Какие элементы народных сказок вы видите в отрывке руслан и людмила?

9 ответов на вопрос “Какие элементы народных сказок вы видите в отрывке руслан и людмила?”

  1. velikolepnaya Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru
    Размещено на http://www.allbest.ru
    «Руслан и Людмила» — это первая поэма А.С. Пушкина, ее замысел родился еще в лицее.
    Она представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь.
    В поэме содержится много узнаваемых особенностей русской сказки. Как и во всякой сказке, повествование предваряется присказкой. Присказка — это особый жанр, очень короткий рассказ, прибаутка, предисловие к сказке. Она часто совсем не связана с самой сказкой по содержанию, а просто подготавливает слушателей к ней и усиливает фольклорную окраску текста.
    У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том:
    И днем и ночью кот ученый
    Все ходит по цепи кругом;
    Идет направо — песнь заводит,
    Налево — сказку говорит.
    Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит…
    В этой присказке перед нами проходят узнаваемые сюжеты сказок, рассказанных поэту няней Ариной Родионовной. Автор, подтверждая свою причастность к сказочному миру, говорит о своем знакомстве с ученым котом и готов рассказать одну из его сказок. Этой сказкой и является «Руслан и Людмила».
    Зачин — традиционное начало сказки — определяет место действия, знакомит нас с героями и вводит в курс дела — о чем идет речь, с чего начинается действие поэмы.
    С друзьями, в гриднице высокой.
    Владимир-солнце пировал;
    Меньшую дочь он выдавал
    За князя храброго Руслана…
    Читая поэму, мы отмечаем, что в ней есть и исторические персонажи (князь Владимир, певец Баян) и выдуманные. Так, имена Рогдая, Фарлафа и хазарского хана Ратмира были взяты Пушкиным из «Истории государства российского» Н.М. Карамзина.
    Александр Сергеевич Пушкин разработал сюжет типичный для сказок и легенд в поэтической форме — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами: Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа.
    Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы.
    Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника. Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде (мощь (или душа) могут находиться в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела. Это было распространено в сказках многих народов.) В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек.
    Злые герои в поэме тоже выглядят фантастично. Колдунья Наина, напоминающая бабу-ягу, превращается в крылатого черного змея, а вот как выглядит Черномор:
    Арапов длинный ряд идет
    Попарно, чинно, сколь возможно,
    И на подушках осторожно
    Седую бороду несет;
    И входит с важностью за нею,
    Подъяв величественно шею,
    Горбатый карлик из дверей:
    Его-то голове обритой,
    Высоким колпаком покрытой,
    Принадлежала борода.
    Такой характерный сказочный прием, как троекратный повтор, тоже присутствует в поэме «Руслан и Людмила»:
    Потом три раза прошипела,
    Три раза топнула ногой,
    И черным змеем улетела.
    Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей.
    днако начинания Наины, как и Черномора, терпят крах — как и положено в сказке, Зло оказывается бессильным перед Добром. Так же волшебным существом является исполинская голова. Во-первых, она, будучи отделена от тела, продолжает жить, а во-вторых, она обладает богатырской силой, и хотя у головы нет ни рук, ни ног, герою не так-то легко оказывается ее победить. Помимо волшебников, в сказке присутствуют и волшебные предметы — это кольцо, о котором уже упоминалось выше, волшебный меч, волшебная вода и шапка-невидимка. Волшебное оружие нередко встречается в сказках и легендах: как правило, герой получает его в дар либо добывает благодаря своей силе и ловкости. В поэме Пушкина оба эти способа соединены: Руслан победил в бою исполинскую голову, которая оказывается братом Черномора, однако герой не отбирает волшебный меч, а получает его от головы в дар.
    Шапка-невидимка находилась в руках Черномора, но случайно попала к Людмиле. Благодаря этой шапке девушка скрывается от чародея, но эта же шапка мешает Руслану быстро найти свою невесту.
    Волшебная вода, живая и мертвая, с помощью которой Финн воскрешает Руслана, также неоднократно встречается в народных сказках. Чаще всего в сказках ее приносит ворон: по древним верованиям, эта птица связана с потусторонним миром. В поэме Пушкина волшебник сам приходит к чудодейственным источникам, духи-стражи не препятствуют ему, так как он обладает магической властью над силами природы: «духов могучий властелин».
    В своей поэме Пушкин использует и особые художественные приемы, сближающие его произведение с народным творчеством. Такие эпитеты, как «борзый конь», «ясны очи», «верный меч» «зеленый дуб», «чистое поле», «светлый терем», нередко встречаются в русских народных сказках и былинах. Богатство языка поэмы в изобразительно-выразительных средствах: гиперболах, сравнениях.
    Итак, магия в поэме направлена на самые разнообразные цели. Волшебные способности Черномора дают ему возможность похитить Людмилу, а в своих владениях поймать ее с помощью невидимой сети, когда она скрывается от колдуна благодаря шапке-невидимке, и заклинаниями погрузить девушку в сон. Во владениях Черномора происходит немало чудес: по волшебству звучит музыка, появляется шатер, в котором стоит накрытый стол. Наина превращается в змея, в облике которого она прибыла к Черномору. Финн способен предвидеть будущее; он же своими заклинаниями сумел пробудить любовь в постаревшей Наине, а также воскресить Руслана с помощью волшебства. Таким образом, сюжет поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для сказок.
    Как и в сказке, все заканчивается благополучно.
    Чем кончу длинный мой рассказ?
    Ты угадаешь, друг мой милый!
    Неправый старца гнев погас;
    Фарлаф пред ним и пред Людмилой,
    У ног Руслана объявил,
    Свой стыд и мрачное злодейство;
    Счастливый князь ему простил;
    Лишенный силы чародейства,
    Был принят карла во дворец;
    И, бедствий празднуя конец,
    Владимир в гриднице высокой,
    Запировал в семье своей.
    Завершается последняя, шестая песнь, также, как и начинается первая:
    Дела давно минувших дней,
    Преданья старины глубокой.
    фольклорный поэма пушкин литературный
    Итак, мы видим у автора следование всем основным канонам русской сказки. Мораль поэмы вторит морали фольклорных произведений — только тот, кто берется со злом, смел, добр и отважен, побеждает. Правда всегда на стороне добра. Творчески синтезируя сказку и историю, былину и европейский роман, Пушкин создал волшебную под названием «Руслан и Людмила».
    Размещено на Allbest.ru

  2. SkillfuL Ответить

    1. Типичная для сказок композиция поэмы.
    2. Волшебники и магия. Волшебные предметы.
    3. Художественные приемы.
    Идет направо — песнь заводит,
    Налево — сказку говорит.
    А. С. Пушкин
    Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» представляет собой сплав фольклорных мотивов и образов, которые под гениальным пером великого русского поэта обрели новую жизнь. Трудно переоценить влияние фольклорной традиции на это произведение. В поэтической форме Пушкин разработал типичный для сказок и легенд сюжет — путешествие героя в поисках чудесной награды, которой в данном случае выступает княжеская дочь, похищенная злым чародеем. В поэме присутствуют все персонажи, встречающиеся в сказках с подобным сюжетом: герой, враг, соперники в любви, чудесный помощник героя, волшебники, невеста героя, правитель — отец похищенной девушки. Легко заметить, что функции нескольких персонажей подчас воплощены в одном образе. Так, Черномор одновременно является врагом героя, его соперником в любви и волшебником, Финн — волшебником и чудесным помощником героя. В то же время не все соперники Руслана оказываются его врагами — Ратмир добровольно выходит из состязания за право отыскать Людмилу и жениться на ней. Интересно, что чудесный помощник есть и у антигероя Фарлафа — это волшебница Наина. Начало и концовка поэмы также носят сказочный характер. В начале первой песни Пушкин обращается к образу ученого кота — кота Баюна русских сказок, а также перечисляет распространенные сказочные сюжеты и образы, прозрачно намекая на некую сказочную страну, где живут все эти существа и где автор повстречался с волшебным котом, рассказавшим ему историю Руслана и Людмилы.
    Завершается повествование о приключениях героев также типичным для сказок образом: злые персонажи наказаны, влюбленные воссоединяются, и все весело пируют в доме князя Владимира, отца Людмилы.
    Нужно заметить, что Пушкин относит действие поэмы ко времени правления Владимира Киевского, прозванного Красным Солнышком. Этот князь был одним из излюбленных образов народной поэзии: все былинные богатыри стремятся попасть ко двору Владимира, как рыцари британских легенд ко двору короля Артура. Однако Владимир из поэмы Пушкина, как и князь из русских былин, практически ничего общего не имеет с реальным историческим лицом, носившим это имя. Поэма Пушкина, как и народные предания, — художественное произведение, а не историческая хроника.
    Действие поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для большинства сказок. Чародей Черномор умеет летать, подобно Змею Горынычу, хотя у него и нет крыльев — волшебная сила Черномора заключена в его бороде. Поверье, что мощь (или душа) могут находиться, например, в волосах или даже предметах, находящихся отдельно от тела, были распространены у многих народов. В русских сказках наиболее характерным примером подобного явления может служить Кощей Бессмертный, жизнь которого находится на кончике иглы, очень хитро спрятанной. Как и Змей Горыныч, Черномор похищает красивых девушек.
    Темному чародейству Черномора противостоит волшебник Финн, покровительствующий Руслану. Именно благодаря Финну Руслан узнал, кто похитил Людмилу. Финн предсказывает герою победу, воскрешает Руслана, коварно убитого во сне трусливым Фарлафом, вручает Руслану волшебное кольцо, прикосновение которого разрушит чары сна, сковывающие Людмилу. В поэме рассказывается и о судьбе самого Финна, который стал волшебником только для того, чтобы добиться любви надменной Наины. Но, постигая науку магии, Финн не замечал бега времени — его возлюбленная состарилась и стала колдуньей. Искусство Финна оказалось бессильно помочь ему самому. Хотя любовное чувство и пробудилось в душе старухи, сам волшебник с ужасом отверг ее, и любовь Наины превратилась во вражду. Мудрость Финна не дала ему счастья. Волшебник понял, что его призвание — помогать другим.
    Образ ведьмы Наины Пушкин показал в развитии. Когда-то она была красивой девушкой, надменной и холодной, безжалостно отвергавшей влюбленных. О том, как и почему она стала колдуньей, в поэме нет ни слова, однако подобный поворот представляется вполне закономерным. Наине были чужды непосредственные движения сердца, зато она, несомненно, уже в юности любила властвовать над людьми — и темная магия дала ей такую возможность. Однако начинания Наины, как и Черномора, терпят крах — как и положено в сказке, Зло оказывается бессильным перед Добром.
    Волшебным существом является исполинская голова. Во-первых, она, будучи отделена от тела, продолжает жить, а во-вторых, она обладает богатырской силой, и хотя у головы нет ни рук, ни ног, герою не так-то легко оказывается ее победить. Помимо волшебников, в сказке присутствуют и волшебные предметы — это кольцо, о котором уже упоминалось выше, волшебный меч и шапка-невидимка. Волшебное оружие нередко встречается в сказках и легендах: как правило, герой получает его в дар либо добывает благодаря своей силе и ловкости. В поэме Пушкина оба эти способа соединены: Руслан победил в бою исполинскую голову, которая оказывается братом Черномора, однако герой не отбирает волшебный меч, а получает его от головы в дар.
    Шапка-невидимка находилась в руках Черномора, но случайно попала к Людмиле. Благодаря этой шапке девушка скрывается от чародея, но эта же шапка мешает Руслану быстро найти свою невесту.
    Волшебная вода, живая и мертвая, с помощью которой Финн воскрешает Руслана, также неоднократно встречается в народных сказках. Чаще всего в сказках ее приносит ворон: по древним верованиям, эта птица связана с потусторонним миром. В поэме Пушкина волшебник сам приходит к чудодейственным источникам, духи-стражи не препятствуют ему, так как он обладает магической властью над силами природы: «духов могучий властелин».
    Итак, магия в поэме направлена на самые разнообразные цели. Волшебные способности Черномора дают ему возможность похитить Людмилу, а в своих владениях поймать ее с помощью невидимой сети, когда она скрывается от колдуна благодаря шапке-невидимке, и заклинаниями погрузить девушку в сон. Во владениях Черномора происходит немало чудес: по волшебству звучит музыка, появляется шатер, в котором стоит накрытый стол. Наина превращается в змея, в облике которого она прибыла к Черномору. Финн способен предвидеть будущее; он же своими заклинаниями сумел пробудить любовь в постаревшей Наине, а также воскресить Руслана с помощью волшебства. Таким образом, сюжет поэмы во многом развивается благодаря волшебству, что характерно для сказок.
    В своей поэме Пушкин использует и особые художественные приемы, сближающие его произведение с народным творчеством. Такие эпитеты, как «борзый конь», «зеленый дуб», «чистое поле», «светлый терем», нередко встречаются в русских народных сказках и былинах.

  3. Guliver Ответить

    Для калия красная граница фотоэффекта 564 нм. Определите значение запирающего потенциала при падении на калиевый фотокатод монохроматического излучения с длиной волны 400 нм.
    Пожалуйста скажите как решать примеры такова типа : 807×600 , 803×400 и т.д.
    Прочитайте текст ещё раз напишите что могли увидеть пчёлки?
    Настала весна. Солнце согнало снег с полей . В прошлогодней травке проглянули свежие стебельки. Раскрылись на деревьях почки . Вот проснулась пчёлка от зимнего сна . П…
    Задайте общие вопросы:1.They play.2.They run.3.He plays.4.She runs.5.The dog plays.
    Помогите! Нужно подобрать синоним к словам угрюмый (океан), лазурныйЗаранее спасибо!!!!
    Помогите пожалуйста составить предложение со словами Имя,семя,стремя,племя,пламя,бремя,вымя,темя,время,знамя и путь пожалуйста за ранее спасибо:)
    Усыпаны (дорожки). Обставлены (они). Какая часть речи?
    план к рассказу МЫШОНОК ПИК 3 КЛАСС
    первую часть пути самолёт пролетел за 40 минут со скоростью 12 километров в минуту затем он увеличил скорость до 14 километров в минуту приземлился через 40 минут какова была средняя скорость самолёта на всём пути
    Помогите составить синквейн про сокола
    вот образец синквейна
    Задуманное
    слово.
    Первая строчка: 2–3 прилагательных или причастия (признак, какая?)
    Вторая строчка: 2–3 глагола или деепричастия (действие, что делает? что так…

  4. Kerabandis Ответить

    Конспект урока литературы в 5 классе
    по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок»
    Оборудование урока:
    Мультфильм «У лукоморья…» (реж. А. Бенедиктов; ООО «Амонит», студия «Лукоморье Пикчерз», 2010);
    Аудиозапись пролога поэмы «Руслан и Людмила» в исполнении Т. Пельтцер.
    Проверка домашнего задания.
    Актуализация пройденного:
    Вспомните: что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)
    Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, о животных, бытовые.)
    Если сказка создана народом, то ее называют… (Народной.)
    Если написана писателем… (Литературной.)
    Изучение нового материала.
    Слово учителя.
    Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”» Поэма, ребята, – это повествовательное художественное произведение в стихах.
    Великолепные пушкинские сказки, в которых соединились гений народа и гений великого русского поэта, появились в 30-е годы того XIX столетия. Они написаны не для детей, и в них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, бесконечная вера Пушкина в победу ума, добра и справедливости.
    Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько русских народных сказок, среди них была такая: “Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. – Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб…”.
    Прослушивание аудиозаписи пролога поэмы «Руслан и Людмила»
    Помните это произведение? Оно является прологом к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».
    Проло?г – это вступительная, вводная часть литературного или музыкального произведения или спектакля, предисловие.
    Это определение запишем в словарик.
    «Руслана и Людмилу» А. С. Пушкин задумывал написать как «богатырскую» сказочную поэму. Написана она была в 1818-1820 годах после выхода из Царскосельского лицея. Писателю было тогда всего 20 лет. К началу работы его подтолкнули вышедшие в феврале 1818 года первые тома «Истории государства Российского» известного писателя н. М. Карамзина. Из этого исторического труда Пушкин заимствовал многие исторические подробности и имена всех троих соперников Руслана – Рогдай, Ратмир и Фарлаф.
    Поэма печаталась в журнале «Сын отечества» с весны 1820 года отдельными отрывками, а первое отдельное издание поэмы вышло в мае того же года. Однако известный нам пролог «У лукоморья» был написан и вставлен поэтом в поэму лишь в 1828 году, перед выходом второго издания книги.
    Поэма имела огромный успех. Первый поэт того времени – В. А. Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму “Руслан и Людмила”, 1820, марта 26, Великая пятница».
    Всё в поэме переплеталось с народными русскими сказками: добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, меч-кладенец, воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от зачарованного сна, – всё это пришло из народных сказок и было переработано фантазией поэта.
    Давайте вспомним пролог к «Руслану и Людмиле», который многие считают по праву самостоятельным стихотворением.
    Работа с учебником. Чтение учителем пролога «У лукоморья». Можно предложить подготовленному учащемуся выразительно и наизусть прочитать его.
    Вопросы и задания:
    Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете? Что такое лукоморье?
    Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что описывали минуту назад. Какое чувство вы бы испытали?
    (Учащихся не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном», таком, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», дубе, о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить.)
    Словарная работа:
    Лукомо?рье – изгиб (излу?чина) морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги.?
    На неве?домых доро?жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил.
    Неви?данный – небывалый, поразительный, удивительный.
    Дол – доли?на.
    Виде?ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.
    Там о заре?… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).
    Ви?тязь – богатырь, воин.
    Чредо?й (чередо?й) – друг за другом.
    Дя?дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).
    Мимохо?дом – идя войной.
    Пленя?ет – берет в плен.
    Сту?па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
    Ча?хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
    Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.
    Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину?
    Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая “У лукоморья дуб зеленый…”? О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин? Нравятся ли вам эти сказочные герои? Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном? Вспомните русские народные сказки.
    (Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.)
    Приведите примеры чудесных превращений сказочных героев. (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк – в златогривого коня и в царевну, лента – в реку, гребень – в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка – в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой – это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)
    Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?
    Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательнойкартиной народных сказок? Почему?
    (Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря… Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя большие художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.)
    Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Почему, например, автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»?  Какой становится нарисованная поэтом картина? Как это надо читать?
    (Здесь нужно отметить торжественность устаревших слов, которые создают ощущение старины.)
    Составим цепочки слов, используя устаревшие слова, и запишем их в тетрадь:
    Брег, берег, бережок.
    Златой, золотой.
    Чреда, череда, очередь.
    В каких строчках пролога присутствует юмор (добродушный, незлобливый смех) и фантастика?
    Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил…»?
    (Для народных сказок. Здесь автор как бы выступает очевидцем описываемых событий, включая читателей в круг причастных к этой тайне.)
    Слово учителя.
    – В прологе действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.
    Обратите внимание на то, что в отрывке всего три знака препинания конца предложения: точка после строки «Налево – сказку говорит», восклицательный знак после слов «там Русью пахнет» и многоточие в конце. Поэт словно разделяет пролог на три отдельные части.
    Начинает он с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя.
    Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется: «Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя…».
    Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. В третьей части, смеясь и снимая все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой: «И там я был, и мед я пил…». Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка.
    Просмотр мультфильма по прологу (реж. А. Бенедиктов; ООО «Амонит», студия «Лукоморье Пикчерз», 2010) и вопросы на его восприятие:
    Понравился ли вам этот мультипликационный фильм?
    Так ли вы представляли себе картины, изображенные Пушкиным?
    Как вы думаете, удачно ли режиссер поставил этот мультфильм? Поясните свой ответ.
    Работа с иллюстрацией:
    Учитель демонстрируют иллюстрации.
    Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Бориса Николаевича Парилова и Виктора Дмитриевича Дудорова к этому отрывку. Нравится ли вам этот рисунок? Найдите на нем персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Прочтите строки, которые относятся к этим персонажам.
    Обучение выразительному чтению. Работа с текстом. Учащиеся тренируются в чтении отдельных отрывков (по строкам и строфам), затем всего текста, и только тогда, когда пролог прозвучал в устах нескольких учащихся выразительно, можно считать работу завершенной. Закончить обучение выразительному чтению можно коллективным (хоровым), слаженным чтением вслух. Это будет интересным заданием для учащихся.
    В ходе чтения поясняем, делаем замечания, предлагая самим ученикам поправлять читающего, давать ему советы, отмечать особенности интонации, громкости, тона и расстановки пауз и логических ударений.
    Предварим замечанием распространенную ошибку учеников при чтении отрывка: «…Под ним сидел, и кот ученый…» – надо сделать длинную паузу после слова сидел, иначе получается, что сидел не автор, а кот.
    Подведение итогов. Выставление оценок.
    Домашнее задание:
    1.      Выразительное чтение пролога наизусть
    2.      Иллюстрация к прологу.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *