Какие качества развиваются у человека в процессе игры?

14 ответов на вопрос “Какие качества развиваются у человека в процессе игры?”

  1. Gamuro Ответить

    Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.
    Какие качества развивают игры в детях:
    Физические – совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;
    Интеллектуальные – специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;
    Социальные – способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.

    Физические качества, которые развивают игры

    В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга.
    Основные физические качества, которые развивают игры:
    Сила – степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;
    Ловкость – быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
    Гибкость – морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;
    Быстрота – перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;
    Выносливость – умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.

    Интеллектуальные качества, которые развивают игры

    Лучший способ развития мышления – регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры.
    Какие качества развивают игры и в чем их польза:
    Аналитическое мышление – умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи;
    Логику – способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы;
    Дедукцию – способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности;
    Важное качество, которое развивает игра – это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации;
    Прогнозирование – формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия;
    Абстрактное мышление – способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике;
    Образное мышление – умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы;
    Концентрацию – способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности.

    Социальные качества, которые развивают игры

    Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.
    Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме.
    Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:
    Самостоятельность – умение принимать решения и действовать без помощи со стороны, особенно взрослых (учителей, родителей);
    Смелость – способность преодолеть собственные страхи;
    Честность – важное качество, являющееся основой порядочности, вызывающей доверительное отношение со стороны окружающих;
    Доброту – способность к сочувствию и сопереживанию, желание помочь;
    Трудолюбие – в процессе игр ребенок учится работать и получать удовольствие от своего труда;
    Ответственность – умение отвечать за свои поступки, принятые решения и действия в ходе игры и в дальнейшей жизни;
    Уважение – способность уважать и учитывать мнения и желания окружающих;
    Уверенность в собственных силах – формируется при должной оценке игровых достижений со стороны взрослых, с одновременным обучением правильному переживанию неудач и неприятностей.
    Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.
    По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые – разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

  2. ve4no_6yx0i Ответить

    Надежда Ярченкова
    Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника
    Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все закономерно. Самой природой заложено в детях такое поведение. Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, нарабатывается двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Потому сами дети выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели – подвижные игры.
    Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
    По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.
    Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
    Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Они всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его. Это средство физического воспитания детей. Игра дает возможность развивать и совершенствовать их движения. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.
    Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно – психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
    Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание игры определяется движениями, которые входят в ее состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
    Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях. В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших – перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить ее самостоятельно.
    Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем:
    – Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого ее характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста.
    – Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.
    – Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.
    Таким образом, подвижная игра – это одно из важнейших средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность подвижной игры – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
    К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
    По мнению А. П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни и сказки. Именно по этому признаку они и называются народными. На огромное воспитательное значение народных игр указывали все, кто так иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности. Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали довольно значительное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игр с оттенком языческого культа, которые сопровождались большой частью шумным весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми. Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют самого обширного участия всех духовных и телесных сил. С ловким, проворным движением тела и его членов, здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость, а проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах. Игры такого рода благосклонно влияют на развитие детского организма.
    На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера. Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е. А. Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой. Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е. А. Покровский писал, что «игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство». Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т. е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими.
    Также на необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала «заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью». Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр – развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
    Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та игра или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
    Таким образом, народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
    Не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное, значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны, прежде всего, сами знать историю их появления, их воспитательное значение.
    Используемая литература
    1. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА
    ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯДО ШКОЛЫ
    Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой
    СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС
    2. Воспитание детей в игре под редакцией Д. В. Менджерицкой. Москва Просвещение, 1979 г.
    3. Игры с правилами в детском саду. Издательство Просвещение 1979 г.
    4. Методические рекомендации «Игры с детьми 3-4 лет». Творчество ФОСС, Москва 2008г.
    5. М. А. Михайлова, «Народные праздники, игры, развлечения». Ярославль «Академия развития»2005г.
    6. М. Б. Зацепина, «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников».

  3. Arashitaxe Ответить

    Анастасия Эльмурзаева
    Сборник дидактических игр для развития нравственных качеств личности
    Дидактические игры способствуют развитию познавательных процессов. В данном сборнике представлены, дидактические игры, которые способствуют развитию
    нравственных качеств личности (доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, бережного отношения к окружающему) у детей старшего дошкольного возраста. При подборке игр учитывались возрастные особенности детей старшего
    дошкольного возраста. Каждая дидактическая игра содержит цели, руководство для
    проведения, описание материалов, какие нужны для проведения игр, некоторые игры
    снабжены схематическими изображениями, картами, схемами. Содержание игр
    позволит воспитателям ДОУ уточнить и закрепить знания детей, развивать их познавательные процессы.
    Дидактические игры обладают богатейшими возможностями для развития у дошкольников таких качеств личности, как доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, бережного отношения к окружающему.
    Дидактические игры способствуют закреплению, расширению и углублению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях по всем разделам программы обучения в ДОУ, вне занятий, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми.
    Игры на развитие доброжелательности
    Доброжелательность – стремление человека быть открытым другим людям.
    Словарь Ожегова
    Воспитание доброжелательности должно проявляться во всем. Мы довольна часто говорим, друг другу различные слова, к примеру: желаю тебе счастье добра. В этих сказанных словах проявляется не просто вежливость. Выговаривая эти слова, мы можем проявить свою сущность, и в этом нашим детям помогают дидактические игры, которые формируют у них правильное отношение к явлениям общественной жизни. С малых лет необходимо приучить ребенка уметь видеть окружающие чувства, и научить ребенка чувствовать.
    Ласковые имен
    Цель: воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.
    Материал: мяч
    Игровые действия: все встают в круг.
    Игровые правила: побеждает игрок, назвавший больше ласковых имен.

    Ход работы

    Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Ласковые имена». Для этого все дети встают в круг. Выбирается ведущий, он бросает игроку мяч, ласково называя его по имени.
    Чудо-дерево
    Цель: формировать доброжелательных качеств у детей
    Материал: корзина, зеленные листочки
    Игровые действия:дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле

    Ход работы

    Воспитатель предлагает следующую ситуацию
    – Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его!
    Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:
    – Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?
    Жизнь в лесу
    Цель: формировать доброжелательных качеств у детей, учить выражать свое отношение при помощи жестов.
    Игровые действия:чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ).
    Игровые правил: дети не должны разговаривать между с собой.

    Ход работы

    Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой

  4. свёколка Ответить

    Ситуация:
    Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть. И он захотел выйти из игры. Воспитатель предложила Климу спросить разрешение у капитана.- Товарищ капитан, – обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, – разрешите мне уйти с корабля? Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!». Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
    Ответ: Игра – основной вид деятельности ребенка. В процессе игры происходит развитие памяти, воображения, мышления, эмоций, воли, характера. Игры дают возможность интересно, весело провести занятие и свободное время. Большую роль играют они и в деле воспитания ребенка, помогая формировать у него разнообразнее знания и умения, приучая его к определенным правилам поведения, взаимоотношений с окружающими людьми, постепенно вводят в большой мир.
    Первые семь лет в жизни человека – период наиболее интенсивного физического и духовного развития. В этот период изменения происходят так быстро, что между детьми, разница в возрасте которых составляет лишь один год, существуют очень большие различия. Поэтому для каждого возраста требуются специальные игры и игрушки. Существенно изменяется и сама организация игры.
    В игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные потребности, складывается характер. Для того, чтобы создать все необходимые условия для развития и творческой деятельности детей нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
    Дети становятся активными, любознательными, укрепляются их память, внимание, развивается логическое мышление, вырабатывается самостоятельность, находчивость и усидчивость.
    Практическое задание № 20.
    Проанализируйте какие, особенности познавательных психических процессов младшего школьника проявились в этом примере:
    «Ученики младших классов пишут диктанты, изложения, списывают упражнения с книги. Часто делают ошибки. Проверяя свою работу, дети часто их не видят и пропускают, хотя хорошо знают правила.
    Ответ:В первые дни школьной жизни ребенок бывает настолько переполнен новыми впечатлениями, что даже у подготовленных к обучению детей проявляются порой совсем нетипичные для них особенности в поведении. Психологи выделяют ряд факторов, оказывающих влияние на поведение учащихся в начале обучения. К ним относится резкое изменение режима всего дня. Многие дети после занятий предоставлены сами себе, должны самостоятельно распределять свое время, что плохо им удается, дезорганизует и утомляет. Дополнительное утомление создает и то, что с приходом в школу ребенок все время занимается напряженной умственной деятельностью, тогда как в детском саду его день по преимуществу был заполнен увлекательной игрой. Влияют на него также и новые взаимоотношения. Вначале он поглощен только учебой, мало входит в контакт с одноклассниками и некоторое время чувствует себя чужим, а в детском саду в процессе коллективных игр постоянно общался со сверстниками. Вся жизнь в школе связана с личностью учителя, а позиция педагога по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада. Отношения с воспитателем были более интимными, он выполнял по отношению к ребенку в какой-то степени функции родителей, а отношения с учителем складываются только в процессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдержанными, что несколько сковывает начинающих учеников, создает напряжение.

  5. СТОЙ С ТОЙ Ответить

    Игровое поведение.
    Работу выполнили:
    студентка IV курса, 406 группы
    очной формы обучения
    Летушкина Ирина Владимировна.
    Петрова Светлана Андреевна
    Работу проверил(а) :
    д.п.н.,
    профессор Суворова Галина Андреевна
    Москва, 2016 г.
    Содержание.
    Введение.
    1.Что такое игра и её особенности.
    2. Качества, которые развивают игры.
    Список литературы.
    Введение.
    Игра животных и человека давно интересовала философов, педагогов и психологов, но предметом специального психологического исследования она становится только в конце XIX в. у К. Грооса. До Грооса итальянский ученый Д. А. Колоцца предпринял попытку систематизировать материалы о детских играх. В его книге содержится попытка раскрыть психологическое и педагогическое значение детской игры. Именно этим объясняется то, что итогом психологической части книги является классификация игр по психическим процессам, которые наиболее ярко представлены в тех или иных играх и которые, по мысли автора, в этих играх упражняются.
    Основные идеи «теории упражнения» К. Гроос определяет в следующих положениях:
    «1) каждое живое существо обладает унаследованными предрасположениями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирожденным особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста…
    2) у высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции, как бы необходимы они ни были, являются недостаточными для выполнения сложных жизненных задач;
    3) в жизни каждого высшего существа есть детство, т. е. период развития и роста, когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь; эта возможность дается ему при помощи родительского ухода, который, в свою очередь, опирается на прирожденные предрасположения;
    4) это время детства имеет целью сделать возможным приобретение приспособлений, необходимых для жизни, но не развивающихся непосредственно из прирожденных реакций; поэтому человеку дано особенно длинное детство – ведь чем , совершеннее работа, тем дольше подготовка к ней;
    5) возможная благодаря детству выработка приспособлений может быть различного рода. Особенно важный и вместе с тем самый естественный путь выработки их состоит в том, что унаследованные реакции в связи с упомянутой импульсивной потребностью в деятельности сами стремятся к проявлению и таким образом сами дают повод к новоприобретениям, так что над прирожденной основой образуются приобретенные навыки – и прежде всего новые привычные реакции;
    6) этот род выработки приспособлений приводится при помощи тоже прирожденного человеку стремления к подражанию в теснейшую связь с привычками и способностями старшего поколения;
    7) там, где развивающийся индивидуум в указанной форме из собственного внутреннего побуждения и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями игры».
    Что такое игра и её особенности.
    Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки и будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.
    Функции игры
    -социокультурная,
    – межнациональная коммуникация,
    – самореализации,- коммуникативная,
    -диагностическая, игротерапевтическая,
    – коррекция,
    -развлекательная.
    Классификация игр.
    · по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
    · по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);
    · по игровой методике(предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
    · по предметной области(математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.);
    · по игровой среде(с предметами и без предметов, компьютерные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).
    Из всего многообразия игр нами выделены основные группы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содержащим классификационные признаки:
    -игры по времени проведения;
    – игры по месту проведения;
    -игры по возрасту участников;
    -игры по степени регулирования;
    -игры с предметами и без предметов;
    -игры по содержанию.
    Качества, которые развивают игры.
    Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.
    Какие качества развивают игры в детях:
    – Физические – совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;
    – Интеллектуальные – специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;
    – Социальные – способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.

    Физические качества, которые развивают игры.
    В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга.
    Основные физические качества, которые развивают игры:
    · Сила – степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;
    · Ловкость – быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
    · Гибкость – морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;
    · Быстрота – перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;
    · Выносливость – умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.

  6. южный ветер Ответить

    Игры, развивающие волевые качества ребенка, направлены прежде всего на формирование таких физических способностей детей, как ловкость, быстрота реакции, сила воли, стремление к победе, выносливость и некоторые другие.
    Именно эти игры помогают преодолеть дефекты домашнего воспитания, когда ребенок слишком изнежен и не приспособлен к жизни в коллективе. А это часто случается с теми ребятами, которые поступают в детский сад не в 2–3 года, а только в 5–6 лет.
    При помощи игр, подобранных в данном разделе, воспитатель поможет многим малышам проявить свою индивидуальность, способности, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации. Кроме того, дети начинают думать не только о своих достижениях, но и об успехах команды в целом, что очень важно при создании крепкого сплоченного коллектива.
    ДогонялкиЦель игры: учить ребят играть в коллективе, развивать память, мышление и воображение, умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Развитие таких физических качеств, как воля, стремление к победе, сила, ловкость и быстрота.
    Оборудование: красный платочек или ленточка.
    Возраст: 3–4 года.
    Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе. Для этого при помощи любой считалочки выбирается водящий. Счи-талочка обычно бывает следующей.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышли точки погулять.
    Вдруг резинка выбегает
    И одну из них стирает.
    Что тут делать,
    Как тут быть?
    Выходи, тебе водить.
    (В. Волина)
    После этого руководитель объясняет детям правила игры. Ребята должны убегать от водящего, который старается догнать одного из игроков и дотронуться до его плеча рукой. Если это произошло, то игрок, которого осалили, берет у догоняющего красный платочек и становится водящим.
    Задача игроков заключается в том, чтобы постоянно следить за тем, как водящие меняются, и убегать от догоняющих как можно быстрее. Если площадка для игры не очень большая, то можно нарисовать мелом 4–5 кругов диаметром 30–40 см, которые будут служить «домиками» для тех, кто убегает.
    Эта игра обычно проводится очень весело и нравится ребятам, поэтому в нее можно играть довольно часто и с детьми старшего дошкольного возраста.
    ПряткиЦель игры: вырабатывать такие физические качества, как быстрота, ловкость, воспитывать силу воли, стремление к победе, учить проявлять инициативу и показывать свою индивидуальность, воспитывать в детях отзывчивость, честность, вызывать желание общаться со сверстниками, развивать логику, быстроту мышления.
    Оборудование: шарф или плотный платок для завязывания глаз водящему.
    Возраст: 3–4 года.
    Ход игры: руководитель предлагает ребятам поиграть в прятки, но не простые, а необычные. Сначала следует выбрать водящего. Сделать это можно при помощи следующей считалочки.
    Высоко-превысоко
    Бросил я свой мяч легко.
    Выше дома, выше крыши,
    Облаков высоких выше.
    Но упал мой мяч с небес,
    Закатился в темный лес…
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Я иду его искать!
    (В. Волина)
    Ребенку, которого выбрали среди остальных участников, завязывают глаза платком и просят произнести небольшую считалку. Раз, два, три, четыре, пять, Я иду искать. Кто не спрятался, Я не виноват. Пока водящий говорит эти слова, все остальные дети начинают прятаться, но когда он произнесет последнюю фразу, то снимает повязку с глаз и внимательно смотрит по сторонам, чтобы заметить тех детей, которые спрятались не очень хорошо или вовсе не успели этого сделать.
    Если водящий заметит игрока, он должен громко назвать его имя и продолжать поиск остальных участников. Игрок, которого нашли самым последним, становится водящим, ему завязывают глаза и просят рассказать счита-лочку, во время произнесения которой все снова прячутся.
    Данную игру можно проводить и с детьми постарше, при этом они должны считать не до 5, как малыши, а до 10 или даже до 20. В случае, если водящий находит одного из игроков, он должен не просто назвать его имя, но и добежать до определенного предмета и произнести имя еще раз.
    Если игрок при этом опередил водящего, добежал до необходимого пункта раньше и произнес громко свое имя, то сам становится водящим.
    Чей подарокЦель игры: выработать такие качества, как быстрота, ловкость, сила воли, умение сознательно управлять своими действиями.
    Оборудование: веревочка длиной 1 м, 2 детских стула, небольшая коробочка с конфеткой внутри, конфеты или другие небольшие призы для всех участников.
    Ход игры: воспитатель собирает ребят вместе и предлагает найти самого быстрого и ловкого, для этого необходимо принять участие в конкурсе.
    Руководитель ставит стулья спинками друг к другу и при помощи считалочки выбирает двух участников игры, которые занимают места на стульях, садясь спиной к спине. Считалочка может быть следующей.
    Приплывали три дельфина,
    Выгибали к небу спины,
    Налетали с трех сторон.
    Ты, акула, выйди вон!
    (В. Волина)
    Под стулья необходимо положить веревочку, к центру которой привязана коробочка с небольшим призом. Веревку следует расположить так, чтобы ее концы были под ногами у участников.
    Затем по сигналу руководителя дети пытаются как можно скорее схватить веревочку и дернуть ее на себя, чтобы противник не успел схватить ее хвостик. Побеждает тот, кто успел это сделать. Выигравший достает конфетку или другой приз из коробочки и идет к ребятам, которые в свою очередь выбирают новых участников.
    Кто сильнееЦель игры: развивать такие качества детей, как выносливость, стремление к победе, сила воли, быстрота реакции, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации.
    Оборудование: гимнастическая палка, круг диаметром 50 см, начерченный на полу или игровой площадке.
    Возраст: 4–5 лет.
    Ход игры: руководитель делит группу детей на 2 команды и предлагает каждой из них придумать себе название. Когда ребята справятся с заданием, можно приступить к объяснению правил игры, которые заключаются в том, чтобы перетянуть соперника на свою сторону.
    Следующим этапом малыши выбирают по одному участнику из каждой команды, которые будут соревноваться между собой. Ребята встают в центр круга, берутся руками за гимнастическую палку и начинают тянуть соперника на себя, стараясь перетянуть его на свою половину круга. Участник, который победил в состязании, приносит своей команде одно очко. Далее выходят другие представители команд, и так до тех пор, пока все не примут участие в игре. Побеждает та команда, которая набрала больше очков.
    Существуют и другие варианты проведения игры, например такой. Участники делятся на две команды и выстраиваются в ряд друг против друга. Затем игроки берутся за правые руки, а левые отводят за спину. По свистку воспитателя все начинают перетягивать соперника на свою сторону. Та команда, которая сможет перетянуть больше детей, побеждает в конкурсе. Но нельзя забывать о том, что соревноваться между собой должны либо одни мальчики, либо одни девочки, чтобы силы участников были равными.
    Собери картинкуЦель игры: развивать память детей и умение видеть изменения, которые произошли с предметами, учить запоминать порядок расположения наглядного материала, вырабатывать такие качества, как быстрота, ловкость, сила воли, стремление к победе.
    Оборудование: 2 одинаковые картонные картинки с изображением бабочки, разрезанные на 9 равных частей. Одна целая картинка размером не меньше альбомного листа (для образца).
    Возраст: 4–5 лет.
    Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на две команды, в каждой из которых должно быть одинаковое количество мальчиков и девочек. Затем ребятам показывается картинка, на которой изображена бабочка и наборы небольших карточек. Именно из них необходимо собрать такой же рисунок.
    Следующим этапом руководитель кладет карточки на финальной линии для каждой команды и предлагает детям необычную эстафету. Правила ее заключаются в том, что ребята должны по очереди принести все карточки, затем, собравшись вместе, собрать рисунок из принесенных частей. В игре побеждает та команда, которая справилась с заданием быстрее.
    В данной игре можно использовать не только карточки, но и кубики с картинками. При этом необходимо заранее обговорить, какую картинку дети должны собрать.
    ВеревочкаЦель игры: развивать вестибулярный аппарата детей, умения двигаться вместе с друзьями в колонне.
    Оборудование: две веревочки по 2 м, 6 кеглей, прочерченные линии старта и финиша.
    Возраст: 4–6 лет.
    Ход игры: воспитатель предлагает ребятам сыграть в одну очень интересную игру, которая называется «Веревочка». Правила ее заключаются в том, что необходимо как можно быстрее набрать на свою веревочку всех игроков команды.
    Далее руководитель делит детей на 2 команды таким образом, чтобы их силы были примерно равны. Затем необходимо расставить кегли так, чтобы две из них находились на пути движения команд, а третья стояла в конце. Ее-то и нужно обогнуть, а затем вернуться обратно. Если во время движения команда задела кеглю и та упала, то необходимо вернуться и поставить ее снова.
    Итак, первым участникам команд выдается веревочка, и по свистку они начинают движение, огибая кегли, затем возвращаются обратно по прямой. Теперь за веревочку берется следующий участник, и они уже вдвоем начинают движение. Так продолжается до тех пор, пока все участники каждой команды не будут выстроены паровозиком, держась за веревку. Двигаться такой колонной довольно сложно, поэтому необходимо предупредить ребят о том, что если двигаться медленнее, то больше шансов прийти к линии финиша, а потом и старта первым.
    В игре побеждает та команда, которая наиболее аккуратно прошла дистанцию и вернулась на линию старта первой.
    Есть и вариант данной игры: дети не используют веревочку, а держатся за одежду предыдущего игрока, но двигаться таким образом намного сложнее, поэтому подобная игра может проводиться только с ребятами старшего дошкольного возраста.
    Кто дойдет раньше до флажкаЦель игры: развивать сообразительность, находчивость, способность быстро реагировать и выполнять необходимые действия в определенной ситуации. Развивать мышление и умение ориентироваться в помещении с закрытыми глазами при помощи полученных команд.
    Оборудование: два небольших флажка на подставке, два шарфа или платка для завязывания глаз, 4 воздушных шарика.
    Возраст: 5–6 лет.
    Ход игры: руководитель объясняет ребятам правила игры, которые заключаются в том, чтобы как можно быстрее дойти до флажка, но при этом необходимо преодолеть невидимые препятствия.
    Дети по команде воспитателя рассчитываются на «первый-второй», затем делятся на 2 группы, в одной из которых находятся первые номера, а в другой – вторые. Следующим этапом ребята самостоятельно придумывают названия своим командам и выбирают по 2 человека для участия в игре, один из которых будет подсказывать другому ребенку во время состязания.
    Теперь участникам, которые будут проходить дистанцию и искать флажок, завязывают глаза шарфом или платком, а на пути к долгожданному предмету кладут воздушные шарики. Если участник эстафеты наступит или дотронется до шара ногой, то команда теряет 1 очко. Чтобы избежать этого, другой ребенок, выбранный помощником, во время движения участника подсказывает ему, куда следует идти.
    Участник, который достигает флажка, берет его в руку, снимает повязку и быстро бежит обратно к линии старта. Тот ребенок, который добежит первым, получает 3 очка, а тот малыш, который пришел вторым, – только одно. Теперь команда выбирает еще 2 участников для подобного состязания. Так длится до тех пор, пока все дети не примут участие в эстафете. Воспитатель все это время следит за игрой и подсчитывает количество очков.
    Если воздушный шарик во время эстафеты улетел в сторону, руководитель кладет его на место. Шарик можно заменить предметом похожей формы.
    Внимательный художникЦель игры: показать детям несколько способов для улучшения памяти, научить ребят самостоятельно развивать мышление и внимание, развивать речь детей и приобщать к игре со сверстниками.
    Оборудование: 3 шарфа для завязывания глаз, 3 кусочка мела разного цвета и несколько магнитов для прикрепления к магнитной доске.
    Возраст: 5–6 лет.
    Ход игры: руководитель рисует на магнитной доске 4 небольших круга мелом (диаметром около 20 см), в центре каждого чертит еще одну маленькую окружность. Далее он предлагает ребятам внимательно посмотреть на фигуры и как можно лучше запомнить месторасположение каждой.
    Затем воспитатель предлагает ребятам проверить свою память. Для этого он вызывает 2–3 детей к доске, завязывает им глаза шарфом и выдает каждому кусочек мела разного цвета.
    Теперь внимательные художники должны поставить небольшие метки в виде маленьких кружочков или крестиков на доске в тех местах, где, по их мнению, расположены круги. Когда все участники выполнили задание, они снимают повязки и все остальные дети начинают оценивать, насколько точным оказался каждый ребенок.
    Если малыш поставил метку в круге, то он получает 1 очко, если метка оказалась в самом центре, то заслуживает 3 очка. Все подсчитывают количество очков и выявляют победителя. Игру можно проводить несколько раз подряд, располагая круги в разных местах, чтобы ребятам сложнее было ориентироваться в данной ситуации.
    Быстрые зайчатаЦель игры: развивать у детей внимательность, быстроту реакции, умение принимать правильное решение в короткие сроки.
    Оборудование: на игровой площадке начерчен один большой круг диаметром около 20 м, внутри круга нарисованы кружки поменьше (их должно быть на один меньше, чем количество игроков). В центре расположен более яркий круг для водящего.
    Возраст: 5–6 лет.
    Ход игры: руководитель предлагает ребятам выбрать водящего, который становится в центр круга. Остальные участники – Зайчата – занимают свои места в небольших кружках, которых должно хватить всем.
    После этого водящий произносит слова: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Это является знаком того, что можно покидать свои домики. При этом все участники начинают весело прыгать, не пересекая границы самого большого круга.
    Но когда водящий произнесет слова: «Раз, два, три, четыре, пять, пора домики занять», все игроки очень быстро стараются прыгнуть в один из свободных кружочков. Водящий пытается успеть сделать то же самое. Тот игрок, кому не хватило свободного кружка, становится водящим.
    Основное правило заключается в том, что нельзя двоим зайчатам одновременно занимать один и тот же домик. В нем остается тот игрок, который прыгнул в круг раньше. Водящий может начинать борьбу за свободный домик только после того, как произнесет необходимую фразу полностью.
    Змей ГорынычЦель игры: вызывать желание совершенствовать свои двигательные навыки, развивать творческие способности детей, их речь, воображение, умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации.
    Оборудование: две небольшие веревки, мел, две булавы, две «волшебные палочки» (небольшие эстафетные палочки), свисток.
    Возраст: 6–7 лет.
    Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на 2 команды и придумать каждой название, чтобы оно было связано с русскими народными сказками, например «Волшебный сундучок», «команда Василисы Прекрасной» и т. п.
    Далее руководитель выстраивает команды в 2 шеренги и объясняет правила игры: как можно быстрее пройти дистанцию, обогнуть булаву и вернуться обратно, чтобы передать «волшебную палочку» следующим участникам.
    Трудность передвижения состоит в том, что дети передвигаются парами, к тому же правая нога одного ребенка связана с левой ногой второго. Для того чтобы преодолеть дистанцию, необходимо сначала научиться двигаться вдвоем. Итак, по сигналу руководителя ребята начинают ходьбу, словно Змей Горыныч доходят до булавы, огибают ее и возвращаются обратно, передают следующей паре участников эстафетную палочку («волшебную палочку»), развязывают веревку с ног и завязывают подобным образом следующим участникам. Только после этого новоиспеченный Змей Го-рыныч начинает движение.
    В игре побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
    Самый устойчивыйЦель игры: развивать у детей самостоятельность, воображение, творческие способности, наблюдательность, стремление к победе, силу воли, быстроту реакции и другие физические качества ребят.
    Оборудование: большой круг, начерченный на полу или на игровой площадке, 1–2 воздушных шарика.
    Возраст: 6–7 лет.
    Ход игры: руководитель предлагает ребятам рассчитаться на «первый-второй», для того чтобы разделить группу на 2 команды. После этого дети должны придумать названия для своих команд.
    Теперь можно приступать к объяснению правил игры, которые заключаются в том, что необходимо вытолкнуть соперника из круга, не используя при этом руки.
    Итак, дети выбирают по одному участнику из каждой команды, которые становятся в центр круга, убирают руки за спину и сгибают в колене одну ногу. Таким образом дети должны, прыгая на одной ножке, вытолкнуть соперника за линию круга. Победитель получает воздушный шарик.
    Далее команды выбирают еще по одному участнику, которые соревнуются подобным же образом. Но не стоит забывать о том, что силы участников должны быть примерно одинаковыми и нельзя участвовать в соревновании дважды. Побеждает та команда игроков, набравшая большее количество воздушных шариков, которые она и оставляет себе в качестве приза.
    Если данная игра вызывает небольшие затруднения у участников, то перед началом состязания желательно провести разминку, на которой дети должны попрыгать на одной ножке, немного побегать и т. д.
    Веселые забавыЦель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, стремление к победе, силу воли.
    Оборудование: 6 разноцветных крупных кубиков, магнитофонная запись быстрой мелодии, призы победителям.
    Возраст: 6–7 лет.
    Ход игры: воспитатель собирает ребят вместе и при помощи считалочек выбирает 7 участников. Считалочки могут быть следующими.
    Раз, два, три, четыре,
    Мы сидели на квартире,
    Чай пили, булки ели,
    Позабыли, с кем сидели.
    Раз, два, три, четыре,
    Кто не спит у нас в квартире?
    Всем на свете нужен сон,
    Кто не спит, тот выйдет вон.
    (Д. Хармс)
    Когда все участники набраны, воспитатель начинает объяснять правила игры, которые заключаются в том, что необходимо бегать и прыгать вокруг кубиков под музыку, но когда она остановится, следует очень быстро схватить один из них. Так как игроков 7, а кубиков только 6, то одному участнику его не достанется, поэтому он выбывает из игры и забирает с собой один кубик. Игра продолжается дальше до тех пор, пока в игре не останется только один кубик и 2 участника. На этом этапе определится победитель игры, который и получит долгожданный приз.
    Данную игру можно проводить несколько раз подряд, чтобы в ней смогли поучаствовать все дети.
    Перейди болотоЦель игры: развивать быстроту, ловкость, вестибулярный аппарат детей, внимательность, наблюдательность, желание играть в коллективе сверстников.
    Оборудование: 4 альбомных листа или небольшие дощечки, 2 одинаковые игрушки.
    Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды и придумать каждой название. Затем руководитель выдает командирам по две дощечки и говорит, что необходимо дойти до игрушки, которая расположена в нескольких метрах от линии старта, взять ее и принести следующему участнику.
    Ребенок берет игрушку, помещает ее в карман и при помощи двух дощечек передвигается к тому месту, где игрушка находилась ранее, и кладет ее на место. Так продолжается до тех пор, пока все игроки не примут участие в эстафете.
    В игре побеждает та команда, которая быстрее другой закончила передвижение и вернулась в исходное положение. Но нельзя забывать о том, что наступать ногами на пол запрещено.
    Организовать игру можно и немного иначе. Для этого в состязании будут принимать участие не по одному игроку из каждой команды, а по два. При этом один будет передвигаться по «камушкам» (дощечкам), а другой будет их перекладывать.

  7. Katilar Ответить

    Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

    В чем польза этого процесса?

    Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:
    – познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

    – образное мышление, фантазия и воображение.
    В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.
    – физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

    – речь.
    Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

    – нравственные качества.
    Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

    – мотивационная сфера.
    Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.
    Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:
    • развить логику и мышление;
    • развить мелкую моторику;
    • научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
    • осознать и придерживаться правил;
    • тренировать память и внимание.
    С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.
    Какие игры выбрать и как заниматься?
    Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:
    • для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
    • для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
    • игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
    • для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
    • познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.
    Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.
    Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.
    Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.
    Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.
    Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

  8. Ballalore Ответить

    Значимость игры в развитии человека
    «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».
    А.С. Макаренко.
    Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо…
    В ней, как в зеркале, отражалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Ещё в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений.
    Все мы родом из детства, все мы в детстве играли в различные игры. Порой до глубокой старости люди помнят, во что играли и с кем играли. Случайно ли это? Какова же роль игры в жизни человека?
    Психологи и физиологи давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры не только детей и взрослых, но и животных, находя сходство. Они пытаются установить природу и значение игры. Одни в игре видят источник выхода «… избыточной жизненной силы. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку пред серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому выполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддерживанию чувств личности».
    Игра относится к основным видам человеческой деятельности, наряду с ученьем и трудом. Она имеет многовековую историю и, появившись еще в жизни древнего человека, до наших дней считается до конца неразгаданной. Элементы игры присутствуют в жизни человека на любом этапе его жизни с раннего детства и до конца дней. В жизни взрослых людей игра тоже имеет огромное значение. Она всегда притягивала, завораживала и пленила людей. Но, что важнее всего для взрослого человека, она развлекала, давала возможность забыть об обыденном и надоевшем, окунутся в мир, где все нереально и поэтому просто.
    Игру можно рассматривать в самом широком контексте – от игр животных через игры детей к играм взрослых. Её можно определять и как исследовательскую деятельность, которая, однако, не направлена на достижение целесообразного результата; ка активность, в которой нет никакой функциональной необходимости, в этой связи невольно возникает вопрос: для чего же играют люди – дети и взрослые? Ответ будет звучать так: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. Игра, как отмечает Й. Хейзинга, не диктуется физической необходимостью: она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей.
    Еще в древние времена игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Было замечено, что лучшее лекарство от всех недугов – это игра. Один из наиболее известных врачей древности – римский врач Клавдий Гален рекомендовал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч. Не опровергает этот взгляд на игру и современная медицина. Детские психиатры считают, что одной из причин нарушений здоровья, особенно психических отклонений, является то, что дети в детстве не доиграли. Поэтому ученые настоятельно советуют не изолировать таких детей, а с помощью игры улучшать и развивать у них важнейшие психические свойства, определенные качества личности.
    В России игры всегда были популярны, их называли забавами, развлечениями, потехами. Русская народная культура издавна богата играми, в которых сочетается веселье, удаль, выдумка и искрометность. Игра – неотъемлемая часть народных праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда соотносились с природой (плелись венки и украшались березы, елки), с определенными этапами в жизни человека (день рождения, свадьба и др.).
    Однако целесообразность игры вовсе не включает её полезного результата, как и то, что она не перестает быть игрой, если приносит некий, полезный результат. С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества, получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни.
    Игру традиционно связывают с детством и описывают её как деятельность в условной, воображаемой ситуации. Сложно переоценить роль игр в самом эмоциональном и образном периоде жизни человека – в детстве. Все психологи и педагоги утверждают, что игра – это ведущий, основной вид деятельности детей. Игры для девочек, так же как и для мальчиков, являются основной школой жизни и помощником в развитии, хотя сами дети этого не осознают. Игра сопровождает на всех этапах его возрастного развития, начиная с «ладушек» и «сороки», игры в «дочки матери» и «салки» до спортивных и компьютерных игр. Она несет в себе заряд радости и веселья, а потому широко применяется на празднике и в походе, на перемене и внеклассном мероприятии, на семейном торжестве.
    Первая функция игры – развивающая – описана наиболее полно, особенно, особенно в контексте её значимости для становления личности ребенка. Одни игры развивают силу, выносливость, другие – ум, третьи – ряд в взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре своя иерархия. Так, интеллект необходимо проявлять в любой игре, но в одних он будет второстепенным фактором, в других – главным условием успеха.
    Вторая функция – компенсаторная – основана на том, что игра предстает как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни.
    Ребенка она привлекает возможностью раскрыть свои способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Игра – это действия в альтернативной реальности, в той или иной мере похожей на мир, который мы привыкли видеть вокруг себя, но в значительной степени от него отличающийся.
    Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
    Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
    Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
    Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
    Игра не только восполняет потребность в отдыхе и разрядке, но является и тренировкой перед серьезным делом, может быть упражнением для выработки самообладания. Игра удовлетворяет потребность что-либо уметь или совершать, в стремлении к главенству и лидерству. Игра может быть невинной компенсацией вредных побуждений, необходимым восполнением монотонной односторонней деятельности. Игра может стать удовлетворением неких, невыполнимых в реальной обстановке, желаний и тем самым способствовать поддержанию чувства стабильности личности.
    Многие писатели и поэты сравнивали нашу жизнь с игрой, где каждый играющий имеет свою роль. Способности играть и давать волю своему воображению, ни мало не заботясь о сиюминутном результате, проявляющиеся в детских забавах и развлечениях взрослых, составляют саму суть человечества. Биологи и этологи доказали, что игра тесно связана со стремлением индивидуума познать неизвестное и удовлетворить свое любопытство, она побуждает человека и всех высших животных осваивать окружающий мир. Значение, придаваемое непринужденной игре в той или иной культуре, дает нам возможность судить об ее основных чертах. Игра является феноменом, присущим всей живой природе, а не только человеку. Как показывают исследования, все высшие животные используют игру как способ общения, время провождения и обучения. У человека игра достигла точки своего наибольшего развития. Человек играет практически всю свою жизнь.
    Игра не есть обыденная жизнь, как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность. Даже малое дитя знает, что играет как будто «взаправду», что все это «понарошку».

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *