Какие этапы можно выделить в развитии географической науки?

12 ответов на вопрос “Какие этапы можно выделить в развитии географической науки?”

  1. Miraginn Ответить

    Этапы развития географической науки
    Содержание
    1. Этапы развития географической науки
    1.1 Истоки географических знаний
    1.2 Наука география на этапе обобщения знаний о Земле
    1.3 Становление современной географии
    1.4 Методы географических исследований
    Список использованных источников
    география исследование открытие
    1. Этапы развития географической науки
    1.1 Истоки географических знаний
    История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей; однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.
    Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т. е. он был региональным.
    Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. География как наука первоначально возникла как описание природы и населения различных местностей. Об этом напоминает само название науки география – «землеописание». Самые первые описания земель составлялись не столько специалистами, сколько торговцами, воинами и даже людьми, случайно оказавшимися на чужбине. Часто описания те были неточными и сделанными безо всякой цели; порой были фантастическими, т. к. составлялись на основе слухов и легенд.
    Главными вопросами при описании были: что изучается (долина, остров, горы…)? Каков предмет описания (его форма, размер, цвет…)? Где он находится? Последний вопрос стал для географии одним из главных.
    Постепенно практическое изучение мира сменяется стихийно-научным взглядом на природу и общество. Тогда же в Древней Греции впервые была создана модель научного познания мира, которая господствовала в Европе многие столетия. Некоторые из методов изучения мира, разработанные учеными античности, применяются и в наши дни. Все науки Древнего мира, в том числе и география, развивались в рамках философии. Поэтому теоретические географические представления того времени тесно связаны с философскими идеями.
    Древнегреческие философы рассматривали мир как единое целое, а человека как часть природы. Но в связи с разрывом между умственным и физическим трудом в науке того времени в основном господствовали умозрительные (абстрактные) построения. Не случайно такой взгляд на мир назвали натурфилософией. Абстрактные общегеографические идеи были связаны с разработкой космогонических гипотез – гипотез об образовании Земли, Солнца, звезд и т. д.
    Первым ученым, занимавшимся определением местоположения различных объектов на Земле, был Фалес (ок. 625–547 гг. до н. э.). Он жил в городе Милете и был известным путешественником и предприимчивым коммерсантом. Фалес первым указал на свойства магнитного железняка.
    Будучи астрономом и философом, Фалес представлял Землю в виде диска, который плавает в воде. Это не удивительно: нечто подобное представляют собой многочисленные греческие острова в Средиземном море. Размышляя о том, из чего состоит Вселенная, он был уверен, что все существующее состоит из разных форм воды. Свои выводы Фалес пробовал проверить с помощью наблюдений, чем и противопоставил науку и веру.
    Известно, что Геродота считают «отцом истории». В его 9-томной «Истории» содержатся также многочисленные описания мест, которые посетил ученый.
    Геродота называют и «отцом этнографии», т. к. он подробно описал обычаи, традиции известных ему народов. Он первым применил исторический метод в географии. Так, Геродот реконструировал древнюю береговую линию в устье Нила и доказал, что речные наносы образовали дельту реки. Поэтому многочисленные портовые города оказались далеко от морского берега.
    Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон (428–348 гг. до н. э.) и его ученик Аристотель (384– 322 гг. до н. э.) – самые знаменитые философы Древней Греции.
    Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это было чисто теоретическое размышление. Греческие мыслители считали, что симметрия – одно из свойств совершенства, а сфера является носителем признаков симметричной формы. Платоном был предложен дедуктивный метод познания мира (что означает познание от общего к частному). Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах. Изменение наклона солнечных лучей на поверхности шарообразной Земли, по их мнению, приводит к изменению климата – жаркого, умеренного, холодного.
    Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами», был энциклопедист древности – Аристотель. Ученик Академии Платона, он после смерти своего учителя и двенадцати лет путешествия по Эгейскому морю и Греции основал свою школу – Лицей. Аристотель предложил познавать мир методом от частного к общему. Данный метод исследования называется индукцией. Вместо выведения отвлеченных умозаключений из теории он призывал своих учеников: «Иди и смотри». Работами Аристотеля завершается античная натурфилософия и начинается опытное познание. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания.
    В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. К атмосфере он относит воздушную и водную оболочки, т. к. в последней происходит влагооборот. Аристотель отдельно рассматривает вулканы и землетрясения, явления, происходящие на морях.
    С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Позднее взгляды Аристотеля были развиты его последователями, которые использовали метод учителя при изучении природы.
    Метод научного объяснения мира, предложенный Аристотелем, основывался на использовании логики и не предполагал экспериментального исследования его результатов. Общеизвестно, что любые научные положения через некоторое время начинают в определенном смысле тормозить развитие научной мысли. Так, опираясь на опыт, Аристотель полагал, что в жарком климате жизнь невозможна, т. к. самое жаркое место – Ливия нагревается до 50–60 °С. Значит, южнее – около экватора все живое уничтожается солнцем. По Аристотелю, жизнь возможна только в умеренной зоне, а в холодном климате она гибнет из-за холода.
    Более чем через век после Аристотеля обобщение многочисленных сведений, накопленных исследователями Земли, сделал главный хранитель Александрийского музея Эратосфен (около 276–194 гг. до н. э.). Это его впоследствии назовут «отцом географии», т. к. он первым предложил называть науку о Земле географией. Эратосфен является автором труда «Geographia hupomnemata» – «Географические записки». Эратосфен математически обосновал границы между климатическими поясами, создал карту мира, используя линии параллелей и меридианов. Книга его до нас не дошла, и о ее содержании известно по выдержкам из «Географии» древнеримского ученого Страбона.
    В Древнем Риме географические знания греческих ученых были систематизированы. По трудам Страбона (65–64 гг. до н. э.– 23– 24 гг. н. э.) нам известно о географических идеях античности. Не случайно некоторые современные ученые ведут отсчет науки географии именно от Страбона. Интересно, что сохранилась 17-томная работа Страбона «География», а вот четыре десятка томов его «Истории» погибли. «География» Страбона была «открыта» только через 600 лет после написания.
    Страбон критически относился к методам научного объяснения мира, предложенным Аристотелем и Платоном. Вместо объяснения мира Земли он ограничивался описанием ее различных регионов. Страбон создавал труд для государственных чиновников Римской империи – первый в мире справочник для управленческого аппарата.
    В Древнем Риме описания различных стран, а также руководства для мореплавателей были довольно точными. Торговля с Занзибаром процветала, т. к. римские купцы не догадывались, какие ужасы, по мнению Аристотеля, ожидают того, кто отважится войти внутрь Жаркой зоны.
    Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея (II в. н. э.). Известно, что Птолемей – автор «Альмагеста» – классического астрономического произведения, в котором центром Вселенной (по Аристотелю) провозглашалась Земля. Он также создал «Руководство по географии», обобщив накопленные римлянами знания об ойкумене. По сетке параллелей и меридианов ученый математически вычислил местоположение сотен точек (географических объектов); 6 томов из 8 «Руководства» содержат таблицы широт и долгот. Последний том составляют карты, сделанные на основе этих таблиц (см. «Карту мира по Птолемею»), Карты Птолемея «подтолкнули» Колумба отправиться через Атлантику и открыть Америку, а Джеймса Кука – искать и найти Австралию (Неизвестную Южную землю – Terra Australis incognita).
    Итак, античная география была в основном описательной наукой. В этом главная особенность первого этапа развития науки географии. Теоретические идеи (широкие обобщения) в географических трудах того времени тесно связаны с умозрительными положениями философии. Первоначально география развивается в рамках натурфилософии. После работ Аристотеля происходит выделение из натурфилософии различных наук, в том числе и географии. В Древнем Риме Страбон и Птолемей систематизировали представления античных географов. Именно в античное время были заложены основы страноведения (Гекатей, Страбон), математической географии (Эратосфен, Птолемей) и естественно-географических наук: гидрологии, метеорологии, геоморфологии (Аристотель).

  2. Arazuru Ответить

    Этапы развития географической науки
    Содержание
    1. Этапы развития географической науки
    1.1 Истоки географических знаний
    1.2 Наука география на этапе обобщения знаний о Земле
    1.3 Становление современной географии
    1.4 Методы географических исследований
    Список использованных источников
    география исследование открытие
    1. Этапы развития географической науки
    1.1 Истоки географических знаний
    История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей; однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.
    Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т. е. он был региональным.
    Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. География как наука первоначально возникла как описание природы и населения различных местностей. Об этом напоминает само название науки география – «землеописание». Самые первые описания земель составлялись не столько специалистами, сколько торговцами, воинами и даже людьми, случайно оказавшимися на чужбине. Часто описания те были неточными и сделанными безо всякой цели; порой были фантастическими, т. к. составлялись на основе слухов и легенд.
    Главными вопросами при описании были: что изучается (долина, остров, горы…)? Каков предмет описания (его форма, размер, цвет…)? Где он находится? Последний вопрос стал для географии одним из главных.
    Постепенно практическое изучение мира сменяется стихийно-научным взглядом на природу и общество. Тогда же в Древней Греции впервые была создана модель научного познания мира, которая господствовала в Европе многие столетия. Некоторые из методов изучения мира, разработанные учеными античности, применяются и в наши дни. Все науки Древнего мира, в том числе и география, развивались в рамках философии. Поэтому теоретические географические представления того времени тесно связаны с философскими идеями.
    Древнегреческие философы рассматривали мир как единое целое, а человека как часть природы. Но в связи с разрывом между умственным и физическим трудом в науке того времени в основном господствовали умозрительные (абстрактные) построения. Не случайно такой взгляд на мир назвали натурфилософией. Абстрактные общегеографические идеи были связаны с разработкой космогонических гипотез – гипотез об образовании Земли, Солнца, звезд и т. д.
    Первым ученым, занимавшимся определением местоположения различных объектов на Земле, был Фалес (ок. 625–547 гг. до н. э.). Он жил в городе Милете и был известным путешественником и предприимчивым коммерсантом. Фалес первым указал на свойства магнитного железняка.
    Будучи астрономом и философом, Фалес представлял Землю в виде диска, который плавает в воде. Это не удивительно: нечто подобное представляют собой многочисленные греческие острова в Средиземном море. Размышляя о том, из чего состоит Вселенная, он был уверен, что все существующее состоит из разных форм воды. Свои выводы Фалес пробовал проверить с помощью наблюдений, чем и противопоставил науку и веру.
    Известно, что Геродота считают «отцом истории». В его 9-томной «Истории» содержатся также многочисленные описания мест, которые посетил ученый.
    Геродота называют и «отцом этнографии», т. к. он подробно описал обычаи, традиции известных ему народов. Он первым применил исторический метод в географии. Так, Геродот реконструировал древнюю береговую линию в устье Нила и доказал, что речные наносы образовали дельту реки. Поэтому многочисленные портовые города оказались далеко от морского берега.
    Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон (428–348 гг. до н. э.) и его ученик Аристотель (384– 322 гг. до н. э.) – самые знаменитые философы Древней Греции.
    Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это было чисто теоретическое размышление. Греческие мыслители считали, что симметрия – одно из свойств совершенства, а сфера является носителем признаков симметричной формы. Платоном был предложен дедуктивный метод познания мира (что означает познание от общего к частному). Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах. Изменение наклона солнечных лучей на поверхности шарообразной Земли, по их мнению, приводит к изменению климата – жаркого, умеренного, холодного.
    Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами», был энциклопедист древности – Аристотель. Ученик Академии Платона, он после смерти своего учителя и двенадцати лет путешествия по Эгейскому морю и Греции основал свою школу – Лицей. Аристотель предложил познавать мир методом от частного к общему. Данный метод исследования называется индукцией. Вместо выведения отвлеченных умозаключений из теории он призывал своих учеников: «Иди и смотри». Работами Аристотеля завершается античная натурфилософия и начинается опытное познание. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания.
    В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. К атмосфере он относит воздушную и водную оболочки, т. к. в последней происходит влагооборот. Аристотель отдельно рассматривает вулканы и землетрясения, явления, происходящие на морях.
    С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Позднее взгляды Аристотеля были развиты его последователями, которые использовали метод учителя при изучении природы.
    Метод научного объяснения мира, предложенный Аристотелем, основывался на использовании логики и не предполагал экспериментального исследования его результатов. Общеизвестно, что любые научные положения через некоторое время начинают в определенном смысле тормозить развитие научной мысли. Так, опираясь на опыт, Аристотель полагал, что в жарком климате жизнь невозможна, т. к. самое жаркое место – Ливия нагревается до 50–60 °С. Значит, южнее – около экватора все живое уничтожается солнцем. По Аристотелю, жизнь возможна только в умеренной зоне, а в холодном климате она гибнет из-за холода.
    Более чем через век после Аристотеля обобщение многочисленных сведений, накопленных исследователями Земли, сделал главный хранитель Александрийского музея Эратосфен (около 276–194 гг. до н. э.). Это его впоследствии назовут «отцом географии», т. к. он первым предложил называть науку о Земле географией. Эратосфен является автором труда «Geographia hupomnemata» – «Географические записки». Эратосфен математически обосновал границы между климатическими поясами, создал карту мира, используя линии параллелей и меридианов. Книга его до нас не дошла, и о ее содержании известно по выдержкам из «Географии» древнеримского ученого Страбона.
    В Древнем Риме географические знания греческих ученых были систематизированы. По трудам Страбона (65–64 гг. до н. э.– 23– 24 гг. н. э.) нам известно о географических идеях античности. Не случайно некоторые современные ученые ведут отсчет науки географии именно от Страбона. Интересно, что сохранилась 17-томная работа Страбона «География», а вот четыре десятка томов его «Истории» погибли. «География» Страбона была «открыта» только через 600 лет после написания.
    Страбон критически относился к методам научного объяснения мира, предложенным Аристотелем и Платоном. Вместо объяснения мира Земли он ограничивался описанием ее различных регионов. Страбон создавал труд для государственных чиновников Римской империи – первый в мире справочник для управленческого аппарата.
    В Древнем Риме описания различных стран, а также руководства для мореплавателей были довольно точными. Торговля с Занзибаром процветала, т. к. римские купцы не догадывались, какие ужасы, по мнению Аристотеля, ожидают того, кто отважится войти внутрь Жаркой зоны.
    Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея (II в. н. э.). Известно, что Птолемей – автор «Альмагеста» – классического астрономического произведения, в котором центром Вселенной (по Аристотелю) провозглашалась Земля. Он также создал «Руководство по географии», обобщив накопленные римлянами знания об ойкумене. По сетке параллелей и меридианов ученый математически вычислил местоположение сотен точек (географических объектов); 6 томов из 8 «Руководства» содержат таблицы широт и долгот. Последний том составляют карты, сделанные на основе этих таблиц (см. «Карту мира по Птолемею»), Карты Птолемея «подтолкнули» Колумба отправиться через Атлантику и открыть Америку, а Джеймса Кука – искать и найти Австралию (Неизвестную Южную землю – Terra Australis incognita).
    Итак, античная география была в основном описательной наукой. В этом главная особенность первого этапа развития науки географии. Теоретические идеи (широкие обобщения) в географических трудах того времени тесно связаны с умозрительными положениями философии. Первоначально география развивается в рамках натурфилософии. После работ Аристотеля происходит выделение из натурфилософии различных наук, в том числе и географии. В Древнем Риме Страбон и Птолемей систематизировали представления античных географов. Именно в античное время были заложены основы страноведения (Гекатей, Страбон), математической географии (Эратосфен, Птолемей) и естественно-географических наук: гидрологии, метеорологии, геоморфологии (Аристотель).

  3. милое олицетворение зла Ответить

    В раннем средневековье распад Римской империи ослабил сухопутные торговые связи Европы с Востоком. Низкие технологии кораблестроения, религиозная замкнутость стран, суеверия и мифы препятствовали далеким путешествиям. Сухопутные путешествия в основном к «священным местам» совершались паломниками или миссионерами. Образовательный процесс начинался с латинской патристики, т. е. совокупности теологических и философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви). В истории географии она была временем сохранения элементов античных знаний на общем фоне их упадка и первых попыток интерпритации христианскими авторами географических сведений с библейских позиций. Примером могут быть труды Козьмы Индикоплова, написанные в VI веке. Это нашло отражение на раннесредневековых «колесных картах», что ассоциировалось с плоской формой нашей планеты. Их центром, осью мироздания был признан Иерусалим, местоположение «Гроба Господня».
    В среднем средневековье происходит расширение пространственного кругозора на Севере Европы и Северной Атлантике (плавания ирландских мореходов и скандинавских викингов) и знакомство европейцев с арабоязычной наукой. Это было время схоластики (религиозной философии с предпосылками рационализма), временем эмпирических исследований и накопления нового фактического материала о природе и населении Ойкумены, началом его систематизации и выявлением некоторых причинно-следственных связей в трудах Ибн Батуты, Ибн Сины и др. Арабы ассимилировали достижения культуры и науки коренных народов, создали крупные научные центры в Багдаде, Кордове и Палермо, в которых на арабский язык переводились произведения греческих, римских и иных мыслителей. Из Индии они почерпнули десятичную систему счета, у китайцев – компас, усовершенствовали систему орошаемого земледелия, строили новые каналы, производили шелк. География арабов была прежде всего наукой о путях, связывающих отдельные территории и о самих территориях. Однако арабская география в теоретических положениях не продвинулась дальше античных географов. Ее заслуга заключается в расширении пространственного кругозора (двигателем была торговля) и в сохранении для потомков идей античности. Карты арабских географов до XV века оставались без градусной сетки.
    Завершается это время становлением раннего гуманизма, что стало апогеем средневековой географии с ее представлением о единой в мире Ойкумены и преддверием ВГО, которые коренным образом изменили средневековую парадигму. Этому предшествовал ряд обстоятельств, связанных с книгопечатанием и публикаций страноведческих описаний о странах Востока богатых золотом, драгоценными камнями и пряностями. Появляется и достоверный картографический материал, обеспечивающий предсказуемость путешествий. Центром географической мысли становится Венеция, которая, по словам К. Риттера, стала «высшей школой географических и исторических наук». В библиотеках города были собраны многочисленные рукописи античных, персидских и арабских авторов. Составлялись сборники путешствий и локаций. Появляются и первые учебные заведения, называемые добровольными «академиями».
    ВГО раздвинули границы географического мира. Это был необычайно трудный, требующий огромного личного героизма и энергии, процесс познания мира в пространстве Земли, которого не знала ни одна наука, кроме географии. Эпоха ВГО, по словам Ф. Энгельса, была эпохой титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Зарождающийся капитализм требовал достоверных данных о сухопутных и морских путях, о природных условиях известных и вновь открытых территориях. В европейских странах начался процесс накопления знаний о географическом пространстве, вытеснивших иконографичность представлений о мире. В современном мире наиболее значимыми становятся «горизонтальные», десакрализованные взаимоотношения между культурами и странами.
    Основными достижениями географии в средние века можно назвать:
    – Развитие картографии, формирование современной карты мира, издательство карт, которое стало возможным благодаря распространению книгопечатания и гравирования на меди. В XVI веке центром картографии становится Антверпен со своей знаменитой фламандской школой, прославившейся именами А. Ортелия и Г. Меркатора. Первый оставил о себе память изданием собрания карт под названием «Театрум», включавших 70 наименований. Второй разработал математические основы картографии. М. Бехайм изготовил первый дошедший до нас глобус. К сожалению, большинство карт издавалось в виде приложения к «Географии» Птоломея, что создавало немало противоречий.
    – Освещением в литературе географических открытий. Были опубликованы письма и дневники Х. Колумба, А. Веспуччи, Пигаффеты и др. Педро Мартир составил первую летопись истории открытий. Позже литература плаваний и путешествий издается многотомными собраниями сочинений. В 1507 г. лотарингский географ М. Вольдзеемюллер под впечатлением писем А. Веспуччи предложил называть Новый Свет Америкой.
    – Появлением первых страноведческо-статистических описаний. Например, книги флорентийского купца Л. Гриччардини «Описание Нидерландов», где описывается природа, население, хозяйство и города.
    – Развитием идей математической географии. Наиболее известны труды М. Вальдзеемюллера «Введение в космографию» и П. Апиана «Космография», в которых основное внимание уделялось навигации, а не географии. Они продолжали традиции землеведческого направления античных авторов о месте Земли во Вселенной и особенностях ее устройства, а также суммировали знания по астрономии, физике и географии.
    Возникают представления о залегании слоев земной коры (Леонардо да Винчи), об общем строении Земли (Р. Декарт, г. Лейбниц), процессах горообразования (Н. Стенон). В конце этапа появляются первые труды, обобщающие накопленные географически е знания, имеющие в известной степени теоретический характер (работа Б. Варениуса и др.).

  4. Stonestone Ответить

    Конечно, наши пращуры были прагматиками: приобретать географические знания их заставляла жизненная необходимость. Прежде всего это были знания о местоположении от­дельных территорий, которые использовались в хозяйственных целях. Так, охотникам надо было знать и уметь находить места, богатые дичью, рыболовам – богатые рыбой. Когда люди занялись производящей деятельностью (скотоводство, земледелие), значение географического знания повысилось: Кочевым племенам нужны были удобные для пастбища места, укрытия для скота. Не случайно современные скотоводы – арабы, туркмены, казахи и др. – оперируют большим числом названий, характеризующих качество пастбищных угодий. Еще более дифференцированно человек стал оценивать местности, когда начал заниматься земледелием. Первоначально оно было подсечным, т.е. выжигался лес и на его месте устраивалось поле. Существовало оно недолго – почва теряла плодоро­дие (удобрений люди не знали) и забрасывалась земледель­цами. Так были выжжены значительные площади леса в тро­пической зоне и умеренном поясе. Характерно, что места старых подсек запоминались и сведения о них передавались потомкам. Кроме того, земледельцы хорошо, знали места, где можно было устроить новое поле.
    Представители первобытных народов отличались тонкой наблюдательностью, хорошо ориентировались в пространстве. Знаменитый русский путешественник и писатель В. К. Арсеньев так характеризует своего спутника – гольда Дерсу Узала: «То, что для меня было непонятно, ему казалось простым[1]и ясным. Иногда он замечал следы там, где при всем желании что-либо усмотреть я ничего не видел. А он видел, что про­шли старая матка изюбра и годовалый теленок. Они щипали листву таволжника, потом стремительно убежали, очевидно испугавшись чего-то… Для этого удивительного человека не существовало тайн. Он знал все, что здесь происходило»1.
    Неоднократно отмечал большую наблюдательность представителей племени папуа Н. Н. Миклухо-Маклай.
    Приходится поражаться, как жители Океании переплывали открытые (без островов) участки океана, руководствуясь положением звезд и правильными линиями, образованными волнением, которые они пересекали под определенным углом. Знаменитый ученый Тур Хейердал повторил отдельные марш­руты древних мореплавателей, доказав их возможность даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Никогда не терялись, хорошо ориентировались и всегда умело находили путь и древние обитатели влажнотропических лесов, степей, тундры. Об этом свидетельствуют современные путешественники, ко­торые общались с их далекими потомками.
    § 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
    ДРЕВНИХ КУЛЬТУРНЫХ НАРОДОВ
    К очагам древней цивилизации на Востоке относятся пре­жде всего Вавилония, Египет и Древний Китай. О географи­ческих познаниях древних культурных восточных народов можно судить по письменным источникам. Известно, что ими была изобретена письменность — сначала клинопись и иероглифы, потом алфавит. Таким образом, достоверные географи­ческие сведения дошли до нас начиная с IV-III тысячелетия до н. э. (знаменитый французский ученый Ж. Ф. Шампольон еще в прошлом веке первым расшифровал древнюю египетскую письменность). Кроме сказаний о путешествиях сохранились древнейшие карты и планы. Так, существуют план Вавилона — этого процветавшего в XIX-VI вв. до н. э. города-государства на р. Евфрате, карта золотоносных областей, рас­положенных между Нилом и Красным морем, карта мира на глиняной дощечке и др.
    Древние египтяне, жившие в бассейне р. Нила, имели пред­ставления о восточном береге Средиземного моря, открыли Синайский полуостров, плавали по Красному морю. На юге они дошли до Нубии, видимо, до первого притока Нила – р. Амбары, подчинив себе эту территорию. На западе они про­никли в Ливийскую пустыню, а на севере, вероятно, в Эгейское море. Представления о западной части Средиземного моря у них, судя по всему, не было. Египтянин Синухит совершил путешествие на восток, по Южной Азии.
    Древние финикийцы, жившие на небольшом пространстве восточного побережья Средиземного Моря между морем и Ливанскими горами, тоже были отважными мореплавателя­ми. Кроме Средиземного моря, которое они хорошо знали, у них было представление о Красном море и Персидском за­ливе. В VI в. до н. э. финикийцы по инициативе египетского фараона Нехо II совершили трехлетнее путешествие вокруг Аф­рики. В V в. до н. э. посланец Карфагена Ганнон возглавил морскую экспедицию в Западную Африку, видимо, дойдя до берегов Сьерра-Леоне.
    Большого развития культура и наука достигли в Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, где на протяжении многих веков существовали два государства: Вавилон на юге и Ассирия на севере. Для этих царств характерны строитель­ство огромных каменных зданий, бассейнов, оросительных систем, активная торговля, развитое земледелие и животно­водство.
    Торговля, как известно, является хорошим стимулом по­знания других стран, установления с ними культурных и иных контактов. Она приводит и к накоплению географических зна­ний. Иногда аналогичную роль играют и военные походы, осо­бенно когда в них принимают участие ученые, а военачальники образованны и любознательны. Вавилоняне торговали с народа­ми, жившими в глубине Иранского нагорья, к востоку от Каспийского моря, а возможно, и с Индией. Ассирийцы много воевали: они победили Элам — южную провинцию современ­ного Ирана, нападали на мидян, живших по берегам Каспий­ского моря, завоевали Израиль. Имели они связи и с Урарту — государством, располагавшимся на Армянском нагорье, и с Фи­никией. Первые представления о Каспийском море, зафиксирован­ные в источниках, относятся к VI в. до н. э. Уже древние персы рассматривали его как огромное озеро. Преодолев Копетдаг, они проникли в Среднюю Азию — в пустыню Каракумы, верхо­вья Сырдарьи, Ферганскую котловину и др. Известно также, что древние персы, преодолев Гиндукуш, вышли в бассейн Инда. Все эти походы снаряжались с целью захватить территорию соседних и даже отдаленных стран. Древние персы организо­вывали и морские экспедиции. Наиболее интересными считают­ся результаты экспедиции Скилака Карнадского, который, спустившись по Инду и пройдя Аравийским морем, вошел в Красное море и закончил свое путешествие в Суэцком заливе. Очаг высокоразвитой цивилизации древних китайцев распо­лагался на северо-востоке Китая, в бассейне Хуанхэ. Геогра­фический кругозор китайцев был достаточно широк. Это было связано с расширением границ государства на восток и запад, установлением торговых отношений с соседними странами, а также с тем вниманием, какое уделялось ими географиче­ским описаниям и составлению карт. Движение китайцев на восток началось за 1000 лет до н. э. Они вышли к Тихому оке­ану, плавали по окраинным морям, открыли японские острова Хонсю, Кюсю, Сикоку, были на корейском побережье и во Вьет­наме. На западе границы Китайского государства доходили до Тибетского нагорья.
    Большой интерес представляют географические сведения древних китайцев о горах, землях (ими составлялись специальные отчеты о доходности земель), реках, частично вошедшие в книгу «Ши-цзинь» (VIII в. до н. э.). Китайцы умели рисовать карты, по сообщению Г.С. Тихомирова у них было даже специальное картосоставительное бюро. Знали они свойства магнитной стрелки, гномон; карты изготовляли с деревянных клише.
    Долгое время китайцы не имели достаточных сведений о краях, расположенных на северо-запад от Китайского госу­дарства, т. е. о Центральной и Средней Азии. Первым побывал там известный путешественник и посол Чжан-Цань. Он обо­гнул Памир, познакомился с реками Амударья и Сырдарья, окраиной пустыни Такла-Макан и другими районами. По пути, проложенному путешественником, в дальнейшем устремились купцы, установившие тесные торговые связи с народами Сред­ней, а потом и Западной Азии. Наладились также связи между Китаем и Индией.
    Значение сведений, добытых древними китайцами, трудно переоценить: задолго до новой эры они имели правильное (по тем временам) представление о географических особенностях Азии, составили уникальные описания и карты. Только изоли­рованность Китая не позволила европейцам в древнее время и средние века познакомиться с этими материалами.

  5. Dilar Ответить

    1.1 Истоки географических знаний

    История
    географических идей насчитывает
    несколько тысячелетий. Ее невозможно
    отделить от истории человечества.
    Целенаправленное и систематическое
    изучение окружающей природы и
    взаимодействия с ней человека восходит
    ко времени зарождения научной мысли.
    Европейская наука берет свое начало в
    трудах античных мыслителей; однако ее
    корни идут еще глубже – в Древний Египет
    и Месопотамию. В «колыбели» наук –
    Египте – впервые возникли методы
    (способы, приемы) познания мира: наблюдение,
    измерение, обобщение. Египтяне умели
    определять линию меридиана (направление
    север – юг), они изобрели письменность,
    обладали математическими, астрономическими
    и другими знаниями. Самые первые из
    известных нам карт были созданы в Шумере
    около 2700 г. до н. э.
    Военные
    походы, торговля и путешествия в
    цивилизациях Древнего мира расширяли
    кругозор человека. Но все же кругозор
    этот охватывал отдельные регионы Земли,
    т. е. он был региональным.
    Развитие
    торговли и мореплавания в далекие
    времена было невозможно без специальных
    (географических) знаний об окружающих
    землях и народах. Потребность в этих
    знаниях удовлетворяли так называемые
    логографы. Они делали описания берегов
    (периплы) и стран (перигёзы). Первым
    научным приемом, с помощью которого
    человек познавал окружающий мир, был
    описательный метод. География как наука
    первоначально возникла как описание
    природы и населения различных местностей.
    Об этом напоминает само название науки
    география – «землеописание». Самые
    первые описания земель составлялись
    не столько специалистами, сколько
    торговцами, воинами и даже людьми,
    случайно оказавшимися на чужбине. Часто
    описания те были неточными и сделанными
    безо всякой цели; порой были фантастическими,
    т. к. составлялись на основе слухов и
    легенд.
    Главными
    вопросами при описании были: что изучается
    (долина, остров, горы…)? Каков предмет
    описания (его форма, размер, цвет…)? Где
    он находится? Последний вопрос стал для
    географии одним из главных.
    Постепенно
    практическое изучение мира сменяется
    стихийно-научным взглядом на природу
    и общество. Тогда же в Древней Греции
    впервые была создана модель научного
    познания мира, которая господствовала
    в Европе многие столетия. Некоторые из
    методов изучения мира, разработанные
    учеными античности, применяются и в
    наши дни. Все науки Древнего мира, в том
    числе и география, развивались в рамках
    философии. Поэтому теоретические
    географические представления того
    времени тесно связаны с философскими
    идеями.
    Древнегреческие
    философы рассматривали мир как единое
    целое, а человека как часть природы. Но
    в связи с разрывом между умственным и
    физическим трудом в науке того времени
    в основном господствовали умозрительные
    (абстрактные) построения. Не случайно
    такой взгляд на мир назвали натурфилософией.
    Абстрактные общегеографические идеи
    были связаны с разработкой космогонических
    гипотез – гипотез об образовании Земли,
    Солнца, звезд и т. д.
    Первым
    ученым, занимавшимся определением
    местоположения различных объектов на
    Земле, был Фалес (ок. 625–547 гг. до н. э.).
    Он жил в городе Милете и был известным
    путешественником и предприимчивым
    коммерсантом. Фалес первым указал на
    свойства магнитного железняка.
    Будучи
    астрономом и философом, Фалес представлял
    Землю в виде диска, который плавает в
    воде. Это не удивительно: нечто подобное
    представляют собой многочисленные
    греческие острова в Средиземном море.
    Размышляя о том, из чего состоит Вселенная,
    он был уверен, что все существующее
    состоит из разных форм воды. Свои выводы
    Фалес пробовал проверить с помощью
    наблюдений, чем и противопоставил науку
    и веру.
    Известно,
    что Геродота считают «отцом истории».
    В его 9-томной «Истории» содержатся
    также многочисленные описания мест,
    которые посетил ученый.
    Геродота
    называют и «отцом этнографии», т. к. он
    подробно описал обычаи, традиции
    известных ему народов. Он первым применил
    исторический метод в географии. Так,
    Геродот реконструировал древнюю
    береговую линию в устье Нила и доказал,
    что речные наносы образовали дельту
    реки. Поэтому многочисленные портовые
    города оказались далеко от морского
    берега.
    Огромный
    вклад в развитие географической мысли
    внесли Платон (428–348 гг. до н. э.) и его
    ученик Аристотель (384– 322 гг. до н. э.) –
    самые знаменитые философы Древней
    Греции.
    Платон,
    как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что
    Земля не плоская, а имеет форму шара.
    Это было чисто теоретическое размышление.
    Греческие мыслители считали, что
    симметрия – одно из свойств совершенства,
    а сфера является носителем признаков
    симметричной формы. Платоном был
    предложен дедуктивный метод познания
    мира (что означает познание от общего
    к частному). Современники Платона, исходя
    из идеи совершенства сферы, создали
    представление о климатических зонах.
    Изменение наклона солнечных лучей на
    поверхности шарообразной Земли, по их
    мнению, приводит к изменению климата –
    жаркого, умеренного, холодного.
    Первым,
    кто попытался обосновать теорию
    «истинными фактами», был энциклопедист
    древности – Аристотель. Ученик Академии
    Платона, он после смерти своего учителя
    и двенадцати лет путешествия по Эгейскому
    морю и Греции основал свою школу –
    Лицей. Аристотель предложил познавать
    мир методом от частного к общему. Данный
    метод исследования называется индукцией.
    Вместо выведения отвлеченных умозаключений
    из теории он призывал своих учеников:
    «Иди и смотри». Работами Аристотеля
    завершается античная натурфилософия
    и начинается опытное познание. Основной
    географический труд Аристотеля
    «Метеологика» – своеобразное общее
    землеведение древних греков, в котором
    систематизированы физико-географические
    знания.
    В
    «Метеологике» Аристотель пытается
    выделить атмосферу как отдельную
    оболочку Земли. К атмосфере он относит
    воздушную и водную оболочки, т. к. в
    последней происходит влагооборот.
    Аристотель отдельно рассматривает
    вулканы и землетрясения, явления,
    происходящие на морях.
    С
    его трудов берут начало истоки гидрологии,
    метеорологии и геоморфологии. Позднее
    взгляды Аристотеля были развиты его
    последователями, которые использовали
    метод учителя при изучении природы.
    Метод
    научного объяснения мира, предложенный
    Аристотелем, основывался на использовании
    логики и не предполагал экспериментального
    исследования его результатов. Общеизвестно,
    что любые научные положения через
    некоторое время начинают в определенном
    смысле тормозить развитие научной
    мысли. Так, опираясь на опыт, Аристотель
    полагал, что в жарком климате жизнь
    невозможна, т. к. самое жаркое место –
    Ливия нагревается до 50–60 °С. Значит,
    южнее – около экватора все живое
    уничтожается солнцем. По Аристотелю,
    жизнь возможна только в умеренной зоне,
    а в холодном климате она гибнет из-за
    холода.
    Более
    чем через век после Аристотеля обобщение
    многочисленных сведений, накопленных
    исследователями Земли, сделал главный
    хранитель Александрийского музея
    Эратосфен (около 276–194 гг. до н. э.). Это
    его впоследствии назовут «отцом
    географии», т. к. он первым предложил
    называть науку о Земле географией.
    Эратосфен является автором труда
    «Geographia hupomnemata» – «Географические
    записки». Эратосфен математически
    обосновал границы между климатическими
    поясами, создал карту мира, используя
    линии параллелей и меридианов. Книга
    его до нас не дошла, и о ее содержании
    известно по выдержкам из «Географии»
    древнеримского ученого Страбона.
    В
    Древнем Риме географические знания
    греческих ученых были систематизированы.
    По трудам Страбона (65–64 гг. до н. э.– 23–
    24 гг. н. э.) нам известно о географических
    идеях античности. Не случайно некоторые
    современные ученые ведут отсчет науки
    географии именно от Страбона. Интересно,
    что сохранилась 17-томная работа Страбона
    «География», а вот четыре десятка томов
    его «Истории» погибли. «География»
    Страбона была «открыта» только через
    600 лет после написания.
    Страбон
    критически относился к методам научного
    объяснения мира, предложенным Аристотелем
    и Платоном. Вместо объяснения мира Земли
    он ограничивался описанием ее различных
    регионов. Страбон создавал труд для
    государственных чиновников Римской
    империи – первый в мире справочник для
    управленческого аппарата.
    В
    Древнем Риме описания различных стран,
    а также руководства для мореплавателей
    были довольно точными. Торговля с
    Занзибаром процветала, т. к. римские
    купцы не догадывались, какие ужасы, по
    мнению Аристотеля, ожидают того, кто
    отважится войти внутрь Жаркой зоны.
    Античная
    география заканчивается трудами Клавдия
    Птолемея (II в. н. э.). Известно, что Птолемей
    – автор «Альмагеста» – классического
    астрономического произведения, в котором
    центром Вселенной (по Аристотелю)
    провозглашалась Земля. Он также создал
    «Руководство по географии», обобщив
    накопленные римлянами знания об ойкумене.
    По сетке параллелей и меридианов ученый
    математически вычислил местоположение
    сотен точек (географических объектов);
    6 томов из 8 «Руководства» содержат
    таблицы широт и долгот. Последний том
    составляют карты, сделанные на основе
    этих таблиц (см. «Карту мира по Птолемею»),
    Карты Птолемея «подтолкнули» Колумба
    отправиться через Атлантику и открыть
    Америку, а Джеймса Кука – искать и найти
    Австралию (Неизвестную Южную землю –
    Terra Australis incognita).
    Итак,
    античная география была в основном
    описательной наукой. В этом главная
    особенность первого этапа развития
    науки географии. Теоретические идеи
    (широкие обобщения) в географических
    трудах того времени тесно связаны с
    умозрительными положениями философии.
    Первоначально география развивается
    в рамках натурфилософии. После работ
    Аристотеля происходит выделение из
    натурфилософии различных наук, в том
    числе и географии. В Древнем Риме Страбон
    и Птолемей систематизировали представления
    античных географов. Именно в античное
    время были заложены основы страноведения
    (Гекатей, Страбон), математической
    географии (Эратосфен, Птолемей) и
    естественно-географических наук:
    гидрологии, метеорологии, геоморфологии
    (Аристотель).

  6. Kathri Ответить

    Первым ученым, занимавшимся определением местоположения различных объектов на Земле, был Фалес (ок. 625-547 гг. до н. э.). Он жил в городе Милете и был известным путешественником и предприимчивым коммерсантом. Фалес первым указал на свойства магнитного железняка.
    Будучи астрономом и философом, Фалес представлял Землю в виде диска, который плавает в воде. Это не удивительно: нечто подобное представляют собой многочисленные греческие острова в Средиземном море. Размышляя о том, из чего состоит Вселенная, он был уверен, что все существующее состоит из разных форм воды. Свои выводы Фалес пробовал проверить с помощью наблюдений, чем и противопоставил науку и веру.
    Известно, что Геродота считают «отцом истории». В его 9-томной «Истории» содержатся также многочисленные описания мест, которые посетил ученый.
    Геродота называют и «отцом этнографии», т. к. он подробно описал обычаи, традиции известных ему народов. Он первым применил исторический метод в географии. Так, Геродот реконструировал древнюю береговую линию в устье Нила и доказал, что речные наносы образовали дельту реки. Поэтому многочисленные портовые города оказались далеко от морского берега.
    Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон (428-348 гг. до н. э.) и его ученик Аристотель (384- 322 гг. до н. э.) – самые знаменитые философы Древней Греции.
    Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.), полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это было чисто теоретическое размышление. Греческие мыслители считали, что симметрия – одно из свойств совершенства, а сфера является носителем признаков симметричной формы. Платоном был предложен дедуктивный метод познания мира (что означает познание от общего к частному). Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах. Изменение наклона солнечных лучей на поверхности шарообразной Земли, по их мнению, приводит к изменению климата – жаркого, умеренного, холодного.
    Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами», был энциклопедист древности – Аристотель. Ученик Академии Платона, он после смерти своего учителя и двенадцати лет путешествия по Эгейскому морю и Греции основал свою школу – Лицей. Аристотель предложил познавать мир методом от частного к общему. Данный метод исследования называется индукцией. Вместо выведения отвлеченных умозаключений из теории он призывал своих учеников: «Иди и смотри». Работами Аристотеля завершается античная натурфилософия и начинается опытное познание. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания.
    В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. К атмосфере он относит воздушную и водную оболочки, т. к. в последней происходит влагооборот. Аристотель отдельно рассматривает вулканы и землетрясения, явления, происходящие на морях.
    С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Позднее взгляды Аристотеля были развиты его последователями, которые использовали метод учителя при изучении природы.
    Метод научного объяснения мира, предложенный Аристотелем, основывался на использовании логики и не предполагал экспериментального исследования его результатов. Общеизвестно, что любые научные положения через некоторое время начинают в определенном смысле тормозить развитие научной мысли. Так, опираясь на опыт, Аристотель полагал, что в жарком климате жизнь невозможна, т. к. самое жаркое место – Ливия нагревается до 50-60 °С. Значит, южнее – около экватора все живое уничтожается солнцем. По Аристотелю, жизнь возможна только в умеренной зоне, а в холодном климате она гибнет из-за холода.
    Более чем через век после Аристотеля обобщение многочисленных сведений, накопленных исследователями Земли, сделал главный хранитель Александрийского музея Эратосфен (около 276-194 гг. до н. э.). Это его впоследствии назовут «отцом географии», т. к. он первым предложил называть науку о Земле географией. Эратосфен является автором труда «Geographia hupomnemata» – «Географические записки». Эратосфен математически обосновал границы между климатическими поясами, создал карту мира, используя линии параллелей и меридианов. Книга его до нас не дошла, и о ее содержании известно по выдержкам из «Географии» древнеримского ученого Страбона.
    В Древнем Риме географические знания греческих ученых были систематизированы. По трудам Страбона (65-64 гг. до н. э.- 23- 24 гг. н. э.) нам известно о географических идеях античности. Не случайно некоторые современные ученые ведут отсчет науки географии именно от Страбона. Интересно, что сохранилась 17-томная работа Страбона «География», а вот четыре десятка томов его «Истории» погибли. «География» Страбона была «открыта» только через 600 лет после написания.
    Страбон критически относился к методам научного объяснения мира, предложенным Аристотелем и Платоном. Вместо объяснения мира Земли он ограничивался описанием ее различных регионов. Страбон создавал труд для государственных чиновников Римской империи – первый в мире справочник для управленческого аппарата.
    В Древнем Риме описания различных стран, а также руководства для мореплавателей были довольно точными. Торговля с Занзибаром процветала, т. к. римские купцы не догадывались, какие ужасы, по мнению Аристотеля, ожидают того, кто отважится войти внутрь Жаркой зоны.
    Античная география заканчивается трудами Клавдия Птолемея (II в. н. э.). Известно, что Птолемей – автор «Альмагеста» – классического астрономического произведения, в котором центром Вселенной (по Аристотелю) провозглашалась Земля. Он также создал «Руководство по географии», обобщив накопленные римлянами знания об ойкумене. По сетке параллелей и меридианов ученый математически вычислил местоположение сотен точек (географических объектов); 6 томов из 8 «Руководства» содержат таблицы широт и долгот. Последний том составляют карты, сделанные на основе этих таблиц (см. «Карту мира по Птолемею»), Карты Птолемея «подтолкнули» Колумба отправиться через Атлантику и открыть Америку, а Джеймса Кука – искать и найти Австралию (Неизвестную Южную землю – Terra Australis incognita).
    Итак, античная география была в основном описательной наукой. В этом главная особенность первого этапа развития науки географии. Теоретические идеи (широкие обобщения) в географических трудах того времени тесно связаны с умозрительными положениями философии. Первоначально география развивается в рамках натурфилософии. После работ Аристотеля происходит выделение из натурфилософии различных наук, в том числе и географии. В Древнем Риме Страбон и Птолемей систематизировали представления античных географов. Именно в античное время были заложены основы страноведения (Гекатей, Страбон), математической географии (Эратосфен, Птолемей) и естественно-географических наук: гидрологии, метеорологии, геоморфологии (Аристотель).

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *