Как взрослому человеку научиться выговаривать букву л?

15 ответов на вопрос “Как взрослому человеку научиться выговаривать букву л?”

  1. TheBrainAir Ответить

    В одном из соседних постов человек описал быстрый способ: прикусить кончик языка и сказать “лампа”. (но у вас может получиться “лямпа”).
    В русском языке, чтобы произнести букву “л” (твердую), надо поднести кончик языка к сомкнутым зубам. То есть, закрываем рот, язык упираем в зубы.
    Для примера можно сначала медленно произнести “д-д-д” (передняя часть языка немного присасывается к переднему участку нёба сразу за зубами, а кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами или в верхние зубы, по-разному люди произносят). Нужно попробовать понажимать языком, как будто собираетесь сказать “д”, но не произносить его (звук “д” произносится с так называемым взрывом, нам он не нужен). Теперь опускаем язык ниже от верхних зубов, чтобы кончик языка чуть-чуть пролезал между зубами. Передняя часть языка прижимается к нёбу, почти как в “д”. Произносим звенящий звук, воздух выходит по бокам от языка (не через нос, сравнивайте с “н”!). Должно получиться “л” твердое. Если получается какое-то легкое бульканье в щеках или уголках губ, то нажимать языком нужно меньше.
    В сравнении с “ль”:
    У меня лично при “ль” кончик языка упирается с нижние зубы, а середина языка поднимается к нёбу. Я могу произнести “л” в нижние зубы, но с нажимом (я считаю это испанским л, хотя вроде бы в чистеньком французском именно такой звук); в верхние мне проще и удобнее. Английский “л” произносится с упором в бугорки за верхними зубами – вплоть до 2 см от зубов могу отступать, всё равно разпознается как л (там даже есть специальное заднее л, dark L). Так что, я думаю, проблема в том, что вы вообще не работаете языком и не поднимаете его, и получается типа “у” или “в” или “э”. Тогда лучше поднимать к верхним зубам.
    Упражнение. Слегка открыть рот, делать медленную распевку – на низкой ноте произносить “а”, периодически поднимая язык за верхние зубы и задерживая его там. Будет звучать “а-ла-ла-ла-ла”, особенно четкий л прозвучит в момент отрыва языка. Потом “ы-лы-лы-лы-лы”. Менее четко будет на “о” и совсем неудобно на “у”.

  2. YKAWILOMY Ответить

    Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».
    Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.
    Виды нарушений произношения
    Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».
    Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
    «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» — «уожка»; «Лариса» — «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
    Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» — «мойоток»
    Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».
    Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

    Правильная артикуляция звука Л

    Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
    Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
    Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
    Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.
    В таком порядке надо проводить занятия
    Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

    Постановка произношения твердого звука Л

    Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» — очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.
    Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения
    Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» — зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла»  напевая  любую мелодию: «ла-ла-ла».
    Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
    Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА — ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
    Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.
    Упражнения на произношение звука Л
    После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

  3. Крижма Ответить


    Если человек уверенно владеет речью, у него четкая дикция, отсутствуют речевые дефекты, то это будет залогом успешной коммуникации.
    Большинство людей с нарушениями в произношении звуков испытывают дискомфорт в тот момент, когда приходится общаться.

    Правильное произношение «л»

    Чтобы буква звучала четко, нужно привести артикуляционный аппарат в соответствующее положение. Для этого следует разомкнуть зубы, приоткрыть рот, при этом кончиком языка упереться в корни верхнего ряда зубов. В момент произнесения «л» воздушная струя должна выходить с боков языка.

    Логопедические задания для становления «л»

    Произношение букв происходит в тот момент, когда через голосовой аппарат проходит струя воздуха. Поэтому нужно тренировать дыхание. Для ребенка, например, можно придумать следующие занятия – надувать шарики, мыльные пузыри, гонять выдохом перышки, мелкие бумажки. При этом нужно следить, чтобы дети не набирали воздух в щеки.

    Упражнения для произношения «л»

    Практически все занятия по выработке правильного произношения буквы строятся на работе со стихами и скороговорками. Эти речевые упражнения просто созданы для становления звуков. Часто применяется пение слогов с буквой «л», после которой идут разные гласные: ло-ла-ле-лу-лы-ли-лэ-ля.
    Также можно применить и задание, используемое для становления «р». Нужно подобрать много слов, начинающихся на «л» или имеющих эту букву в середине, и четко произносить их, заставляя ребенка повторять: лыжи, лошадь, люстра, лава, колесо.
    Хорошо подходит для занятий следующая игра. Необходимо подобрать слова, среди которых будут и слова с буквой «л». Детям предлагаются разные задания, для которых им придется искать нужную лексему. Для удобства и наглядности можно сопровождать эту работу иллюстративным материалом.

    Становление «л» у взрослых

    Если вы знаете, что речевой аппарат соответствует норме – прикус правильный, уздечка не короткая, и уверены, что нет неврологических проблем, то можно самостоятельно выправить дефект речи. Однако чем быстрее вы возьметесь исправлять речевой недочет, тем успешнее справитесь с ним. Самое сложное – избавиться от многолетней привычки неправильно произносить звук.
    Практикуя правильное произношение, займитесь тренировкой мелкой моторики кистей. Общеизвестно, что неразвитость движений рук очень сильно влияет на становление речи.

  4. only yours Ответить

    Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Опыт работы более 25 лет.
    Работа с детьми, имеющими различные речевые диагнозы: нарушение фонетической стороны речи, нарушение произношения отдельных звуков, тяжелые речевые нарушения, общее недоразвитие речи трех уровней, моторная алалия, заикание, дисграфия.
    В работе использует логоритмику, элементы кинезиологии. Большое внимание уделяет развитию мелкой моторики у детей для более эффективной работы над звукопроизношением. На консультациях с родителями объясняет взаимосвязь между развитием речи работой над тонкой моторикой рук.
    Консультации по теме:
    Раннее речевое развитие (до 3-х лет)
    Развитие речи детей дошкольного возраста
    Младший школьник плохо говорит
    Ребенок не говорит
    Правильно ли говорит ребенок?
    Возможные отклонения в развитии речи ребенка
    Учим детей общаться
    Разговариваем с ребенком с первых дней
    Этапы довербального и начального вербального развития речи ребенка
    Первые звуки,первые слова
    Если ребенок плохо говорит,нужен ли ему речевой сад?
    Подготовительные упражнения для постановки звуков.Артикуляционная гимнастика
    Консультации по постановке и автоматизации звуков
    Речевой материал по для автоматизации звуков

  5. †ПАНДА† Ответить

    «Лошадка». Улыбнитесь, приоткрыв рот и показав зубы. Поцокайте языком, словно лошадка, постепенно увеличивая скорость, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
    «Лошадка едет тихо». Предыдущее упражнение нужно выполнять без звука.
    «Ветерок». Улыбнитесь, приоткрыв рот. Кончик языка прикусите передними зубами и подуйте. Из уголков рта подуют две струйки воздуха. Для того чтобы проконтролировать правильное выполнение этого упражнения поднесите кусочек ваты, либо перышко.
    «Варенье». Широким передним краем языка оближите верхнюю губу сверху вниз, не двигая нижней челюстью.
    «Гул парохода». Приоткрыв рот, произнесите долгое «ы». Кончик языка должен быть опущен, а спинка, наоборот, поднята к нёбу.

    Исправление произношения буквы «л» в старшем возрасте

    Если нет неправильного прикуса и уздечка в норме, не беспокоят неврологические заболевания и не было сильных стрессов, то можете попробовать самостоятельно исправить произношение буквы «л». Не забывайте о том, что чем старше, тем сложнее. Но вся сложность будет заключаться лишь в отучении от привычки. Придется вести постоянный контроль над произношением, которое уже довелось до автоматизма.
    Работая над произношением, постоянно тренируйте мелкую моторику рук. Еще с древних пор известно, что от развития пальцев зависит все речевое развитие.

  6. Kirillador Ответить

    Инструкция
    1
    Прижмите кончик языка к верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом «лак», «лужа», «лебедь», «люстра», «ложка», «лыжи». Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука после «л», положение языка слегка меняется. При произношении слова «люстра» язык упирается уже не в зубы, а в верхнее небо. А во время произношения слова «лыжи» — в самый краешек верхних резцов. Но принцип произношения звука «л» одинаков — язык с усилием отталкивается от препятствия.
    2
    Если у вас сразу не получается сказать отчетливое «л», значит нужно заставить работать ваш язык. Для этого выполняйте следующее упражнение:
    — при произнесении звука «л» в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению.
    3
    Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:
    — «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»;
    — «Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали»;
    — «Полосатые матрасы полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала».
    4
    Возьмите кусочек текста из любого классического произведения. Читайте с выражением, обращая внимание на правильное произношение звука «л». Пусть поначалу это будет слегка утрированно, но со временем язык хорошо запомнит свое место, и вы будете говорить правильно.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *