Какие формы глагола относятся к спрягаемым и неспрягаемым?

14 ответов на вопрос “Какие формы глагола относятся к спрягаемым и неспрягаемым?”

  1. DESPERADO Ответить

    Различаются субъектный и объектный инфинити­вы. Субъектный инфинитив обозначает действие субъекта предложения, который чаще всего является подле­жащим: Он решил уехать в Крым. Объектный инфи­нитив обозначает действие не субъекта, а другого лица: Врач посоветовал больному уехать в Крым.
    25. Две основы глагола и их роль в образовании глагольных форм.
    Все глагольные формы, спрягаемые и неспрягаемые, об­разуются от двух глагольных основ: от основы инфинитива и от основы настоящего ( будущего простого, если глагол совершенного вида) вре м е н и.
    Чтобы получить основу инфинитива, нужно отнять его показатель — формообразующий суффикс -ть, -ти: ска- за-ть, стоя-ть, смотре—ть, строи-ть, верну—ть, вез­ти, нес-ти.
    Для выделения образующей основы настоящего (буду­щего) времени нужно брать форму 3-го лица множествен­ного числа (в других личных формах может происходить чередование согласных в конце основы). В этой форме от­брасывается фонемное личное окончание -ут или -ат: стерег-ут (ср. стереж-ет), ляг-ут (ср. ляж-ешь), реша­ютрешай-ут; леж-ат, сидят (просидят)сид’-ат (просид’-ат), стоятстой-ат.
    Основы инфинитива и настоящего (будущего) времени в одних случаях совпадают, в других не совпадают. Как пра­вило, совпадают, если основа инфинитива (современная или древняя у глаголов на -чь, -сти, -сть) оканчивается на согласный звук, и не совпадают, если основа инфинити­ва оканчивается на гласный. Ср.: вез-тивез-ут, нес-ти нес-ут, помочь*помог-типомог-ут, вес-ти*вед~тивед-ут; покор и-тьпокор’-ат, реша-търешай-ут, закрыва-тъзакрывай-ут, дава-тьдай- ут, писа-тьпиш-ут, бежа-тьбег-ут.
    От основы инфинитива образуются:
    1.спрягаемые формы глагола прошедшего времени изъ­явительного наклонения (с помощью суффикса -л и родо­вых окончаний): проходи-тьпроходи-л-( ), -а, -о, -и; рассказа-тьрассказа-л~( ), -а, -о, -и; вез-тивез- 0-( ), вез-л-а, -о, -и; беречь*берег-тиберег- 0 -( ), берег-л-а, -о, -и;
    2.формы сослагательного наклонения: прочитал бы, сберег ры, привез бы, отвел бы;
    3.формы причастий прошедшего времени, действитель­ных и страдательных (с помощью суффиксов -вш-, -ш-; -нн~, -енн-, -т- и родовых окончаний): рассказа-тьрассказа-вш-ий, -ая, -ее, -ие, рассказа-нн-ый; сберечь*сберег-тисберег-ш-ий, сбереж-енн-ый; привести*привед-типривед-ш-ий, привед-енн-ый; раскрытьраскры-вш-ий, раскры-т-ый;
    4.формы деепричастий совершенного вида (с помощью суффиксов -в, -вши, -ши): переда-тьпереда-в, умы- ть-сяумы-вши-сь, отнес-ти — отнес-ши.
    От основы настоящего времени образуются:
    1.личные формы настоящего времени глагола (с по­мощью личных окончаний): читай-у, читай-эшь, читай- эт, читай-эм, читай-эте, читай-ут;
    2.формы повелительного наклонения от глаголов несо­вершенного вида (с помощью нулевого окончания или окон­чания -и- в форме единственного числа и постфикса -те в форме множественного числа): читай-утчитай( ), чи­тайте; сид-атсиди, сидите. Формы повелительного наклонения совершенного вида образуются от основы будупрочитали, рисуешь, растет, зазеленеют, будем петь (изъявительное наклонение), прекратился бы, поняла б, возвратились бы (сослагательное наклонение), рисуй, гово­рите, пусть пишут, давайте прочитаем, встать! (повели­тельное наклонение).
    3.Формы причастий настоящего времени: несут-несущий;
    4.формы деепричасний несовершенного вида (с помощью суффикса –а):лежат-лежа.
    26. Категория вида глагола. Способы образования видов.
    Категория вида указывает на отношение действия или состояния, выраженного глаголом, к достижению своего внутреннего предела. Иначе говоря, глагольный вид обозначает, как протекает действие, его длительность, протяженность вне своего предела или законченность, результативность, достижение своего внутреннего предела. И в зависимости от способа развития действия, его длительности или завершенности различаются два вида глагола — совершенный и несовершенный.
    Категория вида свойственна всем глаголам и проявляется в любой глагольной форме — спрягаемой и неспрягаемой. Ср.: делать, делал, делавший, делаю, делающий, делая — несовершенный вид; сделать, сделал, сделавший, сделав, сделаю — совершенный вид. У спрягаемых форм глаголов категория вида тесно связана с категорией времени.
    Совершенный вид указывает на законченность, результативность, достижение внутреннего предела действия в прошлом или будущем: прочитать — прочитал, прочитаю; написать — написал, напишу; доехать — доехал, доеду; рассказать — рассказал, расскажу.
    Наряду с глаголами, обозначающими завершенность действия, в системе совершенного вида можно выделить глаголы, характеризующиеся специфическим лексическим значением, в частности глаголы, которые обозначают:
    1) начало действия; для них характерны приставки за-, по-, вз—: заговорить, запеть, закричать, забегать, заплясать, пойти, побежать, поплыть, взлететь, взволноваться;
    2) ограниченность действия во времени (глаголы с приставками по- и про-)’, поработать, погулять, подышать, побегать, посмеяться (недолго, немного), пробегать, просидеть.
    3) мгновенное, однократное (одноактное) действие; это значение вносит суффикс -ну-: двинуть, стукнуть, толкнуть, махнуть, прыгнуть, крикнуть, свистнуть;
    Несовершенный вид глагола характеризует длительное, протяженное, незавершенное действие или со­стояние, без указания на достижение им внутреннего пре­дела в прошлом, настоящем или будущем: читать — читал, читаю, буду читать; писатьписал, пишу, буду писать; ехатьехал, еду, буду ехать; рассказывать — рассказывал, рассказываю, буду рассказывать.
    С глаголами несовершенного вида могут сочетаться так называемые фазовые глаголы, которые указывают на раз­личные стадии (фазы) развития действия (его начало, про­должение, окончание): начал (начинал) писать; принялся (принимался) рисовать; продолжал петь; кончил (кон­чал) работать; перестал (переставал) разговаривать; прекратил (прекращал) играть. Сочетание фазовых глаго­лов с глаголами совершенного вида невозможно.
    Среди глаголов несовершенного вида выделяется особая группа парных глаголов движения: идтиходить, бе­жатьбегать, лететьлетать, плытьплавать, ехатьездить, брестибродить, ползтиползать, лезтьлазить, нестисьноситься, нестиносить, везтивозить, вестиводить, гнатьгонять, ка­титькатать, тащитьтаскать. Эти парные глаго­лы движения выражают различия в оттенках значения. Левые члены пар обозначают не расчлененное на отдельные акты, непрерывное движение, направленное в одну сторо­ну, и называются глаголами однонаправленного, или опре­деленного, движения (подругой терминологии, мотор­но-некратными): идти, бежать, лететь, плыть и т. д. Глаголы в парах справа (ходить, бегать, летать и т\ п.) обозначают или непрерывное разнонаправленное движение (ходил туда-сюда), или повторяющееся во времени дви­жение (хожу на работу через парк; часто ходит в театр) и называются глаголами разнонаправленного, или неопре­деленного, движения (моторно-кратными).
    Иногда глаголы типа ходить, летать, плавать и т. п. могут обозначать свойство предмета (лица или животного): человек ходит, птицы летают, рыбы плавают, пресмы­кающиеся ползают и т. п.
    Способы образования видов.
    Непроизводные глаголы и глаголы, образованные от других частей речи (не от глаголов), чаще всего относятся к несовершенному виду: жить, пить, сидеть, идти, брать, писать, краснеть, белеть, охать, плотничать и т. п. И только небольшая группа непроизводных глаголов относит­ся к совершенному виду, например: бросить, дать, стать, сесть, лечь, пустить, решить и др.
    Большинство глаголов современного русского языка об­разуют видовые п ары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с тождественным (одинаковым) лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными п о в и д у; писатьнаписать, решитьрешать, рассказать — рассказывать, переворачиватьперевернуть, исчезатьисчезнуть.
    Видовые пары образуются несколькими грамматически­ми способами: посредством префиксов. при помощи суф­фиксов. путем чередования гласных и согласных звуков в основах, посредством изменения ударения и супплетивны­ми (инозвучными) основами.
    1. Наиболее часто глаголы совершенного вида образуют­ся от глаголов несовершенного вида с помощью при­ставок, т. е. префиксальным способом: делатьсделать, писатьнаписать, строитьпостроить, слабеть — ослабеть.
    Присоединение приставки к глаголу несовершенного ви­да переводит глагол в совершенный вид. Однако приставочные глаголы совершенного вида не всегда образуют видовую пару с соответствующим бесприставочным глаго­лом несовершенного вида, так как глагольные приставки в русском языке могут выполнять и грамматическую, и лек­сическую функцию, т. е. изменять вид глагола и одновре­менно вносить в основу глагола новое лексическое значение. В таком случае бесприставочный и приставочный глаголы не образуют видовой пары, не являются соотноси­тельными по виду. Например, глаголы писатьнаписать имеют одинаковое лексическое значение, приставка на- выполняет чисто грамматическую функцию, поэтому эти глаголы соотносительны по виду и образуют видовую пару. Но сравним лексическое значение глаголов, присоединив­ших к глаголу писать другие приставки: писать — впи­сать, выписать, дописать, записать. Здесь каждая приставка вносит оттенок нового лексическо­го значения, поэтому приставочные глаголы совершенного вида не образуют видовой пары с бесприставочным глаго­лом несовершенного вида.
    В качестве формообразующих приставок, т. е. приста­вок, образующих формы совершенного вида, вступающие в видовую пару с бесприставочными глаголами несовершен­ного вида, чаще всего выступают приставки с-: варить — сварить, петь — спеть, прятатьспрятать. Реже чисто граммати­ческую функцию выполняют приставки на-: писать — на­писать; за-: гримироватьзагримировать; у-: топитьуто­пить, крастьукрасть; очень редко — приставки из- (ис-): печьиспечь, пугатьиспугать, портитьиспортить; при-: готовитьприготовить, снитьсяприсниться; вз-, воз-: волноватьсявзвол­новаться, мужать — возмужать.
    2. В образовании видовых пар глаголов широко исполь­зуется суффиксальный способ.
    От бесприставочных и, реже, приставочных глаголов со­вершенного вида с суффиксом -и- образуется несовершен­ный вид глаголов с помощью суффикса -а-(-я-), т. е. в
    видовой паре происходит мена, чередование суффиксов –и-а-(-я-). При этом может происходить также чередование согласных в основе: решитьрешать, броситьбро­сать, кончитькончать, получитьполучать, встре­титьвстречать. Этот способ образования видовых пар малопродуктивен.
    От приставочных глаголов совершенного вида образуют­ся приставочные глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ива-, -ыва-, -ева-, -ва~. Этот способ наиболее продуктивен: разыскатьразыскивать, выплатитьвыплачивать, расстрелятьрасстреливать; перепи­сатьпереписывать, прочитатьпрочитывать, раз­глядетьразглядывать; затмить — затмевать, продлитьпродлевать;
    Процесс образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида называется имперфект и- в а ц и е й.
    Суффиксы -ва-, -ева- ударные. В глаголах несовершен­ного вида с суффиксом -ива (-ыва) ударение всегда падает на слог, предшествующий данному суффиксу (кроме от­дельных глаголов с неподвижным ударением): вытянуть вытягивать.
    3.В редких случаях образование видовых пар осуществ­ляется посредством перемещения ударения: засы­патьзасыпать, вырезатьвырезать, выноситьвыносить, а также в результате чередования гласных и согласных звуков в корне: взятьвзимать, поднятьподнимать.
    4.Некоторые глаголы совершенного и несовершенного вида, образующие видовые пары, имеют супплетивные, т. с. инозвучные, основы: братьвзять, говоритьсказать, искатьнайти, ловитьпоймать, кластьположить, лечьложиться, сестьсадиться, статьстановиться.
    27. Двувидовые и одновидовые глаголы. Видовая пара.
    В современном русском языке имеется группа глаголов, которые, не изменяя своей основы, могут употребляться в значении как несовершенного, так и совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: использовать, организовать (Что делать? и что сделать?), использую, организую (что делаю? и что сделаю?).
    Небольшую группу двувидовых глаголов (около 70) со­ставляют глаголы славянского происхождения, например: бежать, велеть, воздействовать, женить (-ся), исполь­зовать, исследовать, казнить, обещать, оборудовать, образовать (~ся), приветствовать, ранить, родить (~ся), содействовать и др. Эта группа двувидовых глаголов не­продуктивна, не пополняется новыми образованиями.
    Очень продуктивны двувидовые глаголы, образованные на базе заимствованных иноязычных структурных частей слова — основы или суффикса или одновременно основы и суффикса: адресовать, арестовать, организовать, ата­ковать, конфисковать, мобилизовать, рапортовать, рекомендовать, стартовать, гарантировать, механи­зировать, материализовать, эвакуировать, электрифи­цировать и др.
    От двувидовых глаголов образуются все формы времени. Употребляясь в значении несовершенного вида, двувидовые глаголы образуют форму настоящего и сложную форму буду­щего времени. Употребляясь в значении совершенного вида, образуют простую форму будущего времени, структурно сов­падающую с формой настоящего времени. Ср., например: 1. На уроках русского языка я уже использую метод изучения
    нового материала крупными блоками, (…уже использую — что делаю? — несов. в., наст. вр.). Ср.: …я буду использоватьметод… — несов. в., буд. вр. 2. Лучшие методы обучения, рекомендованные учителями-новаторами, я тщательно изучу и обязательно используюв своей работе, (…исполь­зую — что сделаю? — сов. в., буд. вр.).
    Большинство двувидовых глаголов способно выражать значение обоих видов во всех своих формах — спрягаемых и неспрягаемых. К таким глаголам можно отнести, напри­мер, автоматизировать, атаковать, использовать, ко­мандировать, констатировать, ликвидировать, мобилизовать, модернизировать, электрифицировать и т. п. Однако нужно помнить, что действительные и страда­тельные причастия настоящего времени и деепричастия с суффиксом -а, образованные от двувидовых глаголов, всег­да имеют значение только несовершенного вида, а страда­тельные причастия прошедшего времени и деепричастия с суффиксами -в, -вши- всегда имеют значение совершенно­го вида. Ср.: мобилизующий, мобилизуемый, мобилизуя; организующий, организуемый, организуя; образующийся, образуясь — несов. вид; мобилизованный, мобилизовав; организованный, организовав; образовавшись — сов. вид.

    ОДНОВИДОВЫЕ Глаголы
    Наряду с глаголами, образующими видовые пары (пи­сатьнаписать, рассказатьрассказывать), и двуви­довыми глаголами в русском языке широко распространены также глаголы, не имеющие видовых пар, относящиеся или только к совершенному, или только к несовершенному ви­ду. Такие глаголы называются несоотносительны­ми по виду или одновидовыми. Одновидовые глаголы разнообразны по своим лексико-семантическим разрядам и часто характеризуются специфическими осо­бенностями морфемной структуры.
    К одновидовым глаголам совершенного вида относятся, например, глаголы следующих лексико-семан­тических разрядов: 1) глаголы с приставками за-, по-, обозначающие начало действия: засмеяться, заработать, запрыгать, покатиться, полететь, понестись; 2) глаго­лы с приставками по- и про-, обозначающие ограничен­ность действия во времени: поиграть, почитать, поговорить, пробегать, проплавать, прослоняться, про­сидеть; 3) глаголы мгновенного, однократного действия с суффиксом -ну-; крикнуть, прыгнуть, стукнуть; 4) глаго­лы с приставкой на- и постфиксом -ся, выражающие полное насыщение субъекта действием: наработаться, нагу­ляться, напрыгаться, наесться, насмеяться, натанце­ваться и т. п.
    К одновидовым глаголам несовершенного вида относятся глаголы тоже разнообразных лексико-семанти­ческих разрядов, в частности: 1) глаголы, обозначающие различные состояния человека, животного или неживых предметов: стоять, сидеть, лежать, спать, голодать, бо­леть, веселиться, радоваться, смеяться, бояться, гру­стить, мерзнуть, мокнуть, киснуть; 2) глаголы со значением существования, бытия предмета: быть, иметь­ся, находиться, существовать; 3) глаголы, выражающие различные явления, воспринимаемые органами зрения, слуха, обоняния: смотреть, видеть, слышать, слушать, нюхать, блестеть, греметь, шуметь, шептать; 4) глаго­лы, обозначающие многократное, равномерно повторяюще­еся действие (при образовании совершенного вида к таким глаголам присоединяется суффикс -ну- со значением мгно­венности, однократности действия): брызгать, кидать, ма­хать, нырять, толкать, шагать; 5) парные глаголы движения (однонаправленного и разнонаправленного или повторяющегося): бежатьбегать, идти — ходить, лететьлетать, плытьплавать и т. п.; 6) глаголы с приставками по-, на- и суффиксами -ива-, -ыва-, обозна­чающие слабую степень проявления действия или состоя­ния: поблескивать, повизгивать, подергивать, покачивать, посвистывать, постукивать; наигрывать, напевать, накрапывать и некоторые другие.
    Большинство глаголов современного русского языка об­разуют видовые п ары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с тождественным (одинаковым) лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными п о в и д у; писатьнаписать, решитьрешать, рассказать — рассказывать, переворачиватьперевернуть, исчезатьисчезнуть.
    Видовые пары образуются несколькими грамматически­ми способами: посредством префиксов. при помощи суф­фиксов. путем чередования гласных и согласных звуков в основах, посредством изменения ударения и супплетивны­ми (инозвучными) основами. (Смотреть вопрос №26).
    28. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.
    Категория переходности-непереходности глаголов определяет отношение действия, выраженного глаголом, к объекту. Глагольное действие может быть на­правленным и не направленным на объект. В зависимости от этого различаются переходные и непереходные глаголы. Переходными могут быть только невозвратные глаголы. К непереходным глаголам относится часть невозвратных и все возвратные глаголы.
    Переходные глаголы обозначают действие, непосредственно направленное, прямо переходящее на ка­кой-либо предмет, грамматически представляющий собой прямой объект действия. Формы выражения прямого объек­та, на который непосредственно переходит глагольное действие, синтаксически называются прямым д о п о л н ен и е м. Например: Заме­ла седая вьюга поле снежным полотном. (Е.)
    Переходным глаголам свойственны специфические синтаксические и морфолого-словообразовательные при­знаки: 1) способность управлять пря­мым дополнением; 2) от переходных глаголов образуются: а) страдательные причастия: читатьчи­таемый, прочитатьпрочитанный; б) возвратная спрягаемая форма страдательного залога: Дом строится плотниками в) возвратные глаголы с типизированными смысловыми значениями: умыватьумываться, возвратитьвозвратиться, беспокоитьбеспокоиться.
    Непереходными называются глаголы, которые обозначают действие или состояние, протекающее в сфере самого производителя действия (субъекта) или как бессубъектное, прямо не направленное на объект. Они не способны управлять прямым дополнением, но могут управлять другими падежными формами без предлогов и с предлогами (т. е. косвенным дополнени­ем), а также могут употребляться без управляемого слова. Например: Шум умножался. Били в набат. (П.) При непереходных глаголах может быть вини­тельный беспредложный со значением времени или пространства: ехали два часа поездом, шли пешком пять километров.
    Из группы непереходных глаголов иногда выделяют гла­голы с косвенной переходностью. К о с в е н н о-п ерех о д н ы е глаголы выражают действие, которое не замы­кается в сфере самого субъекта, а косвенно направляется на другой предмет (объект), который непосредственно не испытывает действия субъекта, но находится с ним в определенных отношениях. Например: руководить пар­тией, управлять колхозом, командовать-взводом, желать успехов, ждать товарища, помогать друзьям, забо­титься о матери, тосковать по родине и т. п. От неко­торых косвенно-переходных глаголов, как и от прямо-переходных, образуются страдательные прича­стия: руководимый.
    Если к переходным глаголам прибавляется постфикс -ся, они преобразуются в непереходные (новые лексе­мы): возвратитьвозвратиться, переписыватьпереписываться.
    Возвратные глаголы по их образова­нию подразделяются на три группы: 1) возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов: умыватьумы­ваться, обниматьобниматься; 2) возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов: чернетьчернеться; 3) возвратные глаголы, не соотносимые по образованию с невозвратными глаголами, т. е. без -ся не употребляющие­ся: бояться, гордиться, надеяться, нравиться.
    С точки зрения категории залога наибольший интерес представляет группа возвратных глаголов, образованных от невозвратных переходных глаголов, которым постфикс -ся придает разнообразные типизированные смысловые значения. Назовем основные из них.
    1.Собственно-возвратное значение. Глаголы обознача­ют действие, которое производится субъектом и направля­ется на самого деятеля: умываться, бриться.Значение постфикса -ся в данных глаголах синонимично значению возвратного местоимения себя: брить себябриться, одевать себяодеваться.
    2.Взаимно-возвратное значение. Глаголы обозначают действие, исходящее от двух или более субъектов, взаимно направляемое и возвращающееся к исходному субъекту
    встречаться, обниматься, целоваться, браниться, объ­ясняться, переписываться.
    3.Общевозвратное значение. Глаголы обозначают или перемещение субъекта в пространстве, изменение его поло­жения: возвращаться, направляться, подниматься, при­слоняться, , или изменение внутреннего со­стояния субъекта: обрадоваться, веселиться, печалиться.
    4.Косвенно-возвратное значение. Глаголы выражают действие, которое совершается субъектом для самого субъ­екта, в его интересах: собираться в дорогу (т. е. собирать для себя вещи в дорогу), укладываться, строиться (стро­ить что-либо для себя).
    5.Активно—безобъектное значение. Глаголы выражают активное, но безобъектное действие, которое является ха­рактерной чертой, постоянным свойством субъекта: собака кусается, лошадь лягается, корова бодается, крапива жжется.
    6.Пассивно-качественное значение. Глаголы выражают способность предмета подвергаться какому-то действию (что особенно ярко проявляется в формах настоящего времени), но сам предмет не может осуществлять действия: форточка от­крывается, , железо куется.

    Категория залога.
    В соответствии с бинарной классификацией залогов, ка­тегория залога — это грамматическая категория, кото­рая выражает отношение глагольного действия к грамматическому субъекту, т. е. подлежащему.
    Глагольные формы, которые обозначают действие, не на­правленное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к действительному залогу. Глагольные формы действительного залога характеризуют подлежащее как субъект действия, как лицо или предмет, который сам производит действие или находится в определенном состоя­нии: Ученик решает задачу. Вошел учитель. Товарищи встретились. Лодка качается на волнах. Дерево растет у дороги. Девочка сидит, смотрит в окно и улыбается нам. При отсутствии в предложении грамматического субъекта (в безличных предложениях) действие или состояние представ­ляется бессубъектным. Ср.: Я не сплю и Мне не спится. Земля подмерзла.В неопределенно-личных и обобщенно-личных предло­жениях типа Вам звонят, Принесли книгу, Хорошее не забудешь, Цыплят по осени считают в одной и той же глагольной словоформе действительного залога представлены и глагольное действие, и его производитель — неопределен­ное или обобщенное лицо. Значение действительного залога раскрывается во всех глагольных формах — спрягаемых и неспрягаемых: нужно читать, читал, читаю, буду читать, читай, читающий, читая.
    Глагольные формы, выражающие действие, направлен­ное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к страдательному залогу. Глагольные формы страдательного залога характеризуют подлежащее как объ­ект, подвергающийся действию, испытывающий действие со стороны другого предмета, выраженного формой твори­тельного падежа со значением производителя действия: Дом строится рабочими. Урожай убирается колхозника­ми. Враг побежден нами.
    Значение страдательного залога выражается в двух фор­мах: в возвратной спрягаемой форме переходных глаголов обычно несовершенного вида (дом строится, поле вспахи­вается, письма разносятся) и в страдательно-причастных формах переходных глаголов совершенного вида (дом по­строен, поле вспахано, письма разнесены, не сказано ни слова).
    Возвратная форма страдательного залога образуется от переходных глаголов с помощью постфикса -ся и может употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени преимущественно в 3-м лице единственного и множественно-го числа (дом строится, строился, будет строиться рабо­чими). Страдательно-причастные формы переходных глаго­лов совершенного вида употребляются в прошедшем времени и будущем со вспомогательной связкой быть (план выпол­нен, был выполнен, будет выполнен заводом). Реже значение страдательного залога у отдельных переходных глаголов не­совершенного вида выражается краткой формой страдатель­ного причастия настоящего времени, например: Нами ты была любима и для милого хранима. Такие формы всегда имеют стилистическую окраску книжности и нерегу­лярны. Соотносительные формы действительного и страдатель­ного залога переходных глаголов различаются лишь грам­матически (залоговым значением), лексическое же значение у них одинаково, и, следовательно, они представ­ляют одну лексему. Например, строят (дом) и строится (дом) представляют собой формы действительного и страда­тельного залога глагола-лексемы строить, а прочитал и прочитан, будет прочитан.

  2. ALID Ответить

    НЕСПРЯГАЕМЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА

    Инфинитив
    Инфинитив – исходная форма глагольной парадигмы, поскольку обозначает действие в наиболее обобщенном виде, вне времени, лица, наклонения. Инфинитив имеет категории вида, переходности, возвратности. Большинство глаголов русского языка образуют инфинитив при помощи суффикса –ть: строи-ть, мы-ть, учитыва-ть. В значительно меньшей степени используются в инфинитиве суффиксы –ти, -чь. При образовании глагольных форм обычно происходят чередования в основе подобных глаголов: класть – кладу, печь – пеку. В предложении инфинитив может быть любым членом предложения: 1) подлежащим: Забыть это было трудно; 2) сказуемым: И царица хохотать!; 3) частью составного глагольного сказуемого: Мог рассказывать часами; 4) главным членом безличного предложения: Радостно встречать старых друзей; 5) дополнением: Прошу Вас (о чем?) остаться; 6) определением: Пришла в голову мысль (какая?) уехать; 7) обстоятельством: Зашел домой (зачем?) перекусить.
    Деепричастие
    Деепричастие – неизменяемая форма глагола, имеющая признаки глагола и наречия и обозначающая дополнительное действие или обстоятельства этого действия: шла, тихо напевая; вышел, хлопнув дверью; остался доволен, рассмешив всех. Глагольные категории деепричастия – вид, возвратность, переходность. С наречием его связывает отсутствие форм словоизменения, общий тип подчинительной связи – примыкание, а также общая синтаксическая функция обстоятельства.
    Образование деепричастий

    Вид
    Основа
    Продук. суффиксы
    Непрод. суффиксы
    Примеры
    Несовер-шенный
    Настоящего времени
    -а (-я)
    -в, -вши, -учи (-ючи)
    Читая, крича, носивши, крадучись, играючи
    Совершен-ный
    Прошедшего времени

    -вши, -ши, -а (-я)
    Прочитав, подписавшись, привлекши, увидя
    Формы деепричастий образуют не все глаголы. Отсутствуют (или малоупотребительны) деепричастия от глаголов типа: 1) сохнуть, вянуть, гаснуть; 2) печь, беречь, мочь, влечь, течь; 3) писать, вязать, глодать; 4) врать, лгать, ткать, бить, шить и под. Не употребляются деепричастия от глаголов бежать, ехать, лезть, хотеть, петь и некоторых других.
    Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий несовершенного и совершенного вида, например: обещать: обеща-я – несов. в., обеща-в – сов. в.
    Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причём этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа: Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов). Иногда деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к пропущенному главному члену односоставного личного предложения, а также к безличному предложению, но только в том случае, если в составе главного члена есть инфинитив и деепричастие в предложении относится к тому же субъекту, что и глагол-сказуемое. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам. Но будет ошибкой такое построение: Придя домой, меня знобило.
    Деепричастия могут переходить в другие части речи, если у них ослабляется или утрачивается значение дополнительного действия: Лежа на диване, он читал книгу (лежа – деепричастие). Лежа хлеба не добудешь (лежа – наречие). Не смотря в книгу (деепричастие). Несмотря на молодость (производный предлог).
    Причастие
    Причастие – особая неспрягаемая форма глагола, которая обозначает действие как признак предмета и имеет грамматические признаки глагола и прилагательного. Глагольные признаки: вид, залог, переходность, возвратность, настоящее и прошедшее время. Признаки прилагательного: род, число, падеж, у страдательных причастий есть полная и краткая форма, синтаксическая функция определения или именной части составного именного сказуемого: Дворик, затененный особенным привлекательным образом, и домик, белеющий в глубине зелени, остановили меня (В. Солоухин).
    Образование причастий
    Причастия настоящего времени
    (образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида)
    Действительные причастия
    Страдательные причастия (образуются только от прямопереходных глаголов)
    Для I спряжения суф. -ущ- (-ющ-)
    Для I спряжения суф. -ем-, -ом-
    Для II спряжения суф. -ащ- (-ящ-)
    Для II спряжения суф. -им-
    Читаj–ут – читаj–ущ-ий
    строj–ат – строj–ащ-ий
    Читаj–ем-ый, влек-ом-ый, строj–им-ый
    Искл.: движимый (по происхождению – от движити)
    Причастия прошедшего времени
    (образуются от основы прошедшего времени глаголов
    совершенного и несовершенного вида)
    Действительные
    Страдательные (образуются только от прямопереходных глаголов)
    Суффиксы -вши-, -ш-
    Суф. -ен(н)-, -н(н)-, -т-
    Суффикс -вш- используется при образовании причастий от основы на гласный: реша-л – реша-вш-ий
    От глаголов на -ить, -ти и -чь образуются формы причастий с суф. -ен(н)-:
    решить – решенный, принести – принесенный, сжечь – сожженный
    Суффикс -ш- используется при образовании причастий от основы на согласный:
    рос – рос-ш-ий
    От глаголов на -ать, -ять, -еть образуются причастия с суф. -н(н)-:
    увенчать – увенча-нн-ый,
    увидеть – увиде-нн-ый
    Изменения в основе глагола
    Ше-л – шед-ш-ий
    От глаголов с одной гласной в корне и их производных обычно образуются причастия с суф. -т-: шить – шитый, бить – битый, закрыть – закрытый.
    В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется удвоенное -нн- , если причастие совершенного вида, имеет зависимое слово или суффикс -ова-: решенный (сов.в.), раненный в ногу (зависимое слово), квалифицированный (-ова-).
    В кратких формах этих причастий пишется одно -н-: Задача решена.
    Краткую форму могут иметь только страдательные причастия: всеми любим, расшит узорами, назначен на должность.
    Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления причастий и деепричастий

    Вид ошибки
    Примеры
    Правильный вариант
    Образование причастий настоящего времени от глаголов совершенного вида
    Студенты, примущие участие в этой акции, будут премированы.
    Студенты, которые примут участие в этой акции, будут премированы.
    Неправильное образование действительных причастий прошедшего времени от ряда глаголов на -сти
    забрести – забревший, заплести – заплевший, расцвести – расцвевший, подмести – подмевший, привести – привевший, приобрести – приобревший и др.
    забредший, заплетший, расцветший, подметший, приведший, приобретший и т. п. – от основы будущего времени
    Употребление причастий с частицей «бы»
    Студенты, пожелавшие бы сдать экзамен досрочно, должны будут написать заявление.
    Студенты, которые пожелают сдать экзамен досрочно, должны будут написать заявление.
    Образование деепричастий несовершенного вида при помощи суффиксов -в, -вши
    ткать – ткав,
    бежать – бежавши, тянуть – тянувши и т. п.
    подобные глаголы не имеют деепричастных форм
    Образование при помощи суффикса -вши деепричастий, не имеющих постфикса
    нарисовать – нарисовавши, узнать – узнавши и т. п.
    литературная норма: нарисовав, узнав

    Переход причастий в прилагательные
    Причастия, теряя глагольные признаки и развивая качественные значения, могут переходить в прилагательные. Ср.: блестящий на солнце предмет и блестящий ученый.
    Процесс перехода в прилагательные протекает неравномерно у разных групп причастий. Страдательные причастия прошедшего времени чаще, чем действительные, являются источником образования прилагательных морфолого-синтаксическим способом: квалифицированный работник, воспитанная девушка, рассеянный человек.
    Причастия
    Прилагательные
    1. Обозначают признак предмета по действию: блестящий на солнце камешек, воспитанный бабушкой мальчик
    1. Обозначают качество предмета: блестящий оратор, воспитанный человек
    2. Могут быть заменены глаголами:
    1. Блестящий на солнце камешек = камешек, который блестит на солнце.
    2. По полю рассеяны удобрения. = По полю рассеяли удобрения.
    2. Могут быть заменены прилагательными-синонимами:
    1. Блестящий оратор = хороший оратор.
    2. Дети были рассеяны. = Дети были невнимательны.
    3. Обычно имеют прямое лексическое значение: распущенные по плечам волосы, открытая настежь дверь, слегка приподнятый занавес
    3. Часто приобретают иное лексическое значение: распущенный ребёнок, открытый взгляд, приподнятое настроение
    4. Слова на –мый­, образованные от переходных глаголов несовершенного вида и имеющие при себе зависимое слово в форме творительного падежа без предлога, называющее действующее лицо или орудие действия: не любимый (кем?) отцом цвет, не видимый (чем?) глазом микроб
    4. Мой любимый цвет, невидимый за горизонтом город (нет зависимого слова в форме творительного падежа без предлога, называющего действующее лицо или орудие действия); необитаемый остров (от непереходного глагола)
    5. Могут приобретать признаки, свойственные прилагательным: образовывать наречия на -о, -е (блестящий доклад – говорил блестяще), иметь степени сравнения (самый любимый поэт), сочетаться с наречиями меры и степени (очень организованный коллектив) и т. д.
    Словообразование глаголов
    В современном русском языке глаголы образуются:
    1) от имен существительного и имени прилагательного при помощи суффиксов -а-ть, -е-ть, -и-ть, -ова-ть, -ствова-ть, -изирова-ть: полемика – полемизировать, учитель – учительствовать, пустой – пустовать, капризный – капризничать;
    2) от местоимений, наречий, междометий с помощью суффиксов -и-ть, -е-ть, -ова-ть, -ка-ть: ты – тыкать, много – множить, ох – охать;
    3) от глаголов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов: писать – переписать, спать – выспаться.

  3. Malagrel Ответить

    Глагол – часть речи, выражающая действие,
    процесс, состояние (категориальное
    значение). Обладает специфическими
    грамматическими категориями: вид, залог,
    наклонение, время, лицо, а также категорией
    числа и рода.
    Спряжение
    в широком смысле

    Спряжение
    в узком смысле

    Изменение
    глаголов по наклонениям, временам,
    лицам, числам и родам.
    – в изъявит. наклонении
    в настоящем и будущем времени глаголы
    изменяются по лицам и числам (личные
    формы, предикативные).
    Изменение
    глаголов по лицам и числам в настоящем
    и будущем времени изъявительного
    наклонения
    (формальный показатель
    – личное окончание глагола)
    Неспрягаемые формы:инфинитив,
    причастие, деепричастие
    (у них нет
    наклонения)
    Упр. 1. Образуйте от данных глаголов
    спрягаемые в широком смысле формы и
    неспрягаемые

    Образец: удалять– несов.
    в., переходный гл.
    спрягаемые
    формы
    неспрягаемые
    формы
    Изъявительное наклонение
    н. в. (я) удаляю
    б. в. (я) буду удалять
    пр. в. (он) удалял
    Сослагательное наклонение удалял
    бы

    Повелительное
    наклонение удаляй
    Причастие
    действительное причастие настоящего
    времени удаляющий
    д.п. прошедшего времени удалявший
    страдательное причастие наст. вр.
    удаляемый
    страд. прич.
    пр. вр. – (нет)
    Читать, написать, выучить, сидеть.
    Удалить, удаляться, удалиться
    Упр. 2. Определите, спрягаемая или
    неспрягаемая форма у данного глагола

    форма глагола
    наклонение
    время
    лицо
    число
    род
    синтаксическая
    функция
    вывод
    свернул
    изъяв.
    пр. вр.

    ед. ч.
    м. р.
    сказуемое
    спрягаемая
    сидел
    темнеет
    глядят
    мешались
    будем работать
    приходите
    пережить
    взволнованный
    Упр.
    3.

    В
    предложениях из рассказов И.А. Бунина
    подчерк­
    ните
    все глагольные формы. Укажите, какие из
    них спрягаемые, а какие не­спрягаемые.
    Ответ обоснуйте.

    Он
    свернул толстую папиросу из черного
    крепкого табаку и все сидел
    у окна, поджав под себя одну ногу (На
    хуторе).
    Темнеет – и странная
    тишина царит в селе (На край света).
    Спускаясь
    под гору, они глядят на село другими
    глазами, чем прежде,
    – точно после долгой отлучки… (На край
    света).
    Неуловимый свет
    и неуловимый сумрак мешались над
    равнинами хлебов (На хуторе).
    Провожавшие
    возвращались домой (На край света).
    Завтра воскресенье,
    -сказал он, -мы не будем работать. Если
    хотите, приходите, и мы почитаем вместе
    (На даче).
    Инфинитив – исходная, начальная
    форма морфологической парадигмы.
    Отвечает на вопросы: что делать, что
    сделать? Это неизменяемая форма глагола,
    обозначающая действие вне его отношения
    к наклонению, времени и лицу. У инф. есть
    тольковид изалог. Формальный
    показатель – суффиксы ТЬ / ТИ / ЧЬ

  4. Dolabar Ответить

    4 основные формы глагола подразделяются на спрягаемые и неспрягаемые.
    Спрягаемые формы изменяются по наклон., временам, лицам и числам, а в прош. вр. — и по родам. Набор МКК м.б. разным: одни личные формы могут иметь К накл., времени, лица и числа, но у них не проявляется К рода:
    читаю читаем
    читаешь читаете
    читает читают
    –––––––––––––––––––––
    изъяв. накл., наст. вр., лицо (при пом. оконч.), число (при пом. оконч.), но рода нет — все КК находят морфемное выражение.
    К неспрягаемым формам относятся инф., прич., дееприч., т.к. у них нет КК накл., врем., лица и числа.
    Инфинитив
    Инф. называют неопредел. ф. глагола, потому что он обозначает процесс, но не указывает на лицо, его осуществляющее. Идея процесса в этой форме выражена в наиболее чистом виде. Он выражает только значение вида, залога и переходности, т.е. содержит минимальную грамматич. информацию. ПРИ ЭТОМ ИНФ. ОБЯЗАТЕЛЬНО Д.Б. ТОГО ЖЕ ВИДА, ЧТО И АНАЛИЗИРУЕМАЯ ФОРМА.
    По структуре инф. распадается на основу инф. и формальный показатель.
    Формальные показатели
    · самый распространенный — -ть: знать, колоть. Некоторые ученые считают –ть суффиксом, поскольку инф. — неизменяемая глаг. форма, однако не уточняется, какой это суффикс — словообразовательный или формообразовательный. Нам ближе т.з., что ть — окончание особого рода. В пользу окончания свидетельствуют факты, что этот формальный показатель 1) не участвует в образовании форм и, следовательно, не входит в основу, и 2) инф. по происхождению это застывшая форма Дат.-Предл. пад. имени сущ. 3 склон. — и это тоже аргумент. Поэтому мы будем выделять этот показатель как окончание, хотя и учтем его своеобразие.
    · реже –ти: *идти, нести
    · –чь (* беречь, стеречь). У этих глаголов –чь — одновременно и конечная часть корня, и формальный показатель. Это явление наложения морфем, т.к. -чь генетически восходит к сочетанию кт и гт (в диалектах — инф. пекти).
    Синтаксические функции инф. крайне разнообразны (только некот.):
    Он решил отправиться домой.
    Владимир обнял их и с восторгом поехал домой приготовляться.
    И смотритель, и ямщики советовали мне переждать.
    Желание немедленно увидеть эти края овладело мною.
    Основы глагола
    Каждый глагол СРЯ имеет 2 основы:
    1) основа инфинитива (без оконч. –ти, -ть)
    2) основа настоящего времени (3 лицо, множ.ч., наст. или прост. буд. времени без оконч. –ут, -ат)
    * делать — дела[jу]т
    * петь — по[jу]т
    * кричать — кричат
    У некот. глаг. есть 3 основы (т.е. еще есть основа прош. времени). У большинства она совпадает с основой инф.:
    * мокнуть — мокнут — мок
    запереть — запрут — запер
    тереть — трут — тер
    Все остальные формы глаголов образуются от основ инф. и настоящего/простого будущего времени. Образование форм зависит от вида, переходности и спряжения (для правильного написания окончаний личных форм и суффиксов причастий).
    Формообразующие возможности основ инф. и наст./прост. буд. вр.
    Основа инф.
    Основа наст./
    прост. буд.вр.
    несов. вид, неперех.
    прош. вр.
    6 форм наст. вр.
    сослаг. накл.
    повел. накл.
    действ. прич. прош. вр.
    дееприч. несов. вида
    действит. прич. наст. вр.
    несов. вид, перех.
    прош. вр.
    6 форм наст. вр.
    сослаг. накл.
    повел. накл.
    действит. прич. прош. вр.
    дееприч. несов. вида
    страдат. прич. прош. вр. (как исключение)
    действит. прич. наст. вр.
    страдат. прич. наст. вр.
    соверш. вид, неперех.
    прош. вр.
    6 форм прост. буд. вр.
    сослаг. накл.
    повел. накл.
    действит. прич. прош. вр.
    дееприч. сов. вида
    сов. вид, перех.
    прош. вр.
    6 форм прост. буд. вр.
    сослаг. накл.
    повел. накл.
    действит. прич. прош. вр.
    страд. прич. прош. вр.
    дееприч. сов. вида
    Классы
    Все глаголы СРЯ распределяются на огромные классы, объединенные общностью словоизменения. Эти классы связаны теснейшим образом со словообразованием. Все вновь образующиеся глаголы распределяются по продуктивным классам. Поэтому все классы делятся на продуктивные и непродуктивные.
    Распределение глаг. по классам строится на соотношении основ инфинитива и наст./прос. буд. вр.
    Бывают 5 продуктивных классов, куда входит основная масса глаголов. Непродуктивных глаголов насчитывается около 400, они объединяются в отдельные классы и группы, и их количество постепенно убывает. Под продуктивными классами понимают такое соотношение основ, которое является образцом при создании новых слов, в отличие от непродуктивных, которые таким образцом не являются.
    Продуктивные
    инф.
    наст./прост. буд. вр.
    1 продукт. класс
    -ть
    -аj-ут
    чита-ть
    читаj-ут
    гуля-ть
    гуляj-ут
    Главный показатель — фонема [j] в основе наст./прост. буд. вр.
    2 продукт. класс
    -е-ть
    -еj-ут
    беле-ть
    белеj-ут
    полне-ть
    полнеj-ут
    [j] — обязательный показатель 2 прод. кл.
    3 прод. кл.
    -ова-ть (-ева-ть)
    в большинстве это суф.
    уj-ут (уj — это алломорф суф. –ова-)
    беседова-ть
    беседуj-ут
    горева-ть
    горюj-ут
    4 прод. кл.
    -ну-ть (суффикс)
    н-ут
    прыгну-ть
    прыгн-ут
    толкну-ть
    толкн-ут
    Важный признак — это сохранение –ну- в форме прошедшего времени,
    если –ну- исчезает, то это непродуктивный класс.
    Ср.: мерзнуть — мерз (непрод.), сохнуть — сох (непрод.)
    5 прод. кл.
    -и-ть
    -нуль-ат
    (суф. –и- усекается в основе наст. вр.)
    краси-ть
    крас’-ат
    люби-ть
    люб’ат
    Логика расположения классов такова:
    с 1 по 4 — 1 спряж.
    5 кл. — 2 спряж.
    Глаголы из непродуктивных классов могут переходить в продуктивные. Напр., полоскать — полощут (это исходная форма, непродукт.), но появилась вариантная форма — полоскаj-ут (по 1 прод. кл.)
    Спряжение
    В широком понимании, спряжение — это изменение глаг. по наклонениям, временам, лицам и числам, а в прош. вр. — и по родам. В узком понимании, спряжение — это изменение глаг. по лицам и числам в настоящем и простом будущем времени.

  5. Thorgakelv Ответить

    Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II соответственно. и
    Определяют спряжение следующим образом — если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут, -ют, то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат, -ят, то это глагол II спряжения.
    Примечание
    Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше — I спряжения.
    2. Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:
    Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.).
    3. Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть) и на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).
    Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
    4. Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать — догнать — перегнать — выгнать и т. д. — II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать — гнаться — II спряжение).
    5. В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие — по II. К ним относятся:
    хотеть — в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу — хочешь — хочет), а во множественном числе — по II (хотим — хотите — хотят);
    бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите), кроме 3 лица множ. числа — бегут (по I спряжению);
    чтить — изменяется по II спряжению (чтишь — чтит — чтим — чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употребляется реже, чем чтут;
    брезжить («рассветать, чуть светиться») — употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит — II спряжение) и множественного числа (брезжут — I спряжение): Рассвет чуть брезжит; Слабо брезжут звёзды на небе.
    6.Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать (и их приставочные производные: переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздать и др.).
    7. Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени — есть и суть. Вот пример употребления этих форм: «Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками»; «Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура» (Лев Толстой). Будущее же время образуется от другого корня: буду — будешь — будет — будем — будете — будут.
    8. Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам в третьем лице единственного числа: он взял, она взяла?, оно взяло.
    Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, инфинитив.
    У глаголов в зависимости от способности или неспособности изменяться по лицам, числам, наклонениям и временам есть неспрягаемые формы (инфинитив – неопределенная форма глагола) причастия и деепричастия, к спрягаемым формам относятся все остальные формы.
    1. Инфинитив – это исходная форма глагола, с которой лексически и словообразовательно связаны все остальные формы глагола. Глаголы в инфинитиве называют сам процесс, без отнесения его к какому-либо лицу или времени. Неопределенная форма глагола характеризуется суффиксами -ть, -ти (мести, купить), некоторые глаголы в инфинитиве оканчиваются на -чь (лечь).

  6. Hutius Ответить

    Изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям, а в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения и по родам называется спряжением (в широком смысле): читаю — читаешь — читает; читаю — читал, читала; читай — читал бы, читала бы. Все глагольные формы делятся на две группы: спрягаемые и неспрягаемые. К спрягаемым относятся формы наклонения, времени, лица, числа и рода. Они употребляются только в качестве сказуемого: Я знаю — город будет (Маяковский); Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва (Маяковский). К неспрягаемым формам относятся неопределенная форма (инфинитив), причастие и деепричастие: читать, читающий, читая. Неспрягаемые формы или не изменяются (инфинитив, деепричастие), или изменяются по родам, числам и падежам (причастие). В предложении они являются, как правило, второстепенными членами: Любишь кататься — люби и саночки возить (пословица); Кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь (Шолохов); Ленивый сидя спит, лежа работает (пословица). Спрягаемые и неспрягаемые формы имеют много общего между собой. Их объединяет: 1) одно и то же лексическое значение (называют одно и то же действие или состояние); 2) общая производящая основа; 3) глагольное управление, в том числе существительным в вин. падеже без предлога: читаю книгу, читать книгу, читавший книгу; 4) одинаковое образование вида: читаю — прочитаю, читать — прочитать, читавший — прочитавший и т. п.; 5) одинаковая сочетаемость с наречием: выразительно читает, выразительно читать, выразительно читавший и т. д. У глагола выделяются две основы, от которых образуются спрягаемые и неспрягаемые формы: основа неопределенной формы и основа настоящего (будущего) времени. Основа неопределенной формы представляет собой часть слова без суффикса -ть (-ти): нарисова-ть, пе-ть, нес-mu. Она может быть получена и в прошедшем времени, если отбросить суффикс -л- и окончания: нарисова-л (-а, -о, -и), пе-л (-а, -о, -и), нес (~ла, -ло, -ли).

  7. TEGAX Ответить

    Продуктивные
    инф.
    наст./прост. буд. вр.
    1 продукт. класс
    -ть
    -аj-ут
    чита-ть
    читаj-ут
    гуля-ть
    гуляj-ут
    Главный показатель — фонема [j] в основе наст./прост. буд. вр.
    2 продукт. класс
    -е-ть
    -еj-ут
    беле-ть
    белеj-ут
    полне-ть
    полнеj-ут
    [j] — обязательный показатель 2 прод. кл.
    3 прод. кл.
    -ова-ть (-ева-ть)
    в большинстве это суф.
    уj-ут (уj — это алломорф суф. –ова-)
    беседова-ть
    беседуj-ут
    горева-ть
    горюj-ут
    4 прод. кл.
    -ну-ть (суффикс)
    н-ут
    прыгну-ть
    прыгн-ут
    толкну-ть
    толкн-ут
    Важный признак — это сохранение –ну- в форме прошедшего времени,
    если –ну- исчезает, то это непродуктивный класс.
    Ср.: мерзнуть — мерз (непрод.), сохнуть — сох (непрод.)
    5 прод. кл.
    -и-ть
    -нуль-ат
    (суф. –и- усекается в основе наст. вр.)
    краси-ть
    крас’-ат
    люби-ть
    люб’ат
    Логика расположения классов такова:
    с 1 по 4 — 1 спряж.
    5 кл. — 2 спряж.
    Глаголы из непродуктивных классов могут переходить в продуктивные. Напр., полоскать — полощут (это исходная форма, непродукт.), но появилась вариантная форма — полоскаj-ут (по 1 прод. кл.)
    Спряжение
    В широком понимании, спряжение — это изменение глаг. по наклонениям, временам, лицам и числам, а в прош. вр. — и по родам. В узком понимании, спряжение — это изменение глаг. по лицам и числам в настоящем и простом будущем времени.
    Спряжение глаголов выделяется по системе окончаний. По этому признаку глаголы делятся на 2 продуктивных спряжения.
    К 1 спряж. относятся глаголы с окончаниями:
    -у (-ю)
    -ем
    -ешь
    -ете
    -ет
    -ут (-ют)
    Ко 2 спряж. относят глаг. с оконч.:
    -у (-ю)
    -им
    -ишь
    -ите
    -ит
    -ат (-ят)
    В форме 1 лица ед.ч. окончания глаголов 1 и 2 спряжений совпадают.
    Основное правило определения спряжения — по окончаниям личных форм. Если же окончания безударные, то дополнительным средством оказывается инфинитив.
    Так, ко второму спряж. относятся:
    1. все глаголы на –ить (кроме: расшибить, брить, стелить, зиждиться)
    2. 7 глаголов на –еть (видеть, смотреть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть)
    3. 4 глаг. на –ать (* дышать, держать, слышать, гнать).
    Все остальные глаголы — 1 спряж.
    Небольшое количество глаголов совмещает окончания обоих спряжений — это РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ (или глаголы смешанного спряжения): * хотеть, бежать, чтить (и их префиксальные производные):
    хотеть, хочешь, хочет — в ед.ч. — по 1 спр.;
    хотим, хотите, хотят — во мн.ч. — по 2 спр.
    Глаголы чтить и бежать (чтит, бежит) имеют во всех формах окончания 2 спряжения, но в форме 3 лица мн.ч. — оконч. 1 спр. (чтут, бегут).
    Архаичную систему окончаний имеют глаголы есть (в Z «кушать»), надоесть, дать, создать (и их префиксальные производные).
    е-м ед-им
    е-шь ед-ите
    е-ст ед-ят (во множ. числе окончания этих глаголов регулярные).
    Эти глаголы называют архаичными, или глаголами С АРХАИЧНЫМ СПРЯЖЕНИЕМ.
    Вопрос о парадигме глагольного слова
    Парадигма — это система всех форм данного слова.
    Но парадигма понимается по-разному:
    Широкое — в парадигму включаются все формы (спрягаемые и неспрягаемые): формы наклонений, времени, лица, числа, все формы прич. (м., ж., ср. родов и мн.ч.), деепричастия, формы вида, залога — в этом случае парадигма может включать более 200 форм.
    Узкое — только формы накл., времени, лица и числа.
    У глаголов встречаются полные, неполные и избыточные (или изобилиющие) парадигмы.
    победить
    нет f 1л. ед.ч.
    неполная
    куститься
    нет f 1 и 2 лица ед. и мн.ч. из-за семантики
    неполная
    положить: повел. накл. положи, положите (лит. норма); положь, положьте (нелит.)
    избыточные формы различаются с точки зрения сферы употребления
    избыточная
    хнычут, машут (лит.) — хныкают, махают (нелит.)
    вариантные формы образуются по продуктивным моделям
    избыточная
    Мы закончили общую характеристику глагола и переходим к морфологическим КК.

  8. tele Ответить

    Мест.-числ.
    имеют обобщенно-количественное Z, указывают на количество, но не называют его.
    МКК мест.-числ. совпадают с МКК числительных:
    · мест.-числ. не имеют рода и числа
    · как и колич. числ., в Им.-Вин. управляют сущ. и составляют с ним синтаксически неразложимое словосочетание (т.е. функционируют как одн член преложения)
    На столе лежитнесколько (Им.) книг (Род.).
    Купили несколько (Вин.) книг (Род.).
    · В косв. пад. согласуется с сущ. и выполняет функцию колич. определения:
    Нам не хватало нескольких книг.
    Совпадение с числ. также позволяет включить мест.-числ. в разряд числ. (В «РG — 80» их называют неопредел.-колич. числительными).
    Тема 7. ГЛАГОЛ
    Самостоятельно:
    1. Значение и употребление форм времени (Шанский, Тихонов, стр. 190 — 195).
    2. Z и употребление форм лица (Шанский, Тихонов, стр. 185 — 186).
    Глагол— это знам. ЧР, обозначающая действие как процесс и выражающая это Z в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица. Обладает также КК числа, а в прош. времени и сослагат. накл. — К рода. Синтаксические функции глагола разнородны и зависят от того, к какому типу глагольных форм они относятся:
    · личные формы — всегда сказуемое
    · прич. — дублирует синтаксич. ф. прилагательного
    · дееприч. — обстоят.
    · инф. — универсален по своим синтаксич. ф.
    Действие, процесс понимается широко:
    § перемещение в пространстве (* ходить, плыть),
    § состояние (* радоваться, болеть),
    § проявление признака (* белеть, краснеть),
    § изменение признака (* стареть, лысеть),
    § отношение к чему-л. (* любить, нравиться),
    § передача мысли (* размышлять, думать),
    § восприятие (* видеть, слышать)
    § и др.
    Эти и многие другие лексико-семантические группы глаголов называются полнознаменательными. Они являются самостоятельными членами предложения.
    Наряду с полнознаменательными глаголами выделяют неполнознаменательные, которые еще называют вспомогательными, поскольку они не являются самостоятельными членами предложения.
    Неполнознаменательные глаголы не представляют собой единства, а делятся на:
    O связочные глаголы, которые используются при формировании составного именного сказуемого (быть, являться, становиться, стать, делаться):
    Онбыл врачом.
    O модальные глаголы (хотеть, желать, мочь)
    Ямогу работать. (в составном глаг. сказуемом)
    O фазисные глаголы, обозначающие фазу совершения действия (начать/начинать, продолжить/продолжать, закончить/ заканчивать)
    Япродолжаю заниматься. (в составном глаг. сказ.)
    Глагол характеризуется сложностью Gой системы, которая состоит из 4 основных форм:
    · инф.
    · личн. форм
    · прич.
    · дееприч.
    4 основные формы глагола подразделяются на спрягаемые и неспрягаемые.
    Спрягаемые формы изменяются по наклон., временам, лицам и числам, а в прош. вр. — и по родам. Набор МКК м.б. разным: одни личные формы могут иметь К накл., времени, лица и числа, но у них не проявляется К рода:
    читаю читаем
    читаешь читаете
    читает читают
    –––––––––––––––––––––
    изъяв. накл., наст. вр., лицо (при пом. оконч.), число (при пом. оконч.), но рода нет — все КК находят морфемное выражение.
    К неспрягаемым формам относятся инф., прич., дееприч., т.к. у них нет КК накл., врем., лица и числа.

  9. Terminat Ответить

    4 основные формы глагола подразделяются на спрягаемые и неспрягаемые.
    Спрягаемые формы изменяются по наклон., временам, лицам и числам, а в прош. вр. — и по родам. Набор МКК м.б. разным: одни личные формы могут иметь К накл., времени, лица и числа, но у них не проявляется К рода:
    читаю читаем
    читаешь читаете
    читает читают
    –––––––––––––––––––––
    изъяв. накл., наст. вр., лицо (при пом. оконч.), число (при пом. оконч.), но рода нет — все КК находят морфемное выражение.
    К неспрягаемым формам относятся инф., прич., дееприч., т.к. у них нет КК накл., врем., лица и числа.
    Инфинитив
    Инф. называют неопредел. ф. глагола, потому что он обозначает процесс, но не указывает на лицо, его осуществляющее. Идея процесса в этой форме выражена в наиболее чистом виде. Он выражает только значение вида, залога и переходности, т.е. содержит минимальную грамматич. информацию. ПРИ ЭТОМ ИНФ. ОБЯЗАТЕЛЬНО Д.Б. ТОГО ЖЕ ВИДА, ЧТО И АНАЛИЗИРУЕМАЯ ФОРМА.
    По структуре инф. распадается на основу инф. и формальный показатель.
    Формальные показатели
    · самый распространенный — -ть: знать, колоть. Некоторые ученые считают –ть суффиксом, поскольку инф. — неизменяемая глаг. форма, однако не уточняется, какой это суффикс — словообразовательный или формообразовательный. Нам ближе т.з., что ть — окончание особого рода. В пользу окончания свидетельствуют факты, что этот формальный показатель 1) не участвует в образовании форм и, следовательно, не входит в основу, и 2) инф. по происхождению это застывшая форма Дат.-Предл. пад. имени сущ. 3 склон. — и это тоже аргумент. Поэтому мы будем выделять этот показатель как окончание, хотя и учтем его своеобразие.
    · реже –ти: *идти, нести
    · –чь (* беречь, стеречь). У этих глаголов –чь — одновременно и конечная часть корня, и формальный показатель. Это явление наложения морфем, т.к. -чь генетически восходит к сочетанию кт и гт (в диалектах — инф. пекти).
    Синтаксические функции инф. крайне разнообразны (только некот.):
    Он решил отправиться домой.
    Владимир обнял их и с восторгом поехал домой приготовляться.
    И смотритель, и ямщики советовали мне переждать.
    Желание немедленно увидеть эти края овладело мною.
    Основы глагола
    Каждый глагол СРЯ имеет 2 основы:
    1) основа инфинитива (без оконч. –ти, -ть)
    2) основа настоящего времени (3 лицо, множ.ч., наст. или прост. буд. времени без оконч. –ут, -ат)
    * делать — дела[jу]т
    * петь — по[jу]т
    * кричать — кричат
    У некот. глаг. есть 3 основы (т.е. еще есть основа прош. времени). У большинства она совпадает с основой инф.:
    * мокнуть — мокнут — мок
    запереть — запрут — запер
    тереть — трут — тер
    Все остальные формы глаголов образуются от основ инф. и настоящего/простого будущего времени. Образование форм зависит от вида, переходности и спряжения (для правильного написания окончаний личных форм и суффиксов причастий).
    Формообразующие возможности основ инф. и наст./прост. буд. вр.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *