Какая функция мозжечка была выявлена в этом эксперименте?

36 ответов на вопрос “Какая функция мозжечка была выявлена в этом эксперименте?”

  1. IceOneBro Ответить

    3.9.5. Изучение функций мозжечка на примере пальценосовой пробы

    Цель опыта – разъяснить, как осуществляется координация работы мышц при выполнении целенаправленного движения.
    Проведение опыта. Учитель предлагает испытуемым по команде закрыть глаза, вытянуть вперед руку, согнуть кисть в кулак, разогнуть указательный палец, а затем кончиком указательного пальца дотронуться до кончика носа.
    После того как это проделано, учитель сообщает, что в этом нехитром движении участвовало более 30 мышц и 11 костей. Все они должны были двигаться так, чтобы выполнить определенную траекторию и попасть в цель.
    Люди с недавним поражением мозжечка обычно не могут ходить. Указанное движение они выполняют только при условии, если рука опущена: определить траекторию движения с любой точки пространства они не могут. Движения их толчкообразны, совершаются с повышенным усилием и крайне неточны. Больные обычно промахиваются, так и не достигнув цели, причем при приближении к ней усиливаются колебательные движения руки, напоминающие сильное дрожание. Обычно через некоторое время после поражения наступает улучшение, так как функции мозжечка начинают выполнять другие отделы мозга.
    Вывод. Мозжечок принимает участие в координации движений. Он контролирует очередность и порядок работы нервных центров спинного мозга, управляющих мышцами, направляя их деятельность таким образом, чтобы была достигнута цель. Благодаря координационной функции мозжечка каждая группа мышц вовремя включается в работу, развивает необходимое усилие и вовремя выходит из работы.

  2. Shadrian Ответить

    Цель: ознакомление с методиками исследования функций мозжечка.
    Исследуемые функции (пробы и тесты)
    Методика исследования
    Возможные нарушения
    Результаты исследования
    Исследование статико-локомоторной атаксии
    Вертикальная поза
    А. Испытуемому предлагают занять вертикальную позу
    При мозжечковой патологии испытуемый стоит с широко расставленными ногами, нетвердо, покачивается (в сторону поражения). Может наблюдаться тенденция к падению вперед или назад.
    В норме, мышцы ног напряжены {реакция опоры), при угрозе падения в сторону нога его на этой стороне перемещается в том же направлении, а другая нога отрывается от пола {реакция прыжка).
    Б. Проба Ромберга: испытуемому предлагают поставить «пятки и носки вместе», вытянуть руки и развести пальцы. Сначала пробу проводят с открытыми, а потом с закрытыми глазами.
    Испытуемый с трудом удерживает вертикальную позу и пошатывается либо вовсе не может стоять со сдвинутыми ногами. Выключение зрения в первую очередь влияет на равновесие при сенситивной атаксии, но и при мозжечковой может частично усиливаться неустойчивость.
    Проба отрицательная. Поза стойкая без шаткоси, выполнение всех функций устойчивая
    В.Усложненная (сенсибилизированная) проба Ромберга: стопы располагаются одна впереди другой на одной линии («поза канатоходца»)
    Г.Испытуемому предлагают, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, а вторую держать на весу в одном положении.
    Поза используется для выявления минимальной неустойчивости, когда исследование в предыдущей пробе не позволяет сделать уверенное заключение.
    Нога постепенно опускается, удержать равновесие не удается.
    Походка
    А. Испытуемому предлагают пройти по прямой линии с открытыми глазами.
    Б.При хорошем выполнении первой пробы его просят пройти по прямой, приставляя пятку одной ноги к пальцам другой («ходьба канатоходца», «ходьба танцора»)
    В.Предлагают совершить шаговые движения в сторону (проверяется фланговая походка)
    Г. Испытуемому предлагают немедленно останавливаться по команде
    Д.По команде совершать повороты «налево» и «направо»
    Походка становится нетвердой, шаткой («пьяной»). При ходьбе наблюдается пошатывание, ноги испытуемые расставляют широко, чрезмерно разгибают и выбрасывают вперед, не удерживают направление ходьбы и отклоняются в сторону поражения (симптом Бабинского-Вейля)
    Особенно затруднены быстрая остановка по команде и повороты. Туловище при ходьбе избыточно выпрямляется (симптом Тома). При фланговой походке отклоняется в сторону поражения и падает (симптом Александера)
    Походка устойчивая, шаги ровные.
    Исследование динамической атаксии
    Пальце-носовая проба
    Испытуемому предлагают выпрямить и несколько отвести в сторону руку, закрыть глаза и, медленно приближая руку к лицу, попасть выпрямленным указательным пальцем в кончик носа.
    При этом выявляется интенционный тремор, нарастающий по мере приближения к носу. Из-за значительной амплитуды тремора регистрируется мимопопадание
    Имеется небольшой тремор пальца недалеко от цели движение пальца замедляется, иногда даже приостанавливается, а затем возобновляется вновь.
    Пальце-молоточковая проба
    Испытуемому предлагают указательным пальцем попадать в молоточек. При хорошем выполнении задание видоизменяют: по мере приближения пальца экспериментатор быстро и многократно меняет расположение молоточка, а больного просят «догонять» его.
    Результаты те же. Усложнение пробы позволяет обнаружить начальную патологию
    Небольшой тремор при приближении пальца к молоточку
    При пробе с закрытыми глазами наблюдается мимопопадание
    Рука согнута в локтевом суставе, кисть тыльной стороной касается плеча; испытуемому предлагают с открытыми глазами разогнутым указательным пальцем трижды попасть «от плеча» в молоточек, а затем трижды повторить это задание с закрытыми глазами.
    При пробе с закрытыми глазами наблюдается мимопопадание
    Пяточно-коленная проба
    В положении лежа на спине испытуемому предлагают (с открытыми и закрытыми глазами) поднять ногу, положить пятку на коленку и, едва, касаясь голени, провести пяткой по ее передней поверхности до стопы
    Выявляется дрожание, мимопопадание, пятка соскальзывает в стороны при проведении по голени
    Движение слегка дрожащие, но проба выполняется
    Проба на диадохокинез
    Руки согнуты в локтевых суставах, пальцы раздвинуты и слегка согнуты («кисть удерживает крупное яблоко»), затем последовательно выполняется супинация и пронация кистей («вкручивание эл. лампочки»).
    На стороне поражения движения неловкие, несинхронные, часто замедленные (адиадохокинез).
    Движение размашистые, кисти отстают
    Пробы на соразмерность движения
    Руки вытянуты вперед ладонями вверх. Пальцы раздвинуты. По команде следует быстро повернуть кисти ладонями вниз до горизонтального уровня.
    На стороне поражения кисть совершает избыточное движение (гиперметрия)-переходит границу горизонтального уровня.
    Пробы выполняются порывисто, с большим количеством лишних движений.
    Испытуемому предлагают выполнить пальце-носовую и пяточно-коленную пробы.
    При пальце-носовой пробе рука излишне далеко отводится, а при пяточно-коленной – нога избыточно высоко поднимается. Пробы выполняются порывисто, с большим количеством лишних движений.
    Испытуемый одной рукой удерживает молоточек за рукоятку, а I и II пальцами другой руки быстро и попеременно касается резинки молоточка и узкой части рукоятки (проба А.Г. Панова)
    Испытуемому предлагают взять в кисть предмет.
    На стороне поражения движения замедленны, неловки, несоразмерны (при сведении и разведении пальцев, при касании частей молоточка, более отчетливо выявляется дрожание).
    Движения выполняются
    Движения выполняются
    Проба Шильдера. Испытуемому предлагают вытянуть руки вперед и горизонтально. Затем с закрытыми глазами по команде поднимает одну руку вверх вертикально и по команде опускает до прежнего (горизонтального) уровня
    На стороне поражения несоразмерно широко раздвигаются пальцы (симптом Тома-Жументи)
    На стороне поражения рука опускается ниже горизонталь-ного уровня
    Исследование синергий
    А. Испытуемому, лежащему на спине с вытянутыми ногами и скрещенными на груди руками, предлагают сесть без помощи рук (проба Бабинского).
    На стороне поражения выявляется асинергия: при попытке сесть – приподнимается нога, так как сгибанию туловища не сопутствует напряжение мышц-разгибателей нижней конечности.
    Отсутствие содружественного сокращения х мышц (проявление асинергии) больной не может фиксировать положение своего тела
    Б. Испытуемый находится в вертикальном положении. Ему предлагается наклониться назад или его слегка толкают в грудь (проба Бабинского).
    В норме человек для удержания равновесия сгибает ноги в коленных суставах («опускает» центр тяжести). При мозжечковом поражении такая синергия отсутствует, испытуемый избыточно отклоняется, сходит с места, пытаясь удержать равновесие, падает.
    В.Стоя или сидя Испытуемый своими ладонями вытянутых рук сверху с силой надавливает на ладони врача. Затем экспериментатор внезапно убирает свои руки (проба Ожеховского).
    При асинергии испытуемый резко наклоняется вперед и может (без страховки) упасть.
    Испытуемый резко откланяется назад и (без страховки) падает.
    Другой вариант. Экспериментатор кладет свои ладони на тыл кистей вытянутых рук испытуемого, оказывает с силой на них давление, а испытуемому предлагает оказывать сопротивление. Затем экспериментатор внезапно убирает свои руки.
    Г. Испытуемый с силой сгибает предплечье, пальцы сжаты в кулак. Экспериментатор оказывает сопротивление сгибанию, пытается разогнуть предплечье, а затем внезапно прекращает противодействие (проба Стюарта-Холмса)
    На стороне поражения рука испытуемого (после прекращения противодействия ) продолжает движение по инерции и с силой (при отсутствии страховки) ударяет в грудь или лицо. В норме моментально включаются антагонисты и предотвращают удар
    Исследование мышечного тонуса
    В положении сидя со свободно свисающими голенями вызывают коленный рефлекс.
    На стороне поражения наблюдается несколько «качающихся» движений голени, вследствие мышечной гипотонии
    Слегка качающиеся движения
    Исследование поз и постуральных рефлексов
    Испытуемому с закрытыми глазами предлагают держать вытянутыми горизонтально вперед руки. Испытуемый сидит с закрытыми глазами. Предплечья располагаются на голенях, кисти супинированы, пальцы разведены.
    На стороне поражения наблюдается отклонение руки к наружи (симптом Гоффа-Шильдера). На стороне поражения происходит быстрая пронация кисти и сгибание пальцев (пальцевой феномен Б.С. Дойникова). Аналогичная реакция может наблюдаться и при пирамидном парезе.
    Легкое сгибание пальцев, постепенно
    Исследование нистагма
    Испытуемый смотрит на резинку молоточка (на палец), который медленно продвигается последовательно налево, направо, вверх, вниз и останавливается в крайних отведениях; испытуемый должен постоянно фиксировать предмет.
    При патологии выявляются ритмичные подергивания глазных яблок.
    Фиксация проходит без подёргивания глазных яблок
    Исследование речи и письма
    Во время беседы обращают внимание на особенности речи испытуемого, предлагают отвечать на вопросы, повторять предъявляемые фразы. Испытуемому предлагают писать слова (фразы), рисовать простые фигуры (круг, треугольник).
    Патология мозжечка сопряжена с замедлением речи (брадилалия), утратой плавности речи и появлением элементов взрывчатости (скандированная речь), укорочением фраз или их делением на отдельные фрагменты.
    Испытуемый испытывает затруднения, почерк становится неровным, линии ломанными и зигзагообразными, буквы крупными (мегалография).
    Речь слегка теряет плавность, при письме буквы деформированы.

  3. vanishing smile Ответить

    Normal
    0
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Ход работы
    Опыт №1
    Пальценосовая проба

    Закройте глаза. Вытяните вперед руку с выставленным
    указательным пальцем. Коснитесь указательным пальцем кончика носа.
    Проделайте то же самое с левой рукой.
    Пояснение. Чтобы
    совершить это движение
    и попасть в цель необходимо рассчитать траекторию, определить последовательность и время сокращения определенных мышечных групп, осуществляющих движение
    по заданной траектории.
    В этом движении участвуют
    33 мышцы, каждая из которых должна в определенное время
    включиться и выйти из работы.
    Ответьте на вопрос. Какая функция
    мозжечка была выявлена в этом эксперименте?
    Опыт №2 Торможение движений, возникших в силу инерции.
    Попросите
    своего товарища согнуть руку в локте и встать против вас.
    Ухватите его за предплечье около кисти, и предложите ему тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Когда
    испытуемый разовьет достаточно
    сильное напряжение, неожиданно опустите руку.
    Свои наблюдения запишите в тетрадь
    Ответьте на вопрос.
    Какая функция мозжечка была выявлена в этом эксперименте?
    Вывод:
    * Почему, когда опьяневший человек пытается сделать один
    шаг, он нередко делает по инерции несколько шагов в
    том же направлении

  4. Anayarin Ответить

    3.9.6. Изучение функций мозжечка на примере устранения лишних движений, возникающих в силу инерции

    Организму постоянно приходится встречаться с внешними сопротивлениями, с силами инерции и другими внешними воздействиями. Работа мозжечка позволяет организму действовать с учетом этих сил. В частности, с его участием устраняются движения, продолжающиеся в силу инерции.
    Проведение опыта. К доске вызывают испытуемого, захватывают его согнутую в локте руку за предплечье и предлагают, преодолевая сопротивление экспериментатора, тянуть руку на себя. В какой-то момент экспериментатор отпускает руку испытуемого, и она движется по инерции. Тормозные рефлексы мозжечка заключаются в том, что рука и корпус испытуемого после небольшого рывка назад останавливаются. Движение, возникшее в результате инерции, устраняется (рис. 43).
    Вывод. Центры мозжечка способны затормаживать случайные движения, возникшие в силу инерции.
    Вопрос. Почему люди в состоянии сильного опьянения, сделав шаг, не могут остановиться и продолжают двигаться по инерции? (Выведенные из нормального состояния в результате алкогольного наркоза центры мозжечка не обеспечивают торможение движений, возникающих в силу инерции.)

  5. Nilaath Ответить

    Открытый урок по биологии
    «Строение и функции головного мозга»
    Цели:
    Образовательная
    Изучить строение и функции головного мозга.
    Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.
    Развивающая:
    продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.
    Воспитательная:
    воспитывать точность и четкость при ответе, умение наблюдать окружающий мир.
    Оборудование:
    таблица “Строение головного мозга”,
    Ход урока
    1. Организационный момент
    Здравствуйте! Наш сегодняшний урок хотелось бы начать со следующих строчек:
    Тайны сознанья, загадки природы
    Людей волновали, манили всегда
    Разум и воля сподвигли народы
    Исследовать космос, ваять города.
    Поведенье, сознанье, воля, рефлексы
    Все изучают в науке врачи
    Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,
    Центральной нервной системы ключи.
    На протяжении уже нескольких уроков мы с вами изучаем нервную систему человека. Сегодня на уроке мы должны разобрать строение и функции головного мозга, будем делать практическую работу, изучать роль продолговатого, среднего промежуточного мозга и мозжечка в формировании условных рефлексов.
    2. Опрос домашнего задания
    Но прежде давайте проверим домашнее задание. Итак первый ряд будет работать в тетрадях с печатной основой. Открываем стр. 28, раб. 157, задание 1 и стр. 29, раб. 158 ( записаны на доске). На доске схему рефлекторной дуги напишет……………… Остальные работаем по вопросам
    назовите отделы нервной системы человека. (цнс и перефирическая)
    что относиться к цнс (спиной и головной мозг)
    какие функции выполняет спинной мозг (рефлекторную и проводящую)
    Где расположен спинной мозг? Какое значение имеет спинно-мозговая жидкость?
    Чем образовано белое вещество спинного мозга? А чем серое?
    В чем заключается проводящая функция спинного мозга? (восходящие пути и нисходящие пути)
    3. Объяснение нового материала
    В мире людьми создано множество различных машин: от машинки парикмахера, кончая сложными роботами, и компьютерами. Сидит за пультом оператор, следит за показаниями приборов и знай себе – на кнопки нажимает, а машина команды выполняет. На есть машина более сложная и совершенная, в ней нет кнопок и ей не нужен оператор, ибо она сама управляет собой, и в отличие от компьютера в ней заключена способность творить. Машина эта- головной мозг. Человек издавна стремился проникнуть в тайны человеческого мозга. Понять его роль и значение в жизни. Сегодня и мы попытаемся проникнуть в тайны мозга.
    Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен с.м., парализовано тело и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом.
    -Как вы думаете, почему, у человека сохраняется сознание, мышление, а также работают внутренние органы, хотя у него «выключен» с.м.?
    – Что вам известно о головном мозге?
    Итак, запишем тему сегодняшнего урока- Строение и функции головного мозга
    Местоположение, размеры головного мозга: головной мозг располагается в черепе (показ черепа) человека и имеет сложную форму. Он, как и с.м., покрыт тремя оболочками.
    – Вспомним, какими?
    Внутри мозга находятся желудочки и от него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Головной мозг, как и с.м., образован белым и серым веществом.
    Белое вещество образует проводящие пути, которые связывают г.м. и с.м., а также части г.м. м.у. собой. Серое в виде ядер внутри белого и кору, покрывающие мозжечок и полушария.
    Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.
    – Можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?
    Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?
    Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, Павлов -1653, Менделеев-1571,а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Самый тяжелый мозг из всех изученных оказался у человека больного идиотизмом -2850 г.
    -Выскажите ваше мнение. (Человеческий мозг – это сложный орган способный воспринимать и обрабатывать огромный объем информации.)
    Однако есть и предел массы г.м., ниже которого умственные способности резко падают. Для взрослого мужчины она равна 1000г, а для взрослой женщины-900г.
    Головной мозг состоит из 3 частей: Передний мозг, средний мозг, задний мозг, которые делятся на 5 отделов: большие полушария головного мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок и варолиев мост. Начертим в тетради таблицу

    Посмотрите на таблицу, где располагаются эти отделы. Рассмотрим подробнее каждый из них.
    2. Составление схемы: «Отделы головного мозга».
    Учитель. Вам необходимо узнать, какое значение имеет каждый из отделов заднего мозга и средний мозг и в ходе изучения заполнить таблицу: «Функции отделов головного мозга».
    Таблицу раздаем напечатанную на листочке.
    «Функции отделов головного мозга».
    Название отдела головного мозга
    Функции
    Продолговатый мозг
    Мост
    Мозжечок
    Средний мозг
    Строение продолговатого мозга /демонстрация таблицы/
    Продолговатый мозг по строению и функциям сходен со спинным мозгом. Проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы
    Проведём эксперимент.  Выявление  в ходе экспериментальной работы функций продолговатого мозга.
    Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?
    /Необходимость раздражителя для проявления глотательного рефлекса (не удаётся сделать глотательное движение несколько раз подряд: нет раздражителя – слюны)/.
    Ответьте на вопросы:
    Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
    Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы? (Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы)
    Вывод:  Функции продолговатого мозга
    1. Рефлекторная функция. Содержит:  Центры защитных рефлексов: а) мигательного; б) рвотного; в) кашля и чихания; Центры дыхательной системы: а) центры вдоха и выдоха;  Центры пищеварительной системы: а) слюноотделения; б) глотания;  в) отделения желудочного сока. Ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внутренние органы.2. Проводящая функция.
    Следующий отдел Варолиев мост. Функции: Находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через него в кору проходят слуховые пути, а также восходящие и нисходящие нервные пути от продолговатого к переднему мозгу и обратно.
    Рассмотрим мозжечок. Располагается кзади от моста и от верхней части продолговатого мозга, заполняя большую часть задней черепной ямки. Принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, мы можем при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.
    Опыт 2. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».
    Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это? Попробуйте пару раз присесть и встать и опять коснитесь пальцем кончика носа.
    Ответьте на вопросы:
    Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосовой  пробы?
    Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?
    Вывод: Функции мозжечка:1. Регуляция и  координация движений. 2. Обеспечение  поддержания позы тела.
    Следующий отдел Средний мозг – Находится под промежуточным мозгом, нижней границей его поверхности является передний край моста. Средний мозг участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света.
    Опыт 3 Выявление в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга
    Учитель дает задание ученикам, предлагает прочитать текст (стр. 190 учебника отделы головного мозга). Как только они приступили к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?
    Из личных наблюдений всем известно, что, услышав сильный неожиданный звук, человек моментально вздрагивает, вскакивает. Вдруг вы ослеплены неожиданно ярким светом. Еще не сообразив, в чем дело, плотно закрыли глаза. Это примеры «старт рефлексов». Их центры замыкаются в среднем мозге. Рефлексы настораживания позволяют организму мгновенно включаться в действие, требующее быстроты и внезапности ответа. Если человек ожидает подобных раздражений, то рефлекс на некоторое время задерживается. Средний мозг реагирует на появление нового объекта, вызывая повороты глаз и головы, независимо от того, с какой стороны появился новый объект.
    Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?
    Вывод: Функции среднего мозга: 1. Содержит центры: а) обеспечение чёткости зрения и слуха; б) ориентировочного рефлекса на свет и звуки.2. Содержит ядра, регулирующие мышечный тонус (устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге, изменении позы). 3. Проходят нервные пути.
    4.Закрепление нового материала:
    1) Назовите отделы головного мозга и покажите их по таблице.
    2) Вы познакомились со строением отделов заднего мозга и средним мозгом.
    Проверим, как вы усвоили тему.
    -Что поражено, если у человека неуверенная шатающаяся походка? (Мозжечок).
    -Почему наступила мгновенная смерть при травме головы с повреждением продолговатого мозга? (Там находятся все жизненно важные центры – дыхания, кровообращения и т.д.).
    Учитель называет функцию, учащиеся должны определить отдел головного мозга:
    а) осуществляет координацию движений;
    б) в этом отделе находятся центры рефлексов кашля, чихания;
    в) в этом отделе находятся центры ориентировочного рефлекса;
    г) регулирует мышечный тонус;
    д) в этом отделе находятся центры движения глазных яблок, мимики;
    е) в этом отделе находятся жизненно важные центры;
    ж) через этот отдел проходят слуховые пути;
    з) поддерживает устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге.
    5. Домашнее задание
    Приложение №1
    Опыты ученых.
    Еще в XIX в. в продолговатом мозге был открыт так называемый узел жизни. Укол в области этого узла у кролика вызывал остановку дыхания и смерть.
    Подобные опыты провели и на лягушке. У нее после подобного укола прекращались движения, но через некоторое время она начинала дышать, отвечать на раздражения лапок, а потом переворачивалась со спины на живот. Как же объяснить различную реакцию животных на укол в продолговатый мозг? Новые опыты помогли ответить на этот вопрос. После укола в продолговатый мозг кролику сделали искусственное дыхание, и он ожил.
    В продолговатом мозге нет никакого особого узла жизни. Укол просто вызывает глубокий шок, тяжелую нервную реакцию, расстройство многих функций организма. В том месте, где делали укол, вообще нет нервных клеток, а проходят нервные волокна. Удар по ним вызывает сильное нервное возбуждение и временный паралич животного.
    Типичное нарушение движений у пьяного  показатель алкогольного отравления мозжечка и на рушения его функций. При заболевании мозжечка, так же как и под влиянием алкоголя, человек не ощущает неровности спуска и подъема, «не чувствует почвы под ногами», не владеет своими ногами: походка неровная, ноги выбрасываются, движения теряют плавность.
    Отдел мозга
    Функции
    продолговатый
    Рефлекторные: жевание, рвота, кашель, сосания, моргания, слюноотделения, чихание, вдоха и выдоха, жевания. Участвует в регуляции многих внутренних органов, например сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ.
    мост
    В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через мост проходят в кору слуховые пути.
    мозжечок
    Осуществляет координацию движений, затормаживает движения, возникающие по инерции
    средний мозг
    Центры зрительных и слуховых рефлексов, управляет различными бессознательными движениями. Тонический рефлекс (тонус мышц) и ориентировочный
    Большое значение для работы мозга  имеет обильное кровоснабжение, кровь приносит кислород и питательные вещества. Ухудшение кровоснабжения приводит к значительным нарушениям в работе мозга и даже ослаблению психических функций. При избыточном или нерациональном питании, при курении в стенках кровеносных сосудов наступают изменения. Они теряют эластичность, становятся хрупкими по причине отложения солей в стенках сосудов мозга, их просвет становится узким. Вследствие этого у них повышается давление. Резкие приступы, связанные с повышением давления могут привести к осложнениям. Наиболее грозным из них является инсульт – мозговой удар. При инсульте кровоснабжение мозга резко нарушается, у человека появляется сильная головная боль, рвота, потеря речи и чувствительности, расстройство  сознания, могут бать параличи.
    Несмотря на наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться. Первое место среди травм занимают сотрясения, второе – ушиб мозга. При сотрясении мозга имеет место отек, приводящий к сдавливанию век и ослаблению венозного оттока, оттока жидкости и повышению внутри черепного давления.
    При ушибе на фоне общемозговых симптомов (кома, головная боль, головокружение тошнота, рвота), характерных, при сотрясении мозга, возникают поражения определенный части мозга. Ткань мозга  поражается в области непосредственного воздействия травмирующего фактора. Может возникнуть размозжения ткани мозга. Итак, какие выводы можно сделать.
    Экстремальные виды спорта, к которым стремятся подростки, на асфальтовых покрытиях – скейтборд, ролики. Мото- и велоспорт все они чреваты травмами и падением. Поэтому разумнее заниматься в шлемах и под контролем взрослых.
    Приложение № 2
    Вариант №1
    1. Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:
    а) меньше 950 г; б) 950-1100 г; в) 1100-2000 г.
    2. Головной мозг человека состоит из:
    а) ствола и полушарий большого мозга; б) мозжечка и полушарий большого мозга; в) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.
    3. Продолговатый мозг является продолжением:
    а) среднего мозга; б) спинного мозга; в) промежуточного мозга.
    4. В каком отделе головного мозга находятся центры, которые влияют на величину зрачка, кривизну хрусталика:
    а) в мосте; б) в среднем мозге; в) в продолговатом мозге.
    Вариант №2
    1. В головном мозге полушария и кору имеют:
    а) средний мозг и полушария большого мозга; б) мозжечок и промежуточный мозг; в) полушария большого мозга и мозжечок.
    2. Зависят ли умственные способности взрослого человека от массы головного мозга:
    а) да; б) нет.
    3. В каком отделе головного мозга находятся центры, которые вызывают рвотную реакцию:
    а) в мосте; б) в среднем мозге; в) в продолговатом мозге.
    4. Кора мозжечка образована:
    а) серым веществом; б) белым веществом; в) полушариями.

  6. Подруга Бога=) Ответить

    ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС
    РАБОТА 7
    (проводится в парах)
    Тема.Продолговатый мозг.
    Цель работы:познакомиться с функциями продолгова­того мозга.
    Объект исследования:человек.
    Материалы и оборудование:десертная ложка, спирт, карандаш.
    Вариант I
    Ход работы
    Чистой ложкой экспериментатор прикасается к задней поверхности языка. Непроизвольно возникает глотатель­ный рефлекс.
    Вариант II
    Ход работы
    Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Когда у него во рту слюны не останется, глота­тельный рефлекс проявляться не будет.
    Вариант III
    Ход работы
    Испытуемый делает два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается.
    Форма отчетности
    Ответьте на вопросы: Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах? Какие еще функции этого отдела головного мозга вам знакомы? По­чему детям нельзя давать для игры мелкие предметы (пуговицы, шарики, гайки)?
    РАБОТА 8
    (проводится в группе)
    Тема.Средний мозг.
    Цель работы:познакомиться с функциями среднего мозга.
    Объект исследования:человек.
    Материалы и оборудование:карандаш, настольная лампа.
    Ход работы
    Вариант I
    Экспериментатор предлагает испытуемым сложные за­дания (прочитать небольшой текст). Как только все испы­туемые приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. В этот момент боль­шинство испытуемых прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука (ориентировочный реф­лекс).
    Вариант II
    Испытуемый смотрит на зажженную настольную лам­пу. Виден один источник света. Теперь он осторожно надавливает рукой на одно из глазных яблок и вновь смот­рит на источник света. Предмет начинает двоиться, видны две лампочки. Это произошло оттого, что была нарушена правильная установка глаз, созданная средним мозгом.
    Вариант III
    Испытуемый по просьбе экспериментатора принимает неустойчивую позу, поставив левую ногу перед правой так, чтобы ступни образовали одну прямую линию (носок правой ноги должен касаться пятки левой). Глаза у испытуемого должны быть закрыты. Через некоторое время (15-20 с) экспериментатор легонько толкает испы­туемого. Толчок вызывает отклонение корпуса и смеще­ние центра тяжести. Испытуемый либо отставляет ногу в сторону, либо начинает балансировать руками, добива­ясь при этом восстановления равновесия. Этот безуслов­ный рефлекс осуществляется средним мозгом с участием мозжечка.

  7. Keragas Ответить

    Решение. Правило САС. В чем разница между этими животными? На филогенетической лестнице ниже всех находятся рыбы. У них мозжечок в основном связан с осуществлением вестибулярных рефлексов. Поэтому при удалении мозжечка у рыбы нарушается равновесие, при плавании она легко переворачивается на бок или на спину. У птиц мозжечок имеет уже обширные связи со спинным мозгом. При удалении мозжечка у них нарушается не только поддержание равновесия, но и регуляция тонической деятельности скелетной мускулатуры, в которой важную роль играет спинной мозг. Нарушается полет. Наконец, у обезьян и других млекопитающих, у которых важную роль играют связи мозжечка с корой, дополнительно происходят изменения и произвольных движений. Они теряют точность, становятся неуклюжими, размашистыми (например, при ходьбе).
    305. При мозжечковых нарушениях среди других симптомов развивается атония нарушение поддержания нормального мышечного тонуса и астения быстрая утомляемость. Однако при этом не нарушаются биохимические процессы в самих мышцах. В таком случае чем можно объяснить астению?
    Решение. Правило АСФ. В каких условиях возникает утомление мыши? (Вспомним, что ответ вначале нужно давать на макроуровне, не затрагивая химические и физические механизмы рассматриваемого явления). Или когда мышца испытывает недостаток энергии, или если энергия тратится непроизводительно. Теперь построим систему «нарушение функций мозжечка». Один из главных элементов – нарушение нормального мышечного тонуса и координации движений. Поэтому, чтобы осуществить даже простое движение, приходится выполнить целую серию вспомогательных сокращений мышц, прежде чем будет достигнут нужный результат. Эти излишние движения, которые постоянно возникают, и приводят к астении.
    Задачи для самоконтроля
    306. От конькобежца при беге на повороте дорожки стадиона требуется особо четкая работа ног. Имеет ли в этой ситуации значение, в каком положении находится голова спортсмена?
    307. Перед Вами два животных – бульварное и мезэнцефальное. Можно ли различить их по внешнему виду?
    308. Кошка размещена в вертикальном положении вниз головой. Как и почему изменится тонус мышц передних конечностей?
    309. Укачивание («морская болезнь») возникает при раздражении вестибулярного аппарата. Мы знаем, что вестибулярные ядра влияют на перераспределение мышечного тонуса. Морская же болезнь имеет другие симптомы (тошнота, головокружение и т. п.). Чем же объясняется возникновение укачивания?
    310. При нарушении функций черной субстанции возникает паркинсонизм – дрожание кистей и головы, акинезия, ригидность. Это связано с нарушением выделения дофамина, за счет которого осуществляется взаимодействие черной субстанции с полосатым телом. Нарушение этого взаимодействия и приводит к ряду двигательных расстройств. Предложите способ лечения этой болезни.
    Примечание.Дофамин не проходит через гематоэнцефалический барьер.
    311. На собаке ставят неповреждающий эксперимент в лаборатории. Доставку животных в лабораторию и из нее производят лифтом. Имеются два фотоснимка стоящей собаки, сделанных в момент начала движения лифта и в момент его остановки. Какая дополнительная информация о фотоснимках нужна для того чтобы определить, когда фотографировали собаку – до или после эксперимента?
    312. Имеются ли дополнительные эфферентные пути (помимо тех, которые начинаются от лабиринтных рецепторов и рецепторов шейных мышц), участвующие в выпрямительных рефлексах?
    313. Перед мордой кошки водят кусочком мяса вверх – вниз. Что будет при этом показывать ЭМГ мышц передних и задних конечностей?
    314. У двух пар животных, в каждую из которых входили щенок и взрослая собака, в эксперименте производили удаление мозжечка.
    В первой паре удаление осуществляли одномоментно, во второй паре постепенно путем многократных повторных операций в течение длительного времени. У какого из четверых животных двигательные расстройства после разрушения мозжечка будут выражены в наименьшей степени вплоть до полного их отсутствия? Почему?
    315. Весь мозжечок работает по существу как аппарат торможения. Клетки Пуркинье тормозят ядра мозжечка и некоторые другие нейронные структуры. Звездчатые и корзинчатые клетки тормозят клетки Пуркинье. Каким образом в таком случае мозжечок управляет тонусом скелетной мускулатуры, который может и усиливаться, и ослабляться?

  8. LoRd # Ответить

    Мозжечок представляет собой образование, расположенное позади больших полушарий мозга над продолговатым мозгом и варолиевым мостом. Он участвует в координации всех сложных двигательных актов организма, включая и произвольные движения.
    Мозжечок включает в себя среднюю часть – червячок, по бокам которого расположены два полушария и две небольшие боковые доли. Верхняя поверхность полушарий мозжечка представляет собой серое вещество- это кора мозжечка. В сером веществе различают три слоя: поверхностный, или молекулярный; слой клеток Пуркинье и внутренний слой – гранулярный. В белом веществе мозжечка находятся отдельные скопления серого вещества – ядра мозжечка. В каждом полушарии имеется по три ядра: зубчатое, пробковидное и шаровидное.
    Связь мозжечка с другими отделами ЦНС осуществляется посредством большого количества нервных волокон, образующих толстые пучки: нижние, средние и верхние ножки мозжечка. Через нижние ножки проходят пучки Флексига и волокна находящихся в продолговатом мозге ядер пучков Голля и Бурдаха, а также пучки от вестибулярного ядра. Через средние ножки к мозжечку поступают импульсы от коры больших полушарий; через верхние ножки вступают пучки Говерса и волокна, идущие от переднего четверохолмия.
    Эфферентные волокна, идущие от мозжечка, начинаются в его центральных ядрах. Они проходят через верхние ножки мозжечка и заканчиваются с перекрестом в красном ядре среднего мозга, в ядрах таламуса и гипоталамуса, в ретикулярной формации ствола мозга, в подкорковых ядрах и в продолговатом мозге.
    Таким образом, мозжечок связан афферентными и эфферентными волокнами со всеми отделами ЦНС.
    Мозжечок одна из структур головного мозга принимающая участие в координации и регуляции произвольных и непроизвольных движений, вегетативных и поведенческих функций. Он играет важную роль как сравнивающее устройство, когда в двигательной зоне коры принимается решение о каком-либо движении. В мозжечок направляется информация о природе и ожидаемых результатах этого движения, она там хранится и сличается. Мозжечок играет важную роль в осуществлении баллистических движений – игра на фортепьяно, бросание мяча в цель, прыжок через препятствие, речь. Наиболее широко используемым подходом для анализа функций мозжечка явился метод его удаления (экстирпации). Первые такие опыты были проведены еще в конце 19 века итальянским ученым Лючиани. Удаление или поражение мозжечка вызывает расстройство статических и статокинетических рефлексов. Это указывает на то, что влияние мозжечка распространяется на тонические рефлексы положения тела и установочные рефлексы, осуществляемые центрами ствола мозга, а также на моторную зону коры больших полушарий и связанные с ней нервные центры. При этом наблюдаются нарушения функций мозжечка.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *