Какая должна быть температура в офисе по нормам?

14 ответов на вопрос “Какая должна быть температура в офисе по нормам?”

  1. Barabanus Ответить

    1. В целях защиты работающих от возможного перегревания или охлаждения, при температуре воздуха на рабочих местах выше или ниже допустимых величин, время пребывания на рабочих местах (непрерывно или суммарно за рабочую смену) должно быть ограничено величинами, указанными в табл.1 и табл.2 настоящего приложения. При этом среднесменная температура воздуха, при которой работающие находятся в течение рабочей смены на рабочих местах и местах отдыха, не должна выходить за пределы допустимых величин температуры воздуха для соответствующих категорий работ, указанных в табл.2 настоящих Санитарных правил.
    Таблица 1
    Время пребывания на рабочих местах
    при температуре воздуха выше допустимых величин
    Температура воздуха
    на рабочем месте, °С
    Время пребывания, не более
    при категориях работ, ч
    Iа-Iб
    IIа-IIб
    III
    32,5
    1


    32,0
    2


    31,5
    2,5
    1

    31,0
    3
    2

    30,5
    4
    2,5
    1
    30,0
    5
    3
    2
    29,5
    5,5
    4
    2,5
    29,0
    6
    5
    3
    28,5
    7
    5,5
    4
    28,0
    8
    6
    5
    27,5

    7
    5,5
    27,0

    8
    6
    26,5


    7
    26,0


    8
    Таблица 2
    Время пребывания на рабочих местах
    при температуре воздуха ниже допустимых величин
    Температура воздуха
    на рабочем месте, °С
    Время пребывания, не более,
    при категориях работ, ч


    IIа
    IIб
    III
    6




    1
    7




    2
    8



    1
    3
    9



    2
    4
    10


    1
    3
    5
    11


    2
    4
    6
    12

    1
    3
    5
    7
    13
    1
    2
    4
    6
    8
    14
    2
    3
    5
    7

    15
    3
    4
    6
    8

    16
    4
    5
    7


    17
    5
    6
    8


    18
    6
    7



    19
    7
    8



    20
    8




    Среднесменная температура воздуха (tв) рассчитывается по формуле:
    _ tв1 x 1 + tв2 x 2 + … + tвп x п
    tв = ———————————-, где
    8
    tв1, tв2 … tвп – температура воздуха (°С) на соответствующих участках рабочего места;
    1, 2, … п – время (ч) выполнения работы на соответствующих участках рабочего места;
    8 – продолжительность рабочей смены (ч).
    Остальные показатели микроклимата (относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, температура поверхностей, интенсивность теплового облучения) на рабочих местах должны быть в пределах допустимых величин настоящих Санитарных правил.

  2. DLEmentos Ответить

    Если вы — работник офиса, то, без сомнения, знаете, как тяжело выдавать креативные идеи, беседовать с клиентами или сводить баланс, стуча зубами от холода или задыхаясь от жары. Но далеко на всем сотрудникам известно, что существует закон, где четко прописано, какая температура и влажность должны быть на рабочем месте.
    Если работодатель упорно не желает устанавливать кондиционер, и поэтому от вас уже идет пар – идите к нему и сошлитесь на «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. СанПиН 2.2. 4.548—96», утвержденные в рамках закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятого Госдумой в 1999 году. Эти требования обязаны соблюдать все без исключения «руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности». Их пока никто не отменял и не изменял.
    По закону при восьмичасовом рабочем дне температура воздуха в офисном помещении должна составлять 23—25°С в теплое время года и 22—24°С в холодное (при относительной влажности 40—60%). Отклонение от нормы разрешено лишь на 1—2°С. Допустимое колебание температуры во время рабочего дня — не больше 3—4 °С.
    Итак, вы обязаны отсидеть на работе все положенные 8 часов, только если в кабинете не больше 28°С. С каждым лишним градусом сокращайте свой рабочий день на час: 29°С — 6 часов, 30°С — 5 и далее по убывающей. А когда жара в кабинете достигнет 32,5°С — имеете законное право удалиться уже через час.
    Если в вашем офисе слишком холодно, рабочий день тоже сокращается. При 19°С — до 7 часов, 18°С — до 6. И далее — минус один час при снижении на каждый градус. Если температуре опустится до 13°С, вам нужно будет продержаться всего час. А чтобы все было строго по закону, повесьте термометр на высоте 1 метр от пола.
    Кстати, в правилах СанПиН указана также и допустимая скорость ветра в офисе: она должна быть не больше 0,1—0,2 м/с.
    Осталось убедить начальство, что так надо. У вас получится?

  3. Царь Царя и Его Мамки Ответить

    Все необходимые сведения по поводу санитарных норм, в том числе касающихся температуры воздуха в офисе, работодатель может отыскать в СанПиН – санитарных правилах и нормах – представляющих собой особый кодекс, определяющий оптимальные здравоохранительные и гигиенические нормы для различных областей человеческой жизнедеятельности, включая трудовую занятость. СанПиН обязателен для применения, поскольку эта документация является законодательной (ст. 209 ТК РФ, ст. 212 ТК РФ).
    Перечень конкретных мер, которые необходимо предпринять работодателям для обеспечения оптимального рабочего микроклимата, приводится в тексте статьи 163 ТК РФ.
    Важно! Санитарные нормы температуры в офисе приведены в тексте СанПиНа 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», нормы которого приняты в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52.
    Читайте также статью ? “Допустимый уровень шума на рабочем месте“.

    Требования к температуре в офисе в летнее и зимнее время года

    Поскольку летом и зимой работодатель обеспечивает оптимальную температуру по-разному, требования к микроклимату также различаются. СанПиН обязывает работодателей принимать определенные меры в случае, если температурный режим установить не получается.
    Продолжительное воздействие на организм высокой температуры пагубно сказывается на здоровье сотрудников и их работоспособности. Усугубляется ситуация закрытыми окнами, большим скоплением людей, высокой влажностью воздуха, работающей оргтехникой, наличием дресс-кода на предприятии. Холодные офисы также не способствуют хорошему самочувствию и эффективной работе, тем более для сотрудников, которые не могут согреть себя движением. Для некоторых работников производств допустимо кратковременное снижение температуры вплоть до 15 С, но не для офисных служащих. Допустимый диапазон температур следующий:
    ПоказательЛетние месяцыЗимние месяцыТемпература23-25 С
    (допускается повышение до 28 С)22-24 С
    (допустимы колебания до 1-2 С или кратковременные скачки температуры на 3-4 С)Влажность40-60%–Важно! Установка кондиционера и его своевременное обслуживание является обязанностью работодателя, и собирать с сотрудников деньги (либо удерживать средства из зарплат) на климатическое оборудование недопустимо.
    Если работодатель не соблюдает санитарные нормы температуры в офисе, законодательство позволяет сотрудникам самовольно сократить свое рабочее время в зависимости от показателей термометра:
    Температура в офисеДлительность рабочего дня29 С6 часов (вместо 8)30 ССокращение на 2 часаКаждый последующий градус, превышающий нормуСокращение рабочего дня на 1 час за каждый градус сверх нормы32,5 С1 час19 С7 часов18 С6 часовКаждый последующий градус ниже нормыСокращение рабочего дня на 1 час за каждый градус ниже нормы13 С1 час

    Законодательные акты по теме «Санитарные нормы температуры в офисе»

    ст. 209 ТК РФ, ст. 212 ТК РФОб обязательности соблюдения требований СанПиНаст. 163 ТК РФО мерах обеспечения оптимального рабочего микроклиматаФедеральный закон от 30.03.1999 № 52О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

    Типичные ошибки:

    Ошибка: Работодатель установил кондиционер позади рабочего места офисного сотрудника, от которого постоянно поступают жалобы на переохлаждение.
    Комментарий: Согласно требованиям СанПиНа, скорость движения воздуха в помещении не может выходить за пределы диапазона в 0,1-0,3 м/с. Сотрудники не должны испытывать на себе поток холодного воздуха.
    Ошибка: Работодатель интересуется у сотрудников офиса, какую температуру воздуха они хотели бы установить в помещении. В итоге сотрудники самостоятельно регулируют температуру воздуха – пульт управления кондиционером является общедоступным.
    Комментарий: Работодатель обязан установить в помещении температуру, указанную в тексте СанПиНа. Нормы температурного режима, упомянутые в документе, являются результатом длительных исследований, в ходе которых устанавливались оптимальные значения температурных показателей с учетом среднестатистических потребностей человеческого организма.

    Ответы на распространенные вопросы про санитарные нормы температуры в офисе

    Вопрос №1: Влияют ли на обязанность работодателя по обеспечению должного температурного режима в офисном помещении форма собственности компании или уровень подчиненности предприятия?
    Ответ: Нет, вне зависимости от формы собственности и уровня подчиненности компании работодатель обязан обеспечить сотрудникам надлежащий микроклимат в офисе.
    Вопрос №2: Как с точностью определить температуру воздуха в офисной помещении, если у пола она ниже, чем у потолка?
    Ответ: Чтобы не возникало споров относительно температуры воздуха, закон обязывает работодателей помещать термометр на расстоянии 1 метра от пола.

  4. Evgesh@ Ответить

    Требования к температуре и влажности воздуха, освещенности офисного помещения, а иногда даже к мебели жестко регламентированы. Так, если среднесуточная температура за окном выше 10°С, в офисе должно быть по общему правилу 23-25°С, а если ниже этой границы – 22-24°С. Определено также, как сокращается рабочий день, если в помещении холоднее допустимого или наоборот, очень жарко. К примеру, если температура воздуха в офисе составляет 19°С, то находиться в нем можно не более семи часов, а если 18°С – не более шести часов и т. д. (СанПиН 2.2.4.3359-16 “Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. № 81).
    Отдельные нормы существуют для тех, кто использует в работе компьютеры. Площадь рабочего места таких сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”; утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.).
    Некоторые ситуации прямо санитарными нормами не урегулированы, но на практике встречаются регулярно. К ним относится, например, неисправность туалетов в здании. В таком случае, по мнению Роструда, работник вправе отказаться от работы, а работодатель должен до устранения проблемы предоставить ему другую работу – не угрожающую здоровью. Если же это невозможно, объявляется простой, причем работник может рассчитывать во время простоя на оплату труда в размере не менее 2/3 его средней зарплаты (ст. 157 Трудового кодекса).
    О том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.
    Сохранить и распечатать

  5. BrookLin Ответить

    Практически всю свою сознательную часть жизни человек проводит на рабочем месте. Именно по этой причине требования, которые регламентируют гигиенические требования микроклимата в тех помещениях, где трудятся люди, являются естественными. Очень важно соблюдать все эти нормы и правила в помещениях офисного типа, где человек использует преимущественно умственную деятельность. А для такого типа работы характерна относительная гиподинамия. Это приводит к тому, что негативные последствия неправильного рабочего режима ещё сильнее усугубляются.
    Законодательство предусматривает ряд законов относительно температурного режима в помещениях офисного типа, а также ответственность хозяина (работодателя) за их несоблюдение и нарушение.

    Почему так важен микроклимат и температурный режим в офисе

    Температурный режим и микроклимат очень сильно действует на работоспособность и самочувствие человека. Пониженная или повышенная температура воздуха, долговременно действующая на работающего человека не только негативно сказывается на здоровье человека, но и сильно снижает продуктивность его труда. Люди, работающие в офисных помещениях, выполняют самые разнообразные действия, большее количество из которых требует нахождения в одном определённом положении на протяжении длительного периода. В основном это малоподвижное и сидячее положение:
    Принятие решений.
    Общение с клиентами.
    Оформление бумаг.
    Работа за компьютером и прочие подобные профессии.
    Телесная малоподвижность и умственный труд не очень хорошо соседствуют с некомфортным температурным режимом воздуха в помещении офисного типа.
    Проведя множество опытов, исследователи выяснили, что даже незначительные отклонения температуры воздуха так сильно влияют на эффективность работы в офисе, что при невозможности обеспечить нужный микроклимат, имеет смысл рабочий день сократить.
    Очень важно в офисе обеспечить соответствующий температурный режим. Это является обязанностью работодателя по законодательству независимо от уровня подчинённости и формы собственности организации.

    Оптимум или комфорт

    Каждый человек, который трудится в офисе, желает осуществлять свою деятельность в условиях максимального комфорта. Но это понятие является сильно субъективным, так как привязано к личностным ощущениям каждого отдельного индивида. А эти ощущения, как известно, у каждого разные. То, что является для одного индивида отличным вариантом, для другого может быть просто неприемлемо. Именно из-за этого в нормативных актах и офисных документациях не используется такое понятие, как «комфортные условия».
    Вместо термина субъективного «комфорт» употребляется в профессиональной лексике более определённый и точный параметр «условия оптимальные». Что касается температуры воздуха оптимальной, то эта величина определяется путём сложных вычислений и физиологических исследований. При вычислении берутся во внимание среднестатистические потребности человека.
    Требования по оптимальному температурному режиму относится к законодательной области. Это зафиксировано в определённых нормативных документах.

    СанПиН на охране человеческого здоровья

    В особый кодекс Российской Федерации собраны все стандарты. Этот кодекс определяет оптимальные здравоохранительные и гигиенические нормы для разных сфер деятельности человека, в том числе и для трудовой занятости. Эти документы относятся к технической и медицинской сферам. Одновременно она является и законодательной, именно по этой причине выполнять все эти нормы необходимо.
    Расшифровывается аббревиатура СанПиН следующим образом — санитарные правила и нормы. Документ, который на рабочем месте регулирует оптимальные условия называется СанПиН 2.2.4.548-96 и звучит следующим образом: гигиенические требования к микроклимату в производственных помещениях. Эти СанПиН обеспечивает регламент охраны труда для офисных сотрудников и трудящихся на производстве. Эти СанПиН приняты в рамках закона Федерального № 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
    Соблюдение требований СанПиНа работодателем подкрепляется статьями Трудового Кодекса Российской Федерации № 209 и 212. В них речь идёт про ответственность при несоблюдении работодателем правил охраны труда и здоровья, а также о своевременно проведённых мероприятиях реабилитационного, лечебно-профилактического, санитарно-бытового и прочего подобного характера. В статье Трудового Кодекса Российской Федерации № 163 предписывает, что работодатель должен провести комплекс мероприятий для того, чтобы обеспечить оптимальный рабочий микроклимат.

    Какие меры можно предпринять

    Решением подобной проблемы могут быть следующие варианты:
    Оборудование для отдыха специального помещения.
    Перевод рабочего на другое рабочее место.
    Более ранний роспуск работающих по домам.
    Дополнительные перерывы.
    Если работодатель отказывается выполнять требования для обеспечения оптимальной работы, то его можно обвинить в двух правонарушениях одновременно.
    Нарушение санитарных норм и правил (нормы температуры в помещении не соответствуют нормативным показателям).
    Игнорирование трудового законодательства из-за того, что люди трудятся в несоответствующих условиях.
    Если начальник в этой ситуации бездействует и не соглашается сотрудникам предоставлять другое рабочее место, то время, которое он находился в неблагоприятных условиях приравнивается к смене (ежедневному рабочему дню) по продолжительности. Иными словами, можно свободно говорить о переработке сотрудника по инициативе начальника со всеми вытекающими финансовыми и юридическими последствиями.

    Сезонные требования к температуре воздуха в офисных помещениях

    В тёплый и холодный сезоны оптимальные условия температуры воздуха в помещении достигаются разными способами. Исходя из этого можно сделать вывод, что требования к микроклимату в помещении будут отличаться. Соответственно, мероприятия, которые предусмотрены СанПиНом, в том случае, если обеспечить оптимальный температурный режим невозможно или он нарушен тоже будут иметь отличия.
    Чтобы было не сильно жарко
    Для здоровья и работоспособности особенно пагубно влияет длительное пребывание в помещении, где температура воздуха сильно высокая. В рабочем закрытом помещении эти жара и духота может усугубиться большим скоплением людей, наличием офисной работающей техники и соблюдением специально введённого дресс-кода.
    Именно из-за этого были установлены законодательством оптимальные температурные значения и допустимые максимальные показатели в жаркое время года. Для офисных работников при влажности воздуха 40–60% они составляют 23–25 градусов. Допустимо повышение температуры до 28 градусов.
    Превышение температуры воздуха в офисе в летний период
    Если внутри офиса столбик термометра от оптимального отклоняется хотя бы на 2 градуса, то значительно труднее становится работать. Работодателю будет необходимо поставить в помещении для сотрудников кондиционер и обеспечить его хорошую работу, а также своевременное обслуживание.
    Если вдруг по каким-либо причинам это не делается, то сотрудник безропотно терпеть невыносимую жару не должен, ещё при этом пытаясь соответствовать всем профессиональным требованиям. СанПиН позволяют с полным основанием укоротить работнику стандартный рабочий восьмичасовой день, на который были рассчитаны следующие температурные требования:
    Нельзя на рабочем месте находиться более 60 минут, если температурный показатель превысил значение в 32,5 градусов.
    Каждый градус, который превышает значение нормы, понижает рабочий день на 60 минут.
    При температуре воздуха в помещении рабочий день необходимо сократить на 2 часа, а 29 градусов — позволяют работать вместо 8 часов – 6.
    Многие рабочие отмечают негативное влияние кондиционера на своём здоровье, которое по вреду сравнивается с духотой и жарой. По тем же требованиям СанПиНа, вместе с влажностью и температурными показателями, ограничивается скорость движения в помещении воздуха, которая должна быть в диапазоне от 0,1 до 0,3 м/с. Из этих требований СанПиНа следует, что сотрудник под струёй дующего кондиционера находится не должен.
    Холод является врагом работы
    Никакая работа не спорится в холодном помещении, особенно в офисе, когда тело согреть себя движением не может. Есть такие категории рабочих профессий, при которых на недолгое время допустимо понижение температурного режима воздуха до 15 градусов, но это не относится к тем людям, которые работают в офисе.
    Внутри офисного помещения в холодное время должен соблюдаться температурный режим в пределах от 22 до 24 градусов. Возможно колебание этих значений, но не более чем на 2 градуса. На малый период времени столбик термометра может отклоняться от допустимой нормы максимум на 4 градуса.

    Что делать, если в офисном помещении холодно

    Только в том случае, если температура воздуха не опустится ниже отметки в 20 градусов, рабочий персонал обязан на рабочем месте находиться полный рабочий день (8 часов). С каждым пониженным градусом норма рабочего времени сокращается:
    При 19 градусах допустимо сокращение рабочего дня до 7 часов.
    При 18 – 6-часовой рабочий день. С каждым последующим градусом сокращается рабочее время на 1 час.
    При температуре воздуха в 13 градусов находиться в офисе можно не более 60 минут.

  6. CrazyMegaFace Ответить

    Температура в помещении в летнее время по Трудовому кодексу не должна быть выше:
    28 градусов по Цельсию для 8 часов работы.
    30 градусов по Цельсию для 5 часов работы.
    31 градусов по Цельсию для 3 часов работы.
    32 градусов по Цельсию  для 2 часов работы.
    32,5 градусов по Цельсию для 1 часа работы.
    Работа при температуре, превышающей отметку в 32,5 градуса, считается опасной. У работодателя есть несколько способов избежать жары, а именно: установить в помещениях работы специальное оборудование(кондиционеры, вентиляторы) или уменьшить специальным приказом количество рабочих часов.
    Температура в помещении в зимнее время по Трудовому кодексу не должна опускаться ниже 20 градусов по Цельсию. Если же она не соответствует нормам, работодатель должен установить в рабочем помещении обогреватель или уменьшить количество рабочих часов. Трудовой кодекс устанавливает следующие временные нормы при пониженной температуре:
    не более 7 часов работы при 19 градусах по Цельсию.
    не более 6 часов работы при 18 градусах по Цельсию.
    не более 5 часов работы при 17 градусах по Цельсию.
    не более 4 часов работы при 16 градусах по Цельсию.
    не более 3 часов работы при 15 градусах по Цельсию.
    не более 2 часов работы при 14 градусах по Цельсию.
    не более 1 часа работы при 13 градусах по Цельсию.
    Трудовые нормы установили, что работа при температуре ниже 13 градусов по Цельсию является опасной.
    Обобщая вышеизложенные данные, можно сказать, что температура на рабочем помещении в летний период не должна превышать 28 градусов по Цельсию, а в зимний период не должна опускаться ниже 20 градусов по Цельсию.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *