом очень редко видна радуга третьего порядка, но с помощью специального оборудования возможно зарегистрировать до семи небесных дуг. А в лабораторных условиях их можно получить вплоть до 200 штук.
    Но природа не ограничивается образованием нескольких простых радуг. Они бывают ещё и необычными, например:

    Лунная. Её можно увидеть ночью: в качестве источника освещения выступает не солнце, а луна. Но из-за особенностей человеческого зрения (цветовые рецепторы невосприимчивы при слабом освещении) такая радуга кажется белесой.
    Туманная. Выглядит как широкая блестящая белая дуга. Образуется при прохождении света через очень мелкие капли воды (радиусом до 25 мкм).
    Огненная. Её особенность состоит в расположении по горизонтали, а не дугой, как у обычной радуги. Увидеть её можно на фоне высоких перистых облаков, которые она как будто зажигает.
    Отражённая. Появляется над водой или мокрым песком, поверхность которых отражает солнечные лучи до того, как они попадают на дождевые капли в воздухе.
    Паргелий и парселена — светлые, местами радужные круги на уровне солнца и луны соответственно.
    Кроме того, существуют двойные, перевёрнутые и круглые формы радуги. Солнечный свет при этом преломляется не через водяные капли, а через кристаллы льда, рассеянные в воздухе, поэтому обязательным условием для таких оптических явлений является холодная погода.

    Значение и наименование в истории

    Сейчас люди прекрасно понимают, как образовывается радуга. Но много лет назад с этим красивым явлением было связано множество мифом и легенд:

    древние скандинавы и греки верили, что это дорога, соединяющая миры людей и высших сил;
    индийцы называли её луком повелителя небесного царства;
    армяне — поясом бога знаний;
    австралийские аборигены — Радужным змеем, покровительствующим воде, дождю и шаманам;
    славяне считали, что появление семицвета в небе означает, что скоро случится беда, а если пройти под ним, мужчина превратится в женщину, и наоборот (к счастью, приблизиться к радуге нельзя, как и к горизонту);
    африканские и ирландские народы, в свою очередь, придавали более позитивное значение этому природному явлению и считали, что оно указывает на те места на земле, где зарыт клад.
    Называл радугу каждый народ тоже по-своему. Греки считали, что по ней спускается крылатая посланница богов Ирида, и в честь неё именовали небесную тропу словом iris. В древнееврейской традиции она называется qasat, что означает божий лук. Этимология русского слова достаточно проста. Оно сложено из двух:
    рай;
    дуга.
    В буквальном смысле это означает «пёстрая дуга». И если в русском языке слово немного переиначено, то в украинском используется в первозданном виде — райдуга.

    Упоминание в Библии


    О семицвете есть упоминание и в Библии. Там он появился после всемирного потопа как символ прощения, данного Богом человечеству. Кстати, эта версия имеет научное обоснование. Есть предположение, что потоп, уничтоживший огромное количество живых организмов, действительно случился за много веков до нашей эры. До него небо застилали густые облака, ультрафиолет не воздействовал на людей, и они жили гораздо дольше, чем сейчас.
    Но это не могло продолжаться вечно. Огромное количество паров и осадков на земле привело к потопу, из-за которой сместилась земная ось, и появилась смена времён года. Кроме того, облака стали значительно реже, и только в них теперь стало возможным увидеть радугу.
    Природа дарит человечеству множество удивительных явлений и феноменов. Одни из них люди могут объяснить, другие до сих пор остаются загадками.

  3. Smoking Ответить

    Валерия Юрьевна Коротицкая
    Конспект образовательной ситуации «Откуда на небе берется радуга?»
    Конспект образовательной ситуации Откуда на небе берется радуга?”
    1. Задачи:
    Образовательные
    – Подвести к пониманию того, как образуется радуга. (Рассматривание радуги на небе после дождя. Наблюдаем, что радуга после дождя появляется только тогда, когда появляется солнышко. Только в солнечном свете можно увидеть радугу.)
    – Опытным путем показать появление радуги и последовательность расположения цветов в ней. (Выдуваем мыльные пузыри и рассматриваем, что в них тоже видна радуга. Радугу можно увидеть только в солнечном свете)
    -Закреплять умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно отвечать на него.
    – Развивать умение работать по подгруппам. (рисуем красками, карандашами, выкладываем из пластилина, из тесьмы разных цветов, делаем аппликацию из бумаги.)
    -Расширять словарный запас. (фазан, фиолетовый)
    – Развивать у детей творческое воображение, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать их. (Запоминаем порядок расположения цветовой гаммы. Ищем образные сравнения, например, сравниваем радугу с цветным мостиком. Творческая мастерская)
    Развивающие
    – развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая воспитанников к простейшим экспериментам;
    – развивать мышление, творческое воображение, познавательную активность, умение делать выводы, умозаключения;
    – Совершенствовать развитие мелкой моторики рук
    Воспитательные
    -воспитывать способность видеть красоту природы,
    -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
    2. Предварительная работа:
    рассматривание иллюстраций о природном явлении – радуга, произведений художников А. Саврасова «Радуга», К. Сомова «Пейзаж с радугой», А. Куинджи «После дождя. Радуга»; чтение: сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», стихов: «Цвета радуги» А. Венгера, «Радуга» В. Степанова, «Радуга» Л. Грана, «Радуга» Г. Лагздынь, «Радуга» С. Маршака, разгадывание загадок о природных явлениях, игра-презентация «Радуга-дуга», слушание песен Г. Гладкова «Радуга», «Пусть падают капли, а мы веселимся», «От улыбки в небе радуга проснется…», «Раз-два радуга…», «Звуки дождя», показ мультфильма «Радуга», разучивание игр «Радуга, появись» и «Краски», создание «радужного альбома».
    3. Демонстрационный и раздаточный материал:
    атласные ленты, картинки с изображением солнца и дождя, радуги. изобразительные материалы: бумага, кисти, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей. материалы для экспериментирования: мыльные пузыри.
    4. Ход ситуации:
    1. Дети стоят в кругу в середине группы.
    Воспитатель загадывает загадку:
    Что за чудо – красота!
    Расписные ворота
    Появились на пути,
    В них ни въехать, ни войти. (дети отгадывают загадку).
    Воспитатель предлагает детям подойти к окошку и посмотреть на небо.
    Воспитатель задает вопрос:
    – Ребята, а вы как думаете, когда на небе может появиться радуга? (ответы детей (Рассматривание радуги после дождя на небе. Наблюдаем,что радуга после дождя появляется только тогда, когда появляется солнышко)
    Дети и воспитатель подходят к центру природы, где на мольберте прикреплены картинки с изображением как солнце выглядывает из за тучи из которой идет дождь. Картинки с мелкими и крупными каплями дождя. Рядом на стуле лежат разноцветные ленточки всех цветов радуги.
    Рассказ воспитателя про радугу:
    Построили радугу главные «мастера» в небе – солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на Землю, и вот из-за тучки уже появляется солнце. Солнце светит сквозь падающие капли, лучи его проходят сквозь дождевые капли, преломляются и на небе возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее капли, тем радуга ярче. Если капли мелкие, радуга кажется бледной и менее яркой.
    -Как мы уже с вами знаем, что солнечные лучи и дождевые капли, какого цвета? (ответы детей)
    – Если луч и капля бесцветные, то почему же радуга разноцветная? Как вы думаете (ответы детей)
    -Ребята, а какие цвета на радуге (ответы детей)
    – Посмотрите (показывает на стульчик с ленточками) ,все полоски у радуги смешались и не могут вспомнить в каком порядке им встать. Давайте поможем полоскам встать правильно, но для начала проговорим в каком порядке расположены полоски на радуге (ответы детей).
    – А теперь поделимся на две команды и каждая команда расположит полоски радуги на коврике в правильном порядке. (проведение игры)
    После проведения игры, воспитатель просит подойти к столам, где на каждого ребенка подготовлены мыльные пузыри.
    – Ребята, а вы знали, что в мыльных пузырях тоже живет радуга? Давайте с вами посмотрим. (Дети надувают мыльные пузыри и наблюдают. Делают выводы.)
    – Молодцы ребята, все увидели радугу. Давайте с вами вспомним,какие цвета есть в радуге,но для начала я хочу вам прочитать считалочку,в которой каждая первая буква в слове- это цвет радуги. Каждый охотник желает знать,где сидит фазан. (Дети повторяют считалочку за воспитателем)
    – Ребята, так какой цвет за каким следует в радуге (Ответы детей)
    -Молодцы! А теперь я предлагаю сесть на коврик и внимательно меня послушать. Я вам буду загадывать загадки.
    Дети садятся на коврик в произвольном порядке и смотрят на воспитателя.
    -Разноцветные ворота
    На лугу построил кто-то.
    Постарался мастер тот,
    Взял он красок для ворот
    Не одну, не две, не три —
    Целых семь, ты посмотри.
    Как ворота эти звать?
    Можешь их нарисовать? (Радуга)
    Всех быков он возмущает,
    Ехать дальше запрещает,
    Вместе с кровью в нас течет,
    Щеки всем врунам печет.
    (Красный цвет)
    Каждый апельсин им полон,
    Веселей с ним даже клоун,
    Он повсюду на лисе
    И на белке в колесе.
    (Рыжий цвет)
    Он в яйце есть и в цыпленке,
    В масле, что лежит в масленке,
    В каждом спелом колоске,
    В солнце, в сыре и в песке.
    (Желтый цвет)
    Он с лягушкой может квакать,
    Вместе с крокодилом плакать,
    Из земли с травой расти,
    Но не может он цвести.
    (Зелёный цвет)
    Он на небе в день погожий
    И на незабудках тоже,
    А на крыльях мотылька,
    Может он взлететь с цветка.
    (Голубой цвет)
    Им треть флага занята,
    Он в название кита,
    И в букете васильковом,
    И на ящике почтовом.
    (Синий цвет)
    Увидав его под глазом,
    Драчуна жалеют сразу,
    А вот баклажан и слива
    С ним довольны и счастливы.
    (Фиолетовый цвет)
    – Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь посмотрите на картинку с радугой и подумайте, на что похожа радуга (ответы детей)
    -Ребята, мы сегодня с вами изучали цвета радуги и вы все отлично узнали и запомнили все цвета. А сейчас я предлагаю вам взять в центре ИЗО все, что вам захочется и сделать из этого радугу. (Дети изображают радугу различными техниками: рисуют красками, карандашами, выкладывают из пластилина, из тесьмы разных цветов, делают аппликацию из бумаги).
    -Молодцы ребята, вы сделали такие красочные и яркие радуги. Предлагаю вам составить выставку ваших работ.

  4. LoRd # Ответить

    Когда на землю падают последние дождевые капли, и на небе появляется радуга, ты, глядя на нее, задумываешься: а почему это происходит? Откуда берется на небосводе красивая дуга из разноцветных полос? Ответить на этот вопрос поможет наука физика, которая уже не один раз давала тебе ответы на многие сложные вопросы.
    Радуга – необыкновенное явление природы. И хотя мы видим ее довольно часто, каждый раз радуемся ее появлению и красоте. Радуга появляется сразу, как только туча начинает уходить, и ее место в вышине занимает солнце. Получается, что некоторое время дождь виден людям словно «со стороны». Лучи солнца освещают дождевую тучу и, проходя сквозь капли дождя, меняют свой цвет. Дело в том, что солнечные лучи вовсе не белые и одинаковые, как кажется нам. Все они имеют разную длину, а каждой длине соответствует своя «окраска». Потому радуга и видится нам такой разноцветной.
    Но цвет радуги бывает ярким, а бывает еле заметным. И зависит это от размера дождевых капель. Если капли крупные, цвета радуги будут яркими. Если мелкие – небесная дуга будет видна плохо. В прошлом люди не могли объяснить появление радуги. И трудно было найти человека, который бы оставался к ней равнодушным. Потому существует так много легенд и поверий, связанных с радугой. Древние славяне, глядя на радугу, предсказывали погоду. Если радуга была низкой и широкой, народ ожидал ненастье. А высокая и узкая – обещала хорошую погоду.
    В Англии считается хорошей приметой увидеть радугу и сразу загадать желание. А в Ирландии и сегодня верят, что в том месте, где радуга утыкается в землю, находится клад с золотом. Ты, конечно, достаточно разумный человек, и не веришь в золотые клады. И понимаешь, что попасть туда, где радуга соприкасается с землей, никак нельзя.
    А интересно тебе, почему мы видим только часть радуги? Давай поговорим об этом. Ты, наверное, уже заметил, что нельзя наблюдать одновременно и солнце, и радугу. Ведь радуга – это отражение солнечных лучей. С земли видна только часть небесной дуги. Но чем выше будет подниматься человек, например, на гору, тем больше радуга будет похожа на круг.А из иллюминатора самолета ты когда-нибудь сможешь увидеть круглую радугу!

  5. evil_is_dead Ответить

    Воспитатель: Послушайте, ребята, стихотворение:
    Радуга
    Радуга в небе весеннем висела,
    Весело с неба на землю смотрела.
    Радостно мы улыбались в ответ:
    Радуга – радуга, цвет – пересвет.
    Радуга в небе недолго висела,
    С неба на землю недолго смотрела:
    Растаяла …
    Что же на память она всем
    Оставила?
    Красные маки,
    Желтый песок
    Зеленый зажегся
    На ветке листок.
    Жук фиолетовый
    Греет бока
    Синяя плещет
    Река в берега.
    Оранжевым солнцем
    Согреты леса
    А у скворца
    Голубые … глаза. В. Степанов
    Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукции знаменитых художников. Что вы видите на всех этих картинах?
    Дети: радугу
    Воспитатель: А кто-нибудь знает, что такое радуга и как она появляется?
    Дети отвечают, что она появляется после дождя, когда светит солнышко.
    Воспитатель: Радуга – одно из красивейших явлений природы.
    А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу?
    На что она похожа?
    Воспитатель выслушивает ответы детей: На коромысло, на дугу, на мост и др.
    Воспитатель: Человек еще с древних времен задумывался над природой происхождения радуги и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Одни считали, что радуга – это небесный мост, с которого на землю спускались боги или ангелы, другие говорили, что это дорога между небом и землёй или с ворота в другой потусторонний мир.
    На самом же деле, радуга – это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Когда солнечные лучики преломляются в каплях воды во время дождя, на небе появляется разноцветная дуга.
    А давайте вспомним, сколько цветов имеет радуга и какие?
    Дети: 7 цветов, перечисляем цвета, вспоминая известный стишок: «Каждый охотник желает знать, где сидит его фазан».
    Воспитатель: Сейчас мы попробуем создать свою радугу
    Опыт «Радужная пленка»
    Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдать за поверхностью воды. Подвигать головой, чтобы посмотреть на воду с разных точек. Что мы увидели?
    На разлившемся по воде тонком слое лака видны радужные переливы. Лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Когда на поверхность этой пленки падает свет, каждый его луч частично отражается от нее. Другая часть луча достигает нижней поверхности пленки и тоже отражается от нее. Отражения лучей складываются друг с другом, и мы можем видеть переливы радужных тонов.
    Физкультминутка:
    В небе радуга висит в воздухе “нарисовать” радугу
    Детвору веселит. потянуться вверх и помахать кистями рук
    С нее, как с горки, опустить руки вниз
    Едут Егорка, петух,
    Кот, свинья и я. загибать пальцы на руке
    Воспитатель: Сейчас мы поиграем с красками. Будем смешивать краски, чтобы нарисовать радугу.
    К – красный
    О – оранжевый
    Ж – желтый
    З – зеленый
    Г – голубой
    С – синий
    Ф – фиолетовый
    У нас с вами есть только 4 цвета: красный, желтый, синий, белый.
    Как же нам нарисовать радугу?
    Дети предлагают свои варианты смешения красок.
    Воспитатель: Давайте проверим ваши ответы. Красный у нас есть, оранжевый = красный + желтый, желтый – есть, зеленый = синий + желтый, голубой = синий + белый, синий есть, фиолетовый = синий + красный.
    Я предлагаю каждому нарисовать свою радугу, только не перепутать расположение цветов.
    И в конце занятия, мы опять поиграем с мыльными пузырями. Выпустив пузыри, внимательно посмотрите на них. У каждого пузыря есть радужная оболочка, которая также включает все цвета.

  6. Nanris Ответить

    Для того чтобы радуга оставалась постоянной, угол между солнцем, каплей и наблюдателем должен составлять строго 42 градуса.
    Кстати, круглая радуга из иллюминаторов самолета, это еще одна оптическая иллюзия. Окна в самолете обладают свойством двойного лучепреломления.
    Интересные факты о том, как образуется дождь
    Таинственный туман – факты, правда и вымысел про незнакомого знакомца
    12 удивительных фактов про снег

    Почему бывает двойная радуга

    Двойное лучепреломление — это оптическое свойство света, когда луч преломляется на два при просмотре на материал. Интересно, что оба луча также имеют разные цвета.
    Два световых луча мешают друг другу, создавая цветные полосы, это аналогично тому, что можно увидеть, смотря на обычную радугу.
    Радуга случается, только когда в одной части неба идет дождь, а в другой солнечно.
    Когда солнце опускается радуга поднимается на небе выше.
    Зимой радуга невозможна потому что капли дождя превращаются в снежинки.
    В тропиках и у водопадов радуга более красочная и возникает чаще.
    Земля уникальная планета во всей Солнечной системе и только тут возможно явление радуги.
    Древние греки считали, что радуга – это мост между небом и землей.

  7. Battonkrey Ответить

    Елена Самонкина
    Детская исследовательская работа «Откуда берётся радуга?»
    Исследовательская работа
    Тема: Откуда берется радуга?»
    Выполнили: Багратионова Полина, Муха Лена
    воспитанники подготовительной гр.
    ДОУ «Оленёнок» п. Нижний Куранах
    Научный руководитель: Самонкина Елена Александровна
    воспитатель
    Содержание:
    1. Введение (Актуальность).
    2. Теоретическая часть
    3. Практическая часть
    4. Вывод
    5. Заключение
    6. Библиография
    Характеристика исследования:
    Тема относится к эмпирическим исследованиям, так как предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов.
    Предварительная работа: ознакомление детей с методами исследования, проведение тренировочного занятия.
    Введение (актуальность)
    «Разноцветное коромысло
    Над лугом повисло» (радуга).
    Воздействие природы на нашу жизнь является всеобъемлющим. Красота природы не может оставить равнодушным никого. Одним из прекрасных явлений природы является радуга. Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кто из нас не любовался этим замечательным явлением природы. Выбор темы обусловлен тем, что дети с интересом рассматривают радугу, а еще они любят рисовать красками и рисунки получаются яркими как радуга.
    Однажды, когда мы с мамой и подружкой Леной гуляли на улице, мы увидели на небе радугу. Она была такая красивая. Мы спросил у мамы: откуда радуга взялась? Мама сказала, что не знает, просто появилась на небе. Мы с Леной захотели узнать, откуда все-таки берется радуга? Сколько в ней цветов? И могут ли быть другие цвета? Мы спросили об этом у воспитательницы в детском саду. Она посоветовала нам провести исследование и все узнать самим.
    Проблема: узнать, как и почему появляется радуга? Сможем сами сделать радугу?
    Объект исследования: радуга.
    Предмет исследования: получение радуги в домашних условиях.
    Цель: Выявление свойств и возможностей разных материалов, необходимых при создании радуги в домашних условиях.
    Задачи:
    1. Изучить литературу.
    2. Понять особенности появления такого явления как радуга.
    3. Провести экспериментальную работу с разным материалом.
    4. Подготовить доклад.
    Гипотеза: если мы проведем экспериментальную работу, то узнаем, почему на небе появляется радуга, какие цвета в ней бывают. А самое главное сами получим радугу в домашних условиях.
    Ожидаемый результат:
    • Приобретут новые знания и умения, ориентированные на развитие познавательных способностей;
    • Научатся проводить опыты и эксперименты для получения радуги;
    • Смогут наглядно оформить результаты своего исследования.
    Этапы исследования: 1этап – проанализировать свои знания;
    2 этап – сбор информации: анкетирование, изучение литературы, просмотр телепередач;
    3 этап – проведение экспериментов;
    4 этап – доклад.
    Методы исследования:
    1. Теоретические
    2. Практические
    Экспериментальная база исследования: подготовительная группа д\с «Оленёнок»
    Практическая значимость работы: Значение в том, что дети узнали много полезной информации, открыли необычные возможности получения эффекта радуги с помощью разных материалов (способов, познакомили ребят. Работу можно применять в помощь воспитателю на занятиях экологии.
    Теоретическая часть
    Чтобы узнать, как провести исследование (определить последовательность действий, мы рассмотрели карточки с методами исследования. Нам надо было собрать информацию.
    Сначала мы подумали, что же знаем о том откуда берется радуге?
    Она бывает летом, когда идет дождь, имеет форму дуги. Мы зарисовали это явление на листочках бумаги.
    Потом обратились с вопросами к воспитательнице и ребятам нашей группы. В анкетировании приняло участие 20 детей.
    Вопросы да нет
    1. Ты видел радугу? да – 20 детей
    2. Знаешь сколько цветов радуге? (какие) да -12 детей; нет – 8 детей
    3. Знаешь, откуда она берется? нет – 20 детей
    Чтобы узнать, как и почему появляется радуга, мы решили обратиться к нашему экологу. Для этого отправились в экологическую лабораторию, к Ольге Николаевне. И попросили ответить на вопросы: «Почему появляется радуга?» Ольга Николаевна рассказала нам: Солнечный свет кажется бесцветным, но на самом деле состоит их разных цветов. Радугу можно увидеть тогда, когда солнце выглянет во время дождя и после. Солнечный луч отражается в капельках дождя, преломляется и получается 7 цветов радуги. Их всегда семь и располагаются они по порядку. А запомнить этот порядок поможет считалка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Еще мы рассматривали картинки явления природы. На них радуга имеет форму дуги. В группе мы нарисовали радугу и расположили все цвета по порядку. Но оказывается радуга имеет форму дуги, потому что мы смотрим на нее снизу вверх
    А наша воспитательница (Елена Александровна) рассказала, что если бы мы рассматривали радугу, когда летим на самолете, то увидели бы, что радуга имеет форму круга.
    В библиотеке д\с мы (вместе с Еленой Александровной) читали и рассматривали книги, из которых узнали, что есть интересные опыты, как получить радугу самим. Мы решили попробовать провести эксперименты.
    Практическая часть
    Эксперимент 1: Что такое радуга? – смешение цветов.
    Из каких цветов состоит радуга? Чтобы получить оранжевый цвет надо смешать красный и желтый цвет, чтобы получить фиолетовый цвет надо смешать красный и синий цвет, чтобы получить зеленый цвет надо смещать желтый и синий цвет.
    Мы смешивали краски и нарисовали радугу.
    Эксперимент 2: Радужная пленка.
    Материал: литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей
    Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и увидим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачиваем миску к свету, когда луч падает на поверхность, видны переливы радужных тонов.
    Эксперимент 3: Радуга появись.
    Материал: зеркало, миска с водой.
    Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета. Эксперимент 4: Радуга в пузырях.
    Материал: баночка с мыльными пузырями.
    Выдуваем пузыри, свет падает на мыльные пузыри, в них можно увидеть радугу.
    Эксперимент 5: Радуга на диске.
    Материал:диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.
    Выводы
    Радуга бывает летом, осенью, весной. Появляется она, когда солнечный свет отражается в капельках воды. Радугу можно увидеть не только на небе, можно увидеть в красках (смешивая и получая разные цвета). Цвета радуги всегда располагаются в таком порядке. Их всего семь.
    Заключение
    Поставленные в нашем исследовании задачи были выполнены. Гипотеза подтвердилась. Мы узнали, почему появляется такое явление как радуга, провели эксперименты, научились рисовать радугу разными способами; рассказали детям нашей группы о нашем исследовании. Попробуйте сами провести эксперименты и получить радугу в домашних условиях.
    Библиография:
    1. Большая энциклопедия дошкольника, М. : Махаон, 2004г.
    2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, М. : Педагогическое общество России, 2005г.
    3. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду Самара: учебная литература, 2004г.


  8. Nalmezel Ответить


    Вы частенько замечали, что в небе после дождя появляется радуга, это очень красивое явление, но что такое радуга и как она появляется?
    Вопрос — почему появляется радуга и что это такое – люди задавали еще в древние времена. Существует много поверий и легенд, связанных с ней, но в эру науки мы можем ответить на этот вопрос.
    Радуга – атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Оно выглядит как дуга или окружность, составленная из цветов спектра. Глядя снаружи — внутрь дуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эти семь цветов — основные, которые принято выделять, но следует иметь в виду, что на самом деле спектр непрерывен, и цвета эти в радуге переходят друг в друга с плавным изменением через множество промежуточных оттенков.
    Радуга возникает в результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя или тумана. Она возникает и в отраженных лучах солнца от водной поверхности озер, водопадов и рек.

    Луч света состоит из летящих с огромной скоростью частиц – отрезков электромагнитных волн. Короткие и длинные волны различаются по цвету, но в потоке воспринимаются человеческим глазом как белый свет. Луч, натыкаясь на капли воды от дождя или тумана, преломляется и распадается на разные цвета от красного до фиолетового. Так как солнечный свет состоит из спектра цветов, то мы различаем в радуге семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый, но из-за непрерывного спектра цвета плавно переходят друг в друга через множество оттенков. Радугу видно только тогда, когда лучи света падают на капли под углом 42°. При этом источник света должен быть расположен за спиной наблюдателя.
    Радуга может различаться и по ширине, и по яркости цвета, это зависит от размера капель, через которые преломляется свет. Если частицы воды крупные — сияющая дуга будет яркой и узкой. Если же капли мелкие, то радуга окажется широкой, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.

    Иногда бывает на небе сразу две радуги. Это происходит, если световой луч отражается от дождевых капель дважды. Радуг может быть три и даже больше, но человеческий глаз больше двух уже не различает. При таких явлениях иногда появляется и другое оптическое явление – полоса Александра – темный участок неба между радугами.
    Радуга — это замкнутый круг, нижняя часть которого скрыта под линией горизонта. Увидеть полное радужное кольцо возможно из окна самолета.

  9. Kirilanim Ответить

    Введение
    Актуальность работы
    Летом я часто ездила, вместе с родителями, в сад, который находится за городом. Как-то вечером, мы сидели и ужинали на улице, вдруг сгустились тучи, и полил дождь. Мы спрятались под навес и наблюдали за окружающей природой. Запахло мокрой землей, травой, а воздух стал чистый и свежий. И вот дождь стих, кое-где появились на небе голубые просветы, в них проскальзывали солнечные лучи. И вдруг, через весь небосвод перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Да не одна, а две! Мы все очень обрадовались, стали любоваться и фотографировать двойную радугу. Но недолго нас радовала радуга своей красотой.
    Радуга – одно из самых красивых явлений природы. Сколько радости приносит она и детям и взрослым. Её появление вызывает положительные эмоции, поднимает настроение людям. У Константина Дмитриевича Ушинского есть басня «Солнце и радуга». «Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца. Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это, правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеется да пуще хвалит себя. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало». Так на самом ли деле появление радуги невозможно без солнца. Почему радуги не бывает, в солнечную погоду без дождя, или в дождливую погоду без солнца.
    Сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Откуда берется радуга? Почему ее цвета появляются в определенном порядке? Почему бывает двойная радуга? Можно ли получить радугу искусственно, например, в домашних условиях? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила провести свое исследование.
    Гипотезы исследования:
    Радуга появляется в природе только в солнечный и дождливый день;
    Можно получить радугу в домашних условиях, используя искусственный источник освещения.
    Цель работы:
    Узнать причину появления радуги.
    Задачи:
    Дать определение радуги;
    Выяснить условия появления радуги в природе;
    Выяснить, сколько цветов у радуги и что такое солнечный спектр;
    Узнать, какие бывают радуги;
    Попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.
    Объект исследования:радуга
    Методы исследования:
    Изучение специальной литературы и Интернет-источников;
    Проведение опытов получения радуги в домашних условиях, с использованием искусственного источника освещения;
    Анализ полученных результатов.
    2. Теоретический материал
    2.1. Что такое радуга?
    Существует несколько теорий, объясняющих его происхождение. В соответствии с одной из них, radoga является производным от праславянского корня radъ, значение которого аналогично англосаксонскому rot (радостный, благородный).
    Некоторые исследователи языка склонны предполагать, что слово «райдуга», как произносится это слово в ряде диалектов современного русского языка, имеет народную этимологию, образовалось в результате слияния слов «рай» и «дуга». Так же оно звучало в русском языке в 17–18 веках. В таком случае радуга буквально означает «пестрая дуга».
    В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем.
    Я прочитала значение слова «радуга» в различных толковых словарях:
    «Радуга – разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях» (Толковый словарь Ожегова). «Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда Солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Объясняется преломлением, отражением и дифракцией света в каплях дождя». (Современный толковый словарь. Астрономический словарь).
    Итак, я выяснила, что радуга – это разноцветная дуга на небосводе, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
    2.2. Причина появления радуги
    Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину появления радуги. Он определил, что “радуга – это оптическое явление, а не материальный объект”. Аристотель предположил, что радуга возникает в результате необычного отражения лучей солнечного света от облаков.
    Явление радуги объяснил преломлением солнечных лучей в каплях дождя в 1267 году Роджер Бэкон.
    Первым понял причину радуги немецкий монах Теодорик из Фрайберга, в 1304 г. воссоздавший ее на сферической колбе с водой. Однако открытие Теодорика было забыто.
    Попытка объяснить радугу как естественное явление природы была сделана в 1611г. архиепископом Антонио Доминисом. Его объяснение радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни. Антонио Доминис умер в тюрьме, не дождавшись, казни, но его тело и рукописи были сожжены.
    Научное объяснение радуги дал, также, французский философ, математик, механик Рене Декарт в 1637г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя. В то время еще не было открыто разложение белого света в спектр при преломлении. Поэтому радуга Декарта была белой.
    Основоположником семицветной радуги был Исаак Ньютон, который раскрыл причину появления радуги.
    2.3. Преломление лучей. Спектр
    Еще в 1666 году Исаак Ньютон доказал, что обычный белый свет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, – писал он, – и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света». На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко – призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый свет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
    Радуга – самый знаменитый, всем известный спектр. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька дождя исполняет роль крохотной призмы. Солнечные лучи, которые проходят через дождевые капли, как сквозь призмы, преломляются в каплях дождя. В результате разложения лучей света, появляется большой изогнутый спектр – полоса цветных линий и отражается на противоположной стороне неба. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. А поскольку, их много, то и радуга получается в полнеба.
    Проследим путь луча, проходящего через каплю. Преломившись на границе капли, луч входит в каплю и доходит до противоположной границы. Часть луча, преломившись, выходит из капли, часть снова идет внутри капли до очередной границы. Здесь снова часть луча, преломившись, выходит из капли, а некоторая часть идет через каплю и так далее. Каждый белый луч, преломляясь в капле, разлагается в спектр, и из капли выходит пучок расходящихся цветных лучей.
    В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
    2. 4. Цвета радуги
    А теперь более подробно о цветах солнечного спектра или радуги. Исследования показали, что человеческий взгляд различает 160 оттенков цветов. Это происходит потому, что нет четкой границы между цветами, один цвет переходит в другой через все оттенки. Основные цвета радуги это красный, желтый и синий. Из них можно получить все иные цвета радуги. Наблюдаемые в радуге цвета чередуются в такой же последовательности, как и в спектре, получаемом при пропускании пучка солнечных лучей через призму. При этом внутренняя (обращенная к поверхности Земли) крайняя область радуги окрашена в фиолетовый цвет, а внешняя крайняя область — в красный.
    Иногда в небе видны целых 2, 3, 4 радуги — одна из них очень яркая, вторая — бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды. При этом, у другой радуги, цвета полос располагаются в обратном порядке — верхняя часть дуги имеет фиолетовую окраску, а нижняя — красную. Вторые радуги образуются из-за двойного отражения солнечного света внутри дождевых капель.
    Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А также множество оттенков между этими цветами, поэтому четкого перехода из одного цвета в другой – нет. Цвета радуги расположены в строгой последовательности. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». По первым буквам слов и вспоминают цвета. Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый.
    Радугу всегда видели по-разному в разные периоды истории и в разных народах. В ней различали и три основных цвета, и четыре, и пять, и сколько угодно. Радужный Змей австралийских аборигенов был шестицветным. Некоторых африканские племена видят в радуге только два цвета — темный и светлый. Так откуда же взялись семь цветов в радуге? Как я сообщила ранее, проанализировать свет додумался только Ньютон. И, сначала, он насчитал пять цветов. В последствие, узрев ещё один цвет (оранжевый), посчитал это богословским наваждением (число 6 для него было дьявольским), стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы. Ньютон прибавил к шести перечисленным цветам спектра ещё один – индиго. Индиго — разновидность фиолетового цвета, среднее между тёмно-синим и фиолетовым. Название произошло от растения индиго, произрастающего в Индии, из которого добывали соответствующий краситель, использовавшийся для окраски одежды. Так Ньютон стал отцом семицветной радуги.
    Разделение спектра на семь цветов прижилось, и в английском языке появилась следующая запоминалка — Richard Of York Gave Battle In Vain (In — для синего indigo). А со временем об индиго забыли и цветов стало шесть. Американских детей учат шести основным цветам радуги. Английских (немецких, французских, японских) тоже. Но все еще сложнее. Кроме разницы в количестве цветов существует другая проблема — цвета не те. Японцы, как и англичане, уверены, что в радуге шесть цветов. И с радостью вам их назовут: красный, оранжевый, желтый, голубой, синий и фиолетовый. А куда делся зеленый? Никуда, его в японском языке просто нет. Японцы, переписывая китайские иероглифы, иероглиф зеленого цвета потеряли (в китайском языке он есть). Англичане согласятся с японцами по количеству цветов, но никак по составу. У англичан в языке нет голубого цвета. А раз слова нет — то и цвета нет. Американский оранжевый — это отнюдь не наш оранжевый, а зачастую — скорее красный (в нашем понимании). Кстати в случае цвета прически, наоборот, red — это рыжий цвет.
    2.5. Необычные радуги
    В ходе исследования я узнала, что на земле бывают разные радуги, но чаще всего наблюдается обыкновенная радуга. Известно много других оптических феноменов, которые возникают по похожим причинам или, похоже, выглядят. Рассмотрим, какие бывают радуги.
    Лунная (ночная)
    Радугу можно увидеть и ночью при свете луны. Лунная радуга (также известная как ночная радуга) — радуга, порождаемая луной. Лунная радуга сравнительно более бледная, чем обычная. Это объясняется тем, что Луна отражает от Солнца меньше света, чем Солнце светит днём. Лунная радуга видна при очень ярком ночном Светиле – Луне. Ночью, когда высоко в темном, обязательно темном, небе висит полная, обязательно полная, луна и при этом напротив луны идет дождь, может посчастливиться увидеть ночную радугу! И она тоже будет казаться нам белой. Хотя на самом деле она разноцветная.
    Туманная (белая) радуга
    Белая или туманная радуга — радуга, представляющая собой широкую блестящую белую дугу. Туманная радуга появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из очень мелких капелек воды. Почему же радуга кажется нам белой? Дело в размере капель, от которых отражаются солнечные лучи. Размеры частичек тумана настолько малы, что отдельные цветные полосы, на которые распадается при преломлении солнечный луч, расходятся в стороны не широким разноцветным веером, а едва-едва раскрывшимся. Краски как бы налагаются друг на друга, и глаз уже не различает цветов, а видит лишь бесцветную светлую дугу – белую радугу. Туманная радуга может появляться и ночью во время тумана, когда на небе яркая луна. Туманная радуга довольно редкое атмосферное явление.
    Перевернутая радуга
    Перевёрнутая радуга – это явление довольно редкое. В отличие от традиционной радуги, «улыбка на небе» появляется на чистом небосводе, без дождевых туч. Лучи солнца должны освещать под определенным углом тонкую похожую на дымку завесу облаков на высоте 7 – 8 тысяч метров. На подобной высоте перистые облака состоят из крошечных кристаллов льда. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Перевернутая радуга гораздо ярче обычной радуги, а цвета расположены в обратном порядке, от фиолетового к красному. Но как только порядок из кристаллов нарушается, красочный эффект пропадает, и «улыбка на небе» растворяется.
    Двойная радуга
    Мы уже знаем, что радуга на небе появляется от того, что лучи солнца проникают сквозь дождевые капли, преломляются и отражаются на другой стороне неба разноцветной дугой. А иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги. Двойная радуга получается, когда световой луч отражается от внутренней поверхности дождевых капель дважды. Первая радуга, внутренняя, всегда ярче второй, внешней, а цвета дуг на второй радуге расположены в зеркальном отражении и менее яркие. Небо между радугами всегда более тёмное, чем другие участки неба. Участок неба между двумя радугами называется полосой Александра. Увидеть двойную радугу – хорошая примета – это к удаче, к исполнению желаний. Так что если вам посчастливилось увидеть двойную радугу, как мне, то поспешите загадать желание, и оно обязательно исполнится.
    Зимняя радуга
    Самым удивительным является — радуга зимой! Очень это странно и необыкновенно. Трещит мороз, а на бледно-голубом небе, вдруг, появляется радуга. Зимнюю радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда. Солнечные лучи преломляются, проходя сквозь эти кристаллики, как сквозь призму и отражаются в холодном небе разноцветной дугой. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.
    Кольцевая радуга
    Как я выше объясняла, радуга сама по себе круглая. Но мы видим лишь её часть в виде дуги. Но при определенных обстоятельствах можно увидеть кольцевую радугу. Это возможно только с большой высоты, например, с самолета.
    Округло-горизонтальная или огненная радуга
    Округло-горизонтальная или огненная радуга – образуется, когда солнечный свет проходит через легкие перистые облака и возникает только в том случае, когда солнце находится очень высоко в небе. Получается, что загадочный небесный «огонь» рождается изо льда! Ведь перистые облака расположены очень высоко над землей, где в любое время года очень холодно, а потому и состоят они из плоских ледяных кристалликов! Солнечные лучи, проходя сквозь вертикальные грани ледяного кристалла, преломляются и зажигают огненную радугу или округло – горизонтальную дугу, так в науке называется огненная радуга. Огненная радуга относительно редкое и уникальное явление.
    Красная
    Красная радуга появляется в небе только на закате и является последним аккордом радуги обыкновенной. Иногда она бывает чрезвычайно яркой и остается видна даже через 5-10 минут после захода солнца. При закате, лучи проходят сквозь воздух более длинный путь, а так как показатель преломления воды для более длинноволнового (красного) света меньше, чем для коротковолнового (фиолетового), то красный свет меньше отклоняется при преломлении. Когда Солнце опускается за горизонт, радуга сначала теряет самые короткие фиолетовые волны, они рассеиваются сразу. Потом исчезают синие, голубые, зеленые и желтые волны. Остается самая стойкая – красная дуга.
    3. Практическая часть
    3.1 Собственные исследования.
    Опыты получения радуги в домашних условиях
    Я провела несколько опытов получения радуги при искусственном источнике освещения:
    Опыт №1: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт-диска.
    Оборудование: компакт-диск, источник света – фонарик.
    Я взяла компакт-диск и «поймав» им свет от фонарика, направила его на стену. Получилась радуга. (Приложение №1, фотографии №1,2)
    Опыт №2: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркала, воды и фонарика.
    Ход опыта:
    Наполнила стеклянную ёмкость водой;
    Поставила в воду зеркало с наклоном;
    Направила свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала;
    В результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на дверце шкафа возникла радуга (Приложение №1, фотографии №3,4).
    Опыт №3: получение радуги в домашних условиях при помощи стеклянной призмы и фонарика. Опыт разложения света в спектр, при прохождении белого луча света сквозь призму.
    Для этого я взяла стеклянный брелок, направила на него белый луч света, полученный от фонарика, и получила изображение радуги на стене. Свет, который казался белым, играл на стене всеми цветами радуги. Эти семицветные, яркие радужные полоски и называют солнечным спектром. Так я повторила опыт Ньютона, но только с искусственным источником света. (Приложение №1, фотографии №5,6)
    Вывод: радугу можно получить в домашних условиях даже с помощью искусственного источника света.
    Опыт №4: получение белого цвета, вследствие слияния семи цветов спектра, при помощи семицветного диска и дрели.
    Если свет состоит из семи цветов, то семь цветов должны дать белый цвет. Я разделила белый круг на 7 частей и раскрасила в цвета радуги. Мы, с моим братом, закрепили на дрели разноцветный круг. Включив дрель, мы увидели, что при вращении разноцветный диск изменил цвет и стал белым (Приложение №1, фотографии № 7,8,9).
    Вывод: свет состоит из семи цветов.
    Опыт №5: получение радуги при помощи мыльных пузырей.
    Я приготовила мыльный раствор и надула мыльный пузырь. На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это призма. (Приложение №1, фотографии № 10,11)
    Опыт №6: получение радуги в солнечный день при помощи шланга с водой.
    Если солнце ярко светит, есть еще один верный способ сделать радугу. Но для него придется выйти на улицу и взять шланг и подключить его к крану с водой. Теперь остается пережать конец шланга так, чтобы вода при выходе из отверстия шланга мелко распылялась, и направить ее вверх, на солнце. В брызгах воды мы увидим радугу. Радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов, на фоне завесы капель, разбрызгиваемых поливальной машиной или полевой поливальной установкой. (Приложение №1, фотография № 12).
    Выводы
    За время работы над темой: «Как появляется радуга?», я достигла цели моей исследовательской работы. Теперь я знаю причину появления радуги и смогла создать радугу в домашних условиях. Выдвинутая гипотеза, что радуга появляется в природе только в солнечный и дождливый день, оказалась ошибочной. Я выяснила, что радуга может появляться в лунную ночь (без солнца), во время тумана (без дождя), без дождя в солнечный день (перевёрнутая и огненная радуги), а также зимой (без дождя) во время мороза. Конечно, появление радуги в солнечный и дождливый день бывает чаще всего, но не только. Я выяснила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги. Думаю, что я помогла разгадать тайну солнечного луча и дала объяснение радуги, как природного явления. Опытным путём я доказала, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года. Все выдвинутые задачи выполнены. Теперь я знаю, когда появляется радуга, и как она образуется. Когда вам захочется полюбоваться радугой, надеюсь, что теперь и вы сможете получить радугу домашних условиях. Радуга – удивительное явление природы, можно сказать чудо природы, которое никогда не перестанет нас восхищать.
    5. Список литературы
    1. И.К. Белкин «Что такое радуга?», Квант. – 1984г. – № 12.
    2. В.Л. Булат «Оптические явления в природе» – М.: Просвещение, 1974г.
    3. А. Брагин «Обо всем на свете». Серия: Большая детская энциклопедия.
    4. Я.Е. Гегузин «Кто творит радугу?» – Квант, 1988г.
    5. В.В. Майер, Р. В. Майер «Искусственная радуга». Квант 1988г. – № 6.
    6. «Что такое? Кто такой?» – детская энциклопедия, сост. В. С. Шергин, А. И. Юрьев. – М.: АСТ, 2007г.
    7. Е. Пермяк «Волшебная радуга», 2008г. Изд.Эксмо
    8. Интернет-источники.
    Приложение №1
    Опыт №1
    Фотография №1 Фотография №2
    Опыт №2
    Фотография №4
    Фотография №3
    Опыт №3
    Фотография №5 Фотография №6
    Опыт №4
    Фотография №7 Фотография №8 Фотография №9
    Опыт№5
    Фотография №10 Фотография №11
    Опыт №6
    Фотография №12

  10. bulzavr Ответить

    наталья лоскутова
    Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему «Радуга»
    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «РАДУГА».
    Воспитатель 1 кв. категориии МБДОУ № 90 «Хрусталик»
    Г. Северодвинска
    Лоскутова Наталья Евгеньевна
    .
    Программное содержание:
    Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света).
    • Учить понимать и объяснять смысл образного выражения «радужное настроение».
    • Закрепить цвета спектра, их последовательность.
    • Развивать любознательность, память.
    • Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности.
    Предварительная работа:
    • экспериментальная деятельность на тему «преломление и отражение света», «Цвета спектра, их последовательность»
    • Словарная работа: преломление, отражение, спектр.
    Ход организованной образовательной познавательно-исследовательской деятельности детей:
    В группе раздаётся звонок мобильного телефона.
    -Ребята, нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем.
    Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя, мне всего 4 годика. Мне сказали, что в детском садике «Хрусталик» умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. Можно обратиться к вам с просьбой? Расскажите, пожалуйста, что такое «Радуга», откуда она появляется и почему. Попросите воспитателей сделать видеописьмо для меня и отправьте по адресу….
    – А кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу.
    – Поможем Кате? Ас чего начнем? Сначала ответим на вопрос: «Что такое радуга ответы детей.
    – Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга – это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.
    Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением радуги:
    – Художник нарисовал несколько радуг. Угадайте, на каком рисунке изображена радуга, которую он увидел после дождя (не сказочную радугу, а явление природы).
    Просмотр презентации (1,2).
    Чем отличается она от ваших картинок? (последовательностью цветов). Сколько цветов у радуги? Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый “знает свое место”. Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
    – А сейчас подойдите к столу и выложите по порядку все цвета радуги, сверху вниз (выполняют задание).
    – Какой по счёту зелёный цвет? Синий? 1-ый какоцвет?6-ой?
    – Просмотр презентации (3).
    -Почему появляется радуга? Хотите узнать?
    -Назовите свойства воды. (+преломляет свет, отражает лучи света)
    -Давайте вспомним, какого цвета солнечный свет? (Состоит из 7 цветов спектра)
    – Почему солнечные лучи мы видим белого или жёлтого цвета? (опыт с юлой и спектральным кругом)
    – Что происходит с солнечным лучом, если он попадает в воду? (преломляется). Кто сможет показать опыт с преломлением света? У вас есть предположения, как появляется радуга?
    – Я вам предлагаю провести опыт.
    Наполните ванночку водой и поставьте на стол. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя -окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь?
    -на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
    – Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу (детское экспериментирование).
    Физминутка:
    Гляньте: радуга над нами,
    Над деревьями
    Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
    Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
    Домами
    Руки сложены над головой крышей.
    И над морем, над волной
    Нарисовать волну рукой.
    И немножко надо мной.
    Дотронуться до головы.
    Проходят на стульчики.
    – Как вы думаете, почему появилась радуга?
    – Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, преломляются, отражаются и распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.
    Просмотр презентации (4).
    – В какое время года бывает радуга? (ответ детей).
    Презентация (5,6,7)
    Радуга чаще всего появляется летом, можно увидеть весной, осенью. А самое, по-моему, удивительное — радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой. Такую редкую картину некоторым москвичам посчастливилось увидеть несколько лет назад, в самый разгар зимы.
    Презентация (8,9)
    – Обычно солнечный луч и дождевые капли строят зараз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, – это случается только над большими реками, озерами, Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.
    Презентация (10)
    – Как вы думаете, можно ли радугу увидеть с самолёта? Учёным удалось сфотографировать радугу с самолёта. Вот так она выглядит сверху.
    -Что обозначает слово «радуга»? На какое слово оно похоже? Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Увидеть радугу — очень добрая примета, предвещающая счастье. Принято считать, что, если найти место, откуда берет начало радуга —там можно обнаружить клад.
    – Есть такое выражение «радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает?
    -Да, радужное настроение – веселое, полное надежд.
    Рефлексия:
    -Когда появляется радуга?
    – Итак, почему появляется радуга?
    – Почему радуга разноцветная?
    – Сколько в ней цветов?
    -Для кого сегодняшнее занятие прошло не напрасно?
    – Кто узнал, что-то новое на этом занятии?
    – Если вам было интересно на занятии, вы остались довольны собой, подарите мне улыбку.
    – Спасибо вам за работу, а Кате мы вышлем диск про радугу по адресу…

  11. Dawnconjuror Ответить

    Как возникает радуга?

    Итак, теперь мы знаем, что в природе для появления радуги нужен свет и обильная влажность. Мы видим «коромысло» как раз после дождя (иногда и во время него) в солнечном свете. Также увидеть радугу можно в солнечный день у водоёмов, самая яркая — у водопада.
    Однако иногда и погода солнечная, и дождь идёт, а радуги нет. Почему так происходит? Дело в том, что для того, чтобы увидеть радугу, должны быть соблюдены определённые условия. Во-первых, лучи света должны падать на капли под углом 42°. Во-вторых, наблюдатель должен стоять спиной к источнику света.
    Радуга может быть разной степени яркости и ширины. Данные параметры зависят от величины капель: чем они крупнее, тем ярче будет «мостик».
    Что ещё почитать?
    Сколько Солнцу лет? Может ли остыть Солнце?
    Как горит лампочка?
    Что такое дождь?
    Как учились на Руси
    Когда погибнет Вселенная?

    Дуга или окружность?

    А какой формы на самом деле радуга? Ведь мы всегда считали её дугой. Однако в данном случае ближе к правде оказались африканские мифы, считавшие радугу не полукругом, а кольцом. Действительно, настоящий радужный замкнутый круг мы можем увидеть из иллюминатора самолёта, а на земле мы, к сожалению, видим только его часть.

    Раз радуга, два радуга…

    А видели ли вы когда-нибудь несколько радуг одновременно? Это очень частое явление. Для нескольких «радужных мостов» нужно, чтобы световые лучи, пронзающие капли, отразились несколько раз.
    Часто вместе с несколькими радугами можно различить и другое явление — полосу Александра (тёмная полоска неба между радужными «лесенками»).

    Разновидности радуг

    Но радуги бывают не только яркие и семицветные. Например, существует редкая туманная белая радуга. Выглядит она как широкая белая полоса, появляющаяся при проникновении света сквозь слабый туман. При этом туман должен состоять из капелек радиусом около 0,025 мм. Полоса радуги может быть не чисто белой, а с примесью оранжевого цвета с внешней стороны и фиолетового с внутренней.
    Но если полную радугу можно увидеть только из самолёта, то другой оптический феномен — гал? – доступен для человеческого глаза и на земле. Оно представляет собой светящееся кольцо вокруг мощного источника света и появляется благодаря кристаллам льда, находящимся в облаках.
    Одна из разновидностей гало — огненная радуга. Чаще всего она появляется рядом с перистыми облаками. Ледяные капельки отражают лучи света, озаряя облака различными цветами.

    Время радуги

    Когда мы говорим про появление семицветного «коромысла», одним из условий его возникновения называем свет. Но свет есть не только днём. Так возможно ли рождение радуги в ночное время суток?
    Ночного света луны вполне хватает для появления радуги. Он отражается от водяных капелек или водопада, образуя знакомые нам цвета. Однако в темноте человеческий глаз плохо различает эти цвета и принимает их за обычный белый свет. Наиболее видимой для людей лунная радуга становится во время полнолуния.

    Собственная радуга

    Если заметить естественную радугу никак не получается, то можно её сделать своими руками. Рассмотрим два простых способа.
    Радуга в стакане
    1. Нам понадобятся гранёный стакан с водой и лист бумаги.
    2. Ход работы:
    Ставим стакан с водой рядом с источником света. Желательно, чтобы это было место у окна, на которое светит солнце.
    Лист бумаги располагаем на полу рядом с окном, выбирая освещенное место.
    Смачиваем оконное стекло водой.
    Вращаем стакан и бумажный лист до «появления» радуги.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *