Какая личность перед нами в повести шинель?

7 ответов на вопрос “Какая личность перед нами в повести шинель?”

  1. Vllad. Ответить

    Акакий Акакиевич Башмачкин
    Имя
    Имя Акакий с греч. означает «незлобливый». Повествователь с иронией рассуждает о фамилии героя: она «когда-то произошла от башмака», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс -к- указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует.
    Символична ситуация с выбором имени новорожденному Башмачкину. Это своеобразная игра артикуляции
    Чин
    «Титулярный советник» – чин IX класса. Башмачкин – мелкий бедный чиновник
    Типичность героя
    Герой типичен для своего времени: «В одном департаменте служил один чиновник». Его смерть ничего не меняет: «На другой день уже на его месте сидел новый чиновник».
    «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было»
    Внешность
    «Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным»
    Речь
    Башмачкин «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения», «имел обыкновение совсем не оканчивать фразы». Речь героя свидетельствует о его интеллектуальной и духовной
    неразвитости
    Способности
    Может только переписывать слово в слово, находит невероятно трудным «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения»
    Отношение к работе
    Живет исключительно службой: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки». «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью»
    Житийные черты
    – отказ от житейских соблазнов: «не предавался никакому развлечению»;
    – смирение и безропотность: «умел быть довольным своим жребием», «отличался всегда тихостью голоса»;
    – выносливость к лишениям: «приучился голодать по вечерам»;
    – прилежание в труде: «он служил с любовью»;
    – уединение, внутренняя сосредоточенность на своей жизненной цели и т. д.
    Герой переживает мученичество и лишения. После его смерти происходят чудеса (один
    значительный чиновник в этом мире становится добрее). Жизнь героя часто соотносят с «Житием святого Акакия Синайского»
    Смерть
    Перед смертью герой оказывается способным на бунт: «сквернохульничал, произнося самые страшные слова», «слова эти следовали непосредственно за слогом “ваше превосходительство”»
    «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное,
    никому не дорогое, ни для кого не интересное». Герой одинок в мире
    После смерти душа Акакия Акакиевича не находит покоя, пока не восстанавливает справедливость
    Акакий Акакиевич – тип «маленького человека», один из центральных в литературе 40-х гг. ХIХ в.
    Гоголь продолжает пушкинские традиции (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника») в изображении героя бедного, но способного на любовь, сострадание, самоотречение. Он в конфликте с бездушным миром, который отнимает то, что составляет смысл жизни (шинель)

  2. nsergei Ответить

    Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: “Бедная Лиза”, “Станционный смотритель”, “Шинель” и “Бедные люди” — они раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.
    Почему же Достоевский выделяет Гоголя, как первого, открывшего читателям мир “маленького человека”? Вероятно, потому, что в его повести “Шинель” Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем, все же остальные действующие лица создают фон.
    Повесть “Шинель” — одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает перед нами как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ “маленького человека” со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает Другой жизни. А когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?
    “Маленькому человеку” не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. “Душа” Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.
    Гоголь показал не только жизнь “маленького человека”, но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот “бунт” робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

  3. whitcarcar Ответить

    Какова главная тема повести “Шинель”?
    В “Шинели” Гоголя поднимается тема “маленького человека”, личность которого подавлена обществом. На первый план выносится убогость единственной мечты главного героя – купить шинель. Ради неё он не спит ночами, отказывает себе во всём. Но общество безжалостно к “маленькому человеку”, он ничего не стоит. Шинель крадут, ему не добиться правды, и с горя Башмачкин умирает.
    Как подчеркивается типичность героя и ситуации?
    Акакий Акакиевич Башмачкин – типичный чиновник, каких тысячи. В повести для его описания используются такие выражения, как “служил в одном департаменте”, “когда и в какое время он поступил в департамент, этого никто не мог припомнить”, “один чиновник”. Кроме того, имя героя Акакий Акакиевич Башмачник звучит как насмешка, как будто говоря нам, что это случайно подобранные друг к другу имя и фамилия. Эти приемы подчеркивают, что в Башмачкине не было совсем ничего примечательного и совсем не важно, какой это был департамент, чем он там занимался. Подчеркивая эту серость, типичность, Гоголь в конце повести добавляет, что смерть Башмачкина ничего не изменила, а его место просто занял другой человек.
    Какая личность перед нами?
    Башмачкин – униженный и подавленный обществом человек. При этом, он как будто не замечает этого, и его устраивает его место в департаменте. Он благоговеет перед “важными” особами, даже видя их имена на документах. Его личности, его собственного “я” как будто не существует, его интересы узки и убоги. Башмачник очень простой человек, до примитива. Говорить он не умеет, и самое большее, на что способен – переписывать собственные мысли. Башмачкин – несчастный человек, но по причине узости своих взглядов он не может осознать этого и что-либо изменить в своей жизни.
    Чем стало для него приобретение Шинели?
    Покупка Шинели для Башмачкина – осуществление мечты. Он шёл к ней долгое время, отказывал себе во всем. Это приобретение стало смыслом его жизни, потеряв который Башмачкин просто умер.
    В чём особая драма жизни ситуации с кражей Шинели?
    Драма с кражей Шинели заключается в том, что для общества в целом это событие не имело никакой значимости. Еще одна кража, только и всего, тем более, какой-то шинели. Для Башмачкина же эта шинель была не просто шинелью, а мечтой, смыслом жизни, и кража её – это разбитая мечта, сломанная жизнь. Таким образом, Гоголь показывает трагедию “маленького человека” в обществе, где ни он сам, ни его мечты не имеют никакого значения и никак не влияют на ход событий.
    С какой целью вводится фантастический финал?
    Фантастический финал вводится Гоголем, чтобы восстановить справедливость. После смерти героя призрак Башмачника срывает шинели с богатых людей, что в своём роде является возмездием несчастного Башмачника за его неудавшуюся жизнь. В реальном мире Башмачкину не удалось отстоять свои права, и вряд ли удалось бы любому “маленькому человеку”, но иногда в ход событий вмешиваются третьи силы или обстоятельства, и у Гоголя эту роль выполнил призрак.
    Какой тип “маленького человека” воплотился в Башмачкине?
    Чиновника, фанатично преданного своему делу. Для такого человека не существует жизни вне его занятия, он предан ему, прикреплен к нему настолько, что не умеет справляться с ситуациями нестандартными. Башмачкин – переписчик бумаг, и он не просто любит свою работу, он относится к ней с благоговением, чуть не молится на буквы и имена “важных” людей на документах. Но стоило ему сделать что-то, что не вписывалось в его привычную повседневность – купить шинель и выйти в свет, он не выдерживает испытания. Шинель крадут, и Башмачкин не может справиться с ситуацией, с горем, и умирает.

  4. warlocov Ответить

    Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, — сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.
    Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, — бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает внешность главного героя повести: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”.
    Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. “И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, — пишет Гоголь. — В нем слышалось что-то… преклоняющее на жалость…”
    Повествование в “Шинели” построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, редко отдает прачке белье. “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели”, — пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.
    И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”, — пишет Гоголь.
    Подчеркивая типичность судьбы “маленького человека”, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.
    Повесть “Шинель”, несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью призрак встретил “значительное лицо” и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям. Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе “маленького человека”. Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” другие слова: “Я брат твой”.

  5. lirlik Ответить

    Образ “значительного лица” и его роль в повести “Шинель”. Возмездие за грехи получает не только переписчик канцелярских бумаг Башмачкин, но и “значительное лицо”. “Значительное лицо” – важный образ повести, ведь именно отношение высокого начальника к Акакию Акакиевичу и послужило причиной смерти последнего. Характерно, что чиновник подхватывает простуду не той морозной ночью, когда у него украли шинель, и ему приходится раздетому возвращаться домой. Герой простужается и заболевает только через несколько дней, возвращаясь от генерала после “распекания”.
    Образ “значительного лица” имеет несколько прототипов. Первый – начальник Гоголя по службе В. И. Панаев, управляющий канцелярией Министерства Императорского двора и начальник второго отделения Департамента уделов, где Н. В. Гоголь в 1830-1831 годах служил канцелярским чиновником и помощником столоначальника. Исследователи считают прототипом “значительного лица” и Николая I, находя у гоголевского героя некоторые общие черты с русским царем (богатырская наружность, мужественный вид, привычка репетировать речи перед зеркалом) . Гоголь подчеркивает, насколько генеральский чин исказил характер “значительного лица”: “он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив; но генеральский чин совершенно сбил его с толку. Получивши генеральский чин, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть”.
    Можно предположить, что первая “встреча” Башмачкина со “значительным лицом” произошла не тогда, когда Акакий Акакиевич лишился шинели и попытался с помощью сильных мира сего ее вернуть, а еще тогда, когда он только пришел к портному Петровичу и увидел его табакерку “с портретом какого-то генерала”. Картинка словно оживает, и через некоторое время Башмачкин предстает перед реальным “значительным лицом”. Образ “значительного лица” в повести раздваивается: этот герой изображается в произведении и как олицетворение безликой государственной власти, которой нет дела до “маленького человека”, и одновременно как “человек очень порядочный, во многих отношениях даже не глупый”, но “сбившийся с пути”. Мотив пути в повести “Шинель” (как и поэме “Мертвые души”) связан с темой покаяния, искупления грехов.
    Образы Акакия Акакиевича и “значительного лица” тесно перекликаются друг с другом. И Башмачкин, получивший шинель, и генерал, сделавшийся недавно “значительным лицом”, еще не успели окончательно привыкнуть к своему новому положению. Одного “генеральский мундир сбил совершенно с толку” и он начал пытаться подражать своему представлению о генеральском достоинстве, а другого шинель ввела в соблазн и заставила следовать заведенному в чиновничьей среде порядку: отметить обновку пирушкой. Несчастье, постигшее Башмачкина, постигает и генерала, тем самым уравнивая их. Этому служит и перекличка сцен пропажи шинели у Акакия Акакиевича и у “значительного лица”. И Башмачкин и генерал до пропажи шинели пребывают в гостях, где выпивают “два бокала шампанского” и, почувствовав “веселость”, оба начинают проявлять интерес к женскому полу: Башмачкин, возвращаясь домой, “побежал было вдруг, неизвестно почему, за какой-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения”, а генерал “решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме”. Затем героев постигает несчастье, не оставляющее в их настроении и следа от былой “веселости”. Лишившись шинели, Башмачкин прибегает домой “в совершенном беспорядке: волосы растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу”. “Значительное лицо” “бледный, перепуганный и без шинели” приезжает домой и проводит остаток ночи “в весьма большом беспорядке”. Бедствия одного становятся началом бедствий для другого. Принцип сюжетного параллелизма позволяет писателю показать скрытое сходство Башмачника

  6. Belov67 Ответить

    Иронизируя над ним, Н. В. Гоголь явно выражает и
    сочувствие к “маленькому человеку”, бесправному
    и униженному.
    Автор строит сюжет своей повести так, что образ героя,
    сначала комический, приобретает трагическую окраску.
    Башмачкин ходит в старой, истертой шинели,
    не подлежащей починке.
    Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы
    купить новую шинель.
    А когда заветная мечта сбылась, чиновники даже
    устраивают по этому поводу банкет.
    Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает
    насмешек чиновников.
    Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель.
    Башмачкин пытается найти помощь в полиции,
    но там его даже не удостоили ответа, он обращается к
    “значительному” лицу – но и здесь его ждала неудача.
    Только теперь герой понимает свою ничтожность,
    он испытывает сильнейшее душевное потрясение,
    которое привело к болезни и смерти:
    Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное,
    никому не дорогое, ни для кого не интересное…
    но для которого все ж таки, хотя перед самым концом
    жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели,
    оживившей на миг бедную жизнь”.
    Никчемная жизнь Башмачкина завершается.
    И только в завершении повести можно проследить
    авторскую позицию: он толкает своего героя к возмездию.
    Но это возмездие не под силу Башмачкину, его сможет
    провести только его призрак.
    Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и
    срывает шинели с прохожих, а однажды ему
    посчастливилось завладеть шинелью самого
    “значительного лица”!
    С одной стороны, автор подчёркивает, что герой
    духовно и физически беден.
    С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный
    “маленький” человек, доведённом до отчаяния
    способен противостоять против жестокости,
    несправедливости, произвола сильных мира сего
    и бессердечия окружающих.
    При этом Гоголь заставляет читателя задуматься
    о том, что такие люди, как его герой, имеют право
    на существование.
    И все-таки, какой бы незначительной и малопривлекательной
    ни казалась личность этого персонажа, автор
    видит в своем герое глубоко несчастного человека.
    Осуждая, жалеет его и призывает людей к милосердию.

  7. tanaro Ответить

    Повесть «Шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.
    Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина — маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «Бог пошлет переписывать завтра» . Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: ‘«низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек» . В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха» . Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель — собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках» , чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели» .
    Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? » — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой» » .
    Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица» , напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка» . После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.
    В «Шинели» Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *