Какая часть речи служит для связи слов в словосочетании?

10 ответов на вопрос “Какая часть речи служит для связи слов в словосочетании?”

  1. M@s*on Ответить

    Есть три вида под­чи­ни­тель­ной свя­зи в сло­во­со­че­та­нии:
    согла­со­ва­ние, управ­ле­ние и при­мы­ка­ние (СУП).
    Согласование.
    Типичные слу­чаи согла­со­ва­ния — это сло­во­со­че­та­ние из суще­стви­тель­но­го и при­ла­га­тель­но­го (кра­си­вая тет­рад­ка). Как мы пони­ма­ем, что это согла­со­ва­ние? Когда мы глав­ное сло­во изме­ня­ем по паде­жам, зави­си­мое сло­во тоже изме­ня­ет­ся (кра­си­вая тет­рад­ка, нет кра­си­вой тет­рад­ки и так далее). Оба сло­ва оди­на­ко­во меня­ют­ся по паде­жам, у них появ­ля­ют­ся окон­ча­ния, соот­вет­ству­ю­щие этим паде­жам, зна­чит они согла­су­ют­ся меж­ду собой в паде­же, чис­ле и роде.
    Управление.
    Это такая связь, при кото­рой глав­ное сло­во управ­ля­ет зави­си­мым в каком-либо паде­же. То есть у глав­но­го сло­ва нет кате­го­рии паде­жа, у зави­си­мо­го есть, и когда мы изме­ня­ем глав­ное сло­во, зави­си­мое сло­во оста­ет­ся в одном и том же паде­же. Например:
    читать кни­гу.
    Я читаю кни­гу.
    Он читал бы кни­гу.
    Читайте кни­гу!
    Глагол в раз­ных фор­мах упо­треб­ля­ем, а суще­стви­тель­ные в вини­тель­ном паде­же при нем сто­ит все­гда. Чем отли­ча­ет­ся от согла­со­ва­ния? Тем, что у глав­но­го сло­ва паде­жа нет. Иногда у глав­но­го сло­ва падеж тоже может быть. Допустим сло­во­со­че­та­ние из двух суще­стви­тель­ных тоже по типу управ­ле­ния: чте­ние кни­ги, но когда мы изме­ня­ем глав­ное сло­во, зави­си­мое вме­сте с ним не изме­ня­ет­ся по паде­жам, оно оста­ет­ся в одном и том же паде­же:
    чте­ние кни­ги,
    чте­ния кни­ги.
    Книги в роди­тель­ном паде­же как было, так и есть. Вот такое сло­во­со­че­та­ние, в кото­ром падеж зави­си­мо­го сло­ва не меня­ет­ся при изме­не­нии глав­но­го, назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем.
    Управления более раз­но­об­раз­но, чем согла­со­ва­ние. Главные сло­ва могут быть выра­же­ны раз­ны­ми частя­ми речи, но осо­бен­ность одна и та же: у зави­си­мо­го сло­ва обя­за­тель­но есть кате­го­рия паде­жа, и оно обя­за­тель­но в одном и том же паде­же упо­треб­ля­ет­ся.
    Примыкание.
    Это такая связь, при кото­рой у зави­си­мо­го сло­ва вооб­ще нет кате­го­рии паде­жа. Обычно так фор­му­ли­ру­ют: зави­си­мое сло­во явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой частью речи или неиз­ме­ня­е­мой фор­мой. Типичный при­мер: сло­во­со­че­та­ние «гла­гол + наре­чие» (бежать быст­ро, учить­ся хоро­шо).
    Наречие — дей­стви­тель­но неиз­ме­ня­е­мая часть речи (почти неиз­ме­ня­е­мая, посколь­ку сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий все-таки есть), но глав­ное, что у них нет паде­жа.
    Примыкают не толь­ко наре­чия, но и дру­гие фор­мы, кото­рые не име­ют паде­жей. Например, инфи­ни­тив гла­го­ла: иду учить­ся.
    Учиться — это гла­гол, у него мно­го раз­ных форм, соот­вет­ствен­но, часть речи это в прин­ци­пе изме­ня­е­мая, но паде­жа у него нет. Если гла­гол ока­зы­ва­ет­ся зави­си­мым сло­вом (зави­си­мым сло­вом он может быть имен­но в инфи­ни­ти­ве), то он при­мы­ка­ет, то есть никак не вза­и­мо­дей­ству­ет с дру­ги­ми сло­ва­ми по паде­жу, посколь­ку паде­жа у него про­сто нет. И так же при­мы­ка­ют любые неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, что зна­ме­на­тель­ные при­ла­га­тель­ные, что место­имен­ные при­ла­га­тель­ные.
    Три това­ри­ща. Главное сло­во в этом сло­во­со­че­та­нии — это сло­во три (имя чис­ли­тель­ное). Если мы это сло­во­со­че­та­ние будем изме­нять: три това­ри­ща, трех това­ри­щей, трем това­ри­щем. Явно наблю­да­ет­ся согла­со­ва­ние в кос­вен­ных паде­жах — чис­ли­тель­ные и суще­стви­тель­ные сто­ят в одной и той же фор­ме, и глав­ным сло­вом ста­но­вит­ся суще­стви­тель­ное. А в началь­ной фор­ме глав­ное сло­во — чис­ли­тель­ное и суще­стви­тель­ное сто­ит при нем в роди­тель­ном паде­же. А само чис­ли­тель­ное в име­ни­тель­ном. Как мы это можем понять? Составить пред­ло­же­ние с этим сло­во­со­че­та­ни­ем:
    Пришли три това­ри­ща.
    Три това­ри­ща – под­ле­жа­щее, зна­чит, глав­ное сло­во в име­ни­тель­ном паде­же, а зави­си­мое в роди­тель­ном. То есть что мы долж­ны здесь ска­зать? В име­ни­тель­ном паде­же в началь­ной фор­ме сло­во­со­че­та­ние постро­е­но по типу управ­ле­ния (чис­ли­тель­ное управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в роди­тель­ном паде­же), а в кос­вен­ных паде­жах тип свя­зи меня­ет­ся на согла­со­ва­ние, и суще­стви­тель­ное ста­но­вит­ся глав­ным сло­вом, а чис­ли­тель­ное согла­су­ет­ся с ним по паде­жу. Все сло­во­со­че­та­ния с чис­ли­тель­ны­ми име­ют такую осо­бен­ность: они меня­ют тип свя­зи при изме­не­нии сло­во­со­че­та­ния.
    А даль­ше еще хит­рее…
    Два дру­га.
    С одной сто­ро­ны это тоже самое, что и три това­ри­ща, то есть управ­ле­ние в началь­ной фор­ме. Но есть два дру­га, а есть две подру­ги. Что еще здесь про­ис­хо­дит? Частичное согла­со­ва­ние по роду. То есть полу­ча­ет­ся — это управ­ле­ние роди­тель­ным паде­жом. По паде­жу это сло­во­со­че­та­ние постро­е­но имен­но как управ­ле­ние, а по роду здесь сло­ва согла­су­ют­ся — чис­ли­тель­ное согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным. Почему так про­ис­хо­дит? Потому что вооб­ще у чис­ли­тель­ных нет кате­го­рии рода и кате­го­рии чис­ла, у них есть толь­ко кате­го­рия паде­жа. Как мы это уви­де­ли на при­ме­ре чис­ли­тель­но­го три. Но у чис­ли­тель­но­го два и чис­ли­тель­но­го один есть кате­го­рия рода. А у чис­ли­тель­но­го один еще и кате­го­рия чис­ла.
    Трое бра­тьев.
    Трое бра­тьев, тро­их бра­тьев, тро­им бра­тьям. То же самое, что и три това­ри­ща. То есть соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное ведет себя так же, как и коли­че­ствен­ное, то есть меня­ет тип свя­зи.
    Склонный пре­уве­ли­чи­вать.
    Главное сло­во здесь при­ла­га­тель­ное склон­ный, зави­си­мое — гла­гол в инфи­ни­ти­ве пре­уве­ли­чи­вать. Раз гла­гол в инфи­ни­ти­ве зави­си­мое сло­во, то он при­мы­ка­ет.
    Кто-то в тол­пе.
    Здесь глав­ное сло­во — место­име­ние кто-то, зави­си­мое сло­во это предложно-падежная фор­ма — суще­стви­тель­ное с пред­ло­гом. Когда зави­си­мое сло­во пред­став­ле­но какой-то падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го и оно не изме­ня­ет­ся вме­сте с изме­не­ни­ем глав­но­го (кто-то в тол­пе, кого-то в тол­пе, кому-то в тол­пе, в тол­пе не меня­ет­ся), зна­чит это управ­ле­ние. Управление, а не при­мы­ка­ние, пото­му что это суще­стви­тель­ное, а у суще­стви­тель­но­го есть падеж (в тол­пе – пред­лож­ный падеж).
    Сорок пять дней.
    Так же, как три това­ри­ща. Сорок пять дней, соро­ка пяти дней, соро­ка пяти дням. В началь­ной фор­ме – управ­ле­ние, то есть глав­ное сло­во здесь сорок пять, оно управ­ля­ет роди­тель­ным паде­жом сло­ва дней, а в кос­вен­ных паде­жах тип свя­зи меня­ет­ся и чис­ли­тель­ное сорок пять начи­на­ет согла­со­вать­ся с суще­стви­тель­ным день.
    Чем отли­ча­ют­ся сорок пять дней и три това­ри­ща?
    Числительные от пяти и боль­ше управ­ля­ют фор­мой роди­тель­но­го паде­жа не един­ствен­но­го чис­ла, а мно­же­ствен­но­го (три дня, но сорок пять дней).
    Директива свер­ху.
    Находим глав­ное сло­во – дирек­ти­ва, зави­си­мое сло­во – свер­ху, это наре­чие. Раз зави­си­мое сло­во – наре­чие, то оно при­мы­ка­ет. В чем необыч­ность тако­го сло­во­со­че­та­ния? В том, что обыч­но наре­чие зави­сит от гла­го­ла, от суще­стви­тель­но­го крайне ред­ко. Но вот здесь имен­но такой слу­чай. Здесь про­пу­щен гла­гол, выпол­ня­ю­щий роль связ­ки: дирек­ти­ва, направ­лен­ная свер­ху (направ­лен­ная — при­ча­стие, осо­бая фор­ма гла­го­ла).
    Пойти в кафе.
    Здесь упо­треб­ле­но нескло­ня­е­мое суще­стви­тель­ное. Окончания у него нет, но нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные все рав­но име­ют кате­го­рию паде­жа, пото­му что мы можем ему задать опре­де­лен­ный падеж­ный вопрос: пой­ти во что? Следовательно суще­стви­тель­ное упо­треб­ле­но в вини­тель­ном паде­же. И раз гла­гол зада­ет вот эту фор­му вини­тель­но­го паде­жа, то это управ­ле­ние. Глагол пой­ти управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же с пред­ло­гом – в кафе.
    Обидно до слёз.
    То же самое. Если зави­си­мое сло­во суще­стви­тель­ное, то авто­ма­ти­че­ски это управ­ле­ние.
    Далее несколь­ко сло­во­со­че­та­ний с при­тя­жа­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми. Обратите осо­бое вни­ма­ние, посколь­ку при­тя­жа­тель­ные место­име­ния могут всту­пать во все три вида свя­зи.
    Его ответ.
    Ответ чей? Его. Это место­име­ние — при­ла­га­тель­ное. Отвечает на вопрос чей? Это при­тя­жа­тель­ное место­име­ние. Его ответ, его отве­та, его отве­ту. Вроде бы при­ла­га­тель­ное, но не согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным, а засты­ло в одной и той же фор­ме. Это неиз­ме­ня­е­мая часть речи. Оно при­мы­ка­ет. Здесь нуж­но раз­гра­ни­чи­вать: нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные управ­ля­ют­ся, пото­му что у них есть падеж; неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные (и место­имен­ные, и зна­ме­на­тель­ные) при­мы­ка­ют.
    Встретить его.
    Его – здесь это не при­тя­жа­тель­ное место­име­ние его, это лич­ное место­име­ние он в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа: встре­тить кого? Значит, это управ­ле­ние.
    Свои обя­зан­но­сти.
    А здесь согла­со­ва­ние, пото­му что при­тя­жа­тель­ное место­име­ние свои согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным обя­зан­ность.
    Свои обя­зан­но­сти, своя обя­зан­ность, сво­их обя­зан­но­стей.
    Еще раз: если у при­ла­га­тель­но­го есть окон­ча­ния, если оно изме­ня­ет­ся по паде­жам, то оно согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным; а если при­ла­га­тель­ное неиз­ме­ня­е­мое, то оно при­мы­ка­ет.
    Двумя рука­ми.
    Словосочетания с чис­ли­тель­ным в кос­вен­ном паде­же. Значит, это согла­со­ва­ние. В началь­ной фор­ме управ­ле­ние, а в кос­вен­ных паде­жах это согла­со­ва­ние. Если бы было две руки, то это было бы управ­ле­ние с эле­мен­том согла­со­ва­ния по роду. А дву­мя рука­ми — это уже чистое согла­со­ва­ние.
    Одна стро­ка.
    Числительное один — это един­ствен­ное чис­ли­тель­ное, кото­рое пол­но­стью согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным. Если мы вни­ма­тель­но пона­блю­да­ем, то все осталь­ные чис­ли­тель­ные управ­ля­ют роди­тель­ным паде­жом (одна стро­ка, но две стро­ки; стро­ка – в име­ни­тель­ном паде­же, стро­ки – в роди­тель­ном паде­же).
    Тридцать тре­тий пункт.
    Это чистое согла­со­ва­ние, пото­му что трид­цать тре­тий – это чис­ли­тель­ное поряд­ко­вое, то есть это при­ла­га­тель­ное с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем. Оно ведет себя как любое дру­гое при­ла­га­тель­ное.
    Тридцать тре­тий пункт, трид­цать тре­тье­го пунк­та, трид­цать тре­тье­му пунк­ту.
    Главная аве­ню.
    Авеню – суще­стви­тель­ное нескло­ня­е­мое. Но суще­стви­тель­ные, от того что они нескло­ня­е­мые, никак не меня­ют сво­е­го син­так­си­че­ско­го пове­де­ния. Здесь сло­во аве­ню – глав­ное. Посмотрим, как оно вли­я­ет на зави­си­мое.
    Есть глав­ная аве­ню, нет глав­ной аве­ню, при­ла­га­тель­ное с ним согла­су­ет­ся. У само­го сло­ва аве­ню окон­ча­ния нет, но при­ла­га­тель­ное под­стра­и­ва­ет свое окон­ча­ние под падеж суще­стви­тель­но­го. Так что это согла­со­ва­ние.
    Красавица доч­ка.
    А вот это осо­бый вид согла­со­ва­ния меж­ду дву­мя суще­стви­тель­ны­ми. В линг­ви­сти­ке для него есть осо­бый тер­мин: аппо­зи­ция или аппо­зи­тив­ная связь. Буквально обо­зна­ча­ет при­став­ле­ние одно­го суще­стви­тель­но­го к дру­го­му. В чем его отли­чие от согла­со­ва­ния при­ла­га­тель­но­го с суще­стви­тель­ным? В том, что здесь менее чет­ко выра­же­но, какое сло­во глав­ное, а какое зави­си­мое. Но все-таки доч­ка – глав­ное, пото­му что мы можем заме­нить такое сло­во­со­че­та­ние на сло­во­со­че­та­ние с при­ла­га­тель­ным кра­си­вая доч­ка. Тем не менее это согла­со­ва­ние, пото­му что два суще­стви­тель­ных оди­на­ко­во изме­ня­ют­ся по паде­жам:
    кра­са­ви­цы доч­ки, кра­са­ви­це доч­ке, кра­са­ви­цей доч­кой.
    Пойду зани­мать­ся.
    Заниматься – инфи­ни­тив в пози­ции зави­си­мо­го сло­ва. Это при­мы­ка­ние. И как член пред­ло­же­ния – это обсто­я­тель­ство цели.
    Цвет беж.
    Тоже самое, что его ответ. Беж – это неиз­ме­ня­е­мое при­ла­га­тель­ное. Это при­мы­ка­ние.

  2. Oops Ответить

    § 2. Синтаксический разбор
    словосочетания

    Порядок разбора словосочетания
    1. Выделить словосочетание из предложения.
    2. Найти главное и зависимое слово; указать,
    какими частями речи они выражены; составить
    схему строения словосочетания.
    3. Назвать тип словосочетания по главному слову
    (глагольное, именное, наречное).
    4. Определить вид подчинительной связи
    (согласование, управление, примыкание).
    Образец письменного разбора
    И снится чудный сон Татьяне. (А. Пушкин)
    1) Чудный сон – прил. + сущ., именное, согл.;
    2) снится Татьяне – глаг. + сущ., глагольное,
    упр.
    Задание
    1. Прочитайте предложение.
    Морозна ночь, всё небо ясно;
    Светил небесных дивный хор
    Течет так тихо, так согласно… (А. Пушкин)
    Увидели ли вы эту картину на своем мысленном
    экране?
    2. В каком значении употребляется слово хор?
    Подберите синонимы к прилагательному дивный.
    3. Выделите в предложении грамматические
    основы, после этого сделайте синтаксический
    разбор всех словосочетаний.
    Задание
    В классе выполняли синтаксический разбор
    словосочетаний. Проверьте, нет ли ошибок в
    следующей работе.
    Хороводы звезд чудными узорами сплетались на
    далеком небосводе. (М. Лермонтов)
    Хороводы звезд
    – сущ. + сущ., именное, согл.;
    чудными узорами – прил. + сущ., именное,
    согл.;
    сплетались на небосводе – глаг. + сущ.,
    глагольное, упр.;
    сплетались узорами – глаг. + нар., прим.
    Задание
    1. Прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина
    “Евгений Онегин”. Пусть поработает ваше
    воображение.
    Был вечер. Небо меркло. Воды
    Струились тихо. Жук жужжал.
    Уж расходились хороводы;
    Уж за рекой, дымясь, пылал
    Огонь рыбачий. В поле чистом,
    Луны при свете серебристом
    В свои мечты погружена,
    Татьяна долго шла одна.
    2. Выпишите по три словосочетания с разными
    видами связи. Сделайте синтаксический разбор
    любых двух словосочетаний.
    3. В каком значении употреблено слово хороводы?
    А какое значение имеет это же слово у
    М.Лермонтова (см. предыдущее задание)?
    Задание
    1. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и
    распределяя в разные группы словосочетания по
    видам связи. Для словосочетаний со связью
    согласование укажите, в чем согласуются главное
    и зависимое слово.
    В зимн(е,и)м серебре, проснувшись рано, по
    утре(н,нн)ему снегу, снег почуя, кобылку бурую,
    мягко устла(н,нн)ые, веселым треском, бл(и,е)стя на
    солнце, (не)терпеливого коня, бразды пушистые,
    плетется рысью, бл(и,е)стательным ковром,
    (на)встречу северной Авроры.
    2. В каких пушкинских строчках встречаются эти
    словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия
    произведений и сами строки.
    3. В каком словосочетании по сравнению с
    пушкинским временем изменилась норма
    управления?
    4. Как называется стилистический прием, при
    котором в словосочетании или предложении
    нарушается обычный порядок слов? Приведите
    примеры.
    Задание
    1. Вспоминаем орфографию. Спишите,
    вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
    Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами.
    1) Зимн.. куртку, вьющ..ся зелень, ранн.. весной,
    прежн… подругу, в проснувш..ся лесу, о трепещущ..
    пламени, в поздн.. ночь, о моросящ.. дожде, нетающ..
    снегом…
    2) Написал на обложк.. тетрад.., присутствовать на
    открыти.. выставк.., подъехал к башн.. крепост..,
    подошел к крыльцу сторожк.., письмо из Астрахан..
    для Наталь..
    3) (По) весеннему небу, щебечут (по) весеннему,
    беспокоишься (по) прежнему, (по) прежнему пути,
    веял жаркий (по) летнему день…
    4) Коротко стриже..ые, стриже..ый мальчик, пече..ый
    картофель, пече..ый в золе, моще..ый плиткой,
    моще..ые улицы…
    2. Определите, какие слова в словосочетаниях из
    четвертого ряда являются главными, а какие
    зависимыми; укажите виды связи. С причастными
    оборотами составьте предложения.
    3. На основании этого задания сделайте вывод о
    том, какие орфографические и пунктуационные
    правила связаны с умением выделять
    словосочетания из предложения.
    § 3. Словосочетание и прогноз
    Способность смотреть вперед – замечательное
    свойство человека. Вы знаете, что для обозначения
    этой удивительной способности создан целый ряд
    слов: предвидение, предвосхищение,
    предугадывание, предчувствие, прогнозирование
    и
    др. Но чаще всего мы употребляем слово прогноз
    (вспомните выражение прогноз погоды). Так,
    читая предложение, которое начинается словом те,
    мы предугадываем, что скоро последует которые.
    Услышав слова для того, мы ожидаем чтобы.
    Подобные те, для того, там, когда дают нам
    возможность предвосхитить в какой-то степени и
    мысль, и выражающую эту мысль синтаксическую
    конструкцию. Увидев первые слова в предложении Когда
    мальчишки, бросив…
    , мы сразу же догадываемся,
    что, когда мальчишки, бросив что-то одно, занялись
    чем-то другим, произошло что-то третье. В
    некоторых случаях по уже прочитанным словам
    можно совершенно точно предсказать следующие.
    Даже маленькие дети, услышав незаконченные
    пушкинские строки: “Зимы ждала, ждала природа.
    Снег выпал только…”, безошибочно заканчивают:
    “в январе”.
    Но чаще всего мы прогнозируем формы слов и
    синтаксические конструкции. Рассмотрим, как
    работает прогноз, когда создается
    словосочетание. Для этого проанализируем
    несколько примеров.
    Возьмем словосочетание со связью согласование.
    Если в нем есть слово зеленая, то оно
    обязательно предскажет, что будет и главное
    слово, выраженное существительным в форме
    именительного падежа, единственного числа,
    женского рода, например: лампа, или кофта,
    или дыня, или букашка… А увидев слово трепещущих,
    мы тут же догадываемся, что где-то рядом появится
    существительное родительного или винительного
    падежа множественного числа: крыльев, или бабочек,
    или птиц
    Если главное слово обозначить латинской буквой
    А, а зависимое – буквой В, их
    взаимоотношения можно представить формулой А
    < — В,
    то есть зависимое слово предсказывает
    главное
    (конечно, если оно стоит первым в
    словосочетании). А предсказывает ли главное
    слово зависимое? Конечно, нет. Потому что у
    главного слова не обязательно будет зависимое,
    которое его характеризует. Значит, в связи
    согласование зависимое слово предсказывает
    главное, но не наоборот.
    А теперь рассмотрим синтаксическую связь управление.
    Здесь зависимое слово всегда предсказывает
    главное, а главное – зависимое. Проверим это.
    Переходный глагол читаю требует, чтобы при
    нем было существительное (или
    местоимение-существительное) в винительном
    падеже: читаю (что?) книгу, письмо… Точно
    так же, услышав или прочитав слово книгу, мы
    ждем глагол читаю, или дай, или купит и
    т. п. Иными словами, не может быть слуги без
    хозяина, а хозяина без слуги: зависимое слово
    предсказывает главное, и наоборот
    . Правда, в
    конкретном предложении прогноз не всегда
    сбывается. Так, при глаголе играть могут быть
    самые разные зависимые слова: играть (на чем?)
    на пианино, играть (
    с кем?) с братом, играть (во
    что?) в шахматы и т.д. Какие из этих связей,
    зависимостей, реализуются в конкретном
    предложении, мы не знаем.
    Такие же взаимоотношения существуют между
    главным и зависимым словом в словосочетаниях со
    связью примыкание. Возьмем глагол читать.
    Читать можно (как?) хорошо, бегло, вслух и
    т. п. Наречие обозначает признак действия,
    поэтому мы почти всегда ждем, что рядом с
    наречием появится глагол, который это действие
    обозначает. Однако в конкретном предложении это
    ожидание может и не сбыться. Зависимого слова
    может или вообще не оказаться, или будет только
    одно из нескольких предсказываемых.
    Теперь на основании сделанных наблюдений
    составим таблицу.

  3. Holdik Ответить

    Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
    Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик).
    От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос (‘обманывать’) — свободное словосочетание водить за руку.
    От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.
    Существует и другое понимание словосочетания — как соединения слов, связанных любым типом связи. При таком понимании говорят о сочинительных словосочетаниях (трудный, но интересный) и о главных членах предложения как о словосочетании (Он спит.) Такое понимание размывает противопоставление словосочетания и предложения и не является общепринятым, но находит отражение в комплексе 2.
    Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
    Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.
    Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).
    Зависимое слово при согласовании может быть выражено
    1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать,
    2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу,

  4. Forcefang Ответить

    Какие разновидности словесных сочетаний не относятся к словосочетаниям:
    Грамматическая основа – подлежащее и сказуемое: папа приехал, окно открыто, задача решена.
    Однородные члены предложения. Они связаны сочинительными союзами: добрый и веселый; то грустно, то смешно; не только умный, но и красивый.
    Сложное будущее время: буду читать, будем смеяться.
    Сравнительная степень: самый быстрый, менее высоко.
    Служебные части речи с самостоятельными: в течение времени, возле реки, навстречу ветру.
    Фразеологизмы. По смыслу они приравниваются к словам: вешать нос (расстраиваться), скрепя сердце (неохотно).
    Слова в словосочетании соединяются:
    по смыслу (от главного элемента задается смысловой вопрос: написать (что?) книгу, зайти (куда?) домой);
    грамматически: с помощью окончаний: курткой желтой, либо с помощью окончаний и предлогов: зацепиться за ветку.
    Чтобы лучше понять, что такое зависимое слово, посмотрим, какие встречаются смысловые отношения:
    Определительные. Называется признак предмета: фрукты (какие?) вкусные.
    Объектные. Указывается на объект действия, место, направление: приехать (к кому?) к другу, повернуть (куда?) направо.
    Обстоятельственные. Обозначается признак действия: бежать (каким образом?) быстро.

    Подчинение и его способы

    Смысловое соединение есть во всех конструкциях, а грамматическое – нет. Основные виды словосочетаний определяют по форме его составных элементов. Смотрим, изменяемые это части речи или нет, какой вид они имеют, какие средства связи слов в конструкции. Чтобы быстро определять тип соединения, нужно уметь изменять словоформы по падежам и лицам.
    Существует 3 типа грамматической связи слов в минимальных синтаксических единицах. Рассмотрим подробно каждый из них.

    Согласование

    Способ сочетания, при котором зависимое слово принимает форму главного: шляпа (какая?) красивая. Оба члена имеют одинаковые падеж, род, число.

  5. Gholbizar Ответить

    Предлог– служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении, то есть выражает зависимость су­ществительного, числительного и местоимения от других слов в сло­восочетании и предложении.
    По способу образования предлоги делятся на две группы:
    Производные
    Непроизводные
    Образованы путем перехода самостоятельных частей речи, которые утрачивают свое значе­ние и морфологические признаки
    слова, которые могут быть только предлогами
    Напротив, согласно, благодаря, после, вокруг, вслед, насчет
    в, про, по, на, с, из-за, под, в
    Напротив дома, возле озера, согласно расписа­нию, после матча
    в лесу, по берегу, про подвиг
    Частица это служебная часть речи, которая вносит в речь допол­нительные оттенки значения или служит для образования форм слова. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
    Можно выделить три разряда частиц:
    Модальные
    ли, разве, неужели вот, а вот, вон, а вон именно, как раз что за, как вряд ли, едва ли даже, же, ведь, уж, всё, всё-таки, ни, и-ка только, лишь, исключительно, почти.
    Отрицательные
    не, ни
    Формообразующие
    да, давай, давайте, пусть, пускай, бы
    Союз– связывает однородные члены предложения в простом пред­ложении или части сложного предложения.
    Союзы делятся на сочинительныеи подчинительные.
    Сочинительные союзы
    Подчинительные союзы
    Соединительные
    Противительные
    Разделительные
    и, да(=и),
    ни-ни
    не только но и
    как – так и
    тоже (=и)
    также(=и)
    А
    Но
    Да (=но)
    Зато
    Однако
    Или
    Либо
    То-то
    Не то-не то
    Когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, если, если бы, хотя, несмотря на то что, как, как будто, словно, так что, что, чтобы, который, чем, какой, кто, (и др. местоимения)

  6. Molas Ответить

    Как известно, слова объединяются в словосочетания не случайно, а по определенным законам, законам лексической сочетаемости. Но что же еще необходимо, кроме лексической сочетаемости,  для объединения слов?
    Необходима подчинительная связь. В любом словосочетании мы найдем главное и зависимое слова, причем главное «командует» зависимому, в какой форме нужно  находиться. А зависимое слово «выполняет команды» в зависимости от своих грамматических характеристик.
    Существуют следующие виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление и примыкание.  Рассмотрим подробнее каждый из этих видов связи.
    Согласование
    В самом названии заложен смысл этого вида связи: зависимое слово находится «в согласии» с главным, согласуется с ним. Это значит, что если изменяется главное слово, то вместе с ним и зависимое. Например,  (есть) замечательная ученица,  (нет) замечательной ученицы, (любуюсь) замечательной ученицей; (есть) подходящая кандидатура, (нет) подходящей кандидатуры, (любуюсь) подходящей кандидатурой. Изменилось главное слово – изменило свою форму и зависимое, приняло падежную форму своего «начальника».
    В роли главного слова в таких словосочетаниях обычно встречается существительное или похожее  слово, т.е. часть речи, которая называет предмет. А зависимыми словами являются те части речи, которые способны с существительным согласоваться в роде, числе и падеже. Это могут делать прилагательные, причастия, порядковые числительные и некоторые местоимения.
    Примеры: деревянный дом, проходящий человек, первый класс, некоторое сходство.
    Словосочетания со связью согласование обычно выражают определительные отношения.
    Управление
    И снова нам помогает название вида связи: при управлении главное слово «управляет» зависимым, т.е. требует от него определенной грамматической формы (падежной формы существительного или слова, похожего на существительное). При этом, в отличие от согласования, изменяться может только главное слово, а зависимое вместе с  ним не согласуется. Зависимое слово может находиться только в форме косвенных падежей, если падеж именительный, то это уже не управление.
    Например: управлять глаголом, управлял глаголом, будет управлять глаголом, управляете глаголом; ходить в театр, ходили бы в театр, ходят в театр, ходим в театр. Главное слово изменяется, а вот зависимое остается в своей падежной форме.
    Главным словом при таком виде связи обычно бывает глагол, но могут также быть существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия – словом, любая самостоятельная часть речи.
    Чаще всего управляют падежной формой существительного (или похожего на него слова) глаголы. Это управление может осуществляться как с помощью предлогов, так и без них.
    Примеры: заботиться о сестренке, уважать преподавателя, спасать медвежонка.
    При согласовании и примыкании предлогов мы не встретим, использование предлогов – привилегия управления.
    Другие части речи реже выступают в роли главного слова при управлении.
    Местоимения нечасто управляют падежными формами слов: кто-то из браконьеров, они с приятелем.
    Нечасто участвуют в управлении и числительные: семеро козлят, три медведя.
    Наречия уже больше распространены в роли главного слова: высоко на небесах, недалеко от колледжа, незадолго перед ЕГЭ.
    Существительные и прилагательные представлены довольно широко в данном виде подчинительной связи: бледный от болезни, здоровый до старости, похожий на отца, работа на востоке, дружба с одноклассниками.
    Зависимым словом обычно является существительное в форме косвенного падежа (не именительного) или слово, которое похоже на существительное по грамматическим характеристикам. Это может быть местоимение, числительное, прилагательное или причастие в роли существительного.
    Примеры: благодарить за него (местоимение), увидеть семерых (числительное), лечить больных (прилагательное), рассказывать учащимся (причастие).
    Примыкание
    При таком виде подчинительной связи главное слово не управляет зависимым, не требует от него определенной грамматической формы просто потому, что в роли зависимого слова выступают части речи и формы, которые вообще не изменяются: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив). А вот главным словом может быть любая самостоятельная часть речи.
    Примеры: говорить красиво (глагол), наука объяснить (существительное), экономически обоснованный (причастие), очень красивый (прилагательное), кто-то опытнее (местоимение), слишком рано (наречие), двое справа (числительное). (Главные слова выделены жирным шрифтом.)
    Как же определить вид связи в словосочетании?
    1. Попробовать изменить словосочетание по падежам. Изменяются оба слова – перед вами согласование.
    2. Словосочетание с предлогом? Если да – это наверняка управление.
    3. Посмотреть, чем выражено зависимое слово. Если неизменяемой частью речи или формой – это примыкание.
    4. Если не подошло все, что написано выше, то это точно управление.
    Всего 4 пункта – и у Вас наверняка получится определить, какой вид связи в словосочетании!
    Удачи Вам и красивого, грамотного, интересного русского языка!
    Остались вопросы? Не знаете, как определять вид связи слов в словосочетаниях?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
    Первый урок – бесплатно!
    Зарегистрироваться
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *