Какие двигательные качества развиваются в процессе занятий лыжной подготовкой?

7 ответов на вопрос “Какие двигательные качества развиваются в процессе занятий лыжной подготовкой?”

  1. Не верь Монике Ответить

    Как и при обучении, при развитии физических качеств учащие­ся распределяются на группы (обычно 3-4 группы в классе) в за­висимости от уровня физического развития, физической и коор­динационной подготовленности. Как правило, группы, скомплек-
    тованные для дифференцированного обучения, можно сохранить [и при развитии физических качеств, так как уровень владения техникой во многом определяет скорость передвижения на лыжах (особенно при развитии быстроты).
    Вторым принципом является соответствие применяемых нагру­зок уровню подготовленности учащихся. Здесь важно учитывать «интерес» более подготовленных учеников. Например, при разви­тии выносливости в школьной программе указан километраж про­хождения на лыжах в каждом классе, рассчитанный на «среднего» sno подготовленности ученика. Необходимо для более подготов­ленных учеников планировать несколько большую нагрузку (дистанцию), которая соответствует уровню их подготовленности. Здесь следует учитывать так называемый биологический возраст учащихся, о котором в определенной степени можно судить по фи­зическому развитию учеников (по антропометрическим данным).
    Третьим принципом в воспитании физических качеств является постепенное увеличение нагрузок. Он обязательно должен реали­зоваться как в процессе лыжной подготовки в одном классе, так и от класса к классу.
    При развитии физических качеств в I классе следует ограни­читься равномерным передвижением на дистанцию до 1 км. Для школьников, еще до школы ходивших на лыжах (более подготов­ленных), дистанция может быть увеличена до 1,2-1,5 км. Важ­нейшей задачей в I классе на уроках лыжной подготовки является освоение учениками равномерного, без рывков, передвижения на лыжах. В силу высокой эмоциональности учащихся это порой бы­вает непросто. При передвижении по кругу ученикам можно дать игровое задание – сохранить дистанцию (1-2 м) друг от друга. Нарушители (те, кто наезжает на пятки лыж впереди идущего) наказываются штрафными очками. В конце определяется самый дисциплинированный лыжник (или лыжники), не получивший штрафа. Возможны и другие методы воздействия и воспитания дисциплины и способности к равномерному передвижению.
    Во II классе уже целенаправленно планируются упражнения на развитие быстроты и выносливости в передвижении на лыжах. Наиболее целесообразно эти задачи решать поочередно на раз­ных уроках. Общеизвестно, что быстрота передвижения развива­ется преимущественно повторным методом при прохождении коротких отрезков с максимальной скоростью. Однако данный Метод у младших школьников может быть реализован только иг­ровыми и соревновательными заданиями в силу высокой эмоцио­нальности и стремления к лидерству. Поэтому упражнения на развитие быстроты у школьников проводятся в виде общеприня­тых встречных эстафет на отрезках 20-30 м во II классе, 30-50 м –
    в III и до 60 м – в VI классе. Увеличивать длину отрезков нецеле­сообразно, для повышения нагрузки лучше увеличить количество повторений. Регулирование нагрузки при встречных эстафетах осуществляется количеством команд, на которые разбивается класс. Большее количество команд уменьшает количество участ­ников в каждой, сокращает интервалы отдыха и увеличивает ко­личество повторений. Поэтому учитель должен быть очень вни­мателен, особенно при комплектовании команд с учетом уровня подготовки учащихся. Однако при таком варианте игрового ме­тода порой бывает организационно трудно уравнять учащихся в командах по подготовленности и особенно на этапах, что очень важно для достижения высокой скорости при соперничестве рав­ных по силам учеников.
    Поэтому возможен другой вариант соревновательно-игрового метода для развития быстроты, который можно организовать на специально подготовленной лыжне. С этой целью прокладываются две параллельные лыжни на противоположных сторонах площадки на расстоянии 30-60 м друг от друга (в зависимости от длины пла­нируемого для скоростного прохождения отрезка). Обе лыжни со­единены между собой перпендикулярными лыжнями, проложен­ными на равном расстоянии друг от друга. Количество таких^шж-ней не должно быть меньше числа играющих (лучше в 2-3 раза больше, чем количество школьников в группах). В данном вари­анте осуществляется дифференцированный подход в развитии быстроты – все учащиеся в классе предварительно распределя­ются на 3-4 группы в зависимости от уровня подготовленности. Это можно еще определить в I классе, устроив на одном из пос­ледних уроков «соревнование» на время на коротком отрезке; то же самое можно провести и во II классе в начале лыжной подготовки.
    Предлагаемый вариант игры-соревнования можно назвать «Все вдруг…». Осуществляется он следующим образом: учащиеся груп­пами медленно передвигаются по подготовленному кругу в 2-3 м один за одним (расстояние между группами зависит от количества учащихся в классе и длины круга). Когда группа проходит по одной из длинных сторон, учитель подает сигнал (команду), по которому ученики должны быстро повернуться, занять одну из ближайших коротких лыжней и с максимальной скоростью пересечь площадку до другой (длинной) лыжни. Пришедшему первым присуждается одно очко, второму – два и т.д. Затем игра повторяется: ученики опять медленно идут по кругу и по сигналу вновь бегут поперек площадки. Победитель определяется по наименьшей сумме очков. Длина пробегаемых отрезков, количество, повторений (игр) зави­сит от пола, возраста и подготовленности школьников. Можно уплотнить занятие, чтобы школьники не простаивали – группы
    идут одна за другой. Игра способствует развитию скорости дви­гательной реакции и быстроты передвижения на лыжах. Если кто-то из школьников повернет на короткую лыжню до сигнала, то нарушитель наказывается штрафом: к сумме его очков за каждое нарушение добавляется одно штрафное очко. Равенство сил участ­ников в группе значительно повышает соревновательный интерес и дает больший эффект для развития скорости. Развитию скорости передвижения способствуют и другие игры-соревнования, напри­мер «Догони». Две колонны (команды), равные по силам и коли­честву участников, передвигаются по параллельным линиям, со­храняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево!)» участники обеих команд поворачивают в указанную сторону.
    Оказавшиеся впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка заканчивает­ся по сигналу учителя, когда учащиеся пробегут 30-60 м от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запят­навшая» большее число участников. Площадка для игры должна быть достаточно просторной. Расстояние между параллельными лыжнями – 3-6 м. Это та «фора», которая дается команде в мо­мент сигнала.
    Эффект развития скорости при таких играх-соревнованиях значительно выше, чем при обычном повторном методе трени­ровки, так как они проходят более эмоционально. Учитель сам может разработать другие варианты игр-соревнований.
    Развитие выносливости проходит на другом уроке. Основной метод развития качества – равномерное передвижение в медленном темпе, постепенно наращивая километраж от урока к уроку с тем, чтобы к середине лыжной подготовки довести его до рекомендо­ванного программой. Вместе с тем и здесь необходимо осуществ­лять дифференцированный подход – разбить класс на группы, объ­единить в них примерно равных по силам учеников. Но в группах задания могут быть различны – по планируемой длине дистанции и по скорости (темпу) передвижения. Каждая группа передвигается в оптимальном, своем, темпе в зависимости от подготовленности. На лыжню группы выходят с разрывом, впереди более подготов­ленные. Учитель не должен искусственно сдерживать развитие учащихся, ограничивая нагрузку только рекомендованными нор­мами в программе. В II—IV классах можно увеличить километраж На 500 – 1000 м с учетом уровня подготовленности. Важную роль При развитии выносливости играет интенсивность (скорость) пе­редвижения, о которой можно судить по частоте сердечных со­кращений. При передвижении на лыжах у школьников младших классов она находится в диапазоне 150-160 уд./мин, но в любом
    1 И. М. Бутин
    случае она не должна превышать 170 уд./мин. На первых занятиях лыжной подготовки, а еще лучше осенью необходимо научить школьников подсчитывать частоту сердечных сокращений, это пригодится и на других уроках физической культуры.
    В процессе уроков лыжной подготовки в младших классах це­лесообразно развивать не только быстроту и выносливость, но и силу мышц, особенно верхнего плечевого пояса, хотя в теории и практике лыжной подготовки об этом не упоминается и специ­ально упражнения на лыжах с такой целью не применяются. Обычно рекомендуется включать упражнения на развитие силы в более старших классах. Порой этим мотивируют и время начала изучения одновременных ходов – одновременный бесшажный ход включен в программу только в V классе. Исследования же отно­сительно силы мышц у младших школьников показывают, что ее прирост идет особенно интенсивно с 6-7 до 9-11 лет. Поэтому целесообразно включать упражнения на развитие силы мышц рук, уже начиная с III класса, а для физически более развитых учени­ков – даже со II класса средствами лыжного спорта. Тем более, что ученики при передвижении на лыжах порой непроизвольно или подражая более старшим пытаются оттолкнуться палками одновременно. Для развития мышц можно включить передвиже­ние на лыжах под уклон с одновременными толчками палками. Естественно, уклон должен быть невелик (в зависимости от усло­вий скольжедия), чтобы все же была ощутимая нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса. Ученики проходят такие отрезки (20-30 м), не только одновременно отталкиваясь палками, но для увеличения нагрузки они могут попытаться выполнить толчки попеременно, иными словами, передвигаться так называемым «попеременным бесшажным» ходом (если так можно сказать, не нарушая обще­принятой терминологии). С тем чтобы не сформировать неверные навыки в передвижении одновременным ходом, в данном случае необходимо начать обучение младших школьников одновремен­ному отталкиванию палками. Такие попытки (и порой очень ус­пешно) уже- осуществляются в отдельных школах. Количество отрезков, проходимых таким ходом (под уклон), зависит от под­готовленности учащихся, их возраста (класса) и индивидуального физического развития.
    В настоящее время всем ясно, что количество уроков в неде­лю по программе (2 урока) является сдерживающим фактором в успешном развитии физических качеств у младших школьников. В сельских малокомплектных школах за счет объединения классов довольно просто решить вопрос об увеличении количества уро­ков в неделю (вплоть до ежедневных), но в городских школах сде­лать это нелегко. Данную проблему необходимо решать через
    домашние задания. Ученикам младших классов необходимо да­вать домашние задания: хотя бы 1-2 раза в неделю совершать прогулки на лыжах, желательно под руководством родителей. Очень важно убедить родителей в необходимости таких самостоя­тельных занятий их детей.
    Развитие физических качеств, укрепление здоровья и закалива­ние особенно важно именно в младших классах, где порой отрица­тельно сказывается на здоровье учеников переход от дошкольного возраста к школьному в связи с резким увеличением учебной на­грузки. Систематические занятия на лыжах на уроках и самостоя­тельные (в виде домашних заданий) помогут решить эту проблему, особенно в зимнее время, когда двигательная активность школьни­ков младших классов на свежем воздухе значительно уменьшается.
    Начиная с V класса дистанции, проходимые с равномерной ско­ростью, постепенно увеличиваются и достигают к VIII классу 4 км у мальчиков и 3 км у девочек. Вполне естественно, что прохожде­ние таких дистанций подавляющему большинству школьников не составит труда. Но на уроке практически нет времени для увели­чения нагрузки в этом виде, так как значительная часть урока уходит на обучение способам передвижения. Главное в таком прохождении – научить школьников передвигаться заданным темпом с тем, чтобы они в процессе самостоятельных заданий могли регулировать свою скорость передвижения.
    С этой же целью включается и прохождение коротких отрез­ков, длина которых тоже постепенно увеличивается и достигает 250 м. Отрезка такой длины вполне достаточно для развития ско­рости передвижения, так как школьники, проходя такой отрезок, в состоянии поддержать максимальную скорость передвижения.
    В процессе урока необходимо ознакомить учащихся с перемен­ным методом тренировки, включая в уроки прохождение дистан­ций с ускорениями на отрезках 300-500 м у мальчиков и 250-300 м у девочек. На отдельных уроках при передвижении с переменной интенсивностью целесообразно включить (VII—VIII классы) от­резки (проходимые с повышенной скоростью) большей длины -до 800 м у мальчиков и 500 м у девочек.
    В старших классах нагрузка соответственно увеличивается. Юноши в XI классе должны проходить дистанцию до 12 км с уче­том выбора оптимального темпа (девушки – до 5 км). В старших классах планируется передвижение в переменном темпе, а так-;Же повторное прохождение отрезков с соревновательной (на Удлиненных) и максимальной (на укороченных отрезках) ско­ростью. Основной упор на развитие физических качеств дол-Жен быть сделан в домашних заданиях и в самостоятельных занятиях. Однако это не означает, что на уроках лыжной под-
    готовки проводится только учебная работа по овладению тех­никой способов передвижения.
    Развитие физических качеств также осуществляется на уроках, для этого следует в документах учебного планирования преду­смотреть средства и методы тренировки. Но, кроме того, повы­шение уровня общей работоспособности и развитие физических качеств достигаются усилением общей (в допустимых пределах) и моторной плотности урока. Очень важно увеличить моторную плотность урока по лыжной подготовке: появляется возможность решить образовательные и оздоровительные задачи урока.
    Планирование учебной работы по лыжной подготовке
    Эффективность обучения отдельным способам передвижения на лыжах и качество урока в целом во многом определяются рациональным планированием всей учебной работы по лыжной подготовке. Подготовка к планированию начинается с изучения программного материала и новой методической литературы по лыжной подготовке и лыжному спорту. Вместе с тем учитель должен оценить условия проведения уроков (места занятий и оснащенность материальной базы), подготовленность учащихся (на основании успеваемости за прошлый год). На основе этого и личного опыта учителю необходимо определить рациональную последовательность и оптимальные сроки прохождения программ­ного материала по лыжной подготовке.
    В определенной мере планирование позволяет предвидеть ре­альные результаты предстоящих уроков. Уроки лыжной подго­товки в школах, расположенных в средней климатической полосе, проводятся в третьей четверти в январе – феврале (после зимних каникул). В каждом классе на лыжную подготовку отводится 16 ч.
    Первой задачей планирования является (исходя из подготов­ленности учащихся и местных условий) наиболее рациональное распределение учебного материала программы по урокам. Пла­нирование содержания вводного урока несколько отличается от остальных, так как здесь вначале проводится беседа.
    Учащиеся знакомятся с задачами лыжной подготовки в данном классе; здесь также сообщаются (частично) теоретические сведе­ния по лыжной подготовке и в целом по физической культуре, предусмотренные программой. Кроме теоретической беседы уча­щиеся часть времени проводят на лыжах, повторяя материал, изу­ченный в предыдущем классе. В процессе этого повторения учи­тель осуществляет предварительный учет, который поможет опе­ративно внести поправки в текущее планирование учебного мате­риала в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
    Планирование материала на последующие уроки предусматри­вает в каждом из них повторение и совершенствование пройден­ного ранее, изучение нового материала, рекомендованного про­граммой для данного класса, материала на развитие физических качеств (одновременно идет подготовка к выполнению учебных нормативов). В каждом уроке должны быть запланированы по­вторение (изучение, совершенствование) лыжных ходов и обяза­тельно занятия на склоне, где повторяются (изучаются и совер­шенствуются) элементы горнолыжной техники, предусмотренные программой. На всех уроках планируется привитие навыков са­мостоятельной работы и инструкторских умений; все это осуще­ствляется непосредственно в ходе повторения совершенствования старого и изучения нового учебного материала.
    В ходе повторения планируется материал, который изучался в прошлом году или на предыдущих уроках. Главное заключается в том, чтобы повторение было органически связано с изучением но­вого материала, способствовало более быстрому и прочному его освоению и закреплению. Поэтому упражнения и способы пере­движения при повторении должны носить подводящий характер.
    Распределяя материал по урокам, учитель должен определить количество (серию) уроков, необходимых для изучения каждого способа передвижения на лыжах (хода, торможения, поворота в движении и т.д.). Количество уроков, отводимых на изучение ка­кого-либо способа передвижения, зависит от его сложности, под­готовленности учащихся в целом и освоения ими подводящих упражнений, из которых органически вытекает новый способ пе­редвижения (учитывается характер переноса навыков). Как пра­вило, на каждый способ требуется несколько уроков. Однако, планируя следующий материал (способ передвижения), нет необ­ходимости ждать полного освоения предыдущего. Когда освоение ранее запланированного перейдет в стадию умения (через 3-4 уро­ка), целесообразно включить изучение нового способа, а преды­дущий материал уже планируется на повторение и совершенство­вание. Таким образом распределяется весь материал по урокам. Последние два урока отводятся на подведение итогов обучения вданном классе – выставление оценок за технику изученных ходов и сдачу учебных нормативов.
    Второй частью планирования является определение конкрет­ных задач на каждый урок. Формулировка задач должна носить характер целевой установки. Например, на одном из серии уро­ков по изучению одновременного двухшажного хода можно сформулировать задачу следующим образом: «Освоить согласо­ванность выноса рук со скользящими шагами», или «Овладеть отталкиванием палками», или «Освоить широкие скользящие
    шаги». В таких формулировках отражены конечные результаты учебной деятельности.
    Основным документом планирования по лыжной подготовке является поурочный план на четверть. В нем кратко излагаются задачи и содержание каждого урока согласно распределению учебного материала в годовом плане, графике. В этом плане обычно не раскрываются детали каждого конкретного задания, однако указывается основная направленность содержания каждой части урока. При разработке основной части урока следует пере­числить подводящие упражнения. В плане должна быть отражена системность в постановке задач по сериям уроков, где изучаются отдельные способы передвижения на лыжах.
    В поурочном плане разрабатываются задачи и содержание материала на развитие физических качеств. При этом очень важно, чтобы материал соответствовал уровню подготовлен­ности учащихся и в нем предусматривалось постепенное по­вышение нагрузки и ее чередование, направленные на развитие отдельных качеств. В плане должно найти отражение и приви­тие навыков самостоятельной работы при выполнении домаш­них заданий. Во всех уроках необходимо предусмотреть систему домашних заданий по освоению навыков и развитию физиче­ских качеств. Очень важно, чтобы домашние задания органиче­ски вытекали из содержания учебного материала и были именно связаны с ним в единую систему.
    Вместе с тем следует обеспечить возможную вариативность по­урочного плана, хотя порой это сделать нелегко. Необходимо предусмотреть целесообразное продление сроков обучения како­му-либо способу передвижения так, чтобы это значительно не отразилось на содержании другого учебного материала. Вместе с тем возможно изменение поурочного плана, например в связи с сильными морозами (в этом случае занятия переносятся в спор­тивный зал) или если большая часть учеников не осваивают спо­соб за запланированное время и т.д. Требованиями к поурочному плану являются также простота внешнего оформления, компакт­ность и наглядность восприятия содержания.
    Конспект урока – конечный документ планирования учебной работы по лыжной подготовке, он составляется на основе по­урочного плана на четверть. В конспекте детально разрабатыва­ются конкретные задачи и содержание каждого урока по овладе­нию способами передвижения на лыжах. Уточняются задачи по развитию двигательных качеств, а также воспитательные задачи и задачи по формированию знаний. В соответствии с задачами оп­ределяется и конкретное содержание каждой части урока. Наме­чаются основные и подводящие упражнения и их дозировка.
    В конспекте должны быть указаны методы обучения и воспи­тания и способы организации школьников на уроке. Вместе с этим обязательно следует разработать конкретные упражнения дома. Все записи в конспекте должны быть краткими, точными и полными по смыслу. Упражнения записываются в порядке оче­редности их выполнения, дозировка передвижения – в метрах или минутах с тем, чтобы нагрузка была точно выражена по объему и интенсивности передвижения. В конспекте всегда указываются и методические приемы обучения конкретному способу передвиже­ния на лыжах: необходимо выделить детали хода, поворота, на которые следует обратить особое внимание; дать указания по предупреждению типичных ошибок.
    В том случае, если учитель еще не обладает достаточным опытом планирования, за основу можно взять типичные поурочные планы, которые публикуются в журнале «Физическая культура в школе» и в других методических изданиях, и творчески переработать их, исходя из местных условий, подготовленности учащихся и т.п.
    Однако общепринятая в начальных классах система планиро­вания и распределения учебного материала порой не обеспечива­ет необходимую эффективность процесса обучения.
    В 45-минутный урок приходится включать работу на учебном круге и на склоне, где происходит изучение спусков, поворотов и торможений. Естественно, что при большой наполняемости клас­са на тот и другой раздел работы приходится очень мало времени и ученики не в состоянии выполнить более 2-3 попыток на спус­ке, да и количество прохождений учебного круга невелико.
    Очевидно, необходимо сконцентрировать материал и повы­сить плотность урока. Плотность урока можно увеличить, приме­няя групповой метод организации учащихся, но только одного этого недостаточно.
    Необходимо использовать другие варианты планирования учебного материала, которые во многом зависят от местных усло­вий, наполняемости класса и т.п.
    Можно предложить такой вариант распределения материала по классам, который прилагается ниже. В I классе все уроки лыжной подготовки проводить только на учебных склонах; их основная задача – добиться уверенного спуска в основной стойке. Высокая эмоциональность занятий на склоне, активность учени­ков будут стимулировать процесс обучения. Применение груп­пового метода организации учащихся на склоне позволит зна­чительно повысить плотность урока и добиться прочного усвое­ния навыков спусков со склонов различной крутизны. Кроме того, занятия на склоне способствуют воспитанию чувства рав­новесия и уверенного владения лыжами, что создает прочную
    базу для изучения скользящего шага во П-Ш классах, а в даль­нейшем и других ходов.
    Во IIклассе содержание уроков меняется. Кроме занятий на склоне включаются занятия на изучение скользящего шага на учебных кругах. Но планируется освоение всего материала не в каждом уроке, а раздельно по сериям уроков.
    Если общее количество уроков соответствует программе – 16, то целесообразно разбить их на 4 серии по четыре урока.
    На первых четырех уроках занятия проводятся, как и в I классе, только на склоне (с задачей восстановления и совершенствования навыков в технике спусков). Следующие четыре урока проходят полностью на учебном круге, где начинается изучение скользяще­го шага, что позволит продуктивно вести обучение и добиться прочного освоения этого упражнения.
    Вполне естественно, что игровыми упражнениями и задания­ми необходимо поддерживать высокую эмоциональность уроков. В дальнейшем в ходе лыжной подготовки такая серия (4 + 4 урока)
    повторяется.
    В случае если в школе на лыжную подготовку отводится больше чем 16 уроков, то количество серий соответственно увеличивается. В IIIклассе возможны два варианта планирования. В первом варианте уроки проводят такими же сериями (i+4), чередуя занятия на склонах и на учебном круге в период всей лыжной подготовки.
    Второй вариант планирования: если ученики успешно справ­ляются с программой, то кроме серийного планирования мате­риала (отдельно «горнолыжные уроки» + уроки на учебных кру­гах) в конце лыжной подготовки проводятся смешанные уроки, где в одном уроке сочетаются занятия на склоне и на учебных кругах. В данном варианте ученики закрепляют и совершенствуют навыки, освоенные на первых уроках. Дефицит времени здесь сказывается еще меньше.
    В любом случае учителя должны, исходя из местных условий (наличие склонов разной крутизны, большая или меньшая отдален­ность мест занятий от школы, подготовленность учащихся, напол­няемость класса), совершенствовать методику планирования, сами обстоятельно подбирать наиболее эффективный вариант.
    В значительной части школ, особенно сельских и малоком­плектных, нет нормальных условий для проведения уроков в за­крытом помещении (отсутствие залов или они малы по высоте и площади). Учитывая это, в таких школах целесообразно прово­дить уроки по лыжной подготовке все снежное время года для каждого региона страны. Таким образом, количество уроков по лыжной подготовке можно довести до 30-32, что, несомненно,
    положительно скажется на здоровье и подготовленности уча­щихся. Известно, что оздоровительное значение лыжного спорта очень велико.

  2. Modirne Ответить

    1)  Равновесие, координация движения, выносливость.
    2)  В попеременном двухшажном вы будто шли-скользили, отталкиваясь то одной палкой и лыжей (правая рука — левая нога), то другой. Во всех же одновременных ходах лыжник отталкивается сразу двумя палками. Отсюда и название — «одновременные».
    3) (а) на пологий склон можно подняться ступающим щагом с прихлопыванием лыжами по снегу;(б) подъём «полуёлочкой» — на склонах средней крутизны. Одну лыжу поставь на снег всей плоскостью, другую чуть наискосок, отставив подальше носок второй лыжи от первой. Так и поднимайся кверху;(в) подъём «лесенкой». Повернись левым боком к вершине горки. Лыжи поставь ровно. Сделай шаг левой лыжей вверх по склону, упирая лыжу на внешнее ребро. Затем, делая упор на внутреннее ребро, подставь к ней правую лыжу так, чтобы обе лыжи опять встали ровно. Так ты можешь подняться на крутую горку. Особенно, если ты будешь помогать себе палками.
    СПУСК
    Лыжи поставь ровно, близко одна к другой. Колени согни, немного наклонись вперёд. Во время спуска ты должен пружинить на ногах. Чем круче горка, тем больше ты должен согнуть колени и наклониться вперёд.
    ТОРМОЖЕНИЕ
    Торможение выполняйте ПОЛУПЛУГОМ. Одна из лыж продолжает скользить, на неё переносится тяжесть тела. Вторую лыжу слегка поверните носком к первой лыже, упирая лыжей на внутреннее ребро. Так вы плавно затормозите.
    Притормаживать учитесь попеременно обеими ногами, начиная с сильнейшей ноги.

  3. Ballamand Ответить

    Дмитрий Сухопаров
    Развитие физических качеств и оздоровление организма посредством совершенствования навыка лыжной ходьбы
    Государственное бюджетное учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкий региональный центр развития образования»
    Целостное описание опыта работы по теме:
    «Развитие физических качеств и оздоровление организма
    посредством совершенствования навыка лыжной ходьбы»
    Автор работы:
    Сухопаров Дмитрий Николаевич, Инструктор по ФИЗО
    МБ ДОУ «ЦРР – детский сад №7 «Аннушка»
    г. Нарьян-Мар
    г. Нарьян-Мар
    2014 г.
    Содержание:
    Раздел 1. Информация об опыте …3
    1.1 Условия возникновения и становления опыта…3
    1.2. Актуальность опыта….4
    1.3. Ведущая педагогическая идея опыта…. 5
    1.4. Длительность работы над опытом. 5
    1.5. Диапазон опыта. 5
    1.6. Теоретическая база опыта. 6
    1.7. Новизна опыта. 7
    Раздел 2. Технология опыта. 7
    3. Результативность опыта. 11
    Список используемой литературы. 13
    Приложение №1.
    Перспективное планирование по секционной работе. 14
    Приложение №2.
    Положение о проведении соревнований по лыжным гонкам «Малое Северное сияние» на базе МБ ДОУ среди воспитанников. 16
    Приложение №3.
    Результаты лыжных соревнований среди воспитанников ДОУ за 2013-2014г. 17
    Раздел 1. Информация об опыте
    1.1 Условия возникновения опыта
    Становление опыта работы по вышеуказанной теме происходило в МБ ДОУ «ЦРР – детский сад №7 «Аннушка» г. Нарьян-Мар. Детский сад находится по ул. Студенческая, д. 4. В данном микрорайоне находится Ненецкая школа интернат, Ненецкий Аграрно-экономический техникум и ряд жилых домов. В данном учреждение работаю с 2012г., по специальности – инструктор по ФИЗО.
    В данном учреждении функционируют 8 групп. Воспитательно-образовательная работа в Учреждении ведется на основе образовательной программы «Детский сад – Дом радости» Н. М. Крыловой, 2005 г. [6]
    Контингент детей, посещающих детский сад, представлен различными социальными слоями. Преобладают дети из полных семей, дети из семей служащих, военнослужащих, рабочих, родителей работающих в медицинской деятельности. Большая часть семей имеет одного или двух детей, имеются многодетные и неполные семьи.
    Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения является физическое направление, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. [10] В дошкольном учреждении созданы все условия для физической подготовки детей, физкультурный зал оснащен необходимым спортивным инвентарем; оборудована летняя спортивная площадка. Для обучения детей ходьбе на лыжах, имеется отдельное помещение, в котором хранится лыжное оборудование и инвентарь. На территория детского сада накатывается трасса длинной 150 – 200 метров и строится горка с пологим спуском и подъемом.
    Учет индивидуальных особенностей развития организма ребенка при организации занятий на лыжах в детских дошкольных учреждениях требует, чтобы эти занятия структурно и функционально строились по принципам «открытого обучения», который свойственен педагогике дошкольного возраста.
    Вначале каждого учебного года в сентябре 2012 – 2014г. проводилась диагностика уровня физической подготовленности воспитанников (Старший, подготовительный возраст). За основу взяты тестовые задания для детей дошкольного возраста из учебного пособия Э. Я. Степаненковой [10] (бег на 30 м., прыжок в длину с места, метание мешочка с песком вдаль правой/левой рукой, гибкость, динамометрия правой/левой руки.)
    Результаты диагностики на начало учебного года показали:
    Старшие группы:
    Низкий уровень – 7,5%; Средний уровень – 55%; Высокий уровень – 37,5%
    Подготовительные группы:
    Низкий уровень – 7%; Средний уровень – 47%; Высокий уровень – 46%
    1.2 Актуальность опыта.
    Еще древний Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие».
    Здоровый ребёнок жизнерадостный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый, сильный. Воспитание такого ребенка является целью дошкольного учреждения.
    В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Растёт количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, деятельности органов дыхания. Дети страдают от недостатка движения.
    Большое внимание в работе с детьми уделяем физическому воспитанию, так как в последнее время дети в основном ездят в детский сад на машинах, на санках и др. и двигательная активность сходит на минимум. А ведь потребность в движении изначально, как инстинкт, заложена в человеке природой. Понимаю, как важно сохранить и укрепить здоровье воспитанников.
    Ходьба на лыжах как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности – нагрузкой, как на мышечную, так и на психологическую систему.
    Наиболее существенными особенностями спортивных видов физических упражнений являются: комплексный характер их воздействия на организм ребенка (когда одновременно развиваются и совершенствуются двигательные качества и функций организма).
    Работа над данной темой позволила выявить следующие противоречия:
    Имея хорошую физическую подготовленность не все дети, могут хорошо освоить технику передвижения на лыжах.
    1.3 Ведущая педагогическая идея опыта.
    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста посредством обучения и совершенствования навыков лыжной ходьбы.
    1.4 Длительность работы над опытом.
    Основная работа по реализации опыта, проводилась с 2012 по 2014 год в старших и подготовительных группах. Разделена на 3 взаимосвязанных этапа:
    1 этап – подготовительный: сентябрь 2012г., 2013г., 2014г.
    • изучение литературы по данной теме; написание планов занятий;
    • определение цели и задач опыта;
    • диагностика состояния здоровья и физического развития, развития двигательных способностей детей;
    • подготовка и ремонт лыжного инвентаря; специальных тренажеров.
    2 этап – основной: ноябрь-апрель 2012 г., 2013г., 2014г.
    • проведение инструктажей, ознакомление с лыжным снаряжением, примерка и “подгонка” лыж;
    • в единой системе проводились тренировочные занятия на улице и в спортивном зале, индивидуальная работа, теоретические занятия, показ иллюстраций и картинок;
    • проведение с родителями совместных лыжных прогулок, соревнований, консультаций.
    3 этап – заключительный: апрель-май 2012г., 2013г., 2014г.
    • участие в лыжных соревнованиях среди воспитанников ДОУ;
    • анализ проделанной работы;
    • итоговая диагностика полученных результатов.
    1.5 Диапазон опыта:
    • физкультурные занятия по лыжной подготовке;
    • кружковая работа (лыжная секция);
    • работа с родителями (проведение совместных физкультурных соревнований и прогулок, консультаций).
    1.6 Теоретическая база опыта.
    Физическое воспитание ребенка в детском саду в значительной степени обеспечивается видами физических упражнений. Среди них особое значение занимает спортивное упражнение: ходьба на лыжах. При рациональном обучений, дети сравнительно легко овладевают основами техники этого движения. [3]
    Лыжи — приспособление для перемещения человека по снегу. Представляют собой две деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу. [7]
    Ходьба на лыжах как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности – нагрузкой как на мышечную, так и на психологическую систему. [3]
    Наиболее существенной особенностью спортивных видов физических упражнений является: комплексный характер их воздействия на организм ребенка, когда одновременно развиваются и совершенствуются двигательные качества и функций организма. [9]
    Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности. [9]
    Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмическое чередование напряжения и расслабление мышц способствует развитию силы, создает благоприятные условие для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение на свежем воздухе обеспечивает интенсивную работу сердца и легких. [9]
    Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование осанки и на свод стопы, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины. [8]
    Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитий основных движений (бег, прыжки, метание). Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей. [8]
    Формируя двигательные навыки тех или иных движений, нельзя ограничиваться развитием только количественных и качественных их сторон не влияя при этом на воспитание ребенка в целом. Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: создание интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, взаимопомощи. [9]
    Умелая организация и последовательность проведения процесса обучения ходьбы на лыжах помогут ребенку сравнительно легко овладевать этим физическим упражнением.
    Лыжные прогулки требуют от педагога организаций большой подготовительной работы с детьми: проведение беседы о том, как подготовить лыжи, каким должен быть костюм, правила поведения на лыжной трассе, правила переноски лыж, основы безопасности на улице при занятиях на лыжах. [3]
    Большую роль в овладений двигательным навыком передвижения на лыжах играет эмоциональное состояние ребенка. Эмоции оказывают положительное влияние на все его поведение. [3]
    1.6 Новизна опыта.
    Новизна опыта состоит:
    – в разработке специальных упражнений, в том числе игровых, методических рекомендаций для успешного освоения лыжного хода;
    – в привлечении родителей к совместной деятельности (лыжные прогулки, подготовка трассы, помощь в судействе);
    – в сотрудничестве ДОУ с другими учреждениями дополнительного образования детей (БОУ ДОД «ДЮСШ «Старт», ГБОУ ДОД НАО «ДЮЦ «Лидер»).
    Раздел 2. Технология опыта.
    Цель опыта: – достичь положительной динамики в физическом развитии детей через лыжную подготовку.
    Задачи:
    1. Обучение детей технике передвижения на лыжах;
    1.1. Помочь овладеть основами перекрестной координаций движений при ходьбе с палками;
    1.2. Обучать передвижению на лыжах, добиваясь одноопорного скольжения;
    1.3. обращать внимание на правильное “подседание”, законченный толчок и широкий скользящий шаг;
    1.4. стремиться к более энергичному выносу маховой ноги, стопой вперед;
    2. Укрепление здоровья организма и совершенствование физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, силы;
    3. Развитие личности ребенка средствами физической культуры;
    Для обучения детей ходьбе на лыжах использовали следующие методы и принципы:
    1. Систематичность. Учитывая, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
    2. Доступность. При проведении занятий следовал принципам «от простого к сложному», «от легкого к трудному».
    3. Последовательность и постепенность. К разучиванию новых упражнений нужно приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.
    4. Наглядность. Показ физических упражнений, рассматривание рисунков, зрительные ориентиры (флажки, палки и т. д.)
    5. Активность. Чтобы повысить активность и сделать интересным процесс обучения, следует на каждом занятии применять игры и игровые упражнения.
    6. Словесные методы – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указание, команды.
    7. Практические методы – повторение движений, занятия.
    8. Огромное значение в этой работе занимает сочетание показа и объяснения, при котором слово помогает ребенку понять движение, а показ – вид движения.
    Особое место в педагогической работе с детьми нашего ДОУ выделяю лыжной подготовке с учетом климатических и природных условий. Занятия проводятся с подготовительными и старшими группами 1 раз в неделю, продолжительностью 40 мин. Цель занятий – научить воспитанников «чувству лыж», «чувству снега», обучение и совершенствование лыжных ходов, спусков и подъемов на гору; укрепление и оздоровление организма.
    С более подготовленными детьми, проводится секционная работа “Мы лыжники“. Наполняемость группы 16 человек старшего и подготовительного возраста.
    Секционная работа направлена на отработку и совершенствование различных лыжных ходов, развитие физических качеств, оздоровление и закаливание организма, подготовку команды к лыжным соревнованиям.
    Занятия проходят на территории детского сада, на курье «Городецкий Шар», на стадионе «Лидер», на лыже-роллерной трассе “Старт”. После окончания детского сада многие дети начинают заниматься в лыжных секциях этих учреждений, что прослеживает взаимодействие работы детского сада и спортивных учреждений.
    В выходные дни с родителями проходят совместные лыжные прогулки в лес, и на лыже-роллерную трассу «Старт».
    Также помимо занятий на улице, секционная работа проходит в спортивном зале с использованием специальных упражнений и тренажеров: [1]
    • упражнения на выносливость (бег 2-4 мин);
    • упражнения на скорость (челночный бег 8×8 м, бег с ускорением, старты из различных исходных положений);
    • упражнения на силу (отжимания от пола, упражнения на пресс, прыжки, приседания);
    • упражнения на координацию (статические упражнения, различные исходные положения на развитие равновесия);
    • также специальные упражнения на различных тренажерах – на эспандерах, ходьба по улице с лыжными палками (имитация ходьбы на лыжах).
    Для закрепления и совершенствование техники передвижения используем игровые упражнения, игры и эстафеты: [2]
    • “Трамвай”
    Цель: закреплять пространственные ориентировки, упражнять в ходьбе на лыжах.
    • “Попади в цель”
    Цель: упражнять в устойчивом равновесий
    • “Будь внимателен”
    Цель: закреплять навык передвижения на равнине, развивать внимание
    • “Идите за мной”
    Цель: закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе
    • “Через препятствие”
    Цель: закреплять навык передвижения на лыжах по неровной поверхности
    • “Сороконожки”
    Цель: закреплять навык скольжения в колонне
    • “Не урони”
    Цель: закреплять навык спуска
    • “Ворота”, “Пройди через лабиринт”, “Пройди и не задень”
    Цель: совершенствовать согласованную работу рук и ног при ходьбе на лыжах скользящим шагом, развивать чувство равновесия
    • “Эстафета – передай флажок”
    Цель: развивать быстроту передвижения на лыжах.
    • “Кто дальше?”
    Цель: закреплять навык равновесия, скольжения
    • “Нарисуй снежинку”
    Цель: закреплять навык переступания на лыжах
    • “Зигзаг”
    Цель: закрепление навык передвижение на лыжах и поворотов в движение
    • “Эстафета – поменяй флажок”
    Цель: закреплять навык ходьбы на лыжах без палок в быстром темпе.
    Таким образом, лыжный спорт исключительно полезен. Энергичные и сильные движения, которые делает лыжник во время передвижения на лыжах, способствует усиленной работе всех органов и систем организма. Пребывание на свежем воздухе закаляет человека, повышает его устойчивость к инфекционным заболеваниям. Занимаясь регулярно лыжным спортом, дети развивают силу, выносливость, ловкость, умение быстро принимать решение.
    Большое оздоровительное влияние и развитие физических качеств, которое оказывают занятия лыжным спортом на организм детей, делают его ценным средством физического воспитания подрастающего поколения нашей страны.
    3. Результативность работы
    Анализ мониторинга освоения образовательной программы, раздел “Физическое развитие
    В результате проведенной мониторинга физического развития детей старшего и подготовительного возраста были получены следующие результаты:
    СТАРШАЯ ГРУППА № 6,7(2012-2013г.)
    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА № 5 (2012-2013г.)
    СТАРШАЯ ГРУППА №2,4 (2013-2014г.)
    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА № 6,7(2013-2014г.)
    СТАРШАЯ ГРУППА № 5,8 (2014-2015г.)
    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА № 2,4 (2014-2015г.)
    Сравнивая результаты диагностики физических качеств и навыков в начале и в конце года, убеждаюсь в эффективности проделанной работы. Наблюдается положительная динамика в развитие физических показателей.
    Список используемой литературы:
    1. Вавилова Е. Н. «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость»: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: «Просвещение», 1981. – 96с., илл.
    2. Глязер С. В. «Зимние игры и развлечения». – М.: «Физкультура и спорт», 1972.- 80с.
    3. Голошекина М. П. “Лыжи в детском саду”. Пособие для воспитателя. М. «Просвещение», 1972. – 96с. с илл.
    4. Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. «Теория и методика физ. воспитания и развития ребенка». Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М, «Просвещение», 1978.- 272с.
    5. Ковалько В. И. «Поурочные разработки по физкультуре». – М.: ВАКО, 2006. – 256с
    6. Крылова Н. М. «Детский сад- Дом радости». – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 240с.
    7. Лыжи». – Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: — СПб., 1890
    8. Мелейнов А. А. “Лыжня зовет“. М., «Физкультура и спорт», 1974. – 110с. с илл. («Азбука спорта»).
    9. Преображенский В. С. «Учись ходить на лыжах».-М.: Советский спорт,1989.- 40с., с илл. – (Физкультурная библиотечка школьника).
    10. Степаненковой Э. Я. «Теория и методика физ. воспитания и развития ребенка».-М., 2001.
    11. Тарасова Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста»: Методические рекомендаций для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
    Приложение №1
    Перспективное планирование по секционной работе
    среди воспитанников “Мы – Лыжники
    Цель:
    1. Совершенствование навыков ходьбы на лыжах;
    2. Развитие физических качеств;
    3. Прививать любовь к занятиям по физической культуре
    Задачи:
    1. Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, силы;
    2. Развитие личности ребенка средствами физической культуры;
    3. Развитие интереса к составляющим его здоровья;
    4. Дать основы техники передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом:
    1. Помощь овладеть основами перекрестной координаций движений при ходьбе с палками;
    2. Обучать передвижению на лыжах добиваясь одноопорного скольжения;
    3. обращать внимание на правильное подседание, законченный толчок и широкий скользящий шаг;
    4. стремиться к более энергичному выносу маховой ноги, стопой вперед;
    5. Продолжать развивать “чувства лыж”, “чувство снега”, “чувства равновесия”;
    6. Овладеть спусками с ровных склонов;
    Месяц неделя Программные задачи
    ноябрь 1. Развитие физических качеств; Обучение владению б/б мяча правой и левой рукой на месте и в движение;
    2 Развитие физических качеств; совершенствование владению б/б мяча правой и левой рукой в движение; обучение бросков по корзине;
    3. Развитие физических качеств; совершенствование владению б/б мяча правой и левой рукой в движение; обучение передач в парах;
    4. Развитие физических качеств; совершенствование владению б/б мяча правой и левой рукой в движение; совершенствование бросков по корзине; совершенствование передач в парах;
    декабрь 1. Восстановление полученных детьми в старшей группе навыков передвижения на лыжах.
    2. Закреплять навык ступающего и скользящего шага.
    3. Закрепление навыки скользящего шага, спусков с невысокого склона, умение переставлять лыжи “лесенкой”, перешагивая через параллельно лежащие на снегу палки.
    4. Упражнять детей в спуске и подъеме, в ходьбе на лыжах скользящим шагом.
    январь 2. Упражнять детей в ходьбе на лыжах скользящим шагом, в скольжение с разбега на двух лыжах
    3. Продолжать учить детей передвижению скользящим шагом, следить, чтобы дети сгибали ноги в коленях
    4. Закреплять навык скользящего шага, учить спуску с пологих склонов с длинной 8 метров.
    февраль 1. Учить спуску с менее пологого склона, подъему на склон “лесенкой”
    2. Закреплять навык широкого шага, спусков с менее пологих склонов. Учить поворотом переступанием.
    3. Учить ходить скользящим шагом, заложив руки за спину, подъему на склон “елочкой”. Закреплять навык поворотов переступанием на лыжах.
    4. Учить детей ходьбе на лыжах с палками попеременным двухшажным ходом.
    март 1. Продолжать учить детей попеременному двухшажному ходу, подъему на склон “ёлочкой”и торможению при спуске с горки.
    2. Упражнять детей в ходьбе попеременным двухшажным ходом, подъему на склон “ёлочкой”и спуску в высокой стойке с торможением.
    3. Учить детей ходьбе на лыжах с палками попеременным двухшажным ходом, преодолевая препятствия на пути.
    4. Упражнять детей в ходьбе попеременным двухшажным ходом, в выполнение поворотов переступанием.
    апрель 1. Упражнять детей в ходьбе на лыжах преодолевая расстояние
    1,5-2 км.
    2. Игровое занятие
    3. Упражнять детей в ходьбе на лыжах преодолевая расстояние
    1,5-2 км.
    4. Закрепить технику подъема на склон “полуёлочкой”и спуска в средней стойке
    Приложение №2
    ПОЛОЖЕНИЕ
    О проведение соревнований по лыжным гонкам
    «Малое Северное сияние»
    на базе МБ ДОУ среди воспитанников
    Цели и задачи:
    – популяризация лыжного спорта среди воспитанников МБДОУ №7 «Аннушка»;
    – выявление сильнейших лыжников, стимулирование роста спортивных достижений;
    – укрепление здоровья детей;
    – формирование здорового образа жизни.
    Место и сроки проведения: Курья Городецкий шар 27 марта 2014г. в 10ч 30 мин
    Руководство:
    Общее руководство осуществляет администрация МБДОУ ЦРР – д/с №7 «Аннушка»
    Непосредственное руководство:
    Инструктор по ФИЗО, воспитатель группы.
    Участники:
    К участию в соревнованиях допускаются воспитанники подготовительных и старших групп с разрешением врача.
    Условия проведения:
    – температурный режим – не ниже – 15градусов Цельсия
    – поправка на ветер вводиться начиная со скорости ветра более 5 м/сек из расчета: 1м/сек равен 1 градусу.
    Определения победителя:
    – победители определяются в личном зачете в группе мальчиков и девочек отдельно.
    Награждение:
    – состоится 7 апреля на закрытии «недели здоровья»
    – участники, занявшие 1-3 места, награждаются дипломами, сладкие призы.
    Приложение №3
    Результаты
    лыжных соревнований среди воспитанников ДОУ за 2013-2014г.
    Год Соревнование Место
    2013г. Лыжные гонки среди воспитанников ДОУ г. Нарьян-Мар на дистанций 500м.
    Диплом 2-е командное место
    Именные грамоты:
    Мальчик – 2 место;
    Девочка – Победитель;
    Девочка – 3 место.
    2013г. Лыжные гонки по программе 44-х спортивных игр «Северное Сияние»
    им. Чупрова И. И., среди воспитанников детских садов
    Грамота – Победитель соревнований
    Именные грамоты:
    Мальчик – 2 место;
    Девочка – 2 место.
    2014г. Лыжные гонки среди воспитанников ДОУ г. Нарьян-Мар на дистанций 500м.
    Диплом за 1-е командное место
    Именные грамоты:
    Мальчик – Победитель;
    Девочка – 2 место;
    Девочка – 3 место.
    2014г. 45-х окружных спортивных соревнований по лыжным гонкам «Северное Сияние» им. Чупрова И. И.
    Диплом 1 степени
    Именные грамоты:
    Мальчик – 2 место;
    Девочка – Победитель;
    Девочка – 3 место.

  4. Ильшат Ответить

    Постепенно, с приобретением навыка правильного передвижения лыжными ходами, с появлением свободы и расслабленности в движениях должны повышаться скорость передвижения и, соответственно, нагрузка на функциональные системы организма.
    Ученые утверждают, что совершенствование техники после овладения ею должно осуществляться на близких к соревновательной или равной ей скоростях. Такая работа даже на коротких отрезках хорошо тренирует функции сердечно – сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем организма. На таких скоростях величины ЧСС у школьников превышает 180 уд/ мин. так что в данном случае связь технической подготовки с физической проявляется достаточно четко.
    При совершенствовании лыжной техники возможно и направленное воздействие на определенные физические качества. Так, при изучении скользящего шага развивается сила отталкиваний ногами, например, в играх «Кто дальше», «Шире шаг», «Накаты» и др. Одновременно с освоением бесшажного одновременного хода развивается сила и силовая выносливость мышц рук и туловища. При спусках и поворотах – равновесие и ловкость. С созданием специальных условий выполнения упражнений (в подъем, по глубокому снегу, с одной палкой и т.д.) увеличивается нагрузка на то или иное физическое качество: силу, силовую выносливость, быстроту, общую выносливость.
    Этап обучения технике лыжника, формирования основных специальных навыков и координационных связей – это одновременно и первый этап развития физических качеств лыжника, как бы необходимый минимум развития общей, силовой и скоростной выносливости.
    На втором этапе обучения (6 – 7 классы) технические навыки, полученные на первом этапе, закрепляются в упражнениях на лыжах, направленных на развитие специальных скоростно – силовых качеств. Как известно, скоростные качества лучше всего развиваются в повторных или интервальных тренировках на отрезках от 100 до 200м. При работе с учащимися на отрезках следует следить, чтобы скорость передвижения нарастала постепенно, не превышала заданную, сохранялась свобода, амплитуда и расслабленность движений. Учащиеся должны стремиться сохранять правильную технику и ненапряженность движений при повышении скорости и сохранять их на протяжении всего отрезка.
    Так как число тренировочных отрезков может достигать при работе над скоростными качествами 10 – 12 в 2- 3 сериях, то особенно важен контроль техники при каждом повторении. На данном этапе это важнейшая задача, так как техника оттачивается на соревновательных или близких к ним скоростях.
    Силовые качества развиваются путем более мощного воздействия циклической нагрузки как на локальные группы мышц, так и на все мышечные группы, участвующие в движении. Например, в ускорениях в тягун на руках одновременным или попеременным бесшажным ходом мощную силовую нагрузку получают мышцы рук и туловища, а при передвижении классическим попеременным ходом без палок особенно сильно нагружаются мышцы ног. Преодоление крутого подъема одним из лыжных ходов в полной координации (попеременным двухшажным, одновременным одношажным) или передвижение по глубокому снегу даст сильную силовую нагрузку на все группы мышц, участвующие в движении.
    При занятиях, направленных на развитие силовых и скоростно – силовых качеств, следует ограничивать длину отрезка трассы, ориентируясь на ЧСС школьников (не более 180 уд/мин.), и увеличивать паузы отдыха между ускорениями до 2- 3 мин, а при работе сериями – до 5 – 6мин. контроль техники преодоления отрезка при таких упражнениях обязателен. Многократно повторенное и правильно, с акцентированным усилием выполненное упражнение позволит создать прочные координационные связи, упрочит технику лыжного хода.
    Третий этап лыжной подготовки (8 – 11 классы) должен совпадать с началом сенситивного периода развития выносливости. Главная задача этапа – совершенствование основных функциональных систем организма школьника, физических качеств. Лыжная техника на этом этапе является средством, с помощью которого возможно наиболее мощно и эффективно воздействовать на эти качества и системы.
    Значительный прирост в развитии большинства физических качеств в данный период объясняется двумя факторами. Во – первых, тем, что он совпадает с сенситивными периодами развития выносливости, скоростной выносливости и силы. Во вторых, тем, что в уроке нет необходимости выделять часть времени на обучение лыжной технике, ибо вся эта работа уже проведена ранее.
    Наиболее мощно воздействует на развитие физических качеств однонаправленные нагрузки, например повышающие уровень только силовых качеств или только выносливости. Но частое использование таких нагрузок нежелательно, так как они сильно утомляют нервную систему учащихся.
    Однонаправленная нагрузка ставит задачей развитие лишь одного физического качества. Например, развитие силовой выносливости интервальным передвижением в тягун бесшажным или одношажным одновременным ходом или скоростной направленности – ускорениями на отрезках трассы.
    Комплексное воздействие может включать в себя лыжные упражнения, направленные на развитие различных качеств лыжника – силовых, скоростных, выносливости. При комплексном воздействии нагрузки последовательно развиваются несколько качеств: быстрота (ускорениями на коротких отрезках с большими паузами отдыха), силовая выносливость (передвижением в тягун или подъемом на одних руках или ногах), общая или специальная выносливость (передвижение с заданной ЧСС в течение определенного времени или числа километров). Более трех задач включать в урок не рекомендуется.
    Уроки по совершенствованию физических качеств можно разнообразить и по форме их проведения. Это могут быть уроки в виде игр на местности, эстафет, походов, контрольных заданий. Нужно чаще менять места занятий и рельеф местности, на которой они проводятся. Технически хорошо подготовленные учащиеся смогут в таких уроках передвигаться на лыжах в заданном учителем темпе и ритме, при необходимости произвольно повышать или снижать интенсивность передвижения, увеличивать или уменьшать длину и частоту шагов, быстроту преодоления подъемов, удерживать определенную скорость на сложной с неровностями трассе, на разбитой, с поворотами лыжне.
    Успешному развитию физических качеств у школьников во время лыжной подготовки способствует и домашние задания. Ученикам необходимо рекомендовать совершать лыжные прогулки на лыжах (в 1 – 4 классах под руководством родителей, а в 5 – 11 классах – самостоятельно). Очень важно убедить родителей в необходимости организовывать и контролировать такие самостоятельные занятия детей.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *